Научная статья на тему 'ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ОСНОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ОСНОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / НЕДРА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / АРЕНДА / ТОРГИ / LAND PLOT / WITHDRAWAL OF LAND / STATE OR MUNICIPAL NEEDS / SUBSOIL / SUBSOIL USAGE / RENT / BARGAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаронян Эдмон Амаякович

В данной статье раскрываются особенности правового регулирования пользования недрами для добычи полезных ископаемых. Кроме того, речь пойдёт об отчуждении земельных участков для государственных или муниципальных нужд как о правовом механизме, обеспечивающем реализацию недропользования на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SUBSOIL USAGE FOR THE MINERAL EXTRACTION AS A BASIS FOR THE WITHDRAWAL OF LAND FOR THE STATE OR MUNICIPAL NEEDS

This article reveals the features of legal regulation of the subsoil usage for the mineral extraction. Moreover, it will be spoken about the withdrawal of land for the state or municipal needs as a legal mechanism which ensures an implementation of subsoil usage in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ОСНОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО УДК 347.234.1

Агаронян Эдмон Амаякович Саратовская государственная юридическая академия

Институт юстиции Россия, Саратов Sadmirror@bk.ru Agaronyan Edmon Saratov State Law Academy Institute of Justice Russia, Saratov

ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ОСНОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

нужд

Аннотация: в данной статье раскрываются особенности правового регулирования пользования недрами для добычи полезных ископаемых. Кроме того, речь пойдёт об отчуждении земельных участков для государственных или муниципальных нужд как о правовом механизме, обеспечивающем реализацию недропользования на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельных участков, государственные или муниципальные нужды, недра, недропользование, аренда, торги.

A SUBSOIL USAGE FOR THE MINERAL EXTRACTION AS A BASIS FOR THE WITHDRAWAL OF LAND FOR THE STATE OR MUNICIPAL NEEDS Annotation: This article reveals the features of legal regulation of the subsoil usage for the mineral extraction. Moreover, it will be spoken about the withdrawal of land

for the state or municipal needs as a legal mechanism which ensures an implementation of subsoil usage in Russian Federation.

Key words: Land plot, withdrawal of land, state or municipal needs, subsoil, subsoil usage, rent, bargaining.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно лишь в исключительных случаях, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) [1], среди которых отсутствует такое основание, как пользование недрами для добычи месторождений полезных ископаемых.

Пользование недрами для добычи месторождений полезных ископаемых невозможно без использования земельных участков, поэтому в статье 25.1 Закона «О недрах» указывает на то [2], что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для пользования недрами, могут быть предоставлены в аренду пользователям недр, причём без проведения торгов.

Отметим, что перечень исключительных случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, указанных в статье 49 ЗК РФ, не является исчерпывающим. В подпункте 3 указанной статьи содержится отсылка к иным федеральным законам. Используя статью 25.2 Закона «О недрах», можно установить, что допускается изъятие для подобных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, «если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недр». Буквальное толкование изложенной нормы позволяет говорить о том, что она не является императивной, а, следовательно, при её применении могут возникать споры, связанные с обязательностью изъятия земельного участка. Это служит обоснованием нашего предложения о включении в статью 49 ЗК РФ нормы, предусматривающей принудительное изъятие земельного участка, необходимого для пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых. Таким образом, данное основания изъятия земельного участка будет иметь

752

Ш

исключительный характер, как и иные основания, указанные в этой статье. Это явиться гарантией прав недропользователей на земельный участок.

Обосновывая данное предложение, отметим, в ЗК РФ содержатся нормы, регулирующие данные отношения. Так, в подпункте 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ предусматривается, что принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в том числе для проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счёт средств недропользователя).

Как уже отмечалось, в статье 49 ЗК РФ не содержится прямого указания о пользовании недрами как основании изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Полагаем, что пользование недрами возможно признать в качестве основания для изъятия земельных участков для публичных нужд. Недра признаны государственной собственностью, что закреплено непосредственно в законодательстве РФ (статья 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»), а это значит, что пользование такой собственностью было бы вполне разумно признать публичной нуждой.

Исследование данной проблемы непосредственно связано с определением государственных или муниципальных нужд. В научной литературе высказываются различные позиции по этой проблеме. Е.Ю. Чмыхало в своей монографии, поддерживая позицию Е.С. Клейменовой [3, с. 131], пишет, что государственные или муниципальные нужды есть «объективно возникшая необходимость Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в использовании земельного участка с целью обеспечения социально значимых интересов и потребностей общества в целом в связи с исполнением международных обязательств, размещением объектов государственного и муниципального значения и иными обстоятельствами, установленными действующим законодательством» [4, с. 7].

В юридической литературе обсуждается и вопрос о возможно признания

недропользования государственной или муниципальной нуждой. Например, 753

ш

м

М.Ш. Тельхигова ссылается в своей научной статье на тот факт, что недропользование не может попадать под государственные нужды в силу того, что финансирование геологического изучения государственные органы передают на осуществление пользователям недрами за их собственный счёт [5]. Высказывает сомнения в возможности отнесения деятельности по разработке и использованию недр к публичным нуждам и О.А. Жаркова, обосновывает это тем, что компании, осуществляющие подобную деятельность (пусть даже на основе лицензии), «основаны на частном капитале» [6].

