Научная статья на тему 'Польша в политике официального Вашингтона. 1917–1920 гг'

Польша в политике официального Вашингтона. 1917–1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
624
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ / АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / POLISH QUESTION / NATIONAL SELF-DETERMINATION / BORDERLINE CONFLICT / TERRITORI-AL INTEGRITY / AMERICAN FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрченко Е. С.

В статье рассматривается роль вопроса о восстановлении независимости Польши и определения ее границ во внешнеполитической концепции администрации В. Вильсона. Автор прослеживает связь «польского вопроса» с проектом трансформации всей системы международных отношений и «русской политикой» официального Вашингтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poland in Washington policy 1917–19201

The article deals with the issue of re-establishment of independent statehood of Po-land in the American policy. The author investigates the connection between new trends in the foreign policy of W. Wilson’s government and the development of national self-definition movement in Poland, considering the attitude of USA to the national question crises in the former Russian Empire and the issue of the status of national states.

Текст научной работы на тему «Польша в политике официального Вашингтона. 1917–1920 гг»

УДК 94 (73)

Е.С. Юрченко*

ПОЛЬША В ПОЛИТИКЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ВАШИНГТОНА. 1917-1920 гг.

В статье рассматривается роль вопроса о восстановлении независимости Польши и определения ее границ во внешнеполитической концепции администрации В. Вильсона. Автор прослеживает связь «польского вопроса» с проектом трансформации всей системы международных отношений и «русской политикой» официального Вашингтона.

Ключевые слова: польский вопрос, самоопределение, определение границ, американская администрация.

Poland in Washington policy 1917-1920. EKATERINA S. YURCHENKO (Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk).

The article deals with the issue of re-establishment of independent statehood of Po-land in the American policy. The author investigates the connection between new trends in the foreign policy of W. Wilson’s government and the development of national self-definition movement in Poland, considering the attitude of USA to the national question crises in the former Russian Empire and the issue of the status of national states.

Key words: polish question, national self-determination, borderline conflict, territori-al integrity, American foreign policy.

История российско-польских отношений в двадцатом веке оказалась неразрывно связана со стремлением США утвердиться на мировой арене в качестве лидера. Борьба американского правительства за создание новой системы международных отношений, в которой право наций на самоопределение играло бы ключевую роль, способствовала тому, что именно в политике США польская национальная элита стала искать механизмы реализации концепции возрождения национально государства поляков. Несмотря на это в отечественной историографии отсутствуют обобщающие труды, посвященные позиции руководства США в отношении Польши в период возрождения польской государственности в 1917-1920 гг. Эта тема, как правило, затрагивается либо в связи с историей советско-польских отношений, либо при рассмотрении проблемы урегулирования вопроса о правах на-

циональных меньшинств на Парижской мирной конференции [2, 5, 6, 8, 16]. В работах советского периода США представлены как один из организаторов так называемого третьего похода Антанты [3]. Тем не менее в рамках исследований истории создания польского независимого государства, а также истории германо-польских отношений историки обращали внимание на ведущую роль американской делегации на Парижской мирной конференции при решении «польского вопроса». В орбиту внимания исследователей попали также противоречия в самой американской делегации по территориальным проблемам между экспертами и президентом В. Вильсоном и стремление официального Вашингтона усилить зависимость Польши от Запада посредством воздействия на решение вопроса о защите национальных меньшинств [4, 12]. Однако связь политики Вашингтона в от-

*ЮРЧЕНКО Екатерина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории (Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск). E-mail: y-k22@yandex.ru © Юрченко Е.С., 2013

ношении Польши с общим изменением вектора американской внешней политики и влияние этого фактора на характер развития российско-американских отношений до сих пор не стала темой специального исследования.

