Научная статья на тему 'Положение женщины в хуторах Нижнего Дона в 1960 - середине 1980-х годов'

Положение женщины в хуторах Нижнего Дона в 1960 - середине 1980-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3563
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / НИЖНИЙ ДОН / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЖЕНЩИНА / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / GENDER STUDIES / DAILY LIFE / LOWER DON / SOCIAL STATUS / WOMAN / GENDER STATE POLICY / TRADITIONAL WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравченко Наталья Николаевна

Рассматривается положение женщины в сельской местности Нижнего Дона, в период 1960 середина 1980-х гг. территории, являющейся историческим местом проживания донского казачества. В поле зрения исследования часть взрослого женского трудоспособного населения. Показана роль и статус женщины-казачки в ретроспективе, а также специфика ее положения, обусловленного историческим развитием казачества. Отмечено, что казачья семья представляла собой патриархальный тип. Анализируется изменение положения и отношения к женскому населению с приходом советской власти. Отныне образ его жизни представлял собой новый набор ролей и функций, предписанный государством и обществом в соответствии с коммунистической идеологией. Подчеркивается важность вовлечения женщин в производственную сферу и их участие в общественной и государственной деятельности. Но повседневная жизнь женского хуторского населения Нижнего Дона зачастую не соответствует ожиданиям со стороны государственных и партийных органов района и области. Обращается внимание на приверженность женщин традиционным формам ведения хозяйства и не вовлеченность в социалистическое строительство и общественную деятельность. Дается описание повседневных бытовых практик в домашнем хозяйстве и ведении быта, в котором большую долю занимал ручной труд, в частности в семье, воспитании детей, обеспечении семейного бюджета за счет рыболовного промысла. Женщина также выполняла важную роль в сохранении и передаче многих элементов традиционной культуры. Все это во многом способствовало сохранению черт традиционного, патриархального образа жизни как минимум до середины 1980-х гг., несмотря на укоренение в этот период времени иных форм жизни, соответствовавших системе социальных идей советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF WOMEN IN THE LOWER DON FARMS IN THE 1960-MID-1980s

The article examines the status of women in the farm and villages of the Lower Don during the blossoming of the Soviet Union in the 1960-mid-1980s. This region is the historical place of inhabitancy of the Don Cossacks. This study considers the part of the adult female working-age population. The role and status of the Cossack woman in retrospect, as well as the specifics of her position due to the historical development of the Cossacks are shown. It is noted that the Cossack family was the patriarchal type. The article analyzes the change in the position and attitude to the female population in the Soviet period. Henceforth, the way of life of women was a new set of roles and functions prescribed by the state and society in accordance with the Communist ideology. The importance of women's involvement in the production sector and their participation in public and state activities is identified. Nevertheless, after examining the daily life of the farm female population of the Lower Don, it was found that the prescribed expectations were not supported by the state and party authorities of the district and the region. Attention is drawn to women's commitment to traditional forms of activity and their non-participation in socialist construction and social activities. It describes everyday practices in the daily routine and household, in which a large share was occupied by manual work. The article shows the role of women in the family, their functions for raising children and participation in providing the family budget, due to fishery. Women also take on an important role in preserving and transfer of traditional culture. All this, in many ways, contributed to the preservation of the traditional way of life, at least until the mid-1980s, despite the rooting in this period of time, a different way of life that corresponded to the system of social ideas of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Положение женщины в хуторах Нижнего Дона в 1960 - середине 1980-х годов»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ХУТОРАХ НИЖНЕГО ДОНА В 1960 - СЕРЕДИНЕ 1980-х ГОДОВ

© 2020 г. Н.Н. Кравченко а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

STATUS OF WOMEN IN THE LOWER DON FARMS IN THE 1960-MID-1980s

N.N. Kravchenko а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Рассматривается положение женщины в сельской местности Нижнего Дона, в период 1960 - середина 1980-х гг. территории, являющейся историческим местом проживания донского казачества. В поле зрения исследования часть взрослого женского трудоспособного населения. Показана роль и статус женщины-казачки в ретроспективе, а также специфика ее положения, обусловленного историческим развитием казачества. Отмечено, что казачья семья представляла собой патриархальный тип.

Анализируется изменение положения и отношения к женскому населению с приходом советской власти. Отныне образ его жизни представлял собой новый набор ролей и функций, предписанный государством и обществом в соответствии с коммунистической идеологией. Подчеркивается важность вовлечения женщин в производственную сферу и их участие в общественной и государственной деятельности. Но повседневная жизнь женского хуторского населения Нижнего Дона зачастую не соответствует ожиданиям со стороны государственных и партийных органов района и области. Обращается внимание на приверженность женщин традиционным формам ведения хозяйства и не вовлеченность в социалистическое строительство и общественную деятельность. Дается описание повседневных бытовых практик в домашнем хозяйстве и ведении быта, в котором большую долю занимал ручной труд, в частности в семье, воспитании детей, обеспечении семейного бюджета за счет рыболовного промысла. Женщина также выполняла важную роль в сохранении и передаче многих элементов традиционной культуры. Все это во многом способствовало сохранению черт традиционного, патриархального образа жизни как минимум до середины 1980-х гг., несмотря на укоренение в этот период времени иных форм жизни, соответствовавших системе социальных идей советского государства.

Ключевые слова: гендерные исследования, повседневность, Нижний Дон, социальное положение, женщина, гендерная политика государства, традиционный образ жизни.

