Научная статья на тему 'ПОЛОЦКИЕ КРИВИЧИ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ: ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ?'

ПОЛОЦКИЕ КРИВИЧИ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ: ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИВИЧИ / ПОЛОЧАНЕ / ПОЛОЦК / ПОЛОЦКАЯ ЗЕМЛЯ / РОГВОЛОДОВИЧИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кежа Ю.Н.

Анализируются известные письменные упоминания восточнославянского объединения кривичей. Автор приходит к выводу, что первоначально этноним «кривичи» не носил чёткого территориально-политического обозначения. К ХІІ в. название «кривичи» приобретает территориальный характер, который отождествляется с Полоцкой землёй и полоцкой княжеской династией. Закрепление названия «кривичи» находит свое отражение в топонимике. К населению Полоцка и Полоцкой земли летописцы применяют этникон «полочане», что подтверждает использование данного обозначения как самоназвания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLOTSKY KRYVICHI: ETHNIC COMMUNITY OR INTELLECTUAL INVENTION?

The article analyzes the well-known written references to the East Slavic association of Krivichy. After analyzing the available written messages, the author concludes that initially, the ethnonym Krivichi did not have a clear territorial and political designation. To the XII century. the name "Krivichi" takes on a territorial character, which is identified with the Polotsk land and the Polotsk princely dynasty. The name “Krivichi” is reflected in toponymy. To the population of Polotsk and Polotsk land chroniclers apply the ethnics "Polochane", which confirms the use of this term as the name of the population.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЦКИЕ КРИВИЧИ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ: ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ?»

УДК 94 (367.5) 930.2

ПОЛОЦКИЕ КРИВИЧИ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ: ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ?

канд. ист. наук Ю.Н. КЕЖА (Полоцкий государственный университет)

Анализируются известные письменные упоминания восточнославянского объединения кривичей. Автор приходит к выводу, что первоначально этноним «кривичи» не носил чёткого территориально-политического обозначения. КXII в. название «кривичи» приобретает территориальный характер, который отождествляется с Полоцкой землёй и полоцкой княжеской династией. Закрепление названия «кривичи» находит свое отражение в топонимике. К населению Полоцка и Полоцкой земли летописцы применяют этникон «полочане», что подтверждает использование данного обозначения как самоназвания населения.

Ключевые слова: кривичи, полочане, Полоцк, Полоцкая земля, Рогволодовичи.

Введение. В советской и постсоветской исторической науке сложилось представление, что государ-ствоообразующие процессы на землях Восточной Европы берут своё начало в период славянского расселения и формирования т.н. «племенных княжений» или «племенных союзов». Восточнославянские объединения кривичей, словен, дреговичей, радимичей, вятичей, северян, полян, древлян, волынян, бужан, уличей и тиверцев рассматривались (и в ряде работ до сих пор рассматриваются) как определённый этап на пути складывания Древнерусского государства [1, с. 752-754]. Долгое время считалось, что данные племенные образования основаны на объединении нескольких моноэтнических племен в единый потестарный организм [2; 3, с. 158; 4, с. 13-14]. Однако при анализе функционирования восточнославянских летописных общностей, необходимо учитывать абсолютную разнотипность и разноуровневость данных образований. Это касается масштаба расселения и проживания, типа идентичности, а также сложности политической организации. В исследованиях делаются выводы о небольших локальных группах-общинах (уличи, поляне); крупном во-ждестве (древляне); сложном вождестве (северяне), этносоциальной группе (словене) [5, с. 26].

Согласно устоявшейся историографической традиции летописные кривичи отождествляются с культурой смоленско-полоцких длинных курганов (далее - КСПДК). Взгляды историков на проблему этнической принадлежности КСПДК дискуссионны. Тезисно их содержание сводится к следующему.

По археологическим данным выделяется ареал культуры, который занимает территории в среднем течении Западной Двины, смоленскую часть Поднепровья, территорию вдоль реки Великой и Псковского озера. Период существования культуры - VIII - первая половина XI в. [6, с. 136-139]. По мнению Э.М. Заго-рульского и Е.А. Шмидта, носителями культуры были балты [7, с. 219-235]. Согласно Л.В. Алексееву, В.В. Ену-кову, О.Н. Левко и Г.В. Штыхову, КСПДК была образована славянским населением. Практически общепринятой считается версия, что на этнокультурной основе КПСДК формируется «племенное княжение» кри-вичей-полочан (конец IX-X в.), давшее начало Полоцкому княжеству [8, с. 43; 9, с. 57-67; 10, с. 7-16; 11, с. 185].

