Исторические науки
ПОЛОЖЕНИЕ КОНЦЕРНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ
В. В. Матвиенко
Аннотация. В статье рассматриваются крупнейшие монополистические объединения Индии, детально описаны и проанализированы основные этапы их возникновения и развития, показано влияние крупного частнопредпринимательского сектора на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые слова: концерн, монополизация, Тата, Бирла, магнат, индийская экономика, семейный бизнес.
Summary. The article examines the major monopolistic associations of India, describes and analyzes in detail the main stages of their formation and development, as well as shows the influence of the large private business sector on the social and economic development of the country.
Keywords: concern, monopolization, Tata, Birla, tycoon, Indian economy, family business.
Большая часть крупных корпоративных структур в Индии выросла из фирм, существующих с колониальных времен. Они сохраняют названия «домов» и носят имена своих основателей (Тата, Бирла, Баджадж, Шри Рам и др.). Как правило, это «центры силы», активно влияющие на разработку правительственной экономической политики. Вне конкуренции в этой группе по показателям активов, стоимости продукции, чистой прибыли - лидеры индийского бизнеса концерн ТИСКО («дом (группа) Таты») и концерн ТЕЛКО («дом (группа) Бирлы»). Они постоянно занимают доминирующее положение в индийском крупном бизнесе. По размерам совокупных активов они в несколько раз превышают лю-
бое другое монополистическое объединение Индии.
Монополистическое объединение или концерн, по данным исследователя экономики средств массовой информации С. М. Гуревича, представляет собой сложную форму объединения банков, промышленных предприятий, торговых, коммерческих фирм, печатных и аудиовизуальных периодических изданий, производств, обеспечивающих их бумагой и другими материалами, научно-исследовательских организаций и других структур [1, с. 50]. Газета или журнал, телерадиокомпания является лишь одним из элементов такого концерна, их существование обеспечивается за счет общей прибыли, получаемой его владельцами [там же].
273
2 / 2011
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
274
Именно в этом аспекте исследователь Е. Л. Вартанова выходит на новый уровень анализа медиасистемы, который встраивает СМИ в широкий контекст современной экономики и превращает их в важный сектор постиндустриальной экономики. Как пишет Е. Л. Вартанова «ни одно традиционное СМИ - газета, журнал, радио, телевидение - не может обходиться без специальной инфраструктуры, обеспечивающей постоянную доставку новостей. По существу печатные и аудиовизуальные медиа - это только вершина айсберга, возвышающаяся над прочным базисом. Совершенно несущественно, что для рядового читателя, зрителя, слушателя этот базис ежедневной деятельности СМИ не слишком заметен. В действительности его роль огромна. Именно существование и функционирование этого базиса обеспечивает единство информационной индустрии, формирует ту незыблемую внутреннюю структуру, иными словами, инфраструктуру СМИ, которая связывает медиакомлекс воедино» [2, с. 8].
В данной статье мы рассматриваем крупнейшие индийские концерны как чисто производственно-финан со вое объединение, без учета их издательской деятельности, с целью показать те экономические условия и то влияние, в которых становилась, развивалась и продолжает функционировать медиаиндустрия Индии.
Во главе иерархии индийских концернов и крупного бизнеса стоит группа Тата (Tata Group). Семейная империя Таты была основана еще в XIX в. парсами, торговавшими текстилем. Парсы (численность общины - более 100 тыс. чел.) - индийские последователи религии зороастриз-
ма, переселившиеся некогда из Ирана и ставшие пионерами национального предпринимательства в Индии. На поприще бизнеса парсы опередили представителей индуистских, мусульманских и других торгово-ростов-щических общин и каст.
Основатель дома Джамседжи (Джамшед) Тата, который разбогател на вывозе опиума в Китай, приобрел славу «индийского Ротшильда», а его потомкам (5 поколений) удалось сделать семейный бизнес лидером в главных отраслях индийской экономики.
Джамседжи Тата был основателем первого металлургического комбината в Индии, а в 50-е гг. ХХ в. его компания ТЕЛКО, начав с производства комплектующих для грузовика «Дайм-лер-Бенц», выпустила первый «национальный» грузовик. Сейчас грузовики Тата известны не только во всей Южной Азии. В 1968 г. наследники основателя «дома Таты» создали компанию по производству программного обеспечения и сопутствующих слуг - Tata Consult Services (TCS), которая в настоящее время лидирует в пятерке самых крупных индийских фирм-поставщиков программного обеспечения. Сейчас группа Тата объединяет около ста компаний (в 2004 г. их было 80, в 2007 г. - 96) в семи секторах бизнеса, которые занимаются буквально всем -от выращивания чая до банковского дела. Во всех компаниях группы Тата работают около 246 тыс. чел.
Активы компаний Таты превысили отметку в 1260 млрд рупий (28 млрд долларов США) [3]. По мнению многих индийских экономистов, за последние годы промышленные капиталовложения Таты настолько выросли и они так широко разветвлены в отраслях народного
Преподаватель XX
2 / 2011
Исторические науки
хозяйства, что не поддаются сколько-нибудь точному учету.
