Научная статья на тему 'Получение экологически безопасных дизельных топлив с использованием ионных жидкостей и биодобавок'

Получение экологически безопасных дизельных топлив с использованием ионных жидкостей и биодобавок Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизельное топливо / ионные жидкости / деароматизированная дизельная фракция / многофункциональные добавки / биодизельные топлива / пропиловые эфиры жирных кислот соевого масла / выхлопные газы / diesel fuel / ionic liquids / dearomatized diesel fraction / multifunctional additives / biodiesel fuels / propyl esters of soybean oil fatty acids / exhaust gases

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Маммадова Тарана Аслан, Айдынова Шебнем Ябиль, Тагиева Айтен Фазиль, Ахмадова Гаранфил Д.

Рассмотрен процесс экстракционной деароматизации дизельного топлива с использованием N-метилпирролидоний гидросульфата, затем последующее вовлечение в состав полученной деароматизированной дизельной фракции 5–10% пропиловых эфиров жирных кислот соевого масла. Составлен материальный баланс процесса и изучены физико-химические свойства полученной деароматизированной дизельной фракции. Установлено, что выход дизельной фракции, выделенной в процессе деароматизации, составляет 84,6%, а удаленных ароматических углеводородов – 15,4%. В полученной деароматизированной дизельной фракции наблюдается уменьшение содержание серы и ароматических углеводородов до 0,0255 и 0% соответственно. Изучены физико-химические свойства компаундов, полученных на основе деароматизированной дизельной фракции и пропиловых эфиров жирных кислот соевого масла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Маммадова Тарана Аслан, Айдынова Шебнем Ябиль, Тагиева Айтен Фазиль, Ахмадова Гаранфил Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION OF ENVIRONMENTALLY FRIENDLY DIESEL FUELS USING IONIC LIQUIDS AND BIOADDITIVES

The process of extraction dearomatization of diesel fuel using N-methylpyrrolidone hydrosulfate is considered, followed by the subsequent involvement of 5-10% propyl esters of soybean oil fatty acids in the composition of the resulting dearomatized diesel fraction. The material balance of the process has been compiled and the physicochemical properties of the resulting dearomatized diesel fraction have been studied. It was found that the yield of the diesel fraction isolated during dearomatization is 84.6%, and the removed aromatic hydrocarbons is 15.4%. In the resulting dearomatized diesel fraction, there is a decrease in the content of sulfur and aromatic hydrocarbons to 0.0255% and 0%, respectively. The physicochemical properties of compounds obtained on the basis of dearomatized diesel fraction and propyl esters of fatty acids of soybean oil have been studied.

Текст научной работы на тему «Получение экологически безопасных дизельных топлив с использованием ионных жидкостей и биодобавок»

УДК 665.6; 665.666.2

https://doi.org/10.24412/2310-8266-2023-3-4-54-58

Получение экологически безопасных дизельных топлив с использованием ионных жидкостей и биодобавок

Маммадова Т.А.1, Айдынова Ш.Я.1, Тагиева А.Ф.1, Ахмадова Г.Д.1, 2

1 Институт нефтехимических процессов им. академика Юсифа Мамедалиева, AZ1001, г. Баку, Азербайджанская Республика ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4962-6330, E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0009-0000-2997-1378, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8608-5946, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0009-0009-8624-413X, E-mail: [email protected]

2 Бакинская высшая школа нефти, AZ1025, г. Баку, Азербайджанская Республика ORCID: http://orcid.org/0009-0009-8624-413X, E-mail: [email protected]

Резюме: Рассмотрен процесс экстракционной деароматизации дизельного топлива с использованием N-метилпирролидоний гидросульфата, затем последующее вовлечение в состав полученной деароматизированной дизельной фракции 5-10% пропиловых эфиров жирных кислот соевого масла. Составлен материальный баланс процесса и изучены физико-химические свойства полученной деароматизированной дизельной фракции. Установлено, что выход дизельной фракции, выделенной в процессе деароматизации, составляет 84,6%, а удаленных ароматических углеводородов - 15,4%. В полученной деароматизированной дизельной фракции наблюдается уменьшение содержание серы и ароматических углеводородов до 0,0255 и 0% соответственно. Изучены физико-химические свойства компаундов, полученных на основе деароматизированной дизельной фракции и пропиловых эфиров жирных кислот соевого масла.

