Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 957-964
Положение Горненского женского монастыря в 1957 - 1959 гг.
А.С. Калачева
Духовная образовательная религиозная организация высшего образования Русской Православной Церкви «Православный Свято-Тихоновский Богословский институт»
115184, г. Москва, ул.Новокузнецкая, д. 23, стр. 5а
Religious education Religious Organization of Higher Education of the Russian Orthodox Church "Saint Tikhon's Orthodox Theological Institute" Novokuznetskaya str. 23, building 5a, Moscow 115184 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Горненский монастырь, митрополит Никодим.
Key words: Russian ecclesiastical Mission in Jerusalem Gornensky monastery, Metropolitan Nikodim.
Резюме: Горненский монастырь в конце 50-х годов ХХ века переживал непростое время. Старые монахини умирали, а приезд пополнения из Советского Союза затягивался из-за проволочек с оформлением виз. Везде требовался ремонт, на который не всегда хватало средств. Кроме того, израильские власти экспроприировали часть монастырской земли под строительство дороги. Эти и другие вопросы приходилось решать начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Никодиму (Ротову).
Abstract: Gornensky monastery in the late 50-th years of XX century has experienced difficult times. Old nun died, and the arrival of replenishment from the Soviet Union delayed due to delays in visas. Everywhere needed a repair that does not always have enough funds. In addition, the Israeli authorities expropriated part of monastic lands under the construction of the road. These and other issues had to be resolved to the Chief of the Russian ecclesiastical Mission in Jerusalem, Archimandrite Nicodemus (Rotov).
[Kalacheva A.S. The position of the convent in Gornensky 1957-1959]
Горненский женский монастырь своим возникновением обязан начальнику Русской Духовной Миссии архимандриту Антонину (Капустину). В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем.
В настоящей статье на основе архивных документов
рассмотрим положение Горненского женского монастыря на Святой Земле в 1957-1959 гг., в период возглавления Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Никодимом (Ротовым), будущим митрополитом Ленинградским и Новгородским.
После Первой Мировой войны связь России с Палестиной была прервана. С установлением власти Британского мандата в Палестине Миссия вошла в подчинение Русской Православной Церкви Заграницей, которая много сделала для сохранения наследия России в Святой Земле. В 1945 году Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский Алексий I, но был принят не везде.
После этого посещения Патриархом Святой Земли, в обители образовалась большая группа «патриарших» сестер. Архимандрит Никодим в своем труде «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» так описывает эти события: «Особенно сильная патриаршая группа образовалась в Горнем. Во главе этой группы стоял духовник монастыря иеромонах Исайя. Группа «патриарших» сестер увеличилась еще больше, когда архимандрит Антоний отстранил от управления монастырем всеми уважаемую игумению Тавифу, и назначил на ее место никому неведомую, перед этим только постриженную в монашество Елисавету. Игумения Тавифа была уволена только за то, что угостила чаем приезжавшего в монастырь как туриста, советского консула из Египта.
Ввиду разделения монастыря на две группы архимандрит Антоний запер на замок монастырский храм. Тогда и «патриаршие» сестры и карловчане вынуждены были совершать богослужения в особых келиях. Правда, иеромонах Исайя сначала совершал службы в православном храме деревни Айн-Карема. Затем с благословения Патриарха Тимофея, архиепископ Афинагор выдал иеромонаху Исайе Антиминс и разрешил ему в особой келии служить Литургию.
Чтобы «патриаршие» сестры не были без руководства, по благословению Патриарха Тимофея во главе их была поставлена монахиня Антонина, и возведена в сан игумении» (Каптерев. Н. 1898: 385).
Ситуация существенно изменилась, когда образованное в
1948 году государство Израиль вернуло Московскому Патриархату те храмы и монастыри, которые оказались на его территории. В их числе был и Горненский монастырь.
Игумения Антонина управляла монастырем до самой своей кончины. После нее, настоятельницей была назначена монахиня Афанасия (Лысенкова) с возведением в сан игумении. Она управляла обителью недолго. В мае 1955 года, желая устроить в СССР на учебу послушницу Евангелию - свою приемную дочь, она по своему прошению она была вызвана в Москву. После ее отъезда, в монастыре из-за тяжелого характера отсутствующей игумении, вспыхнул бунт, сделавший ее возвращение невозможным. В этом возмущении приняли участие почти все сестры обители. Игумения Афанасия была освобождена от должности и оставлена в СССР, в Свято-Троицком монастыре г. Риги, а впоследствии переведена в Киев, в Покровский женский монастырь. Настоятельницей Горненского монастыря была назначена игумения Михаила (Корчагина), прибывшая с двумя сестрами в Миссию из Старого Города в 1954 году.
