Научная статья на тему 'Польская тема в научном наследии В. И. Ламанского (по материалам архивов Санкт-Петербурга)'

Польская тема в научном наследии В. И. Ламанского (по материалам архивов Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЛАМАНСКИЙ / VLADIMIR IVANOVICH LAMANSKY / ПОЛЬСКАЯ ТЕМА / POLISH SUBJECT / ПАНСЛАВИЗМ / PAN-SLAVISM / СЛАВЯНОФИЛ / ИСТОРИОСОФИЯ / HISTORIOSOPHY / ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК / POLISH LANGUAGE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / SLAVOPHIL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саприкина Ольга Вячеславовна

Рассматриваются научные работы, лекции и публицистические статьи крупнейшего российского ученого-слависта В.И. Ламанского, посвященные польской истории, литературе и языку, выявляется его точка зрения на настоящее и будущее польского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polish theme in the scientific heritage of V.I. Lamanskiy (as researched according to the documents of the archives of St. Petersburg)

Сonsiders scientific papers, lectures and publicistic articles of the largest Russian scientist – slavist V.I. Lamansky, devoted to Polish history, literature and language, reveals his views on the present and the future of the Polish people.

Текст научной работы на тему «Польская тема в научном наследии В. И. Ламанского (по материалам архивов Санкт-Петербурга)»

О.В. Саприкина

ПОЛЬСКАЯ ТЕМА В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ В.И. ЛАМАНСКОГО (по материалам архивов Санкт-Петербурга)

Рассматриваются научные работы, лекции и публицистические статьи крупнейшего российского ученого-слависта В.И. Ламанского, посвященные польской истории, литературе и языку, выявляется его точка зрения на настоящее и будущее польского народа.

Ключевые слова: Владимир Иванович Ламанский, польская тема, панславизм, славянофил, историософия, польский язык, литература.

Крупнейший российский ученый Владимир Иванович Ламанский (1833-1914) внес большой вклад в становление славяноведения и в формирование представлений о славянстве в России и за рубежом. Основным направлением его деятельности стали историософские построения, сосредоточенные на размышлениях о современном состоянии и дальнейшей судьбе «славянской цивилизации».

С первых шагов в науке ученый указал на принадлежность к славянофильскому направлению. Во многих опубликованных и неопубликованных научных статьях, письмах, выступлениях исследователь обосновывал свой главный постулат о существовании на европейском континенте двух культурно-исторических типов или «миров» - германо-романского и греко-славянского, имеющих самостоятельную внутреннюю структуру и развивающихся независимо друг от друга. Систему культуры Ламанский при этом идентифицировал с типами религии1.

Большое место в публицистических и научных работах Ла-манского занимает вопрос о пути достижения единства славянских

© Саприкина О.В., 2013

94

О.В. Саприкина

народов. Главную роль в этом процессе ученый отводил общеславянскому языку, которым должен стать русский как наименее местное, диалектное, «племенное» наречие2.

Тем не менее Ламанский настаивал на публикации славянских исторических источников и литературных памятников Средневековья на языках оригиналов. Но рассуждая о малороссийском наречии, исследователь замечал, что этот язык, как и другие языки славянских народов Российской империи, можно использовать в печати, театре, литературе, но не следует вводить в школы, особенно в высшие, в суды и в администрацию, так как это нарушит их народный, крестьянский характер и засорит русский язык искусственной малороссийской терминологией. Малороссийское наречие и литературу следует изучать, утверждал славист, в курсе преподавания русского языка и литературы. Завершает он эту не очень логичную эскападу мыслью о том, что аналогичное явление - выделение одного наречия в качестве государственного языка - характерно для народов, уже литературно и национально объединенных, таких как немцы, итальянцы, французы, испанцы3.

Существует несколько направлений изучения польской проблематики В.И. Ламанским.

Прежде всего это исследования в области польского языка. В литографированных курсах лекций и исследованиях по славянскому языкознанию представлен подробный, всесторонний анализ и практический курс грамматики, синтаксиса и фонетики польского языка. Филологические разработки ученого отличаются глубиной раскрытия темы, подробностью, развернутой подачей материала4.

Вторым направлением исследований Ламанского в области по-лонистики стало изучение польской литературы. В работах на эту тему прослеживается его идеологическая концепция. Например, в курсе лекций «История новой польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, С. Красинский)» славист очертил особенности «золотого времени» польской литературы, которым, по его мнению, были XV и XVI вв. Исследователь охарактеризовал писателей периода Возрождения - Я. Кохановского, С. Кленовича, А. Модр-жевского - как менее значимых по литературному таланту, чем А. Мицкевич, но как более глубоких и проницательных во взглядах на Отечество, для которых характерен критический взгляд на развитие Польши, предчувствие ее грядущего упадка и глубокое сожаление об этом. Славящегося ярким поэтическим дарованием А. Мицкевича и всю последующую польскую литературу XIX в. Ламанский счел порочной уже потому, что господство Российской

Польская тема в научном наследии В.И. Ламанского

95

империи над частью польских земель характеризуется в ней как деяние позорное, род тирании5.

