9. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 93-100.
10. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 134-140.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1985.
12. Oksaar E. Sprachnorm und moderne Linguistik // Sprachnorm, Sprachpflege, Sprachkritik. Jb. 1967-68, 1968. S. 68.
13. Сухих С.А. Речевые интеракции и стратегии // Языковое общение и его единицы. Калинин,
1986. С. 71-77.
14. Данилова Н.Н., Крылова А.Н. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989. С. 399.
15. Гайдучик С.М. Типология речевых высказываний // Экспериментальная фонетика. Мн., 1972. С. 46-67.
Поступила в редакцию 16.01.2008 г.
Grigorev E.I. Psychological factors of speech interaction organization. The article analyses psychological factors of speech interaction organization. The participants of communication process are regarded as the objects of reciprocal actions and influence. The paper shows the role of relations between them in the character of speech interaction. Generalized list of speech actions which is coordinated with different purposes and, thus with motivation of realization of definite illocutions is given in the article. Then the role of prosody as an indicator of interaction character between the members of communication process is mentioned.
Key words: psychological factors, speech interaction, speech act, illocution, prosody of speech.
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ: ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕБИВАНИЯ РЕЧИ СОБЕСЕДНИКА (ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ)
И.В. Грошев, А. А. Щербак
В статье рассматривается проблема общения через призму половозрастных и гендерных особенностей. Приводятся результаты многих исследований, подтверждающих наличие факта перебивания в процессе общения, в том числе детерминированных половой принадлежностью коммуникантов. Отмечается влияние на частоту перебивания возраста, а также степени фемининности и маскулинности. Делается вывод о перспективности исследований данного направления процесса общения.
Ключевые слова: перебивание, доминирование, речевое поведение, мужчина, женщина, частота.
Вопросы, касающиеся особенностей пола человека и связанных с ним психологических различий, сравнительно недавно вошли в число наиболее активно обсуждаемых. Среди них особое место занимает проблема вербального общения, характерной особенностью которой является диалогический принцип построения процесса общения [1]. Это означает, что собеседники попеременно выполняют функцию и говорящего, и слушающего.
Процесс речевого общения характеризуется частой сменой ролей говорящий / слушающий. Среди сигналов смены ролей выделяют вербальные, паравербальные (темпоральные, мелодические акценты) и невербальные действия (средства кинесики и про-ксемики) [2]. Механизм смены (мены) коммуникативных ролей, как указывают некото-
рые ученые-психологи, является важнейшим механизмом в процессе речевого общения [1-2]. Механизм разделения ролей устроен таким образом, что в то время как один коммуникант говорит, другой должен находиться в состоянии слушания, что соответствует молчанию. При окончании своего высказывания первый коммуникант становится слушающим, а тот, к кому он обращал свою речь, начинает говорить [1]. Характер и сигналы смены коммуникативных ролей во многом зависят от типа социальной среды, степени знакомства коммуникантов и характеризуются по типу соотнесенности соседних реплик во времени [1-2].
Таким образом, основой смены коммуникативных ролей является попеременное включение в процесс общения обоих коммуникантов, т. е. каждый выполняет функцию и
говорящего, и адресата попеременно. Идеальной схемой смены ролей является именно поочередное включение в разговор, т. е. в то время как один коммуникант говорит, другой должен находиться в состоянии слушания. Однако, как отмечают исследователи [3-4], данная схема практически никогда не реализуется. В результате чего мы можем наблюдать явление перебивания собеседника. В связи с этим, говоря о процессе общения, по-нашему мнению, необходимо учитывать существование такого явления, как перебивание. Прерывание собеседника мы можем наблюдать в повседневной жизни: в общении начальника с подчиненным, врача с пациентом, родителя с ребенком, женщины с мужчиной и в других ситуациях.
Как один из показателей, характеризующих организацию диалога, явление перебивания собеседника изучалось Н.Д. Павловой [5], которая разработала трехшаговую методику анализа диалогов: 1 шаг - разграничение диалогов, соответствующих вопросноответной структуре интервью и имеющих иную организацию; 2 шаг - квалификация реплик ведущего в соответствии с предложенной категориальной системой; 3 шаг -отнесение реплик собеседника к одной или нескольким выделяемым категориям. Данная методика определяет частоту различных вариантов реплик, число переключений говорящий / слушающий, а также количество перебиваний. Подобный анализ, как отмечает
Н.Д. Павлова, позволяет выявить своеобразие диалогов, а также индивидуальные паттерны активности участников [5, с. 27-28].
