Научная статья на тему 'Польза и недостатки превентивных мер британской полиции в борьбе с наркопреступностью'

Польза и недостатки превентивных мер британской полиции в борьбе с наркопреступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
835
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОПОЛИТИКА / АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НАРКОТИКОВ / DRUG CRIME / DRUG POLICY / ANTI-DRUG CAMPAIGNS / DRUG LEGALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Навроцкая И.Н.

В статье рассматриваются превентивные меры британской полиции в борьбе с наркопреступностью. Анализируются положительные результаты данной работы, а также причины, по которым не удается снизить уровень потребления наркотиков, несмотря на усилия правительства и правоохранительных органов Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The benefits and defects of preventive measures of British police in the fight against drug trafficking

The article deals with the preventive measures of the British police in the fight against drug trafficking. The positive results of this work, as well as the reasons for which you cannot reduce the level of drug use, despite the efforts of the government and law enforcement agencies UK are analyzed.

Текст научной работы на тему «Польза и недостатки превентивных мер британской полиции в борьбе с наркопреступностью»

ПОЛЬЗА И НЕДОСТАТКИ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР БРИТАНСКОЙ ПОЛИЦИИ В БОРЬБЕ С НАРКОПРЕСТУПНОСТЬЮ

THE BENEFITS AND DEFECTS OF PREVENTIVE MEASURES OF BRITISH POLICE IN THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING

УДК 343.976(410)

И.Н. НАВРОЦКАЯ

(Белгородский юридический институт МВД России)

I.N. NAVROTSKAYA

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются превентивные меры британской полиции в борьбе с наркопреступностью. Анализируются положительные результаты данной работы, а также причины, по которым не удается снизить уровень потребления наркотиков, несмотря на усилия правительства и правоохранительных органов Великобритании.

Ключевые слова: наркопреступность, наркополитика, антинаркотические кампании, легализация наркотиков.

Abstract: the article deals with the preventive measures of the British police in the fight against drug trafficking. The positive results of this work, as well as the reasons for which you cannot reduce the level of drug use, despite the efforts of the government and law enforcement agencies UK are analyzed.

Keywords: drug crime, drug policy, anti-drug campaigns, drug legalization.

П^ остепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и свободно распространяются идеи, создает реальные предпосылки для развития социально опасных явлений. Стремительное распространение наркотиков в мире в последнее десятилетие стало угрозой всей человеческой цивилизации. Незаконная торговля наркотиками уже давно переросла границы отдельных государств и проникла на все континенты. Вовлечение территорий все большего количества государств в нелегальный оборот наркотиков сопровождается расширением масштабов криминализации общества, увеличением числа людей, страдающих от наркозависимости и других заболеваний, связанных с употреблением наркотических средств (СПИД, гепатит).

На сегодняшний день свыше 180 млн. человек (4,2% населения земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного рода. Около 144 млн. человек пристрастилось к курению канабиса (марихуаны) - самого распространенного наркотического средства. Объем героина, ежегодно импортируемого в Великобританию, составляет от 18 до 23 тонн. Подавляющее большинство - это афганский опий. По разным оценкам, ежегодно 25-30 тонн опия импортируется в Великобританию. Каннабис по-прежнему наиболее широко используемый наркотик в Великобритании и его оптовая продажа на рынке составляет сумму почти в 1 млрд фунтов в год.

В докладе Комиссии по наркополитике Соединенного Королевства приводятся данные, согласно которым только Англия и Уэльс ежегодно тратят 15 млрд. фунтов стерлингов на борьбу с наиболее опасными наркотиками класса А.

Как отмечают авторы документа, несмотря на то, что употребление наркотиков снижается, ежегодно от проблем, связанных с наркотической зависимостью, умирает около двух тысяч человек, а количество людей, употребляющих наркотики, составляет 380 тыс. человек.

Ежегодно около 42 тыс. жителей Англии и Уэльса приговариваются к реальным срокам за преступления, связанные с хранением наркотиков, а около 160 тыс. человек получают предупреждения, что, по мнению и^РС, "отнимает массу времени у полиции, органов следствия и судов" [2, 138].

Международная борьба с незаконным оборотом наркотиков стала одной из наиболее злободневных транснациональных проблем. Ни одна отдельно взятая страна не может рассчитывать на успех в борьбе с наркомафией без широкого международного сотрудничества.