Президенту США В. Вильсону, стремившемуся порвать с изоляционистской традицией, «польская проблема» давала возможность стать посредником при определении геополитической карты Европы. В связи с этим пункт о необходимости восстановления независимого польского государства с выходом к Балтике стал одним из ключевых пунктов американской программы мирного урегулирования в 1916 г. Другим аспектом политики руководства США в «польском вопросе» стал декларировавшийся В. Вильсоном принцип «одна страна - одна нация», предполагавший установление границ государств по этнографическому принципу. Однако до вступления в Первую мировую войну администрация США не имела эффективных рычагов воздействия на правительства России, Германии и Австро-Венгрии в решении «польского вопроса».

С началом Первой мировой войны развитие польского национально-освободительного движения получило новый импульс. Этому способствовало стремление противоборствующих сторон использовать его для решения военно-стратегических задач. Правительство России, желая предотвратить превращение «Великого княжества Польского» в плацдарм для германского наступления, 14 августа 1914 г. в официальной декларации обещало после войны предоставить Польше автономию. Поляки были разочарованы текстом декларации. Представители польской партии национал-демократов, лидером которой являлся публицист Р Дмовский, обосновывали идею «инкорпорации» «восточных» земель и превращения Польши в мононациональное государство. По мнению Р. Дмовского, в состав Польши должны были войти Восточная Галиция, Волынь и Подолье. Другие украинские земли должны были отойти к России, в которой он видел противовес Германии. Программа социалиста Ю. Пилсудского заключалась в том, что в результате свержения царизма и распада Российской империи предполагалось создать в Восточной Европе Польшу, в состав которой на федеративных началах должны были войти польские, литовские, белорусские и украинские земли [11].

Осенью 1915 г. большая часть российской Польши была оккупирована Германией и Австро-Венгрией. Был создан Временный совет Польши, который взял на себя полномочия временного правительства будущего независимого государства. Получив известие о создании совета, В. Вильсон обратился к полякам с посланием, в котором говорилось, что восстановление независимого государства есть единственный способ решения «польского вопроса» [17, р. 139].

Пользуясь благожелательной позицией официального Вашингтона, польские представители в США начали добиваться активного участия руководства Белого дома в решении вопроса о территориальных рамках будущей возрожденной Польши [17, р. 56]. Также лидеры польской эмиграции обращались к администрации В. Вильсона с предложением о создании польской армии под командованием американского генерала [18, р. 104-105]. Однако, готовясь вступить в войну на стороне России, администрация США воздержалась от обсуждения этих тем [17, р. 388].

После Февральской революции 1917 г в России Петроградский совет декларировал право наций на самоопределение, которым могла воспользоваться и Польша. Временное правительство провозгласило отказ от политики раздела Польши. Отныне взаимоотношения России и Польши должны были строиться как союз двух равно демократических государств. Границы между Польшей и Россией должны были быть установлены на основании «этнографического принципа, и подлежали утверждению Учредительными собраниями России и Польши, созванными на основании всеобщего прямого, тайного и равного избирательного права» [11, с. 283]. 6 апреля 1917 г. Временный государственный совет Польши заявил, что одобряет декларацию российского Временного правительства, но вопрос об определении линии границы между Польшей и Россией должен стать предметом переговоров [8, с. 15]. В первую очередь это касалось спорных украинских территорий, где реализацию своих национальных интересов польское руководство связывало с развитием украинского национализма [14].

Руководство США полагало, что решение вопроса о статусе Польши необходимо рассматривать как неотъемлемую часть проблемы урегулиро-

вания в Европе с учетом межсоюзных противоречий и после создания надгосударственного регулирующего механизма. Кроме того, прогресс, достигнутый в российско-американских отношениях после того, как США первыми предоставили дипломатическое признание российскому Временному правительству и выделили ему существенные кредиты, позволял вашингтонской администрации надеяться на поддержку Россией ключевых положений американской мирной программы.