Ключевые слова: дизельное топливо, ионные жидкости, деароматизированная дизельная фракция, многофункциональные добавки, биодизельные топлива, пропиловые эфиры жирных кислот соевого масла, выхлопные газы.

Для цитирования: Маммадова Т.А., Айдынова Ш.Я., Тагиева А.Ф., Ахмадова Г.Д. Получение экологически безопасных дизельных топлив с использованием ионных жидкостей и биодобавок // НефтеГазоХимия. 2023. № 3-4. С. 54-58. D0I:10.24412/2310-8266-2023-3-4-54-58

PRODUCTION OF ENVIRONMENTALLY FRIENDLY DIESEL FUELS USING IONIC LIQUIDS AND BIOADDITIVES Mammadova Tarana A.1 Aydynova Shebnem YA.1, Tagieva Ayten F.1, Akhmadova Garanfil D.1, 2

1 Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yusif Mammadaliyev, AZ1001, Baku, Republic of Azerbaijan ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4962-6330, E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0009-0000-2997-1378, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8608-5946, E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0009-0009-8624-413X, E-mail: [email protected]

2 Baku Higher Oil School, AZ1025, Baku, Republic of Azerbaijan

ORCID: http://orcid.org/0009-0009-8624-413X, E-mail: [email protected]

Abstract: The process of extraction dearomatization of diesel fuel using N-methylpyrrolidone hydrosulfate is considered, followed by the subsequent involvement of 5-10% propyl esters of soybean oil fatty acids in the composition of the resulting dearomatized diesel fraction. The material balance of the process has been compiled and the physicochemical properties of the resulting dearomatized diesel fraction have been studied. It was found that the yield of the diesel fraction isolated during dearomatization is 84.6%, and the removed aromatic hydrocarbons is 15.4%. In the resulting dearomatized diesel fraction, there is a decrease in the content of sulfur and aromatic hydrocarbons to 0.0255% and 0%, respectively. The physicochemical properties of compounds obtained on the basis of dearomatized diesel fraction and propyl esters of fatty acids of soybean oil have been studied.

Keywords: diesel fuel, ionic liquids, dearomatized diesel fraction, multifunctional additives, biodiesel fuels, propyl esters of soybean oil fatty acids, exhaust gases.

For citation: Mammadova T.A. Aydynova S.YA., Tagieva A.F., Akhmadova G.D. PRODUCTION OF ENVIRONMENTALLY FRIENDLY DIESEL FUELS USING IONIC LIQUIDS AND BIOADDITIVES. Oil & Gas Chemistry. 2023, no. 3-4, pp. 54-58. DOI:10.24412/2310-8266-2023-3-4-54-58

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.NEFTEGAZOHIMIYA.RU

1ИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ

Введение

Известно, что из всех видов топлива дизельное считается основным загрязнителем окружающей среды, поскольку оно содержит большое количество ароматических, серо- и азотсодержащих соединений, при сжигании которых выделяются опасные загрязнители воздуха, такие как СОх, SOx и NOx [1]. В связи с этим введены строгие государственные нормативы, устанавливающие ограничения на содержание ароматических, серо- и азотсодержащих соединений в дизельных топливах (ДТ).

Одним из основных способов облагораживания ДТ является гидроочистка, в ходе которой происходит одновременная деароматизация, десульфуризация и деазотирование ДТ [2]. В этом процессе ароматические и гетероатомные соединения каталитически гидрируются при высоких температурах и давлениях. Несмотря на технологичность этого процесса, он имеет множество недостатков. Так, для проведения этого процесса требуются жесткие условия, а именно высокая температура и давление, большой расход водорода, применение дорогостоящих катализаторов. Кроме этого, в процессе наблюдается снижение выхода целевого продукта за счет побочных реакций [3-5]. Чтобы преодолеть эти недостатки, во всем мире были проведены обширные исследования по разработке технологий очистки ДТ, которые были бы одновременно экологически чистыми и выгодными за счет меньших энергетических потерь.