В монастыре постоянно ощущался недостаток личного состава. Большинство монахинь были уже в преклонном возрасте. Чтобы не допустить «вымирания» обители, в 1955 и 1956 годах из монастырей Советского Союза было прислано по несколько монахинь для пополнения числа сестер. Но эти группы были очень малочисленны, кроме того, не все вновь прибывшие сестры переносили перемену климата - некоторым приходилось вскоре возвращаться на Родину.
Архимандрит Никодим, вступив в должность начальника Миссии, просил митрополита Николая о пополнении Горненского монастыря. Новая группа монахинь была набрана, но приезд их задерживался из-за проволочек с оформлением въездных виз. Отец Никодим писал по этому поводу митрополиту Николаю:
«Я подал в Министерство Религий просьбу о содействии в разрешении на приезд священника и диакона из Москвы, и памятную записку в отношении приезда монахинь, т.к. по рекомендации Министерства Религий, Миссия подавала свои ходатайства с соответствующими анкетами, в иммиграционное
бюро Министерства внутренних дел.
В Министерстве Религий я получил ответ, что, несомненно, духовенство получит визы, но для приезда монахинь есть много препятствий, что заставляет сомневаться в положительном решении вопроса, т.к. духовенство приезжает и уезжает, а монахини остаются. Я возразил, что это не так: «из тринадцати монахинь, приехавших из СССР, трое уехали обратно, на их место никто не прибыл. В Горненском монастыре за время, с 1 января 1956 года умерли пять монахинь, на их место никто не принят. В Горненском монастыре больше половины состава имеет возраст около 80 лет. Думаю, что эти монахини не могут считаться полноценными для монастыря. Они только требуют за собой ухода, а для этого там нет людей». Со мной согласились и предложили написать список монахинь, возраст которых более семидесяти лет. Было высказано предположение, что такой список может ускорить разрешение на въезд для новых монахинь. Список был вскоре составлен и подан по назначению. Оказалось таких монахинь 25 человек. В сопроводительном письме я указывал, что задержка приезда пополнения в Горний нарушает нормальную жизнь монастыря» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 33).
В начале 1958 года пополнение прибыло. Архимандрит Никодим в докладе митрополиту Николаю от 14 марта отчитывался:
«Монахини прибыли благополучно, неделю прожили в Миссии. За это время они посетили все святые места в Иерусалиме, потом уже отправились в Горний, где им была организована хорошая встреча. Сразу чувствуется та помощь, которую оказывают прибывшие. Все они пока на разных послушаниях, только две из них имеют постоянные послушания: монахиня Мария Косьмина стала монастырской портнихой и помощницей ризничей, а инокиня Мария Ступак -помогает на кухне. Некоторые из них чувствуют себя неважно. Очевидно это действие нового климата. Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство, в недалеком будущем пополнить монахинями Горненский монастырь. Минимальное число монахинь, до которого необходимо довести состав сестер - это тридцать человек, а в настоящий момент их только 18. Когда
будет набрана новая группа, я просил бы сообщить все необходимые анкетные сведения, т.к. я надеюсь, что через Министерство религий мы сможем ускорить выдачу израильских виз» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 6-7).
В целом, жизнь монастыря текла по обычному руслу. Почти все вновь прибывшие сестры освоились на новом месте достаточно быстро, и активно включились во все монастырские послушания.
Несмотря на прибывшее пополнение, нехватка сестер по-прежнему была ощутимой. Архимандрит Никодим писал по этому поводу:
«Из прибывших монахинь почти все время болеет инокиня Мария Ступак и инокиня Таисия Кампо. Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство ускорить набор следующей партии монахинь для приезда сюда» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: 8-9).
«Не поправились еще монахиня Гликерия (Вакаров) и инокиня Таисия (Кампо). Инокиня Мария Ступак сейчас направлена на послушание в Яффский сад, и там стала чувствовать себя гораздо лучше. В последнюю неделю началось кровохаркание у монахини Викторины. Есть предположение, что у нее может быть туберкулез. Сейчас она проходит курс лечения и исследования.
Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство, если это возможно, ускорить набор новой группы монахинь для присылки их в Иерусалим» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: 49).
К сожалению, проблема нехватки сестер в Горненском монастыре так и не была разрешена ни при архимандрите Никодиме, ни при его преемниках.
Кроме этого, были и другие моменты, осложнявшие и без того непростую жизнь обители. Летом 1958 года израильским правительством без всякого предупреждения была экспроприирована часть земли Горненского монастыря.
Архимандрит Никодим писал об этом:
«5 июня с.г. израильские рабочие на земле Горненского монастыря начали устройство проволочного забора, которым отчуждается большая площадь земли. Я, узнав об этом, сразу посетил Министерство Религий, где заявил протест против
захвата нашей земли. Оказалось, что к работам приступили на основании закона об экспроприации от 1953 и 1955 гг. Никакой возможности на прекращение работ, и оставление в неприкосновенности наших границ, нет. Израильские власти согласны только на переговоры о компенсации. В ближайшие дни должна состояться встреча с представителями израильской стороны, чтобы выяснить, каковы их взгляды на этот вопрос и возможные детали.
