Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 23 (238). История. Вып. 47. С. 164-168.
ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН
Е. Ш. Ефимова
ПОЛОЖЕНИЕ ГУВЕРНАНТОК И УЧИТЕЛЬНИЦ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
Рынок «достойных» женских профессий Великобритании 1870-1900-х гг., весьма ограниченный, в основном состоял из женщин среднего класса, занятых преподаванием. В статье рассматривается их социальное, финансовое положение, анализируются причины выбора указанных профессий, прослеживаются изменения ожиданий общества по отношению к данной сфере труда.
Ключевые слова: гувернантка, учительница, женский труд, средний класс, женское образование, Великобритания.
По свидетельству «Справочника профессий, открытых для женщин» (“A Dictionary of Employments Open To Women”), к 1898 г. в Британии насчитывалось около 400 различных видов женского труда. Среди женщин хорошего происхождения наиболее многочисленной была группа занятых в сфере преподавания. В 1881 г. на долю учителей и гувернанток приходилась чуть менее половины всех работающих женщин из «приличных» семей. И если учесть, что гувернанток в 1871 г. было 55 тыс.1 и их количество через 10 лет вряд ли заметно изменилось, то в итоге общее число занятых преподаванием в том или ином виде составило около 200 тыс. человек от 427 тыс. занятых в «среднеклассовом» секторе труда2. По данным переписи 1911 г. среди профессий среднего класса по-прежнему лидировало обучение детей - им занималось 187283 человек. Далее со значительным отрывом следовали клерки - 117057 и медсёстры - 83662 человек3.
В «Домашнем руководстве Касселлз» 1880 г., в одной из глав которого описывались разнообразные альтернативные возможности работы для «благородных» женщин, присутствует следующее замечание, касающееся гувернанток для детей младшего возраста (nursery-governess): «Молодые девушки, внезапно оказавшиеся в бедности из-за смерти или разорения своих кормильцев, считают это единственной возможностью заработать на жизнь...»4. В 1887 г. англичанка Джини Холтцмайер, написавшая для американского журнала статью под названием «Как английская девушка пыталась заработать на жизнь», повторила данную мысль с тем отличием, что
конкретнее обозначила круг лиц, для кого работа гувернанткой оказывалась единственно возможной: «В Англии только две профессии открыты для благородной женщины, которая вынуждена работать, но не обладает ни художественными, ни музыкальными, ни литературными способностями, которая бедна и хорошо образована. Ей предстоит быть или компаньонкой, или гувернанткой... Какая жертва Молоху благородства!.. Эти низкооплачиваемые занятия являются единственными для англичанок хорошего происхождения, и горе той девушке, которая выйдет за их пределы! Она подвергнет себя такому же остракизму, как если бы общалась с прокажёнными»5. В 1928 г. одна из участниц дискуссии о сравнении жизни в XIX и в XX вв. писала, что в XIX в. «незамужняя женщина благородного происхождения поддерживала своё несчастное существование или плохо оплачиваемой и зависимой работой гувернантки, или благодаря помощи родственников и незнакомых благодетелей»6.
Преподавание держало своё первенство и в начале XX в. Эдит Морли, член Женской группы Фабианского общества и преподаватель нескольких университетов, в 1914 г. отмечала в своей брошюре, что «до недавнего времени девушки, желающие зарабатывать самостоятельно, естественным образом выбирали работу учителя, которая часто была последним прибежищем нуждающихся. Даже сейчас существует стойкое убеждение, что преподавание в той или иной форме является самой очевидной профессией для образованных женщин, стремящихся к финансовой
7
независимости»7.
По данным переписей населения, в 1850 г. гувернанток, то есть воспитательниц и учительниц детей, проживающих в доме у своих нанимателей, было около 21 тыс.8, в 1871 г. - 55 тыс. Даже это количество превышало спрос на их услуги, вследствие чего заработная плата большинства домашних воспитательниц держалась во второй половине XIX в. на минимальной отметке. Годичное жалованье средней гувернантки в последней трети XIX в. варьировалось от 20 до 40 ф. ст., что превышало размеры заработной платы, например, фабричной работницы, и находилось в пределах жалованья слуг: в 1891 г. экономка могла получать 30-50 ф. ст. в год, повар - от 20 до 60 ф. ст.9 Выплачиваемой гувернанткам суммы хватало лишь на самое необходимое, и она считалась мизерной для женщины среднего класса (хотя для многих нанимателей того же социального слоя и это было слишком дорого). В более ранние годы некоторые были согласны работать даже за предоставление еды и жилья. Свидетельство тому - объявление в газете «Таймс» от 27 июля 1845 г.: «Требуется гувернантка на привлекательных условиях для обучения двух маленьких девочек музыке, рисованию и английскому. <...> предоставляется комфортабельное жилище без жалованья в семье джентльмена, проживающей в сельской местности. Отличное знание французского обязательно»10. Предложения «комфортабельного дома без заработной платы» встречались и в прессе 1880-х гг.11, хотя они уже в основном касались воспитательниц маленьких детей.