В конце апреля 1917 г. советник президента полковник Э. Хауз встретился с министром иностранных дел Великобритании А. Бальфуром. Он высказался за восстановление большой единой Польши, способной стать буфером между Германией и Россией. Британский министр иностранных дел не поддержал это предложение [17, р. 155-157]. Премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж полагал, что «лучше было бы, если бы Польша была автономной в составе России, потому что, если будет создана независимая Польша, лежащая между Россией и Центральными державами, Россия будет отрезана от Запада и перестанет быть фактором в западной политике [18, р. 388]. Французское правительство, напротив, считало, что восстановленное польское государство может стать опорой для проведения в жизнь французской внешней политики в Восточной Европе и активно содействовало самоопределению поляков. Во Франции в 1917 г. был создан Польский национальный комитет во главе с Р. Дмовским и И. Падеревским; была сформирована также польская армия с главнокомандующим Ю. Галлером.

Попытки польского регентского совета поддержать развитие украинского сепаратизма не нашли поддержки в Вашингтоне. Соединенные Штаты традиционно руководствовались приоритетностью федерализма в подходе к государственному устройству. Кроме того, у руководителей Украинской центральной рады не было четкой позиции относительно характера реализации национального самоопределения [11]. Рада призвала поддержать Временное правительство.

10 июня она провозгласила автономию Украины, а 3 июля решила перенести ее осуществление до созыва Учредительного собрания. Для администрации Белого дома «украинский вопрос»

в 1917 г. являлся лишь составной частью общей российской политики [7]. Весной-летом 1917 г. развитие центробежных тенденций могло привести к ослаблению России и ликвидации Восточного фронта. Российское Временное правительство, в свою очередь, заявляло, «что украинского вопроса в международно-политическом смысле не существует» и что никакой аналогии с Польшей быть не может [9, c. 406].

После прихода к власти в Петрограде большевиков в ноябре 1917 г. проблема будущего национальных окраин приобрела иное звучание. 2 декабря между новым правительством и странами Четверного союза было подписано перемирие [15]. Вопрос о статусе Польши и ее границах оказался в зависимости от развития центробежных тенденций на территории бывшей Российской империи и хода советско-германских сепаратных переговоров.

Руководство Украинской республики решило воспользоваться Брест-Литовскими переговорами для укрепления своих позиций [1]. В конце декабря 1917 г. консул США в Киеве Д. Дженкинс встретился с представителем Украинского правительства В.В. Шульгиным. В разговоре с Д. Дженкинсом тот заявил, что предпочитает автономию в составе России1. Консул отметил растущее влияние Польши, подкрепленное большим количеством польских помещиков и наличием на территории Украины польского воинского контингента. Д. Дженкинс считал, что «эпопея с объявлением независимости направлена больше на свержение большевиков, чем на создание независимого государства» 2.

По требованию делегации Четверного союза 26 декабря 1917 г. представители Украинской народной республики были допущены на переговоры. 24 января 1918 г. Украина объявила о своей независимости и была признана Германией.

9 февраля 1918 г. был подписан мирный договор со странами Четверного союза, по которому Киев получал Холмщину, а Австро-Венгрия брала на себя обязательство подготовить к 31 июля

1 Consul - Kiev to Embassy - St. Petersburg. December 24. Confidential U.S. Diplomatic Post Records. Part 1. Russia: From Czar to Commissars, 1914-1918 / ed. by Paul Kesaris. - University Publications of America, Inc. 1982. Reel 5.

2 Государственный архив Российской Федерации, далее ГАРФ. Ф. 10003. К. 93. Р. 3.

1918 г. проект выделения из состава Галиции ее восточной части, населенной украинцами, и присоединить в качестве коронной земли к Буковине. Лидеры Польши выступили резко против территориальных условий договора с Украиной. В итоге 4 марта 1918 г. Центральная рада заявила польскому Регентскому совету о возможности пересмотра границ в будущем [8, с. 17].

Администрация США, занявшая после ноябрьских событий в России выжидательную позицию, не была готова связать дальнейшие перспективы своей «русской политики» с открытой поддержкой сепаратизма национальных окраин. 8 января 1918 г. В. Вильсон обратился с посланием к Конгрессу США, в котором была сформулирована «программа мира». Президент подтверждал намерение воссоздать независимую Польшу с выходом к Балтике, но не конкретизировал свое видение ее восточных границ. В пункте 6 о России не говорилось о судьбе окраин бывшей империи [13, с.151].

