Научная статья на тему 'Понимание дефиниций «Здоровье» и «Болезнь» православной студенческой молодежью: по материалам полуформализованных интервью'

Понимание дефиниций «Здоровье» и «Болезнь» православной студенческой молодежью: по материалам полуформализованных интервью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL AND CULTURAL STANDARD OF HEALTH / ВИТАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / VITAL COMPETENCE / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЭТАЛОН ЗДОРОВЬЯ / HEALTH-PRACTICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисина О.В.

Проанализированы социокультурные модусы витального поведения верующей студенческой молодежи. Выявлен культурно-детерминируемый устойчивый образец здоровья православного студенчества Казанского национального исследовательского технологического университета и Казанской духовной семинарии. Выделены приоритетные дефиниции понимания здоровья, болезни, здоровьесберегающего поведения и конкретных стратегий здоровьеориентированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание дефиниций «Здоровье» и «Болезнь» православной студенческой молодежью: по материалам полуформализованных интервью»

УДК 316.7

О. В. Лисина

ПОНИМАНИЕ ДЕФИНИЦИЙ «ЗДОРОВЬЕ» И «БОЛЕЗНЬ» ПРАВОСЛАВНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННЫХ ИНТЕРВЬЮ

Ключевые слова: здоровьесберегающие практики, витальная компетентность, социокультурный эталон здоровья.

Проанализированы социокультурные модусы витального поведения верующей студенческой молодежи. Выявлен культурно-детерминируемый устойчивый образец здоровья православного студенчества Казанского национального исследовательского технологического университета и Казанской духовной семинарии. Выделены приоритетные дефиниции понимания здоровья, болезни, здоровьесберегающего поведения и конкретных стратегий здоровьеориентированности.

Keywords: health-practices, vital competence, social and cultural standard of health.

Analyzed socio-cultural modes of vital behavior believing students. Identified cultural determinacy steady pattern of health orthodox students of Kazan National Research Technological University and the Kazan Theological Seminary. Allocated priority definitions understanding of health, disease, health-saving behavior and concrete strategies health-oriented.

Введение

Жизнеспособность и стабильность общества зависят от того, как чувствуют себя его граждане [1]. На фоне постоянных социокультурных трансформаций, когда индивиду особенно тяжело самоидентифицироваться, сформировать собственные модели поведения в рамках определенного культурного эталона, важно по достоинству оценить значимость социокультурных модусов в пространстве реализации здоровьесберегающих практик, витальном поведении молодежи. За последнее десятилетие в динамике здоровья молодого поколения не наблюдалось позитивных сдвигов [2].

Проблема настоящего исследования - противоречие в несоответствии декларируемых витальных ценностей современного общества с фактическим витальным поведением, в частности, рассогласование в уровне витальной компетентности студенческой молодежи и референтах ее жизнестойкости. Целью исследования является выявление социокультурных модусов здоровьесберегающих практик и жизнестойкости верующего студенчества светского технологического и духовного вузов [3].

Социокультурный эталон здоровья и болезни православного студенчества КНИТУ и КДС

Долгое время здоровье совпадало с социальным конформизмом, а болезни рассматривались в теологическом контексте и лишь общество модерна с идеей управляемости, рационализации социального создало веру в то, что социум может мобилизовать свои ресурсы на борьбу с ними [4].

Для изучения социокультурных особенностей обыденных представлений о здоровье и болезни в модусе ценностей обратимся к материалам качественного исследования. Метод сбора первичной информации - полуформализованное интервью (N=44) с участием студентов светского и духовного высшего учебного заведения. Объект исследования в светском ВУЗе - Казанском Национальном Исследовательском Технологическом Университете

(N=23), подразделялся на 2 группы, отобранные методом «снежного кома»: православные студенты гуманитарной и технической специальности. В интервью участвовали студенты КНИТУ 1-5 курса в возрасте от 18 до 23 лет. В Казанской Духовной Семинарии были опрошены воспитанники пастырского факультета (N=21) 1-4 курсов.

