Научная статья на тему '«Помимо Вашей отзывчивости. . . »: "письма А. Ю. Купалова С. Ф. Платонову"'

«Помимо Вашей отзывчивости. . . »: "письма А. Ю. Купалова С. Ф. Платонову" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Помимо Вашей отзывчивости. . . »: "письма А. Ю. Купалова С. Ф. Платонову"»

(Стралншшцьп ШКСЖСШШСЖСШГСП)

ЛАитросранов

«Помимо Вашей отзывчивости...»:

письма А. Ю. Куполова С. Ф. Платонову

На фоне возросшего интереса к многолетним связям С. Ф. Платонова с краеведами России в научный оборот активно вовлекается важнейший исторический источник — его переписка с деятелями провинциальных научно-исторических обществ, прежде всего с Псковским Археологическим обществом1. Замечательной копилкой сведений о псковичах и событиях, с ними связанных, является журнал «Псков», который на своих страницах собирает редкие свидетельства по истории Псковского края его известных и малоизвестных деятелей2.

К последним следует отнести и Анатолия Юлиановича Купалова — историка литературы, педагога. Псковский историк М. Т. Маркова указывала на его дворянское происхождение, отмечала, что он окончил Санкт-Петербургский университет, был холост.

А. Ю. Купалов родился в 1880 г., после окончания университета работал в Пскове, позже переехал в Полтаву, где и вышла его книга о русских писателях3. В этом же городе он и умер в разгар Гражданской войны. Об этом свидетельствует А. А. Не-свицкий, оставивший в своем дневнике запись за 26/12 марта 1920 г. с упоминанием о А. Ю. Купалове: «Тяжелая картина. ПолуМитрофанов Владимир Викторович — доктор исторических наук, профессор кафедры «Гуманитарные и естественно-научные дисциплины» филиала Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в г. Нижневартовске.

чены сведения о смерти от сыпного тифа, уехавших из Полтавы моих знакомых: Корякин Мих. Ник. (член правления Полтавского земельного банка)4, присяжный поверенный Евгений Иванович Сияльский, Волкова Вера Станиславовна, Быков Юрий Влад., воспитатель Кадетского корпуса, преподаватель Корпуса Петр Григорьевич Люсин, жена советника Полтавского губернского правления Александра Прокофьевича Усти-мовича, Гриневич Ольга Львовна, учитель реального училища Анатолий Юльевич Купалов»5.

Свои работы, которых, кстати, немного, А. Ю. Купалов иногда подписывал псевдонимом: К-в, А6.

Краткие сведения о нем сохранились в источниках, прежде всего псковского происхождения. Информация, хотя и небольшая, позволяет проследить изменение его учительской биографии7, адреса местожительства, общественную деятельность. Социальное положение учителя гимназии было довольно высоким, что и подтверждает факт помещения о нем сведений в интересном издании. Он числился учителем русского языка и логики в Псковской мужской гимназии; проживал в Иоакимо-Анненском пер., д. Невдачина8; учителем русского языка в этой же гимназии, проживал на ул. Успенской, д. Островского; был членом правления Городской общественной библиотеки, проживал на ул. Гоголевской, д. Николаевой9; дослужился до чина коллежского ассесора10,

проживал на ул. Плоской, д. Даниельса; был действительным членом Псковского археологического общества, проживал на Успенской ул., д. Островского; являлся секретарем Псковского общества народных университетов, проживал на ул. Плоской, д. 411.

Сохранились отрывочные сведения о А. Ю. Купалове, как учителе гимназии, в воспоминаниях Н. Н. Колиберского — Заслуженного учителя РСФСР: «Из словесников нашей гимназии мне особенно хотелось бы вспомнить двоих: Анатолия Юлиановича Купалова и Владимира Ивановича Попова. Чем старше я становился, тем больше меня поражала в них громадная эрудиция, широкая образованность, знание не только своего предмета, но и смежных наук. Оба простые в обращении, общительные, учебный материал они преподносили чрезвычайно эмоционально. Уроки наших словесников были для нас праздниками, мы ждали их. Вводя нас в мир русской классики, они старались параллельно знакомить нас с произведениями иностранной литературы, всё было направлено к тому, чтобы расширить кругозор, заинтересовать, побудить желание читать и думать. Предметник органически сочетался в наших словесниках с воспитателем. Им было присуще ясное понимание, что та тенденция, которую вносит учитель в свои объяснения и толкования, не должна быть оголённой, лобовой. И, внушая нам высокие истины, они умели тонко воздействовать на нас.

