Научная статья на тему 'ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ'

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / САМООЦЕНКА / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / Я-РЕАЛЬНОЕ / СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ВИДЫ МОТИВАЦИИ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕПРОДУКЦИЯ / АЛЬТРУИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна, Рыжов Борис Николаевич, Котова Ольга Викторовна

Статья посвящена сравнительному анализу индексов четырех социоцентрических видов мотивации: самореализации, нравственности, репродукции и альтруизма, полученных по результатам теста системного профиля мотивации (СПМ) и самооценки этих видов мотивации в молодежной выборке. В настоя щей работе для обозначения индексов мотивации, полученных с использованием методики оценки мотивационного профиля личности (СПМ) используется термин «Я-реальное». Для обозначения этих индексов, полученных с использованием методики самооценки мотива ционного профиля личности, - термин «Я-идеальное». Цель работы состоит в исследовании половозрастных особенностей динамики Я-идеального социоцентрических мотиваций в эпоху юности и молодости. Материалы, представленные в статье, являются продолжением системного исследования половозрастных особенностей мотивационно-ценностной сферы личности. Обследование проводилось в 2020- 2021 гг. Общая численность обследуемых составила 252 человека обоих полов в возрасте от 17 до 36 лет. В результате исследования выявлены существенные различия соотношения Я-реального и Я-идеального в мужской и женской выборках. В женской выборке на протяжении всего исследованного периода самооценка индексов мотивации самореализации и нравственности достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. В то же время самооценка индексов репродуктивной и альтруистической мотиваций как в юности, так и в молодости достоверно ниже этих индексов Я-реального. В отличие от этого в мужской выборке самооценка большинства индексов социоцентрических видов мотивации не имеет существенных различий с индексами Я-реального. Исключение составляют показатели мотивации нравственности в юности (17-24 года) и поздней молодости (30-36 лет). В этих возрастных диапазонах индексы мотивации нравственности Я-идеального у мужчин достоверно превышают соответствующие индексы Я-реального. В целом полученные данные свидетельствуют о более высоком социальном давлении, которому в юности и молодости подвергается самооценка мотивации у женщин в сравнении с мужчинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND AGE FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF SOCIOCENTRIC TYPES OF MOTIVATION

The article is devoted to the comparative analysis of the indices of four sociocentric types of motivation: self-realization, morality, reproduction and altruism, obtained by the results of the motivation system profile test (SPM) and self-assessment of these types of motivation in the youth sample. In this paper, the term “I-real” is used to denote the motivation indices obtained using the methodology for assessing the motivational profile of a person (SPM). To denote these indices obtained using the methodology of self-assessment of the motivational profile of the individual, the term “I-ideal” is used. The purpose of the work is to study the gender and age characteristics of the dynamics of the I-ideal sociocentric motivations in the era of adolescence and youth. The materials presented in the article are the continuation of the systemic study of the gender and age characteristics of the motivational and value sphere of personality. The survey was conducted in the period 2020-2021. The total number of subjects was 252 people of both sexes aged 17 to 36 years. As a result of the study, significant differences in the ratio of the I-real and the I-ideal in male and female samples were revealed. In the female sample, throughout the studied period, the self-esteem of the indices of motivation for self-realization and morality significantly exceeds the corresponding indices of the I-real. At the same time, the self-esteem of the indices of reproductive and altruistic motivation both in adolescence and youth is significantly lower than these indices of the I-real. In contrast, in the male sample, the self-esteem of most indices of sociocentric types of motivation has no significant differences with the indices of the I-real. The exception is the indicators of moral motivation in ado lescence (17-24 years) and late youth (30-36 years). In these age ranges, the indices of the motivation of the I-ideal morality in men significantly exceed the corresponding indices of the I-real. In general, the data obtained indicate a higher social pressure to which women's self-assessment of motivation in comparison with men's is subjected in adolescence and youth.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ»

Психологические исследования

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ

Е. С. Романова, МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru, Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru

Статья посвящена сравнительному анализу индексов четырех социоцентрических видов мотивации: самореализации, нравственности, репродукции и альтруизма, полученных по результатам теста системного профиля мотивации (СПМ) и самооценки этих видов мотивации в молодежной выборке. В настоящей работе для обозначения индексов мотивации, полученных с использованием методики оценки мотивационного профиля личности (СПМ) используется термин «Я-реальное». Для обозначения этих индексов, полученных с использованием методики самооценки мотивационного профиля личности, — термин «Я-идеальное». Цель работы состоит в исследовании половозрастных особенностей динамики Я-идеального социоцентрических мотиваций в эпоху юности и молодости.

Материалы, представленные в статье, являются продолжением системного исследования половозрастных особенностей мотивационно-ценностной сферы личности1. Обследование проводилось в 20202021 гг. Общая численность обследуемых составила 252 человека обоих полов в возрасте от 17 до 36 лет.

В результате исследования выявлены существенные различия соотношения Я-реального и Я-идеаль-ного в мужской и женской выборках. В женской выборке на протяжении всего исследованного периода самооценка индексов мотивации самореализации и нравственности достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. В то же время самооценка индексов репродуктивной и альтруистической мотиваций как в юности, так и в молодости достоверно ниже этих индексов Я-реального.

В отличие от этого в мужской выборке самооценка большинства индексов социоцентрических видов мотивации не имеет существенных различий с индексами Я-реального. Исключение составляют показатели мотивации нравственности в юности (17-24 года) и поздней молодости (30-36 лет). В этих возрастных диапазонах индексы мотивации нравственности Я-идеального у мужчин достоверно превышают соответствующие индексы Я-реального.