Анализом летописного соотнесения кривичей и полочан в разное время подробно занимались П.Н. Третьяков, А.Н. Насонов, А.Г. Кузьмин, А.А. Горский. По мнению П.Н. Третьякова, кривичи - обширное племенное объединение, полочане же - наименование населения Полоцка и Полоцкой земли древнерусской эпохи (XI-XII вв.), не имеющего отношения к периоду племенных союзов (IX-X вв.) [12, с. 221222]. Противоположное мнение озвучивал А.Н. Насонов. Учёный выделял два крупных кривичских княжения: одно находилось на р. Полота с центром в Полоцке (объединение кривичей-полочан), другое -в Верхнем течении Днепра с центром в Смоленске [13, с. 146]. А.Г. Кузьмин, так же, как и П.Н. Третьяков, отрицал существование объединения полочан в догосударственную эпоху (IX-X вв.). Упоминание о по-лочанах в этнографическом введении Повести временных лет (далее - ПВЛ) А.Г. Кузьмин считал позднейшей вставкой второй половины XI в. [14, с. 125]. В отличии от предыдущих исследователей, А.А. Горский считает, что информация о кривичах и полочанах в тексте ПВЛ стала отражением политических изменений на территории Подвинья и Верхнего Поднепровья. По мнению историка, до второй половины IX в. кривичский союз возглавлялся племенным княжеством полочан с центром в Полоцке. С конца IX-X вв. главным кривичским центром стал Смоленск [15, с. 59-60].

При различных подходах к анализу ПВЛ, а также разных выводах относительно существования (или несуществования) племенного сообщества полочан, исследователи рассматривают единое кривичское объединение на широкой территории Среднего Подвинья, Верхнего Поднепровья и Верхней Волги как отражение этнической реальности Раннего Средневековья. Необходимо отметить, что при большой историографической традиции, посвящённой восточнославянским объединениям в целом и кривичам в частности, вопрос - являлись ли кривичи моноэтничным объединением с общей («кривичской») идентичностью - остаётся открытым.

Основная часть. Впервые кривичи (KpiPiTunvoi) упоминаются в середине Х в. в 9 главе трактата византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» («De administrando imperio»). Император упоминает кривичей (кривитеинов) наряду с другими славянскими объединениями как поставщиков моноксил-однодревок для плаванья русов по рекам: «Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины (тут и далее выделено мной - Ю.К.), лензанины и прочии Славиниирубят в своих городах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лёд вводят в находящиеся по соседству водоёмы.» (Пер. Г.Г. Литаврина) [16, с. 160]. Также кривичи, согласно трактату, вместе с другими славянами платят дань русам во время зимнего полюдья: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас же их архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно - в Славинии вервианов, дру-гувитов, кривичей, сивериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов» (Пер. Г.Г. Литаврина) [16, с. 166-167].

Древнерусские сообщения о восточнославянских объединениях датируются концом XI - началом XII в. Данная информация содержится в ПВЛ, сохранившейся в ряде списков, наиболее ранние из которых -Лав-рентьевский 1377 г. (далее -ЛЛ) и Ипатьевский начала XV в. (далее - ИЛ). Сведения о восточных славянах также содержатся в Новгородской первой летописи младшего извода (далее - Н1Лмл), в которой, по мнению А. А. Шахматова, отразился текст из Начального свода - непосредственного источника ПВЛ [17, с. 12-13].

В ПВЛ кривичи как восточнославянское территориально-политическое объединение упоминаются 13 раз (Недатированная часть - 3 раза; 6367 (859); 6370 (862) - 2 раза; 6390 (882) - 3 раза в ЛЛ и 2 раза в ИЛ; 6415 (907); 6452 (944); 6448 (980); 6496 (988) [18, стб. 10, 14, 19, 20, 24, 29, 45, 76, 121; 19, стб. 16]. Упоминание в ПВЛ о кривичах как о большой территориальной общности, ограничивается 988 г. Вместе с тем, при соотнесении кривичей и населения Полоцкой земли - полочан, автор(ы) ПВЛ демонстрируе(ю)т непостоянство.

