Научная статья на тему 'Половые гормоны и СТГ как фактор, влияющий на биологический возраст и общее соматическое развитие (в периоде развития)'

Половые гормоны и СТГ как фактор, влияющий на биологический возраст и общее соматическое развитие (в периоде развития) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
609
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНДОКРИННАЯ ФОРМУЛА / ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ / МОРФО-ГОРМОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ГОРМОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Титова Е.П., Савостьянова Е.Б., Савченко Е

Одной из наиболее актуальных проблем современной ауксологии является индивидуальнотипологическая специфика ростовых процессов в связи с общими соматическим развитием. Темпы индивидуального развития представляют собой фундаментальную биологическую характеристику организма человека, а их выраженные сдвиги (акселерация и ретардация) оцениваются как фактор риска в ходе нормального онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половые гормоны и СТГ как фактор, влияющий на биологический возраст и общее соматическое развитие (в периоде развития)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

3. Леса СССР /Отв. Ред. Акад. А.Б. Жуков. - М.: Наука, 1968. - 458 с.

4. Степень, Р.А. Летучие терпеноиды сосновых биогеоценозов. - Красноярск: ИЛиДСО АН СССР, 1992. -38 с.

5. Фитоциды в эргономике. А.М. Гродзинский, М.Н. Макальчук, Я.С. Лещинская и др.- Киев: Наукова думка. - 1985. -186 с.

6. Собчак, Р.О. Комплексная оценка состояния пихты сибирской Abies sibirica Ledeb в условиях городской среды/Р.О. Собчак, О.Н. Дегтярева, Т.П. Астафурова//Хвойные бореальные зоны. - 2004. № 2. - С.100-198.

7. Степень, Р.А., Рогов В.А., Рогов А.В. Летучие экзометаболиты, их свойства и воздействие на растительные организмы и человека. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - 100 с.

© Степень Р.А., Соболева С.В., Воронин В.М., 2017

УДК57

Титова Е.П., кбн, доцент РГУФКСМиТ, Савостьянова Е.Б.,кбн, профессор РГУФКСМиТ, Савченко Е,Л, ст.преп.РГУФКСМиТ.

ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ И СТГ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ОБЩЕЕ СОМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (В ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ)

Аннотация

Одной из наиболее актуальных проблем современной ауксологии является индивидуально-типологическая специфика ростовых процессов в связи с общими соматическим развитием. Темпы индивидуального развития представляют собой фундаментальную биологическую характеристику организма человека, а их выраженные сдвиги (акселерация и ретардация) оцениваются как фактор риска в ходе нормального онтогенеза.

Ключевые слова

Эндокринная формула, пубертатный возраст, морфо-гормональный статус, гормональный профиль.

Введение. Изучение изменчивости морфофункционального статуса современного человека, проявления которой могут быть локальными и разнотипными в различных регионах и популяциях, является одной из составляющих комплексного подхода к всестороннему изучению адаптивной нормы здорового человека

Из числа многочисленных факторов, влияющих на дифференциацию как темпов развития, гормоны, несомненно, принадлежат к наиболее эффективным факторам.

Специфические сочетания скоростей роста на протяжении перипубертатного периода способствуют формированию разнообразных морфофенотипов, в которых отражён полиморфизм телосложения.

Гормоны принадлежат к факторам, наиболее эффективно влияющим на дифференциацию темпов развития.

Методы и организация исследований

В настоящем исследовании применен биотипологический подход к анализу индивидуальной изменчивости гормонального статуса в пубертасе мужчин.

Для решения этой задачи мы придерживались следующих методических предпосылок:

1)выбор периода онтогенеза, характеризующегося достаточно чёткими взаимосвязанными сдвигами в гормональном и соматическом статусе;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

2)необходимость максимального сужения хронологического интервала при достаточной численности и этнической однородности обследованного контингента лиц;

3) проведение предварительного анализа дополнитиельной внутри - и межиндивидуальной изменчивостинаиболее изученным гормональным показателям

4) Выбран ряд гормонов - наиболее информативных для этого возраста: половые гормоны и СТГ -ведущие анаболические факторы роста и развития в пубертатном периоде.

Обследована группа из 100 здоровых юношей в возрастном интервале 14 лет 9 месяцев - 15 лет 6 месяцев.( т.е в интервале, меньше годового, обычно принятого в антропологических работах для этого периода онтогенеза).

Оценка содержания гормонов в плазме и (тестостерон, эстрадиол,прогестерон, СТГ,) осуществлялась радииммунологическим методом с помощью kit- ре тов "GEA-IRE-SORIN". Репрезентативность однократного определения гормонов потверждена данными продольного месячного наблюдения индивидуального гормонального профиля в группе из 10 юношей: коэффициенты корреляции однократного и ежедневного (по результатам пяти определений) гормональных показателей достоверны во всех случаях.