Анализ качественных данных показал, что социальные представления верующих студентов о здоровье исходят из нескольких детерминирующих признаков и подходов:

1) отсутствие патологий, болезней, недугов (нормоцентрический подход);

2) нормальное, обычное состояние организма, когда здоровье подразумевает совокупность среднестатистических норм поведения (нормоцентрический подход);

3) целостность физического, психологического, социального благополучия (системно-холистический подход);

4) здоровье как ценность (аксиологический подход);

5) ресурс, позволяющий полноценно выполнять социальные функции (инструментальный подход);

6) баланс, гармония внутреннего и внешнего, равновесие организма и среды (адаптационный подход);

7) объяснение проблем со здоровьем объективными причинами, попытка упорядочивания социальных фактов (этнометодологический подход).

Ни один из детерминирующих признаков не упоминался по отдельности, и многие типичные высказывания респондентов интегрировали в себе несколько представленных подходов.

Большинство студентов склонно определять здоровье через негативную дефиницию, определяя здоровье как отсутствие болезней и физических недугов, дефектов и как следствие, отсутствие медицинского вмешательства. Цитаты-подтверждения с интегративными подходами: «... Здоровье - это когда тебя не беспокоят никакие боли, болезни, когда ты абсолютно здоров не только физически, но и мо-

рально. Это важно, ведь большинство болезней мы сами создаем». (N12 в списке респондентов: Наталья, 20 лет, факультет социотехнических систем, верующая православная); «...Под здоровьем я понимаю физическое и духовное состояние полного комфорта, когда не болеешь» (N11); «.Здоровье -это такое состояние, когда ты не нуждаешься в медицинской помощи, когда двигаешься и живешь без какой-либо помощи (родных, друзей), чувствуешь себя хорошо каждый прожитый день» (N42); «.Быть здоровым, это значит не знать, что такое таблетки и уколы» (N40).

Некоторые респонденты предпочитают исходить из системно-холистического подхода в понимании здоровья и здорового образа жизни. Цитаты-подтверждения: «.Здоровье - самое главное в жизни (ценностный - прим.автора). Здоровье, на мой взгляд, это не отсутствие болезни, а как в известном определении - физическое и душевное благополучие (системно-холистический - прим.автора). Для меня это состояние комфорта, легкости, возможность принимать любимую пищу, активно двигаться и выполнять различные повседневные функции (инструментальный - прим.автора)»; Сочетание системно-холистического и нормоцентрического подхода в высказывании: «Здоровье - это как физическое, так и духовное, психологическое состояние человека. Т.е. здоровье - это общее, комплексное понятие, но больше всего, наверное, имеется в виду физическое состояние, а также есть ли болезни, хронические заболевания и др. Для меня здоровье -это сила и выносливость (инструментальный -прим.автора)» (N2: Денис, 18 лет). Подобный инструментальный подход прослеживается в высказываниях большинства студентов КНИТУ, немного реже, но и среди воспитанников КДС: «.Здоровье -это состояние человека, при котором он чувствует себя хорошо, способен к труду, учебе, все успевает сделать, радуется жизни» (N27: Руслан, 19 лет).

Всего несколькими ответами студентов КНИТУ и КДС представлен аксиологический подход к здоровью: «.Под здоровьем я понимаю ценное состояние человека, при котором он хорошо себя чувствует и не испытывает трудностей в процессе жизнедеятельности» (N31). В качестве типичного высказывания в рамках адаптационного подхода, в сочетании с инструментальным, приведем следующий отрывок из интервью: «. Здоровье - это когда человек находится в гармонии со своим организмом. При отсутствии здоровья людям сложно выполнять свои жизненные функции, а порой становится и невозможно» (N25 в списке респондентов).

Высказывания с интерпретацией здоровья через системно-нормоцентрический подход: «Здоровье - это состояние, при котором все процессы происходят в обычном режиме. Я бы сказал, что оно складывается из физического и психологического состояния» (N=33); «.Здоровье - это когда все в организме правильно работает» (N44); «. Здоровье - это физическое и духовное состояние человека, при котором он чувствует себя счастливым» (N16) и т.д. Часть респондентов женского пола из КНИТУ связывает здоровье с его эстетической стороной:

«.Мое понимание здоровья - это, прежде всего, отличное состояние всего тела, волос, ногтей и кожи лица, когда нет связанных с ними проблем» (N12).

