УДК 796 Даулова А.А., Кульчицкий В.Е.
Даулова А.А.
студентка 3 курса Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь Россия)
Научный руководитель: Кульчицкий В.Е.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического
воспитания и адаптивной физической культуры Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь Россия)
ПОЛЬЗА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Аннотация: в настоящее время все больше внимания уделяется вовлечению молодежи в занятия спортом. Меры принимаются для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья могли заниматься физической культурой и спортом. В каждой современной школе должно быть обустроено специальное пространство для занятий физкультурой и оздоровлением для таких детей, где основное внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих методик в образовательную среду.
Для успешной организации занятий физической культурой необходимо учитывать особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Поэтому важно разработать соответствующие методики обучения для этих категорий детей, учитывая их индивидуальные потребности в занятиях физкультурой. Это позволит пропагандировать здоровый образ жизни среди детей с ОВЗ и инвалидов.
Ключевые слова: развитие образования, ЛФК, спорт, дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
1581
Введение.
Для детей с ограниченными возможностями занятия физической культурой не только способствуют физической реабилитации, но и помогают развивать координацию, силу, гибкость, а также улучшают самооценку и социальные навыки. Очень важно, чтобы занятия были адаптированы к особенностям каждого ребенка, учитывали его потребности и способности.
Поэтому организация занятий физической культурой для детей с ОВЗ и детей-инвалидов должна проводиться квалифицированными специалистами, которые имеют опыт работы с такими детьми и могут индивидуализировать программу тренировок. Кроме того, важно учитывать медицинские рекомендации и ограничения, чтобы избежать травм и ухудшения состояния здоровья.
У человека нашего столетия появляются мышечные блоки, возникновение которых обусловленно отсутствием разрядки, т.е. реакция подсознания на внешние раздражители заканчивается напряжением мышц, расходуется энергия, и только занятия спортом могут помочь выбраться из порочного круга. Гликоген, используемый организмом при физической активности длительностью 15 минут, служит для покрытия энергетических потребностей, а при более продолжительной нагрузке расщепляется подкожный жир. Физические нагрузки должны вводиться постепенно, дозировано, подбираясь индивидуально под требования человека, занятия должны проходить на регулярной основе.
Также важно обучать детей основам здорового образа жизни, правильному питанию, регулярным физическим нагрузкам и гигиене. Важную роль играет также формирование позитивного отношения к самим себе, уверенности в своих силах и умениях, что способствует укреплению психологического здоровья. Главное, чтобы обучение и воспитание проводились с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и при поддержке специалистов - педагогов, психологов, врачей и других специалистов [3, с. 281].
1582
Командное выполнение заданий, поставленных в ходе проектной деятельности, способствует развитию ответственности и самодисциплины у детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В ходе проектной деятельности дети с ОВЗ и дети-инвалиды постепенно учатся самостоятельным действиям, они обращают внимание на результаты своего труда, оценивают его и пытаются сами улучшить качество проделанной работы. В результате командной работы дети с ОВЗ и дети-инвалиды формируют командообразующие качества: чувство взаимопомощи, взаимопонимания, сплоченности и солидарности. у такой команды укрепляется доверие друг к другу, формируется общая цель и стремление к ее достижению. Развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов совершается по таким феноменам как «социализация», «индивидуализация», «гуманизация», что отражается на общем фоне проектной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в занятиях физической культурой. Кроме проектной деятельности важным методом работы с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами являются традиционные формы работы. Поскольку обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов сопряжено с определенными сложностями, то такие дети требуют дополнительной мотивации и поддержки, за которые регулярная награда будет стимулировать детей на повышение успеваемости, на постоянное стремление к выполнению заданий. Следует дать оценку проведения анкетирования родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов по исследовательским вопросам, в рамках которого выявляются проблемы, связанные с физическим и интеллектуальным развитием детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их оценивание целесообразности занятий физической культурой, установку родителей на сотрудничество с педагогами, осознание целесообразности методики физкультурно-спортивной работы. Результаты анкетирования родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов показывают, насколько успешна была предыдущая адаптация школы к особенностям каждого ребенка и насколько правильно выбраны методы и технологии его обучения. Современное состояние проблемы в области физкультурно-оздоровительной работы и физической культуры детей с ОВЗ и детьми-инвалидами требует от
1583
педагогов и родителей активной и целенаправленной работы, оказание всестороннего содействия и поддержку в этом направлении силами школьного коллектива и родительских сообществ [1, с. 123].