В целом полученные данные свидетельствуют о более высоком социальном давлении, которому в юности и молодости подвергается самооценка мотивации у женщин в сравнении с мужчинами.

Ключевые слова: системная психология; самооценка; Я-идеальное; Я-реальное; социоцентрические виды мотивации; половозрастные особенности; самореализация; нравственность; репродукция; альтруизм.

Для цитаты: Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5-20. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.1

1 Рыжов Б. Н., Котова О. В. Динамика половозрастных особенностей мотивации в эпоху юности и молодости // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 23-40. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.03

© Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В., 2021

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274

Введение

Исследование Я-идеального, формирующегося под влиянием стереотипов, присущих определенной культуре и обществу, является актуальным вопросом, решение которого ведет к пониманию структуры мотивационно-ценностного ядра личности. Проблема формирования Я-идеального играла значительную роль в работах представителей классического2 и постклассического психоанализа [7: с. 148; 11]. В настоящее время внимание исследователей чаще обращено на изучение характеристик Я-идеаль-ного [12; 13], а также определение отношения личности к собственному идеалу [8]. Ценностные ориентации личности, являющиеся индивидуальными мотивационными установками, рассматриваются в работах: К. Н. Бауэра [17], Ф. Хеллингера [19], С. С. Бубновой [3], О. В. Кузнецовой [21], С. О. Бадера [16] и др.

Однако, несмотря на интерес к проблеме Я-идеального, все еще не выработана единая концепция исследования данного вопроса, что объясняется отсутствием общепринятых методологических оснований и понятийного аппарата. Среди ожидающих своего решения задач остается проблема определения степени влияния индивидуально-

2 Ребеко Т. А. От психоанализа Фрейда к психоанализу по Фрейду // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 133-142.

психологических различий, в том числе половозрастных особенностей, на формирование Я-идеального. В этой связи целесообразно продолжение этих исследований с позиций системной психологии, позволяющих рассмотреть проблему, опираясь на объективные основания современной системологии. Целью настоящей работы является исследование половозрастных особенностей динамики самооценки социоцентрических мотиваций в эпоху юности и молодости — Я-идеального.

Психологическая проблема Я-идеального и Я-реального

Понятие «Я-идеальное» в классическом психоанализе получает интерпретацию как компонент личностной структуры, выступающий в качестве основы для оценки собственных реальных достижений. Эта инстанция оказывает непосредственное влияние на поведение индивида, поскольку является точкой отсчета, позволяющей человеку сравнивать Я-реальное с идеалом, выступающим в роли ценностного ориентира. В то же время психология масс такова, что совокупность индивидов способна сделать своим идеалом один и тот же объект, чтобы затем идентифицировать себя с ним3.

3 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческой самости. Харьков: Фолио, 2009. С. 70.

Соотношение между Я-идеальным и Я-реальным лежит в основе понимания ведущих мотивов, определяющих направление деятельности личности. При этом степень соответствия идеалу оказывает значительное влияние на психологическое состояние личности. Проблема несоответствия Я-реаль-ного Я-идеальному регулярно поднимается в психологической литературе. С позиций конструктивного психоанализа осознание невозможности достижения идеала рассматривается в качестве причины возникновения чувства самоотчуждения и в конечном итоге способствует развитию «невротической личности» [14: с. 107]. В теории самонесоответствия Т. Хиггинс указывает на отсутствие конгруэнтности между Я-реальным и идеальными ориентирами личности как на причину возникновения мотивационного импульса по преодолению имеющегося рассогласования [19]. При этом проведенные исследования указывают на присутствие гендерных различий самооценки [2: с. 73; 5].

Содержание Я-идеального зависит от индивидуальных особенностей личности [1: с. 126]. В ряде работ затрагивается вопрос влияния половых различий на формирование Я-идеального [18], а также влияния гендерных особенностей на ценностные ориентации личности [23]. Между тем принцип равенства полов, задающий тренд развития современного общества, приводит к унификации идеального образа личности [6; 22]. При этом не исключено возникновение конфликта между «желательными» для общества и подавляемыми тенденциями. В контексте настоящей работы под Я-идеальным подразумевается самооценка ведущих мотивационных диспозиций личности, в которой отражаются как реальные характеристики этих диспозиций — Я-реаль-ное, — так и влияние на самооценку социальных установок и моральных норм.

Методика исследования

Исследование проводилось в 2020-2021 гг. В нем приняли участие студенты и слушатели курсов повышения квалификации ряда московских вузов (Московский городской

педагогический университет, Российский государственный социальный университет, Московский институт психоанализа). В исследовании использовались тест системного профиля мотивации (СПМ) для определения Я-реального [9: с. 350] и методика самооценки мотивации для определения Я-идеального [10].

В настоящей работе используется системно-психологическая периодизации развития, согласно которой возраст от 17 до 18 лет относится к периоду ранней юности; от 19 до 24 лет — поздней юности; от 25 до 30 лет — ранней молодости; от 31 до 36 лет — поздней молодости.

Общая численность обследуемых составила 252 человека, в том числе 106 мужчин и 146 женщин. Возраст обследуемых варьируется от 17 до 36 лет.

Результаты самооценки социоцентрических видов мотивации

На рисунке 1 представлена динамика средних показателей индекса Я-идеально-го и Я-реального мотивации самореализации для мужчин и женщин. Красной линией обозначена возрастная динамика индекса мотивации самореализации, полученная по результатам теста СПМ, — Я-реальное. Динамика уровня значимости самореализации, полученная в ходе самооценки мотивации, обозначена синей линией — Я-идеальное.