Таким образом, было выявлено, что чаще всего здоровье интерпретируется через негативную дефиницию, как отсутствие болезни, значительно реже встречаются ответы с интерпретацией понятия через позитивно-инструментальную дефиницию, т.е. здоровье как норма и значимый ресурс для жизнедеятельности.

Рассмотрим, каков в представлении верующих студентов образ здорового человека. Интервьюируемым предлагалось назвать 2-5 прилагательных, максимально характеризующих здорового и больного человека. К наиболее часто употребляемым из представленных ответов следует отнести качественные прилагательные: бодрый, сильный, красивый, активный, жизнерадостный, счастливый, с хорошей осанкой, хорошей физической подготовки, а также уставший, вялый, немощный и т.д. Цитаты-подтверждения из интервью: «.Здорового человека я представляю себе как очень крепкого и здорового в физическом смысле, большого, чистого, ухоженного и «чистого» душой, верующего, добродушного и позитивно настроенного» (N10); «.В моем воображении это здоровый накаченный мужчина, который занимается спортом, держит себя в форме и т.д.» (N19); «.Это человек, который полон сил, чаще всего у него хорошее настроение. У него все системы организма работают отлично и не доставляют дискомфорта. Здоровый человек - это счастливый и гармоничный человек» (N25); «. Здоровый человек ведет, естественно, здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек, у него здоровая кожа, ясный взгляд, прямая осанка, от него приятно пахнет, с ним хочется общаться» (N13) и т.д.

Понимание болезни неоднократно представлено интервьюируемыми, в особенности воспитанникам КДС, с позиций этнометодологического подхода, т.е. наблюдаются попытки упорядочивания происходящих событий. Цитаты-подтверждения: «. Со стороны обывателя, могу сказать, что болезнь

- это случайность. Но мне, как человеку религиозному, иногда болезнь кажется и наказанием и испытанием. Иногда мне кажется я знаю, почему это со мной произошло и чем я это заслужил.» (N34); Высказывание, отражающее понимание респондента «болезни» через адаптационный подход: «.Болезнь

- это не враг и не наказание, а это попытка организма восстановить нарушенную гармонию. Стоит только это понять, и ты исцеляешься» (N16). Периодически выходит на первую позицию нормоцентри-стский подход. Цитата-подтверждение: «Здоровье, прежде всего физическое, потом уже духовное, социальное и другие. Болезнь же состояние, при котором нарушается жизнедеятельность и нормальная работоспособность» (N2); «.Болезнь - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни» (N6).

Для воспитанников КДС характерно понимание болезни через религиозно-культурный эталон здоровья православия, где болезнь - это испытание,

например: «. Проблемы со здоровьем, болезни я оцениваю первым делом как испытание, но иногда бывает и как случайность или наказание. Здесь возможных вариантов множество, что-то из этой части мы не можем знать наверняка. Заболевание может быть случайностью - мало ли какие инфекции на улице ходят; наказанием или испытанием - это вопрос более религиозного характера, можно долго углубляться, однако, ни один ответ я не имею возможности доказать, все только предположительно. Иногда болезнь неизбежна, т.к. бывают массовые эпидемии гриппа и т. д. Зачастую им сложно противостоять» (N30). Представителям студенческой молодежи КНИТУ более характерно понимание болезни как случайности: «. Проблемы со здоровьем -это чаще всего случайность, поскольку мы не знаем, что с нами может случиться, с чем это связано, если, конечно, не делали что-то заведомо вредное для организма. Во-первых воздух у нас не очень чистый, продукты питания тоже не все свежие и натуральные, даже огурцы могут оказаться химическими, а одежда не соответствует нашей республике, т. к. все коротко да тонко, что мне не понять» (N22). На второй позиции по популярности среди студентов КНИТУ - понимание болезни как неизбежности: «. Болезнь для меня это чаще всего неизбежность. Нет на свете такого человека, который ни разу в жизни не болел. Надо только относиться к этому спокойнее и понимать, что со временем все пройдет» (N12); «.Болезнь - это неизбежность. Допустим, если ты куришь, то рано или поздно ты неизбежно заболеешь, будут проблемы с легкими» (N17). Регулярно встречаются высказывания, содержащие интегративные варианты в понимании болезни, например, сочетание нормоцентристского и системно-холистического подхода: «. Болезнь -это нарушение нормальной жизнедеятельности, происходящее из-за различных причин - внутренних, личных, эмоциональных, как говорят «психосоматическая» болезнь, но иногда и внешних обстоятельств. Болезнь - это когда тебе очень плохо.. иногда телу, а иногда на душе» (N11, Алевтина, 19 лет, ФППБА, верующая православная). Отметим, что и среди воспитанников КДС встречались интерпретации болезни, казалось бы, не соответствующие православному социокультурному эталону здоровья-болезни, например: «. Болезнь я бы определил, как неспособность организма противостоять раздражающим факторам» (N32, Михаил-2, 19 лет, ПФ КДС).

