О
• ситуация судебных споров • развод родителей • лишение или ограничение родительских прав • психологическое обследование
В России ежегодно более 600 тыс. детей переживают развод родителей. Ситуация развода во всех случаях затрагивает интересы детей и отражается на их психическом состоянии и развитии. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросу определения места жительства детей после расторжения брака. Так, согласно данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, по искам о порядке воспитания детей родителями, проживающими раздельно, в среднем за год рассматривается около 16 тыс. дел.
Согласно действующему Семейному кодексу Российской Федерации (СК РФ), родители имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей. Место жительства ребёнка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом «исходя из интересов ребёнка и с учётом мнения детей» (ч. 3 ст. 65 СК РФ).
В Постановлении от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 разъясняет, что под интересами ребёнка «следует понимать обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, психического и духовного развития» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 9).
Статья 12 Конвенции о правах ребёнка закрепляет норму международного права, согласно которой государства-участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам. Положение о необходимости учёта мнения ребёнка в семейных спорах закреплено в ст. 57 СК РФ, согласно кото-
Помощь детям в ситуации судебного спора родителей
Марина Александровна Зайцева,
педагог-психолог бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Вологодской области «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»
листов — психологов,
М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей
- рой ребёнок имеет право «выражать своё мнение при
Необходимость выявле- решении в семье любого вопроса, затрагивающего
ния судом ряда обстоя- его интересы, а также быть заслушанным в ходе лю-
тельств, имеющих пси- бого судебного или административного заседания».
хологическое значение При этом «учёт мнения ребёнка, достигшего возрас-
(мотивов поведения, та десяти лет, обязателен, за исключением тех случа-
особенности лиЧНЫХ ев, когда это противоречит интересам ребёнка».
отношений родителей Нормы СК РФ предусматривают различные способы
друг к другу и к ребёнку выявления судом интересов ребёнка: непосредст-
и т.п.), определяет венное выяснение интересов ребёнка, опрос в суде
целесообра3ность родителей и свидетелей, заключение органов опеки
уЧастиЯ В подобныХ су- и попечительства. Необходимость выявления судом
чебныхс спорах спец на- ряда обстоятельств, имеющих псих°л°гическ°е значение (мотивов поведения, особенности личных отношений родителей друг к другу и к ребёнку и т.п.), психиатРов- определяет целесообразность участия в подобных судебных спорах специалистов — психологов, психиатров. Наряду с судебно-психиатрической экспертизой имеются другие формы участия психологов и психиатров в спорах о воспитании: психологи могут непосредственно привлекаться к судебному разбирательству в качестве специалистов, к материалам дела может быть приобщена медицинская документация, содержащая сведения о психическом состоянии ребёнка и соответствующие психологические заключения. Следует отметить, что — общепсихологические понятия должны соотноситься с теорией гражданского права.
Недостаточное понимание этого аспекта приводит к тому, что многие психологи в своих заключениях указывают, с кем из родителей должен проживать ребёнок, или какой порядок и график встреч отдельно проживающего родителя с ребёнком целесообразен. А это уже относится к решению правовых вопросов, которые психолог решать не должен. Согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ, спор между родителями о месте проживания ребёнка решается судом «с учётом мнения детей».
Психологическое обследование может назначаться в случаях:
— рассмотрения вопроса о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ);
— разрешения споров о месте жительства ребёнка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
— осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
— устранении препятствий к общению с ребёнком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
В БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС» психологическое обследование проводится по запросу на основании приказа директора цен-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
тра. Обследование проводят педагоги-психологи центра, назначенные приказом директора.
По делам о лишении или ограничении родительских прав, как правило, рассматриваются такие вопросы (в отношении несовершеннолетних):
• Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чём конкретно они выражаются?
• Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям?
• Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям? Если да, в чём это выражается и с чем связано?
• Определение индивидуально-психологических особенностей родителей и ребёнка.
Алгоритм проведения процедуры психологического обследования в ситуации судебного спора
1. Поступление запроса от суда.
2. Приказ директора центра о назначении психологического обследования с указанием ответственного специалиста и сроков проведения обследования (педагог-психолог центра).
3. Психологический анализ источников информации гражданского дела:
— исковое заявление родителя;
— данные о психоневрологическом статусе родителей (учёт, склонность к злоупотреблению ПАВ);
— данные о привлечении к уголовной ответственности за противоправные действия (если таковые имеются);
— история развития ребёнка;
— характеристика ребёнка из образовательного учреждения;
— акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (органы опеки и попечительства);
— характеристики с места работы родителей и т.п.
4. Беседа психолога с родителями ребёнка (без ребёнка).
Цель: ознакомить родителей с процедурой проведения психологического обследования ребёнка и самих родителей.
