14. Метелева С.Д. Двести дней в джихаде. Спецкорр. «МК» провела полгода в террористической организации // Московский комсомолец. - 2004. -19 июля.
15. Ольшанский Д.В. Психология террора // Академический Проект. -2002. - С. 319.
16. Откровения террористки: «Я догадывалась, что должна совершить теракт путём самоубийства» // Известия. - 2004. - 3 февраля.
17. Петров А. Хиджаб замедленного действия // НГ-религии. - 2004. -21 июля.
18. Розин В.М. Мусульманка и её мир // Россия и мусульманский мир. -2005. - № 9 (159). - С. 156-178.
19. Романов П.В. Женщины-террористки в интерпретативных моделях российских СМИ // Полис. - 2003. - № 6. - С. 144-54.
20. Сажнева Е.С. Замужем за джихадом // Московский Комсомолец. -2001. - 2 октября.
21. Ханелис В.В. С точки зрения психиатра, террорист-самоубийца, как правило, абсолютно здоров // Известия. - 2004. - 13 сентября.
22. Шарафутдинова Э.Ф. Женский терроризм в контексте исламского интегризма // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2011. - № 4. - С. 170-180.
23. Юзик Ю.В. Невесты Аллаха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/327620/read.
24. Якупов М. Т. Современный джихад (социально-философский анализ) // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14, № 2. - С. 579-584.
ПОЛОЖЕНИЕ ЕГИПТА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ АВГУСТЕ
© Митрофанова Л.А.*
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
Статья посвящена вопросу о положении Египта в Римской империи при Августе. В статье анализируется система управления римскими провинциями: деление провинций на императорские и сенатские, полномочия императора и сената при решении вопросов, связанных с управлением провинциями. С опорой на источники и литературу показывается важность Египта для Августа и исходя из этого уникальный статус Египта среди других провинций Римской империи.
Ключевые слова Октавиан Август, Египет, провинции.
* Аспирант кафедры Всемирной истории. Научный руководитель: Панов А.Р., профессор кафедры Всемирной истории, доктор исторических наук.
2 сентября 31 г. до н.э. при Акции состоялось сражение между Октавиа-ном и Антонием: итогом битвы стало бегство Антония и Клеопатры, победа Октавиана (Vell., II. 85; Flor., IV 11; Plut., Ant. 68; Dio Cass., L. 2). В Египте Октавиан появился в следующем году. При переговорах Антоний просил разрешить ему провести остаток своих дней если не в Египте, то хотя бы в Африке, частным лицом, а Клеопатра - передать власть над Египтом ее детям. По словам Плутарха, просьбу Антония Цезарь отверг, а Клеопатре отвечал, что ей будет оказано полное снисхождение при одном условии - если она умертвит или изгонит Антония (Plut., Ant. 72); как известно, Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством. Смерть последней представительницы династии Лагидов позволила Октавиану взять Египет в собственное управление, не предоставляя освободившийся престол кому-либо из претендентов [6, с. 492]. Октавиан превратил Египет в провинцию (Suet., Aug. 18), что, бесспорно, стало закономерным и неизбежным итогом развития римско-египетских отношений [1, с. 378].
В основе провинциальной политики Октавиана Августа лежало провозглашенное им деление всех провинций на императорские и сенатские. В распоряжение сената отошли следующие провинции: Африка, Бэтика, Нарбон-ская Галлия, Македония, Ахайя, Азия, Крит и Киренаика. Императорскими провинциями были Испания (за исключением Бэтики), Галлия, Иллирия, Реция, Норик, Паннония, Мезия, Сирия и Египет; такие императорские провинции как Корсика и Сардиния впоследствии были отнесены к сенатским провинциям [2, с. 470]. «Себе он (Август Цезарь) оставил те области, где необходима для охраны военная сила (это были такие же варварские и соседние с еще не с покоренными племенами области или же бесплодные и неудобные для обработки земли; поэтому жители этих областей при недостатке во всем, имея, однако, множество укреплений, пытаются сбросить иго и проявляют неповиновение); народу же он передал остальные земли, поскольку это были миролюбивые страны, которыми легко управлять без военной силы» (Strato, XVII. 3. 25). Как сообщает Дион Кассий, «... он (Август) возвратил сенату более слабые провинции, потому что они жили в мире и не воевали, сам же взял более сильные, так как они были ненадежны и опасны, или имели на границе врагов, или были сами по себе способны к большим возмущениям...» (Dio Cass., LIII. 12). Такое деление, по мнению Диона Кассия, имело в своей основе желание Августа лишить сенат военной силы (Dio Cass., LIII. 12). В ведение императора отходили вновь завоеванные и пограничные провинции, что свидетельствовало о тесной связи двух проблем: провинций и армии [11, с. 214]. Деление провинций способствовало и разделению казны. Наряду с государственной казной постепенно создается императорская казна, куда поступали средства, полученные от императорских провинций [11, с. 470].