Одной из наиболее перспективных альтернатив традиционной гидроочистке является технология экстракционной очистки ДТ [6, 7]. В отличие от традиционной гидроочистки данная технология имеет такие преимущества, как мягкие условия проведения, отсутствие потребления водорода и изменения химической структуры экстрагируемых веществ, что позволяет использование их в других химических отраслях промышленности. Кроме этого, данный метод позволяет одновременно удалить из состава топлива нежелательные компоненты - ароматические углеводороды и соединения серы и тем самым эффективно улучшает качество ДТ. Однако эффективность этого процесса во многом зависит от выбора растворителя. Ключевыми характеристиками для выбора эффективного растворителя могут быть: высокая растворимость гетероатомных, в частности ароматических, соединений, высокая плотность, низкая вязкость и летучесть, экологичность и легкодоступ-ность и др.

До настоящего времени для очистки ДТ были изучены различные классические органические растворители. Например, если для деароматизации применяются такие растворители, как сульфолан, ^формилморфолин, диметилсуль-фоксид и гликоли, то для десульфури-зациии, деазотирования применяются другие растворители, такие как аце-тонитрил, метанол, диметилформамид и ^метил-2-пирролидон [8]. Однако недостатки, связанные с их применением, такие как потеря растворителя из-за летучести, сложная регенерация растворителя, плохая термическая и химическая стабильность и выбросы в окружающую среду, сделали их нежелательными для этих процессов. Поэтому исследования были направлены на поиск более эффективных альтернативных экстрагентов.

В качестве новых потенциальных растворителей были предложены ионные жидкости (ИЖ), представляющие собой жидкие органические ионные соли, характеризующиеся низкой температурой застывания и летучестью, высокой химической и термической стабильностью и низкой воспламеняемостью. Также использование ИЖ в качестве селективного растворителя обеспечивает экологичность процесса экстракционной очистки. Применение ИЖ не только обеспечивает высокий выход целевого продукта в ходе проведения процесса при низких температурах и без приложения давления, но и позволяет практически полную регенерацию ИЖ [9-11].

Известно, что ароматические соединения, составляющие основную часть вредных выбросов в выхлопных газах, являются причиной увеличения нагарообразования, что приводит к ухудшению работы двигателя. В экстракционном методе очистки ДТ ионными жидкостями наблюдается одновременно процесс десульфуризации и деароматиза-ции. Однако хотя в процессе деароматизации и удается получить ДТ с низким или нулевым содержанием ароматических соединений, снижая при этом выбросы в выхлопных газах двигателей, но, с другой стороны, уменьшаются ресурсы топлива и ухудшаются его смазывающие свойства. Для устранения этих проблем необходимо вовлечение в состав ДТ различных многофункциональных добавок [12-15].

В настоящее время широкое распространение получили кислородсодержащие добавки, полученные на основе растительного сырья, так называемое биодизельное топливо (БТ) [16-18]. Следует отметить, что в составе БТ отсутствуют серосодержащие и ароматические соединения, а наличие в их составе кислорода приводит к полному сгоранию топлива и уменьшению содержания продуктов неполного сгорания в выхлопных газах двигателей. Учитывая перечисленные особенности, БТ можно считать наиболее перспективными добавками к ДТ. Применение их в качестве кислородсодержащих добавок увеличивает ресурсы ДТ за счет ненефтяного сырья, улучшает качественные показатели, а именно смазывающие свойства смесевого топлива.

Таким образом, разработка метода деароматизации ДТ с последующим вовлечением в его состав различных кислородсодержащих добавок является актуальной задачей. В данной работе описан экстракционный метод деароматизации дизельной фракции (ДФ) с использованием в качестве растворителя ИЖ ^метилпирролидония гидросульфата и последующее вовлечение в состав деаромати-зированной дизельной фракции (ДДФ) 5-10% пропиловых эфиров жирных кислот соевого масла (ПЭЖКСМ).

Таблица 1

Материальный баланс процесса деароматизации дизельной фракции

Взято: % масс.

Дизельная фракция 100,0

1\1-метилпирролидоний гидросульфат 50,0

Итого 150,0

Получено: % масс.

