Научная статья на тему 'Получится ли Российский фокус?'

Получится ли Российский фокус? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / МОДЕЛЬ ФОКУС / РИСКИ / «БАЗЕЛЬ-I» / FINANCIAL INNOVATIONS / TRICK MODEL / RISKS / BASEL-I

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуковская Анастасия Алексеевна

Модель динамических изменений ФОКУС позволяет структурировать поле финансовых инноваций в границах регуляторных практик, с одной стороны, а с другой — рассматривать методы и инструменты регуляторов как драйверы или тормоза для инноваций. Автор рассматривает от дельные компоненты модели, особое внимание уделяя требованиям к капиталу и управлению рисками, а также вопросам имплементации основных положений Базельских соглашений в текущую практику банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Will TRICK work in Russia?1

The article studies the situation with the TRICK dynamic change model. On the one hand, the model allows structuring a field of finance innovations within regulatory practices, on the other hand, considering the methods and instruments of regulators as the drivers or brakes for innovations. The author considers separate components of the model, placing a special emphasis on capital and management of risks, as well as on the problems of implementing main provisions of the Basel Agreements into current bank activities.

Текст научной работы на тему «Получится ли Российский фокус?»

ПОЛУЧИТСЯ ЛИ РОССИЙСКИЙ ФОКУС?

В последнее десятилетие в России и практически во всех развитых странах активно обсуждается проблема регулирования финансовой и банковской деятельности в связи с практическими мерами (реакцией на кризисные состояния последних лет) и в теоретической плоскости. Разрабатываемые вопросы связаны с модернизацией финансовых национальных систем и регуляторных практик, сближением существующих подходов, а также с необходимостью финансовых инноваций. Одна из доминирующих тенденций последних лет — усиление роли центральных банков и консолидация функций финансового регулирования и надзора. Подобного рода реформы произошли в Великобритании, Германии, Бельгии, сША, франции, Португалии, Греции, Ирландии и других странах. Некогда предложенная формула1 «Новые возможности + Жесткий надзор = Сильная банковская система» получила широкое распространение.

Важным компонентом любых реформ является ориентация на финансовые инновации как необходимый элемент успешно и стабильно функционирующей системы. Акценты расставляются таким образом, что финансовые институты, находясь под контролем регуляторов и особенно в части рисков, будут активнее использовать новые возможности. Такой подход во многом основан на сформулированных принципах появления финансовых нововведений, среди которых неустойчивость темпов инфляции и процентных ставок, изменение системы регулирования, налоговой системы, технологический прогресс, уровень и качество научных разработок2.

Для анализа и проектирования процесса стимулирования финансовых инноваций в числе прочих используется динамическая модель изменений фОкус3 — акроним от составляющих компонентов (финансовая и операционная прозрачность; Овладение информационными технологиями — ИТ); капитал и его адекватность; успешность борьбы за клиента; степень риска).

Рис. 1. Компоненты модели ФОКУС

Полагают, что если за постоянные величины принимаются два компонента ФОКУС (размер клиентуры — «У» и адекватность капитала — «К»), то оставшиеся три вариативные компоненты отвечают собственно за процесс инноваций (рис. 1). В очерченном поле формируются и распространяются финансовые инновации, причем как независимые, так и предписанные рынком и регуляторами4.

Если обратиться к активно обсуждаемым и принятым на нашем пространстве Проекту стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. (утвержден распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, далее — Стратегия) и Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. с позиций ФОКУС, то картина получается противоречивая. Оба документа содержат перечень мер, направленных на модернизацию финансовой системы с целью повышения ее надежности и эффективности, но основные направления, в котором должен развиваться корпус регламентирующих форматов, остался неочерченным. В этой отдельно взятой предметной области полномочия переданы регуляторам. Новации же, исходящие от Банка России, связаны с необходимостью реализации нововведений в области банковского регулирования и лежат в русле плавной адаптации банковской системой основных положений «Базель II». Тем не менее можно попытаться оценить консолидированную картину, сложившуюся на сегодняшний день.

В отечественной практике основные усилия регуляторов в последние 2 года были сосредоточены на компоненте «К». Стратегия предлагает резкое повышение минимального размера капитала банков до 1 млрд руб. с 2013 г., а с 2015 г. — до 3 млрд руб. с последующей индексацией в зависимости от инфляции. Учитывая, что на протяжении последних лет происходит рост требований к капиталу банков (с 2010 г. — 80-90 млн руб., с 2011 г. — 180 млн руб.), можно предположить, что такие радикальные меры приведут не столько к капитализации банковской системы и повышению ее устойчивости, сколько к ее консолидации (если бы эта норма вступила в действие сейчас, то осталось бы меньше 200 банков). На фоне используемого в мировой и российской практике подхода «слишком большой, чтобы банкротить» (too big to fail), такая стратегия чревата значительными рисками и издержками.