Мнение Посла СССР М. Ф. Бодрова по этому вопросу таково: войти в переговоры с израильскими властями о компенсации, договориться на денежное возмещение нашего ущерба и составить план новых границ. Этот план израильские власти зарегистрируют, чем утвердится наше право владения, т.к. сейчас нет официального оформленного плана этого участка, нет и кушана на владение.
Если Вы, Ваше Высокопреосвященство, не благословляете действовать так, то почтительнейше прошу Вас, в возможно короткий срок сообщить, что предпринимать в данном случае» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 58-59).
Переговоры с властями были долгими и сложными. В июле архимандрит Никодим пишет в очередном докладе:
«18 июня с.г. я встретился с заведующим экспроприированными землями Министерства финансов г-ном Цафрир по вопросу о возможности компенсации. Кроме Цафрира с израильской стороны в разговоре участвовали главный правительственный оценщик Эльман и из Министерства Религий д-р Кольби. Договорились, что Цафрир составит план с точными границами и площадью экспроприированной земли, и затем будем договариваться о цене на землю. В настоящий момент составляется этот план, и я думаю, что дней через десять переговоры наши закончатся» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 83).
Эти надежды не оправдались. Переговоры затянулись более чем на полгода, в связи с сильным занижением правительственными оценщиками стоимости
экспроприированной земли. Уже после возвращения на Родину архимандрит Никодим докладывал:
«За экспроприированную землю в Горнем сначала давали
13,5 тысяч изр. ф. Я поручил это дело адвокату Варшире и перед самым моим отъездом он сообщил, что за эту землю правительство Израиля согласно заплатить Миссии 28 тысяч изр. ф. Посол СССР в Израиле М.Ф. Бодров советует с этой суммой согласиться. Акт об этом должен совершить о. Никодим (Руснак)» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 269: л. 13).
Другим важным вопросом было состояние монастырских зданий и дорог. Серьезного ремонта не было уже много лет, не хватало средств.
В своих докладах о жизни Миссии архимандрит Никодим писал митрополиту Николаю:
«В Горненском монастыре делаем небольшие ремонты во многих зданиях. Все там состарело, много лет не было починок, поэтому понемногу все нужно поправлять.
Там же начали постройку каменной хорошей лестницы от святых ворот до церкви. Эта дорога имеет ужасный вид особенно при сравнении с соседним католическим монастырем. Эта лестница строится нами на средства, оставшиеся после умерших монахинь» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 31).
«В Горнем идет постройка новой широкой лестницы от св. ворот до храма (на деньги, оставшиеся после умерших монахинь). К Пасхе думаем ее закончить. Кроме того, в Горнем еще произведено расширение и капитальный ремонт кухни» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 47).
Еще одной важной задачей было проведение в монастырь электричества. 15 августа архимандрит Никодим пишет митрополиту Николаю:
«Почтительнейше прошу Вас преподать благословение на проведение электрического освещения в Горненском монастыре. Необходимость этого очевидна, т.к. электричество имеется во всех домах селения Айн-Карем, около которого расположен наш монастырь, кроме того, в настоящий момент, два католических монастыря, соседние с Горним, проводят себе электричество. Эта проводка, ввиду дороговизны всей линии подводки от селения до монастырей, должна быть сделана коллективно нами и католическими монастырями. Католики уже внесли необходимые средства для начала работ в электрическую компанию. Теперь дело за нами.
Наша Миссия воздерживалась от конкретных шагов в этом вопросе, т.к. ожидали, что около монастыря пройдет линия до следующего израильского населенного пункта, что весьма снизило бы наши затраты.
Проведение этой израильской электролинии мимо нашего монастыря отложено. Теперь мы должны включиться в общий пай с католическими монастырями.
Наш отказ от проведения электричества в Горненский монастырь невыгодно отразится на престиже нашей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» (ГА РФ Ф. 6991, оп. 2. Дело 241: л. 102).
Часть этих вопросов была решена при архимандрите Никодиме, часть при его преемниках, но по-настоящему, жизнь Горненского монастыря нормализовалась только в конце ХХ века.
ЛИТЕРАТУРА
Каптерев. Н. 1898. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). - В сб. Православный Палестинский Сборник, т. 15, вып. 1(43). СПб. 841 с. - [Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). 1997. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь]. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 6991, оп. 2. Дело 241. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 6991, оп. 2. Дело 269.
Получена / Received: 15.09.2015 Принята/Accepted: 15.10.2015