Дизельная фракция 84,6

Смесь ароматических углеводородов 15,4

1\-метилпирролидоний гидросульфат 47,7

Потери 2,3

Итого 150,0

НефтеГазоХимия 55

Объект исследования

Экстракционная деароматизация ДФ с использованием в качестве растворителя ИЖ ^метилпирролидония гидросульфата, проводилась в соотношении экстрагентов: ДФ 1:1 при температуре 80°С в течение 5-8 ч. В результате данного процесса был получен двухслойный продукт, который затем сливали в делительную воронку с целью отделения верхнего и нижнего слоев. Верхний слой представлял собой очищенную от ароматических соединений ДФ, впоследствии промываемую водой до нейтральной реакции.

Нижний слой от процесса деароматизации представлял собой комплекс ИЖ - ^метилпирролидоний гидросульфат с ароматическими углеводородами, который также был промыт водой до разделения ароматических углеводородов от растворенной в воде ИЖ. Далее из последней отгоняли воду, после чего полученная ИЖ могла быть вновь возвращена в процесс деароматизации. Материальный баланс процесса деароматизации ДФ представлен в табл. 1.

Как видно из табл. 1, выход ДФ составляет 84,6% масс., что объясняется удалением из его состава 15,4% арома-

Таблица 2

Физико-химические свойства исходной и деароматизированной дизельной фракции

Показатели EN-590 (2004] ДФ ДДФ

Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с, не более 2,0-6,0 3,50 3,00

Плотность при 20°С, кг/м3, не более 860,0 846,5 838,0

Фракционный состав:

50% перегоняется при Т, °С 280 278 275

90% перегоняется при Т, °С 350 336 335

96% перегоняется при Т, °С 360 360 358

Температура застывания, °С, не более -10(-35) -35 -16

Температура помутнения, °С, не более -25(-10) -18 -7

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее 55 75 70

Испытание на медной пластинке при 50°С, 3 ч Выдерживает

Йодное число, г йода на 100 г, не более 6 0,90 0,0

Массовая доля серы, %, не более 0,0350 0,0400 0,0255

Кислотность, мг К0Н/100 г, не более 5 0,80 0,20

Содержание ароматических углеводородов, % - 16,0 0,6

Цетановое число, не менее 51 45 48

Диаметр пятна износа, мм 0,460 0,585 0,780

Таблица 3

Физико-химические свойства 5-10% компаундов, полученных на основе деароматизированной дизельной фракции и ПЭЖКСМ

Показатели Е^590 (2004] ДДФ Компаунды на основе ДДФ и ПЭЖКСМ

5% 10%

Кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с, не более 2,0-6,0 3,00 3,05 3,10

Плотность при 15°С, кг/м3, не более 860,0 838,0 840,0 842,8

Фракционный состав:

50% перегоняется при Т, °С 280 275 278 276

90% перегоняется при Т, °С 350 335 336 340

96% перегоняется при Т, °С 360 358 358 360

Температура застывания, °С, не более -10(-35) -16 -15 -12

Температура помутнения, °С, не более -25(-10) -7 -6 -5

Температура вспышки, °С, не менее 55 70 73 76

Испытание на медной пластинке при 50°С, 3 ч Выдерживает

Йодное число, г йода на 100 г, не более 6 0,0 3,4 3,7

Массовая доля серы, %, не более 0,0350 0,0255 0,0242 0,0230

Кислотность, мг КОН/100 г, не более 5 0,20 0,22 0,24

Содержание ароматических углеводородов, % - 0,0 0,5 0,3

Цетановое число, не менее 51 48 51 53

Диаметр пятна износа, мм 0,460 0,780 0,430 0,418

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.NEFTEGAZOHIMIYA.RU

(ИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ

'о-

Таблица 4

Состав выхлопных газов, образующихся при сгорании исходной ДФ и ДДФ, содержащей 10% ПЭЖКСМ

Содержание выхлопных газов, % масс. ГДФ ГДФ + 10% ПЭЖКСМ ДДФ + 10% ПЭЖКСМ

СО 0,870 0,505 (-42%) 0,242 (-72%)

NOx 0,0685 0,0556 (-19%) 0,0502 (-27%)

sox 0,0632 0,0502 (-21%) 0,0468 (-26%)

тических углеводородов, выделенных в процессе деаро-матизации. Физико-химические свойства исходной и де-ароматизированной дизельной фракции представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, при деароматизации ДФ ионной жидкостью - ^метилпирролидонием гидросульфатом, в полученной ДДФ уменьшается содержание серы и ароматических углеводородов до 0,0255 и 0,6% соответственно. При этом наблюдается уменьшение плотности и вязкости, облегчение фракционного состава, повышение цетаново-го числа, температуры помутнения и застывания, а также увеличение диаметра пятна износа. Остальные показатели остаются в соответствии с требованиями стандарта Е^590 (2004) на ДТ.