Про полочан как отдельное славянское объединение летописец упоминает в «этнографическом введении»: «Словтне пришедше и стдоша по Днтпру и нарекошасж Полжне. а друзии Древлжне зане стдоша в лтстх. а друзии стдоша межю Припетью и Двиною. и нарекошасж Дреговичи инии стдоша на Двинт и нарекошас" Полочане ртчьки ради жже втечеть въ Двину. имлнемъ Полота. w сеж прозвашасл По-лочане.» [18, стб. 6]. Далее в недатированной части летописец как будто разделяет кривичей и полочан: «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ кнжженье в Полжхъ. в Деревлжхъ свое. а Дреговичи свое. а Словтни свое в Новтгородт а другое на ПолотЪ иже Полочане w нихъ же. Кривичи же стдлть на верхъ Волги. а на верхъ Двинъ1 и на верхъ Днтпра. их же градъ есть Смоленскъ туда бо стдлть Кривичи таже Стверъ w нихъ» [18, стб. 10]. При этом летописец прямо указывает, что главный город кривичей -Смоленск, про Полоцк в аналогичном контексте ничего не упомянуто.

Следующим сообщением является информация о носителях славянского языка в русской земле. Здесь упоминаются полочане в одном ряду с полянами, древлянами, новгородцами, дреговичами, северянами, бужанами, волынянами [18, стб. 11]. Про кривичей информации нет. И только под 6367 (859) кривичи отождествляются с полочанами: «и прим власть Рюрикъ. и раздав мужемъ своимъ грады. wвому Поло-тескъ wвому Ростовъ другому Бтлоwзеро. и по ттмъ городомъ суть находници Варжзи а перьвии насель-ници в Новтгородт Словтне. Полотьски Кривичи. в Ростовт Мерж. В Бтлтwзерт Весь. в Муромт Мурома. и ттми встми wбладаше Рюрикъ.» [18, стб. 20].1 В дальнейшем, в датированных сообщениях второй половины IX и X вв. кривичи и полочане как одно сообщество не упоминаются.

Под 6390 (882), 6415 (907), 6452 (944), 6488 (980), согласно ПВЛ, кривичи вместе с другими славянскими общностями участвуют в военных походах киевских князей. При этом в 882 г. они под предводительством Олега завоёвывают Смоленск - город, который, согласно недатированной части ПВЛ, являлся их центром [18, стб. 10, 22-23]. В 980 г. кривичи участвуют в походе Владимира Святославича на полоцкого князя Рогволода [18, стб. 76]. Далее не менее странным выглядит сообщение под уже упоминаемым 882 г. о дани, которая была наложена Олегом на кривичей, словен, мерю и новгородских варягов: «и оустави дани Словтномъ Кривичемъ и Мери и Варжгомъ. дань дамти w Новагорода гривенъ. т . на лтт мира дтлж.» [18, стб. 24]. Под 6396 (885) г. в ПВЛ указывается, что Олегу платили дань поляне, древляне, северяне, радимичи. С уличами и тиверцами он вёл войну [18, стб. 24]. Ничего не сказано о кривичах, которые согласно сообщению 882 г. были Олегу подчинены, участвуя в походах киевских князей до 980 г. включительно.

Вероятно, авторы и редакторы ПВЛ конца XI - начала XII в. не располагали сколько-нибудь определённой информацией о кривичах IX-X в. Для летописцев, применительно к IX-X вв., кривичи являются собирательным названием, которое используется для обозначения населения огромной территории верховий Двины, Днепра и Волги [20, с. 35; 5, с. 45]. По сообщениям летописи невозможно точно локализировать ареал проживания кривичей. Также невозможно определить, что из себя представляло кривичское сообщество

1 Согласно выводам А.А. Горского, упоминание кривичей в данном сообщении является вставкой, связанной с работой второго редактора ПВЛ [15, с. 54].

в социально-организационном плане. ПВЛ упоминает о «княжении» полочан и кривичей наряду с «княжениями» полян, древлян, дреговичей, словен. Однако летопись не называет князей, в руках которых находилась власть в указанных объединениях. В этой связи вполне очевидной представляется версия о перенесении некоторых социально-политических реалий второй половины XI - начала XII в. на абсолютно неизвестный авторам ПВЛ период 1Х-Х вв., а также использование ими литературного шаблона [21, с. 59-68].