И Великобритания не стала исключением. Несмотря на организационные и практические меры правоохранительных органов и системы здравоохранения, а также усилия антинаркологических общественных организаций, эксперты признают, что наркологическая ситуация в Великобритании ухудшается с каждым годом.

Наиболее активно потребляют наркотики лица в возрасте 18-30 лет, причем 80% из них продолжали употреблять наркотические вещества несмотря на принятые в отношении них меры воздействия медицинского, воспитательно-профилактического характера. По оценкам Института исследования наркотической зависимости, к возрасту 20 лет один человек из трех хотя бы раз попробовал наркотики, в основном, гашиш. Считают, что примерно один из десяти - а это приблизительно полмиллиона молодых людей, пробовал амфетамины; еще полмиллиона, как полагают, регулярно используют экстази. В 2012 году 2754 человека в возрасте 17 лет были официально признаны виновными в употреблении наркотиков (это рост больше на 26% по сравнению с 2011 годом).

Дети пробуют наркотики все раньше и раньше. Ежегодное общенациональное исследование, проведенное Эксетерским университетом, доказало, что количество детей в возрасте 11-15 лет, которые пробовали наркотики, удвоилось по сравнению с 90 годами прошлого века. В декабре 2012 года полиция Скарборо обвинила 26 детей в возрасте от 12 до 16 лет в употреблении ЛСД. В Дорсете полиция арестовала детей 12 и 13 лет за владение ЛСД и экстази.

В связи с этой проблемой правительство Великобритании пытается найти какие-либо решения этой проблемы, разрабатывая новые антинаркотические кампании. Однако прежде чем сделать это, было изучено отношение к ним молодых людей. Исследование показало, что подростки знали, что наркотики вредны, но какой конкретный вред они приносят здоровью, они не могли сказать. Исследование также показало, что 61% наркоманов-подростков, если бы и знали о вреде здоровью, принимали бы наркотические средства.

В Великобритании были предприняты новые кампании по борьбе с наркотиками, основанными на результатах исследований. Новые кампании информировали население Великобритании о риске здоровью, связанных с употреблением конкретных наркотических веществ. Однако, как было признано правительством Соединенного Королевства, «попытки убедить людей держаться подальше от наркотиков провалились и не привели к сдерживанию растущей популярности наркотических средств».

Но ситуация не всегда была такой. В первой половине XX века проблема наркомании не была так актуальна в Великобритании. Отмечались лишь локальные случаи наркопотребления, не выходящие за рамки богемных и асоциальных кругов. Поскольку проблема высокого уровня наркотизации населения в тот период не

достигла масштабов эпидемии, идеи либерализма оказались весьма тождественными тогдашнему общественному мнению. В такой достаточно благоприятной наркоситуации правительство тори в 1926 г. приняло "Rollestone Act", по которому разрешалось беспрепятственно приобретать в аптеках, правда по рецепту врача, но по достаточно низким ценам наркотические средства, включая героин и кокаин. "Rollestone Act" с его либеральными установками оставался основным документом в регулировании наркооборота Великобритании вплоть до 1946 г., пока волна ероиновой наркомании не докатилась до берегов страны. Считается, что немаловажное значение в пересечении героиновой наркоманией Атлантического океана имела распропагандированная А. Линдесмитом на американском континенте разрешительная "британская система". Это побудило канадских наркоманов перебраться в Англию, что и положило начало британской героиновой эпидемии. Британская ветвь героиновой эпидемии нарастала стремительно, почти в геометрической прогрессии. В течение последующего десятилетия с 1946 по 1968 гг. количество героиновых наркоманов удваивалось каждые 16 мес. Это послужило поводом для отмены в 1968 г. разрешительной "британской системы" [3, 5].

В последние годы на международном уровне просматривается тенденция к ослаблению криминализации наркотиков. Если в 198 6 г. на сессии Европарламента предлагалось отказаться от судебного преследования за потребление конопли, ограничив все штрафные санкции в отношении потребителей конопли простым предупреждением, то уже в сентябре 1992 г. высказывалось предложение о декриминализации всех видов наркотиков. Движение «Инициатива больших

городов» предлагает полностью легализовать покупку, хранение и потребление небольших количеств наркотиков, разделить рынок тяжелых и легких наркотиков, обеспечить метадоновым лечением всех нуждающихся в нем, организовать инъекционные комнаты для безопасного употребления наркотиков под контролем медицинских работников [7, 4].