Анализируя другие точки зрения на понятие перебивания, приведем, по-нашему мнению, наиболее интересные из них. Так, С.Ю. Тюрина трактует явление прерывания как преднамеренное речевое действие, обусловленное ситуативными, социальными, культурно-языковыми, профессиональными и индивидуальными факторами, производимое с целью реализации определенного коммуникативного намерения говорящего, использующего различные речевые стратегии и тактики для достижения своей цели [2]. Т.В. Бендас рассматривает явление прерывания речи партнера как проявление либо доминантности, либо, напротив, сотрудничества и интереса к речи собеседника [6]. Однако, как мы полагаем, не каждое прерывание
собеседника - это попытка или факт доминирования. В разных ситуациях одинаковые речевые модели могут использоваться с различными стратегическими целями. Аналогичную точку зрения высказывает и Е.С. Гриценко [7]. Однако, с другой стороны, согласно мнения Т.В. Кирюшкиной, явление прерывания собеседника определяется как средство, которое чаще приводит к передаче слова другому. В частности, она отмечает, что не все перебивы носят доминантный характер, иногда явление прерывания собеседника нацелено на поддержку и согласие [8].
Анализируя явление перебивания собеседника, мы рассматриваем его в следующих аспектах, различая при этом определенные виды и формы прерывания речи (рис. 1). Более того, интересующее нас явление перебивания не может осуществляться, как мы полагаем, без учета других многообразных составляющих коммуникативного процесса. Основываясь на данном предположении, а также систематизируя материал по вопросу прерывания собеседника в процессе общения, мы считаем, что важно при этом учитывать влияние следующих факторов и особенностей:
- индивидуально-личностных;
- возрастных;
- половых (биологический пол) и гендерных (социальный пол)1;
- социокультурных, включая социальный статус.
Далее подробно рассмотрим каждый из выделенных нами факторов.
♦ Индивидуально-личностные осо-
бенности. Выбор темпераментальных особенностей в качестве одного из аспектов ин-
1 Существуют также половые различия, причины возникновения которых, исследователи связывают как с биологическими, так и с социальными факторами. В этом контексте используется понятие «психологический пол» (психологические различия), означающее системное качество личности и включающее в себя обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, которые определяют индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности [9]. На операциональном уровне психологический пол рассматривается как определенное соотношение маскулинных, феминных, андрогинных психологических черт, приобретаемых человеком в процессе развития [10].
дивидуально-личностных особенностей исследования проблемы общения через призму прерывания речи сделан нами по ряду соображений: 1) темперамент - наиболее удачная модель для изучения опосредования биологических и социальных факторов в развитии индивидуальности; 2) темперамент (в отличие от других подструктур индивидуальности) полно и объективно измеряется с помощью современных психометрических методов; 3) темперамент, являясь базовой характеристикой и необходимым компонентом более высокоорганизованных структур личности, в первую очередь интеллекта и характера, по мнению С.Д. Бирюкова [11], дает
ключ к пониманию механизмов развития других ее подструктур: способностей, мышления, общения и других индивидуальнотипологических характеристик человека; 4) темперамент - это такое свойство психики, которое не зависит от содержания поведения, другими словами, отражает формальный аспект деятельности; оно устойчиво в течение длительного периода жизни человека, универсально, т. е. обнаруживается во многих сферах деятельности, высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем организма и проявляется уже в детстве [12].
Явление перебивания собеседника
I
РАССМАТРИВАЕТСЯ В АСПЕКТАХ КАК
захват роли факт доминирования контроль интерес
говорящего в общении диалога к речи собеседника
выражение нарушение правил
поддержки коммуникативного
и согласия поведения
собеседнику
Позитивное Негативное Успешное Неуспешное
тот, кто переби- тот, кто переби- в результате пре- прерванный
вает, выражает вает, выражает Нейтральное рываний собесед- участник про-
согласие с гово- несогласие ник уступает пра- должает гово-
рящим во говорить прерывающему рить
Позитивная
Нейтральная Ф О Р М А
Негативная
В И Д Ы
Рис. 1. Структура явления перебивания
Говоря о влиянии индивидуально-личностных особенностей на речевое поведение, в частности темпераментальных особенностей, приведем следующие, выявленные нами данные.