Все провинции, и сенатские и императорские, по распоряжению Цезаря управлялись сенаторами (Dio Cass., LIII. 13). Как сообщают источники, прин-
цип назначения наместников различался: в императорские провинции «Цезарь посылал легатов и прокураторов», а в сенатские провинции «сам народ направлял преторов и проконсулов» (Strabo, XVII. 3. 25). Проконсулы избирались по жребию на один год, не носили военную одежду и меч; легаты же назначались императором на неопределенный срок и имели право носить военную одежду и меч (Dio Cass., LIII. 14). Особого внимания заслуживает характер общения императора с наместниками: император мог назначить переписку с наместниками любого типа, но если легаты сами начинали такую переписку, то проконсулы, лишь отвечали на послания императора, не обращаясь к нему первыми [4]. Как считает Ф. Миллар, проконсулы и пропреторы имели одинаковые полномочия, а отличались лишь способом назначения [4]. Финансовая администрация провинций была представлена прокураторами, которые были из всадников или вольноотпущенников (Dio Cass., LIII. 15). Наместники и прокураторы провинций обычно конфликтовали друг с другом, что усиливало власть принцепса [10]. Кроме того, для контроля над провинциями Август по своему усмотрению мог назначать туда своих посланников.
Таким образом, разделение провинций на императорские и сенатские отражает скорее способ назначения наместников, чем распределение властных полномочий императора и сената. Хотя в историографии устоялось отраженное в наших источниках мнение, что было деление на сенатские и императорские провинции, не подлежит сомнению, что император мог иметь дело напрямую с провинциями обоих типов, сенат же рассматривал дела только отдельных областей провинций [10]. Поэтому можно сказать, что сенат обладал лишь номинальной властью в провинциях, в то время как Август в силу своих полномочий мог вмешиваться в дела сенатских провинций [13, с. 102]: давал распоряжения проконсулам, устанавливал формы управления отдельных провинций, регулировал вопросы местного самоуправления [2, с. 471]. Еще более категоричен в своих оценках Ф. Миллар, считающий использование термина «сенатские провинции» безосновательным [5]: по его мнению, представление о том, что существовало две раздельных сферы власти или административной деятельности, сфера императора и сфера сената, - это всего лишь современная выдумка [3]. В любом случае, независимо от того, насколько практически выраженным было деление провинций на две группы, Египет находился в исключительной компетенции императора.
Важность Египта для Октавиана Августа была обозначена рядом факторов. Во-первых, власть над Египтом способствовала укреплению власти императора в Риме за счет материальных и финансовых ресурсов: Египет играл большую роль в снабжении Италии хлебом [8, с. 58], имел обширные торговые связи и давал правителю большую экономическую силу [9, с. 167]. Во-вторых, Египет имел выгодное географическое положение, и присоединение его к Римской империи ознаменовало установление полного контроля
последней над побережьем Средиземного моря. В-третьих, поскольку Окта-виан принимал личное участие в войне против Антония и Клеопатры, то он мог воспринимать Египет как свою военную добычу. Октавиан сумел представить эту войну борьбой против Египта, претендующего на римские владения на Востоке [1, с. 378].