Ситуация с переполненностью «рынка гувернанток» в конце 1860-х гг. хорошо отражена на страницах «Домашнего журнала англичанки» (“Englishwoman’s Domestic Magazine”). В разделе переписки с читателями там можно найти, например, такую констатацию: «.гувернанткам было бы хорошо принять во внимание тот факт, что сейчас количество их “коллег”, ищущих работу, весьма велико. Совсем недавно я поместила соответствующее объявление о найме и получила 250 заявок, несмотря на то, что ограничила возраст гувернанток промежутком между 20 и 30 годами <...> Одним из следствий такого огромного числа желающих является то, что респектабельным женщинам с высокими достоинствами и возможностями приходится получать очень скромное жало-
ванье. <...> Надеюсь то, о чём я рассказала, даст повод некоторым безработным или низкооплачиваемым женщинам <.> задуматься
о поисках работы в колониях, где-нибудь за границей или о других способах заработка»12. И в 1880-х гг. в «Домашнем руководстве Касселз» говорилось: «.стоит лишь бросить взгляд на колонки объявлений в ежедневной прессе, чтобы убедиться - если и существует самая переполненная работниками отрасль труда, то это работа приходящей гувернантки в Лондоне»13. Таким образом, перед нами одновременно факты и довольно ограниченного количества гувернанток, и чрезвычайно большого наплыва кандидатов на эту работу в последней трети XIX в., создававшего впечатление огромного количества молодых девушек, живущих за счёт заработка в данной области.
Гувернантки в большей степени, чем представительницы других профессий (в том числе и учителя школ или пансионов), были на виду у широкой публики - так же, как и слуги, вопрос о которых всегда являлся предметом живой полемики в прессе; «в отличие от работниц фабрик и полей, их было легко заметить средним и высшим классам, поскольку гувернантки были обычным явлением в их домах»14. Ввиду специфики самой профессии, проблемы и чаяния гувернанток были хорошо известны, а также подробно освещены в литературе. Романы «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Поворот ключа» Генри Джеймса, «Без имени» Уилки Коллинза, «Агнес Грей» Энн Бронте и другие произведения высвечивали подробности отношений гувернанток с учениками и хозяевами, их приниженное социальное положение, финансовые трудности, несмотря на «среднеклассовое» происхождение. Неофициальный характер работы определял уязвимость позиции гувернантки, ведь стандарты и правила в этой профессии определялись не государством, школьным комитетом или группой родителей и учителей, а исключительно родителями ребёнка, чьим воспитанием гувернантка должна была заниматься.
Как минимум до 1880-х гг. сохранялись довольно размытые границы между «гувернантками» и «учителями». Профессионализация женщин, занимающихся преподаванием, началась лишь в период между 1865 и 1870 гг., когда закладывались основы системы «экзаменов на местах» (local examinations) в
Кембридже и Оксфорде. Хотя это были только экзамены, проверяющие уже имеющиеся у кандидатов знания, человек, успешно их сдавший, получал специальный сертификат университета. Для учениц, прошедших домашнее или школьное обучение, «экзамены на местах» служили тестом на качество знаний, а для гувернанток и учителей это был, кроме всего прочего, ещё и способ получить заверенный документ - свидетельство своей компетенции, а следовательно и шанс на лучшую и более высокооплачиваемую работу. Возможно, поэтому в памфлете Пенелопы Холланд 1869 г.
об абстрактной девушке, желающей заниматься чем-то полезным, можно найти следующую констатацию: «Не найдя, куда направить свою энергию в стенах отцовского дома, она скорее всего обратит внимание на приходскую школу. Однако зачастую оказывается, что в школе достаточно специально обученных учителей, которые будут свысока смотреть на её любительские старания»15.