Черты и характеристики темперамента, влияющие на процесс общения. Первые научные результаты в данном направлении связываются с нейроандрогенетической концепцией1, с помощью которой исследователи пытались выяснить, какие именно признаки темперамента могут быть в среднем чаще выражены у мужчин по сравнению с женщинами, и в этом аспекте, в определенной степени детерминировать процесс общения. Предполагалось, что такие черты и характеристики темперамента, как: предметная эр-гичность [14], отражающая энергетический уровень потребности в освоении предметного мира, предметная пластичность [14], выражающая способность к переключению с одних форм поведения на другие, в связи с этим, и определяющая в определенной степени частоту прерывания речи собеседника, легкость перехода от одной деятельности к другой, - несколько более выражены у представителей мужского пола, поскольку поиск новых раздражителей, территориальная открытость могут выступать в качестве биологических компонентов данных черт темперамента.
Изучением связи половых особенностей и темперамента занимался отечественный психолог В.М. Русалов. Исследуя испытуемых дефинитивного2 для многих психологических характеристик возраста, в том числе для темперамента, ученый обнаружил и подтвердил существенное влияние пола на шесть (эргичность, пластичность, социальную пластичность, индивидуальный темп, эмоциональность и социальную эмоциональность) шкал темперамента из восьми [15]. Две шкалы - социальная эргичность и социальный индивидуальный темп - оказались с
1 Согласно данным нейроандрогенетических исследований, существует не менее 12 специальных врожденных программ мужского поведения, отличных от женского [13].
2 Дефинитивный возраст (18-25 лет) - это возраст, в котором психологические характеристики можно считать уже устоявшимися, а онтогенетическое правило В. А. Геодакяна [16], утверждающее, что у женщин наблюдается с возрастом увеличение признаков, а у мужчин - уменьшение, уже не действующим [15].
полом практически не связанными. Кроме того, исследование показало, что у мужчин средние значения всех трех шкал предметной активности (эргичность, пластичность и индивидуальный темп (скорость)) существенно выше, чем у женщин. Мужчины, по сравнению с женщинами, характеризуются более широкой «сферой деятельности». У них чаще проявляется жажда деятельности, наблюдаются избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряженному умственному и физическому труду. Для мужчин также более характерна гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой (перехода с одной темы разговора на другую), стремление к разнообразию форм деятельности. У них несколько чаще наблюдается высокий темп поведения, более высокая психомоторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Другие многочисленные литературные данные также свидетельствуют о том, что у мужчин меньше выражена эмоциональная чувствительность (нейротицизм, тревога, депрессия и т. д.) [17-19].
Данные особенности в структуре темперамента у мужчин коррелируют и хорошо согласуются с рядом других исследований. Так, например, по мнению отечественного исследователя В.П. Багрунова, для женщин более характерна легкость вступления в новые социальные контакты, шире набор коммуникативных программ, более выражена коммуникативная импульсивность, легкость в переключении в процессе общения, повышенная чувствительность к неудачам как на работе, так и в общении, у них чаще наблюдается беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы и в ситуации взаимодействия с другими людьми [20]. Более того, по вербальным тестам во всех возрастных группах более высокий уровень наблюдается у женщин: речи в целом и беглости, в частности, правописанию, навыкам чтения, по кратковременной памяти [21] и др. Но, с другой стороны, В. Русалов отмечает тот факт, что русскоязычные мужчины и женщины в отечественной студенческой культуре имеют практически одинаковую общительность, одинаковую жажду социальных контактов. И мужчины и женщины обладают также практически одинаковой легкостью и плавностью
речи, одинаково развитой речевой активностью и быстротой вербализации [15]. Однако эти факты иррелевантны данным других авторов [21].