В «Деяниях» Август сообщает «Египет я подчинил власти римского народа» (27. 1). Как считает А.Б. Ранович, в действительности, Август пытался предстать в Египте в качестве преемника Птолемеев [9, с. 166]. Учитывая тот факт, что последние египетские цари были марионетками в руках сената, Г.С. Дундас полагает, что Август видел свой статус намного выше, чем статус царя Египта [14, с. 443]. После окончания войны Август захватил казну Птолемеев: по словам Светония, «он пустил в оборот столько монет, что ссудные проценты сразу понизились» (Aug. 41. 1). Август преуспел в достижении того, что ранее не удалось в полной мере Помпею, Крассу и Цезарю - контроль над огромными богатствами Египта [16, с. 38]. Сокровищница Птолемеев помогла Августу решить вопрос, связанный с вознаграждением солдат [7, с. 138]. Античные авторы сообщают о значительных податях, которые платил Египет (State, XVII. 12; Vell., II. XXXIX. 2). Статус императорской провинции гарантировал поступление всех податей в казну императора. Также особое место в политике Августа занимал земельный вопрос. Установление римского господства было связано с конфискацией земель. Как и при Птолемеях, категория «царских» земель сохранялась, кроме того при Августе она значительно увеличилась за счет конфискованных земель египетских храмов [9, с. 175]. С одной стороны это был способ увеличения доходов казны, а с другой, способ подчинения египетского жречества [14, с. 447]. Таким образом, Египет играл важную роль в укреплении и поддержании власти Августа, и рассматривался последним как источник дохода для императорской казны.
В Египет Октавиан Август сам назначал префекта из числа всадников (Dio Cass., LIII. 13). Сенаторам же даже въезд на территорию провинции был запрещен без именного разрешения императора (Dio Cass., LI. 17; Suet., Tib. 52. 2). Префект имел большие полномочия: являлся главнокомандующим размещенных там контингентов (в Египте было расквартировано 3 легиона, 9 когорт, 3 алы вспомогательных войск), решал вопрос о войне и мире, являлся высшей судебной инстанцией (State, XVII. 12). Должность префекта считалась одной из высших в рамках управления провинциями Римской империей: как пишет Страбон, «... посылаемый (т.е. префект) замещает царя...» (State, XVII. 12).
Префект Египта зависел только от императора, который его назначал и лишал занимаемой должности по своему усмотрению. При этом Август стремился не допустить выхода египетского наместника из-под контроля [13, с. 102].
Показательным примером этого служит дело Гая Корнелия Галла. По сообщениям Евтропия, Корнелий Галл был первым префектом Египта (VII. 7). Галлу был предоставлен уникальный статус, который он пожелал еще более возвысить, что вызвало подозрения Августа в его нелояльности: Корнелий Галл, как сообщает Дион Кассий, был обвинен в роспуске сплетен об Августе и действиях, подрывающих авторитет императора (на пирамидах делал надписи о своих деяниях, по всей стране выставлял свои статуи) (LIII. 23). Также отмечается, что при проведении внутренней политики Галл пользовался жестокими методами: так при подавлении восстания в центре страны был разрушен город Фивы (Amm., XVII. 4. 1). В итоге, Август лишил Галла занимаемой должности, запретил появляться в своем доме и своих провинциях (Suet., Aug. II. 66), а сенат решил конфисковать его имущество (Dio Cass., LIII. 23).
Одной из высших должностей в системе управления Египтом была должность идиолога. Его основной задачей был надзор за всякой выморочной собственностью и за имуществом, которое должно было отойти к Цезарю (Strato, XVII. 12). Помимо этого, к его полномочиям относят контроль над доходами египетских храмов, но в вопросы веры идиолог не вмешивался [2, с. 492]. Свою деятельность он осуществлял через прокураторов, архиереев, архиди-кастов [9, с. 171]. Прокураторы собирали налоги и производили предписанные траты (Dio Cass., LIII. 15), архиереи контролировали деятельность египетских религиозных учреждений [15, с. 267], а архидикаст являлся верховным судьей.
Октавиан Август сохранил элементы системы управления Птолемеев: по словам Страбона, «один - эксегет, имеет попечение о нуждах города; другой - государственный секретарь; третий - верховный судья, четвертый -начальник ночной стражи» (Strato. XVII. 12). Учитывая тенденцию вытеснения из системы управления туземных элементов, эти должности занимали римские граждане [6, с. 504].
В административном устройстве римляне сохранили деление на Верхний и Нижний Египет, как это было при Птолемеях. Правители провинций назначались из египетских греков, а впоследствии из римских всадников [6, с. 504]. Сохранилось также и деление на номы, во главе которых стояли стратеги. Во главе нескольких номов, соединенных вместе, стоял эпистратеги, причем их полномочия при римском господстве изменились: если при Птолемеях в их руках была сосредоточена военная власть, то в римскую эпоху эпистра-теги обладали только гражданскими полномочиями [2, с. 493]. При стратегах находились эпиграмматевсы, распоряжавшиеся всеми делами [2, с. 493]. Номы делились на округа (топы), состоявшие из нескольких поселений (ком): топы и комы управлялись чиновниками, назначавшимися центральной администрацией. В сельской местности представителями администрации были номархи и комаграмматеи, сельские писари, но эти должности считались скорее обременительными, чем почетными [6, с. 505]. В Египте привилеги-
ей на самоуправление пользовались Александрия (она играла огромную роль в снабжении Рима хлебом и торговли с Востоком) [15, с. 268], а также Навкратис и Птолемаида, что является сохранением той ситуации, которая сложилась уже при Птолемеях [2, с. 492].