Преподавание в школе выглядело более выгодным занятием, так как у учителей существовали фиксированные часы занятий, независимое от хозяев проживание и более высокая заработная плата16. В среднем последняя составляла в 1870-х гг. примерно 58 ф. ст. в год, а в школах, созданных после 1870 г. школьными советами крупных городов, эта сумма могла доходить до 75 ф. ст. Это было сравнимо с размером жалованья высших категорий слуг (правда, домашние слуги не платили за проживание и питание, что намного сокращало их расходы). Именно в связи с низкой оплатой труда в 1880-1890-е гг. начали возникать объединения учителей, такие как Лондонская ассоциация учительниц17.
В обзоре женских профессий за 1909 г. указываются уже более высокие цифры заработной платы: учительница начальной
школы могла зарабатывать до 90 ф. ст. в год, учительница средней школы - до 100 ф. ст., а в особо престижных средних школах жалованье заместителя директора достигало 200 ф. ст. Поэтому автор обзора высказывала предположение, что «вероятно, из всех женских профессий именно в школьном преподавании большинство женщин найдёт наилучшие условия, учитывая недолгий рабочий день, длинные каникулы, а также размер заработной платы»18.
К 1880-м гг. под педагогами всё чаще стали подразумеваться женщины, не только
сдавшие «экзамены на местах», но и прошедшие специальное обучение в виде курсов при колледжах и обучавшиеся в специальных женских колледжах, то есть получившие углублённые знания, а также удостоверяющий факт их обучения - сертификат или диплом. В государственных колледжах для учителей начальных классов (Government Training College) студенток учили чётко понимать суть прочитанных текстов, основной смысл вопросов, цель урока. Кроме того, рассматривались вопросы управления детским коллективом, поддержания порядка и послушания, распределения учебного времени и др., которые женщины постигали в течение двух лет.
Плата за обучение в 1880-х гг. в колледже составляла от 10 до 20 ф. ст. в год. Те же, кто предпочитал заниматься в индивидуальном порядке, должны были платить около 35 ф. ст.19 Для тех, у кого не хватало ни времени, ни денег для обучения в каком-либо колледже, а также для гувернанток зрелого возраста существовал другой способ повышения квалификации: прохождение при школе в течение 6 месяцев своеобразной практики под руководством сертифицированной учительницы. Во время практики кандидат в учителя должна была ознакомиться с правилами и принципами школьного обучения, в частности, ей предстояло научиться руководить сразу целым классом. В этот период ассистентке могло выплачиваться небольшое жалованье, но это лишь в некоторых школах, что, естественно, ограничивало круг желающих повысить свой профессиональный статус. Желающему стать учителем предстояло получить положительный отзыв о своей работе от инспектора Её величества и успешно сдать экзамены, состоящие из грамматики, правописания, написания диктанта, географии, истории, арифметики, рукоделия, домашней экономии и управления школой в одном из государственных педагогических колледжей. Затем требовалось снова получить два положительных отзыва инспектора, после чего женщина получала право на документ, удостоверяющий её квалификацию учителя20.
Что касается сдачи «местных экзаменов», то существовала заочная форма подготовки к ним (instruction by correspondent), которая была особенно удобна для проживающих вдалеке от университетов: посредством переписки учащиеся получали советы и по-
мощь от квалифицированных специалистов
21
из определённого университета21.
Вскоре учителя и гувернантки, не получившие предварительной подготовки и подтверждающих их знания документов, стали заметно контрастировать с теми, кто это получил. Например, одним из основных недостатков положения гувернанток для маленьких детей (nursery-govemesses) стала считаться «невозможность саморазвития, преграждающая дорогу к продвижению в своей профессии и к получению образования, способного улучшить жизненные перспективы»22. Естественно, что школы, претендующие на престижность, а также обеспеченные семьи стремились подобрать для обучения своих подопечных наилучшие кадры. «Домашнее руководство Касселлз» 1880-х гг. отмечало: «В настоящее время спрос на учителей с каким-либо сертификатом в школах для девочек высшего класса и в семьях намного превышает существующее предложение. Учителя-“любители” без какого-либо документального подтверждения своих способностей не пользуются популярностью».
