Научная статья на тему 'Польша и Европейский союз: путь к интеграции (1989-2004 гг. )'

Польша и Европейский союз: путь к интеграции (1989-2004 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4805
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейский союз / европейская интеграция / внешняя политика польши
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польша и Европейский союз: путь к интеграции (1989-2004 гг. )»

УДК 940.55

ПОЛЬША И ЕВРОПЕИСКИИ СОЮЗ: ПУТЬ К ИНТЕГРАЦИИ (1989-2004 ГГ.)

Ивановский

государственный

университет

Д. С. СКВОРЦОВА

В статье рассмотрен процесс интеграции Польши в Европейский союз в период с 1989 по 2004 гг. Автор, опираясь на официальные документы, анализирует причины вступления Польской Республики в ЕС, а также выделяет четыре этапа интеграции.

Ключевые слова: Европейский союз, европейская интеграция, внешняя политика Польши.

Интеграция в Евросоюз — одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х — начале 2000-х годов. Данная тема в отечественной историографии изучена фрагментарно1. В нашей работе мы попытаемся частично восполнить образовавшуюся лакуну.

В качестве источников нами были использованы официальные документы: выступления государственных деятелей2 и международные договорные акты3.

1 См., напр.: Бухарин Н.И. К истории российско-польских отношений. 90-е гг. XX века — начало XXI века // Новая и новейшая история. 2007. № 4; Бухарин Н.И. Вступление Польши в Европейский Союз и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 4; Бухарин Н.И. Россия. Поворот в сторону Восточной Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rau/su/observer/N25_93/25_05.htm; Глинкина С. Страны Центрально-Восточной Европы накануне вступления в ЕС / / Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях: Сб. ст. участников IV международной научной конференции. Москва, 14—16 июня 2001 г. / Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2002; Захматов Н.В., Фомичев В.И. Интеграция Польши в ЕС и интересы России // Современная Европа. 2001. № 4; Майорова О.Н. Приоритеты польской внешней политики в программах политических партий и в обществе в целом / / Центральная Европа в поисках новой региональной идентичности: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.С. Новопашин. М., 2000; Пичугин Б. Россия и расширение Евросоюза на Восток // Международная жизнь. 1996. № 2; Сергеев Д. Восточноевропейский фактор // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10; Расширение ЕС на Восток: предпосылки, проблемы, последствия. М., 2003; Шишелина Л.Н. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М., 2006.

2 Oswiadczenie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Andreja Olechowskiego w Sejme Rzec-

zypospolitej Polskiej na temat prizystapienia Polski do Unii Europejskiej. Warzawa, 7 kwietnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/2/2.html; «Polska droga do Unii Europejskiej» — wystapienie prezidenta Polski A. Kwasniewskiego podczas spotkania ze Stowarzyszeniem Dzien-nikarzy Berlinskich. Berlin, 12 stycznia 2001 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pl/2001/l/3.html; Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewnçtrznym Unii Europejskiej. Cannes, 26-27 czerwca 1995 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pl/1995/2/11.html; Raport Rady do spraw ogolnych pizedlozony Radzie Europejskiej na temat strategii przygotowania do czolonkos twa krajow stowar-ziszonych Europy Srodkowej I Wschodniej. Essen, 9-10 grudnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/4/8.html; Sejmove expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysz-tofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow. pl/1990/2/2.html; Wniosek Rzady Rzeczypospolitej Polskiej o czlonkostwo Rzeczypospolitej Polskiej Ц Unii Europejskiej. Warzawa, 5 kwietnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/2/1.html; Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12-13 grudnia 1997 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.zbiordokumentow.pl/1997/4/4.html; Wystapienie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej Bronislawa Geremka na otwarcie negogagi Polski o czlonkostwo w Unii Europejskiej. Bruksela, 31 marca 1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pl/1998/1/2.html.