Прямо противоположной позиции придерживаются последователи движения «Европейские города против наркотиков (ECAD)», которые высказывают радикальные взгляды по ужесточению политики контроля за оборотом наркотических средств с применением репрессивных мер в отношении и потребителей наркотиков, и лиц, занимающихся их производством и торговлей [6, 4].

Злоупотребление человеком наркотическими средствами и психотропными веществами исчисляется тысячелетием. В зависимости от конкретных исторических условий, уровня наркопотребления среди населения и масштабности связанных с этим негативных медицинских и социальных последствий, государства придерживались различных стратегий по противодействию их незаконному обороту.

Противодействие распространению злоупотребления наркотиками традиционно осуществляется по следующим основным направлениям:

1) борьба с нелегальным рынком наркотиков и уменьшение наркопреступности;

2) контроль за легальным оборотом наркотиков;

3) профилактическая работа с группами риска и населением в целом (первичная и вторичная профилактика);

4) лечение лиц с зависимостью от наркотиков (третичная профилактика).

Согласно полученным данным, розничная цена наркотиков за 20 лет с 1992 по

2012 годы упала, тогда как их чистота и эффективность действия увеличились.

К примеру, в Великобритании средняя цена опиатов и кокаина за этот период снизилась на 74% и 51% соответственно.

Исследователи считают, что потребление наркотиков необходимо рассматривать как проблему, лежащую в сфере здравоохранения, а не уголовного права.

Разрушительную силу международного наркотрафика сравнивают с действием оружия массового поражения. Наркоэкспансия представляет один из аспектов современной угрозы безопасности - она теснейшим образом связана с терроризмом, трансграничной преступностью, контрабандой и торговлей людьми; наносит непоправимый ущерб целым государствам, выбивая из нормальной жизни самое молодое и динамичное население. Производство и транспортировка наркотиков остается одной из главных сфер деятельности организованной преступности в Европейском Союзе.

Возможности расширения наркотрафика в Европе были созданы отменой контроля на внутренних границах, существенными различиями в законодательстве государств-членов, а кроме того, недостаточно эффективным сотрудничеством правоохранительных органов. Для того чтобы максимально увеличить прибыль, криминальные группы от специализации на каком-то определенном виде наркотика перешли к комплексным поставкам. Об этом свидетельствуют конфискации крупных партий наркотических веществ - в их составе самые разнообразные виды. Следствием подобной трансформации предложения товара становится и постепенное изменение спроса: растет потребление одновременно нескольких видов наркотиков. Внутри Европейского Союза наркотики циркулируют практически свободно и бесперебойно, поскольку поступают одновременно из множества пунктов доставки и обрабатываются в лабораториях, размещенных во всех государствах-членах. Гашиш из Марокко транспортируется по южному и северному пути - из Испании до Дании и Швеции. Синтетические наркотики, изготовленные в Нидерландах и Бельгии, доставляются во все без исключения страны ЕС, так же, как и кокаин, который ввозится через Испанию. В распоряжении преступных группировок налаженная транспортная инфраструктура и ведущие специалисты-химики. В процессе изготовления и транспортировки наркотиков, включая поставки прекурсоров, необходимых химикатов и оборудования, активно и успешно сотрудничают многонациональные коалиции криминальных групп.

Проблема наркотрафика считается одной из главных угроз безопасности Евросоюзу, жизни и здоровью его граждан. В большинстве государств-членов уровень потребления наркотиков традиционно очень высок, количество смертных случаев в последние годы стабилизировалось и даже немного снизилось, но это означает, что более эффективным стало лечение наркоманов. Поставки же наркотиков, несмотря на противодействие как со стороны государств-членов, так и Европейского Союза, остаются одним из самых выгодных видов криминального бизнеса.

По данным Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA), в странах ЕС в целом (включая тех, кто пробовал наркотики лишь несколько раз), насчитывается 70 млн. потребителей каннабиса, 12 млн. - кокаина, 9,5 млн. - экстази и 11 млн. - амфетамина. По крайней мере, полмиллиона жителей ЕС находятся на лечении от героиновой зависимости, около 7,5 тысяч человек умирает ежегодно от передозировки [2].

