Научная статья на тему 'Получение антидетонационной добавки на основе ультрадисперсной водо-угольной суспензии'

Получение антидетонационной добавки на основе ультрадисперсной водо-угольной суспензии Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
216
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУСТИЧЕСКАЯ КАВИТАЦИЯ / УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ДИСПЕРГИРОВАНИЕ / УЛЬТРОДИСПЕРСНАЯ ВОДО-УГОЛЬНАЯ СУСПЕНЗИЯ / ВОДО-УГОЛЬНОЕ ТОПЛИВО / АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ДОБАВКИ / БЕНЗИН / ACOUSTIC CAVITATION / ULTRASONIC DISPERSION / SUPER DISPERSED WATER-COAL SUSPENSION / ANTIKNOCK ADDITIVES / GASOLINE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Хитерхеева Надежда Сергеевна, Болоев Петр Антонович, Гергенова Татьяна Петровна

Рассмотрен способ получения добавки в бензин на основе ультрадисперсной водо-угольной суспензии (ВУС). Метод основан на использовании эффекта акустической кавитации для диспергирования ультрадисперсного угольного порошка с водой с целью получения новой водо-угольной суспензии и повторной стадии диспергирования ВУС с бензином. Добавка обладает улучшенными антидетонационными свойствами и отличается повышенной экологичностью по сравнению с аналогами. Добавка устойчива к расслоению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF ANTI-KNOCK ADDITIVE ON THE BASIS OF SUPER DISPERSED WATER-COAL SUSPENSION

The method of preparation of additive in gasoline on the basis of super dispersed water-coal suspension (WCS) is considered. The method is based on the use of acoustic cavitations effect for dispersion of ultrafine coal powder with water in order to obtain a new water-coal suspension and re-dispersion stage of WCS with gasoline. The additive has improved antiknock properties and is characterized by increased environmental friendliness in comparison with analogues. The additive is resistant to delamination.

Текст научной работы на тему «Получение антидетонационной добавки на основе ультрадисперсной водо-угольной суспензии»

УДК 532.1

DOI 10.18101/2306-2363-2018-2-3-74-81

ПОЛУЧЕНИЕ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ ДОБАВКИ НА ОСНОВЕ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ ВОДО-УГОЛЬНОЙ СУСПЕНЗИИ

© Хитерхеева Надежда Сергеевна

кандидат технических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: kite69@yandex.ru

© Болоев Петр Антонович

технических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

© Гергенова Татьяна Петровна

старший преподаватель,

Бурятский государственный университет

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Рассмотрен способ получения добавки в бензин на основе ультрадисперсной водо-угольной суспензии (ВУС). Метод основан на использовании эффекта акустической кавитации для диспергирования ультрадисперсного угольного порошка с водой с целью получения новой водо-угольной суспензии и повторной стадии диспергирования ВУС с бензином. Добавка обладает улучшенными антидетонационными свойствами и отличается повышенной экологичностью по сравнению с аналогами. Добавка устойчива к расслоению.

Ключевые слова: акустическая кавитация; ультразвуковое диспергирование; ультро-дисперсная водо-угольная суспензия; водо-угольное топливо; антидетонационные добавки; бензин.

Введение

Развитие энергетики, а также повышение энергетической безопасности России [1] в значительной степени зависят от широкого и эффективного использования угля в качестве энергетического топлива. Для решения вышеуказанной проблемы весьма перспективны проводимые как в России, так и за рубежом работы по технологии получения и использования угольных суспензий, которые представляют собой композиционную дисперсную систему, состоящую из твердой фазы в виде мелкодисперсного угля и жидкой среды (вода, спирты, углеводороды, продукты переработки нефти). Наиболее изученной и перспективной в энергетике является водно-угольная суспензия.