Мастерство преподавания не только в умении передавать знания. Преподавание — это и наука убеждать. Пример таких учителей, как Купалов и Попов, впервые показал мне это. Став педагогом, я старался придерживаться многих их принципов. Мне всегда казалось, что педагогика должна убеждать, как искусство, — чем-то большим, чем открытая назидательность и дидактика. Хороший учитель живёт в самых различных своих питомцах. В учениках, идущих следом, он должен проявляться вдвойне. 55 лет отдал я школе. Мне отрадно сознавать, что в своей работе я продолжал традиции любимых учителей...»12.

В фонде С.Ф. Платонова в ОР РНБ сохранилось 6 писем А. Ю. Купалова, адресованных выдающему историку. Пять из них

датируются 1907 г., и одно — от 20 октября 1908 г. Основная тема — это желание организовать выступления авторитетного ученого с лекциями в рамках Псковского общества народных университетов. Известно, что С. Ф. Платонов охотно откликался на просьбы своих коллег и читал лекции, в том числе и благотворительные, в ряде губернских городов (Пскове, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Воронеже), а порой и в уездных городах (в Порхове и Валуйках)13. Эти выступления позволяют говорить о С. Ф. Платонове, как активном деятеле-просветителе, о его известности как ученого и замечательного лектора по всей России, о его желании выступать перед аудиторией, далекой от столичной «избалованности» публичными мероприятиями. Письма уже введены в научный оборот, но в ограниченном варианте14. Заметим, что в папке, кроме писем А. Ю. Купалова, хранятся и другие материалы, например, печатный устав Псковского общества народных университетов, программа лекции Е. В. Аничкова.

Как известно, первая лекция, прочитанная С .Ф. Платоновым в Пскове 19 марта 1900 г., «дала ПАО 114 руб. чистого дохода». Сообщая об этом «небывалом сборе», А. Ф. Ушаков извиняясь, констатировал: «но что делать, провинция только и живет силами Петербурга.. ,»15. Этот факт является подтверждением «жажды провинциалов услышать о прошлых судьбах населяемого ими края» (публика насчитывала около четырехсот человек). Ф. А. Ушаков лестно называл С. Ф. Платонова «известным профессором», «талантливым профессором» и «даровитым лектором», на которого, по мнению псковского краеведа М. М. Медникова, «лекция произвела неизгладимое впечатление». Краевед констатировал, что «интерес к лекции и автору был огромен»16. Вскоре лекция, записанная Ф. А. Ушаковым, после просмотра автором была опубликована17, это был первый опыт публикации публичной лекции по конспекту, сохранившему одну из лекций ученого. Многие прочитанные С. Ф. Платоновым лекции, благотворительные по своему характеру, остаются неизвестными или утраченными навсегда. Поэтому работа, выполненная псковским краеведом, представляет большую ценность. Превратившись в библи-

ографическую редкость, этот конспект был опубликован вторично18.

Вслед за этим вступлением 15 апреля С. Ф. Платонов по просьбе Общества взаимопомощи учителей народных школ губернии предложил благотворительную лекцию об Иване Грозном. Письма А. И. Константи-новского (председателя названного общества, директора учительской семинарии), адресованные С. Ф. Платонову, раскрывают подробности организации этой лекции19.

К этому времени учитель гимназии

A. Ю. Купалов активно включился в общественную работу, стал членом ПАО.

18 марта 1907 г. состоялось первое собрание членов Псковского общества народных университетов, на котором Председателем совета был избран член Псковского окружного суда А. П. Мельников, а секретарем активный и деятельный педагог гимназии А. Ю. Купалов. Общество продолжало свою деятельность до 1917 г., когда после образования Псковского общества педагогов передало ему свои полномочия.

Главная цель общества, закрепленная в его уставе, состояла в «содействии устройству в г. Пскове и его губернии научно-просветительских учреждений для народа»20.

Первая публичная лекция в обществе была прочитана 13 апреля 1907 г. преподавателем Псковского кадетского корпуса

B. Ф. Трояновским на тему «Исторический очерк развития физики в Западной Европе. Различие между физическими и химическими явлениями». Лекция собрала около 400 слушателей21.