Сопоставление тенденций в динамике индекса мотивации самореализации свидетельствует о том, что самооценка индексов данного вида мотивации как у мужчин, так и у женщин превышает соответствующие индексы Я-реаль-ного (см. рис. 1). Таким образом, в процессе самооценки происходит завышение ценности самореализации по сравнению с реальным положением данного вида мотивации в мо-тивационной иерархии. При этом отмечаются различные тенденции в динамике индексов Я-идеального и Я-реального у мужчин и женщин.

У женщин показатели Я-идеального изменяются волнообразно: едва наметившийся рост самооценки индекса мотивации самореализации

Рис. 1. Мотивация самореализации. Динамика средних показателей индекса Я-идеального и Я-реального

сменяется спадом. Индексы Я-реального мотивации самореализации у женщин относится к депрессивным видам мотивации, их усредненный индекс расположен ниже среднестатистических значений. Для женской выборки характерно наличие существенного расхождения между Я-реальным самореализации и самооценкой этого вида мотивации. На всем протяжении эпохи юности и молодости показатели самооценки индекса мотивации самореализации достоверно превышают соответствующие показатели Я-реального3.

На рисунке 1 видно, что для мужской выборки характерно постепенное нарастание тренда индекса самореализации как для Я-идеального, так и для Я-реального. Наступление эпохи молодости ознаменовано подъемом значимости самооценки данного вида мотивации. Пиковых значений индексы Я-идеального и Я-реального достигают в период поздней молодости. В отличие от женской выборки статистически значимые различия между Я-идеальным и Я-реальным в мужской выборке выявлены только в период поздней юности, когда показатели самооценки индекса данного вида мотивации достоверно превышают соответствующие показатели

4 Достоверность различий индексов Я-идеального и Я-реального социоцентрических мотиваций для мужчин и женщин в ранневозрастной и поздневозрастной период юности и молодости рассчитывается с помощью Г-критерия Вилкок-сона для зависимых выборок (р < 0,01).

Я-реального. Основываясь на приведенных данных, можно сделать вывод, что для мужчин характерно большее соответствие самооценки мотивации самореализации Я-ре-альному по сравнению с женской выборкой. Кроме того, мужскую выборку отличают стабильно положительная динамика Я-идеаль-ного и рост индексов Я-реального самореализации. Для женской выборки характерно отсутствие стабильно положительной динамики Я-идеального и сохранение депрессивной тенденции индексов Я-реального мотивации самореализации в конце поздней молодости.

На рисунке 2 представлена динамика средних показателей индекса Я-идеального и Я-реального мотивации нравственности. В целом самооценка индексов данного вида мотивации у обоих полов превышает соответствующие индексы Я-реального. Однако показатели самооценки мотивации нравственности практически не входят в область доминирующих значений. При этом отмечаются различные тенденции в динамике Я-идеального и Я-реального у мужчин и женщин.

Как видно на рисунке 2, для женской выборки характерна разнонаправленная динамика Я-идеального и Я-реального. Так, в период поздней юности рост самооценки индекса нравственной мотивации сочетается с падением индекса Я-реального и поддержанием последнего на стабильно низком уровне на всем протяжении эпохи молодости. При этом значения Я-идеального совпадают со значениями Я-реального в период ранней

Рис. 2. Мотивация нравственности. Динамика средних показателей индекса Я-идеального и Я-реального

молодости. Самооценка индекса мотивации нравственности достоверно превышает показатели индекса Я-реального в женской выборке на всем протяжении эпохи юности, а также в период поздней молодости.

Отличительной особенностью мужской выборки является совпадение направления динамики индексов Я-идеального и Я-реаль-ного. Для мужчин характерна тенденция снижения тренда Я-идеального в период ранней молодости с последующим ростом в период поздней молодости при нарастании тренда Я-реального. Таким образом, в середине эпохи молодости наблюдается положительный тренд индекса нравственной мотивации как для Я-идеального, так и для Я-реального. При этом в мужской выборке самооценка индекса мотивации нравственности достоверно превышает

индексы Я-реального на всем протяжении эпохи юности, а также в период поздней молодости.

Таким образом, исходя из представленных данных, можно заключить, что в период ранней молодости и у мужчин, и у женщин Я-идеальное больше соответствует Я-реально-му, чем в других возрастных периодах. Однако если для мужской выборки в указанный период характерно нарастание тренда Я-идеаль-ного и Я-реального, то женскую выборку отличает неизменно низкий уровень Я-реаль-ного при волнообразном характере динамики Я-идеального.

На рисунке 3 представлена динамика средних показателей индекса Я-идеально-го и Я-реального индексов репродуктивной мотивации. В целом самооценка индекса

70 65 60 55 50 45 40 35 30

МУЖЧИНЫ

А.

✓ Л /v _____

N •< \

V V

юность молодост ь

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Возраст (годы)

70

ä 65

s s 60

zT 55

m

ш

S k- 50

o

S 45

и

OJ 40

T. X 35

30

ЖЕНЩИНЫ

is о 3 —AУ-/ V- — >-

юность n лолодость

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Возраст (годы)

-Я-реальное

■Я-идеальное

Рис. 3. Репродуктивная мотивация. Динамика средних показателей индекса Я-идеального и Я-реального

репродуктивной мотивации как у мужчин, так и у женщин ниже соответствующих индексов Я-реального. В эпоху молодости данный вид мотивации у обоих полов входит в число доминирующих видов мотивации.