28 компаний группы Тата являются Открытыми акционерными обществами (ОАО), общая капитализация которых составляет 63 миллиарда долларов (данные до мирового финансового кризиса) и является наивысшей среди других индийских бизнес-конгломератов в частном секторе. Эти компании насчитывают свыше двух миллионов акционеров. Среди них наиболее известными являются такие, как Tata Steel, Tata Consultancy Services, Tata Motors и Tata Tea. Группа Тата оперирует более чем в 85 странах шести континентов, и товары и услуги ее компаний экспортируются в 80 государств [4].
Компании группы Тата разделяют пять основных ценностей: честность и справедливость, понимание и чувствительность, совершенство, единство, ответственность. Эти ценности являются составляющей частью убеждений Группы со времени ее основания и продолжают руководить всеми действиями компаний Tата. Группа и ее компании отличаются строгой приверженностью деловой этике и корпоративной социальной ответственности. Это - наследие, которое принесло группе Тата доверие многих миллионов людей, затрагиваемых деятельностью Тата. Во всем мире найдется немного деловых домов, которые бы пользовались доверием в такой степени [5].
Группа Бирла (Birla Brothers Private Ltd) - семейный конгломерат ТИ-СКО - была основана, как и империя Таты, в XIX в. гуджаратским купцом Г. Д. Бирлой. Гуджаратцы, проживающие в штате Бомбей (численность -около 20 млн чел.), считаются одной
из наиболее развитых в культурно-экономическом отношении народностей Индии. Семья Бирлы - джайны (одна из индийских религий, распространенная, главным образом, в торговой среде), принадлежала к купеческой касте «бания». Бизнес этой группы, как и группы Тата, широко диверсифицированный. Принцип «не складывать яйца в одну корзину» - вообще характерная отличительная черта индийского бизнеса на всех уровнях.
Торгово-промышленные «дома», как и в позапрошлом веке, управляются вполне традиционным способом: авторитарная власть главы «дома», культ семьи, на главных руководящих постах - члены семьи по крови, на остальных руководящих должностях - представители касты. В индийской прессе регулярно обсуждаются скандалы, сотрясающие торгово-промышленные дома в тех случаях, когда разрастающееся семейство не может придти к согласию после смерти главы или один из родственников, не спросив разрешения у главы семейства, продает подведомственную ему компанию.
Сегодня группу возглавляет сорокатрехлетний Кумар Мангалам Бирла, крупный финансовый магнат Индии и один из самых богатых людей страны.
В ХХ в. на долю группы Бирла приходилось около 100 % выпуска в Индии сплавов цветных металлов, ацетатного волокна, линолеума, уксусного ангидрида, около 90 % штапельного волокна, свыше 50 % автомобилей, шинного корда, бумаги, отдельных видов котлов и бытовых холодильников, около 40 % алюминия [6]. В настоящее время группа Бирла находится в тройке крупнейших производителей
275
2 / 2011
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
первичного алюминия в Азии, меди и других цветных металлов. Активы компании по данным 2008 г. - около 28 млрд долларов США, что свидетельствует о серьезной конкуренции с группой Тата за лидерство в индийском крупном бизнесе [7].
Указанная нами группа - один из ведущих производителей текстильного оборудования, выступает также крупным земельным собственником, эксплуатируя чайные и другие плантации, контролирует ряд банков, финансовые и страховые компании. Компании группы занимают большое место во внешней торговле Индии и прежде всего в ее экспорте, входя в число крупнейших экспортеров джутовых изделий, чая и других традиционных товаров.
Монополистический характер группы Бирла проявляется в развивающемся с конца 50-х гг. ХХ в. экспорте капитала, направленном в основном в страны Азии и Африки. На сегодняшний день группа осуществляет свою деятельность в 25 странах, в число которых, помимо Азии и Африки, входят Великобритания, Германия, Венгрия, Бразилия, Италия, Франция, Люксембург, Швейцария, Австралия, США, Канада. В 2008 г. число занятых на предприятиях группы чуть превышает 100 тыс. чел.
Группа Бирла оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Финансирует деятельность политических партий и группировок, контролирует изда-
ние крупной газеты «Хиндустан таймс» (Hindustan Times) и журнала «Истерн экономист» (Eastern Economist). Члены семьи Бирла входят в консультативные комитеты и советы различных отраслей промышленности. Необходимо отметить, что группа тесно связана с некоторыми лидерами партии Индийский Национальный конгресс (ИНК).
На социально-экономическую жизнь современной Индии «дома» Таты и Бирлы оказывают огромное влияние. Их положение в сложившихся в стране условиях не только занимает весомые позиции, но и неуклонно возрастает.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: Учебное издание для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.
2. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Тата в мире [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tatann.ru/news/ news0012.htm
4. Группа компаний Тата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. autowk.ru/main/tata/com
5. Tata Group [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tata.com/ aboutus/index.aspx?sectid=pihbI04W7W0=
6. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1979.
7. Aditya Birla Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adityabirla. com/the_group/index.htm ■
Преподаватель XX
2 / 2011