Результаты

С целью устранения недостатков, возникших после процесса деароматизации, в состав ДДФ были вовлечены ПЭЖКСМ в количестве 5-10%. Затем были изучены физико-химические свойства полученных компаундов, данные которых представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, вовлечение в состав ДДФ, ПЭЖКСМ в количестве 5-10% благоприятно сказывается на качественных показателях полученных компаундов. Так, увеличивается температура вспышки на 3-6°С и цетановое число на 3-5 пунктов, а содержание серы и диаметр пятна износа - уменьшается. Если для 5%-го компаунда диаметр пятна износа составляет 0,430 мм, то для 10%-го - 0,418 мм. Остальные свойства также удовлетворяют требованиям стандарта Е^590 (2004) на ДТ.

Также с помощью газоанализатора «Тесто-350М» были проведены эксперименты с целью определения состава выхлопных газов исходной ДФ и ДДФ, содержащие 10% ПЭЖКСМ, данные которых представлены в табл. 4.

Как видно из табл. 4, если при добавлении в состав исходной ДФ 10% ПЭЖКСМ, содержание СО уменьшается на 42%, то при добавлении их в состав ДДФ - на 72%. Также уменьшается содержание NOx на 19 и 27%, а SOx - на 21 и 26% соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, в результате проведенных исследований была подтверждена возможность использования ионной жидкости ^метилпирролидония гидросульфата в качестве эффективного экстрагента ароматических углеводородов дизельной фракции. Было установлено, что пропиловые эфиры жирных кислот соевого масла при добавлении их в состав деароматизированной дизельной фракции могут выступать в качестве ресурсосберегающих, противоизносных и противозадирных многофункциональных добавок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маммадова Т.А., Айдынова Ш.Я., Алиева З.М., Микаилова А.М. Получение экологически чистого дизельного топлива на основе деароматизирован-ной дизельной фракции и биодобавок // Науч. журн. Рос. газ. об-ва. 2023. № 4 (40). С. 66-72.

2. Кожемякин М.Ю., Черкасова Е.И. Гидроочистка дизельного топлива // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 23. С. 28-30.

3. Старицын С.С. Научно-технические основы процесса гидроочистки дизельного топлива // Мат. XV Междунар. науч.-практ. конф. EUROPEAN RESEARCH, 2018. С. 111-113.

4. Руденко А.В. Повышение эффективности процесса гидроочистки дизельного топлива // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5-1. С. 25-27.

5. Shved M.V., Glushko N.A. The Process for Hydrotreatment of Diesel Fuel: Chemical Basis. World Science: Problems and Innovations: Materials of the XLVII International Scientific and Practical Conference, Penza, Russia, 2020, р. 30-34. EDN: FADZMC.

6. Мамедов И.М. Экстракционное облагораживание гидроочищенной дизельной фракции // Просвещение и познание. 2022. № 2(9). С. 13-20.

7. Исмайлова С.С. Эффективность экстрагентов деароматизации дизельного топлива // Наука, техника и образование. 2018. № 2(43). С. 17-22.

8. Mugtaba M.A., Toukhee Y.M., Hassan E.A., Kamal K.T. Dearomatization of Diesel by Solvent Extraction: Influence of the Solvent Ratio and Temperature on Diesel Raffinate Properties. Petroleum Chemistry, 2018, v.58, p. 444-450.

9. Коботаева Н.С., Скороходова Т.С. Экстракционная десульфуризация дизельного топлива с использованием ионных жидкостей // Тез. докл. VIII Всероссийской науч.-практ. конф. «Добыча, подготовка, транспорт нефти и газа», посв. 50-летию основания Ин-та химии нефти. 2019. С. 754.

10.Teng J.R., Juan Z., Yan H.H. Extractive desulfurization of fuel oil with metal-

based ionic liquids. Chinese Chemical Letters, 2015, V.26, р.1169-1173. DOI: 10.1016/j.cclet.2015.05.023.