Только к октябрю 1918 г. набиравшая обороты в России Гражданская война, фактическая дезинтеграция страны и провозглашение независимости национальными окраинами, между которыми разгорелись ожесточенные территориально-пограничные конфликты, позволили американской администрации более четко сформулировать свое видение развития ситуации. В октябре 1918 г. аналитической группой при президенте был разработан комментарий к «14 пунктам». Он предусматривал признание мирной конференцией де-факто правительств, возникших по периметру границ бывшей империи. Однако закрепление за Польшей спорных территорий могло повлиять на решение вопроса о судьбе малых народов на мирной конференции. В связи с этим президент В. Вильсон был сдержан в своих высказываниях по поводу будущих границ Польши и других национальных государств: «Вопрос о границах затрагивает интересы очень многих народов, и мы не должны торопиться принимать французскую точку зрения» [12, с. 615].

Вопрос о международно-правовом статусе Польши и определении ее границ вызвал серьезные противоречия между союзниками, поскольку от его решения зависела конфигурация границ новых национальных государств в Восточной

и Центральной Европе, а также решение «русского вопроса». Франция поощряла стремление Польши к территориальному расширению за счет России, намереваясь создать буфер между Россией и Германией. Великобритания, напротив, стремилась ограничить претензии Польши, не допустив тем самым усиления позиций Франции и чрезмерного ослабления Германии. Позиции британской и американской делегаций по польскому вопросу во многом совпадали. Однако администрация США ставила перед собой более масштабную задачу признания союзниками выдвинутых В. Вильсоном принципов послевоенного переустройства, без которых окончательное решение «польского вопроса» было недопустимо.

Ставший главой польского государства в ноябре 1918 г. Ю. Пилсудский провозгласил создание независимой Польши. По его мнению, Польше предстояло стать великой державой, заменив в Восточной Европе Россию [8, с. 20]. Объединение центов возрождения польской государственности в лице Польского национального комитета во главе с Р. Дмовским и правительства Ю. Пил-судского позволило укрепить позиции польской делегации в Париже. 16 января 1919 г. было создано правительство, которое возглавил И. Падеревский, бывший еще недавно представителем комитета в Соединенных Штатах Америки.

30 января 1919 г. правительство Польши первым из всех национальных правительств, возникших по периметру границ бывшей Российской империи, получило дипломатическое признание со стороны США. Этот шаг должен был положить начало закреплению права наций на самоопределение в системе международных отношений и стать отправной точкой при определении границ новых государств в Европе. Однако польская делегация, приглашенная на конференцию, озвучила требование о том, чтобы территория страны вернулась к границам, существовавшим в период до разделов.

Свои требования правительство Польши подкрепило активизацией военных действий на Востоке, стараясь де-факто закрепить за собой как можно больше территорий. 5 февраля 1919 г. под давлением Франции было подписано германопольское соглашение об эвакуации германских войск из Литвы и Белоруссии и их замене поль-

скими войсками. Из Франции в Польшу начали перебрасываться войска Ю. Галлера, которые развернули наступательные действия в Восточной Галиции против украинских войск. Как указывал в своем донесении 11 апреля 1919 г. президенту В. Вильсону американский представитель при миссии государств Антанты в Польше генерал-майор Дж. Кернан, «Хотя в Польше во всех сообщениях и разговорах постоянно идет речь об агрессии большевиков, я не мог заметить ничего подобного. Напротив, я с удовлетворением отмечал, что даже незначительные стычки на восточных границах Польши свидетельствовали скорее об агрессивных действиях поляков и о намерении как можно скорее занять русские земли и продвинуться насколько возможно дальше» [8, с. 21].

