Научная статья на тему 'Получение бетонов на органогидравлических вяжущих с применением вспененного битума'

Получение бетонов на органогидравлических вяжущих с применением вспененного битума Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
377
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асфальтогранулят / бетон на огв / вспененный битум / дорожные одежды / органоминеральное вяжущее
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Веренько В. А., Макаревич А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of concrete application on organic-hydraulic binder prepared with the use of foam made bitumen has been considered. Structures of the material and its property have been presented.

Текст научной работы на тему «Получение бетонов на органогидравлических вяжущих с применением вспененного битума»

УДК 625.8

ПОЛУЧЕНИЕ БЕТОНОВ НА ОРГАНОГИДРАВЛИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВСПЕНЕННОГО БИТУМА

В.А. Веренько, профессор, д.т.н., А.А. Макаревич, инженер, Центр научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов, БНТУ

Аннотация. Рассмотрен опыт применения бетонов на органогидравличе-ском вяжущем, приготовленных с использованием вспененного битума. Приведены составы материала и его свойства.

Ключевые слова: асфальтогранулят, бетон на ОГВ, вспененный битум, дорожные одежды, органоминеральное вяжущее.

Введение

В настоящее время основным способом капитального ремонта дорожных одежд улиц города Минска является способ замещения слоев. Удаляемый при этом дробленый материал старой дорожной одежды - асфальтогранулят может быть широко использован для устройства новых конструктивных слоев, в том числе монолитных. Одним из наиболее эффективных путей его применения является приготовление смесей на органо-гидрав-ли-ческом вяжущем (далее ОГВ), в процесссе чего происходит восстановление свойств старого асфальтобетона путем введения в него новых органических и минеральных вяжущих веществ.

В Республике Беларусь устройство покрытий из бетонов на ОГВ начато в 2000 году с устройства покрытия на дороге Новый Двор - Шершуны - Среднее. В том же году силами ПРСО Минскоблдорстрой при научном сопровождении БНТУ было устроено около 4,7 км дорожных покрытий из подобных смесей на ряде объектов Минской области. В результате было сэкономлено 72 тонны мазута, 266 тонн битума, 1826 м3 щебня, 9292

кВт/ч электроэнергии. Экономический эффект составил около 61 тысячи долларов США. Состав материала был предложен на основании исследований БНТУ, в качестве органического вяжущего была использована битумная эмульсия. В 2003 году был издан государственный стандарт СТБ 1415 «Бето-

ны на ОГВ». В качестве органического вяжущего он предусматривает использование исключительно битумной эмульсии. Начиная с 2005 года при капитальном ремонте дорожных одежд улиц города Минска УП «Горре-мавтодор» стало активно внедрять технологии устройства покрытий дорожных одежд из бетонов на ОГВ. Приготовление смесей производится в мобильной установке КМА 200 фирмы Wirtgen. Данная установка позволяет в качестве органического вяжущего применять как битумную эмульсию, так и вспененный битум.

Особенности технологии вспенивания битума

Технология вспенивания битума известна с середины 50-х годов XX столетия. Тогда для вспенивания применяли пар, подававшийся под высоким давлением, что требовало использования массивного бойлера. В конце 60-х годов в Австралии компания Mobil Oil начала вспенивать горячий битум холодной водой, но это приводило к засорению сопел, а режимом образования пены было трудно управлять. В середине 90-х эти трудности были преодолены компанией Wirtgen GmbH, что сделало реальным применение вспененного битума в качестве вяжущего.

Вспененный битум получают добавлением небольших количеств воды (2 - 4 % по массе битума) к горячему битуму (160 - 180 °C). Когда холодная вода соприкасается с горя-

чим битумом, тепловая энергия от битума передается частицам воды, которые, превращаясь в пар, создают мельчайшие пузырьки, окруженные тонкой пленкой битума. Это приводит к расширению битума примерно в 15 - 30 раз от первоначального объема. Количество добавляемой воды должно быть рассчитано, исходя из объемного расширения и продолжительности сохранения пены. Увеличение количества воды дает большее объемное расширение, но уменьшает время сохранения пены (его характеризуют периодом полураспада пены). Обычно добавление 2 - 4% воды дает приемлемые объемное расширение и время сохранения пены. Схема получения вспененного битума показана на рис. 1.

Рис. 1. Получение вспененного битума

При этом никакой химической реакции не происходит, а просто на короткий промежуток времени изменяется физическое состояние битума, выражающееся в образовании пены. К своему обычному физическому состоянию битум возвращается в течение нескольких минут, а в большинстве случаев меньше, чем за минуту (типичный период полураспада пены составляет 15 секунд). Смешение завершается в течение этого же промежутка времени.

Вспенивание битума облегчает смачивание минеральной поверхности и может улучшить ее адгезию. При смешивании с измельченным материалом старой дорожной одежды вспененный битум, частично покрывая крупные зерна и очень хорошо мелкие, создает своеобразную пасту, объединяющую смесь, поэтому желательно, чтобы смесь содержала не менее 5% частиц мельче 0,071 мм. При нехватке мелкой фракции состав может быть улучшен добавлением цемента, извести, минерального порошка или другого материала с полным прохождением через сито 0,071 мм.