Учитывались: социальная однородность группы, сезонность, режим дня, питания, степень физической нагрузки. Оценка биологического возраста осуществлялась на основе наиболее информативного для зрелого пубертаса критерия полового развития.

В качестве наиболее информативного критерия биологического возраста нами использована формула полового развития. Хорошо известно, что и основная формула и, прежде всего, показатель Р (пубальное оволосение) реально и тесно коррелирует со стадиями полового созревания, а также со скелетным возрастом (коэффициент корреляции порядка +0,6-+0,7 в указанном возрастном интервале)

Соматическая характеристика подростков основывалась на широкой антропометрической программе из 30 признаков, характеризующих развитие основных компонентов сомы, пропорции тела, физическое развитие. Определялись: длина и масса тела, окружность грудной клетки, ее сагиттальный и поперечный диаметры, ширина плеч и таза, длина руки, ноги, бедра, голени, стопы, длина туловища, четыре эпифизарных диаметра, четыре обхватных размера конечностей и двенадцать кожно-жировых складок - на туловище и конечностях.

Полученные данные подвергались стандартной статистической обработке. Вычислялись для морфологических и гормональных признаков общепринятые статистические параметры - средняя, среднее статистическое отклонение, коэффициент вариации и их ошибки, а также коэффициенты асимметрии и эксцесса. В работе применялся аппарат корреляционного и дисперсионного анализа.

При выделении соматотипов использовалась соматометрическая программа из 30 признаков, характеризующих соотношения компонентов сомы, пропорции тела, физическое развитие (длина и вес тела, обхват грудной клетки, её сагиттальный и поперечный диаметры, ширина плеч и таза,длина руки, ноги и туловища, 4 эпифизарных диаметра, 4 обхватных размера конечностей и 12 кожно-жировых складок на туловище, конечностях и животе).Проведено ранжирование каждого из этих показателей на основе величины среднего квадратического отклонения по 3-бальной шкале с выделением вариантов: среднего (балл2), в пределах M±0.67o; высокого (балл3), больше M+0,67o и низкого (балл 1), менее M-0,67o.

В работе показана четкая тенденция к сохранению индивидуального уровня секреции гормонов, т.е. стабильность индивидуально-гормонального профиля (СТГ, эстрадиола и тестостерона).

Результаты исследования и обсуждение

В табл. 1 и на рис.1 приведены гормональные характеристики основных конституциональных типов. Обращает на себя внимание, что «средние» профили эндокринограмм ни в одном случае не выходят за пределы ±0.67о от общегрупповых значений средних, т.е. ни один из нормальных соматотипов не отклоняется от среднего уровня в сколько-нибудь значительной степени. В этом отношении все конституциональные типы видут себя однозначно.

Таблица 1

Комплексная морфо-гормональная характеристика основных соматотипов 15-летних мальчиков

Признаки Типы

Астеноидный n=24 Торакальный n=26 Мускульный n=30 Дигестивный n=15 M±m(M) n=100

Основная формула телослож. М1,4Е1,5 М1,9Е2,1 М2,5Е2,0 М2,0Е2,7 М1,9Е1,9

Длина тела, см 168,6 167,1 173,8 168,5 169,9±6,36

Масса тела, кг 53,8 57,1 67,4 68,2 61,5±9,02

Обхват грудной клетки, см 77,0 78,5 83,8 82,8 80,8±5,70

Формула полового развития Р2,8АХ2,1 Р3,1АХ2,3 Р3,2АХ2,8 Р3,3АХ2,4 Р3,2АХ2,4

Тестостерон, нг/мл 1,03 0,93 1,20 0,88 1,09±0,42

Эстрадиол, пг/мл 38,5 27,1 29,6 25,4 29,0±15,0

Прогестерон, нг/мл 0,13 0,11 0,11 0,15 0,13±0,08

СТГ, нг/мл 1,51 1,23 1,68 1,12 1,45±1,08

Рисунок 1 - Эндокринограмма конституциональных типов при среднем и ускоренном развитии (вариант С+А)

Рисунок 2 - Эндокринограммы Р и С+А вариантов биологического возраста при одном и том же соматотипе. а) астеноидный тип конституции; б) торакальный тип конституции. Р - ретардированный вариант полового развития: С+А - среднее и акселерированное развитие

Сопоставление эндокринограмм рис.2 позволяет обосновать следующие положения.В пределах каждого соматотипа существует некоторая общая компонента изменчивости, зависящая от степени полового развития. Это, прежде всего, повышение тестостерона и снижение кортизола в соответствии с градиентом биологического возраста. При выделении 3-х вариантов полового развития: ретардированного, среднего и акцелерированного различия в крайних типах, то есть акцелерированном и ретардированном, по уровню кортизола достоверны во всех случаях (Р<0,05); по уровню тестостерона достоверны везде, кроме торакального типа (Р<0,05); особенно велики они у юношей ретардированного (М1) и акцелерированного (Мз) мускульного типа (Р<0,001). Во всех сопоставлениях четко выявляется антагонизм тестостерона и кортизола.