Для удовлетворения потребности рынков Европейского Союза необходимо 135 тонн героина ежегодно. Если даже в какой-либо стране Евросоюза рынок стабилизируется, то одновременно начинает расширяться рынок в другой, особенно в новых государствах - членах ЕС. В 2008 году после семилетнего спада потребление тяжелых наркотиков (героина и кокаина) снова выросло, при этом приверженность каннабису и искусственным стимуляторам не снизилась. Об этом свидетельствует количество смертных случаев от передозировки и число обратившихся за медицинской помощью. Героин, поступающий из Афганистана, наносит самый тяжелый ущерб здоровью - 8 0% летальных исходов приходится на героиновых наркоманов, растет также число инфицированных гепатитом С и ВИЧ. Очень популярен каннабис (марихуана и гашиш), при этом широкое

распространение получило выращивание марихуаны на специальных фермах. В 2 008 году в ЕС зарегистрировано на полмиллиона кокаинистов больше, чем в 2006 году [3, 8]. Любители кокаина проживают в основном в Испании и Великобритании, этот вид наркотика доминирует на нелегальных рынках Западной и Южной Европы.

В своих ежегодных докладах о борьбе с организованной преступностью Европол сообщает о ликвидации крупных организованных преступных группировок, специализирующихся на наркотрафике. Тем не менее, в докладах не заметен особый оптимизм по поводу итогов борьбы с наркобизнесом: напротив, Европол вынужден констатировать, что усилия Евросоюза по борьбе с потреблением наркотиков и наркотрафиком не привели к значительному сокращению числа наркоманов, основные пути наркотрафика все еще не удается блокировать. Если наблюдается снижение потребления героина и амфетамина в том или ином государстве-члене, то в других заметен рост потребления каннабиса и кокаина.

Использование современного оборудования и методик изготовления, привлечение высококвалифицированных специалистов способствуют резкому увеличению производства и распространению наркопрепаратов. Стадии производства - от химического синтеза до конечной упаковки готовой продукции - отделены друг от друга и размещены в разных местах на территории всего Европейского Союза. Разделение труда на различных стадиях процесса, сетевой принцип производства значительно снижает риск провала всего предприятия в случае, если одно из звеньев будет захвачено полицией. Установлено, что различные группы сотрудничают на временной основе, члены той или иной группы могут участвовать в деятельности сразу нескольких подгрупп в сети и нескольких нелегальных производственных ячейках.

Хотя потребление героина в странах ЕС и в Великобритании, в частности, не столь значительно по сравнению с каннабисом или экстази, социальные проблемы наркоманов, сидящих на героине, ложатся тяжелым бременем на местные власти, поэтому серьезность проблемы невозможно измерить количественными показателями. Европол наблюдает усиление сотрудничества различных преступных группировок внутри ЕС, которые создаются не по этническому признаку и специализируются в перевозке разных видов наркотиков. Косвенным подтверждением такого рода сотрудничества является состав конфискованных грузов: они все чаще содержат наркотики всех видов, которые производятся и транспортируются из разных мест. Партии товаров направляются с одного и того же склада в разные государства. Такая диверсификация, сетевой принцип производства и хранения готовой продукции, гибкость методов транспортировки и усиливающееся трансграничное сотрудничество являются очевидными новыми тенденциями в наркобизнесе.

Отдел по борьбе с наркотиками в Европоле, созданный еще в 1994 году, оказывает поддержку оперативным действиям государств-членов в борьбе с производством и трафиком героина, кокаина, синтетических препаратов и прекурсоров, осуществляя непосредственные контакты с соответствующими ведомствами государств-членов. Чаще всего страны ЕС объединяют усилия в борьбе с преступной группировкой, действующей на их территории. Аналитическая служба занимается сбором, обработкой и распространением информации, выпускает доклады о ситуации с наркотиками в ЕС, каталоги и бюллетени. Специальная секция Отдела по героину снабжает информацией и экспертизой государства-члены ЕС и страны, заключившие с Европолом соответствующее соглашение. Например, в рамках специального проекта «Мустард» страны ЕС получат помощь в борьбе против деятельности турецких группировок в ЕС и за его пределами, которые специализируются на поставках героина. «Кокаиновая» секция разрабатывает проект «Кола», направленный на выявление латиноамериканских, главным образом, колумбийских, преступных группировок, занимающихся транспортировкой кокаина.