The article examines the status of women in the farm and villages of the Lower Don during the blossoming of the Soviet Union in the 1960-mid-1980s. This region is the historical place of inhabitancy of the Don Cossacks. This study considers the part of the adult female working-age population. The role and status of the Cossack woman in retrospect, as well as the specifics of her position due to the historical development of the Cossacks are shown. It is noted that the Cossack family was the patriarchal type. The article analyzes the change in the position and attitude to the female population in the Soviet period. Henceforth, the way of life of women was a new set of roles and junctions prescribed by the state and society in accordance with the Communist ideology. The importance of women's involvement in the production sector and their participation in public and state activities is identified. Nevertheless, after examining the daily life of the farm female population of the Lower Don, it was found that the prescribed expectations were not supported by the state and party authorities of the district and the region. Attention is drawn to women's commitment to traditional forms of activity and their non-participation in socialist construction and social activities. It describes everyday practices in the daily routine and household, in which a large share was occupied by manual work. The article shows the role of women in the family,

УДК 94(47).084.9

DOI 10.18522/2687-0770-2020-1-53-62

Кравченко Наталья Николаевна -аспирант, кафедра отечественной истории XX - XXI вв., Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия.

E-mail: kravchenkova9561@gmail. com

Natalia N. Kravchenko -Postgraduate,

Department of Russian History

of the 20th-21st Centuries,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33,

Rostov-on-Don, 344082, Russia.

E-mail: kravchenkova9561@gmail.com

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

their functions for raising children and participation in providing the family budget, due to fishery. Women also take on an important role in preserving and transfer of traditional culture. All this, in many ways, contributed to the preservation of the traditional way of life, at least until the mid-1980s, despite the rooting in this period of time, a different way of life that corresponded to the system of social ideas of the Soviet state.

Keywords: gender studies, daily life, Lower Don, social status, woman, gender state policy, traditional way of life.

В современной исторической науке одним из актуальных направлений социальной истории являются тендерные исследования, призванные изучить место, роль и развитие различных половозрастных групп населения. Такой подход обуславливает изучение истории различных этнических, экономических и других сообществ, что подразумевает дифференциацию и неоднородность функций, ролей, статуса тех же мужских и женских групп в рамках одного общества. Тендерные исследования тесно сопряжены с изучением повседневности, в которой на первый план выходит быт, семейно-родственные отношения, празднично-досуговые практики. Большую роль в этих сферах традиционно занимает женщина, поэтому отдельное изучение этого вопроса дает возможность более детально реконструировать, проанализировать и проследить динамику повседневной жизни определенной группы населения, например сельских жителей какого-то локального региона.

Обращаясь к истории казачества, современные исследователи стали все чаще уделять внимание изучению статуса, роли и обязанностей в семье и обществе женщины-казачки, так как ее социально-экономическое и даже политическое положение представляет собой определенную специфику и позволяет рассмотреть и изучить не только военную сторону казачьей жизни, но прежде всего ее особый уклад и культурные особенности. Подобная проблематика нашла свое отражение в рамках исследований таких авторов, как А.А. Цыбульникова [1], Н.Б. Акое-ва [2], которые показывают место и роль женщины, а также их изменения в повседневности казачества.

Среди специалистов в этой области также большой интерес представляют труды В.К. Смирновой, Л.Ю. Пороло [3], А.Н. Мануйлова [4], Т.Ю. Власкиной [5], в которых подробно рассматривается хозяйственная деятельность казачек, их бытовые обязанности, методы и способы ведения быта, роль в воспитании детей, положение во внутрисемейной и хуторской иерархии на протяжении нескольких десятилетий XIX - середины XX в. Такой анализ позволил выделить специфику женщин-казачек в со-

циуме того времени. Так, например, Е.В. Годо-вова отмечает, что в сложившихся условиях жизни казачества, постоянно сопряженной с военной обязанностью и боевыми действиями и частого долгого отсутствия казака, как главы семьи, многие обязанности, функции и роли ложились на плечи женской половины, что способствовало выработке особого типа женщины [6]. Казачка была наделена организаторскими способностями в семейном быту, выступала в роли хранительницы различных традиций и обрядов, к ее слову прислушивались на станичных сходах. Она была опорой для служилого казака и обеспечивала ему все бытовые условия и потребности, а в условиях военной угрозы выступала в роли воина и защитника своего дома. Множество подобных примеров описано в работе О.В. Щупленкова [7]. В отсутствие мужа, которое могло продолжаться длительный срок, женщина брала на себя все роли по ведению домашнего хозяйства, она должна была обеспечить пропитание для семьи, подготовиться к холодному периоду года, все это требовало больших усилий и трудозатрат. Возможно поэтому женщины в хуторах и станицах даже в советский период были так привязаны к дому, и домашнее хозяйство для них выступало на первом плане.

Все же, несмотря на достаточно широкий круг прав, полномочий и обязанностей, казачья семья, и женщина в ней, на протяжении всего времени представляла собой классический патриархальный тип, где строго разделены и регламентированы мужские и женские обязанности, а мужчина безусловно являлся главой семьи.