Самооценка личности, коммуникативные возможности и темперамент. Как известно, темперамент тесно связан с самооценкой личностью своих возможностей, в том числе и в коммуникативной сфере. Девушки в групповой оценке, которая осуществляется не по формально-динамическим показателям, а по содержанию деятельности и соответственно в самооценке, перед юношами имеют значительное преимущество [22]. Относительная величина самооценки (относительно соответствия групповой оценке), т. е. адекватность самооценки, больше у имеющих высокую групповую оценку, так называемых «коммуникативных коллективистов». Они в меньшей степени завышают свою оценку относительно групповой, чем имеющие низкую групповую оценку. Особенно это характерно для мальчиков и юношей [22, с. 44].
Взаимное влияние пола и темперамента на продуктивность совместной познавательно-коммуникативной деятельности.
Проблема взаимного влияния пола и темперамента на продуктивность совместной познавательно-коммуникативной деятельности является одной из малоизученных и непланомерно исследующейся в отечественной дифференциальной психологии. В литературе имеются лишь единичные данные, характеризующие соотношение пола и темперамента и их взаимного влияния на познавательно-коммуникативную деятельность человека. Это относится и к экспериментальным работам, раскрывающих влияние пола на продуктивность совместной деятельности детей. Нам удалось обнаружить лишь немногочисленные данные по этому аспекту проблемы.
Так, В.В. Белоус [23] изучал возрастнополовые различия в приспособительной значимости свойств темперамента, образующих инвариант типа уравнения параболы. Были выявлены четкие половые различия в приспособительной значимости некоторых синтетических характеристиках темперамента. Группа американских психологов, исследуя влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками (старшими дошкольни-
ками) на их когнитивное развитие, выявили различия продуктивности совместной деятельности однополых диад «мальчик-мальчик» и «девочка-девочка». В двух из трех серий эксперимента деятельность диад «мальчик-мальчик» была более продуктивной, прогрессивной, с применением более эффективных способов решения поставленных задач. Но в предлагаемом исследовании сопоставлялись лишь однополые группы. В другой экспериментальной работе изучалась совместная деятельность лишь разнополых диад дошкольников, каждой из которых было предложено раскрасить один рисунок. Детям давали два карандаша. По окончании эксперимента оказалось, что на всех рисунках доминировал цвет мальчиков [24].
Взаимное влияние пола и темперамента на продуктивность совместной познавательно-коммуникативной деятельности в старшем школьном возрасте исследовалось
О.А. Костиниковой [25]. Результаты исследования выявили, что диады мальчиков любого типа темперамента существенно опережают диады девочек или девочек и мальчиков любого типа темперамента как по индивидуальным, так и по интегральным показателям продуктивности совместной познавательно-коммуникативной деятельности.
Иными словами, среди диад разного пола по индивидуальным показателям продуктивности совместной познавательно-коммуникативной деятельности наиболее продуктивными (60 %) оказываются диады мальчиков в сравнении с диадами девочек или мальчиков и девочек. Самая низкая продуктивность совместной познавательно-коммуникативной деятельности отмечается у девочек как по индивидуальным, так и по интегральным показателям. Среди поло-темпераментальных диад по интегральным показателям продуктивности совместной познавательно-коммуникативной деятельности более высокую результативность показывают мальчики с разнородными типами темперамента (50 %), далее идут смешанные диады по полу и типу темперамента (33,3 %) и мальчики типа «В» по темпераменту. Среди поло-темпераментальных диад по индивидуальным показателям продуктивности совместной познавательнокоммуникативной деятельности наибольшую эффективность демонстрируют мальчики типа «В» по темпераменту [25].
Темперамент и выражение собственного мнения об окружающих. Выражение собственного мнения об окружающих также зависит от свойств темперамента. Модифицирующее воздействие на эту зависимость оказывают половые / гендерные особенности. Свободнее выражают свое мнение о других мальчики с низким уровнем реактивности и высоким уровнем подвижности. У девочек имеется сходная, но менее тесная связь между свободой выражения мнения о других и реактивностью. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга [26].
Рассмотрение связи темпераментальных особенностей личности с процессом общения и, в частности, с аспектом прерывания речи собеседника позволяет представить следующие обобщенные данные. Так, с сангвиниками можно легко установить аудиовизуальный контакт, для них характерна живость реакции и непредубежденное отношение к собеседнику; для коммуникативного стиля холерика характерна более или менее выраженная нервозность, что выражается в прерывании собеседника, резкой смене темы, споре, проявлении вербальной и невербальной некорректности; для флегматика характерно уравновешенное и спокойное коммуникативное поведение; меланхолику присуще настороженное отношение к миру, что мешает ему быть инициатором коммуникативного взаимодействия [27].