При этом у мужчин и женщин отмечаются различные тенденции в динамике индексов Я-идеального и Я-реального. В женской выборке самооценка индексов репродуктивной мотивации существенно ниже индексов Я-реального. Если у мужчин самооценка репродуктивной мотивации в целом совпадает с Я-реальным, то у женщин показатели Я-реального достоверно превышают показатели самооценки на всем рассматриваемом возрастном диапазоне. При этом Я-идеаль-ное практически не входит в область доминирующих значений. В мужской выборке самооценка индексов репродуктивной мотивации достоверно ниже соответствующих индексов Я-реального только в период ранней молодости.

На рисунке 4 изображены графики динамики средних показателей Я-идеального и Я-реального индексов альтруистической мотивации для мужчин и женщин.

В женской выборке самооценка индексов альтруистической мотивации существенно ниже индексов Я-реального. В то время как самооценка индексов этого вида мотивации приближается к среднестатистическому уровню, индексы Я-реального находятся в зоне доминирующих значений, существенно превышая этот уровень. У мужчин такая

МУЖЧИНЫ

70

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Возраст (годы)

-♦-Я-реальное

тенденция практически отсутствует. Для них расхождение показателей Я-идеального и Я-реального наблюдается лишь в период поздней юности, при этом различия не превышают 5 % и повторяют тренд средних значений.

В женской выборке самооценка индексов данного вида мотивации достоверно ниже показателей Я-реального на всем исследуемом возрастном диапазоне. В отличие от этого у мужчин индексы альтруистической мотивации Я-идеального достоверно ниже соответствующих индексов Я-реального только в период поздней юности. С наступлением эпохи молодости индексы Я-идеального сравнивается с индексами Я-реального, оставаясь на уровне среднестатистических значений.

Итак, полученные данные говорят о том, что присутствующее в современном обществе стремление устранить любые проявления социального неравенства полов нередко де-факто оборачивается принижением естественной биологической роли женщины и предложением для обоих полов мужской модели самореализации. В итоге унификация модели социального образа зачастую приводит к отказу от продолжения рода. Женщине предлагается модель поведения, согласно которой она должна отказаться от деторождения ради карьерного роста и самореализации [4: с. 62]. Таким образом, декларируемые установки современного общества оказывают большее давление на самооценку женщин, чем мужчин.

ЖЕНЩИНЫ

Бозраст(годы)

-о—Я-идеал ьное

Рис. 4. Альтруистическая мотивация. Динамика средних показателей индекса Я-идеального и Я-реального

Заключение

В результате исследования выявлены существенные различия соотношения Я-реаль-ного и Я-идеального в мужской и женской выборках. В женской выборке на протяжении всего исследованного периода самооценка индексов мотивации самореализации и нравственности достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. В то же время самооценка индексов репродуктивной и альтруистической мотиваций как в юности, так и в молодости достоверно ниже этих индексов Я-реального.

В отличие от этого в мужской выборке самооценка большинства индексов социо-

центрических видов мотивации не имеет существенных различий с индексами Я-реаль-ного. Исключение составляют показатели мотивации нравственности в юности (1724 года) и поздней молодости (30-36 лет). В этих возрастных диапазонах индексы мотивации нравственности Я-идеального у мужчин достоверно превышают соответствующие индексы Я-реального.

В целом полученные данные свидетельствуют о более высоком социальном давлении, которому в юности и молодости подвергается самооценка мотивации у женщин в сравнении с мужчинами.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.

2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых: монография. М.: Проект-Ф, 2001. 203 с.

3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 20 (5). С. 38-44.

4. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования. М.: Неолит, 2020. 288 с.

5. Зинько Е. В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 3. С. 35-49.

6. Кулешова И. Н., Минников В. К., Скрябина Е. В. Социально-психологические особенности альтруистической мотивации современной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2020. № 2. С. 40-44.

7. Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. Т. 1. М.: Книга по Требованию, 2019. 472 с.

8. Разуваева Т. Н., Шевченко Е. А. Исследование отношения к идеалам // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 189-193.

9. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

10. Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5-20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

11. Филатов Ф. Р. Три этапа становления теоретического психоанализа // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 2 (53). С. 31-43.

12. Филатова Е. А. Особенности идеального я личности при перфекционизме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 206-208.

13. Филатова Е. А., Пчелкина Е. П. Исследование характеристик идеального Я при перфек-ционизме // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 28 (240). С. 180-184.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2014. 307 с.

15. Apostolou M., Hadjimarkou M. Domains of motivation in men and women for initiating and terminating procreation in an evolutionary perspective // Marriage & Family Review. 2018. № 54 (5). P. 486-506. DOI: 10.1080/01494929.2017.1414723

16. Bader S. O. Classification of value and value-sense orientations of personality // Innovate Pedagogy. 2019. Vol. 14 (1). P. 18-22. DOI: 10.32843/2663-6085-2019-14-1-3

17. Bauer K. N., Orvis K. A., Ely K., Surface E. A. Re-examination of motivation in learning contexts: meta-analytically investigating the role type of motivation plays in the prediction of key training outcomes // Journal of Business and Psychology. 2016. Vol. 31. Iss. 1. P. 33-50. DOI: 10.1007/s10869-015-9401-1

18. Beauregard A. T. Perfectionism, self-efficacy and OCB: the moderating role of gender // Personnel Review. 2012. Vol. 41. Issue 5. P. 590-608. DOI: 10.1108/00483481211249120

19. Higgins E. T., Roney C. J. R., Crowe E., Hymes C. Ideal versus ought predilections for approach and avoidance: Distinct self-regulatory systems // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. Р. 276-286.