Однако с приходом советской власти и на протяжении всего XX в. отношение к женщине менялось. Отныне женщина уравнивалась во всех правах с мужчинами и представала полноправным и активным членом советского общества. Наравне со всеми политическими, экономическими и социальными правами и свободами, на нее возлагалось не меньше обязанностей и ответственности, в том числе за строительство социализма и активное участие в производственном процессе. О роли и статусе женщины

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

в советском государстве на начальном этапе его строительства хорошо рассказано в работе М.И. Мирошниченко [8], где она пишет о сложившейся советской женской гендерной модели, для которой было характерно наличие предписанных и ожидаемых образцов поведения. В соответствии с ними, с 1930-х гг. женщина массово вовлекалась в производственную сферу, в том числе и тяжелую промышленность, наблюдалось повсеместное использование женского труда в так называемых неженских профессиях, что не было характерным в дореволюционный период. Несомненно, что с изменением отношения государства к женской части населения, изменилась и сама женщина, ее роль, статус, облик. Поэтому в ракурс исследователей советского периода все чаще попадает гендерная проблематика. Опубликовано немалое количество работ [911], посвященных исследованию «женского вопроса» в различных регионах СССР как в довоенный, так и послевоенный период XX столетия.

Необходимо отметить, что после Октябрьской революции большая часть казаков различных казачьих войск, а также казачье население традиционных мест проживания подверглось разного рода репрессивным мерам. Какая-то часть из них погибла в годы Гражданской войны, какая-то эмигрировала, однако та часть, которая осталась, приняла новый государственный строй и адаптировалась к новым условиям. Адаптация прошла не бесследно и затронула различные стороны жизни, бытовавшей ранее. Изменению подверглась и жизнь женщины, в связи с новыми ролями, предписанными ей новым обществом и государством.

Данную проблематику предлагается рассмотреть на примере женского населения хуторов, расположенных в дельте Дона и являющихся исторически самыми низовыми территориями проживания донского казачества. В советские годы географические рамки данной территории представлены станицей Елизаветинской и хуторами Донской, Рогожкино, Ду-гино, Обуховка, Казачий Ерик, Курганы, Усть-Койсуг, Колузаево и др., которые располагаются на территории Азовского района Ростовской области.

Хронологические рамки исследования определяются периодом 1960 - середины 1980-х гг. В это время наибольший интерес для исследования представляет часть взрослого трудоспособного женского населения, которое родилось в довоенный период.

Основной группой источников в данном исследовании являются материалы исторического интервью, проводимые автором в 2018-2019 гг. с коренными жителями исследуемого региона. Основными информантами выступили женщины 1930-1940-х гг. рождения, трудоспособный и зрелый возраст которых как раз приходился на 1960-1980-е гг. Опрашиваемые женщины в основном являлись домохозяйками, вследствие чего стало возможным детально реконструировать повседневный быт и семейно-родственные отношения. Важно также сказать, что во время проведения интервью информанты не ограничивались рассказом сугубо о своей жизни, как правило, они описывали жизнь в хуторе в целом, опираясь на опыт многих таких же молодых и пожилых женщин. Это позволило дать описание образа жизни и модели поведения всего хуторского женского населения на период 1960-1980-х гг. Таким образом, стоит подчеркнуть важность использования данной группы источников в разработке проблематики повседневной жизни и положения женщины в этот период времени.

Не менее ценными являются архивные материалы, в частности протоколы партийных собраний первичных парторганизаций колхозов, а также различные аналитические и докладные записки и справки от партийного руководства Азовского района, в которых можно встретить оценки и обсуждения социально-экономической, политической, культурной и идеологической жизни населенных пунктов района, в частности, обозначенных выше хуторов.

В 1960-е гг. предписываемый образ женщины мало чем отличался от 1930-х гг. - равноправная, независимая, полностью вовлеченная в социалистическое строительство. Интересным предстает документ отдела идеологической работы Азовского РК КПСС, в котором приводятся рассуждения и обосновывается видение женщины и ее роль в жизни района в конце 1960-х - начале 1970-х гг.: «Великая Октябрьская социалистическая революция совершила глубокий переворот в положении женщины... она совмещает свой труд в общественном производстве с повышением образования, заботу о семье и детях - с участием в управлении хозяйством и государством. Успехи Советского государства, рост его могущества В.И. Ленин ставил в прямую зависимость от участия женщин в общественном производстве и полноценной жизни страны» [12, л. 195], и далее: «девизом наших

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

женщин должно стать - активное участие в труде всех работоспособных членов семьи, борьба с пережитками прошлого... повышение своего политического уровня и деловой квалификации» [12, л. 201-201 об.]. На практике это проявлялось в высокой трудовой активности женщин многих колхозов и совхозов (их насчитывалось чуть более 30), а также промышленных предприятий г. Азова. Свидетельством тому выступают постоянные публикации фотографий и производственных успехов доярок, колхозниц полеводческих и садоводческих бригад, работниц фабрик и заводов на страницах местной газеты «Красное Приазовье». По наблюдениям, каждый третий номер обязательно снабжен подобной заметкой с ярким заголовком: «Выработка - 140 %» [13], «Лидия Попова: я люблю свое дело» [14], «Бригада Т. Фадеевой - одна из лучших» [15], призванные похвалить и подать пример другим работницам и женщинам в целом. В общем, если посмотреть на среднестатистическую женщину района, то это, прежде всего, активная труженица, работница, которая успевает справляться со своими должностными обязанностями, но также занимается воспитанием детей и семьей, помимо этого она участвует в общественной жизни колхоза и села, старается все время образовываться и просвещаться. По крайней мере, таковой ее хочет видеть государство, и подобный образ является характерной чертой второй половины XX столетия в СССР.