Информационная система о кокаине Европола (The Europol Cocaine Logo System -ECLS) содержит сведения о конфискации партий наркотиков, фотоматериалах, результатах операций, знаках и марках наркотиков. Те же функции выполняет и Информационная система по экстази (The Europol Ecstasy Logo System - EELS) в секции синтетических наркотиков. В рамках проекта «Синержи» секция отвечает за сбор и анализ информации о синтетических наркотиках и прекурсорах, а также преступных группах, занимающихся их производством и трафиком. Одна из крупных операций, которую поддерживает секция, была начата по инициативе Швеции в целях противодействия распространению амфетамина. Государства-члены получат помощь экспертов по уничтожению обнаруженных предприятий по изготовлению синтетических наркотиков.

В Отделе функционирует и информационная система о подпольных лабораториях (The Europol Illicit Laboratory Comparison System - EILCS), в которую стекаются сведения о производстве синтетических наркотиков, местах их хранения, оборудовании, поставляемом в лаборатории. Например, существует специальная программа в рамках ООН, в которой участвует Европол, она помогает прослеживать, каким образом в распоряжение подпольных лабораторий попадают машины по производству таблеток и другое оборудование.

В последнее десятилетие ряд государств-членов, расположенных по пути наркотрафика в Атлантике, постоянно выражали недовольство существующими ограничениями политики безопасности Евросоюза, которые не давали возможности заинтересованным странам продвинуться дальше остальных по пути более тесного сотрудничества в борьбе с наркотрафиком. Между тем, морской транспорт по-прежнему остается основным средством доставки наркотиков в европейские государства. Для уменьшения затрат организаторы преступных структур приобретают аварийные либо подлежащие списанию плавсредства.

Большинство стран ЕС в своем законодательстве разделяет торговцев-перевозчиков наркотиков (drugs traffickers), которые являются операторами на наркорынках, и потребителей или наркозависимых, считающихся покупателями или жертвами, в зависимости от того, требуется ли им специальное лечение. В то же время в ряде стран ЕС с 2001 года были сокращены сроки уголовного наказания за хранение наркопрепараторов в ограниченных количествах для личного потребления.

Вместо уголовного преследования потребителям наркотиков предоставлены широкие возможности лечения, однако мягкое отношение к наркоманам сопровождается жесткими условиями: при попытке уклониться от лечения уголовное преследование может быть возобновлено.

В Великобритании наблюдается общая тенденция замены тюремного заключения за потребление и хранение каннабиса в небольших количествах на альтернативное наказание. Этот наркотик отделяется от других препаратов как в законодательстве, так и в судебной практике. Напротив, преследование подозреваемых в наркотрафике повсеместно ужесточается, особенно в случае, когда наркотики поставляются молодым потребителям. Например, продажа запрещенных препаратов несовершеннолетнему в Англии может повлечь пожизненное заключение. Даже в Нидерландах, стране, известной своим почти легкомысленным отношением к марихуане, наказание за трафик достигает шестнадцати лет тюрьмы.

Весь мир признает, что наркотрафик ставит под угрозу мировой порядок, однако международное сотрудничество малопродуктивно в сравнении с функционированием незаконного бизнеса как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Пути наркотрафика хорошо известны, остановки и места складов также, тем не менее гибкость сетевой организации, позволяющая изменять пути и перемещать производство и хранение наркотиков, делает наркотрафик и бизнес неуязвимым. Обмен информацией между сотрудничающими преступными группировками также

налажен лучше, чем между правоохранительными органами. Получается, что обширным сетям, руководимым международным преступным сообществом и транснациональными корпорациями, противостоят полицейские и судебные структуры национальных государств - именно государства, а не международные организации до сих пор определяют порядок международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. В случае Евросоюза взаимодействие полицейских и судебных ведомств до вступления в силу Лиссабонского договора происходит главным образом на межгосударственной основе, Европол ограничен в возможностях оперативных действий совместно с государствами-членами. Международному сотрудничеству мешают несовпадение интересов стран в том или ином регионе, как это было показано на примере Афганистана и постсоветского пространства. Однако совершенно очевидно, что сотрудничество в обмене информационными и разведывательными данными выходит на первый план в противодействии наркотрафику, оно может сочетаться с оперативными действиями на уровне национальных государств при координирующей роли международных организаций.

Эффективность борьбы с наркоугрозой зависит от интеграции усилий партнеров, от степени взаимодействия в рамках специальных программ и стратегий.

Очевидно, усилиями лишь Великобритании невозможно противостоять масштабу распространения наркотиков.