20. Höllinger F. Value orientations and social attitudes in the holistic milieu // The British Journal of Sociology. 2017. Vol. 68 (2). P. 293-313. DOI: 10.1111/1468-4446.12255

21. Kuznietsova O. V. Value orientations of innovative personality // Habitus. 2020. Iss. 19. P. 133-139. DOI: 10.32843/2663-5208.2020.19.23

22. Miele D. B., Scholer A. A. The role of metamotivational monitoring in motivation regulation // Educational Psychologist. 2018. № 53 (1). P. 1-21. DOI: 10.1080/00461520.2017.1371601

23. Tziner A., Shkoler O., Fein E. C. Examining the effects of cultural value orientations, emotional intelligence, and motivational orientations: How do LMX mediation and gender-based moderation make a difference? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.502903; URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.502903/full (дата обращения: 23.09.2021).

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1

GENDER AND AGE FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF SOCIOCENTRIC TYPES OF MOTIVATION1

E. S. Romanova,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru

B. N. Ryzhov,

MCU, Moscow, RyzhovBN@mgpu.ru

O. V. Kotova,

MCU, Moscow, KotovaOV@mgpu.ru

The article is devoted to the comparative analysis of the indices of four sociocentric types of motivation: self-realization, morality, reproduction and altruism, obtained by the results of the motivation system profile test (SPM) and self-assessment of these types of motivation in the youth sample. In this paper, the term "I-real" is used to denote the motivation indices obtained using the methodology for assessing the motivational profile of a person (SPM). To denote these indices obtained using the methodology of self-assessment of the motivational profile of the individual, the term "I-ideal" is used. The purpose of the work is to study the gender and age characteristics of the dynamics of the I-ideal sociocentric motivations in the era of adolescence and youth.

The materials presented in the article are the continuation of the systemic study of the gender and age characteristics of the motivational and value sphere of personality2. The survey was conducted in the period 2020-2021. The total number of subjects was 252 people of both sexes aged 17 to 36 years.

As a result of the study, significant differences in the ratio of the I-real and the I-ideal in male and female samples were revealed. In the female sample, throughout the studied period, the self-esteem of the indices of motivation for self-realization and morality significantly exceeds the corresponding indices of the I-real. At the same time, the self-esteem of the indices of reproductive and altruistic motivation both in adolescence and youth is significantly lower than these indices of the I-real.

In contrast, in the male sample, the self-esteem of most indices of sociocentric types of motivation has no significant differences with the indices of the I-real. The exception is the indicators of moral motivation in adolescence (17-24 years) and late youth (30-36 years). In these age ranges, the indices of the motivation of the I-ideal morality in men significantly exceed the corresponding indices of the I-real.

In general, the data obtained indicate a higher social pressure to which women's self-assessment of motivation in comparison with men's is subjected in adolescence and youth.

Keywords: system psychology; self-esteem; I-ideal; I-real; sociocentric types of motivation; gender and age characteristics; self-realization; morality; reproduction; altruism.

For citation: Romanova E. S., Ryzhov B. N., Kotova O. V. Gender and age features of self-assessment of sociocentric types of motivation // Systems psychology and Sociology. 2021. № 3 (39). P. 5-20. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.1

1 Перевод статьи на английский язык выполнен А. А. Волковой, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета. The article was translated into English by A. A. Volkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Foreign Languages of the Novosibirsk State Pedagogical University.

2 Ryzhov B. N., Kotova O. V. Dynamics of sex and age characteristics of motivation in the epoch of adolescence and youth // Systems psychology and sociology. 2021. № 2 (38). P. 23-40. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.03

© Romanova E. S., Ryzhov B. N., Kotova O. V., 2021

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor. Head of the Department of general and practical psychology, Head of the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869

Ryzhov Boris Nikolayevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of General and Practical Psychology at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622

Kotova Olga Viktorovna, Expert in the Laboratory of Social-and-Psychological Researches in Education at the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Moscow, Russia. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274

Introduction

The study of the I-ideal, which is formed under the influence of stereotypes inherent in a certain culture and society, is an urgent issue, the solution of which leads to understanding of the structure of the motivational and value core of the personality. The problem of the formation of the I-ideal played a significant role in the works of representatives of classical3 and postclassical psychoanalysis [7: p. 148; 11]. Currently, the attention of researchers is more often focused on studying the characteristics of the I-ideal [12; 13], as well as determining the attitude of a person to his own ideal [8]. Value orientations of personality, which are individual motivational attitudes, are considered in the works of: K. N. Bauer [17], F. Hellinger [19], S. S. Bubnova [3], O. V. Kuznetso-va [21], S. O. Bader [16], etc.

However, despite the interest in the problem of the I-ideal, a unified concept for the study of this issue has not yet been developed, which is explained by the lack of generally accepted methodological foundations and conceptual apparatus. Among the tasks awaiting solution, there remains the problem of determining the degree of influence of individual psychological differences, including gender and age characteristics, on the formation of the I-ideal. In this regard, it is advisable to continue these studies from the standpoint of systems psychology,

3 Rebeko T. A. From Freud's psychoanalysis to Freudian psychoanalysis // Psychological Journal. 1994. Vol. 15. № 6. P. 133-142.

allowing us to consider the problem based on the objective foundations of modern systemo-logy. The purpose of this work is to study the gender and age characteristics of the dynamics of self-esteem of sociocentric motivations in the era of adolescence and youth — I-ideal.

