Научная статья на тему 'Польский вопрос 1914 1921 гг. : поиск ответа'

Польский вопрос 1914 1921 гг. : поиск ответа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1176
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польский вопрос 1914 1921 гг. : поиск ответа»

Раздел 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ВЕК ХХ

К.Н. Колмагоров Польский вопрос 1914 — 1921 гг.: поиск ответа

Внешняя политика начала XX в. поражает своей насыщенностью и динамикой развития. Основываясь на почве взаимного франко-германского антагонизма, уходящего истоками в 70-е гг. XIX в., международные отношения год от года обрастали все новыми и новыми нитями противоречий, сплетаясь в Гордиев узел, разрубить который могла лишь мировая война, чьи первые залпы грянули летом 1914 г. И если мировая война стала реквиемом для трех великих империй, то для десятка малых народов она оказалась своего рода медными трубами, пройдя через которые они получили шанс обрести долгожданную свободу и образовать независимые государства. Процесс формирования независимых государств, как ни парадоксально это звучит, начинается с первыми выстрелами мировой войны. Национально-освободительные движения, не без поддержки внешних сил, будь то Антанта или Германский блок, начинают координировать свои требования относительно сложившейся в Европе ситуации и все активнее включаться в международные отношения, оказывая зачастую влияние на политику ведущих держав. В этом смысле трудно согласиться с положением Ка-леви Холсти, одного из современных классиков теории международных отношений, о том, что «международная политика» - это сфера политических отношений в части проявления интересов и действий суверенных государств1. Первая мировая война меняет кардинально не только международную ситуацию, но и саму международную политику, выводя её из узких классических рамок межгосударственных отношений.

1 Holsti K.J. International Politics: A Framework for Analysis. 7th Englewood Cliffs, N.Y., 1995. P. 19.

Одним из важнейших вопросов, чьё решение на прямую зависело от результатов завершения мировой войны, но который в свою очередь оказывал огромное влияние на политику воюющих держав, был польский вопрос. Красно-белой нитью он связывал бывших союзников по разделам Речи Посполитой, но в период мировой войны именно этот факт сыграл ключевую роль. Как минимум одна из империй — участников уничтожения польского государства должна была быть повержена, и на её обломках можно было начать возрождение Речи Посполитой.

Специфика польского вопроса, в сравнении с другими национальными вопросами периода Первой мировой войны (чешский, словацкий, словенский, украинский и т. д.), вытекает из самого факта разделов Речи Посполитой, а не её завоевания какой-либо одной державой. Это в свою очередь определяло отношение стран — участников мировой войны к польской проблеме. Польский вопрос, десятилетия висевший в воздухе и игравший преимущественно роль рычага давления на державы, участвовавшие в разделах, должен был наконец решиться. Неясно было лишь одно - каким образом? Ответом на это могло быть лишь завершение мировой войны.

Естественно, можно усомниться в искренности желания российского руководства решить польский вопрос в соответствии с чаяниями поляков, однако выход за внутрироссийские рамки и подключение уже с 1914 г. к рассмотрению польской проблематики ведущих союзников России по Антанте - Англии и Франции2 позволяли полякам надеяться на удовлетворительное решение польского вопроса.

Германия и Австро-Венгрия зашли в решении польского вопроса еще дальше - 5 ноября 1916 г. появился знаменитый акт о создании польского государства. Естественно, новое государство оставалось по большому счету аморфным образованием, однако несомненно, что данный шаг германского блока открывал новые перспективы в решении польского вопроса. Так или иначе, обе стороны - Антанта и центральноевропейские державы - давали понять полякам: польский вопрос вступает в новую фазу своего существования - фазу разрешения.

Сложившаяся ситуация позволила польскому национальноосвободительному движению активизировать свою деятельность. Более того, вариативность решения польского вопроса давала полякам возможность маневра. Таким образом, впервые за время суще-

2 См.:Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и Временного правительств 1878 — 1917. М., 1938. Сер. 3. Т. 6. Ч. 1. С. 120 — 121.

ствования польской проблемы складывалась ситуация, когда сами поляки, оставаясь по-прежнему в зависимости от решения держав, могли оказывать давление на их политику.

Польское национально-освободительное движение не преминуло воспользоваться выпавшим на его долю шансом. В 1914 г. в Париже открывается центральное представительство эндецкого Польского национального комитета, глава которого Р. Дмовский в начале 1915 г. добивается открытия уже лондонского филиала ПНК. Параллельно с Дмовским активизирует свою деятельность по отношению к Германскому блоку Ю. Пилсудский3.