Тем не менее, невозможно игнорировать сообщения Константина Багрянородного о кривичах, датируемое серединой X в. Византийский император выстраивает классификацию славянских сообществ, находящихся в даннической зависимости от днепровских росов, центром которых являлся Киев. При этом известно, что территория Полоцкого Подвинья с проживающим населением не входила в сферу влияния ранней руси2. Можно сделать предположение, что «кривичами» автор именует население или территорию Верхнего Поднепровья, которое в середине X в. контролировалось киевскими росами из Гнёздова. Константин упоминает населённые пункты «Внешней Росии», из которых поставляются моноксилы в Киев: «[Да будет известно], что проходящие из Внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немограда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другии из крепости Милиниски, из Телуицы, Чернигоги, и из Вусеграда» (Пер. Г.Г. Литаврина) [16, с. 158-159]. Практически общепринятой считается версия, что «крепость Милиниски» (^ МЛгуюка) передаёт славянское название древнерусского летописного города Смоленска [16, с. 159, 22, с. 517] и, видимо, не может отождествляться с Гнёздовым. Несколько лет назад было археологически подтверждено расположение Смоленска X в. отдельно от Гнёз-довского поселения [23, с. 80]. Вероятно, Смоленск (^ МЛтока Константина) и являлся поселением кривичей, находящихся в зависимости от гнёздовских росов. Данный вывод согласуется с ПВЛ, где главным городом кривичей назван Смоленск [18, стб. 10]. Смоленск упоминается как кривичский город под 6390 (882) г. во время похода Олега на Киев: «Поиде Л Шлегъ поимъ воа многи Варжги . Чюдь Словтни . Мерю . и вст Кривичи . и приде къ Смоленьску съ Кривичи .» [18, стб. 22-23]. Нельзя исключать, что память о кривичах Верхнего Поднепровья середины X в. сохранилась вплоть до начала XII в., что и нашло отражение в ПВЛ с грубыми хронологическими и смысловыми искажениями.

К концу XI - началу XII в. Смоленск был крупным древнерусским городом, центром Смоленского удельного княжества. В этой связи вполне понятно стремление летописца обозначить важное место города наряду с Киевом, Новгородом, Полоцком и другими городами Руси XI-XП вв. в политической истории скрытого от летописца IX в., логически связав захват города с маршрутом Олега из Новгорода в Киев.

Помимо ПВЛ название «кривичи» относится к XII в. и фигурирует в летописных сообщениях под 6635 (1127) в ЛЛ и 6636 (1128) в ИЛ, 6648 (1140) и 6670 (1162) в ИЛ [18, стб. 297; 19, стб. 292, 304, 521].

В ЛЛ под 6635 (1127 г.) и ИЛ под 6636 (1128 г.) «кривичами» именуются полоцкие князья Рогволо-довичи, на которых пошёл войной киевский князь Мстислав Владимирович: «посла кнжзь Мстиславъ братю свою наКривичп. четъ1рми пути.» [18, стб. 297].3 Также, «кривичскими» названы полоцкие князья под 6648 (1140 г.): «и помжноу первти посла по Кривитьстпи кнзп по Двда по Ростислава. и Стослава. и Рогъволодича два.» [19, стб. 304]. Под 6670 (1162 г.), при описании похода коалиции князей на Слуцк полоцкие князья также названы «кривскими»: «Том же лтт~Рюрикъ и Стополкъ Гюргевичь. Туровьскии. и Стославъ Всеволодичь. съ братмъ Жрославомъ и съ Шлгомъ Стославичем. и с Володимиричемъ. и съ Кривьскими кнзьми. идоша къ Случьску. на Володимира наМьстиславича.» [19, стб. 521]. Это самые поздние сообщения, в которых упоминается этноним «кривичи».

Большинство названий славянских общностей исчезает в ПВЛ к началу XI в. Примечательно, но название «кривичи» вместе с дреговичами, радимичами и вятичами сохраняется и используется летописцем до второй половины XII в. Причём этноним «кривичи» используется отнюдь не в отношении населения Полоцка и Полоцкой земли. Данное название применяется к полоцким князьям и возможно подвластной им территории. Об этом говорят данные топонимики.

Как отмечает А.С. Кибинь, на востоке летописного кривичского расселения крайне мало топонимов, которые можно связать с этнонимом «кривичи» [20, с. 35]. Названия населённых пунктов, связанных с данным этнонимом, сконцентрированы на западе восточнославянского ареала - от верховьев Днепра до Понеманья. Установить же время возникновения топонимов не представляется возможным. Вполне вероятно, что они имеют позднее происхождение не ранее XII-XIII вв. Таким образом, название «кривичи» употребляется летописцами XII в. по отношению к полоцким князьям и территории, на которую распространяется власть полоцкой династии. Причём соотнесение названия с территорией Полоцкой земли и властью полоцких князей довольно позднее, по летописям - не ранее XII в. До этого времени кривичами

2 Как известно, территория Среднего Подвинья с центром в Полоцке была подчинена Киеву в период правления князя Владимира Святославича в 978 г.

3 В ИЛ сообщение практически аналогично ЛЛ: «посла кнжзь Мстиславъ братю свою многы на Кривичт. четырми пути.» [19, стб. 292].