Примечательно, что вскоре после этой лекции секретарь общества обратился письменно и к С. Ф. Платонову. Именно он, зная о готовящемся приезде С. Ф. Платонова в Псков с экскурсией, 17 апреля 1907 г., обращаясь к ученому, писал: «высоко ценя Вашу просветительную деятельность, зная Ваше отношение к Петербургскому обществу народных университетов», и просил прочитать благотворительную лекцию в пользу городской общественной библиотеки. В письме было подчеркнуто, что «денежные дела библиотеки плохи»22.

Но замечательный пропагандист исторических знаний, много ездивший по регио-

нам России, С. Ф. Платонов не смог дать положительного ответа на эту просьбу в силу своей занятости научными и административными делами.

Но желание послушать увлекательного лектора, удивительного рассказчика с особой манерой общения с аудиторией способствовало тому, что 28 августа 1907 г. совет общества повторил свою просьбу, надеясь на положительный ответ С. Ф. Платонова, горячо откликавшегося на «всякого рода просветительские начинания». В письме не ставилось конкретных сроков, но высказывалось пожелание: «желательно была бы Ваша лекция осенью. Но можем пригласить и на зиму»23. А для убедительности, что организационные моменты будут на высоком уровне, выслали С. Ф. Платонову для образца печатную программу лекции Е. В. Аничкова24. Важно заметить, что расходы за проезд и выступление общество брало на себя25. Регулярная корреспонденция, поступавшая из Пскова, свидетельствовала об активной подготовке к важному для общества и города в целом мероприятию.

Такой известный лектор-историк там еще не выступал. 14 сентября сообщалось, что для лекции, назначенной на 4 октября, предоставлен Дом имени Пушкина, как писал А. Ю. Купалов, «лучшее помещение в городе», поэтому спрашивал С. Ф. Платонова: «Не можете ли прочесть лекцию именно в этот день?». Тему лекции должен был определить сам гость общества («что касается темы, то выбор ее мы представляем всецело лектору», — читаем в письме), однако отдавали предпочтение «Земским соборам» или «Происхождению крепостного права на крестьян в России». Для размещения лектора избрали лучшую гостиницу. В то же время цены на билеты были определены невысокие — от 20 до 50 коп. Состав аудитории характеризовался как «интеллигентный», но, «конечно, будут и простые люди», а также «ученики средних учебных заведений». Вслед за этим письмом 16 сентября в столицу пошло следующее, где сообщалось, что совет общества склонен был выбрать тему лекции о Земских соборах. Накануне отъезда С. Ф. Платонов получил еще одно письмо, датированное 29 сентября, где псковичи спрашивали, по-

Jicicog № у 6 2 О /7

лучил ли он программу, и подтверждалось, что помещение уже точно определено, как и предполагали — Пушкинский дом, зал которого был большой (в одном партере было 500 стульев), цены на билеты несколько изменили — от 20 коп до 1 руб. Разместиться рекомендовали в гостинице «Лондон» или «Палермо», расположенные рядом с местом проведения лекции (7-8 мин. ходьбы)26. Организаторы в «Псковском голосе» опубликовали не только объявления о предстоящей лекции, но и отчет, где указали, что на ней присутствовало 430 чел., а чистый доход составил около 70 руб.27 Вскоре, 22 ноября С. Ф. Платонов получил письменную благодарность за свое выступление28.

Нам удалось обнаружить подробный план лекции, сохранившийся в рукописном варианте на бланке директора Женского педагогического института и идентичный напечатанный вариант29. Через год А. Ю. Купалов вновь пригласил С. Ф. Платонова прочесть

в обществе лекции, предлагая уже более выгодные условия30. «Сочувственное отношение» к нуждам общества позволяло А. Ю. Купалову надеяться на положительный ответ, однако, как известно, лекций в обществе ученый больше не читал, а переписка с секретарем общества на этом прекратилась.

Таким образом, публикация писем А. Ю. Купалова, оставившего свой след в истории псковской гимназии, деятельности ряда культурных и просветительских обществ, вступившего в переписку с С. Ф. Платоновым, который был знаком ему еще по университету, свидетельствует, что он, как преподаватель, способствовал организации выступления известного ученого в Пскове с интересной лекцией. Этот факт является важным свидетельством плодотворных связей С. Ф. Платонова с псковскими краеведами и деятелями образования и конкретизирует отдельные эпизоды деятельности А. Ю. Купалова в Пскове.