Следует отметить, что температура минерального материала во время смешивания -один из важнейших факторов, влияющих на качества материла, укрепленного вспененным битумом. При проектировании состава смеси и свойств вспененного битума следует учитывать, что чем ниже окружающая температура, тем более высокими характеристиками вспенивания (расширение и время полураспада пены) должен обладать применяемый битум. Для вспенивания подходят вязкие дорожные нефтяные битумы с пенетра-цией 70 °П и выше. Возможно применение более вязких битумов, однако в этом случае качество пены ухудшается и возникает опасность засорения сопел расширительных камер.

Важнейшими преимуществами вспененного битума по сравнению с битумной эмульсией являются следующие.

1. Продолжительное время хранения приготовленного в стационарной установке материала. Готовая смесь может складироваться и храниться продолжительное время, не теряя своих свойств при укладке и уплотнении.

2. Быстрый набор прочности материала после укладки и уплотнения. В связи с этим открытие движения и устройство защитных слоев может быть произведено в более ранние сроки по сравнению с материалом, полученным с использованием битумной эмульсии.

3. Низкая стоимость материала, для вспенивания пригодны вязкие битумы без добавок, нет необходимости в использовании дорогостоящих эмульгаторов.

Результаты исследований

Исследование свойств битумов, пригодных для вспенивания, производится с использованием лабораторной установки Wirtgen WLB 10 (рис. 2). Для использования в дорожных покрытиях ЦНИИ ДСГМ при участии лаборатории УП «Горремавтодор» были подобраны составы бетонов на ОГВ на вспененном битуме, удовлетворяющие требованиям СТБ 1415, для смесей марок II и III. Для возможности использования разработанных составов в течение всего строительного сезона произведен перерасчет содержания компонентов смеси на широкий диапазон влажности асфальтогранулята. Состав материала приведен в табл. 1.

Рис. 2. Установка Wirtgen WLB 10

Таблица 1 Составы бетонов на ОГВ на вспененном битуме

Влажность асфальто-гранулята Материал Содержание в смеси

Марка II Марка III

1,0 % Асфальто-гранулят А1 100% 100%

Вспененный битум 4,59 % сверх 100 % 3,06 % сверх 100 %

Цемент марки 400 2,55 % сверх 100 % 2,04 % сверх 100 %

Вода 6 % сверх 100 % 6 % сверх 100 %

3,11 % Асфальто-гранулят А1 100% 100%

Вспененный битум 4,5 % сверх 100 % 3 % сверх 100 %

Цемент марки 400 2,5 % сверх 100 % 2 % сверх 100 %

Вода 4 1% 0 оо 4 1% 0 оо

5 % Асфальто-гранулят А1 100% 100%

Вспененный битум 4,42 % сверх 100 % 2,95 % сверх 100 %

Цемент марки 400 2,45 % сверх 100 % 1,96 % сверх 100 %

Вода 2 % сверх 100 % 2 % сверх 100 %

Таблица 2 Показатели вспененного битума

Температура вспенивания, °С Содержание воды для вспенивания, % от массы битума Коэффициент расширения, разы, не менее Время полураспада пены, с, не менее

160 - 175 2 - 4 12 10

Для вспенивания используют вязкий дорожный битум марки БНД 60/90 с пенетрацией не ниже 70 °П. Требования к условиям вспенивания битума и показателям вспененного битума приведены в табл. 2. Свойства бетонов на ОГВ, приготовленных по указанным составам в смесителе КМА200 в возрасте 14 (прочность при сжатии при 50 °С) и 28 (все показатели) суток, приведены в табл. 3.

Таблица 3 Свойства бетонов на ОГВ

Наименование показателя Значение показателя Требование СТБ 1415

марка II марка III

Водонасыщение, % по объему 3,42 4,72 0,5-10,0

Набухание, % по объему 0,08 0,12 не более 1,0

Индекс сопротивления пластическим деформациям 1,18 1,06 не менее 1,0

Индекс температурной трещиностойко-сти 0,53 0,48 не менее 0,4

Максимальная структурная прочность 2,26 1,96 не менее 1,8

Предел прочности при сжатии при температуре 323 К (50°С), МПа, в возрасте: 14 сут. 28 сут. 0,75 1,06 0,64 0,89 не менее 0,6 не менее 0,8

Коэфф. морозостойкости в агрессивной среде 0,77 0,76 не менее 0,6

Общий уровень надежности 0,85 0,73 не менее 0,6

Заключение

Применение вспененного битума позволяет получить материал высокого качества, по многим прочностным и эксплуатационным показателям превосходящий бетон на ОГВ на битумной эмульсии. Тем самым отпадает необходимость в использовании дорогостоящих эмульгаторов и сложного оборудования.

Литература

1. Веренько В.А. Бетоны на органогидравли-

ческих вяжущих для устройства конструктивных слоев дорожных одежд // Проблемы надежности дорожных одежд городских улиц и дорог: Сб. тр. международной научно-технической конференции. - Мн.: БНТУ, 2005. - 212 с.

2. Костельов М.П., Хаккерт Я., Долгилевич

Ю.П. Опыт применения технологии холодной регенерации дорожных покрытий в США: Каталог-справочник «Дорожная техника - 2005».

Рецензент: В.А. Золотарев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 5 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.