Завершая обзор данного аспекта проблемы, хотелось бы отметить тот факт, что в природе не существует отдельных изолированных признаков. В конечном итоге исследователя должен интересовать сам субъект с его характеристиками, а не наоборот. Пытаясь вычленить какое-либо свойство субъекта и абстрагируясь от остальных, необходимо отдавать себе отчет в искусственности производимой операции, поскольку изолированных признаков в природе не бывает.
♦ Возрастные особенности. Говоря о влиянии возраста на речевое поведение человека, важно отметить, что любой основной возрастной период (детство, юность, зрелость, пожилой возраст) особым образом отражается в стиле речи человека [28].
Исследуя явление прерывания собеседника как факт доминирования в общении с учетом возрастных особенностей, мы обнаружили следующие данные по анализу общения среди школьников.
Так, анализируя записи публичных дискуссий среди старшеклассников, Е.В. Пищи-кова [29] выделяет два вида доминирования в общении:
1) содержательное доминирование;
2) формальное доминирование.
Содержательное доминирование характеризуется манипулированием содержания высказываний, прозвучавших в ходе интеракции; основывается на взаимодействии «своего» и «чужого», что стимулирует образование экспрессивных и оценочных коннотаций, развитие диалогической тактики.
Формальное доминирование устанавливается с помощью контроля над параметром говорения, т. е. чем длиннее высказывание, тем дольше говорящий удерживает инициативу говорения и доминирует над интеракцией.
Следовательно, можно заключить, что явление перебивания собеседника в данном случае является одним из тактических ходов формального доминирования.
Приведем количественные данные исследования (рис. 2-5), проведенного Е.В. Пищи-ковой, которые отражают явление перебивания собеседника в процессе общения в однополых и смешанных половых группах старшеклассников.
В паре мальчик-девочка продолжительность говорения мальчика на 10 % больше продолжительности говорения девочки. В смешанной паре мальчики проявляют тенденцию некорректного узурпирования времени говорения оппонента, а девочки широко используют тактические ходы эксплицитного перехвата инициативы, не присущие их речевому поведению в однополых парах коммуникантов, в частности, ограничивающий вопрос с целью удержания контроля над временем говорения и перебивания.
80
IX
о
8
¡8 60
о
3
1С
с
20
12
мальчик
мальчик
Рис. 2. Динамика использования перебивов в общении мальчик-мальчик
§
о
о
3
ю
о
80
60
40
20
0
у
/
У
/
у
У А
/ 32 18
/ Г Г , /
девочка
девочка
Рис. 3. Динамика использования перебивов в общении девочка-девочка
М
о
ч
о
к
о
сс
н
о
о
ч
о
и
о
о
3
ю
о
80
60
40
20
0
У
/
У /
/
У 60
/
У
/ 4
/ Л
/ —, , т /
девочка мальчик
Рис. 4. Динамика использования перебивов в общении девочка-мальчик
§ 40
0
со
о
п
о
к
о
со
н
о
о
§
80
60
40
I 20
мальчик
девочка
Рис. 5. Динамика использования перебивов в общении мальчик-девочка
0
Выявленные результаты свидетельствуют о большом значении фактора адресата, предопределяющего «подстраивание» (добровольное или вынужденное) коммуниканта под поведение собеседника, и под его реакции на предложенное высказывание. В смешанных парах коммуникантов поведение мальчиков, направленное на ограничение возможностей реализации девочками «переключения на позиционную роль», провоцирует со стороны девочек использование нетипичных для их речевого поведения эксплицитно агрессивных ходов, которые содержат максимальную степень «угрозы лицу» коммуниканта.
Е.В. Пищикова делает вывод о том, что именно гендерный фактор предопределяет поведение девочек в смешанных группах.
С.Ю. Тюрина, ссылаясь на A. Greenwood, отмечает, что чем больше диалог детей содержит прерываний, тем более комфортно они себя чувствуют [2].