Примечания

1 Плоткин К. М. Письма членов Псковского археологического общества профессору С. Ф. Платонову // Советская археология. 1985. № 2. С. 262-266; Митрофанов В. В. «Еще и еще много раз благодарю Вас за Ваши труды...»: письма И. И. Василёва С. Ф. Платонову // Клио. 2015. № 9 (105). С. 10-27; Он же: «.. .Провинция только и живет силами Петербурга»: Письма Ф. А. Ушакова С. Ф. Платонову (в печати).

2 Перечень материалов, опубликованных в журнале «Псков» в 1994-2004 гг. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2004. № 20. С. 247-263, материалы за последующие годы.

3 Литературные конспекты. Гоголь. Тургенев. Гончаров. Островский. Достоевский. Лев Толстой. Полтава: скл. изд. у авт. электрич. тип. М. Г. Амчиславского, 1914. VI. 179 с. Перед загл. авт.: А. Ю. Купалов, препод. Полтавского реального училища.

4 Подчеркивания и сокращения сделаны автором воспоминаний.

5 Несвицкий А. А. Полтавав дни революцииив период смуты 1917-1922 гг.: дневник. Полтава, 1995. С. 159 (Государственный архив Полтавской области. Полтавское краевое объединение Всеукраин-ского общества «Просвита» им. Т. Шевченко).

6 Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Т. 4: Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов. Алфавитный указатель авторов / Ред. Б. П. Козьмин. М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1960. С. 263.

7 Маркова М. Т. Формулярный список как источник изучения состава преподавателей Псковской мужской гимназии начала XX века // Материалы Вторых Псковских архивных чтений, 29-30 октября 2007 года. Псков, 2008. С. 200-204.

8 Памятная книжка Псковской губернии на 1905 и 1906 г. Псков, 1905.

9 Памятная книжка Псковской губернии на 1907: с приложением двух списков административных органов Министерства внутренних дел Псковской губернии с указанием местонахождения правлений каждого из этих органов и расстояния их от городов и ближайших железнодорожных станций. Псков, 1907.

10 Коллежский асессор — с 1717 по 1917 гг. гражданский чин, занявший с 1722 г. место VIII класса в Табеле о рангах. До 1884 г. соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана. В придворных чинах ему соответствовал чин титулярного камергера.

11 Памятная книжка Псковской губернии на 1909-1910 гг. Псков, 1909.

12 Павлов В. Учитель словесности / [Электронный ресурс]: URL: http://pskovpisatel.ru/

Митрофанов В. В. Просветительская деятельность С. Ф. Платонова в российской провинции. Нижневартовск, 2014. 403 с.

Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов и научно-краеведческие общества, архивные комиссии России. Челябинск, 2011. С. 174-177. Там же. С. 171.

Медников М. М. Ф. А. Ушаков — педагог, историк, археолог // Псков. Научно-практический, исто-рико-краеведческий журнал. 2001. № 15. С. 40.

Платонов С. Ф. Причины Смутного времени Московского государства в XVI и XVII вв. и отражение его в Пскове / С. Ф. Платонов. Псков, 1900. 69 с.

Причины смутного времени Московского государства в XVI и XVII в.в. и отражение его в Пскове (Из публичной лекции профессора С. Ф. Платонова, читанной в г. Пскове 19-го марта 1900 г. в пользу Псковского археологического общества//В. В. Митрофанов Просветительская деятельность С. Ф. Платонова в российской провинции. С. 252- 278.

Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов и научно-краеведческие общества, архивные комиссии России. С. 172-174.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3315. Л. 2-3. Псковская энциклопедия. Псков, 2007. См. письмо № 1. См. письмо № 2.

«Псковское Общество Народных Университетов. 10 мая. Современный театр и Драма.

Лекция приват-доцента С-Петербургского Университета. Е. В. Аничкова. Театр-предприятие и судьбы драматического искусства в середине XIX в. Значение трагического начала в драме.

«Дама с камелиями» Александра Дюма и «Девушка Элиза» Гонкура. Первое выступление Ибсеновской драмы на немецких сценах («Нора» 1882 г.) «Бранд» и «Пеер Гюнт» — братья противники в понимании Ибсена.

