ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
Н.Г. МАКАРОВА
Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия
В статье рассматриваются половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.
Исследование учеными самых разных наук проблемы различий между мужчинами и женщинами показывает, что отличительные особенности мужчин и женщин связаны с биологией, психологией пола, уровнем социализации и кросскультурными аспектами, включают следующие блоки факторов:
1-й блок - биологические факторы: биологические признаки; генетические признаки; психофизиологические признаки (половые гормоны);
2-й блок - социальные и психологические факторы: распределение труда в соответствии с половой принадлежностью; присвоение половых ролей: а) подражание ребенком поведению родителей своего же пола; б) подражание ребенком поведению взрослых релевантной группы; идентификация ребенком с собственным полом, его принятие и соответствие поведения с ним, ожидаемое обществом; усвоение социальных норм, общественных установок, гендерных стереотипов, определяющих обществом; оценивание поведения детей в зависимости от пола;
3-й блок - культурные факторы: распределение труда в зависимости от культуры; присвоение гендерных установок, обычаев и особенностей поведения в соответствии с культурой.
Следует учитывать, что «пол» определяется в момент рождения. О «гендере» подобное сказать нельзя, так как осознание человеком своей социальной принадлежности происходит в течение всей его жизни во процессе воспитания, развития и становления как личности, в результате чего он учится тем необходимым нормам поведения, уяснению специфики деятельности. «Пол» является отличительной характеристикой мужчин и женщин по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям, а понятие «гендер» является их отличительной характеристикой по социальному аспекту. Это значит, что мужчина и женщина должны играть определенную социальную роль, соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике деятельности, которые определяются обществом в той или иной культуре в соответствии со своим полом.
Чаще всего люди стараются придерживаются социальных норм, и главной причиной этого является желание человека быть принятым обществом. Такого рода желание достигается путем осуществления следующих механизмов (М1зсЬе1 \¥., 1970):
1) «дифференциального усиления», при котором приемлемое гендерноролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается. Добиваться этой цели можно при помощи родительского воспитания в виде одобрения или не одобрения тех выполненных детьми занятий, соответствующих для гендера;
2) «дифференциального подражания», заключающегося в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и ведет себя в со-ответствии с ней.
Обычно люди выбирают такие ролевые модели в поведении, которые соотносятся с их гендером. Прежде чем перейти к рассматриваемому в данной статье вопросу, важно определить понятие «гендер».
Опираясь на контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, можно выявить сущностные признаки гендера, сводящиеся к следующему:
- социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе ее развития в соответствии с определенным полом, - мужчина и женщина -должны соответствовать определенным социальным правилам и нормам поведения, необходимым обществу в разных культурах, начиная с самого рождения;
- специфика гендера проявляется в социально-психологических отношениях - общение, взаимодействие с другими людьми на уровне поведенческих форм в зависимости от пола;
- гендер определяет набор соглашений личности, отражающий типичные черты, стереотипы, роли, характерные для мужчин и женщин. Гендерные стереотипы выражают установки общества на модели поведения, ожидающие от мужчин и женщин;
- социально-психологический конструкт, представляющий собой сущность, механизм и специфику формирования черт маскулинности и феми-нинности в обществе, которые отражаются в социально-психологических характеристиках;
- социально-психологические характеристики личности, возникающие на основе биологического пола, но обязательно во взаимодействии с другими людьми и отличающиеся по ментальному, эмоциональному и поведенческому признакам;
- гендерные признаки проявляются благодаря социализации личности и в зависимости от культуры, которые изменяются с взрослением личности;
- определяет иерархию социальных отношений между полами и неравенство возможностей - система властных отношений, где мужчина доминирует (общественная сфера), а женщина подчиняется (частная сфера);
- предполагает осознанное принятие собственного пола - осознанное принятие пола - осознанное значение пола.
Несмотря на многочисленные теории, посвященные проблеме половых и гендерных различий, до настоящего времени не существует единого подхода к данной проблеме, что осложняет ее эмпирическое изучение.
Исследование проблемы подтверждает, что в эксперименте в рамках отличительных половых и гендерных особенностей их изучение определяется поставленными психологом задачами:
1) при изучении психических познавательных процессов, личностных особенностей говорят о половых различиях, так как исследования прежде всего направлены на определение различных психологических признаков, а затем уже обращают внимание на половую принадлежность;
2) при исследовании социокультурных и социально-психологических свойств маскулинности, фемининности и андрогинности людей вне зависимости от их биологического пола (ролевые позиции и др.), при изучении ценностных ориентаций, включая направленность на человеческие отношения и семью (фемининность), а также на успешность и достижение целей, (маскулинность) рассматриваются гендерные различия.
Что касается методик изучения гендерных особенностей, то их совсем немного, а именно: методика изучения гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса, методика изучения гендерных установок у детей (полустандар-тизированное интервью В.Е. Кагана), методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида (модификация Т.В. Бендас), методика выявления маскулинности - фемининности (Фрайбургский личностный опросник РР1), методика «маскулинность - фемининность» С. Бэм, методика изучения гендерных стереотипов - опросник, предлагающий для оценки образов: «идеальная женщина», «женщина в отличие от мужчины», «предназначение женщины», «оценка женщины самой себя», изучение гендерной идентичности методом фокус-группы и т.д.
Все перечисленные методики отражают гендерные особенности, но не всегда при их изучении следует использовать только указанные методики. Нередко используют обычные стандартные опросники для изучения личностных характеристик с учетом категории пола. Исключение составляют методики изучения психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также интеллекта, креативности, способностей).
В исследовании установлено, что эмпирическое изучение отличительных особенностей мужчин и женщин в плане их сравнения осуществляется в трех различных направлениях:
1) изучение половых различий (исследования психических познавательных процессов, интеллекта, креативности, способностей);
2) гендерных характеристик (гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных установок, фемининности - маскулинности);
3) гендерных различий (психологических особенностей личности: психических состояний и психических свойств личности; волевой, эмоциональной, мотивационной сферы).
Мы считаем, что в настоящее время возникла необходимость создания методики интегрального плана, способствующей изучению совокупности
качеств, отражающих мировоззренческие, потребностно-мотивационные, ценностно-ориентационные и поведенческо-деятельные компоненты мужчин и женщин. Работа над ее созданием и апробацией осуществляется.
SEX AND GENDER DISTINCTIONS OF MEN AND WOMEN, FEATURES OF THEIR STUDYING
N.G. MAKAROVA
The Chair of Psychology
t Т7лл_Ра11+л1 ЛГГ1
liUVjJVXlUVilk V/liLWi'-'g,!
20, Kosmonavta Volkova St., Moscow, Russia
Tr\fAmotmnol Ра11+л1лгпло1 T
j.IlldilW.liUiiu.X XJ.J.VtC]r;V'XJ.VAVlXI, JjVU I VllLUiUglVUl L'lUVViOHJ
The article considers sex and gender distinctions of men and women, features of their studying.