Однако, если рассмотреть жизнь женской части населения обозначенных хуторов, сразу же бросается в глаза тот факт, что подавляющее большинство женщин не работали и не являлись членами колхозов, оставаясь домохозяйками. Это первая и наиболее важная особенность изучаемого региона в 1960-1980-е гг.

Свидетельством тому выступает множество личных историй от информантов при сборе устных свидетельств о той эпохе. Интересно отметить, что незанятыми оказывались в большинстве своем замужние женщины. В то время как многие молодые девушки, достигшие трудоспособного возраста, могли подрабатывать или же работать на полную ставку на различных производствах. Некоторые из них были заняты при колхозах, помогали на фермах, в полеводческих бригадах. Другие, не найдя работы в хуторе, уезжали в близлежащие города Азов или Ростов-на-Дону и трудились на различных фабриках и заводах, арендуя при этом жилье. Однако когда наступало время выходить замуж, девуш-

ка возвращалась в хутор и оставляла работу. Даже те, кто работал в колхозе непосредственно в самом хуторе, также прекращали свою трудовую деятельность, по настоянию будущего мужа: «...когда я была еще девчонкой, я работала дояркой, а когда меня засватали, то мой будущий свекр пошел договариваться с председателем колхоза, чтобы я тут же оставила все свои дела на ферме, при том, что до свадьбы еще оставалось время.», следует из материалов интервью [16]. Подобные примеры также показаны в коллективной монографии «Социально-исторический портрет дельты Дона: казачий хутор Донской», где описана история отдельного хутора и его жителей. При рассмотрении деятельности рыболовецкого колхоза «Путь Ильича» указываются фрагменты биографии его членов, так, например: «Н. П. Шинкаренко пошла работать с 17 лет. в 1953 году вышла замуж и стала домохозяйкой. П.Я. Баранова рыбачила с 15 до 26 лет в составе 13-й женской бригады. вышла замуж и стала домохозяйкой» [5, а 100101]. Объяснение подобной ситуации, по словам опрашиваемых женщин, состояло в том, что не принято было, чтобы жена куда-то ходила на работу, необходимо, чтобы она всегда оставалась при доме, занималась хозяйством и детьми.

Продолжая тему занятости, все же стоит отметить, что далеко не все женщины официально не работали. Некоторые трудились в рыболовецких бригадах наравне с мужчинами, доярками на ферме были тоже женщины, кто-то из них входил в правление колхоза или заведовал библиотекой и сельским клубом, но таковых в процентном соотношении было незначительное меньшинство. Многие, овдовев либо не имея мужей по другим причинам, вынуждены были работать, чтобы обеспечить себя и свою семью.

Однако основной массе женского хуторского населения, находясь дома, приходилось трудиться не менее напряженно. Все свое время и силы они отдавали обеспечению и налаживанию быта, хозяйства и дохода в своей семье. Обязанности в семье были строго регламентированы и распределены на мужские и женские. Муж значительное время проводил на работе, поэтому основная хозяйственная деятельность в доме приходилась на женщину. В этой связи важно сказать о бытовых условиях, до 1970-х гг. инфраструктура в хуторах была развита слабо, поэтому обеспечение домашнего хозяйства осуществлялось за счет ручного труда. Так, жилища, которые активно перестраивались в 1960-е гг.,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

сохранили свой традиционный вид и по-прежнему имели печное отопление. Ввиду специфики природных и ландшафтных условий Нижнего Дона и отсутствия лесов, основными отопительными материалами долгое время являлись камыш и кизяки, уголь стал появляться только во второй половине 1960-х гг. и для некоторых семей он продолжал оставаться недоступным. Подготовка к отопительному сезону в основном ложилась на женщин, начиная с конца лета, они заготавливали кизяки, которые лепили из навоза и соломы, при помощи специальной квадратной формы, а затем высушивали и хранили в сараях или на чердаках (палатях) [17]. Камыш добывали мужчины, а женщины связывали его в пучки и складывали, чередуя перпендикулярно, образуя большие скирды, именуемые «клетками».

Основным источником воды для питья и хозяйственных нужд являлась река Дон, индивидуальные скважины во дворах стали появляться в конце 1960-х гг., но вода в них не всегда была пригодной для питья, поэтому поход за водой на речку или ерик был ежедневным занятием для женщины. Носили воду всегда в ведрах, зачастую с помощью коромысла. В летнее время для полива огорода или стирки, которая также осуществлялась вручную, требовалось большое количество воды, поэтому «по воду» ходили часто и это было отнюдь не легкое занятие [16]. Отметим, что мужчины редко принимали в этом участие, разве что приносили воду для домашнего скота. К слову сказать, реку использовали и для других целей. Так, в особенности зимой, женщины ходили стирать и полоскать белье «на воду», прорубая прорубь (ополонку) во льду, предназначенную именно для этих целей, для питья делалось отдельное отверстие [16].