Начиная с 1915 г. можно смело говорить о вхождении польского вопроса в фазу разрешения. Неудачи российской армии и обреченность сазоновских инициатив по либерализации режима российского управления Польшей обусловили более активное подключение союзников России по Антанте к решению польского вопроса. Бесперспективность русско-польского диалога окончательно проявилась летом 1916 г., когда с увольнением Сазонова исчезла последняя возможность решить польский вопрос более или менее «по-русски». В связи с этим ПНК еще больше активизирует свои отношения с французским правительством и британским Форин Офис, которые ввиду полного отсутствия польско-российских отношений берут на себя роль «посредников» в решении польской проблемы . С середины 1916 г. инициатива полностью перешла к англофранцузским союзникам, которые постепенно становились основными участниками диалога с представителями ориентировавшейся на Антанту части польского национально-освободительного движения. После же совместного австро-германского акта о создании польского «независимого» государства ввиду отсутствия с российской стороны каких-либо подвижек в решении польского вопроса Париж и Лондон, наряду с ПНК, превращаются в основных участников разработки вариантов решения польского вопроса5.

Ключевым в разрешении польского вопроса стал 1917 г. Круг участников окончательно сузился. Предрешенность поражения германского блока к концу 1917 г. становится фатально очевидной. Выход большевистской России за рамки традиционных участников решения польского вопроса окончательно развязал руки Парижу и Лондону. Временный уход Пилсудского с политической арены

3 Cm.: Piszczkowski T. Anglia a Polska (1914-1939). Londyn, 1975. S. 3—5.

4 Cm.: Foreign Policies of Great Powers. The Mirage of Power. The Documents. Bristol, 1972. Vol. 3. P. 579—580.

5 Cm.: Nowak-KielbikowaM. Polska - Wielka Brytania w latach 1918 — 1923. Warszawa, 1975. S. 27.

также возвел эндеков и Дмовского в ранг единственных полномочных представителей польской нации в диалоге с англо-французской коалицией. Всё шло к тому, что польский вопрос должен был со дня на день прекратить своё существование.

Однако, как это ни удивительно, но кажущаяся предопределённость разрешения польской проблемы окончательно разрушила иллюзию коалиционного подхода к её решению. Между Парижем и Лондоном обнаружились серьезные противоречия. В отличие от французского руководства, Д. Ллойд Джордж, а вслед за ним и глава Форин Офис Бальфур считали необходимым не допустить максимального усиления послевоенной Польши . Если Франция всеми силами поддерживала требования эндецкого Польского национального комитета, то Лондон старался всеми силами им в этом противостоять. В противовес эндеции британское руководство пытается ввести в дискуссию по польскому вопросу дополнительных участников, первым из которых становится Ю. Пилсудский , с которым Англия, первой из держав Антанты, начинает активные контакты. Таким образом, Лондон, пытаясь навязать выгодную для себя линию, тормозил решение польского вопроса.

Попытка запутать польский вопрос проявилась в старании британского руководства изменить планировавшийся первоначально состав польского правительства, куда по предварительному англофранцузскому соглашению должны были войти только представители эндецкого ПНК8. В тяжёлых дебатах, которые продолжались весь конец 1918 - начало 1919 г., было решено, что правительство Второй Речи Посполитой будет коалиционным . Франция при всем своём желании не могла помешать Лондону изменить первоначальный состав польского правительства и не допустить в него Пилсуд-ского и его сторонников.

Вопрос о составе польского правительства и его разрешение важны как пример того, во что постепенно, в период завершения мировой войны, превращался польский вопрос. «Непольское» решение проблемы состава руководства Второй Речи Посполитой в будущем не только определит динамику решения почти всех составляющих вопроса, уже перестающего быть «польским», но и на

6 См.: T. Мі^сігу Метсаті а - рс^ЦсІу Яотапа Dmowskiego

sprawie роккісЬ гіет гасЬосІпісЬ // Tw6rcy роккіе] тувіі гасЬосІпіе] / Росі

гесі. Wrzesinskiego. Окгіуп, 1996. 8. 13.

7 См.: Piszczkowski T. Ор. сі! 8. 49.

8 См.: Наленч Д., Наленч Т. Юзеф Пилсудский: легенды и факты. М., 1990. С. 90—91.

9 См.: Nowak-KielbikowaМ. Ор. сі! 8. 55.