Учитывая тот факт, что в психологии при изучении развития и становления личности, в том числе и в процессе общения, половые и гендерные различия относятся к числу фундаментальных и постоянных характеристик человеческого онтогенеза нам представляется интересным рассмотрение данной проблематики именно через призму пола / гендера.
♦ Половые и гендерные особенности.
Рассмотрим вначале общие особенности процесса общения с учетом вышеназванного фактора.
Аффилиация1. Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т. е. у женщин. Женщины демонстрируют более высокий уровень переживания неопределенности и более выраженные аффилиативные тенденции, чем мужчины [30]. Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов [21].
Объем общения. Как отмечают исследователи, средний объем общения у мужчин в полтора раза меньше, чем у женщин [21, 31].
Параметры включения в общение. Число (количество) значимых других людей у мужчин и женщин приблизительно одинаковое, хотя и варьируется от возраста к возрасту, как отмечает А. А. Бодалев [31, с. 124]. Субъективно значимых для общения в различных возрастных группах людей и входящих в круг их непосредственного общения женщин бывает значительно больше, чем мужчин (табл. 1).
Среди субъективно значимых как для самих мужчин, так и для общения людей, в среднем на 30 % больше, чем у женщин, занимающихся одинаковой с ними деятельностью. У мужчин по сравнению с женщинами, среди субъективно значимых для них людей,
1 Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность в общении и в эмоциональных контактах [28].
с которыми они непосредственно общаются, оказывается и больше лиц (в среднем на 25%) с более высоким официальным статусом, чем они сами. У мужчин большее число субъективно значимых для них лиц относятся к той же возрастной группе, что и они сами, или более старшей. У них чаще, чем у женщин, основанием для включения определенных лиц в круг субъективно значимых и важных для непосредственного общения, выступает возможность получения от этих лиц различной помощи, а также участия их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом эта особенность становится более значимой: 11% в 11-17 лет и около 30% в 30 лет [31, С. 146-147].
Таблица 1 Представленность степени значимости коммуникантов по половому признаку
№ п/п Возрастная группа Соотношение значимых для общения мужчин и женщин
1. 11-17 лет 0,57 (Ж) : 0,43 (М)
2. 28-30 лет 0,68 (Ж) : 0,32 (М)
3. 32-50 лет 0,76 (Ж) : 0,41 (М)
Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным, чем мужчины (различия статистически достоверны). Кроме того, по их оценкам, психологические контакты с субъективно значимыми для них людьми более стабильны, чем такие же контакты (в их гностических, эмоциональных и праксических характеристиках), когда их оценивают мужчины. 57 % женщин отмечают с возрастом увеличение близости с другими людьми и лишь 7 % женщин говорят об ее уменьшении. У мужчин же только 25 % подтверждают увеличение с возрастом близости с другими людьми, и 51 % - уменьшение. Около 30 % мужчин оценивают свои коммуникативные контакты с женщинами как более близкие и вместе с тем как более неустойчивые, чем с мужчинами [31, с. 152].
Характер общения. Общение в парах девочек носит иной характер, чем в парах мальчиков.
Прерывание речи в процессе общения. Влияние половых и гендерных различий на речевое общение является предметом исследований многих ученых. Результаты многочисленных исследований говорят о различ-
ном речевом поведении мужчин и женщин. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что специфической особенностью речевого общения мужчин и женщин, главным образом, в гомогенных группах является целевая характеристика коммуникации. Так, более значительная доля фактических коммуникативных актов (основная цель - само общение, контакт) характерна именно для речевого общения женщин, по сравнению с мужчинами [32] .
Наши первые исследования [33-35] и ряд других были посвящены изучению именно влияния пола человека на поведение и нормы процесса общения во время разговора; на реакцию при прерывании в процессе общения; влияния социального статуса на количество перебиваний их место в разговоре. Так, например, мужчины чаще прерывают партнера по деловым переговорам, а подчиненные чаще используют позитивное прерывание партнера, чем начальники [4, с. 33]. Однако, с другой стороны, женщины чаще задают вопросы, легче, чем мужчины переходят с одной темы на другую, более активны в установлении и поддержании контакта с собеседником. При разговоре двух мужчин и двух женщин частотность перебивания в однополых парах примерно одинакова [35]. Чаще же перебивание встречается в смешанных по половому признаку парах, где коммуникативное преимущество принадлежит мужчине.