Разделим наиболее типичные высказывания на условные группы по содержанию: 1 группа - понимание здоровьесберегающих практик как отказ от чего-либо, например, от вредных продуктов, привычек и т. д.; 2 группа - здоровьесберегающие практики - это насыщение, сопровождение своей повседневной жизнедеятельности различными полезными практиками, профилактическими, укрепляющими, совершенствующими твое физическое и духовное состояние, а не только отказ от чего-либо. Эти условные группы представляют собой сохранительные и оздоровительные виды практик. Также большинство высказываний отражают приверженность к тем

или иным видам практик, в соответствии с их классификацией: медицинские традиционные, медицинские альтернативные, нетрадиционные, религиозные, псевдорелигиозные, легитимные, нелегитимные, духовные-нерелигиозные: восточные практики, медитация, йога, цигун, адвайта и др.

Главной выявленной социокультурной особенностью в процессе обработки материалов интервьюирования стала диаметральная природа смыслов здоровьесберегающего действия студенческой молодежи с более выраженной и менее выраженной реализованностью религиозных традиций. Действительно, некоторые высказывания подтвердили, что выбор практики исходит из локального или универсального социокультурного эталона здоровья, из духовно-ценностных или материально-целевых смыслов. Духовно-ценностные смыслы проявлялись в таких своих признаках как стандартные, легитимно-одобряемые средства достижения долговременной цели, согласованность выбора практик с предполагаемыми последствиями, ожиданиями, минимальной субъектностью в пространстве реализации практик, локальностью, и, главное, репродуктивной направленностью, выражающейся в воспроизведении образца. Цитата-подтверждение: «...Не хотел бы быть банальным. но у нас с ребятами с факультета очень схожий образ жизни, поэтому как и все я пытаюсь соблюдать режим дня, вести ЗОЖ. Семинария располагает к такому образу жизни, потому что мы правильно питаемся в столовой по 5 раз в день. для меня здесь меньше искушений.. на территории семинарии исключены вредные привычки, ну и мы постоянно участвуем в служениях, таинствах, постимся. иногда ходим на конференции, экскурсии. Я точно знаю, что если бы я был дома, то не проводил бы так активно свободное время. Еще я каждый день делаю зарядку. Мне кажется не столь важно, что я делаю, потому что физическое здоровье не появится, если нет здорового духа» (N30, Игорь, 18 лет, ПФ КДС).