3 Договор о Европейском Союзе. Раздел VIII. Статья 49 (бывшая О) // Документы Европейского Союза. Т. VI. Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество. М., 2001. С. 40; Council Decision of 30 March 1998 on the principles, priorities, intermediate object and conditions in the accossion partnership with the RP [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.europa.eu.int/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod!DocNumber&lg=en&type_ doc=Decision&an_doc=1998&nu_doc=260; Partnership for the association of the Poland Republic [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.htm.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Выпуск 13

Стремление Варшавы присоединиться к ЕС в качестве полноправного члена было обусловлено тремя факторами.

Первым стали начавшиеся в стране в конце 1980-х годов процессы политической трансформации. Прошедшие в Польше 4 и 18 июня 1989 года парламентские выборы сыграли роль неформального плебисцита «за и против коммунизма». Олицетворение прошлого — Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) — потерпела сокрушительное поражение4.

19 июля 1989 г. Национальное собрание (общее заседание Сейма и Сената) большинством в один голос избрало на пост президента В. Ярузельского (1989-1990). Премьер-министром стал советник антикоммунистической «Солидарности» Т. Мазовецкий (1989-1991). Политические лидеры партии «Солидарность», сосредоточив в своих руках управление страной, начали демонтаж прежней авторитарной политической системы с одновременным созданием конституционных и правовых основ политической демократии.

Вскоре произошли важные изменения на международной сцене. В небытие ушли Советский Союз и социалистический лагерь. Варшава стала полностью свободной в принятии внешнеполитических решений. У руководства республики, как было заявлено, появился шанс «вернуться в Европу», войти в западноевропейские институты.

Вторым фактором, повлиявшим на усиление проевропейского вектора в политике Польши стали происходившие паралелльно с политическими трансформациями социально-экономические перемены. В 1989 г. была опубликована экономическая программа, разработанная группой экономистов во главе с министром финансов Л. Бальцеровичем (1989-1991). Документ провозгласил, что целью страны является переход от социалистической к рыночной системе хозяйствования5.

Вскоре было заявлено о новациях во внешнеэкономической политике. Глава МИД Республики Польша К. Скубишевский (1989-1993), выступая в Сейме в апреле 1990 г. с речью о новых возможностях, открывшихся перед страной, подчеркнул, что Польша принимает существующие мировые взаимозависимости и будет искать в них свое место6.

Третьим фактором, подвигнувшим Польшу к вступлению в ЕС, стал немецкий. Дело в том, что у поляков существовали вполне обоснованные, на наш взгляд, опасения относительно угрозы германской экономической экспансии. Здесь уместно рассмотреть проблему более подробно.

По решению Потсдамской конференции к Польше отошли западные германские территории, с которых были изгнаны несколько миллионов этнических немцев. Несмотря на то, что беженцы со временем успешно интегрировались в экономическую и политическую жизнь ФРГ, память о малой родине являлась одной из составляющих их самоидентификации. Еще в середине 1950-х годов вынужденные переселенцы в Германии создали мощный «Союз изгнанных», в уставе которого было записано, что Союз будет защищать право на возвращение утерянной на востоке собственности. На протяжении десятилетий перемещенные и их наследники требовали вернуть им право на Родину и компенсацию за утерянное имущество7.

В процессе объединения Германии в 1990 г. и заключения в том же году германо-польского договора о проблемах изгнанных не упоминалось. В дальнейшем она также не получила разрешения. При этом немецкие предприятия, фирмы и банки с начала 1990-х гг. активизировали сотрудничество с польскими экономическими ин-

4 Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века: В 3 т. Т. 3: Трансформации 1990-х годов. Ч. 2. М., 2002. С. 147.

6 Sejmove expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow. pl/1990/2/2 .html.

7 Филлипов БА. Герхард Шредер: нет претензиям изгнанных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.novopol.ru/article295.html.

5 Там же.

статутами. Берлин стал главным инвестором Варшавы. Немецкие деловые круги включились в приватизацию польских предприятий.