И. Падеревский, возглавивший польскую делегацию в Париже, в мае 1919 г. выступил перед участниками конференции при голосовании о восточных границах Польши. Он объяснил военные действия польского командования на востоке беззаконием, чинимым украинской армией: «Посему наша польская экспедиция в восточную Галицию является не войной, а карательной экспедицией против бандитов, чьё угнетение польского и русинского населения должно предстать пред лицом закона, и на этой польской с незапамятных времен территории должен воцариться порядок» [8, с. 25]. Американский президент считал, что действия поляков свидетельствуют о попытках французских военных возродить старый план по созданию санитарного кордона против большевиков. Премьер министр Франции Дж. Клемансо вынужден был пообещать провести расследование [19, р. 531].

Консолидация антибольшевистского движения под эгидой Омского правительства, стремившегося к воссозданию российского государства в границах старой империи, поставила в зависимость решение вопроса о границах Польши от исхода Гражданской войны. Представители антибольшевистских сил согласны были на восстановление «этнографической Польши»; а ее территориальные претензии на Востоке считали необоснованными и подрывающими целостность российского государства [7, с. 44-47]. Переговоры между представителями антибольшевистских сил и Польши по вопросу об установлении гра-

ниц окончились безрезультатно. В этой ситуации Польша заключила договор с С. Петлюрой, возглавившим Украинскую Народную Республику.

Будучи незаинтересованным в восстановлении России в довоенных границах, руководство США настояло на необходимости признания со стороны антибольшевистских сил независимости Польши в качестве залога продолжения помощи со стороны союзников. 4 июня 1919 г. Верховный правитель адмирал А. В. Колчак признал независимость Польши, но подчеркнул, что её границы будут определены только новым Учредительным собранием. Однако в стане Белого движения не было единства мнений относительно судьбы национальных окраин. В условиях военных поражений летом-осенью 1919 г. часть лидеров сочла, что взаимодействие с правительствами национальных государств стало единственным способом переломить ход войны.

В начале октября 1919 г. глава омского МИД Д.С. Сазонов сообщил российскому послу в Вашингтоне, что члены Русского политического совещания, взявшего на себя роль дипломатического представительства небольшевистских правительств на конференции, Б.В. Савинков и Н.В. Чайковский, заручились согласием Ю. Пилсудского на совместные действия. Было достигнуто соглашение о том, что в Литве и Белоруссии после освобождения от большевиков будет проведен плебисцит по вопросу о будущем этих территорий и интересы России будет представлять «широкий фронт политических и общественных имен». Ю. Пилсудский отказывался от претензий на Подолию и Волынь и соглашался привлечь к совместным действиям эстонцев и латышей, если Омское правительство признает их в качестве де-факто правительств3.

Российский посол во Франции В.А. Маклаков поддержал предложение Б.В. Савинкова, посчитав, что лучше договориться с поляками, чем ждать, когда поляки сами захватят интересующие их территории [10, с. 183-194]. Лидер кадетской партии В.А. Маклаков полагал, что нежелание антибольшевистских правительств пойти на уступки Польше в конце концов подтолкнут последнюю к войне с Россией. Надежду «разрешить задачу русской гражданской войны путем военной силы нерусского происхождения» по-

3 ГАРФ. Ф. 10003. К. 93. Р. 1.

сол в США Б.А. Бахметев посчитал эфемерной: «... Право же, лучше соглашение поляков и инородцев с большевиками, чем активное действие санитарного кордона, аффилированного с союзниками с вознаграждением различных соседей и национальностей за счет российского тела» [10, с. 171-180].

8 декабря 1919 г. Верховный совет Антанты огласил декларацию о временных восточных границах Польши, согласно которой границей стала линия этнографического преобладания польского населения от Восточной Пруссии до бывшей русско-австрийской границы на Буге (линия Керзона). Относительно оккупированных Польшей земель на Востоке в декларации не было сказано ни слова. Д.С. Сазонов призвал Б.А. Бахметева усилить воздействие на американское правительство с целью не допустить реализации в жизнь этого плана. Он настаивал на том, что попытка расширения Польши за счет России приведет к российско-германскому сближению. Неизбежные последствия этого решения, В.А. Маклаков сформулировал в письме своему другу и коллеге послу в Вашингтоне Б. А. Бахметеву: « .Эта схема ставит в самой острой форме альтернативный вопрос, с кем мы: с Польшей против Германии или с Германией против Польши» [10, с. 201.].