The psychological problem

of the I-ideal and the I-real

The concept of the I-ideal in classical psychoanalysis is interpreted as a component of the personal structure, acting as a basis for evaluating one's own real achievements. This instance has a direct impact on the behavior of an individual because it is a reference point that allows a person to compare the I-real with the ideal, acting as a value guideline. At the same time, the psychology of the masses is such that a set of individuals is able to make the same object their ideal in order to identify then themselves with it4.

The relationship between the I-ideal and the I-real is the basis for understanding the leading motives determining the direction of a person's activity. Meanwhile, the degree of conformity to the ideal has a significant impact on the psychological state of the individual. The problem of the incongruence of the I-real to the I-ideal is regularly raised in the psychological literature. From the standpoint of constructive

4 Freud Z. Beyond the pleasure principle. The psychology of the masses and the analysis of the human self. Kharkiv: Folio, 2009. P. 70.

psychoanalysis, awareness of the impossibility of achieving the ideal is considered to be the cause of the feeling of self-alienation and ultimately contributes to the development of a "neurotic personality" [14: p. 107]. In the theory of self-correspondence, T. Higgins points to the lack of congruence of the I-real to the ideal orientations of the individual as the cause of the motivational impulse to overcome the existing mismatch [19]. At the same time, the conducted studies indicate the presence of gender differences in self-esteem [2: p. 73; 5].

The content of the I-ideal depends on the individual characteristics of the individual [1: p. 126]. A number of works address the issue of the influence of gender differences on the formation of the I-ideal [18], as well as the influence of gender characteristics on the value orientations of the individual [23]. Meanwhile, the principle of gender equality, which sets the trend for the development of modern society, leads to the unification of the ideal image of the individual [6; 22]. At the same time, the emergence of a conflict between "desirable" for society and suppressed tendencies is not excluded. In the context of this work, the I-ideal refers to the self-assessment of the leading motivational dispositions of the individual, which reflects both the real characteristics of these dispositions — the I-real, and the influence of social attitudes and moral norms on self-esteem.

Research methodology

The study was conducted in the period 20202021. Students and trainees of advanced training courses of a number of Moscow universities (Moscow City Pedagogical University, Russian State Social University, Moscow Institute of Psychoanalysis) participated in the study. The study used: the motivation System Profile test (SPM) for determining I-real [9: p. 350] and the motivation self-assessment method for determining the I-ideal [10]. In this work, a systematic psychological periodization of development, according to which the age from 17 to 18 years refers to the period of early adolescence; the age from 19 to 24 years — to the period of late adolescence; the age from 25 to 30 years —

to the period of early youth; the age from 31 to 36 years — to the period of late youth is used. The total number of subjects is 252 people, including 106 men and 146 women. The age of the subjects varies from 17 to 36 years.

Results of self-assessment of sociocentric types of motivation

Fig. 1 shows the dynamics of the average indicators of the I-ideal and the I-real self-realization motivation index for men and women. The red line indicates the age dynamics of the self-realization motivation index, obtained by the results of the SPM — the I-real test. The dynamics of the significance level of self-realization, obtained during the self-assessment of motivation, is indicated by a blue line — the I-ideal.

The comparison of trends in the dynamics of the self-actualization motivation index indicates that the self-esteem of the indices of this type of motivation in both men and women exceeds the corresponding indices of I-real (Fig. 1.). Thus, in the process of self-assessment, the value of self-realization is overestimated in comparison with the real position of this type of motivation in the motivational hierarchy. At the same time, there are different trends in the dynamics of the I-ideal and the I-real indices in men and women.

In women, the indicators of the I-ideal change in waves: the barely outlined increase in self-esteem of the self-realization motivation index is replaced by a decline. The indices of I-real motivation of self-realization in women belong to depressive types of motivation, their average index is located below the average values. The female sample is characterized by the presence of a significant discrepancy between the I-real self-realization and self-esteem of this type of motivation. Throughout the epoch of adolescence and youth, the self-esteem index of self-realization motivation significantly exceeds the corresponding indicators of the I-real5.

5 The reliability of the differences in the indices of I-ideal and I-real sociocentric motivations for men and women in the early and late age period of adolescence and youth is calculated using the Wilcoxon T-test for dependent samples (p < 0.01).

MEN

WOMEN

65 60 55 50 45 40 35 30

adolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

—•—I-real

65 60 55 50 45 40 35 30

adolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

•I-ideal

Fig. 1. Motivation of self-realization. Dynamics of the average indicators of the I-ideal and I-real index

Fig. 1. shows that the male sample is characterized by a gradual increase in the trend of the self-realization index for both the I-ideal and I-real. The onset of the era of youth is marked by an increase in the importance of self-esteem of this type of motivation. The I-ideal and I-real indices reach peak values in the period of late youth. In contrast to the female sample, statistically significant differences between the I-ideal and I-real in the male sample were revealed only in late adolescence, when the self-esteem indicators of the index of this type of motivation significantly exceed the corresponding indicators of the I-real. Based on the above data, it can be concluded that men are characterized by a greater correspondence of self-esteem to the motivation of self-realization to the I-real compared to the female sample. Besides, the male sample

is distinguished by the consistently positive dynamics of the I-ideal and the growth of the I-real self-realization indices. The female sample is characterized by the absence of a consistently positive dynamics of the I-ideal and the preservation of the depressive trend of the I-real motivation indices of self-realization at the end of late youth.