Экономическая активность Берлина принесла Варшаве не только радость. У части польского общества возобладало мнение, что Германия, не применяя оружие, мирным путем может «завоевать» западные территории Польши, бывшие когда-то восточными немецкими территориями. Эти страхи привели поляков к принятию двух решений. Во-первых, были резко сужены возможности для иностранцев в покупке земли. Во-вторых, в ликвидации немецкой угрозы Варшава решила опереться на ЕС и НАТО, став полноправным членом этих организаций.

Сближение Польши и Евросоюза не было одномоментным. Этот процесс начался в 1989 г. и закончился в 2004 г. В процессе интеграции можно выделить четыре этапа8.

1) Этап разрушения прежней системы политических и хозяйственных отношений и начало взаимоотношений Польши с Европейским союзом (1988-1989).

Первым шагом интеграции РП в ЕС стало подписание торгового соглашения Польши и ЕЭС в сентябре 1988 года. Министр иностранных дел Республики Польша А. Олеховский (1993-1995) высоко оценивал данные договоренности, рассматривая их как основу развития дальнейших взаимоотношений своего государства с Евросоюзом. Он в частности заявил: «Соглашения между Польшей и ЕЭС... нормализовали торговлю и экономические отношения, которые ранее не регулировались»9.

2) Второй этап, который мы вслед за Л.Н. Шишелиной можем назвать этапом политико-экономической импровизации, охватывает период с 1990 г. по 1994 г. Во внутренней политике он характеризуется проведением активных экономических и политических реформ, сменой авторитарного режима на демократический, созданием многопартийности. Тогда же существенно расширились и углубились взаимодействия между Европейским союзом и Польской Республикой.

В августе 1990 г. Комиссия Европейского союза (КЕС) предложила странам Восточной Европы «второе поколение» соглашений, суть которых состояла в создании зоны свободной торговли сроком на десять лет10. Эти договоры можно считать асимметричными, поскольку они прежде открывали рынок ЕС, и только потом должны были последовать такие же действия со стороны восточноевропейских государств.

Ободренные решением КЕС, лидеры Польши, Венгрии и Чехословакии в феврале 1991 г. создали объединение, призванное способствовать вхождению этих стран в европейские и североатлантические структуры, — Вышеградскую группу.

В декабре 1991 г. КЕС получила мандат на ведение переговоров с Польшей, Венгрией и Чехословакией, а спустя год, в декабре 1991 г., заключила «европейские соглашения» с этими странами11. Подписанные документы были, по сути, соглашениями об ассоциации и знаменовали начало процесса адаптации этих стран к стандартам и нормам Европейского союза. Ассоциируемым странам было предложено вступить в структурированные отношения с институтами ЕС.

Копенгагенская декларация, принятая в апреле 1993 г., зафиксировала намерение стран Вышеградской группы стать полноправными членами Европейского союза. На саммите ЕС, который прошел в германском городе Эссене в декабре 1994 г., отмечалось, что Копенгагенский саммит сыграл большую роль в развитии отношений между Евросоюзом и странами Центрально-Восточной Европы, поскольку, во-первых,

8 Шишелина Л.Н. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М., 2006. С. 170.

9 Oswiadczenie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Andreja Olechowskiego w Sejme Rzeczypospolitej Polskiej na temat prizystapienia Polski do Unii Europejskiej. Warzawa, 7 kwietnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/272.html.

10 Шишелина Л.Н. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М., 2006. С. 179.

11 Oswiadczenie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Andreja Olechowskiego w Sejme Rzeczypospolitej Polskiej na temat prizystapienia Polski do Unii Europejskiej. Warzawa, 7 kwietnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/2/2.html.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Выпуск 13

государства Вышеградской группы были признаны «ассоциированными странами»12, во-вторых, на форуме было заявлено, что страны ЦВЕ смогут стать полноправными членами ЕС так скоро, как только смогут удовлетворить экономическим и политическим требованиям Евросоюза13, в-третьих, были отмечены успехи Польши и других восточноевропейских стран на пути к стандартам ЕС14.

Вместе с тем, на саммитах в Копенгагене (апрель 1993 г.) и Эссене (декабрь 1994 г.) Европейский союз указал на недочеты в проведении реформ в государствах ЦВЕ, в частности, в создании стабильных демократических институтов, уважении прав человека, а также верховенства закона, функционирующей и конкурентоспособной рыночной экономики15.