При сравнении эндокринограмм разных соматотипов при одном и том же биологическом возрасте можно предположительно выделять и те их особенности, которые отражают специфические конституциональные различия в гормональном статусе.

Это, по-видимому, повышенный уровень эстрадиола у астеноидов. Все различия с другими соматотипами по этому показателю достоверны не только по общим средним значениям (Р<0,005-0,001), но и в большей части сопоставлений в пределах одного и того же биологического возраста. Так, например,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

при формуле РзАхз Р<0,05-0,001 во всех случаях. Типичность астеноидного типа выявляется и по индексу эстрадиол-тестостерон - наибольшему изо всех при среднем половом развитии. Возможно, что «слабость» телосложения астеноидного типа в известной степени объясняется воздействием эстрадиола, повышенная секреция которого тормозит анаболическое влияние андрогенов [1]. Такое ингибирующее воздействие эстрогенов показано и в эксперименте[ 3].

Для перипубертатных мальчиков, высказывается предположение, что связь весо-ростового индекса с эстрогенами здесь (в отличие от женских групп), скорее, обратная. С этой же точки зрения можно, вероятно, объяснить и общее снижение полового развития и минимальное значение показателя андроморфии у подростков астеноидного типа. Специфика торакального типа состоит в его наибольшей близости к «среднему» уровню по преобладающей части гормональных показателей, как и по показателям соматического развития. При «средней» эндокринной формуле (отклонения всех гормонов в пределах M±o) преобладающим (46%) является торакальный тип; астеноидный и мускульный встречаются вдвое, а дигестивный и неопределенный - в четыре раза реже. В этом случае основная конституциональная и половая формула тоже «средние» (М2Е2, и РзАх2,5). Можно полагать, что и при сходном биологическом возрасте сохраняются эти тенденции наибольшего приближения к «среднему» уровню эндокринных показателей у подростков торакального типа, особенно, в его ретардированном варианте.

Очень велик масштаб различий эндокринной формулы у ретардированногс и акцелерированного вариантов мускульного типа; именно здесь максимальный размах в уровне тестостерона (1,3 g), СТГ (1,1g) и кортизола(1,ЗG). Поэтому варианты биологического возраста этого соматотипа проявляют наибольшие различия и по соотношению тестостерон:СТГ. Так, у ретардированных юношей этот индекс примерно втрое ниже общегрупповой средней (соответственно, 24,4 и 77,2%), тогда как у объединенного среднего и акцелерированного вариантов полового развития он уже значительно превышает среднюю арифметическую (92,23%). Именно у 15-летних мальчиков мускульного типаа, в первую очередь, и проявляется перестройка механизмов регуляции ростовых процессов. Особенно контрастны крайние варианты - ретардированный с максимальным уровнем СТГ и акцелерированный с повышенным тестостероном (различия по обоим гормонам достоверны, Р<0,05-0,001). Отсюда следует и достоверная отрицательная связь СТГ и тестостерона у подростков мускульного типа (коэффициент корреляции -0,22) при наличии лишь тенденции к такой зависимости в среднем по группе. Примечательно, что длина тела у относительно ретардированных мускульных мальчиков с максимальным уровнем СТГ (2,66 нг/мл против 1,42 нг/мл, т.е. близкой к средней, в варианте С.+А.) тоже наибольшая (177,8 см), тогда как при акцелерации полового развития юноши того типа имеют наименьшую изо всех длину тела (171,8 см), но максимальный уровень тестостерона (1,54 нг/мл).

Наконец, подростки дигестивного типа, видимо, тоже сохраняют специфику гормонального статуса и при разном биологическом возрасте: это повышение прогестерона на фоне некоторого снижения СТГ, кортизола и тестостерона.

При выделении трёх вариантов полового развития:1 (относительно ретардированного) с основной формулой P1-3Ax0-2,5 , II (среднего) с формулой P3Ax3 и III (относительно акселерированного) с формулой P3-4Ax3-3,5 - вясняется, что все они педставлены в каждом соматотипе, исключая астеноидный, где существуют лишь I и II варианты (1A и A2 ).