Важной целью дисциплины "физическая культура" также является развитие физических способностей, координации движений, выносливости, силы и гибкости у детей. Кроме того, она способствует улучшению общего самочувствия, укреплению иммунитета, профилактике различных заболеваний, формированию правильной осанки и хорошей физической формы. Программа обучения включает в себя не только физические упражнения, но и теоретические знания о правильном питании, здоровом образе жизни, основах анатомии и физиологии человека. Учащиеся изучают также правила безопасности при занятиях спортом, что позволяет им избегать травм и несчастных случаев. Кроме того, физическая культура способствует развитию дисциплины, настойчивости, ответственности, а также формированию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Все это делает эту дисциплину одной из ключевых в образовательном процессе, помогая детям стать более здоровыми, сильными и успешными людьми.
Потребности здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов не формируются с помощью применения педагогических методов и форм, т.к. это требует соответствующего содержания. Использование различных форм деятельности, вызывающих к себе определенное отношение у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посредством чего складывается положительное восприятие исследуемой проблемы - формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в контексте реализации здоровье сберегающих технологий в обучении называют особенным подходом [4, с. 126].
Выводы.
Изучая проблематику исследований, её специфику было установлена высокая необходимость в создании оздоровительных пространств на базе образовательных учреждений, акцентируя внимание на реализацию здоровьесберегающих технологий. Необходима адаптация условий реализации
1584
занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, учитывая наличие хронических заболеваний (ЛФК).
Таким образом требуется составление уместных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их нуждами в занятии физической культурой, что способствует распространению среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандартов здоровьесберегающего поведения.
Организация занятий физической культурой для детей с ОВЗ и детей-инвалидов является не только необходимостью для их физического здоровья, но и важной частью комплексной реабилитационной программы, направленной на полноценное развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями.
Во всех занятиях, как и физической культуре, необходимо создание наиболее благоприятной атмосферы, предполагающей поддержку и мотивацию со стороны родителей и педагогов. Соответственно необходимо адаптирование занятий физической культурой для детей с ОВЗ, предполагая ориентацию под особенности каждого.
Обеспечение детей с ОВЗ качественными и эффективными программами физического развития, обусловленны тесной совместной деятельностью родителей, педагогов и специалистов в области физической культуры. Именно это способствует достижения максимального успеха в реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева, Е.В. Создание безопасной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях разновозрастной группы / Е.В. Алексеева // Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019 - С. 120-124;
2. Дунская, М.В. Педагогические возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов / М.В. Дунская, Н.А. Королева // Липецк: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального
1585
образования Липецкой области "Институт развития образования", 2018. - С. 8993;
3. Касьяненко, А.Н. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом / А.Н. Касьяненко, Д. А. Сулиманова // Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2018. - С. 278-285;
4. Мишустина, Н.И. Новые направления в работе инструктора по физической культуре с детьми - инвалидами и детьми ОВЗ / Н.И. Мишустина // Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. - С. 121-128;
5. Никонорова, А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого- педагогического консилиума / А.А. Никонорова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9(174). -С. 12-19;
6. Соколова, Н.А. Социальная интеграция детей с ОВЗ и детей - инвалидов в системе ДОУ / Н.А. Соколова, В.А. Каюда, Т.Г. Юнакова // Моя профессиональная карьера. - 2022. - Т. 2. - № 37. - С. 35-44;
7. Степанова, Н.А. Система работы по обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов / Н.А. Степанова // Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. - С. 315-321;
8. Филатова, И.А. Тренинговые занятия как одно из условий формирования готовности специалистов в работе с детьми ОВЗ и инвалидами / И.А. Филатова, А.П. Тарасова // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19(09). - С. 226231
1586
Daulova A.A., Kulchitsky V.E.
Daulova A.A.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
Scientific advisor: Kulchitsky V.E.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
BENEFITS OF THE MEDICAL PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABLED CHILDREN
Abstract: currently, more and more attention is being paid to involving young people in sports. Measures are being taken to ensure that children with special educational needs and children with disabilities can engage in physical education and sports. Every modern school should have a special space for physical education and health classes for such children, where the main focus is on introducing health-saving techniques into the educational environment.
To successfully organize physical education classes, it is necessary to take into account the peculiarities of teaching children with disabilities (HH) and people with disabilities. Therefore, it is important to develop appropriate teaching methods for these categories of children, taking into account their individual needs in physical education. This will help promote a healthy lifestyle among children with disabilities and people with disabilities.
Keywords: education development, physical culture, sports, disabled children.
1587