Простые провинциальные школы могли быть менее требовательными, что подтверждает опыт будущей артистки Джини Хольтцмейер, которая начала работать учительницей в 1870-х гг. «в возрасте 17 лет, имея в запасе лишь некоторое представление об иностранных языках, общие школьные знания и всем известное обычное поверхностное образование, подходящее для преподавания...». Джини вспоминала, что она «получила место в школе <...>, располагавшейся в маленьком сельском городке. У меня было 14 учеников в возрасте от 6 до 15 лет, которых я должна была учить по три часа каждый день..»23. Именно подобные учебные заведения входили в число тех школ, куда в последние десятилетия XIX в. можно было пойти работать без специальной подготовки или сертификата. Правда, жалованье там было низкое, без перспектив повышения, а количество таких школ сокращалось год от года24.
В целом, несмотря на относительно небольшое количество рабочих мест для женщин из средних слоёв, живущих в последней трети XIX - начале XX в., у них всё же была возможность зарабатывать себе на жизнь, не роняя своего статуса. Главной помехой широким возможностям трудоустройства являлось
недостаточно глубокое образование и связанное с ним отсутствие необходимых навыков для получения какой-либо профессии. То, что эти навыки были востребованы во второй половине XIX в., демонстрировало образование в 1859 г. Общества по содействию женской занятости (The Society for Promoting the Employment of Women)25, которое давало различные рекомендации наилучшего трудоустройства для «достойных леди», практическое обучение некоторым профессиям, основывало многочисленные «школы» для желающих получить основы избранных специальностей; поднимало вопросы женской занятости в печати. Потребности экономики в женском труде и стремление представительниц среднего класса работать изменяли как отношение общества к работающим женщинам, так и их собственное отношение к труду.
Рассмотренные наиболее показательные и характерные для последней трети XIX в. сферы женской занятости можно определить как «модель женской работы XIX в.».
Примечания
1 Branca, P. Image and Reality : The Myth of the Idle Victorian Woman // Clio’s Consciousness Raised. New Perspectives on the History of Women. N. Y. : Harper Torchbooks, 1974. P. 185.
2 Holcombe, L. Victorian Ladies at Work. Hamden : Archon Books, 1973. P. 204, 216. Table 1a, 6f.
3 Morley, E. J. Women Workers in Seven Professions. A Survey of Their Economic Conditions and Prospects / ed. for the Studies Committee of the Fabian’s Women Group. L., 1914.
4 Cassells Household Guide, New and Revised Edition : in 4 vol. URL : http://www.victorian-london.org/cassells/cassells-19.htm. P. 206.
5 Holtzmeyer, G. How an English girl sought to make a living // Lippincott’s Monthly Magazine. 1887. Sep. P.422.
6 Russell, D. Are We Happier Than Our Grandmothers? A Debate // Forum. 1928. Dec. Vol. LXXX, No. 6. P. 811-812.
7 Morley, E. J. Op. cit.
8 Allingham, P. V. The Figure of the Governess, based on Ronald Pearsall’s “Night’s Black Angels”. URL : http://www.victorianweb.org/ gender/pva50.html.
9 FaithfUll, E. Domestic Service in England // North American Review. 1891. Jul. Vol. CLIII, No. CCCCXVI. P. 28.
10 Allingham, P. V. Op. cit.
11 Cassell’s Household Guide. P. 206.
12 The Englishwoman’s Domestic Magazine. 1867. Vol. III, No. 90. P. 558-559.
13 Cassell’s Household Guide. P. 206.
14 Holcombe, L. Op. cit. P. 12.
15 Holland, P. Our Offence, Our Defence and Our Petition // Murray, J. H. Strong-minded Women and Other Lost Voices from 19thC England. N. Y., 1982. P. 45.
16 Учителей в 1861 г. насчитывалось 79980, в 1871 г. - 94029, а в 1881 - 122846. Holcombe, L. Op. cit. P. 204. Table 1a.
17 Gleadle, K. British Women In The 19th century. N. Y., 2001. P. 144.
18 Jones, D. M. The Cheapness of Women // Murray, J. H. Op. cit. P. 323.
19 Ibid. P. 206-207.
20 Cassell’s Household Guide. P. 206-207.
21 Grant, A. The Reform of Women’s Education in Great Britain // Princeton Review. 1880. Jan-Jun. P. 351.
22 Cassell’s Household Guide. P. 206.
23 Holtzmeyer, G. Op. cit. P. 423.
24 Cassell’s Household Guide. P. 206.
25 С 1926 г. и по сегодняшний день - Society for Promoting the Training of Women.