Научная статья на тему 'Полвека изучения болезней свиней (основные итоги и задачи)'

Полвека изучения болезней свиней (основные итоги и задачи) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
162
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКТЕРИИ / ВИРУСЫ / ЛЕЧЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / СВИНЬЯ / ЮБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Душук Р.В.

Эта статья итог полувековой научной и практической деятельности известного отечественного инфекциониста, профессора Р.В.Душука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Душук Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полвека изучения болезней свиней (основные итоги и задачи)»

УДК 619: 616/618

Полвека изучения болезней свиней

(основные итоги и задачи)

Р.В. Душук, ФГУ «ВГНКИ» (г. Москва)

Выбор объекта исследований не был случайным — симпатия к нему зародилась в детстве, когда помогал родителям кормить и ухаживать за свиньями. Это животное близко к человеку по некоторым анатомическим и физиологическим показателям, поэтому имеет большое значение как модель при ветеринарных и биомедицинских исследованиях. Оно хорошо поддается дрессировке.

Знакомство с болезнями свиней я начал с производственной практики в период обучения на ветеринарном факультете Львовского зооветеринарного института. Вместе с другими студентами прививал свиней против рожи, чумы, паратифа, вскрывал трупы павших животных, помогал ветеринарным врачам вести прием больных, проводил назначенное им лечение, участвовал в предубойном осмотре и ветеринарно-санитарной экспертизе туш.

Выполняя обязанности заведующего районной ветеринарной лечебницей и старшего ветеринарного врача в хозяйствах Измаильской, а затем Одесской областей, приобрел большой опыт борьбы с туберкулезом и бруцеллезом, а также незаразными болезнями свиней. В этот период ставил первые опыты по лечению больных рожей свиней пенициллином и противорожистой сывороткой. Симультанное применение этих препаратов всегда было успешным. Одним антибиотиком, не обладающим антитоксическим действием, удавалось добиться значительного улучшения клинического состояния животных, но в последующем такие свиньи часто погибали от веррукозного эндокардита.

Окончательно я сформировался как специалист в данной области в ВИЭВ, где после окончания аспирантуры остался работать в лаборатории по изучению болезней свиней. Первоначально основным направлением моей научной деятельности были диагностика, лечение (испытание препарата вирусин) и профилактика классической чумы свиней. Была усовершенствована технология изготовления лапи-низированной вакцины против этой опасной болезни. Выход вакцины удалось повысить за счет использования для ее изготовления, наряду с селезенкой и кровью зараженных кроликов, их брызжеечных лимфатических узлов, в которых производственный штамм К накапливается в высокой концентрации. Его адаптировали к культуре клеток почки поросенка ПК-15. Испытания культуральной вакцины показали ее безвредность и активность.

Нами была апробирована схема применения противочумных вакцин поросятам, полученным от иммунных и непривитых маток. Их эффективность оценивали не только по эпизоотологическим показателям и результатам иммунобиологических тестов, но и по результатам контрольного заражения. Одновременно изучали влияние ионизирующей радиации на иммуногенез при чуме свиней.

В 50-х годах ХХ в. широкое распространение получил атрофический ринит свиней. Сотрудники Полтавской ЗНИВС, ВИЭВ и других ветеринарных учреждений занимались расшифровкой этиологии, изучали влияние внешних и наследственных факторов на возникновение и течение этой болезни. Ее удалось воспроизвести в эксперименте натив-ным материалом (суспензией содержимого носовой полости, слизистой оболочки решетчатых костей), а также пастерел-

лами и бордетеллами. Полученные результаты позволили разработать документы по диагностике, профилактике и мерам борьбы с болезнью, совершенствовать их по мере накопления новых данных.

С 1963 г. изучал массовые респираторные болезни свиней в племенных хозяйствах. Поводом к этому послужила вспышка пневмонии в одном из лучших хозяйств страны (племзаводе «Венцы-Заря» на Кубани), куда завезли племенных хряков из Англии. Контактировавшие с ними местные свиньи заболели. Отсюда инфекция широко распространилась во многие хозяйства страны. Первые опыты показали, что респираторный синдром удается легко воспроизвести не только интраназальным введением суспензии пораженных легких и бронхиальных лимфатических узлов, но и фильтрата, пропущенного через стерилизующие фильтры, а также после обработки патологического материала антибиотиками. Выделенный нами фильтрующийся агент оказался вирулентной для поросят микоплазмой. Ее удалось изолировать и поддерживать на сложной питательной среде, предложенной В.П. Бердником и Р.В. Душуком.