многие годы вперёд предопределит тот хаос, в котором будет пребывать политическая жизнь Польши.

Попытки, подобные данной, решить польский вопрос «не по-польски» будут предприниматься и далее. Особенно ярко это проявится в период работы Парижской мирной конференции.

Фактически все вопросы, так или иначе связанные с польской спецификой, решались без участия польской стороны. Роман Дмов-ский, а позже и Игнаций Падеревский, возглавлявшие польскую делегацию в Париже, безуспешно пытались повлиять на позицию великих держав, придать проблеме «польское звучание»10. Тем не менее все территориальные вопросы, как-то: граница с Германией, вопрос Гданьска-Данцига, силезская проблема, территориальное разграничение в Восточной Пруссии — были решены в духе полного несоответствия чаяниям польской стороны. В отношении западных и северо-западных границ Второй Речи Посполитой польский вопрос остался таким образом без ответа. Компромисс был, естественно, найден, но не между державами - организаторами мирной конференции и Варшавой, а прежде всего между Лондоном, Парижем и, отчасти, Берлином . В отношении же восточных границ молодого польского государства была выработана стратегия, результатом которой оказалась сомнительная победа Польши в советско-польской войне. Итогом войны стало вхождение Польши в сотнекилометровое соприкосновение с Советской Россией, руководство которой рассматривало хрупкий Рижский мир не более чем как временный компромисс, который мог нарушиться в любой момент, тем более что и сама Варшава не была до конца удовлетворена результатами войны. Таким образом, вступив в 1917 г. в фазу разрешения, польский вопрос, несмотря на появление на карте Европы Второй Речи Посполитой, остался законсервированным на той стадии, которая сама по себе предполагала его новую постановку в ближайшем будущем.

Таким образом, образование Второй Речи Посполитой и определение к 1921 г. её границ вряд ли можно считать полным разрешением польского вопроса. Ситуацию, в которой оказалась Польша на момент завершения формирования Версальско-Вашингтонской системы, трудно назвать удовлетворительной. Все участники формирования послевоенной Европы рассматривали сложившуюся ситуацию как временную. Париж, не удовлетворённый результатами мирной конференции, надеялся, что в будущем Польше удастся

10 Cm.: LordE. Howard of Penrith. Theatre of Life. L., 1936. P. 330.

11 Cm.: Luckau A. The German Delegation at the Peace Conference 1919. N.Y., 1945. P. 198—199.

значительно расширить сферу своего влияния, как за счёт части Советской России, так и за счёт Германии, с которой, как считали в Париже, окрепшая Варшава сможет в будущем справиться12. «Фактор Пилсудского» также мог быть преодолён в рамках формировавшейся в Польше парламентской республики.

Лондонское руководство в противовес парижскому, считало, что сложившаяся ситуация, напротив, должна играть роль сдерживающего фактора для Варшавы, которая была зажата между Берлином и Москвой. Последние в свою очередь не могли не понимать, что усиление Варшавы является не более чем временным и по большому счету искусственным, вызванным в первую очередь их собственным ослаблением.

Таким образом, ситуация с появлением Второй Речи Посполи-той отнюдь не снимала с повестки дня польский вопрос, который оставался законсервированным до того момента, когда Россия и Германия должны были «набрать форму», что в конце концов и случилось в сентябре 1939 г., когда бывшие участники разделов вновь по-своему решили польский вопрос.

Повторение событий конца XVIII в. объясняется прежде всего тем, что для всех участников событий 1914 - 1921 гг. Польша в качестве вопроса играла куда более весомую роль в системе международных отношений, чем в качестве независимого государства. Неопределенность, в состоянии которой находилась Европа после Первой мировой войны, зеркально отразилась на состоянии, в котором оказалась Вторая Речь Посполитая, а вместе с ней и нерешенный польский вопрос, который в рамках Версальско-Вашингтонской системы должен был играть роль фактора напряжения, необходимого Лондону как основному создателю послевоенной Европы (1918-1921 гг.) для недопущения усиления отдельных акторов и сохранения таким образом баланса сил на континенте.

Однако в силу всеобщего неудовлетворения сложившейся ситуации подобного рода баланс сил являлся не более чем временным компромиссом, которому суждено было рухнуть с первыми выстрелами Второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 г. именно с решения польского вопроса.

Колмагоров Константин Николаевич - ассистент кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта, кандидат исторических наук.

12 См.: Piszczkowski T. Ор. а! 8. 102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.