«Каждодневный трагизм» Метерлинка и «Трагедия скуки» А Чехова. Театр Станиславского и В. И. Немировича-Данченко .

Поэтические замыслы Горького и возвращение к чеховской драме. Другие последователи Чехова. Театр настроения и жизненной правды.

Новое перепутье в развитии театра и драмы. Режиссёрство Мейерхольда. Его близость и его расхождение с Московским Художественным театром. Драма, не освещенная рампой. «К звездам» и «Савва» Л. Андреева.

«Жизнь человека» Л. Андреева и «Балаганчик» А. Блока (ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 4). См. письмо № 2. См. Письма № 3, 4, 5.

См.: Левин Н. Почетный член ПАО (академик С. Ф. Платонов и Псковский край) // Псковские хроники: история Псковского края в документах и исследованиях. Псков, 2002. Вып. 3. С. 315. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 3. Д. 5057. Л. 1.

«Псковское общество народных университетов. Программа лекции «Земские соборы древней Руси».

1. Происхождение Земских соборов. Разные виды совещаний князя московского по делам княжества и церкви. Соединение бояр и духовенства в один «собор» в важнейших случаях московской жизни. Появление на этих «соборах» земских представителей.

2. Земские соборы времени Ивана Грозного и конца XVI в. Состав представительства на соборах этой эпохи. Политическое значение первых соборов. Земское представительство в Смутное время в разного рода «советах» и «соборах». Образование внесословных земских соборов. Начало выборного представительства в 1612-1613 годах. Избрание в цари Михаила Федоровича Романова.

3. Земские соборы в 1613-1653-х гг. Их значение в эту эпоху, как органа средних классов московского общества.

4. Конец Земских соборов и причины их исчезновения из московской жизни. Чем был заменен Земский собор во второй половине XVII в.?» (Митрофанов В. В. С. Ф. Платонов и научно-краеведческие общества, архивные комиссии России. 2011. Челябинск, С. 176. Примеч. 28). Многие публичные лекции, прочитанные С. Ф. Платоновым, неизвестны, поэтому даже краткие программы, тезисы, представляет большую научную ценность.

См., письмо № 6. ф.

Приложение

Письма А. Ю. Купалова С. Ф. Платонову

№ 1

17 апреля 1907

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Правление (Псковской) городской общественной библиотеки обратилось в наше Общество с просьбой организовать в пользу библиотеки лекцию.

Псковское общество народных университетов, высоко ценя Вашу просветительную деятельность и зная Ваше отношение к Петербургскому обществу народных университетов1, обращается к Вам с просьбой, не найдете ли Вы возможным прочесть лекцию под флагом общества народных университетов в пользу городской общественной библиотеки.

Денежные дела библиотеки плохи. Помимо Вашей отзывчивости нас побуждает обратиться к Вам и то обстоятельство, что Вы, как мы слыхали, на Святой неделе приезжаете в Псков с экскурсантками2. Если Вы найдете возможным в свое пребывание здесь прочесть лекцию, мы просим указать время, тему лекции и вообще все то, что Вы найдете необходимым.

Мы были бы Вам очень признательны за ответ. Так как я на днях уезжаю на пару дней, то прошу Вас на конверте приписать: секретарю общества народных университетов1. Письмо с этой припиской немедленно будет передано в совет и в мое отсутствие.

Примите уверение в искреннем и глубоком уважении А. Купалов.

(На бланке Псковского общества народных университетов)

Секретарь совета. Псков. Успенская улица, д. Островской.

(ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 1-1 об.)

№2

28 августа 1907

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Совет Псковского общества народных университетов через меня обращался к Вам весной с просьбой прочесть у нас публичную лекцию. Отнесясь к нашей просьбе в высшей степени внимательно, Вы, однако, не могли исполнить ее весной и пожелали отложить лекцию до осени. Совет общества решается теперь повторить свою просьбу к Вам, зная Ваше отношение ко всякого рода просветительным начинаниям. Желательнее всего для нас была бы Ваша лекция осенью, но если бы Вы, к нашему сожалению, не могли приехать осенью, мы позволяем себе пригласить Вас на зиму. Если Вы дадите нам согласие, просим указать время лекции и сообщить все то, что Вы найдете нужным.

Мы также хотели бы напечатать программу Вашей лекции.