В число обязательных женских занятий в семье входили приготовление пищи, уборка в доме, мужчины принципиально в этом не участвовали. Содержанию жилища уделялось особое внимание, и это являлось показателем чистоплотности хозяйки, которая строго следила за внешним обликом дома, покраска и побелка фасадной части здания была в ее ведении. Практически в каждом дворе имелась хотя бы одна корова, многие держали помимо этого свиней и птицу, все хозяйство управлялось и содержалось хозяйкой дома, оттого и подъем всегда был очень ранний - в летнее время начиная с 4 часов утра, в зимнее с 6 утра [18]. Ежегодным обязательным занятием была посадка огорода на сво-

ем приусадебном участке и заготовка солений на зиму. Помимо этого членам колхозов выделялся пай земли для посадки овощей и злаковых для собственного потребления, работы осуществлялись всеми членами семьи и зачастую приносили немалый урожай, что способствовало обеспечению семьи продовольствием в течение всего года. Кстати, некоторые опрашиваемые отмечают соревновательный характер в посадке и сборе урожая, большие показатели были поводом для хвастовства перед соседями, а вот отказ от возделывания огорода вызывал всеобщее порицание [17]. Учитывая дефицит и недоступность многих товаров потребления, многие женщины самостоятельно шили одежду и текстиль для дома, длинные зимние вечера проводили также за работой: вязали, обрабатывали перья домашней птицы для перин и подушек [18].

Что касается финансово-экономической стороны в жизни семьи, то здесь важную роль играл способ и вид дохода. Из-за того, что жена, как правило, не была трудоустроена, муж обеспечивал семью, получая официальную заработную плату в колхозе. Но так как здесь действовали рыбколхозы, то к денежной зарплате часто выдавался пай рыбы. Именно рыбная ловля являлась основным промыслом и источником заработка. Даже те коренные жители, которые не состояли в колхозах, занимались самостоятельным уловом, который имел статус запрещенного. Случаи таковых явлений нередко встречаются как в архивных документах так и на страницах местной прессы [19]. Получая рыбу, а в тот период это были очень ценные породы, такие как осетровые, сазаньи, которые имели большую стоимость на потребительском рынке, семья имела возможность реализовать ее и получить весомый доход. Необходимо сказать, что рыбы было много, хватало как для ежедневного потребления, так и для запасов впрок и для продажи, эта тенденция сохранялась на протяжении всего периода 1960-1980-х гг. Важную роль в этом процессе приобретала именно женщина, ведь функции мужчины заканчивались на том, чтобы доставить улов домой. Женщины перерабатывали рыбу и готовили ее на продажу. Зачастую сбывали продукцию на центральных рынках Азова и Ростова-на-Дону. Многие из опрашиваемых отмечают, что это занятие было нелегкое, в особенности в зимнее время. Подъем был очень ранний, добираться в Азов приходилось пешком по льду через р. Дон, а рыбу носи-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

ли в специальных плетеных сумках (кашовках), вес которых мог достигать 20 килограммов каждая [18]. Опасность этого дела была и в том, что существовал риск попасться в руки инспекторов, а это грозило штрафом или более серьезным наказанием. Таким образом, женщина выполняла очень важную функцию по пополнению семейного бюджета.

Важную роль в обществе того периода занимала просветительская работа среди населения, работа различных самоорганизующихся обществ и партийных организаций. И в этом весомое участие должны были принимать и женщины. Например, в записке отдела по идеологической работе Азовского РК «О роли советской женщины в экономическом преобразовании страны, культурно-просветительской работе и борьбе за мир на земле» отмечается высокая активность жительниц района отдельных колхозов и указано, что «.являясь членами лекторской группы, женщины проводят большую разъяснительную массово-просветительскую работу, направленную на выполнение решений съездов и пленумов партии, много уделяется внимания вопросам семьи и быта. Большая роль принадлежит нашим женщинам в вопросах культурно-массовой и воспитательной работы» [20, л. 189]. Как правило, данная деятельность осуществлялась через созданные при колхозах женсоветы, в задачу которых входил широкий круг вопросов и задач. Первым пунктом значится всемерное содействие вовлечению женщин в производственную и общественную сферу, в деятельность по улучшению работ школ, детских садов и лагерей, содействие в сохранении жилого фонда и благоустройстве, в борьбу с пережитками прошлого в быту и семье и другое [20, л. 199-199 об.] При изучении этого вопроса в хуторах обнаруживается, что из 4 рыбколхо-зов, работавших в дельте Дона, только в одном из них значился женсовет в х. Дугино при рыб-колхозе им. Чкалова, в который входило всего 5 человек и возглавляла его А.Т. Краморова [21, л. 117]. Женсовет решал такие вопросы, как регистрация новорожденных, браков, участвовал в оформлении вечеров отдыха и в урегулировании ряда бытовых вопросов [21, л. 118]. Однако какой-либо политической и просветительской работы они не вели. Если посмотреть на составы первичных партийных организаций при колхозах, женщины составляли не более 15 % в каждой из них, это, как правило, от 1 до 3 человек из общего числа коммунистов. В аналитической

записке также указывается о ряде нареканий со стороны культпросветработников в отношении «Елизаветинской зоны», что подтверждает низкую активность женской части населения в общественной жизни хуторов.

Несмотря на это, в хуторах была налажена традиционная коммуникация и культура общения среди женской части. Этому способствовала бытовавшая издавна традиция кофепития, именуемая «кофейной порой», которая представляла собой ежедневные собрания женской половины в полдень в одном из дворов. Во время таких неформальных собраний «за столом», женщины обменивались новостями и историями, делились опытом и советами в решении различных бытовых вопросов. В хуторах существовало условное деление этих собраний по территориальному признаку, определялся один или два дома, в которых собирались жительницы соседних улиц по соседскому или родственному признаку, таким образом, практически все женское население было вовлечено в такого рода неформальные объединения. Можно предположить, что они и являлись альтернативой жен-советам, кои не были поддержаны и востребованы среди большинства хуторского населения.