В мире водоугольная суспензий широко используется в качестве альтернативного топлива. Для многих стран, обделенных запасами нефти и газа, использование водоугольной суспензии становится актуальным. Вот несколько примеров (материал с сайта «Википедия») [2]:

- корпорация исследований в области энергетики и охраны окружающей среды (EERC), США, Огайо — технология совместного сжигания ВУТ с традиционными топливами «Cofiring»;

- университет штата Северная Дакота, США — изготовление ВУТ из обогащенного угля;

- научно-исследовательский центр Пенсильванского университета и фирма PENELEC, (Пенсильвания Электрик Компани — производство и сжигание ВУТ в котле мощностью 32 МВт, транспортировка и сжигание на ТЭС «Сьюард» в котле производительностью 130 т пара в час;

- корпорация Янри (Janri CWF Co), Китай;

- компания Джапан КОМ (Japan Coal Oil Mixture), Япония — промышленная установка для приготовления ВУТ в Омахами, производительностью 600000 т/год, сжигание ВУТ на электростанции в Накоси;

- Ниссо Иваи Юбе Индастриз, Япония и Коул энд Эллайд Индастриз ЛТД, Австралия — проект: комплекс по изготовлению ВУТ в порту Ньюкасл производительностью 4 млн т/год, перевозка морскими танкерами в Японию.

Уголь является основным топливом в Монголии. Сейчас там ведутся поиски технологий для перехода на ВУС и ВУТ для повышения экологической составляющей.

ВУС сама по себе в автомобильных двигателях внутреннего сгорания используется крайне редко. Напрашивается идея о добавки ВУС в основное топливо. Цель: повышение экологичности основного топлива, повышение детонационной стойкости (октанового числа), снижение себестоимости добавок повышающих октановое число.

Для повышения детонационной стойкости бензина (повышения октанового числа) используют антидетонационные добавки (присадки) [3-5]. В качестве наиболее эффективных антидетонаторов уже более семидесяти лет используются соединения свинца. Наиболее распространенный антидетонатор — тетраэтил-свинец (ТЭС), бесцветная, прозрачная, сильно токсичная жидкость с высокой плотностью (1,6524 г/см3). ТЭС хорошо растворяется в бензине, спирте, ацетоне и некоторых других растворителях. Кипит при температуре около 200°С с разложением. Другим достаточно широко распространенным свинцовым антидетонатором является тетраметилсвинец (ТМС). Это тоже жидкость с неприятным запахом, кипящая при 110°С. Плотность ТМС — 1,995 г/см3. Благодаря относительно невысокой температуре кипения, соответствующей примерно температуре выкипания 50% (об.) бензина, ТМС равномернее, чем ТЭС, распределяется по фракциям бензина и по цилиндрам двигателя. Общими недостатками ТЭС и ТМС являются чрезвычайно высокая ядовитость самих антидетонаторов и продуктов их сгорания, приводящая к загрязнению окружающей среды и отрицательно влияющая на работу дожигателей отработавших газов (ОГ). Поэтому применение ТЭС и ТМС уменьшается и ведется интенсивный поиск других эффективных антидетонаторов.

Исследованные в качестве антидетонаторов вещества можно разделить на две группы: металлоорганические и органические соединения. Среди металлоорга-нических соединений кроме ТЭС и ТМС наиболее эффективными оказались соединения, содержащие марганец и железо. По антидетонационной эффективности марганцевые антидетонаторы аналогичны, а содержащие железо лишь не-

сколько уступают свинцовым. Особенностью применения в бензинах металлоор-ганических антидетонаторов является отложение окислов соответствующих металлов на стенках камеры сгорания и на электродах свечей зажигания. Эти отложения вызывают повышенный износ цилиндров и поршневых колец и перебои в работе свечей зажигания. Поэтому металлоорганические антидетонаторы, как правило, применяются в композиции с выносителями — веществами, преобразующими тугоплавкие оксиды металлов в летучие соединения. В качестве выно-сителей широко используются алкилгалогениды: этилбромид, дибромэтан, дихлорэтан, монохлорнафталин. В композициях марганцевых и железных антидетонаторов используются некоторые фосфорные и сернистые соединения. Однако следует отметить, что для этих антидетонаторов пока еще не найдены достаточно эффективные выносители, что и сдерживает их широкое применение.

Ввиду чрезвычайной токсичности свинцовых антидетонаторов, выявленных существенных недостатков и высокой стоимости марганцевых и железных антидетонаторов в последние годы ведется усиленный поиск антидетонаторов, не содержащих металла. К таким в первую очередь относятся органические амины: метиланилин, ксилидин, экстралин (смесь 7% анилина, 88% метиланилина и 5% ксилидина).