Таким образом, положение Египта в Римской империи при Августе отличалось от положения других провинций. Это было связано со значением Египта лично для принцепса: данная провинция рассматривалась Августом как источник ресурсов для укрепления императорской власти, и император в связи с этим стремился не допустить вмешательства сената в дела Египта. При включении Египта в состав Римской империи сохранялась преемственность с системой управления страной, сложившейся при Птолемеях, но были внесены изменения, целью которых являлось установление полного контроля императора над провинцией.
Источники:
1. Аммиан Марцеллин. Деяния. (отрывки из книг XVII, XIX, XXV) / Я.Н. Любарский // Историки Рима. - М.: Художественная литература, 1970. -С. 403-437.
2. Веллей Патеркул. Римская история / А.И. Немировский, М.Ф. Дашкова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. - 211 с.
3. Евтропий. Бревиарий от основания Города / Д.В. Кареев, Л. А. Самут-кина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 305 с.
4. Деяния божественного Августа // Шифман И.Ш. Цезарь Август. - Л.: Наука, 1990. - С. 189-199.
5. Дион Кассий. Римская история. Кн. 53 // Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 176-189.
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. Т. II / С.П. Маркиш. -М.: Наука, 1994. - 674 с.
7. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / М.Л. Гаспаров. -М.: Изд-во «Наука», 1993. - 368 с.
8. Страбон. География: в 17 кн. / Г.А. Стратановский, С.Л. Утченко. -М.: Ладомир, 1994. - 957 с.
Список литературы:
1. Беликов А.П. Рим и эллинизм. Основные проблемы политических, экономических и культурных контактов: дисс. ... д.и.н. - Ставрополь, 2003. -423 с.
2. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и сущность. - М.: Л.: АН СССР, 1949. - 686 с.
3. Миллар Ф. Государство и подданный: воздействие монархии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://апаеп1готе.ш/риЪ11к/а1Ис1е.Ыт?а= 1343986967.
4. Миллар Ф. Император, сенат и провинции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1324318392.
5. Миллар Ф. «Сенатские» провинции: институционализированный призрак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/ publik/article. htm?a=1361947188.
6. Моммзен Т. История Рима. Том 5. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. - М.: Издательство Иностранной литературы, 1949. - 631с.
7. Неродо Ж.П. Август. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 348 с.
8. Парфенов В.Н. Император Цезарь Август: армия, война, политика. -СПб.: Алетейя, 2001. - 278 с.
9. Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. - М.; Л.: АН СССР, 1949. - 263 с.
10. Смышляев А.Л. Характер принципата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article. htm?a=1293446283.
11. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М.: Наука, 1969. - 316 с.
12. Ферреро Г. Величие и падение Рима. Ч. 4. - СПб.: Наука, 1998. - 486 с.
13. Шифман И.Ш. Цезарь Август. - Л.: Наука, 1990. - 199 с.
14. Dundas GS. Augustus and the Kingship of Egypt // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. - 2002. - Bd. 51. HBd. 4. - Р. 433-448.
15. Goodman M. The Roman World 44 B.C.-A.D. 180. - L.; N.Y., 2003. -380 р.
16. Shotter D. Augustus Caesar. - London: Routledge, 1991. - 111 р.
ОБРАЗ Б.Н. ЕЛЬЦИНА И ЕГО ЭПОХИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «THE NEW TIMES» В 2007-2013 ГГ.
© Юрчак К.С.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
Статья посвящена изучению формирования образа первого президента России Б.Н. Ельцина либеральным журналом «The New Times» в 2007-2013 гг., анализу основной проблематики статей.
Ключевые слова Б.Н. Ельцин, «The New Times», общественное мнение, проблематика публикаций.
Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа статей, опубликованных либеральным журналом «The New Times», просле-
* Кафедра Исторического образования. Научный руководитель: Лихарева О.А., доцент кафедры Исторического образования, кандидат исторических наук.