Заявленная тенденция не поддержана симметричными мерами в отношении прочих вариативных составляющих модели. Так, ситуация с компонентом «Ф» остается практически неизменной. Несмотря на заявленный с 2003 г. переход на МСФО, уровень раскрытия информации банками остается крайне низким. Промежуточная квартальная и полугодовая отчетность по МСФО доступна у 8 банков из 30 крупнейших. Обязательный перечень информации, подлежащей раскрытию банками (по РСБУ), ограничен 5 позициями ежегодно, 4 позициями ежеквартально, на ежемесячной основе есть только рекомендательный перечень из 3 позиций. С 2010 г. введены по-

бб

правки, значительно расширяющие перечень сведений, подлежащих раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету банков. Среди прочего подлежат раскрытию риски по отраслям, информация о кредитовании и других формах взаимодействия с собственниками и связанными лицами, сведения о крупнейших заемщиках, о просроченной задолженности и резервам, объемах реструктурированных ссуд, о размерах различных видов вознаграждений. Однако ЦБ не изменяет норму, согласно которой публикация этих данных остается на усмотрение банков, при том что рынком востребованы все перечисленные данные.

С 2009 г. банки, входящие в систему страхования вкладов, обязаны раскрывать информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на их деятельность. По результатам исследований прозрачности, которые проводились Standard & Poor’s в 2005-2009 гг.5, 30 крупнейших российских банков раскрывали всего 10% общего объема информации о вознаграждении совета директоров и топ-менеджмента. В 2009 г. уровень прозрачности систем вознаграждений 4 крупнейших российских публичных банков составил в среднем 23%. В то же время балл за раскрытие подобной информации 10 крупнейшими международными банками в 2009 г. составлял 87%.

Компонент «О» для банковского сектора оставался на протяжении последних лет одним из приоритетных. В период 2002-2004 гг., согласно данным Росстата, объем затрат на ИТ в банках падал с 22,8 млрд руб. в 2002 г до 14,8 млрд в 2004 г., а по итогам 2006 г. банки потратили на ИТ около 24 млрд руб., или почти 6,5% прибыли. Можно отметить, что период первичного насыщения высокими технологиями в финансовом секторе России уже пройден. Поэтому сегодня востребованы решения, максимально отражающие специфику бизнеса. Вместе с тем банковская система нашей страны весьма неоднородна: существует ядро кредитных организаций и периферия. Представители первой группы находятся на совершенно ином уровне ИТ-зрелости, нежели банки второй, которые по-прежнему закрывают пробелы в базовой информатизации. Компании ядра уже проявляют интерес к передовым технологиям: активно внедряют CRM, портальные решения, скоринговые системы и др.

Компонент «У» подразумевает, что в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиентов в выигрыше оказываются банки, которые успешно двигаются по направлениям «ф», «С» и «О». Клиента всегда привлекают инновации в области продуктов и услуг, которые выражаются через прозрачность, лучшее управление риском.

Во многом определяемый регулятором компонент «С» в ряде аспектов является неадекватным мировой практике и текущей ситуации. Многократно увеличившиеся риски в связи с последним финансовым кризисом и возросшей волатильностью на мировых финансовых рынках требуют отличных от сложившихся в российской практике методов оценки и управ-

ления. Даже при заявленном сближении российских норм с «Базель II» существенных сдвигов именно в практике банков не произошло. уровень расхождения (в том числе методологического) отражен в табл. 1.

Таблица 1. Уровень раскрытия банками информации о рисках

Риск Информация о рисках, подлежащая раскрытию в РФ Информация о рисках согласно третьему компоненту «Базель II»

Кредитный Информация о качестве активов кредитной организации; риск отраслевой концентрации — сведения о размещенных и привлеченных средствах Суммарная валовая подверженность банка кредитному риску, а также средний валовой риск за период, разбитый на основные подвиды риска; географическое распределение кредитного риска; распределение кредитного риска по отраслям и типам контрагентов (на консолидированной основе); риск концентрации по крупным заемщикам и кредиторам (вкладчикам); разбивка по остаточному договорному сроку погашения всего кредитного портфеля и его подпортфелей; просроченные, реструктурированные и пролонгированные кредиты, а также резервы на возможные потери по ним

Рыночный Процентный риск (размещение активов) — данные о средневзвешенных процентных ставках по средствам, предоставленным кредитной организацией; процентный риск (привлечение обязательств) — данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам; валютный риск — отчет об открытых валютных позициях; сводный отчет о размере рыночного риска Структура рыночного риска, включая раскрытие информации о подходе (требования к капиталу для покрытия процентного риска, риска участия в капитале, валютного риска, товарного риска) и текущие количественные оценки VaR; балансовая и справедливая стоимость портфелей ценных бумаг; кумулятивные реализованные и нереализованные прибыли (убытки) по различным портфелям ценных бумаг; оценка роста (уменьшения) доходов или экономической стоимости капитала в сценариях различных шоков процентных ставок; структура непогашенных требований, секьюритизированных банком

Ликвидности Сведения об активах и

б8

Комплексная ситуация в рамках парадигмы ФОКУС применительно к российскому банковскому сектору представлена в табл. 2.