11.Xiaochun C., Shan Y., Ahmed A. A. Extractive desulfurization and denitrogenation of fuels using functional acidic ionic liquids. Separation and Purification Technology, 2014, V. 133, р. 187-193. DOI: 10.1016/j. seppur.2014.06.031.

12.Опарина Л.А., Колыванов Н.А., Гусарова Н.К., Сапрыгина В.Н. Оксигенат-ные добавки к топливу на основе возобновляемого сырья // Изв. Вузов: Прикл. химия и биотехнология. 2018. Т. 8. № (24). С.19-34.

13.Маммадова Т.А., Айдынова Ш.Я. Применение кислородсодержащих добавок для улучшения качественных показателей дизельных топлив / BSU, Scientific Conference of Baku and Regionyouth. 2023, С.109-111.

14.Маммадова Т.А., Айдынова Ш.Я., Аллахвердиева Г.З. Ресурсосберегающие и противоизносные добавки к дизельным топливам на основе растительного сырья // Сб. науч. ст. по итогам работы межвузовского междунар. конгресса. М., 2023. С. 162-163.

15.Романцова С.В., Нагорнов С.А., Корнев А.Ю. Состав добавки для улучшения характеристик современного дизельного топлива // Изв. Вузов: Прикл. химия и биотехнология. 2019. Т. 9. № 3. С. 547-556.

16.Кондрашева Н.К., Еремеева А.М. Получение биодизельного топлива из растительного сырья // Записки Горного института. 2023. Т. 260. С. 248-256.

17.Систер В.Г., Иванникова Е.М., Ямчук А.И. Технологии получения биодизельного топлива // Изв. МГТУ МАМИ. 2013. Т. 2. № 3(17). С. 109-112.

18.Кучкина А.Ю., Сущик Н.Н. Источники сырья, методы и перспективы получения биодизельного топлива // Журн. Сиб. Федерал. ун-та. Биология. 2014. Т. 7. № 1. С. 14-42.

НефтеГазоХимия 57

REFERENCES

1. Mammadova T.A., Aydynova SH.YA., Aliyeva Z.M., Mikailova A.M. Production of environmentally friendly diesel fuel based on dearomatized diesel fraction and bioadditives. NauchnyyzhurnalRossiyskogo gazovogo obshchestva, 2023, no. 4 (40), pp. 66-72 (In Russian).

2. Kozhemyakin M.YU., Cherkasova YE.I. Hydrotreating of diesel fuel. Vestnik tekhnologicheskogo universiteta, 2015, vol. 18, no. 23, pp. 28-30 (In Russian).

3. Staritsyn S.S. Nauchno-tekhnicheskiye osnovy protsessa gidroochistki dizel'nogo topliva [Scientific and technical basis of the diesel fuel hydrotreating process]. Trudy XVMezhd. nauch.-prakt. konf. EUROPEAN RESEARCH [Proc. of XV Int. scientific-practical conf. EUROPEAN RESEARCH]. Penza, 2018, pp. 111-113.

4. Rudenko A.V. Increasing the efficiency of the diesel fuel hydrotreating process. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, 2014, no. 5-1, pp. 25-27 (In Russian).

5. Shved M.V., Glushko N.A. The process for hydrotreatment of diesel fuel: chemical basis world science: problems and innovations. Proc. of the XLVII International Scientific and Practical Conference. Penza, 2020, pp. 30-34.

6. Mamedov I.M. Extraction refining of hydrotreated diesel fraction. Prosveshcheniye i poznaniye, 2022, no. 2(9), pp. 13-20 (In Russian).

7. Ismaylova S.S. Efficiency of diesel fuel dearomatization extractants. Nauka, tekhnika i obrazovaniye, 2018, no. 2(43), pp. 17-22 (In Russian).

8. Mugtaba M.A., Toukhee Y.M., Hassan E.A., Kamal K.T. Dearomatization of diesel by solvent extraction: influence of the solvent ratio and temperature on diesel raffinate properties. Petroleum Chemistry, 2018, vol. 58, pp. 444-450.