Исследования слависта в области польской истории также сконцентрированы на периоде XV-XVI вв. Часто ученый прибегал к сравнительному изучению исторического развития Польши и Чехии. Он пришел к выводу, что блистательный период польского гуманизма развивался при большом влиянии гуситского движения, антиримского и антигерманского по своей сущности. Это было важно для Польши, которую Ламанский характеризовал как государство со времени воцарения Ягеллонов уже не чисто католическое, а польско-литовское и польско-русское. Развитие Речи Посполитой, по мнению исследователя, было нарушено победой в стране латинской церкви в конце XVI в.6

Польская тема нашла отражение также в политических высказываниях ученого. Неоднократно в своих статьях, письмах и лекциях он говорил о пользе присоединения к России Галиции и о желательности объединения большей части польских земель именно в составе Российской империи7. Одной из наиболее резких является статья Ламанского, посвященная польскому вопросу и увидевшая свет впервые в журнале «Русский вестник» в 1879 г. - «Евреи и немцы в Привислянском крае»8. Лейтмотивом публикации стала мысль о преобладании евреев и немцев в промышленности и торговле этих областей и о негативном влиянии данного обстоятельства. Тем не менее славист подчеркнул, что введение польского языка в качестве государственного в Царстве Польском невозможно именно из-за этнической неоднородности региона, поскольку в интересах развития промышленности для немцев и евреев русский язык неизмеримо перспективнее.

В заключение отметим, что точка зрения ученого была созвучна государственным интересам России в славянском вопросе, поэтому его можно считать идеологом геополитики империи. Самой яркой, тенденциозной и показательной в этом смысле является польская тематика, что неудивительно, если учитывать ее сложный характер - политический, ментальный, историко-психологиче-ский. Рассуждая о литовцах, Ламанский защищает их право иметь собственный латинский алфавит. Говоря о чехах, славист держит определенную дистанцию, настаивая лишь на постепенном распространении «нравственного влияния» России. Южные славяне изначально получили большее расположение ученого православным характером своей религии, греческими культурными началами, следовательно, максимальной близостью к России. Польская тема

96

О.В. Саприкина

оказалась основным примером, когда любые завуалированность, иносказательность были невозможны. Мнения Ламанского по польскому вопросу дают нам возможность охарактеризовать его мировоззрение как панславистское. Несмотря на то что сам ученый отрекался от этого течения, его взглядам было присуще своеобразие, отсутствие ортодоксальности по многим вопросам; полностью преодолеть свои заблуждения он так и не смог.

Примечания

1

Например: ПФА РАН. Ф. 35. Оп. 2. Д. 109. Л. 59 (Неопубликованная работа В.И. Ламанского «Исторические письма об отношениях русского народа к его соплеменникам»); Там же. Д. 110. Л. 2 об. (Неопубликованная работа В.И. Ламанского «Проекты славянских федераций. Обзор»); Там же. Д. 115 (Черновики речи, произнесенной В.И. Ламанским на защите своей докторской диссертации. Автограф. Вторая редакция. 1871 г.) и др.

Ламанский В.И. История новой польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, С. Красинский) // Лекции заслуженного профессора историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета В.И. Ламанского, читанные в 1883 - 1884 акад. г. / Сост. П. Драганов. Литография. СПб., 1884. С. 3-4.

Ламанский В.И. История новой польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, С. Красинский). С. 4-8.

Ламанский В.И. Очерк грамматики польского языка // По лекциям проф. В.И. Ламанского / Сост. А. Добровольский. Литография. СПб., 1884; Ламанский В.И. Образцы польской письменности с древнейших времен, XIV-XIX вв. // Прилож. к лекциям, читанным профессором В.И. Ламанским в 1883 - 1884 акад. г. СПб., 1884 и др.

Ламанский В.И. История новой польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, С. Красинский). С. 6-7.

Ламанский В.И. История славян // Курс, читанный В.И. Ламанским в 1881-1882 акад. г. Из записок студента-филолога В. Казанского. СПб.: Литография Гробовой, 1882. С. 1-160; Ламанский В.И. Записки по истории славян - Венгрии и Чехии // Курс профессора В.И. Ламанского для специалистов, 1878-1879 акад. г. Литография. СПб.: Издание студентов Санкт-Петербургского университета, 1879.

В.И. Ламанский - И.С. Аксакову. Без даты // ОР РНБ. Ф. 14. Д. 195. Л. 7 об.-8. Ламанский В.И. Евреи и немцы в Привислянском крае // Ламанский В.И. Геополитика панславизма / Сост., предисл., коммент. Ю. Климаков; Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 561-614.

2

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.