3) Третий этап интеграции Польской Республики в ЕС берет начало в рамках второго этапа — в апреле 1994 г., когда Польша подала заявку на прием в Европейский союз16, — и продолжался до 1998 г.

После обращения Варшавы на членство в ЕС в мае 1995 г. Евросоюз принял так называемую «Белую книгу», полное название которой — «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Союза»17. В данном документе был представлен список тех законодательных актов, которые страны-кандидаты должны были принять для интеграции в единый рынок Европейского союза. Кроме того, Книга содержала рекомендации относительно порядка их принятия и указания на то, какие административные и технические структуры необходимы для гарантий эффективного выполнения законодательства.

В 1996 г. Европейский Совет — по сути, руководящий орган ЕС18, принял график предстоящего расширения, который предполагал инициацию переговоров о вступлении стран в Евросоюз весной 1998 г. Эта линия полностью соответствовала целям Варшавы.

В апреле 1997 г. министр иностранных дел РП К. Скубишевский, выступая в Сейме, заявил: «Политика правительства, обеспечивающая безопасность государства, направлена на включение Польши в организационную систему европейского сотрудничества с перспективой объединения континента»19.

В соответствии с решениями Европейского Совета в Люксембурге, саммит которого прошел 12—13 декабря 1997 г. и получил название «саммит расширения», Польша наряду с Венгрией, Чехией, Словенией и Эстонией вошла в первую группу

12 Raport Rady do spraw ogolnych pizedlozony Radzie Europejskiej na temat strategii przygotowania do czolonkos twa krajow stowarziszonych Europy Srodkowej i Wschodniej. Essen, 9-10 grudnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pI/1994/4/8.html.

13 Raport Rady do spraw ogolnych pizedlozony Radzie Europejskiej na temat strategii przygotowania do czolonkos twa krajow stowarziszonych Europy Srodkowej i Wschodniej. Essen, 9-10 grudnia 1994 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/4/8.html.

16 Wniosek Rzady Rzeczypospolitej Polskiej o czlonkostwo Rzeczypospolitej Polskiej w Unii Europejskiej. Warzawa, 5 kwietnia 1994 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1994/5/4.html.

17 Przygotowanie krajow stowarzyszonych Europy Srodkowej i Wschodniej do integracji z rynkiem wewn^trznym Unii Europejskiej. Cannes, 26-27 czerwca 1995 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pl/1995/2/11.html.

18 Европейский совет состоит из глав государств и правительств членов Европейского союза и председателя Европейской Комиссии. Цель Европейского совета — давать политические импульсы дальнейшего развития евроинтеграционной группировки.

19 Sejmove expose ministra spraw zagranicznych RP Krzysztofa Skubiszewskiego. Warsawa, 26 kwietnia 1990 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokuentow.pl/1997/2/2.html.

14 Ibid.

15 Ibid.

вступающих в ЕС государств20. В ходе встречи было отмечено, что расширение пройдет в соответствии со статьей 49 «Договора о Европейском Союзе»21.

20 июля 1997 г. английская газета «Independent» писала, что решение о принятии в 2003 г. в Европейский союз новых членов из числа стран ЦентральноВосточной Европы «ведет к положительным последствиям, например, к расширению рынков, благодаря новым участникам и динамичному развитию»22. Однако не все аналитики так же позитивно оценивали интеграцию стран ЦВЕ в Евросоюз. Так, например, британская же газета «Guardian» подчеркивала, что «при принятии решений преобладали политические мотивы»23.

В марте 1998 г. было объявлено о начале переговоров о вступлении в ЕС с Венгрией, Польшей, Чехией, Эстонией, Словенией и Кипром как наиболее подготовленными кандидатами. В своем выступлении на открытии переговоров новый министр иностранных дел Польши Б. Геремек, отметив успехи своей страны в политическом и экономическом реформировании, подчеркнул, что процессы трансформации в Польше проходят в тесной связи с процессами европейской интеграции24.