С-Петербургское Общество Народных Университетов сообщило нам следующие выработанные им условия во' ш а гр а жд с н и я их лекторов: гонорар за 1 лекцию 10 руб[лей], проезд 2 класса и 5 руб[лей] суточных. Эти условия, как минимальные, мы считаем для себя обязательными.

Прилагаю программу одной лекции4.

Примите уверение в искреннем и глубоком уважении к Вам А. Купалов.

В настоящее время мы особенно заняты организацией общеобразовательных курсов — вечерних для взрослых. Я очень досадовал, что не мог повидаться с Вами во время Вашего пребывания во Пскове: меня в те дни в городе не было.

Помета С. Ф. Платонова карандашом: «Купалов».

(На бланке Псковского общества народных университетов)

Секретарь совета. Псков. Успенская улица, д. Островской.

(ОРРНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 5-5 об.)

№3

14 сентября 1907

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Для лекции нам предоставлен дом имени Пушкина на 4-ое октября (четверг) вечером. Это лучшее помещение в городе. Не можете ли прочесть лекцию именно в этот день? Обычное время лекций у нас от 8 до 10 веч[ера], но можно было бы и часом раньше или получасом позже — это зависит от Вас. 5-го октября — суббота. Если Вы этот день найдете неудобным, то в этот день мы, может быть, устроим лекцию своими силами, так как помещение уже есть. Я просил бы Вас возможно скорее ответить нам. Что касается темы, то выбор ее мы предоставляем всецело лектору. Но Вы хотите знать наши желания. Мнение совета я вам сообщу в воскресенье — 16 сентября. Я думаю, что совет остановится на теме «Земские соборы» или «Происхождение крепостного права на крестьян в России». Выбор первой темы мне кажется вероятнее, но, повторяю, этот вопрос решите Вы. Я, кажется, сообщал Вам условия вознаграждения лекторов, выработанные советом С-Петерб[ургского] общества нар[одных] ун[иверситето]в: 10 р[ублей] гонорара за 1 лекцию, проезд во 2 кл[ассе] туда и обратно и 5 р[ублей] суточных. Эти условия, как минимальные, мы предлагаем Вам. Я думаю, Вы остановитесь в лучшей гостинице. Цены за лекцию будут, вероятно, назначены от 20 до 50 коп[еек]. Большая часть аудитории будет интеллигентна но, конечно, будут и простые люди, ученики средних учебных заведений. Примите уверения в моем искреннем и глубоком уважении А. Купалов.

Не найдете ли Вы полезным напечатать программу-конспект Вашей лекции.

(На бланке Псковского общества народных университетов)

Секретарь совета. Псков. Успенская улица, д. Островской.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ОРРНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 6-6 об.)

№4

16 сентября 1907

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Совет общества с глубокой признательностью отнесся к Вашему согласию прочесть у нас лекцию и выбор темы всецело предоставляет Вам. Что же касается выраженного Вами желания знать мнение совета общества, то могу сообщить, что он склонен к теме «Земские соборы»5.

Примите уверение в искреннем и глубоком уважении А. Купалов.

(На бланке Псковского общества народных университетов)

Секретарь совета. Псков. Успенская улица, д. Островской.

(ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 7.)

№5

29 сентября 1907

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Вы, конечно, уже получили программу? Нами уже все сделано: решение администрации на Вашу лекцию нами получено сегодня, помещение есть — дом им[ени] Пушкина, афиши напечатаются и проч[ее].

Итак, Ваша лекция в четверг 4 (четвертого) октября в 8 час[ов] веч[ера.]

Цены назначены от 1 руб[лей] до 20 коп[еек], причем значительное большинство мест по 20 к[опеек]. Зал большой: в одном партере 500 стульев. Вам удобнее всего было бы остановиться в гостинице «Лондон». Если бы здесь не нашлось двух номеров рядом, то можно будет

остановиться в гост[инице] рядом — «Палермо». Я скажу в «Лондоне» оставить 2 номера и постараюсь Вас встретить на вокзале.

Примите уверение в моем искреннем и глубоком уважении. А. Купалов. От «Лондона» и «Палермо» до Дома Пушкина 7-8 мин[ут] ходьбы. (На бланке Псковского общества народных университетов) Секретарь совета. Псков. Успенская улица, д. Островской.

(ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 8-8 об.)

№6

20 октября 1908

Глубокоуважаемый Сергей Федорович!