Fig. 2 shows the dynamics of the average indices of the I-ideal and I-real motivation of morality. In general, the self-esteem of the indices of this type of motivation in both sexes exceeds the advising indices of the I-real. However, self-assessment indicators of moral motivation are practically not included in the area of dominant values. Meanwhile, there are different trends in the dynamics of the I-ideal and the I-real in men and women.

MEN

WOMEN

60 ■ 55 50 45 40 35 30 25

a

\

\ A ° 0

V a V — —•

A

a dolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

—I-real

60 55 50 45 40 35 30 25

adolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

'I-ideal

Fig. 2. Motivation of morality. Dynamics of the average indicators of the I-ideal and I-real index

As can be seen from Fig. 2. the female sample is characterized by the multidirectional dynamics of the I-ideal and I-real. Thus, in the period of late adolescence, the growth of the self-esteem index of moral motivation is combined with a drop in the index of the I-real and the maintenance of the latter at a consistently low level throughout the epoch of youth. At the same time, the values of the I-ideal coincide with the values of the I-real in the period of early youth. The self-assessment of the moral motivation index significantly exceeds the indicators of the I-real index in the female sample throughout the epoch of adolescence, as well as in the period of late youth.

A distinctive feature of the male sample is the coincidence of the direction of the dynamics of the I-ideal and I-real indices. Men are characterized by a tendency to decrease the trend of the I-ideal in the period of early youth, followed by an increase in the period of late youth with an increase in the trend of the I-real. Thus, in the middle of the epoch of youth, there is a positive trend in the index of moral motivation for both the I-ideal and the I-real. At the same time, in the male sample, the self-esteem of the moral motivation index significantly exceeds the indices of the I-real throughout the epoch of adolescence, as well as in the period of late youth.

Thus, based on the presented data, it can be concluded that in the period of early youth, both in men and women, the I-ideal corresponds more to the I-real than in other age periods. However,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MEN

70

1 45

о

2

if the male sample during this period is characterized by an increase in the trend of the I-ideal and I-real, then the female sample is distinguished by a consistently low level of the I-real with the undulating nature of the dynamics of the I-ideal.

Figure 3 shows the dynamics of the average indices of the I-ideal and I-real indices of reproductive motivation. In general, the self-assessment of the index of reproductive motivation in both men and women is lower than the corresponding I-real indices. In the era of youth, this type of motivation in both sexes is among the dominant types of motivation.

At the same time, men and women have different trends in the dynamics of the I-ideal and I-real indices. In the female sample, the self-esteem of the indices of reproductive motivation is significantly lower than the indices of the I-real. If men's self-esteem of reproductive motivation generally coincides with the I-real, then women's indicators of the I-real significantly exceed the self-esteem indicators for the entire age range under consideration. At the same time, the I-ideal is practically not included in the area of dominant values. In the male sample, the self-esteem of the indices of reproductive motivation is significantly lower than the corresponding indices of the I-real only in early youth.

Figure 4 shows graphs of the dynamics of the average indicators of the I-ideal and I-real indices of altruistic motivation for men and women.

WOMEN

70

Fig. 3. Reproductive motivation. Dynamics of the average indicators of the I-ideal and I-real index

-•-l-rea!

70 65 60 55 50 45 40 35

MEN

WOMEN

adolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

-•-I-real

70 65 60 55 50 45 40 35

—V ^o---- W

adolescence youth

18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 Age (years)

■l-ideal

Fig. 4. Altruistic motivation. Dynamics of the average indicators of the I-ideal and I-real indices

In the female sample, the self-esteem of the indices of altruistic motivation is significantly lower than the indices of the I-real. While the self-esteem indices of this type of motivation are approaching the average level, the indices of the I-real are in the zone of dominant values, significantly exceeding this level. There is practically not such a trend in men. For them, the discrepancy between the indicators of the I-ideal and I-real is observed only in late adolescence, while the differences do not exceed 5 % and repeat the average values trend.

In the female sample, the self-esteem of the indices of this type of motivation is significantly lower than the indicators of the I-real throughout the studied age range. In contrast, in men, the indices of altruistic motivation of the I-ideal are significantly lower than the corresponding indices of the I-real only in late adolescence. With the onset of the epoch of youth, the indices of the I-ideal are equalize with the indices of the I-real, remaining at the level of average values.

So, the data obtained say that the desire to eliminate any manifestations of social inequality of the sexes, present in modern society, often de facto turn into the belittling of the natural biological role of women and a proposal of a male model of self-realization for both sexes. As a result, the unification of the social image model often leads to the rejection of procreation [15]. A woman is offered a model of behavior according to which she should give up childbearing for the sake of career growth and self-realization

[4: p. 62]. Thus, the declared attitudes of modern society exert more pressure on the self-esteem of women than men.

Conclusion

As a result of the study, significant differences in the ratio of the I-real and I-ideal in male and female samples were revealed. In the female sample, throughout the studied period, the self-esteem of the indices of motivation for self-realization and morality significantly exceeds the corresponding indices of the I-real. At the same time, the self-esteem of the indices of reproductive and altruistic motivation both in adolescence and in youth is significantly lower than these indices of the I-real.

In contrast, in the male sample, the self-esteem of most indices of sociocentric types of motivation has no significant differences with the indices of the I-real. The exception is the indicators of moral motivation in adolescence (17-24 years) and late youth (30-36 years). In these age ranges, the indices of the motivation of the morality of the I-ideal in men significantly exceed the corresponding indices of the I-real.

In general, the data obtained indicate a higher social pressure to which women's self-assessment of motivation in comparison with men's is subjected in adolescence and youth.