Женщины в хуторах в период 1960 - середины 1980-х гг. выполняли важную роль в сохранении традиций и обрядов. Особенно это было характерно для лиц старшего поколения, рожденных в первой половине XX в., так как они еще являлись носителями и трансляторами традиционного образа жизни, существовавшего в дореволюционные годы. В своей работе «Досуг и праздник на Дону в послевоенное время: традиции и инновации» М.А. Рыблова отмечает, что многие традиции, ранее присущие мужским группам, окончательно перешли к женщинам и детям [22, с. 225] После войны число мужчин сократилось, поэтому, например, песенная культура, воплотившаяся в советские послевоенные годы в виде народных хоров, стала прерогативой женщин. Так, в х. Дугино в начале 1970-х гг. был создан народный хор, состоявший на 90 % из женщин [23]. Знаменитый Обуховский казачий народный хор в процессе своей деятельности также изменил состав с доминированием женской половины. М.А. Рыблова подчеркивает, что «главными радетелями соблюдения старинных норм проведения обрядов были пожилые женщины» [22, с. 226], поэтому вплоть до 1980-х гг. многие важные события в низовых хуторах, такие как свадьба, похороны, продолжа-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

ли справляться в соответствии с традиционными обрядами. Хотя, как известно, государство стремилось создавать альтернативные - советские обряды и формы проведения торжеств.

Женщины способствовали также сохранению и соблюдению в повседневной жизни многих религиозных обрядов, тем более что в х. Обу-ховка продолжал работать православный храм, сохранившийся и действовавший в советское время. Не зря одной из задач женсоветов была борьба с пережитками прошлого, но, как известно, в данных хуторах эта задача не выполнялась. В подтверждение тому в документе указывается: «...представители различных религиозных культов хотят укрепить свои позиции, рассчитывают главным образом на влияние среди женщин. Поэтому женсоветы должны усиливать антирелигиозную пропаганду, особенно нужно обратить внимание, что это имеет место быть в совхозе Ново-Батайский, Обуховке и Елизаветинской» [24]. Неслучайно такое замечание было сделано в адрес конкретных населенных пунктов, ведь на протяжении всего советского периода местное население продолжало соблюдать и проводить различные религиозные праздники и обряды, и в этом большую роль играли именно женщины.

Важно упомянуть об уровне образования женского населения. Замечено, что большинство женщин ограничивались обучением только лишь в средней школе. Более того, многие оканчивали только первые несколько классов и не доучивались до получения аттестата. Прослеживается взаимосвязь в том, что большинство домохозяек как раз не имели должного образования, все, что им требовалось, это научиться читать и писать. Но это характерно для поколения, рожденного в довоенные годы. Дети и молодежь 1960-1980-х гг. оканчивали полную среднюю школу и старались получить хотя бы средне-специальное образование.

Воспитательная функция в семье, по сути, ложилась на женщину. Она осуществляла контроль за учебой в школе, обучение хозяйственным навыкам, привитие морально-нравственных ценностей, регламентацию поведения в обществе, формирование понимания ребенком своей роли и статуса в соответствии с полом и возрастом. Так, девочкам с детства мать прививала основные женские занятия и умения и активно привлекала к труду. Однако государство имело свое определенное видение в вопросах воспитания. Так указывалось, что «политико-

просветительная работа среди женщин требует особого внимания всех общественных организаций потому, что женщина - мать и воспитательница своих детей. Она внушает ребенку первое представление о жизни, формирует его характер. Это не только педагогическая и этическая, но и государственная проблема. Нам не безразлично, в каком духе мать будет воспитывать своего ребенка» [25, л. 196 об.] и далее пояснялось, в каком именно: «в духе коммунистической нравственности» [25, л. 201]. Но если рассмотреть ориентиры воспитания в хуторах, в особенности в семьях, где мать была домохозяйкой и не была вовлечена в общественно-политическую жизнь, то такими ориентирами, в большей степени, выступали традиционно бытовавшие ценности, основанные на сложившемся мировоззрении и местных традициях.

Важно обратить внимание на положение женщины в семье. Вплоть до 1980-х гг. во многих семьях сохранялась традиция проживания молодой семьи с родителями мужа, это накладывало свой отпечаток на взаимоотношения и положение в семье каждого его члена. На протяжении всей истории в казачьих сообществах существовала четкая внутрисемейная иерархия. В.К. Смирнова и Л.Ю. Пороло в своей работе пишут, что «.в самой казачьей семье господствовали патриархальные отношения, муж нередко мог безнаказанно осуществлять насилие над женой, что не осуждалось в обществе. Со временем ситуация в казачьей семье и сообществе в целом менялась. В такой семье женщина имела большую свободу и самостоятельность, хотя прежние патриархальные традиции преодолевались с трудом, и вплоть до установления советской власти в казачьих областях равноправие в семье не сформировалось» [3, с. 227]. Но остатки такой модели поведения и семейного устройства продолжали существовать даже в позднесо-ветские годы во многих семьях хуторов дельты Дона. В семье наблюдалась четкая иерархия, бесспорным главой выступал мужчина, все важные решения принимал он, женщина была хозяйкой дома, но четко прослеживается, что ее место в семье было если не на последнем месте, то явно не на первом. Многие мужчины доминировали в своих семьях, не редок случай, когда невыполнение женских обязанностей или иной проступок мог закончиться для женщины оплеухами, это хотя и порицалось, но считалось нормой.