В ходе беседы внимание родителей обращается на следующие аспекты:
— обследование ребёнка проводится с письменного согласия родителей (Приложение 1);
М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей
— обследование ребёнка проводится в присутствии представителя образовательного учреждения (органов опеки); при обследовании ребёнка родители не присутствуют;
— с каждым из родителей психологическое обследование проводится в индивидуальной форме; в беседе также оговариваются сроки встреч, особенности самого процесса обследования (в зависимости от запроса суда).
5. Беседа психолога с представителем образовательного учреждения (учителем, воспитателем, специалистом).
Цель: ознакомить с основной функцией педагога в рамках проведения обследования.
В ходе беседы внимание обращается на документацию, которую заполняет педагог по итогам обследования ребёнка (Приложение 2).
6. Процедура психологического обследования ребёнка. Рекомендуемые методики обследования:
Для изучения познавательных процессов:
— «Исключение предметов»;
— «Классификации»;
— «Аналогии»;
— «Существенные признаки»;
— «Сюжетные картинки»;
— «10 слов»;
— «Кубики Кооса»;
— тест Векслера (детский вариант);
— пробы на степень сформированности автоматизированных навыков (чтение, счёт, письмо).
Для изучение характера детско-родительских отношений:
— «Цветовой тест отношений» (Бажин, Эткинд);
— методика Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой;
— «Незаконченные предложения» (модификация В. Михала);
— рисуночные методики «Рисунок семьи», «Два дома», «Дом, дерево, человек»;
— социометрическая проба «День рождения» (М.А. Панфилова);
— условные ситуации Рогова;
— методика «Почта»;
— проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дру-каревич).
7. Процедура психологического обследования родителей.
Обследование родителей проводится индивидуально (отдельно с каждым из родителей) с помощью беседы, наблюдения, тестов и опросников. Целесообразно использование компьютерных программ обработки материалов обследования.
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Рекомендуемые методики обследования:
— измерение родительских установок и реакций — PARI(Е.С. Ше-фер, Р.К. Белл);
— опросник «Взаимодействие Родитель-Ребёнок»;
— опросник «Анализ семейной тревоги» (Эйдемиллер, Добряков, Никольская);
— тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллер, Добряков, Никольская);
— опрсник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;
— методика «Представления об идеальном (реальном) родителе»;
— опросник «Сознательное родительство»;
— методика «Принятие и исполнение родительской роли»;
— методика «Позитивные родительские чувства»;
— опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
8. Составление заключения по результатам психологического обследования. Литература
В заключении отражены дата и место об-
1. Карабанова О.А. Психология семейных отноше-следования, основания проведения обсле- ний и основы семейного консультирования: учеб-дования, цель обследования, диагностиче- ное пособие. М.,2004.
ский инструментарий, данные об эксперте 2. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. (Ф.И.О. специальность). В заключитель- Пмхолого^ихиэтритежад жстертизга по судеб-
-ф- ной части — ответы на поставленные су- ным спорам между Р^ТГТ, овоспитании и ме- -ф-
^ сте жительства ребенка. М., 2011. ^
дом вопросы (причины, по кот°рым не уда- 3. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. лось ответить на поставленные вопросы). м., 2006.
4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.
9. Предоставление заключения по ре- „ ; „ р ^ „ ,
Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб-
зультатам психологического обследова- ное пособие для врачей и психологов. СПб., 2007. ния администрации центра. 5. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкие В. Семейная психо-
терапия. Л.,1989.
Педагог-психолог может быть вызван в суд для дачи дополнительных разъяснений и допрошен по поводу проведённого им психологического обследования.
Оценка индивидуально-психологических особенностей родителей и их воспитательской позиции, а также индивидуально-психологических особенностей ребёнка приобретает особую важность в случаях семейных конфликтов.
Таким образом, к деятельности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога-психолога в областях психодиагностики, конфликтологии, специальной психологии, гражданского права предъявляются достаточно высокие требования.
М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей
Приложение 1
Директору
БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»
от______________________
(Ф.И.О.)
проживающего (ей) по адресу:_______
паспорт_______________
(серия, номер) выдан__
Заявление
(Ф.И.О.
(должность) присутствовавший(ая) при обследовании:
(Ф.И.О. дата рождения ребёнка) педагогом-психологом БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»
(Ф.И.О. педагога-психолога) претензий к процедуре обследования не имею.
« » 20 г.
Подпись:________/_
(расшифровка подписи)
^ П2 -Ф-
Приложение 2
Согласие родителей (законных представителей) на психологическое обследование ребёнка в БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»
Я,
(Ф.И.О.
паспортные данные_______________
адрес регистрации________________
отец (мать)__
(Ф.И.О. ребёнка)
выражаю своё согласие на обследование «__»________20__г., моего (ей)
сына (дочери)
педагогом- психологом БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»
(Ф.И.О. педагога-психолога)
в сопровождении__
(Ф.И.О. сопровождающего)
(должность сопровождающего) С процедурой проведения обследования ознакомлен (а).
« _» _______20_ г.
Подпись:______/____________
(расшифровка подписи)