References

1. Abulxanova K. A. Psixologiya i soznanie lichnosti (Problemy' metodologii, teorii i issledovaniya real'noj lichnosti): Izbranny'e psixologicheskie trudy' [Psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theories and research of the real personality): Selected psychological works]. M.: Moskovskij psixologo-social'ny'j institut; Voronezh: MODE'K, 1999. 224 p.

2. Borozdina L. V., Molchanova O. N. Samoocenka v razny'x vozrastny'x gruppax: ot podrostkov do prestarely'x: Monografiya [Self- assessment in different age groups: from adolescents to the elderly: Monograph]. M.: Proekt-F., 2001. 203 p.

3. Bubnova S.S. Cennostny'e orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelinejnaya Sistema [Value orientations of personality as a multidimensional nonlinear system] // Psixologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 1999. № 20 (5). P. 38-44.

4. Gevorkyan E. N., Romanova E. S., Vachkova S. N. Psixologicheskoe soprovozhdenie semejnogo obrazovaniya [Psychological support for family education]. M.: Neolit, 2020. 288 p.

5. Zinko E. V. Osobennosti ustojchivoj i neustojchivoj samoocenki [Features of stable and unstable self-esteem] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psixologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology]. 2005. № 3. P. 35-49.

6. Kuleshova I. N., Minnikov V. K., Skryabina E. V. Social'no-psixologicheskie osobennosti al'truis-ticheskoj motivacii sovremennoj intelligencii [Socio-psychological features of the altruistic motivation of the modern intelligentsia] // Intelligenciya i mir [Intelligentsia and peace]. № 2. 2020. P. 40-44.

7. Lejbin V. Postklassicheskij psixoanaliz. E'nciklopediya: Tom 1 [Postclassical psychoanalysis. Encyclopedia: Volume 1]. M.: Kniga po Trebovaniyu, 2019. 472 p.

8. Razuvaeva T. N., Shevchenko E. A. Issledovanie otnosheniya k idealam [Study of Attitudes to Ideals] // Nauchny'e vedomosti bnlgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e nauki [Scientific Statements of Bnlgorod State University. Series: Humanities]. 2015. № 24 (221). P. 189-193.

9. Ryzhov B. N. Sistemnaya psixologiya [Systems psychology]. M.: T8 Izdatel'skie Texnologii, 2017. 356 p.

10. Ryzhov B. N. Ya-real'noe, Ya-ideal'noe i Ya-skry'toe [Real-self, ideal-self and hidden-self] // Sistemnaya psixologiya i sociologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2020. № 2 (34). P. 5-20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

11. Filatov F. R. Tri e'tapa stanovleniya teoreticheskogo psixoanaliza [Three stages of the formation of theoretical psychoanalysis] // Moskovskij psixoterapevticheskij zhurnal [Moscow psychotherapeutic journal]. 2007. № 2 (53). P. 31-43.

12. Filatova E. A. Osobennosti ideal'nogo ya lichnosti pri perfekcionizme [The features of the ideal self of personality in perfectionism] // Gumanitarny'e, social'no-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2015. № 11-2. P. 206-208.

13. Filatova E. A., Pchelkina E. P. Issledovanie xarakteristik ideal'nogo ya pri perfekcionizme [A study of the characteristics of the ideal self in perfectionism] // Voprosy' zhurnalistiki, pedagogiki, yazy'koznaniya [Questions ofjournalism, pedagogy, linguistics]. 2016. № 28 (240). P. 180-184.

14. Xorni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni [Neurotic personality of our time]. SPb.: Piter, 2014. 307 p.

15. Apostolou M., Hadjimarkou M. Domains of Motivation in Men and Women for Initiating and Terminating Procreation in an Evolutionary Perspective // Marriage & Family Review. 2018. № 54 (5). P. 486-506. DOI: 10.1080/01494929.2017.1414723

16. Bader S. O. Classification of value and value-sense orientations of personality // Innovate Pedagogy. 2019. 14(1). P. 18-22. DOI: 10.32843/2663-6085-2019-14-1-3

17. Bauer K. N., Orvis K. A., Ely K., Surface E. A. Re-examination of motivation in learning contexts: meta-analytically investigating the role type of motivation plays in the prediction of key training outcomes // Journal of Business and Psychology. 2016. Vol. 31. Issue 1. P. 33-50. DOI: 10.1007/s10869-015-9401-1

18. Beauregard A. T. Perfectionism, self-efficacy and OCB: the moderating role of gender // Personnel Review. 2012. Vol. 41. Issue 5. P. 590-608. DOI: 10.1108/00483481211249120

19. Higgins E.T. Roney C.J.R., Crowe E., Hymes C. Ideal versus ought predilections for approach and avoidance: Distinct self-regulatory systems // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 276-286.

20. Hollinger F. Value orientations and social attitudes in the holistic milieu // The British Journal of Sociology. 2017. 68(2). P. 293-313. DOI:10.1111/1468-4446.12255

21. Kuznietsova O. V. Value orientations of innovative personality // Habitus. 2020. Issue 19. P. 133-139. DOI: 10.32843/2663-5208.2020.19.23

22. Miele D. B., Scholer A. A. The role of metamotivational monitoring in motivation regulation // Educational Psychologist. 2018. № 53 (1). P. 1-21. DOI: 10.1080/00461520.2017.1371601

23. Tziner A., Shkoler O., Fein E. C. Examining the Effects of Cultural Value Orientations, Emotional Intelligence, and Motivational Orientations: How do LMX Mediation and Gender-Based Moderation Make a Difference? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.502903; URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.502903/full (access date: 23.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.