Таблица 2. Характеристика компонентов ФОКУС

Компонент Краткая характеристика

«ф» 2003 г. — начало перехода банков на МСФО; 2009 г. — банки, входящие в систему страхования вкладов, обязаны раскрывать информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на их деятельность; 2010 г. — введены поправки, значительно расширяющие перечень сведений, подлежащих раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету банков

«О» 2002 г. — согласно данным Росстата, объем затрат на ИТ в банках составил в 2004 г. 22,8 млрд руб., в 2006 г. — около 24 млрд руб., или 6,5% прибыли

«К» 2010 г. — рост требований к капиталу банков (80-90 млн руб.), с 2011 г. — 180 млн руб., с 2013 г. — до 1 млрд руб., в 2015 г. — до 3 млрд руб. с его последующей индексацией в зависимости от инфляции

«У» (не формализована)

«с» Помимо расчетов нормативов отчетность по рискам регулятору: кредитный риск — 2 позиции, рыночный (сводный) — 1, процентный риск — 2, валютный риск —1, риск ликвидности —1

Поле инноваций российских банков практически не содержит стабильных элементов / компонентов. На наш взгляд, подобная ситуация чревата отличными от ожидаемых последствиями. Наибольшие усилия банки вынуждены сосредоточить на компонентах «К» и «ф» прежде всего потому, что несоответствие по данным параметрам влечет санкции со стороны регулятора, тогда как приоритет должен быть в области «С» (в силу экзогенных факторов) и «у» (в силу природы банковского бизнеса). Перечисленные факторы ограничивают инновационную составляющую банковского сектора. Это косвенно подтверждает тот факт, что необходимость финансовых инноваций, а также введения новых финансовых инструментов в рыночный оборот обсуждается не столько внутри банковского сообщества, сколько на уровне окологосударственных экспертных групп0. Основой инноваций полагают развитие таких инструментов, как синдицированные кредиты и секьюритизация (в части увеличения списка ломбардных активов)5, что, вообще говоря, инновацией не является и призвано решить проблемы банков в части капитализации, т.е. компонента «К».

Учитывая риск замедления мирового роста, отмеченный в Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности6, Россия, как страна с формирующимся рынком, может столкнуться с резким снижением спроса, сменой направления потоков капитала и увеличением издержек финансирования, которые могут сказаться как на финансовой устойчивости отечественных банков, так и на уровне инновационной активности, что, однако, не сказывается на отмеченных ранее тенденциях и уровне оптимизма участников процесса8.

Примечания

1 Sinkey J.F. Commercial Bank Financial Management in the Financial Services Industry. N.-Y, Macmillian, 2002.

2 Van Horne J. Financial Innovation and Excesses // Journal of Finance, 1985, July; Finnerty J.D. Financial Engineering. The New Palgrave Dictionary of Money and Finance (Vol.

2). London, The Macmillian Press Ltd, 1992. Pp. 56-63.

3 Kane E.J. Incentives for Banking: What Motives Might Regulators Infer from Event-Study Evidence? // Journal of Money, Credit and Banking. August, Part 2, 2008.

4 http://img.en25.com/Web/StandardandPoors/EvolvingLandscape_11_1_11_3765.pdf

5 Материалы экспертной группы № 10 «Развитие финансового и банковского сектора» http://2020strategy.ru/g10/news/28815999.html

«Materialy jekspertnoj gruppy №10 «Razvitie finansovogo i bankovskogo sektora» http://2020strategy.ru/g10/news/28815999.html

6 Там же. Ibidem.

7 Перспективы развития мировой экономики. Замедление роста, увеличение рисков. Сентябрь 2011, Международный валютный фонд http.www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ weo/2011/02/pdftextr/pdf

World Economic and Financial Surveys World Economic Outlook Slowing Growth, Rising Risks International Monetary Fund, September 2011. www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ weo/2011/02/pdftextr/pdf

8 Петербургский международный экономический форум «Развивающиеся рынки как определяющий фактор нового мирового экономического порядка. Обеспечение глобального экономического роста». Июнь 2011 // http://forumspb.com/upload/shorthand_177_ru.pdf

St. -Petersburg’s International Economic Forum «Developing Markets as the main factor of the New World Economic Order. The Ensuring of the Global Economic Growth». June 2011. http://forumspb.com/upload/shorthand_177_ru.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.