Основные итоги исследований инфекционных пневмоний свиней были доложены и получили одобрение на 52-й Генеральной сессии МЭБ и легли в основу докторской диссертации, защищенной в 1974 г.

Определенный вклад я внес и в решение проблемы трансмиссивного (вирусного) гастроэнтерита — новой для нашей страны болезни свиней. Приобретенный во время зарубежных стажировок опыт пригодился при разработке инструктивно-методических документов и инактивированной вакцины, проводившейся совместно с Л.А. Мельниковой и И.Л. Обуховым. Эта болезнь широко распространилась в стране — в одной только Молдавии было 20 неблагополучных по ней хозяйств. Интересные наблюдения были сделаны на свинокомплексе «Флорешть»: при проведении опоросов в помещениях почти весь рождающийся молодняк погибал, а в летних лагерях выживало более 60 % поросят.

Будучи в командировке в г. Эймс (США), посетил ведущий в мире центр по изучению дизентерии свиней. Полученные там материалы позволили повысить уровень диагностической работы, усовершенствовать меры профилактики и борьбы с этой болезнью в нашей стране.

На протяжении свыше 30 лет неоднократно выезжал в хозяйства, возглавлял многочисленные комиссии по оказанию научно-практической помощи по диагностике, профилактике и ликвидации болезней свиней различной этиологии. Разработанная нами в 1973 г. на основе анализа большого материала научных исследований и практических наблюдений схема вете-ринарно-профилактических мероприятий для свинокомплексов выдержала проверку временем. Она стала основой для комплексной системы ветеринарного обеспечения свинокомплексов на всех этапах их функционирования. Не лишне вспомнить, что в 1983 г. группа ученых, в которую вошел и я, обратилась к Министру сельского хозяйства СССР с письмом, в котором давалась объективная характеристика выявленных за десятилетие положительных и отрицательных сторон промышленного свиноводства. Мы предложили прекратить строительство новых крупных комплексов и реконструировать действующие. Хотя

письмо и было рассмотрено, но практических мер не последовало. Вопрос о разработанной нами системе ветеринарного обеспечения свинокомплексов весьма актуален и сейчас в связи с началом возрождения свиноводства, как наиболее эффективной отрасли животноводства.

Четвертый, 29-летний период моей жизни связан с ВГНКИ — его следует признать самым плодотворным. Коллектив руководимой мной лаборатории контроля и стандартизации препаратов против пастереллеза, рожи и гемофилеза провел разносторонние исследования этих инфекций, которые в последующем были продолжены в отделе бактерийных препаратов. По изучаемым проблемам стажировался в научных центрах Европы и Азии. Совместно с сотрудниками других лабораторий ВГНКИ и учеными ряда других институтов ветеринарного, медицинского, биологического и химического профилей принимал участие в создании и внедрении в практику 26 новых препаратов, 19 из которых предназначены для свиней. Большой вклад внес в стандартизацию и сертификацию вакцин и сывороток.

Результаты работ отражены в 300 научных трудах, в т.ч. в двух монографиях, пяти брошюрах, девяти пособиях для специалистов, двух учебниках для ВУЗов, других изданиях и более, чем в 100 нормативных документах. Основные разработки защищены авторскими свидетельствами и патентами, а разработчик удостоен правительственных наград (2), медалей участника ВДНХ (2) и лауреата ВВЦ (12), серебряных именных медалей Роберта Коха, полученных от Европейской академии естественных наук, монарха Карла XIV и Шведской королевской академии наук сельского и лесного хозяйств, по-

• В Нидерландах от свиней с рецидивирующей диареей изолировали штамм Brachyspira hyodysenteriae, оказавшийся резистентным к целому ряду антибиотиков — тиамулину, линкомицину, тилозину, доксициклину и тилвалозину (айв-лозину). Ранее в этой стране никогда не выявляли бактерий, устойчивых к тиамулину [Duinhof T.F., Dierikx C.M., Koene M.G. et al. Multiresistant Brachyspira hyodysenteriae in a Dutch sow herd. Tijdschr Diergen, 2008, 133, 14—15, 604—608].

• У изолятов анаэробной кишечной спирохеты Brachyspira pilosicoli, выделенных от свиней, обнаружили два новых варианта бета-лактамаз, обеспечивающих резистентность к пенициллину [Mortimer-Jones S.M., Phillips N.D., La T. et al. Penicillin resistance in the intestinal spirochaete Brachyspira pilosicoli associated with OXA-136 and OXA-137, two new variants of the class D beta-lactamase OXA-63. J Med Microbiol, 2008, 57, 9, 1122—1128].