4) Четвертый этап «адаптации и структурного приспособления» Польши и Евросоюза, на наш взгляд, начался в 1999 г. и продолжался до 2004 г.

15 июля 1999 г. в документе «Повестка дня 2000» был представлен список государств, приглашенных к началу переговоров о членстве в ЕС. В их число вошла и Польша. Еврокомиссия признала достижение ею главного условия для вступления в Евросоюз — создание рыночной экономики25. Кроме того, еврочиновники отметили, что Варшава учла выдвинутые ранее требования в области финансового контроля, социальной политики, сельского хозяйства, экономической и валютной политики. Вместе с тем, в «Повестке» было отмечено, что Польская Республика все еще не отвечает политическим критериям, вдвинутым на Копенгагенском саммите26.

Программа подготовки Польши к интеграции в Европейский союз включала в себя стратегию на ближайшую и среднесрочную перспективу и касалась всех сторон жизнедеятельности государства. Процедура состояла в подписании договора между Польшей и ЕС, намеченного на февраль 2000 г. Договор был построен по принципу соблюдения копенгагенских критериев и учитывал следующие аспекты:

— наличие и функционирование демократических институтов, верховенство закона и соблюдение прав человека;

— наличие нормально функционирующей рыночной экономики. При этом Еврокомиссия требовала от Польши реструктуризации сталелитейной и угольной промышленности, пересмотра сельскохозяйственной политики. Надлежало также принять условия внутреннего энергетического рынка Европейского союза. Польша должны была уделить большее внимание банковскому сектору, в частности, ограничить сферу деятельности Центрального банка. Кроме того, к Польше выдвигались претензии, связанные с высоким уровнем безработицы27.

20 Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12-13 grudnia 1997 r. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pI/1997/4/4.html.

21 Договор о Европейском Союзе. Раздел VIII. Статья 49 (бывшая О) // Документы Европейского Союза. Т. VI. Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество. М., 2001. С. 40.

22 Helm S. Why expansion could mean the death of the European dream? // Independent. 1997. 20 July. P. 7.

23 If ever the twain are to meet. The observer business page // Guardian. 1997. 20 July. P. 5-6.

24 Wyst^pienie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej Bronislawa Geremka na otwar-cie negocjacji Polski o czlonkostwo w Unii Europejskiej. Bruksela, 31 marca 1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zbiordokumentow.pl/1998/1/2.html.

25 Шишелина Л.Н. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М., 2006. С. 164.

26 Partnership for the association of the Poland Republic [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.htm.

27 Council Decision of 30 March 1998 on the principles, priorities, intermediate object and conditions

in the accossion partnership with the RP [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.europa.eu.int/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celex-plus!prod!DocNumber&lg=en&type_doc=Decision&an_doc=1998&nu_doc=260.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 1 (72). Выпуск 13

Несмотря на то, что РП не смогла в полной мере соответствовать заявленным требованиям, ее официальное вступление в Европейский союз состоялось в мае 2004 г.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Польша была заинтересована в расширении ЕС и интеграции в данный европейский институт. Возможности для вступления Польской Республики в Евросоюз появились после распада социалистического блока, политической и социально-экономической трансформации государства. Реформы потребовали внешнеполитической переориентации Польши. Политическое руководство страны видело в интеграции в западные европейские структуры возможность показать миру свою историческую принадлежность к Большой Европе, к миру Запада. Сам процесс вхождения в ЕС оказался растянут во времени и прошел четыре этапа: 1) 1988-1989 гг.; 2) 1990-1994 гг.;

3) 1994-1998 гг.; 4) 1999-2004 гг.

POLAND AND THE EUROPEAN UNION: THE WAY TO INTEGRATION (1989-2004)

D. S. SKVORTSOVA

There examined the integration process between Poland and the European Union in 1989-2004. On the basis of the official documents the author analyzed the causes of the Polish Republic's joining the EU. Besides, the author revealed four stages of the integration process.

Ivanovo State University

Key words: European Union, European integration, Polish for

eign policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.