Однако говоря о влиянии пола на речевой аспект, важно отметить, что не только пол, но и степень фемининности / маскулинности оказывает большое влияние как на поведение человека в целом, так и на речевое в частности.
Мужчины и женщины обладают разными степенями маскулинности и фемининно-сти. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными, сочетающими в себе мужские и женские свойства. Выявлена частота перебивания, связанная с фемининностью / маскулинностью. Так, установлено, что чем больше человеку присуще мужских свойств, чем он более маскулинизирован, тем он чаще перебивает собеседников, чувствуя в разговоре себя увереннее и свободнее [34; 36].
♦ Социокультурные особенности и социальный статус. Как известно, одним из
инструментов утверждения социального статуса участников общения является язык [37].
Социальный статус и частота перебивания партнера. В результате ряда исследований отмечается прямая зависимость частоты перебивания от социального статуса человека: чем больше значимость в обществе, более высокий социальный статус, тем больше и чаще допускается прерываний в общении [3; 4; 35; 38]. Кроме того, перебивание не только отражает неравное положение говорящих, но и способствует еще большему утверждению данного положения [34; 39].
Однако из наблюдений С. Тремель-Плец [40], которая исследовала вербальное поведение общающихся на материале телевизионных дискуссий, можно прийти к заключению о том, что, несмотря на одинаковый социальный и профессиональный статус, значительно чаще по сравнению с мужчинами перебивают женщин, лишая тем самым их возможности закончить высказывание.
Восприятие прерывания коммуникантами. Важным аспектом явления перебивания собеседника является и восприятие прерывания коммуникантами. Так, в результате исследований, проведенных нами, были выявлены следующие данные.
Оценивая людей, которые перебивают собеседника, подтвердилось мнение о том, что их оценивали строже, нежели людей, которых перебили. Человек, перебивший собеседника, оценивается как спорящий, равнодушный, самоутверждающийся, грубый, властный, склонный к соперничеству, подчиняющий себе собеседника.
Оценивая влияние пола на перебивание в однополых и смешанных парах, нами было выявлено, что женщину, перебившую мужчину расценивали как нарушившую правила общения, как дерзость и неуважение по отношению к собеседнику мужского пола. Однако, если женщина перебивает собеседника женского пола, типичной реакции не наблюдается. Данное явление не оценивается строго [35].
Как отмечают некоторые исследователи, в непринужденных разговорах, относительно русскоязычного общества, женщины нередко протестуют против того, чтобы их перебивали. Перебивание может вызывать как нейтральную, так и резкую отрицательную реакции. Так, например, если тематика речи до-
вольно не серьезная, не требующая сосредоточенности, собеседники относятся к пере-бивам довольно спокойно [32].
Таким образом, явление перебивания собеседника носит не только научное, но и практическое значение. Мы выяснили, что перебивание понимается как захват роли говорящего, факт доминирования в общении, контроль диалога, интерес к речи собеседника, выражение поддержки и согласия собеседнику, а также нарушение правил коммуникативного поведения. Также, важно отметить, что на данное явление оказывают влияние половые и гендерные особенности, индивидуально-личностные особенности, социальный статус, а также возраст коммуникантов.
1. Богданов В.В. Речевое общение: прагматический и семантический аспекты. Л., 1990. С. 27.
2. Тюрина С.Ю. Лексико-фонетические характеристики связующих элементов дискурса в английской деловой речи (на материале фраз вежливого прерывания разговора): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2003.
3. West C. When the doctor is a ‘lady’: Power, status, and the gender in physician-patient encounters // Symbolic interaction. 1984. V. 7. P. 87105.
4. West C., Zimmerman D.N. Women’s place in everyday talk: Reflection on parent-child interaction // Social Problems. 1977. V. 24. P. 521529.
5. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 2000.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005.
7. Гриценко Е.С. Два пола, две культуры: гендерные аспекты коммуникации // Социальные варианты языка: материалы междунар. науч. конф. 25-26 апр. 2002 г. Н. Новгород, 2002. С. 50-53.