Согласившись на определение границ Польши по линии Керзона, В. Вильсон добился реализации в отношении Польши договора о защите национальных меньшинств. По этому договору допускалось международное вмешательство во внутренние дела Польши и разрешалось направлять жалобы меньшинств, вошедших в состав польского государства в Лигу Наций. Столкнувшись с серьезным давлением со стороны стран - членов Совета Четырех Польша вынуждена была подписать 28 июня 1919 г. Малый версальский трактат об охране прав национальных меньшинств.

В условиях наступления Красной армии на Украине 21 апреля 1920 г. польское правительство подписало с Украинской Директорией соглашение, признав ее правительством независимой Украины. В обмен на это Директория соглашалась на присоединение к Польше Восточной Галиции, Западной Волыни и части Полесья. 25 апреля польские войска начали наступление и 6 мая овладели Киевом. За действиями поль-

ского правительства американский президент усмотрел намерение европейских держав реализовать свои геополитические амбиции. Он призвал союзников придерживаться принципа территориальной целостности России и отказаться от поощрения польских захватов, в противном случае они будут втянуты в конфликт Польши с Советской Россией.

11 июля 1920 г. министр иностранных дел Великобритании Дж. Керзон направил наркому иностранных дел Советской России Г. Чичерину ноту с предложением начать мирные переговоры и установить границу по этнографической линии проживания польского и непольских народов. Однако руководство Советской России приняло решение о продолжении войны.

10 августа 1920 г. в ответ на запрос итальянского посла относительно русско-польского вопроса американская администрация подготовила ноту, в которой подчеркивала свое намерение поддерживать независимость и целостность Польши. Однако руководство США оговаривало, что не примет участия в плане, имеющем целью переход от переговоров о перемирии к общей Европейской конвенции. Поскольку такая конвенция повлечет за собой «признание большевистского режима и почти неизбежное решение русского вопроса на основе расчленения России»4.

В конце 1920 г. в Риге начались советско-польские переговоры о мире. Достигнув значительного военного преимущества, Польша, тем не менее, не могла далее поддерживать Украинскую республику и ограничилась включением в состав польского государства Западной Белоруссии и Западной Украины. Выражая свое видение ситуации, сложившейся с вопросом о самоопределении национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской империи в конце 1920 г., в беседе с председателем Лиги Наций П. Гимансом В. Вильсон заявил: «.Новые национальности, которые были частью России, сражаются, потому что не доверяют большевикам и опасаются новой агрессии. Советы же утверждают, что они не проводят демобилизацию, потому что опасаются нового нападения». Разорвать этот замкнутый круг, по мнению В. Вильсона, можно было бы только всеобщим соглашением о неприменении

4 ГАРФ. Ф. 10003. К. 94. Р. 9.

силы. Президент заявил, что мира можно будет достичь только публичным и торжественным соглашением между великими державами не пользоваться сложившимися в России условиями и не нарушать территориальную целостность России, не предпринимать вторжений в Россию и не позволять другим это делать [20, р. 236].

Американская администрация последовательно поддерживала стремление поляков к национальному самоопределению, от провозглашения необходимости восстановления независимой Польши в ходе Первой мировой войны до признания ее независимости на Парижской мирной конференции. Вместе с тем для В. Вильсона «польский вопрос» был одним из этапов создания новой конфигурации послевоенной системы международных отношений. Необходимость утвердить базовые принципы вильсонизма в качестве отправной точки создания надгосударственного регулирующего механизма привела к попыткам ограничить территориальные претензии Польши и связать проблему границ польского государства с вопросом о праве других народов бывших империй на самоопределение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко Д.Я. Украинский фактор Брест-Литовского соглашения // Чичеринские чтения. Россия и мир после Первой мировой войны (к 90-летию окончания и подписания послевоенных соглашений): материалы междунар. науч. конф. 11-12 ноября 2008 г. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. С. 106-109.