Материально-целевые смыслы выявлялись согласно своим ключевым свойствам: потенциация-продуктивность, умножение смыслов, выраженная субъектность, направленность на решение проблемы, разнообразность, универсальность, применение как стандартных, легитимных так и нестандартных, нелегитимных способов достижения конкретной, чаще краткосрочной цели и др. Цитата-подтверждение: «. Мои здоровьесохраняющие практики? Ну, первым делом скажу, что меня отец научил по утрам делать зарядку и участвовать в различных спортивных соревнованиях, лыжных. Ежегодно в России проводятся «Дни здоровья», на которых проводятся различные спортивные мероприятия. Также сейчас я хожу на цигун. может слышали про такую китайскую методику оздоровления? Там делаем физические упражнения, дыхательные, много разных заданий дают по духовному развитию. Регулярно совершаю прогулки по паркам, скверам, лесам. Еще поддерживаю себя здоровым с помощью сбалансированного питания, отказа от вредных привычек, не пью и не курю,

стремлюсь самосовершенствоваться. Из

медицинских практик я тоже кое-что делаю, когда чувствую, что начинаю болеть. Обычно мне помогают ингалляции, компрессы, полоскание горла, растирания, а то, что не помогает - не использую в жизни, поэтому привести пример не могу» (N3). Высказывание позволяет зафиксировать склонность к выбору и применению традиционных медицинских, альтернативных и духовных практик здоровьесберегающего содержания.

Ряд высказываний отражают слабую инди-видуализированность практик, например, в данном случае представлен подобный случай с интегрированием универсально-групповых, легитимных здо-ровьесохранительных практик сохранительного характера, т.е. из первой группы: «. Здоровьесберегающие практики, на мой взгляд, это какие-то практические действия, направленные на сохранение общественного или индивидуального здоровья, например, это может массовые спортивные мероприятия, акции-протесты против алкоголя и табака. Здоровьесберегающая технология, в свою очередь, это сам процесс реализации практики, способы ее достижения.. может быть занятия физкультурой?» (N9).

Выявлены высказывания с приверженностью к сохранительным практикам первой группы, с явной потребностью субъекта переложить ответственность за свое здоровье на кого-то, что-то во внешней среде. Обозначим данную группу интервьюируемых как адептов патерналистской модели взаимодействия: «.Как я понимаю, здоровьесбере-гающая практика это какой-то опыт деятельности по сохранению здоровья, конкретные действия. А здо-ровьесберегающая технология - это какие-то внешние условия, например, условия учебы, работы, чтобы все помогало избавиться от стресса, были адекватные требования к студентам. Например, мы как студенты, достаточно мало двигаемся, несмотря на то, что есть физкультура и все остальное. Под здо-ровьесберегающей технологией понимаю создание максимально хороших условий для сохранения физического и эмоционального здоровья» (N11 Алевтина, 19 лет, ФППБА, верующая православная). Ин-тегративное наделение сохранительным и оздоровительным смыслом здоровьесберегающих практик: «.Под здоровьесберегающей практикой я понимаю такое действие, благодаря которому не болеешь или даже укрепляешь здоровье» (N14, Дмитрий, 22 года, Факультет управления, автоматизации).

Обратимся к данным относительно конкретных здоровьесберегающих практик, применяемых интервьюируемой студенческой молодежью. Среди студентов КНИТУ наиболее распространены сохранительные, реже оздоровительные практики, легитимные, реже нелегитимные практики стандартных типов, регулярно отмечаются практики медицинского характера, эпизодически - духовные практики оздоровления. Цитаты-подтверждения: «. Для того чтобы сохранить здоровье я делаю следующее: долгий, здоровый сон, по утрам зарядка, правильное питание, холодный душ, спорт. Каждую зиму надо закаляться - обливаюсь холодной водой.

Не курить, не употреблять спиртные напитки и тогда организм будет в норме» (N6, Вера, 19 лет, ФСТС, верующая православная); «. Используемые мною здоровьесбергающие практики: активный образ жизни, постоянное движение, здоровое питание, позитивное мышление, приятное окружение, полноценный сон и любимое занятие» (N12). Также для студентов КНИТУ характерно применение народных целительских практик и самостоятельное воспроизведение медицинских практик: «. Когда болею, то стараюсь пить больше воды и спать, делать горчичники. Употребляю много меда, чеснока, варенья и хорошо питаюсь. Если например, насморк, то надо подышать над картошкой. Даже пробовал кипятить пиво, но, кажется, это не помогает. Хотя болею я редко. где-то раз-два в год и то может не быть» (N9); «.Зарядка по утрам помогает мне взбодриться и чай с малиной для иммунитета. Промываю нос соленой водой, как бабушка в детстве заставляла, полощу горло». «.Часто занимаюсь самолечением - это горячие банки, баня, куриная терапия» (N5); «.Для поддержания себя в тонусе я занимаюсь спортом, делаю зарядку, гуляю, не ем ничего вредного, пью лекарственные средства для профилактики простудных заболеваний, особенно часто пью витамины» (N7).

