Научная статья на тему 'Помощь детям в ситуации судебного спора родителей'

Помощь детям в ситуации судебного спора родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ СУДЕБНЫХ СПОРОВ / РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ / ЛИШЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помощь детям в ситуации судебного спора родителей»

О

• ситуация судебных споров • развод родителей • лишение или ограничение родительских прав • психологическое обследование

В России ежегодно более 600 тыс. детей переживают развод родителей. Ситуация развода во всех случаях затрагивает интересы детей и отражается на их психическом состоянии и развитии. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросу определения места жительства детей после расторжения брака. Так, согласно данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, по искам о порядке воспитания детей родителями, проживающими раздельно, в среднем за год рассматривается около 16 тыс. дел.

Согласно действующему Семейному кодексу Российской Федерации (СК РФ), родители имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей. Место жительства ребёнка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом «исходя из интересов ребёнка и с учётом мнения детей» (ч. 3 ст. 65 СК РФ).

В Постановлении от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 разъясняет, что под интересами ребёнка «следует понимать обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, психического и духовного развития» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 9).

Статья 12 Конвенции о правах ребёнка закрепляет норму международного права, согласно которой государства-участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам. Положение о необходимости учёта мнения ребёнка в семейных спорах закреплено в ст. 57 СК РФ, согласно кото-

Помощь детям в ситуации судебного спора родителей

Марина Александровна Зайцева,

педагог-психолог бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Вологодской области «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»

листов — психологов,

М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей

- рой ребёнок имеет право «выражать своё мнение при

Необходимость выявле- решении в семье любого вопроса, затрагивающего

ния судом ряда обстоя- его интересы, а также быть заслушанным в ходе лю-

тельств, имеющих пси- бого судебного или административного заседания».

хологическое значение При этом «учёт мнения ребёнка, достигшего возрас-

(мотивов поведения, та десяти лет, обязателен, за исключением тех случа-

особенности лиЧНЫХ ев, когда это противоречит интересам ребёнка».

отношений родителей Нормы СК РФ предусматривают различные способы

друг к другу и к ребёнку выявления судом интересов ребёнка: непосредст-

и т.п.), определяет венное выяснение интересов ребёнка, опрос в суде

целесообра3ность родителей и свидетелей, заключение органов опеки

уЧастиЯ В подобныХ су- и попечительства. Необходимость выявления судом

чебныхс спорах спец на- ряда обстоятельств, имеющих псих°л°гическ°е значение (мотивов поведения, особенности личных отношений родителей друг к другу и к ребёнку и т.п.), психиатРов- определяет целесообразность участия в подобных судебных спорах специалистов — психологов, психиатров. Наряду с судебно-психиатрической экспертизой имеются другие формы участия психологов и психиатров в спорах о воспитании: психологи могут непосредственно привлекаться к судебному разбирательству в качестве специалистов, к материалам дела может быть приобщена медицинская документация, содержащая сведения о психическом состоянии ребёнка и соответствующие психологические заключения. Следует отметить, что — общепсихологические понятия должны соотноситься с теорией гражданского права.

Недостаточное понимание этого аспекта приводит к тому, что многие психологи в своих заключениях указывают, с кем из родителей должен проживать ребёнок, или какой порядок и график встреч отдельно проживающего родителя с ребёнком целесообразен. А это уже относится к решению правовых вопросов, которые психолог решать не должен. Согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ, спор между родителями о месте проживания ребёнка решается судом «с учётом мнения детей».

Психологическое обследование может назначаться в случаях:

— рассмотрения вопроса о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ);

— разрешения споров о месте жительства ребёнка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

— осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

— устранении препятствий к общению с ребёнком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).

В БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС» психологическое обследование проводится по запросу на основании приказа директора цен-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

тра. Обследование проводят педагоги-психологи центра, назначенные приказом директора.

По делам о лишении или ограничении родительских прав, как правило, рассматриваются такие вопросы (в отношении несовершеннолетних):

• Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чём конкретно они выражаются?

• Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям?

• Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям? Если да, в чём это выражается и с чем связано?

• Определение индивидуально-психологических особенностей родителей и ребёнка.

Алгоритм проведения процедуры психологического обследования в ситуации судебного спора

1. Поступление запроса от суда.

2. Приказ директора центра о назначении психологического обследования с указанием ответственного специалиста и сроков проведения обследования (педагог-психолог центра).

3. Психологический анализ источников информации гражданского дела:

— исковое заявление родителя;

— данные о психоневрологическом статусе родителей (учёт, склонность к злоупотреблению ПАВ);

— данные о привлечении к уголовной ответственности за противоправные действия (если таковые имеются);

— история развития ребёнка;

— характеристика ребёнка из образовательного учреждения;

— акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (органы опеки и попечительства);

— характеристики с места работы родителей и т.п.

4. Беседа психолога с родителями ребёнка (без ребёнка).

Цель: ознакомить родителей с процедурой проведения психологического обследования ребёнка и самих родителей.