Выводы

Таким образом, выявленная дифференциация тестостерона по вариантам биологического возраста при одинаковом хронологическом в исследованной группе соответствует характеру его возрастной динамики.

В работе показана четкая тенденция к сохранению индивидуального уровня секреции гормонов, т.е. стабильность индивидуально-гормонального профиля (СТГ, эстрадиола и тестостерона).

Список использованной литературы:

1.Розен В.Б. Основы эндокринологии.- М.: Высшая школа .-с. 342-346.

2.Хрисанфова Е.Н. Гормоны и биологический возраст человека в периоде развития.// Вопросы антропологии.-1980.№52 с.36-53

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

3. Brinkman et al A specific act[on of estradiol on enzymes involved in testicular steroidogenesis.//Biol reprod.-1985.-23.-№4. P.801-809.

©Титова Е.П., Савостьянова Е.Б., Савченко Е.Л.,2017

УДК 57.042

В.М. Чиглинцев, к.б.н.,

доцент Нижневартовский государственный университет, г.Нижневартовск, РФ М.Э. Алиева студентка 3 курса направления подготовки: Безопасность жизнедеятельности, Нижневартовский государственный университет,

г. Нижневартовск, РФ

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В ХМАО-ЮГРЕ

Младший школьный возраст охватывает детей в возрасте от 6 до 10 лет. В этот период у ребенка происходит активная адаптация к школе, к ее условиям и режиму, так же для детей характерна высокая утомляемость. Ведущей деятельностью становится учебная, меняется ритм жизни ребенка, появляются не совсем привычные для него обязанности. На данном этапе очень важным критерием является сохранение и укрепление здоровья детей, к примеру, у детей в этом возрасте формируется осанка, поэтому очень важно следить за тем, в каком положении сидит ребенок, как он ходит, ведь не соблюдение правил может привести к сколиозу. На сегодняшний день очень жестко стоит проблема здоровья молодого поколения. Очень много проживающих на территории ХМАО-Югры страдают заболеваниями сердечно- сосудистой и дыхательной системы [1, стр. 20; 2, стр. 14; 3, стр. 123; 4, стр. 3; 5, стр. 322; 6, стр. 26]. Ключевые слова: гипосомия, гиперсомия, плоскостопие, сколиоз.Данное исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 в г.Нижневартовске. По нашим показателям мы выявили, что большая часть детей младшего школьного возраста (83,8 %) относятся ко II группе здоровья. К I группе здоровья относятся 3,9% детей, к III -12%, к IV - 0,3 % и к V - 0% (График № 1). График № 1. Группы здоровья младшего школьного возраста. На сегодняшний день очень важно правильно определить группу здоровья и правильно организовать учебно-тренировочные занятия в каждой группе. К основной физкультурной группе относится большее количество детей, что составляет 87,3%, к подготовительной группе - 11,6% школьников, к специальной - 1% и число освобожденных младших школьников составляет 0,5% детей (График №2). График №2. Физкультурная группа младших школьников. Физическое развитие детей находится на достаточно высоком уровне, 73,46% - п-сомия, т.е. ростовые и весовые показатели находятся в норме, гипосомия (умеренная задержка ростовых и весовых показателей ребенка) -7,44%, гиперсомия (превышение нормы в ростовых и весовых показателях ребенка) - 19,09%. Следовательно, основная масса школьников младшего возраста находится в пределах нормы (73,4%) (График №3). График №3. Физическое развитие младших школьников. Следующим этапом мы проверили отклонения связанные с нарушением зрительного аппарата. По нашим данным нарушению зрения подвержены 45,37% первоклассников, 19,76% второ- и третьеклассников в равном количестве, и 15,11% четвероклассников (График №4). График №4. Нарушение зрения в младшем школьном возрасте. Количество младших школьников с нарушением речи составляет: в 1 классах - 47,38%, во 2классах - 39,47%, в 3 классах - 7,89%, в 4 классах - 5,26%. Следовательно, младших школьников в первом классе с нарушением речевого аппарата составляет наибольшее количество - 47,3% и с возрастом наблюдается снижение до 5,2 %. (График №5).График №5. Нарушение речи в младшем школьном возрасте. Очень важным аспектом в развитии костно-мышечного аппарата является формирование правильной осанки именно в младшем школьном возрасте, когда мышечный каркас не достаточно развит и приводит к быстрому утомлению. Чтобы снизить риски нарушения осанки необходимо правильно подбирать формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.