Научная статья на тему 'Получение осужденными дистанционного образования в исправительных учреждениях России'

Получение осужденными дистанционного образования в исправительных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / FORM OF EDUCATION / AVERAGE AND HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чахалян Нарине Тиграновна

Рассмотрена проблема получения осужденными, отбывающими уголовные наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, профессионального образования посредством использования дистанционных образовательных технологий. Вопрос решается в соответствии с современной уголовно-исполнительной и образовательной политикой России, отраженной в действующем законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receiving condemned remote education in correctional facilities of Russia

Article is connected with a receiving problem condemned, serving criminal penalties in correctional facilities of criminal and executive system of Russia, professional education by means of use of remote educational technologies in Russia. This problem is considered according to modern criminal and executive and educational policy of Russia which is reflected in the current legislation.

Текст научной работы на тему «Получение осужденными дистанционного образования в исправительных учреждениях России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). Право. Вып. 41. С. 168-172.

УДК 343.1 ББК 67.309

ПОЛУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

Н. Т. Чахалян

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (Троицкий филиал), Троицк, Россия

Рассмотрена проблема получения осужденными, отбывающими уголовные наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, профессионального образования посредством использования дистанционных образовательных технологий. Вопрос решается в соответствии с современной уголовно-исполнительной и образовательной политикой России, отраженной в действующем законодательстве.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, форма обучения, среднее и высшее профессиональное образование.

Возможность развития в современном обществе новой системы получения образования посредством использования дистанционных образовательных технологий появилась в России вследствие модернизации образовательной сферы деятельности, которая предполагает интернетизацию образования и использование электронных образовательных ресурсов.

Впервые понятие «дистанционное образование» в РФ было применено в постановлении Госкомитета России по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России», в соответствии с которым дистанционным образованием считался комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды. В связи с этим в законодательство об образовании были внесены соответствующие изменения, а именно в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» [1] впервые введено понятие «дистанционные образовательные технологии», которые понимались как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, теперь получение образования дистанционным путем предполагает полностью опосредованное взаимодействие обучающегося с педагогом.

Вопрос получения образования дистанционным путем также регулируется приказом Министерства образования и науки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Некоторые исследователи ошибочно полагают, что получение образования дистанционным способом является неким подобием заочной формы обучения. Однако между указанными понятиями имеется существенная разница [3].

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные. Указанный закон устанавливает несколько форм получения образования: 1) очная; 2) очно-заочная; 3) заочная; 4) семейное образование; 5) самообразование.

Таким образом, дистанционной формы обучения законодательством об образовании не предусмотрено. В соответствии с «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2, дистанционные образовательные технологии являются скорее не формой получения образования, а средством обучения вне зависимости от формы получения образования. Следовательно, обучаться по определенной форме можно либо с использованием дистанционных образовательных технологий, либо без таковых.

Система дистанционного образования способствует созданию наиболее мобильной образовательной среды и содействует непрерывному образованию граждан. Кроме того, получение осужденными образования посредством применения дистанционных образовательных технологий наиболее приемлемо в силу следующих факторов.

Во-первых, формальным местом получения образования считается место нахождения образовательной организации, что позволяет осужденному получать образование непосредственно по месту его временного географического месторасположения [4].

Во-вторых, у осужденного имеется возможность проходить обучение без непосредственного контакта с преподавателями и посещения образовательной организации.

И в-третьих, ответственность за реализацию образовательного процесса в указанной форме несет образовательная организация в лице преподавательского состава.

Однако получать профессиональное образование исключительно посредством дистанционного обучения можно далеко не по всем существующим профессиям. Действующим законодательством по этому вопросу предусмотрены ограничения: приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительного электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» утверждены перечни профессий и специальностей, получение которых исключительно дистанционным способом невозмож-

но. Например, таким образом нельзя получить профессии слесаря, сварщика, машиниста лесозаготовительных машин, сборщика обуви, ткача, мастера печатного дела и др. При установлении именно такого перечня профессий и специальностей законодатель исходил из того, что полноценное получение образования по таким профессиям (специальностям) невозможно без непосредственного взаимодействия с педагогическими работниками.