8. Кирюшкина Т. В. Особенности речи мужчин и женщин на примере немецкоязычных и русскоязычных ток-шоу // Гендерный фактор в языке и коммуникации: сб. науч. тр. М., 1999. Вып. 446. С. 99.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
10. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
11. Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 64-71.
12. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Псих. журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-
35.
13. Проблемы генетической психофизиологии человека / под ред. Б.Ф. Ломова, И.В. Равич-Щербо. М., 1978. С. 55.
14. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Псих. журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 10-21.
15. Русалов В. М. Пол и темперамент // Псих. журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 55-64.
16. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171-189.
17. Nolen-Hoeksema S. Sex differences in unipolar depression: evidence and theory // Psychol. Bull.
1987. № 101. P. 259-282.
18. Van Doornen L.P.J., Van Blokland R. Serumcholesterol: Sex-specific psychological correlates during rest and stress // J. of Psychosomatic Research. 1987. № 31. P. 279-307.
19. Wing J.K., Bebbington P. Epidemiology of depression // Handbook of Depression: Treatment, Assessment and Research, eds E.E. Beckman, W.R. Leber. L., 1985. P. 765-794.
20. Багрунов В.П. Воспитание юных и психология пола // Шахматы. 1980. № 4. С. 14-20.
21. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М., 2005.
22. Никитюк Б.А., Соловьева С.А. Взаимосвязь темперамента и морфологических основ интегральной индивидуальности // Человек в системе интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1994. С. 43-45.
23. Белоус В.В. Психологические симптомоком-плексы и инварианты темперамента: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 1982.
24. Stein S.B. Temperament and Development. N. Y., 1983.
25. Костиникова О.А. Взаимное влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной деятельности старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Пятигорск, 1996. С. 12.
26. Zalewska A. Temperament a ujawnianie opinii o innych // Prr. Psychol. 1989. V. 32. № 2. P. 411421.
27. Салмина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление. Казань, 2001. С. 128.
28. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. С. 15.
29. Пищикова Е.В. Стратегии доминирования в аргументативном дискурсе: гендерный анализ (на материале англ. яз.): автореф. дис. . канд. филол. наук. Харьков, 2003.
30. Buunk B.P., Vanyperen N.W., Taykor S.E., Colling P.L. Social comparison and the drive up-
ward revisited: Affiliation as a response to marital stress // Eur. J. Soc. Psychol. 1991. V. 21. № 6. P. 529-546.
31. Бодалев А.А. Психология о личности. М.,
1988.
32. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. М., 1993. С. 112.
33. Грошев И.В. К вопросу о половых различиях в процессе вербального и невербального общения в онтогенезе // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. М., 1996. С. 52-54.
34. Грошев И.В. Кто чаще перебивает собеседника: женщина или мужчина? // Псих. обозрение. 1998. № 1. С. 42-54.
35. Грошев И.В. Проявление половых различий в общении и склонности перебивать собеседника // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 1998. Вып. 2. С. 29-33.
36. Drass K.A. The effect of gender identity on conversation // Social Psychology Quarterly. 1986. V. 49. P. 294-301.
37. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. СПб., 2002.
38. Leffler A., Gillespie D.L., Conaty J.C. The effects, of status differentiation on nonverbal behavior // Social Psychology. 1982. V. 45. P. 153161.
39. Eagly A.H., Wood W. Inferred sex differences in status as a determinant of gender stereotypes about social influence // J. of Personality and Social Psychology. 1982. V. 43. P. 915-928.
40. Шаповалова О.Н. Гендерный аспект управления коммуникационным поведением собеседника // Гендер: Язык, культура, коммуникации. М., 2001. С. 333-342.
Поступила в редакцию 18.01.2008 г.
Groshev I.V., Shcherbak A.A. Age-specific, sex and gender peculiarities of communication process: the phenomenon of interlocutor’s speech interrupting (research survey). The article deals with communication problem through the prism of age specific, sex and gender peculiarities. The results of much research are given, which prove the fact of interlocutor’s interrupting in the process of communication, including those determined by communicants’ sex. The fact of age influencing on interrupting frequency, as well as feminine and masculine degree is noted. The conclusion is drawn about perceptiveness of the research of this area of communication process.
Key words: interrupting, dominance, speech behaviour, man, woman, frequency.