ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ ВУЗОВ ИРЛАНДИИ И РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЕ «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ»
О. Г. Мадисон И. Райан
Международная программа «Эко-школы/Зеленый флаг» - это одна из пяти программ Международной организации по экологическому образованию - Foundation for Environmental Education (далее FEE). В каждой стране, участвующей в этой программе, ее проводит национальная общественная организация - член FEE. В Ирландии программу осуществляет организация «Ан Ташка», а в России - Санкт-Петербургская общественная организация «Санкт-Петербург за экологию Балтики». Первоначально программа была разработана только для школ, но с 2003 г. были включены детские сады и центры дополнительного образования. В 2007-2008 гг. программой заинтересовались вузы в Ирландии, России, Португалии, Исландии и Испании. В данной статье представлен положительный опыт двух из пяти стран, проводящих программу «Эко-школы/Зеленый флаг» в вузах. Следует особо подчеркнуть, что во всех пяти странах инициатива участия в программе исходила от студентов.
Программа «Зеленый кампус» - это вариант программы «Зеленая школа» (международное название, которой «Эко-школы»). Отдел по экологическому образованию организации «Ан Ташка» является национальным координатором всех программ FEE. Программа «Зеленый кампус» проводится в Ирландии с 2007 г. В настоящее время 18 кампусов официально зарегистрированы в программе, а три из них уже получили Зеленый флаг. Программа способствует практико-ориентированному экологическому образованию и мотивирует кампус стать примером заботы об окружающей среде. Предварительные исследования, проведенные в вузах, и последующая работа с ними показали значительное воздействие вузов на окружающую среду. При этом выяснилось, что кампусы мало применяют общепринятые традиционные системы экологического менеджмента. Программа «Зеленый кампус», способствующая внедрению идей экологического менеджмента по инициативе студентов, благоприятно подействовала на состояние окружающей среды, менеджмента кампуса, экологическое просвещение студентов и местного населения. Следует отметить, что программа «Зеленый кампус» не вручает Зеленый флаг за отдельный экологический проект или за внедрение новой технологии. Зеленый флаг вручается только за рассчитанное на годы планомерное управленческое и техническое совершенствование кампуса, выраженное всеми заинтересованными структурами кампуса. Семь шагов программы предписывают: (1) создание Экологического совета кампуса, включающего студентов и сотрудников; (2) проведение исследования экологической ситуации; (3) разработку и претворение в жизнь плана действий; (4) проведение мониторинга и оценки результатов; (5) обеспечение взаимосвязи между деятельностью в рамках программы с процессом обучения в
123
кампусе; (6) обеспечение сотрудничества внутри кампуса с регионом; (7) разработка «Зеленой Хартии».
В Ирландии отчетный этап деятельности по программе «Зеленый кампус» включает письменный отчет и демонстрацию достигнутых результатов. Экспертная группа рассматривает письменный отчет и устную презентацию представителей кампуса. Зеленый флаг вручается после проведения рекомендованных экспертной группой мер по устранению недочетов. Программа «Зеленый кампус» не единственная в Ирландии. Имеются и другие экологические проекты и программы. В Ирландии в программе «Зеленый кампус» могут участвовать все образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. В качестве примера приводится табл., в которой показаны направления экологической деятельности нескольких учебных заведений Ирландии.
Таблица
Направления экологической деятельности нескольких учебных заведений Ирландии
Кампус Год получения Зеленого флага Темы Количество студентов
Университетский колледж Корк (University College Cork) 2010 Мусор и отходы Энергосбережение Экономия и охрана водных ресурсов >16,000
Коолок кампус, Коласте Дулайт (Colaiste Dhulaigh, Coolock Campus) 2010 Мусор и отходы ~500
Кастлбар кампу, Институт технологии Галвей Майо (Galway Mayo Institute of Technology, Castlebar Campus) 2011 Мусор и отходы Энергосбережение Экономия и охрана водных ресурсов ~1,000
Для участия в программе «Зеленый кампус» в кампусе должен быть сформирован комитет представителей сообщества кампуса. Затем комитет должен подать официальную заявку в отдел экологического образования организации «Ан Ташка» на участие в программе «Зеленый кампус». Офис программы «Зеленый кампус» курирует работу подавшего заявку кампуса в программе. В зависимости от структуры колледжа и Комитета «Зеленого кампуса» могут быть выбраны одна или несколько приоритетных тем. Прежде чем выбрать тему, комитет советуется с офисом программы «Зеленый кампус». Пример рекомендуемых тем: «Рациональное управление отходами», «Экономия и охрана водных ресурсов», «Энергосбережение», «Проезд и транспорт», «Биоразнообразие».
В России программа для вузов проходит по тем же названием, что и для всех остальных образовательных учреждений, т. е. «Эко-школы/Зеленый флаг». В настоящее время пять вузов изъявили желание участвовать в программе. Один из них - расположенная в Иркутске Восточно-Сибирская госу-
124
дарственная академия образования (ВСГАО), участвующая в программе с 2008 г. и награжденная тремя Зеленый флагами. В первый год участия в программе студенты ВСГАО решили заняться темой «Рациональное управление отходами». Инициатором был естественно-географический факультет ВСГАО. Уже в первый год работы по программе была полностью реализована методика семи шагов. Более подробно о семи шагах можно узнать на сайте www.eco-schools.org. Базовой территорией для деятельности по проекту была выбрана сама Академия. Студенты провели всесторонний анализ использования бумаги в Академии и предложили свой план оптимизации ее использования и утилизации. За первый год было отправлено на переработку около двух тонн макулатуры. Однако несмотря на то, что большинство инициатив исходило от студентов, организационные и контролирующие функции в основном выполняли преподаватели.
Во второй год участия в программе студенты расширили зону своей деятельности, подключив местное население. Они провели опрос, чтобы выяснить отношение населения к селективному сбору отходов, а также исследовали возможность переработки пластиковых бутылок в городе и его окрестностях. Кроме того, они совместно с местными жители провели сбор макулатуры и пластиковых бутылок. Одним из показателей успешной работы по программе было и то, что в организации и проведении мероприятий студенты участвовали наряду с преподавателями.
В третий год участия в программе Экологический совет ВСГАО работал в тесном сотрудничестве с другими образовательными учреждениями Иркутска и Иркутского области, участвующими в программе «Эко-школы/Зеленый флаг». Все вместе они представили городским властям свой взгляд на проблему селективного сбора отходов и первые результаты своей деятельности. Городские власти инициировали пилотный проект по селективному сбору пластиковых бутылок. Кроме того, городские власти напечатали памятку для населения с полной информацией о пунктах селективного сбора различных видов отходов, а также разместили эту информацию на своем сайте. Важно отметить, что на третий год участия в программе значительная часть деятельности проводилась силами студентов.
Положительный опыт участия вузов Ирландии и России в экологической программе, представленный в этой статье, показывает различные подходы, но похожие результаты. Это не только организация процесса обучения с учетом международных рекомендаций, но и воспитание студентов активными ответственными гражданами, готовыми принимать обоснованные решения для устойчивого развития.
Проведение программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в вузах с учетом уже имеющегося успешного опыта участия в ней дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного и среднего специального образования создают базу для непрерывного ориентированного на действия образования для устойчивого развития во всем мире.
125