Методы

Детонационную стойкость бензинов оценивают по октановому числу. Склонность исследуемого топлива к детонации определяется сравнением его с заранее приготовленными топливами, детонационная стойкость которых известна. Для составления таких топлив, называемых эталонными, применяются два чистых углеводорода: изооктан, детонирующий при высокой степени сжатия, его октановое число принято за 100 единиц, и нормальный гептан, обладающий плохими детонационными свойствами. Он легко детонирует уже при низких степенях сжатия, и его октановое число принято за 0 единиц. Октановое число — это показатель детонационной стойкости бензина, численно равный процентному содержанию изооктана в смеси его с нормальным гептаном, которая эквивалентна по детонационной стойкости испытуемому бензину. Такие испытания в России проводятся двумя методами: «моторным» на установках ИТ9-2 и УИТ-65 и «исследовательским» на установках ИТ9-6 и УИТ-65. Однако, существует возможность подсчитать октановое число по формуле, представленной ниже. Полученное значение приближенно соответствует октановому числу, определенному исследовательским методом:

где: 2 - средняя температура разгонки топлива, "С;

(н.р. — температура начала разгонки топлива, 0С; 1к.р — температура конца разгонки топлива, 0С; р20—плотность топлива при 20°С, г/см3.

Лабораторная установка для проведения такого эксперимента представлена на схеме рис. 1 и фотографии рис. 2:

Рис. 1. Схема установки для определения фракционного состава бензина: 1 — колба с испытуемым топливом; 2 — холодильник; 3 — термометр; 4 — мерный цилиндр; 5 — электрическая плитка; 6 — защитный кожух

Рис. 2. Фотография установки для определения фракционного состава бензина

(без защитного кожуха)

Для получения антидетонационной добавки на основе ВУС использовали следующую методику:

1. Измельчали стандартную угольную фракцию с помощью бытовой мельницы.

2. Полученный измельченный порошок угля просеивали через сито. Размер угольных частиц < 0,5 мм.

3. Просеянный порошок смешивали с водой и подвергали диспергированию на ультразвуковой установке в режиме акустической кавитации. Полученную ВУС использовали в качестве составляющей для приготовления добавки в бензин.

Результаты и обсуждения

Смешав воду и бензин и оставив полученную смесь в покое на несколько минут обязательно произойдет полное расслоение 2-х жидкостей: более тяжелая вода опускается на дно, сверху образуется слой бензина, так как в нормальных условиях они не смешиваются. Точно также ведет себя ВУС при смешивании с бензином. Для получения устойчивой к расслоению эмульсии с целью получения добавки в бензин был применен метод акустической кавитации [6].

Для того, чтобы равномерно распределить водоугольную суспензию в общем объеме топлива, сначала получили добавку путем диспергирования ВУС с небольшим количеством бензина. Фотография установки представлена на рис. 3.

Рис. 3. Установка для диспергирования ВУС с бензином

Фотография на рис. 4б показывает в нижней части остаток черного смолистого вещества, похожего на мазут (это вещество вполне может быть использовано в дорожном строительстве). В верхней части водоугольная суспензия смешанная с бензином, представленном в нижней чашке рис. 4а. Под воздействием ультразвуковой кавитации в присутствии бензина произошло разделение водоугольной суспензии на легкую и тяжелую фракции. В качестве добавки в бензин использовалась только легкая фракция.

Фотографии бензина и ВУС и после диспергирования представлены на рис. 4.

б)

9

Рис. 4. Фото после диспергирования ВУС + бензин в верхней чашке

Для дальнейшего испытания добавки были сделаны две пробы модифицированного с помощью нее бензина. В первую пробу, полученная добавка была введена в количестве 12%, во вторую 24%. Полученный бензин был протестирован на инжекторных форсунках с помощью стандартного стенда «LAUNCH». Эталоном для сравнения производительности форсунок служил бензин марки АИ92, который использовали во всех опытах. Подача топлива в форсунки осуществлялась через топливный насос марки BOSH. Фотография стенда на рис. 5.

Исследования с помощью стенда «Launch» показало следующее:

1. Форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания работают нормально при концентрации до 24% добавки включительно. Распыл топлива идет хорошо.

2. Добавка не изменяла производительности форсунок. Расход топлива оставался прежним.