9. Kobotayeva N.S., Skorokhodova T.S. Ekstraktsionnaya desul'furizatsiya dizel'nogo topliva s ispol'zovaniyem ionnykh zhidkostey [Extraction desulfurization of diesel fuel using ionic liquids]. Trudy VIII Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. «Dobycha, podgotovka, transport nefti i gaza», posvyashchennoy 50-letiyu osnovaniya Instituta khimii nefti [Proc. of VIII All-Russian Scientific and Practical. conf. "Extraction, preparation, transportation of oil and gas", dedicated to the 50th anniversary of the founding of the Institute of Petroleum Chemistry]. Город?, 2019, p. 754.

10. Teng J.R., Juan Z., Yan H.H. Extractive desulfurization of fuel oil with metalbased ionic liquids. Chinese Chemical Letters, 2015, vol. 26, pp. 1169-1173.

11. Xiaochun C., Shan Y., Ahmed A. A. Extractive desulfurization and denitrogenation of fuels using functional acidic ionic liquids. Separation and Purification Technology, 2014, vol. 133, p. 187-193.

12.Oparina L.A., Kolyvanov N.A., Gusarova N.K., Saprygina V.N. Oxygenate additives to fuel based on renewable raw materials. Izvestiya vuzov, Prikladnaya khimiya ibiotekhnologiya, 2018, vol. 8, no. (24), pp. 19-34 (In Russian).

13. Mammadova T.A., Aydynova SH.YA. Primeneniye kislorodsoderzhashchikh dobavok dlya uluchsheniya kachestvennykh pokazateley dizel'nykh topliv [The use of oxygen-containing additives to improve the quality indicators of diesel fuels]. Proc. of Scientific Conference of Baku and Region youth. Baku, 2023, pp. 109-111.

14. Mammadova T.A., Aydynova SH.YA., Allakhverdiyeva G.Z. Resursosberegayushchiye i protivoiznosnyye dobavki k dizel'nym toplivam na osnove rastitel'nogo syr'ya [Resource-saving and anti-wear additives for diesel fuels based on plant raw materials]. Trudypo itogam raboty, Mezhvuzovskiy mezhdunarodnyy congress [Proc. of Interuniversity International Congress]. Moscow, 2023, pp. 162-163.

15. Romantsova S.V., Nagornov S.A., Kornev A.YU. Composition of an additive to improve the characteristics of modern diesel fuel. Izvestiya vuzov, Prikladnaya khimiya ibiotekhnologiya, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 547-556 (In Russian).

16. Kondrasheva N.K., Yeremeyeva A.M. Production of biodiesel fuel from plant raw materials. Zapiski Gornogo instituta, 2023, vol. 260, pp. 248-256 (In Russian).

17. Sister V.G., Ivannikova YE.M., Yamchuk A.I. Technologies for producing biodiesel fuel. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta MAMI, 2013, vol. 2, no. 3(17), pp. 109-112 (In Russian).

18. Kuchkina A.YU., Sushchik N.N. Sources of raw materials, methods and prospects for obtaining biodiesel fuel. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Biologiya, 2014, vol. 7, no. 1, pp. 14-42 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Маммадова Тарана Аслан, д.т.н., завотделом химии и технологии нефти и газа, завлабораторией возобновляемых видов топлив, Институт нефтехимических процессов имени академика Юсифа Мамедалиева. Айдынова Шебнем Ябиль, науч. сотр. лаборатории возобновляемых видов топлив, Институт нефтехимических процессов им. акад. Юсифа Мамедалиева. Тагиева Айтен Фазиль, науч. сотр. лаборатории возобновляемых видов топлив, Институт нефтехимических процессов им. акад. Юсифа Мамедалиева. Ахмадова Гаранфил Д., аспирант, Институт нефтехимических процессов им. акад. Юсифа Мамедалиева, преподаватель кафедры химической инженерии, Бакинская Высшая Школа Нефти.

Mammadova Tarana A., Dr. Sci. (Tech.), Head of the Department of Chemistry and Technology of Oil and Gas, Head of the Laboratory of Renewable Fuels, Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yusif Mammadaliyev. Aydynova Shebnem YA., Researcher of the Laboratory of Renewable Fuels, Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yusif Mammadaliyev. Taghieva Ayten F., Researcher of the Laboratory of Renewable Fuels, Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yusif Mammadaliyev. Akhmadova Garanfil D., Postgraduate, Institute of Petrochemical Processes named after Academician Yusif Mammadaliyev, Lecturer, Department of Chemical Engineering, Baku Higher Oil School.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.