Д UNIVERSUM:
№ 8 (74)_химия и биология_август. 2020 г.
ПОЛУЧЕНИЕ ОСЕВОГО МАСЛА С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Хамидов Шавкат Боситович
докторант, Институт общей и неорганической химии, Академии Наук Республики Узбекистан,
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
PRODUCTION OF AXLE OIL WITH IMPROVED PERFORMANCE CHARACTERISTICS
Shavkat Hamidov
Postdoctoral student, Institute of General and Inorganic Chemistry of Academy
of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
В данной статье приведены результаты научного исследования по получению новых композиций осевых масел с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
ABSTRACT
This article presents the results of a scientific study to obtain new compositions of axial oils with improved operational performance.
Ключевые слова: _осевое масло, масла И-40А, смазка, композиция, эксплуатация, коллоидные свойства. Keywords: axial oil, I-40A oils, lubricant, composition, operation, colloidal properties.
Введение. В настоящее время, в условиях мирового кризиса, рациональное использование вторичных ресурсов и отходов производств в различных сферах экономики и решение при этом проблем им-портозамещения определяет эффективность разрабатываемых новых технологий. В этой связи определенный научно-практический интерес представляет разработка различных смазывающих материалов на основе местного сырья и побочных продуктов [1].
Смазки используются в случаях, когда конструкция не допускает возможность использовать масла или нет необходимости охлаждающей функции. Смазку можно представить как загущенное масло [23]. Загуститель действует как губка, которая освобождает жидкость при давлении на нее. В любом случае смазывающая пленка, создаваемая смазкой, всегда толще, чем та, которая создается только базовым маслом [4].
При разработке технологии получения осевого масла ОМ-Уз мы исходили из технологических возможностей Ферганского нефтеперерабатывающего завода (ФНПЗ) и требований потенциальных потребителей этих смазок, где будут осуществляться внедрение. Потенциальным потребителем осевой смазки для смазывания осей колесных пар локомотивов, в виде осевого масла, является АО «Узбекистон темир йуллари», которое требует, чтобы разработанная осевая смазка соответствовала требованиям ГОСТ 61072. Поэтому варьируя различными составами, нами удалось получить новые варианты осевой смазки как зимнего, так и летнего. При этом особое внимание уделялось вязкостным характеристикам и температуре застывания.
Физико-химические показатели осевого масла в соответствии ГОСТ 610-72 представлены в табл. 1.
Библиографическое описание: Хамидов Ш.Б. Получение осевого масла с улучшенными эксплуатационными характеристиками // Universum: химия и биология : электрон. научн. журн. 2020. № 8 (74). URL:
https://7universum. com/ru/nature/archive/item/105 76
№ 8 (74)
август, 2020 г.
Таблица 1.
Физико-химические показатели осевых масел
Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З С
Вязкость кинетическая при 50 оС, сСт 42-60 Не ниже 22 12-14 По ГОСТ 33-82
Вязкость динамическая П, не более: при 0оС при минус 10 оС при минус 30 оС при минус 50 оС 150 600 2 2500 По ГОСТ 1929-87, метод А и по п.4.2 настоящего стандарта
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отс. Отс. Отс. По ГОСТ 6307-75
Содержание воды,%, не более следы 0,3 0,1 По ГОСТ 2477-65
Содержание механических примесей, %, не более 0,07 0,05 0,04 По ГОСТ 6370-83
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, оС, не ниже 135 125 125 По ГОСТ 4333-87
Температура застывания, оС, не выше -40 -55 По ГОСТ 20287-74
Наиболее приемлемым по физико-химическим показателям явились составы смазок.