Совет об[щест]ва, встретивший в прошлом году с Вашей стороны в высшей степени сочувственное отношение, позволяет себе и в этом году обратиться к Вам с просьбой прочесть у нас одну или несколько лекций. Если это окажется возможным, то просим Вас сообщить тему лекции, программу или конспект для раздачи слушателям и несколько сроков, когда Вы могли бы приехать.

Вашу лекцию мы устроили бы в прежней аудитории — Доме имени Пушкина. Позволяем себе предложить следующие] (обычные наши) условия: за 1 лекцию — 30 руб[лей] (путевые расходы и гонорар) и за 2 лекции в один приезд — 45 руб[лей]. Обычный час лекций у нас 8 час[ов] вечера. Из С-П[етер]б[урга] поезд (скорый) отход в 11 ч[асов] 55 м[инут] дня и прибывает во Псков в 5 ч[асов] 21 м[инута] дня. Из Пскова можно было бы уехать в 11 ч[асов] 6 м[инут] веч[ера] (приходит в С-П[етер]б[ург] в 6 ч[асов] 50 м[инут] утра) или в 12 ч[асов] 22 м[инуты] веч[ера] (приходит в С-П[етер]б[ург] в 7 ч[асов] 45 м[инут] утра). Но если бы Вы не могли приехать на вечер какого-либо дня, то в таком только случае можно было бы лекцию устроить днем, и Вы могли бы выехать из С-П[етер]б[урга] в 12 ч[асов] 15 м[инут] ночи (или 11 ч[асов] 15 м[инут] веч[ера]), а из Пскова в 4 ч[аса] дня.

Конечно, лекция вечером для слушателей и для нас удобнее.

Большинство наших слушателей люди среднего развития и с такими же интересами. Плату на лекции лекторов из С-П[етер]б[урга] мы назначаем всегда от 15 коп[еек] до 85 к[опеек], большинство мест — 20 к[опеек]. Слушателей на лекциях тех же лекторов обыкновенно бывает 400-600 чел[овек]. Из приезжих лекторов до сих пор у нас читали, кроме Вас, Е. В. Аничков6, С. К. Маковский7, К. М. Дерюгин8, А. Г. Генкель9, Н. П. Гундобин10, А. Ф. Каль11 с пианистом М. Э. Иовановским12, К. И. Арабажин13.

Примите уверение в искреннем и глубоком уважении к Вам А. Купалов. (На бланке Псковского общества народных университетов) Первая улица Плоская, д. 4.

(ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3515. Л. 9 об.) Примечания

1 Санкт-Петербургское общество народных университетов было основано в 1906 г. по инициативе группы ученых и общественных деятелей.

2 Речь идет об экскурсии слушательниц Женского педагогического института, директором которого был С. Ф. Платонов.

3 Подчеркнуто С. Ф. Платоновым синим карандашом

4 См. примечание к вступительной статье № 23.

5 Подчеркнуто С. Ф. Платоновым, синим карандашом.

6 Аничков Евгений Васильевич (1866-1937) — российский историк литературы, критик, фольклорист, прозаик.

7 Маковский Сергей Константинович (1877-1962) — русский художественный критик, поэт, издатель.

Дерюгин Константин Михайлович (1878-1938) — зоолог и гидробиолог, доктор зоологии (1915), профессор Ленинградского университета (с 1918).

Генкель Александр Германович (1872-1927) — российский учёный-биолог, педагог и просветитель. Специалист в области морфологии, биологии и систематики низших организмов. Профессор, заведующий кафедрой морфологии и систематики растений (1916-1927), декан агрономического факультета (1921-1922) Пермского университета.

Гундобин Николай Петрович (1860-1908) — один из первых российских детских врачей — основоположников петербургской педиатрической школы, доктор медицины, ординарный профессор кафедры детских болезней Императорской военно-медицинской академии. Один из учредителей, а затем член совета Союза борьбы с детской смертностью в России. Входил в число организаторов благотворительной организации для детей и кормящих матерей — «Капля молока». Каль Алексей Федорович (1878-?) — приват-доцент Санкт-Петербургского университета (история музыки).

Сведений обнаружить не удалось.

Арабажин Константин Иванович (1865-1929) — критик, историк литературы, преподаватель, основатель и руководитель Русских университетских курсов в Риге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.