Наиболее часто упоминаемыми, в качестве личных примеров практик здоровьесбережения, среди студентов КНИТУ оказались легитимные практики, обусловленные материально-целевыми смыслами, направленными на достижение оздоровления в пространстве «здесь-и-сейчас» с помощью спорта, физкультуры, отказа от вредных привычек и отражающими универсальный социокультурный образец здорового образа жизни современного общества. Цитаты-подтверждения: «. Чтобы быть здоровым - надо питаться правильно, пить воду, чтобы сохранить молодость; надо делать физические упражнения, больше находиться на свежем воздухе, отводить время на отдых и хороший сон» (N11); «.Я занимаюсь спортом, гуляю, не имею вредных привычек» (N13), «.Я не курю, веду здоровый образ жизни, но не интенсивно, так как соблюдать его постоянно очень тяжело» (N4); «.Для поддержания жизненного тонуса я занимаюсь спортом, делаю зарядку, стараюсь эффективно отдыхать и чаще бывать на свежем воздухе» (N3). Среди высказываний воспитанников КДС систематично появлялись ответы, подчеркивающие духовно-ценностную смысловую ориентированность, например: «.Для поддержания своего жизненного тонуса я занимаюсь спортом, делаю зарядку, также, как было написано в вашем бланке - «мой здоровый дух созидает здоровое тело». Я стараюсь поддерживать себя в хорошей духовной форме, саморазвиваться, делать только хорошие поступки, добро. Я чувствую как это «очищает» мой организм. У меня нет причины болеть» (N35, Павел, 23 года, ПФ КДС).

Интервьюирование показало, что студенты КНИТУ технологической и студенты гуманитарной профессиональной направленности мужского пола исходят из материально-целевых смыслов. Гумани-

тарии женского пола склонны к интегрированным смыслам с тенденцией к материально-целевым. Воспитанники КДС продемонстрировали однозначное преобладание духовно-ценностных смыслов здоровьесберегающего поведения. Здоровьесбере-гающие практики студентов гуманитарной специальности КНИТУ наиболее разнообразны, к ним относятся оздоровительные медицинские, легитимные, нетрадиционные практики, духовные практики оздоровления и различные способы самолечения. Здоровьесберегающие практики воспитанников КДС максимально близки к локальному социокультурному эталону и определены религиозным мировосприятием: православные, псевдоправославные практики оздоровительной и сохранительной направленности, легитимные.

Таким образом, степень реализации религиозной традиции студенческой молодежи значительно влияет на витальную компетентность, здоровьеориен-тированность и образ жизни. Образование же должно осуществляться не только с помощью передачи знаний, но и путем приобщения к ценностям [5].

Литература

1. Зинурова Р.И., Липатова Т.Н. Особенности ценностных ориентаций молодежи этнических групп как показатель ее социального самочувствия (на материалах Республики Татарстан) // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 15. С.263-266.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. - 2009. - №5. - С.6-11.

3. Лисина О.В. Здоровьесберегающие практики и жизнестойкость верующей студенческой молодежи технологического и духовного вузов: сравнительный анализ // Научный журнал «Фундаментальные исследования». -№ 5. - Ч.4. - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. - С.885-889.

4. Савельева Ж.В. Здоровье и болезнь в контексте социологической теории: специфика интерпретаций // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 22. С.202-206.

5. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Дискурсы академического капитализма и традиции образования: контексты взаимодействия в исследовательских университетах // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 15. С.293-294.

© О. В. Лисина - асс. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, socio-olga@mail.ru.

© O. V. Lisina, assistant of the department of state municipal management and sociology, Faculty of industrial policy and business administration, Kazan National Research Technological University, socio-olga@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.