Предпринимаемые меры не должны носить только декларированный характер, показывающий лишь озабоченность стран масштабами незаконного оборота наркотических средств, обеспокоенность расширением использования территории государств для контрабанды и незаконного транзита наркотиков.

Спецслужбам, правоохранительным органам необходимо шире обмениваться информацией о каналах поступления и транзита наркотиков, о лицах, причастных к наркобизнесу, применять другие формы взаимодействия в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств, такие, как метод проверочной поставки, проверочной закупки [1, 58].

Комиссия называет уголовное преследование людей за хранение небольших доз наркотиков "непропорциональной" мерой и предлагает вместо этого ввести административные санкции или принудительное лечение.

Комиссия также призывает пересмотреть британский закон о борьбе с наркотиками и систему классификации наркотических веществ, которая, по мнению авторов доклада, утратила свою эффективность.

В документе содержится предложение делегировать функцию классификации отдельных видов наркотиков независимому органу, деятельность которого будет находиться под контролем парламентариев.

и^РС также считает, что действия британского правительства в отношении наркотиков, в том числе и конфискация запрещенных веществ, порой не приносят никакого эффекта, а некоторые программы в школах, призванные оградить детей от употребления наркотиков, наоборот, стимулируют интерес к ним.

Несмотря на давнюю политическую известность проблемы, относительно согласованных стратегий и значительных инвестиций, Великобритания остается в верхней части Европейского лестницы по употреблению наркотиков и наркотической зависимости.

Учитывая международный опыт, как в способности наркополитики влиять на национальные тенденции в употреблении наркотиков и наркотической зависимости, так же неразумно судить о производительности наркополитики страны по уровню потребления наркотиков в этой стране. Тем не менее, это является показателем, на который необходимо обратить внимание средств массовой информации и общественности.

Мы очень мало знаем об эффективности и влиянии большинства усилий правоохранительных органов, будь они направлены на снижение доступности наркотиков или, по крайней мере, относительно соблюдения закона за хранение и сбыт наркотических веществ. Заключение в тюрьму правонарушителей за употребление наркотиков на относительно длительные сроки, кажется, не представляет собой экономически эффективный ответ борьбе с наркотиками.

Население Великобритании считает, что правительство недостаточно инвестирует средств на борьбу с этим злом. Необходимы радикальные и эффективные меры.

Один из самых опытных борцов с криминальными группировками в Великобритании, глава отделения полиции в Дареме (север Англии) Майкл Бартон заявил, что прямой запрет на наркотики класса «А» (наиболее опасные) должен быть радикально пересмотрен. Его проект предполагает, что Национальная служба здравоохранения будет поставлять препараты страдающим от наркозависимости, и тем самым разрушит монополию, созданную криминальными группировками. Бартон сравнивает запрет на наркотики в Британии с антиалкогольным законодательством в Америке 1920-х годов, спровоцировавшим расцвет мафии во главе с Аль Капоне.

Британская общественность поддержала это предложение, поскольку легализация наркотиков подорвет имидж ганстеров как «крутых парней», который зачастую привлекает молодежь. Британцы считают декриминализацию наиболее эффективным способом лишить наркодилеров доходов и уменьшить их влияние на молодежь.

Наркомания, как белое облако бури, которое не видно на горизонте, но, к сожалению, многие люди уже попали под большой, страшный дождь. Общество должно думать о будущем поколении и не дать молодым людям попасть в беду. Предупреждая наркопреступность, мы спасаем наше будущее.

1. Аманбаее А.М. Международное сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков: современное состояние и перспективы // Российский следователь. 2006. № 8. С.58-60.

2. Жилина Н.Ю. Особенности международно-правового предупреждения и борьбе с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2. С. 110.

3. ХасанМ. Проблемы международного сотрудничества по борьбе с наркотиками // Право и политика. 2006. №8. С.137-147.

4. 2012 Annual report: the state of the drugs problem in Europe, EMCDDA, Lisbon, November 2012. P.13, 58.

5. EU Organized Crime Threat Assessment (OCTA), Europol, 2008. P.21.

6. EU Drugs Strategy (2005-2012). Council of the European Union, Brussels, 22 November 2004, 15074/04. Action Plans on Drugs that will implement the Strategy; European Union Strategy on Drugs for the years 2005-2012.

7. World Drug Report 2008, UNDOC. P.4.

8. Europol. Serious Crimes Overview. Drugs 2011. Р.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.