Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 004.9
ПОЛУАВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ
В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В. А. Павлычев, Н. С. Хлыстов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Описана деятельность методического отдела, в частности - составления расписания занятий. Исследованы исходные данные по составлению расписания по стандартам. Предложен способ решения проблемы с полуавтоматическим составлением расписания.
Ключевые слова: высшее образование, программное обеспечение, прикладная информатика, расписание.
SEMIAUTOMATIC SYSTEM OF SCHEDULE COMPARTMENT IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION
V. A. Pavlychev, N. S. Khlystov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
The article describes the activities of the methodical department, in particular, the compilation of classes. There are investigated initial standards on data scheduling. The research proposes a method to solve the problem with semiautomatic scheduling.
Keywords: higher education, software, applied informatics, schedule.
Получение образования становится одной из основополагающих ценностей современного общественного развития. В настоящее время ценность его получения набирает обороты в связи с острой нехваткой профессионалов в различных сферах. Образование -это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью. Накопленные знания, ценности и навыки передаются через школы, колледжи, университеты и другие институты. Ответственность за большую часть работы возлагается на учебно-методические отделы, у которых основной деятельностью является:
- разработка учебно-методического обеспечения;
- контроль за своевременным повышением квалификации сотрудников;
- внедрение инновационных технологий и методов обучения;
- составление расписания учебных занятий.
В данной работе, в качестве примера, будет рассмотрен Аэрокосмический колледж СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Со всеми перечисленными выше пунктами в данном учебном заведении, как таковых проблем нет, кроме как с составлением расписания. Составление расписания делится на две части: семестровое (перед началом семестра происходит примерное распределение групп по аудиториям), оперативное (ежедневные поправки) [2].
Требуется акцентировать внимание на составлении оперативного расписания, так как на этом этапе встречаются следующие проблемы:
несколько групп распределяют в одну аудиторию;
количество человек в группе не соответствуют количеству мест в аудитории;
практические занятия проводятся в аудиториях без должной материально-технической базы.
Исходными данными для составления расписания учебных занятий являются:
компетентностно-ориентированный учебный план специальностей;
график учебного процесса;
виды учебных занятия (лекции, практические занятия, лабораторные работы);
сведения об имеющемся аудиторном фонде и его оборудовании;
данные о количестве студентов в учебных группах;
распределение групп для практических занятий между преподавателями;
мотивированные пожелания преподавателей [1]. Решить данные проблемы можно с помощью разработки автоматизированной системы составления расписания, в которой будут невозможно распределить группы так, чтобы они противоречили определенным правилам, рассмотренным ранее [3; 4]. Примерный интерфейс такой системы показан на рисунке.
Администратор, перетаскивая группы на аудиторию, помещает её в расписание. Это происходит, если выполняются все условия. Если группа помещена в определённую аудиторию, ещё одну туда добавить будет нельзя. После добавления, группа исчезает из списка, чтобы не дублировать группу в другую аудиторию. Данная автоматизированная система облегчит труд методиста, отвечающего за составление расписания, не даст сделать то, что не соответствует стандарту и исключит ошибки из-за невнимательности [5].
Интерфейс системы
401
301
201
101
402
302
202
102
403
303
203
103
404
304
204
104
4.09.2017 - 1 лента
| | - Лекционная аудитория | | - Компьютерная аудитория | | - Аудитория(
[ со станками
учебные группы преподаватели виды занятий
Преподаватель 1
ТМ - 1 27
Преподаватель 5 П - 2
Преподаватель 2
ТМ - 2 21
Преподаватель 3
С - 1 28
Преподаватель 4
П - 1 23
Преподаватель 6 КС - 1
Преподаватель 7 ИС - 1
Преподаватель 8 ИС - 2
4
30
30
20
25
3
30
20
30
25
2
30
25
25
25
1
30
25
20
30
22
25
27
20
Библиографические ссылки
1. Коробко А. И. Учебные занятия в высшем учебном заведении, их виды и назначение // Вестник Моск. гос. лингвистич. ун-та. 2010. № 595. С. 64-73.
2. Клеванский Н. Н. Формирование расписания занятий высших учебных заведений // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 1 (9). С. 34-44.
3. Сидорин А. Б., Ликучева Л. В. Дворянкин А. М. Методы автоматизации составления расписания занятий. Ч. 1. Классические методы // Известия Волгоград. гос. техн. ун-та. 2009. № 12 (60). С. 116-120.
4. Сидорин А. Б., Ликучева Л. В., Дворянкин А. М. Методы автоматизации составления расписания занятий. Ч. 2. Эвристические методы оптимизации // Известия Волгоград. гос. техн. ун-та. 2009. № 12 (60). С. 121-123.
5. Семенов С. П., Татаринцев Я. Б. Сравнительный анализ подходов к автоматизации составления расписаний учебных занятий в образовательных учреждениях // Известия Алтайск. гос. ун-та. 2010. № 1 (1). С. 103-105.
References
1. Korobko A. I. Uchebnye zanyatiya v vysshem uchebnom zavedenii, ih vidy i naznachenie [Training sessions in a higher educational institution, their types and purpose] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo ling-visticheskogo universiteta. 2010. № 595. P. 64-73. (In Russ.)
2. Klevanskij N. N. Formirovanie raspisaniya zanyatij vysshih uchebnyh zavedenij [Formation of the schedule of occupations of higher educational institutions] // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2015. № 1 (9). P. 34-44. (In Russ.)
3. Sidorin A. B., Likucheva L. V., Dvoryankin A. M. Metody avtomatizacii sostavleniya raspisaniya zanyatij chast' 1. Klassicheskie metody [Methods of automating the preparation of the schedule of lessons part 1. Classical methods] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2009. № 12 (60). P. 116120. (In Russ.)
4. Sidorin A. B., Likucheva L. V., Dvoryankin A. M. Metody avtomatizacii sostavleniya raspisaniya zanyatij chast' 2. EHvristicheskie metody optimizacii [Methods of automating the scheduling of lessons part 2. Heuristic optimization methods] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2009. № 12 (60). P. 121-123. (In Russ.)
5. Semenov S. P., Tatarincev Y. A. B. Sravnitel'nyj analiz podhodov k avtomatizacii sostavleniya raspisanij uchebnyh zanyatij v obrazovatel 'nyh uchrezhdeniyah [Comparative analysis of approaches to automating scheduling of educational institutions in educational institutions] // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2010. № 1 (1). P. 103-105. (In Russ.)
© Павлычев В. А., Хлыстов Н. С., 2017