Анализируя нормы ЗК РФ, отметим, что статья 56.4 ЗК РФ содержит положения о том, что организации, являющиеся недропользователями и имеющие лицензию (разрешение) на осуществление недропользования, имеют право обратиться в уполномоченные органы власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, как для государственных и муниципальных нужд. Полномочиями по изъятию земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи для целей недропользования наделено Федеральное агентство по недропользованию, за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (см. статью 5.3.19 Положения «О Федеральном агентстве по недропользованию», утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 293 (ред. от 20.07.2016) [7]). Такие решения принимаются в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.

Значимой является ситуация, когда необходим раздел земельного участка,

требующего для пользования недропользования. Рассматривая споры,

возникающие в связи с этим, суды либо отказывают в удовлетворении

требований о разделе земельного участка, защищая интересы правообладателей

земельных участками, либо же удовлетворяют интересы недропользователей в

силу исключительного характера их деятельности. 754

Примечательно дело, рассмотренное ФАС СЗО от 4 июля 2013 г. № Ф26-12063/2011 [8]. Компания, получившая лицензию на недропользование, обратилась к Обществу по заготовке древесины - арендатору земельного участка, являющегося частью лесного участка, с просьбой согласовать границы участка, необходимого для разработки месторождений полезных ископаемых, на что получила отказ. В связи с чем компания обратилась в суд с исковым требованием о понуждении Общества к согласованию выделения необходимого участка. Суды всех инстанций отказались в удовлетворении требований, указав на отсутствие в законе положений об обязанности землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка давать согласие на его раздел.

Формируется и иная судебная практика, когда требования о разделе земельного участка удовлетворяются. Так, к примеру, вполне обоснованно вынес по соответствующему делу постановление арбитражный суд ЗСО от 16 июля 2018 г. по делу № А45-40495/2017 [9]. Общество обратилось в Росимущество с требованием разделить исходный земельный участок, предоставленный департаментом лесного хозяйства в аренду заявителю, и выделить участок для нужд недропользования, а именно для образования участка санитарно-защитной зоны согласно проекту горного отвода. Заинтересованное лицо, а именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом никаких действий по заявлению Общества не предприняло, что и стало предметом спора. Как было установлено судами, спорный участок находится в собственности РФ, отнесен к категории сельскохозяйственного назначения, является свободным от прав третьих лиц, оснований для отказа в разделе спорного земельного участка суд не установил.

Таким образом, несмотря на то, что в юридической литературе

высказывается мнение о невозможности отнесения недропользования к

государственным нуждам, так как такую деятельность осуществляют

предприятия и организации, доля участия государства в капитале которых

составляет менее пятидесяти процентов, считаем, что было бы целесообразно

отнести недропользование к государственным нуждам, так как недра признаны 755

государственной собственностью. В связи с этим предлагаем в статье 49 ЗК РФ пользование недрами для добычи полезных ископаемых закрепить как основание изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, предлагаем в этой же статье расширить перечень объектов «государственного и муниципального значения», дополнив его объектами разработки месторождений полезных ископаемых.

Список литературы:

1. Земельный кодекс РФ от 25.01.2001 г. № 136-Ф3 (в ред. от 18.03.2020) // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2020. № 12. Ст. 1658.

2. Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 (в ред. от 27.12.2019) «О недрах» // Собрание Законодательства РФ. 1995. - № 10. Ст. 823; 2020. № 44. Ст. 6176.

3. Чмыхало Е.Ю. Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны и использования земель: правовые аспекты : [монография] / Е.Ю. Чмыхало; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 2016. 207 с.

4. Клейменова Е.С. Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук. Орел. 2008. 29 с.

5. Тельхигова Малика Шамельевна Правовое регулирование изъятия земель для нужд недропользования // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. №5 // URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/pravovoe-reguHrovame-izyatiya-zemel-dlya-nuzhd-nedropolzovaniya (дата обращения: 15.03.2020).

6. Жаркова Ольга Александровна Проблемы оформления прав на земельные участки недропользователями // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2014. №3 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-oformleniya-prav-na-zemelnye-uchastki-nedropolzovatelyami (дата обращения: 19.03.2020).

7. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» (ред. от 07.07.2016) // Собрание Законодательства РФ. 2004. № 26. Ст. 2669; 2016. № 29. Ст. 4816.

756

i ш

8. Постановление ФАС СЗО от 4 июля 2013 г. по делу № Ф26-12063/2011 // URL:https: //sudact.ru/arbitral/doc/1HbrBpPq9gxX/ (дата обращения: 04.10.2020).

9. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2018 г. по делу № А45-40495/2017 // URL: https: //sudact.ru/arbitral/doc/KPDfEG06WbLB/ (дата обращения: 04.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.