Первым опытом получения образования осужденными посредством применения дистанционных технологий был совместный проект Московского государственного индустриального университета и Московского государственного института стали и сплавов [5]. Учебный центр, который функционирует по настоящее время, был создан в 1995 г. в Зеленограде в колонии общего режима — исправительном учреждении УУ-163/2. Обучение в заочной форме с помощью дистанционных технологий велось по специальностям «Юриспруденция» и «Менеджмент организаций».

Руководство системы находит дистанционные формы обучения достаточно перспективными. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России и Федеральное агентство по образованию проводят работу по оснащению и подключению к сети Интернет всех колоний России. В соответствии с указанной программой осужденные в вечерних образовательных школах при исправительных учреждениях получат доступ в Интернет. На сегодняшний день к сети Интернет подключены главные управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Приморскому и Красноярскому краям, Кемеровской, Самарской, Томской областям и др. В Каннской воспитательной колонии даже прошел первый телемост между студентами Красноярского юридического института и несовершеннолетними осужденными. Воспитанников интересовали возможность обучения в институте, вопросы молодежного досуга, ответственности родителей за воспитание детей.

В настоящее время ведущим вузом, осуществляющим взаимодействие с ФСИН России в области получения высшего образования осужденными, отбывающими наказания в местах лишения свободы, в том числе дистанционным путем, является Современная гуманитарная академия [6].

170

Н. Т. Чахалян

В 2012 г. ФСИН России заключила соглашение с Высшей школой педагогики, в соответствии с которым предполагается взаимодействие организаций в области получения осужденными высшего образования дистанционным путем. Такое образование осужденные могут получать на базе Донского и Челябинского государственных университетов. Также предполагается взаимодействие организаций в области получения осужденными среднего профессионального образования, в основном по профессиям, связанным с животноводством и деревообработкой, что будет актуальным для исправительных учреждений, в которых развито сельскохозяйственное производство.

В настоящее время законодателем ведется работа по нормативно-правовому регулированию порядка подключения исправительных учреждений к сети Интернет, разрабатываются рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, Инструкция о порядке защиты информации и исключению несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам.

В результате принятых мер по развитию дистанционного обучения в исправительных учреждениях количество осужденных, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось

с 2,1 тыс. до 3,2 тыс. человек. Ранее в программе по развитию рассматриваемого вопроса планировалось проведение комплекса программных мероприятий, направленных на создание в четвертом квартале 2015 г. условий для получения осужденными дополнительного среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения.

Однако до настоящего времени имеются проблемы в области создания во всех исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы условий, необходимых для организации процесса получения осужденными профессионального образования посредством дистанционных технологий. Такие проблемы возникают в связи с невозможностью организовать получение образования во всех исправительных колониях. В данном случае значение имеет даже месторасположение колонии. В колониях, расположенных в крупных городах, возможностей для организации процесса получения профессионального образования дистанционным путем намного больше, чем в колониях, находящихся в лесных местностях. Однако предполагается, что с развитием дистанционных образовательных технологий эта проблема будет повсеместно постепенно решена.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 08.11.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2. Ст. 163.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.08.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

3. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р «Об утверждении государственной программы РФ "Юстиция"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1743.

4. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Рос. газ. 2014. 16 апр.

5. Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // Рос. газ. 2014. 28 февр.

6. Александров, Ю. Учиться и в тюрьме не поздно / Ю. Александров // Неволя : альманах. 2006. № 6.

7. Бочков, В. Е. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования [Электронный ресурс] / В. Е. Бочков, Т. Н. Мартынова, С. А. Кочерга. URL: http://lexed.ru/pravo/journ/0807/

8. Бутенко, Т. П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект / Т. П. Бутенко. Благовещенск, 2010. 169 с.