В ходе беседы внимание родителей обращается на следующие аспекты:

— обследование ребёнка проводится с письменного согласия родителей (Приложение 1);

М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей

— обследование ребёнка проводится в присутствии представителя образовательного учреждения (органов опеки); при обследовании ребёнка родители не присутствуют;

— с каждым из родителей психологическое обследование проводится в индивидуальной форме; в беседе также оговариваются сроки встреч, особенности самого процесса обследования (в зависимости от запроса суда).

5. Беседа психолога с представителем образовательного учреждения (учителем, воспитателем, специалистом).

Цель: ознакомить с основной функцией педагога в рамках проведения обследования.

В ходе беседы внимание обращается на документацию, которую заполняет педагог по итогам обследования ребёнка (Приложение 2).

6. Процедура психологического обследования ребёнка. Рекомендуемые методики обследования:

Для изучения познавательных процессов:

— «Исключение предметов»;

— «Классификации»;

— «Аналогии»;

— «Существенные признаки»;

— «Сюжетные картинки»;

— «10 слов»;

— «Кубики Кооса»;

— тест Векслера (детский вариант);

— пробы на степень сформированности автоматизированных навыков (чтение, счёт, письмо).

Для изучение характера детско-родительских отношений:

— «Цветовой тест отношений» (Бажин, Эткинд);

— методика Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой;

— «Незаконченные предложения» (модификация В. Михала);

— рисуночные методики «Рисунок семьи», «Два дома», «Дом, дерево, человек»;

— социометрическая проба «День рождения» (М.А. Панфилова);

— условные ситуации Рогова;

— методика «Почта»;

— проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дру-каревич).

7. Процедура психологического обследования родителей.

Обследование родителей проводится индивидуально (отдельно с каждым из родителей) с помощью беседы, наблюдения, тестов и опросников. Целесообразно использование компьютерных программ обработки материалов обследования.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Рекомендуемые методики обследования:

— измерение родительских установок и реакций — PARI(Е.С. Ше-фер, Р.К. Белл);

— опросник «Взаимодействие Родитель-Ребёнок»;

— опросник «Анализ семейной тревоги» (Эйдемиллер, Добряков, Никольская);

— тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллер, Добряков, Никольская);

— опрсник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;

— методика «Представления об идеальном (реальном) родителе»;

— опросник «Сознательное родительство»;

— методика «Принятие и исполнение родительской роли»;

— методика «Позитивные родительские чувства»;

— опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

8. Составление заключения по результатам психологического обследования. Литература

В заключении отражены дата и место об-

1. Карабанова О.А. Психология семейных отноше-следования, основания проведения обсле- ний и основы семейного консультирования: учеб-дования, цель обследования, диагностиче- ное пособие. М.,2004.

ский инструментарий, данные об эксперте 2. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. (Ф.И.О. специальность). В заключитель- Пмхолого^ихиэтритежад жстертизга по судеб-

-ф- ной части — ответы на поставленные су- ным спорам между Р^ТГТ, овоспитании и ме- -ф-

^ сте жительства ребенка. М., 2011. ^

дом вопросы (причины, по кот°рым не уда- 3. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. лось ответить на поставленные вопросы). м., 2006.

4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Предоставление заключения по ре- „ ; „ р ^ „ ,

Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб-

зультатам психологического обследова- ное пособие для врачей и психологов. СПб., 2007. ния администрации центра. 5. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкие В. Семейная психо-

терапия. Л.,1989.

Педагог-психолог может быть вызван в суд для дачи дополнительных разъяснений и допрошен по поводу проведённого им психологического обследования.

Оценка индивидуально-психологических особенностей родителей и их воспитательской позиции, а также индивидуально-психологических особенностей ребёнка приобретает особую важность в случаях семейных конфликтов.

Таким образом, к деятельности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога-психолога в областях психодиагностики, конфликтологии, специальной психологии, гражданского права предъявляются достаточно высокие требования.

М.А. Зайцева. Помощь детям в ситуации судебного спора родителей

Приложение 1

Директору

БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

от______________________

(Ф.И.О.)

проживающего (ей) по адресу:_______

паспорт_______________

(серия, номер) выдан__

Заявление

(Ф.И.О.

(должность) присутствовавший(ая) при обследовании:

(Ф.И.О. дата рождения ребёнка) педагогом-психологом БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

(Ф.И.О. педагога-психолога) претензий к процедуре обследования не имею.

« » 20 г.

Подпись:________/_

(расшифровка подписи)

^ П2 -Ф-

Приложение 2

Согласие родителей (законных представителей) на психологическое обследование ребёнка в БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

Я,

(Ф.И.О.

паспортные данные_______________

адрес регистрации________________

отец (мать)__

(Ф.И.О. ребёнка)

выражаю своё согласие на обследование «__»________20__г., моего (ей)

сына (дочери)

педагогом- психологом БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

(Ф.И.О. педагога-психолога)

в сопровождении__

(Ф.И.О. сопровождающего)

(должность сопровождающего) С процедурой проведения обследования ознакомлен (а).

« _» _______20_ г.

Подпись:______/____________

(расшифровка подписи)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.