2. Гущин А. В. Польша и защита национальных меньшинств по международному и внутреннему праву 1919-1934 гг. : дис. ... канд. ист. наук / МГУ М., 2003. 187 с.

3. Зуев Ф. Г. Международный империализм - организатор нападения панской Польши на Советскую Россию (1919 - 1920 гг.). М. : Издательство политической литературы, 1954. 233 с.

4. Зубачевский В.А. Политика России в отношении восточной части Центральной Европы (1917-1923 гг.). Геополитический аспект. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. 240 с.

5. Клейменова Н.Е. Польский вопрос во внешней политике России в первой мировой войне август 1914 - октябрь 1917 гг.: автореф. дисс.... канд. ист. наук / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. М., 1996. 21 с.

6. Какурин Н., Меликов В. Гражданская война в России: война с белополяками. М. : АСТ, 2002. 734 с.

7. Листиков С.В. В. Вильсон и русское политическое совещание на Парижской мирной конференции //

Чичеринские чтения. Россия и мир после Первой мировой войны (к 90-летию окончания и подписания послевоенных соглашений): материалы междунар. науч. конф. 11-12 ноября 2008 г. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. С. 44-47.

8. Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военнополитическое противостояние 1918-1939 гг. URL: http:// wcry.narod.ru (дата обращения 17. 09. 2010).

9. Михайловский Г.Н. Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства.1914-1920гг. : в 2-х кн. Кн. 1. Август 1914 г. - октябрь 1917 г. М. : Международные отношения, 1993. 520 с.

10. «Совершенно лично и доверительно!»: Б.А. Бахметев -В.А. Маклаков. Переписка. 1919-1951. В 3 т. Т. 2. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 568 с.

11. Украинская государственность в ХХ веке (Историкополитологический анализ) / под. ред. А. Дергачева. Киев, 1996. URL: http://litopys.org.ua/ukrxxr/zmist.htm (дата обращения 12.03.2010).

12. Фоглесонг С.Д. Соединенные Штаты, проблема самоопределения наций и борьба против большевиков в Прибалтике. 1918-1920 гг. // Первая мировая война: Пролог XX века. М. : Наука, 1998. C. 602-626.

13. Хауз Э. Архив полковника Хауза. Дневники и переписка с президентом В. Вильсоном и другими политическими деятелями за период 1914-1917: в 4 т. Т. 3. Пер. с англ. / ред. Ч. Сеймур. М. : Соцэкгиз, 1944. 320 с.

14. Чернышев В.В. Украинский сепаратизм. Страницы истории.

URL: http://russian.kiev.ua/archivesl (дата обращения

29.10.2010).

15. Шишкин В.А. Становление внешней политики

послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от «революционного

западничества» к «национал-большевизму». СПб. : Изд-во «Дмитрий Буланин», 2002. 360 с.

16. Широкорад A^. Польша. Непримиримое соседство. М.

: Вече, 2008. 460 с.

17. The Papers of Woodrow Wilson: Vol. 41. / A. S. Link. Ed. J. Wells Davidson and D. W. Hirst. Princeton, New Jersey : Princeton univ. press., 1983. 582 p.

18. The papers of Woodrow Wilson: vol. 42. / A. S. Link. Ed. J. Wells Davidson and D. W. Hirst. Princeton, New Jersey : Princeton univ. press., 1983. 595 p.

19. The Papers of Woodrow Wilson. Vol. 59. / A. S. Link. Ed. J. Wells Davidson and D. W. Hirst. Princeton, New Jersey : Princeton univ. press., 1989. 744 p.

20. The papers of Woodrow Wilson: vol.67. / A. S. Link. Ed. J. Wells Davidson and D. W. Hirst. Princeton, New Jersey : Princeton univ. press., 1992. 648 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.