9. Круглое, Ю. Г. Высшее заочное педагогическое образование в России [Электронный ресурс] / Ю. Г. Круглов. URL: http://www.gdeNoet.ru/bibl/policy/level/2.2.html

10. К вопросу о развитии образования в пенитенциарных учреждениях [Электронный ресурс]. URL: http://science.rfei.ru/ru/2013/1/12.html

11. ФСИН России заключила соглашение с Высшей школой педагогики [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний : сайт. URL: http://www.fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ ID=38824

Сведения об авторе

Чахалян Нарине Тиграновна — аспирант Челябинского государственного университета, ведущий специалист организационно-правового отдела управления социальной защиты населения Администрации города Троицка, Троицк (Челябинская область), Россия. name1989-89@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359). Law. Issue 41. P. 168-172.

RECEIVING CONDEMNED REMOTE EDUCATION IN CORRECTIONAL FACILITIES OF RUSSIA

N. T. Chakhalyan

Graduate of the Chelyabinsk state University, leading specialist of legal Department of management of social protection of the population of a city administration of Troitsk, Troitsk (Chelyabinsk region), Russia. name1989-89@mail.ru

Article is connected with a receiving problem condemned, serving criminal penalties in correctional facilities of criminal and executive system of Russia, professional education by means of use of remote educational

technologies in Russia. This problem is considered according to modern criminal and executive and educational policy of Russia which is reflected in the current legislation.

Keywords: remote educational technologies, form of education, average and higher education.

References

1. [The federal law of January 10, 2003, no. 11-FZ "About modification of the Law of the Russian Federation "About education" and the Federal law "About the higher and postgraduate professional education" (edition of November 08, 2010)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2003, no. 2, art. 163. (In Russ.).

2. [The federal law of December 29, 2012, no. 273-FZ "About education in the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2012, no. 53, pt. 1, art. 7598. (In Russ.).

3. [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 04, 2013, no. 517-r "On approval of the state program of the Russian Federation "Justice"]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2013, no. 14, art. 1743. (In Russ.).

4. [The order of the Russian Ministry of January 09, 2014, no. 2 "On approval of the application by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs"]. Rossijskajagazeta [Russian Gazette], April 16, 2014. (In Russ.).

5. [The order of the Russian Ministry of January 20, 2014, no. 22 "On approval of the list of professions and specialties of vocational education, the implementation of educational programs that are not allowed to exclusive learning, distance learning technologies"]. Rossijskaja gazeta [Russian Gazette], February 28, 2014. (In Russ.).

6. Aleksandrov Yu. Uchit'sya i v tyur'me ne pozdno [To study and in prison not late]. Nevolya [Captivity], 2006, no. 6. (In Russ.).

7. Bochkov V.E., Martynova T.N., Kocherga S.A. Problemy formirovaniya institucional'noy ipravovoy sredy dlya razvitiya distancionnogo obrazovaniya v usloviyah reformirovaniya sistemy obrazovaniya [Problems of formation of the institutional and legal environment for development of remote education in the conditions of reforming of an education system]. Available at: http://lexed.ru/pravo/journ/0807/ (In Russ.).

172

H. T. ^axanm

8. Butenko T.P. Obrazovanie osuzhdennyh k lisheniyu svobody: ugolovno-ispolnitel'niy aspekt [Education condemned to imprisonment: criminal and executive aspect]. Blagoveschensk, 2010. 169 p. (In Russ.).

9. Kruglov Yu.G. Vysshee zaochnoepedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [The higher correspondence pedagogical education in Russia]. Available at: http://www.gdeNoet.ru/bibl/policy/level/2.2.html (In Russ.).

10. K voprosu o razvitii obrazovaniya v penitenciarnyh uchrezhdeniyah [To a question of a development of education in penal institutions]. Available at: http://science.rfei.ru/ru/2013/1/12.html (In Russ.).

11. FSIN Rossii zakluchila soglashenie s Vysshey shkoloy pedagogiki [The Federal penitentiary service of Russia signed an agreement with the Higher school of pedagogy]. Federal'nayasluzhba ispolneniyanakazaniy [Federal service of execution of punishments]. Available at: http://www.fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=38824 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.