• Установлено, что тилозин ингибирует рост анаэробных бактерий, пользующихся в качестве источников энергии про-пионатами и бутиратами, посредством прерывания цикла образования метана [Shimada T., Zilles J.L., Morgenroth E., Raskin L. Inhibitory effects of the macrolide antimicrobial tylosin on anaerobic treatment. Biotechnol Bioeng, 2008, 101, 1, 73—82].

• Парентеральное применение фторхинолонов в дозах, при которых сведен к минимуму уровень выделения этих антибиотиков с фекалиями, снижает риск развития у кишечной микрофлоры свиней резистентности к антимикробным препаратам других групп

[Beraud R., Huneault L., Bernier D. et al. Comparison of the selection of antimicrobial resistance in fecal E.coli during enrofloxacin administration with a local drug delivery system or with intramuscular injections in a swine model. Can J Vet Res, 2008, 72, 4, 311—3119].

• В Онтарио и Британской Колумбии (провинции Канады) обследовали 46 свиноводческих ферм. На них наиболее

четных дипломов, грамот, благодарностей. В 1982 г. мне присвоено ученое звание профессора, а в 1995 г. — почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Неоценимую помощь в проведении исследований оказали многие коллеги и ученики, среди последних 4 доктора и 13 кандидатов наук. В настоящее время готовятся к защите 2 докторских и 2 кандидатских диссертации.

С учетом приобретенных теоретических знаний и практического опыта, а также потребностей современного свиноводства, представляется необходимым решить в ближайшее время следующие задачи:

усовершенствовать систему ветеринарного обеспечения крупных свиноводческих хозяйств;

разработать средства специфической профилактики ге-мофилезов (полисерозита и плевропневмонии);

продолжить поиск нового ареактогенного адъюванта для инактивированных вакцин, обеспечивающего интенсивную стимуляцию иммуногенеза.

разработать ассоциированные препараты против пасте-реллеза, сальмонеллеза и других опасных инфекций;

продолжить поиск более эффективных средств лечения и профилактики дизентерии, наносящей колоссальные потери свиноводству;

шире использовать вместо формалина новые средства инактивации микроорганизмов, в меньшей степени снижающие иммуногенность вакцин.

R.V. Dushuk. Study swine diseases during half a century (the main results and tasks).

КАЛЕЙДОСКОП

часто для лечения бактериальных болезней применяют пени-циллины и тетрациклины. Обработка этими антибиотиками поросят-отъемышей чаще приводила к появлению штаммов E. coli, резистентных к спектиномицину и цефтиофуру, чем лечение ими свиней в конце откорма [Akwar H.T., Poppe C., Wilson J. et al. Associations of antimicrobial uses with antimicrobial resistance of fecal Esch-erichia coli from pigs on 47 farrow-to-finish farms in Ontario and British Columbia. Can J Vet Res, 2008, 72, 2, 202—210].

• На протяжении 10 лет (1997...2006 гг.) определяли резистентность к антимикробным препаратам различных серо-варов Salmonella sp., выделенных от свиней в Дании. Отмечен рост резистентности к ампициллину, хлорамфениколу, гента-мицину, налидиксовой кислоте, колистину, стрептомицину тетрациклину, сульфаниламиду и триметоприму только нескольких фаготипов серовара typhimurium [Emborg H.D., Baggese-n D.L., Aarestrup F.M. Ten years of antimicrobial susceptibility testing of Salmonella from Danish pig farms. J Antimicrob Chemother, 2008, 62, 2, 360—363].

• Проведено бактериологическое исследование продуктов животного происхождения на вьетнамских рынках. 75 % изолятов E. coli, выделенных из свинины, оказались муль-тирезистентными: частота проявления ими устойчивости к тетрациклину составила 77,8 %, к сульфафурозолу — 60,6 %, к ампициллину — 50,5 %, к амоксициллину — 50,5 %, к три-метоприму — 51,5 %, к хлорамфениколу — 43,4 %, к стрептомицину — 39,4 %, к налидиксовой кислоте — 34,3 % и к ген-тамицину — 24,2 % [Van T.T., Chin J., Chapman T. et al. Safety of raw meat and shellfish in Vietnam: an analysis of E. coli isolations for antibiotic resistance and virulence genes. Int J Food Microbiol, 2008, 124, 3, 217—223].

• На 21 из 70 свиноферм, обследованных в провинции Онтарио (Канада), обнаружили серотип O149:K91:K88 (F4) E. coli. В неблагополучных по этой инфекции хозяйствах чаще

РВЖ СХЖ №4-2008

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.