В одном из интервью с жительницами х. Ду-гино на вопрос «тяжело ли жилось женщине в

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

то время?» последовал единогласный ответ «...очень тяжело. Все висело на плечах женщины, и стирала, и дрова пилила, и детей воспитывала, и рыбу таскала, и солила, и на палати (примеч. - чердак) вешала, и продавала, и битая была не раз. Это не то слово как тяжело было женщине. Он (примеч. - муж) знал одну работу, пришел, отработал, уже все должно было быть накрыто на столе. Поел, попил и отдыхать. а матери лечь - нет» [26]. Скандалы были нередким явлением, однако жаловаться или уходить от такого мужа, демонстрировать свои отношения в обществе было явлением зазорным. Хотя встречались случаи, когда семейные ссоры и уничижительное отношение к женщине разбирались на партийных собраниях колхозов с целью разобраться в случившемся и наладить мир в семье [27].

Таким образом, рассмотрев различные стороны повседневной жизни женского населения хуторов Нижнего Дона в 1960-1980-е гг., можно выделить ряд особенностей. Во-первых, большинство женщин зрелого и пожилого возраста вели традиционный образ жизни, выражавшийся, в первую очередь, в том, что после замужества женщина не имела официальной работы, а вся ее хозяйственно-экономическая деятельность сводилась к ведению домашнего хозяйства. В то время как этот период времени, наоборот, отмечается высокой занятостью и важностью женского труда в экономике советского государства. Тем не менее на долю женщины приходилось много обязанностей и ответственности в семье, в частности, она выполняла важную роль в обеспечении семейного дохода, занимаясь продажей рыбы и иных продуктов. Ведущую роль в хозяйстве продолжал занимать ручной труд, приходившийся на долю женщин, наряду с этим можно отметить постепенное улучшение бытовых условий и налаживание инфраструктуры.

Во-вторых, женская часть населения выполняла важную роль по сохранению и передаче многих местных и религиозных традиций и обрядов, именно женщины стали основными трансляторами традиционной культуры, несмотря на активное строительство коммунистического общества и формирование советского человека, которому не присуща приверженность старым порядкам. Семья, в большей степени, продолжала сохранять патриархальный тип, где главенство в ней занимал мужчина, женщина же была подконтрольна решениям мужа.

Таким образом, с учетом всего вышеперечисленного, можно утверждать, что в 1960 -середине 1980-х гг. основная часть женщин сельской местности Нижнего Дона, преимущественно, не соответствовала предписанному государством и обществом образу, т. е. советской женской гендерной модели.

Литература

1. Цыбульникова А.А. Казачки Кубани в конце XVIII - середине XIX в.: специфика повседневной жизни в условиях военного времени : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2004. 32 с.

2. Акоева Н.Б. Влияние модернизационных процессов на повседневную жизнь казачьего населения Юга России во второй половине XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Майкоп, 2012. 40 с.

3. Смирнова В.К., Пороло Л.Ю. «Женский вопрос» в казачьем сообществе XVI - начала XX в. // Вестн. Таганрогского гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 222-228.

4. Мануйлов А.Н. Статус женщины в общеправовой системе казачьей семьи и станичного общества на Кубани (вторая половина XIX - 20-е годы XX в.). Армавир, 1998. 68 с.

5. Власкина Т.Ю. Домашний мир на сломе эпох : очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX - середина XX в.). Ростов н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 430 с.

6. Годовова Е.В. Новые подходы к изучению повседневности казачества // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 3. С. 321-328.

7. Щупленков О.В. Были бы казачки - казаки будут // Казачество. Геополитика и патриотическое воспитаниеч: альманах. 2016. № 19. С. 26-38.

8. Мирошниченко М.И. Развитие первой советской гендерной модели в первой половине 1930-х годов // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16, № 1. С. 21-24.

9. Пол и гендер в науках о человеке и обществе / под ред. В. Успенской. Тверь : Феминист Пресс, 2005. 384 с.

10. Харитонова С.Б. Политический и социально-экономический статус женщин: 1917-1941 гг.: на материалах Чувашии : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2005. 24 с.

11. Акоева Н.Б. К проблеме социально-семейного положения кубанских женщин-казачек в конце XVIII -начале XX века // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2008. № 34. С. 20-25.

12. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). Ф. 198. Оп. 13. Д. 18. Л. 195, 201-201 об.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

13. Выработка - 140 % // Красное Приазовье. 1965. № 144 (7645). 8 сент. С. 1.

14. Лидия Попова: я люблю свое дело // Красное Приазовье. 1975. № 39 (9620). 8 марта. С. 1.

15. Бригада Т. Фадеевой // Красное Приазовье. 1965. № 145 (7649). 15 сент. С. 2.

16. Личный архив. Материалы исторического интервью № 3. Инф. Топилина В.Н. 1938 г.р. Дата интервью 19.01.2019.

17. Личный архив. Материалы исторического интервью № 1. Инф. Назаренко Н.Т. 1941 г.р. Дата интервью 27.04.2018.

18. Личный архив. Материалы исторического интервью № 7. Инф. Стрельцова А.В. 1945 г.р. Дата интервью 28.01.2019.

19. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 9. Д. 21. Л. 6.

20. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 8. Д. 18. Л. 189, 199-199 об.

21. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 7. Д. 16. Л. 117-118.

22. Рыблова М.А. Досуг и праздник на Дону в послевоенное время: традиции и инновации // Казачество в конце XIX - начале XXI в.: расказачивание и социокультурные трансформации : материалы Все-рос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 27-28 июня 2019 г.) / гл. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2019. С. 225-226.

23. Личный архив. Материалы исторического интервью № 8. Инф. Галкина Г.В. 1951 г.р. Дата интервью 28.01.2019.

24. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 7. Д. 16. Л. 202.

25. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 8. Д. 18. Л. 196 об., 201201 об.

26. Личный архив. Материалы исторического интервью № 4. Инф. Терезникова Е.К. 1939 г.р. Дата интервью 19.01.2019.

27. ЦДНИРО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 261. Л. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Tsybulnikova A.A. (2004). Cossacks of Kuban in the late 18th - mid-19th century: specifics of daily life in wartime conditions. Dissertation Thesis. Armavir, 32 p. (in Russian).

2. Akoeva N.B. (2012). Influence of modernization processes on the daily life of the Cossack population of Southern Russia in the second half of the 19 th -early 20th century. Dissertation Thesis. Maikop, 40 p. (in Russian).

3. Smirnova V.K., Porolo L.Yu. (2016). Women's question in the Cossack community of the 16th - early 20th century. Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo instituta imeni A. P. Chekhova, no. 2, pp. 222-227. (in Russian).

4. Manuilov A. N. (1998). The status of women in the general legal system of the Cossack family and village so-

ciety in the Kuban (the second half of the 19th - 20s of the 20th century). Armavir, 68 p. (in Russian).

5. Vlaskina T.Yu. (2011). Home world at the break of epochs: essays on the traditional culture of the Don Cossacks (late 19th-mid-20th century.) Rostov-on-Don: YuNTs RAN Press, 430 p. (in Russian).

6. Godovova E.V. (2013). New approaches to the study of everyday life of the Cossacks. Problemy istorii, filologii, kul'tury, no. 3, pp. 321-329. (in Russian).

7. Shchuplenkov O.V. (2016). If there were Cossacks women, there would be Cossacks. Kazachestvo. Geopolitika ipatrioticheskoe vospitanie, no. 19, pp. 26-38. (in Russian).

8. Miroshnichenko M.I. (2016). Development of the first Soviet gender model in the first half of the 1930s. Vest-nik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 16, no. 1, pp. 21-24. (in Russian).

9. Gender in the human and social sciences. (2005). Ed. by V. Uspenskaya. Tver, Feminist Press Publ., 384 p. (in Russian).

10. Kharitonova S.B. (2005). Political and socio-economic status of women: 1917-1941: on the materials of Chuvashia. Dissertation Thesis. Cheboksary, 24 p. (in Russian).

11. Akoeva N. B. (2008). On the problem of social and family status of Kuban Cossack women in the late 18th -early 20th century. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta, no. 34. pp. 20-25. (in Russian).

12. Center of Documentation of Modern History of Rostov region (CDMHRR). Fund 198. In. 13. File 18. L. 195, 201-201. (in Russian).

13. Production is 140 %. (1965). Krasnoe Priazov'e, no. 144 (7645), September 8, p. 1. (in Russian).

14. Lidiya Popova: I love what I do (1975). Krasnoe Priazov'e, no. 39 (9620), March 8, p. 1. (in Russian).

15. T. Fadeeva's Brigade. (1965). Krasnoe Priazov'e, 1965, no. 145 (7649), September 15, p. 2. (in Russian).

16. Personal Archive. Historical interview No. 3. Respondent Topilina V.N. Born in 1938. Data of interview January 19, 2019.

17. Personal Archive. Historical interview No. 1. Respondent Nazarenko N.T. Born in 1941. Data of interview April 27, 2018.

18. Personal Archive. Historical interview No. 7. Respondent Strel'tsova A.V. Born in 1945. Data of interview January 28, 2019.

19. CDMHRR. Fund 198. In. 9. File 21. L. 6. (in Russian).

20. CDMHRR. Fund 198. In. 8. File 18. L. 189, 199199. (in Russian).

21. CDMHRR. Fund 198. In. 7. File 16. L. 117-118. (in Russian).

22. Ryblova M.A. (2019). Leisure and holiday on the Don in the post-war period: traditions and innovations. Ka-zachestvo v kontse XIX - nachale XXI v.: raskazachivanie i sotsiokul'turnye transformatsii [The Cossacks in the end of

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 1

19th - beginning of 21st century: decossackization and socio-cultural transformations]. Proceedings of All-Russian scien. conf. (Rostov-on-Don, June 27-28, 2019). Chief ed. G.G. Matishov. Rostov-on-Don: Publishing House of the YuNTs RAN, pp. 225-226. (in Russian).

23. Personal Archive. Historical interview No. 8. Respondent Galkina G.V. Born in 1951. Date of the interview January 28, 2019.

24. CDMHRR. Fund 198. In. 7. File 16. L. 202. (in Russian).

25. CDMHRR. Fund 198. In. 8. File 18. L. 196, 201201. (in Russian).

26. Personal Archive. Historical interview No. 4. Respondent Tereznikova E.K. Born in 1939. Data of interview January 19, 2019.

27. CDMHRR. Fund 198. In. 1. File 261. L. 18. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 24 января 2020 г. / January 24, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.