3. Добавка в размере 24% в бензин понижает производительность форсунок. Объяснением может служить то, что при большей концентрации добавки из ВУС изменяется незначительно плотность бензина в сторону повышения (вода, входящая в состав добавки имеет плотность 1000 кг/м3). Повышение массы незначительно снизило подачу насоса.

Несмотря на достигнутые результаты, исследование образцов бензина с добавкой на основе ВУС подверглись перегонке с целью выявления октанового числа. Максимально возможное октановое число предположительно должен был показать образец с добавкой в количестве 24%. Результаты разгонки показаны в таблице, в которой представлены температура начала разгонки НР — начало появления первой капли конденсированного после испарения топлива. КР — конец разгонки, когда останавливается процесс испарения, в колбе остаются тяжелые компоненты, для испарения которых требуются другие условия.

Рис. 5. Стенд для тестирования работы инжекторных форсунок.

Таблица

Результаты разгонки образца 24%

Температура, °С, соответствующая

НР 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% КР

45 49 56 61 69 75 84 86 89 91 93

Октановое число, посчитанное по формуле составило 114, что тоже не вызывает удивления, потому что присутствие воды из ВУС стабилизирует детонационные свойства бензина. Плотность бензина с добавкой составила 765 кг/м3, это коррелирует с плотностью бензина марки АИ 95 и 92.

= = 114

Выводы

1. В результате воздействия ультразвуковых колебаний в режиме акустической кавитации на водоугольную суспензию в присутствии бензина происходит расслоение ВУС на легкую и тяжелую составляющую, которые не смешиваются между собой.

2. Вода связывается с бензином. Смесь не расслаивается. Механизм произошедшего требует дополнительных исследований.

3. Жидкая (легкая) фракция, состоящая из смеси угольного порошка, воды и бензина может быть использована в качестве добавки для повышения октанового числа. Созданная на основе ВУС антидетонационная добавка полностью экологически безопасна.

4. Оптимальная концентрация добавки в бензин не должна превышать 24% к массе топлива. Более высокие концентрации приводят к повышению плотности топлива и ухудшению топливного распыла форсунками ДВС.

5. Полученная нами антидетонационная добавка не содержит металла, состоит из угольного порошка, воды и бензина. По химическому составу такую добавку можно считать экологически безопасной.

Литература

1. Сенчурова Ю.А., Мурко В.И., Федяев В.И., Дзюба Д.А., Пузырев Е.М. Результаты исследований распыления водоугольного топлива пневмомеханическими форсунками // https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniy-raspyleniya-vodougolnogo-topliva-pnevmomehanicheskimi-forsunkami.

2. Мурко В.И. Физико-технические свойства водоугольного топлива. Кемерово: Изд-во ГУ КузГТУ, 2009. 195 с.

3. Данилов А.М. Применение присадок в топливах для автомобилей: справочник. М.: Химия, 2000. 232 с.

4. Емельянов В. Е. Все о топливе. Автомобильный бензин свойства, ассортимент, применение. М.: Астрель, ACT, 2003. 79 с.

5. Гуреев А.А., Азев В.С. Автомобильные бензины. Свойства и применение. М.: Нефть и газ, 1996. 444 с.

6. Хитерхеева Н.С. Кавитационные аппараты. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. 157 с.

PREPARATION OF ANTI-KNOCK ADDITIVE ON THE BASIS OF SUPER DISPERSED WATER-COAL SUSPENSION

Nadezhda S. Khiterkheeva

candidate of Technical Sciences

Buryat State University

24a Smolina str., Ulan-Ude, 670000 Russia

E-mail: kite69@yandex.ru

Peter A. Boloyev

Doctor of Technical Sciences, Professor

Buryat State University

24a Smolina str., Ulan-Ude, 670000 Russia

Tatyana P. Gergenova

Senior Lecturer

Buryat State University

24a Smolina str., Ulan-Ude, 670000 Russia

The method of preparation of additive in gasoline on the basis of super dispersed water-coal suspension (WCS) is considered. The method is based on the use of acoustic cavitations effect for dispersion of ultrafine coal powder with water in order to obtain a new water-coal suspension and re-dispersion stage of WCS with gasoline. The additive has improved antiknock properties and is characterized by increased environmental friendliness in comparison with analogues. The additive is resistant to delamination.

Keywords: acoustic cavitation; ultrasonic dispersion; super dispersed water-coal suspension; antiknock additives; gasoline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.