1 вариант-образец №1
Депарафинизированное масло II фракции -73% Депарафинизированное масло остаточное -26% Присадка ЦД-7 -0,3% Депрессорная К-110 -0,7%
2 вариант-образец №2
Депарафинизированное масло остаточное -30% Готовое масло АУ веретенное -69,2% Присадка ЦД-7 -0,3% Депрессорная К-110 -0,5%
Были проведены сравнительные лабораторные испытания двух опытных образцов осевого масла по (0,5 кг) в ЦЗЛ цех № 10 и испытаны на четырёхшари-ковой машине трения на ФНПЗ. Результаты сравнительных испытаний сведены в таблицу №2. Сравнительные испытания проводились как по ГОСТ 61072, так и по показателям масла И-40А используемого в АО «Узбекистон темир йуллари» вместо осевого масла.
В результате испытаний установлено, что образец № 2 осевого масла, разработанный ИОНХ АН
РУз имеет наилучшие характеристики. А по кинематической вязкости - 26,8 сСт соответствует норме ГОСТ. Это свидетельствует о том, что его можно применить при эксплуатационных испытаниях в депо «Узбекистан». Кроме, того, опытный образец № 2 изготовленный по рецепту ИОНХ АН РУз. имеет наименьший показатель по температуре застывания -41°С, а по диаметру пятна износа относительно используемого масла И-40А превосходит его в 7,5 раза. Состав осевого масла по образцу № 1 имеет температуру застывания -27оС, что приемлемо для его использования в условиях Узбекистана. В его составе отсутствует масло АУ веретенное, которое желательно использовать (в виду дефицитности и большей себестоимости) в особых случаях. Поэтому мы особое внимание уделили составу образца № 1, как более доступному в изготовлении (по мнению специалистов Ферганского НПЗ).
В соответствии оптимальных вариантов получения осевого масла ОМ-Уз составлены технологические схемы их получения относительно масляного производства Ферганского НПЗ как для зимнего, так и для летнего варианта.
Таблица 2.
Результаты испытаний физико-химических и эксплуатационных характеристик на четырёхшариковой
машине трения осевого масла для зимнего варианта
Наименование Нормы по ГОСТ 610-72 Масло И-40А Образец №1 Образец №2
Температура вспышки °С 125 210 178 170
Вязкость кинематическая при 50 0С, сСт н/н 22 51-75 29,3 26,8
Температура застывания, °С -40 -15 -27 -41
Диаметр пятна износа (Ди) при испытании на 4-х шариковой машине трения при времени 30 мин, в мм - 2,7 0,54 0,36
Индекс задира - 36 - 38 50 - 52 62 - 64
Как свидетельствуют полученные результаты физико-химических и эксплуатационных характеристик, полученная осевая смазка по новому составу из
остаточных продуктов нефтепереработки в лабораторных условиях обладает соответствующими харак-
№ 8 (74)
теристиками для осевой смазки и повышенными эксплуатационными характеристиками по диаметру пятна износа, относительно И-40, которая используется в АО «Узбекистон темир йуллари» вместо осевого масла.
август, 2020 г.
Таким образом, результаты по получению новых оптимальных составов осевых масел ОМ-Уз как летнего, так и зимнего вариантов легли в основу разработки технологических схем и создания опытно-промышленной установки на Ферганском НПЗ.
Список литературы:
1. Сайдахмедов Ш.М. Развитие технологий производства смазочных масел в Узбекистане. Ташкент: ФАН, 2004. 112с.
2. Шестаковская Т.В. Трансмиссионные масла. Мир нефтепродуктов, 2005, №2, С.47-48.
3. Usiki R., Susuki Т., Endo G. Residual Amounts of Chlorophylls and Pheolophitins in Refined Edible Oils. // J.Amer.Oil Chem.Soc.-2019.-vol.61 .-№4.-P.785-787.
4. Physical refining chemical refining advantages and disadvantages: Pap.. 85 th AOCS Annu. Meet, and Expo, Atlanta, Ga, May, 812, 1994 / Knuth Manfred // INFORM. Int, News Fats, Oils and Relat. Mater. - 2017., №4.- c. 516.