в ПВЛ именовалось население от Западной Двины до верховьев Волги без чёткой локализации, а также с уже отмеченными противоречиями.

Являлось ли летописное наименование «кривичи» свидетельством употребления этого этнонима в качестве самоназвания населения Полоцкой земли в Х1-Х11 вв.? Многочисленные топонимы, сконцентрированные вдоль границ владений полоцких князей, утвердительно отвечают на данный вопрос.

С другой стороны, согласно летописным сообщениям конца Х1-Х11 вв по отношению к населению Полоцкой земли употребляется обозначение «полочане». Оно фигурирует в ЛЛ и ИЛ 27 раз (Недатированная часть - 4 раза; 6600 (1092) - 2 раза; 6635 (1127); 6640 (1132); 6646 (1138); 6684 (1176); 6659 (1151) - 2 раза; 6667 (1159) - 6 раз; 6670 (1162) - 3 раза; 6675 (1167) - 2 раза; 6688 (1180); 6703 (1195) - 3 раза [18, стб. 10, 11, 215, 299, 302, 305, 377; 19, стб. 445, 493, 494, 495, 496, 519, 526, 620, 692]. Применительно к сообщениям Х1-Х11 вв., население Полоцкой земли не называлось «кривичами». Для обозначения жителей летописцем употребляется единственный этникон - «полочане». Причём данное название, помимо жителей города Полоцка, применяется ко всему населению Полоцкой земли. Об этом свидетельствует сообщение ЛЛ 6600 (1092), повествующее об эпидемии в Полоцкой земле: «...и тако Yазвллху люди Плоть-скьш и кго 'область. ттмь и члвци глху. ако наавт бьють Полочанъ1. се же знаменье поча бъти отъ Дрьютьска» [18, стб. 215].

По сообщениям Н1Лмл, этноним «кривичи» вообще не имеет отношения ни к Полоцкой земле, ни к полоцкой княжеской династии. Под 6448 (980 г.) Рогволод назван полоцким князем. Так же, как и в ЛЛ и ИЛ, Владимир идёт походом на Полоцк вместе с кривичами, которые никак не отождествляются с поло-чанами и Полоцкой землёй: «И приидоша отроци Володимири, и повтдаша всю ртчь Рогънтдинт, дщери Рогъволожи, князя Полочьскаго. Володимиръ же собра воя многы, Варягы, Словент, Чюдь, Кривици, и поиде на Рогъволода; в се же время хотяху Рогънтдь вести за Ярополка.» [24, с. 125]. В Н1Лмл кривичи последний раз вместе с другими восточнославянскими объединениями упоминаются под 6496 (988 г.). В отношении населения Полоцка и полоцких князей новгородский летописец употребляет единственное обозначение - «полочане» (6660 (1092); 6675 (1167); 6676 (1168); 6677 (1169); 6699 (1191) [24, с. 202, 220-221, 230].

Заключение. Таким образом, в ПВЛ кривичами называлось население на большой территории Среднего и Верхнего течений Западной Двины, Верховий Днепра и Верхней Волги. При этом автор(ы) ПВЛ второй половины XI - начала XII в. при описании событий 1Х-Х вв. не дают чёткого определения данного образования и используют этноним «кривичи» как собирательный образ. Согласно сведениям Константина Багрянородного, объединение кривичей в X в. локализуется в Верхнем течении Днепра (район Гнёздова и Смоленска) и не имеет отношения к Полоцку и территории Среднего Подвинья. С 20-х гг. XII в. по Лаврентьевской и Ипатьевской летописям название «кривичи» применяется к представителям полоцкой княжеской династии Рогволодовичей. При этом к населению Полоцка и Полоцкой земли летописцы применяют этникон «полочане», что подтверждает использование данного обозначения как самоназвания населения в Х!-ХП вв. Применение летописцами названия «кривичи» к представителям полоцкой династии Рогволодовичей в XII в. требует дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Седов, В.В. Славяне восточные / В.В. Седов // Древняя Русь в средневековом мире: энцикл. / Ин-т всеобщ. ист. РАН ; под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. - М. : Ладомир, 2014. - С. 752-754.

2. Мавродин, В.В. Образование единого русского государства / В.В. Мавродин. - Л. : изд-во Ленингр. ун-та, 1945. - 429 с.

3. Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. - М. : АИФ Принт, 2003. - 447 с.

4. Фроянов, И.Я. Начала русской истории / И.Я. Фроянов. - М. : Изд. д. «Парад», 2001. - 975 с.

5. Щавелев, А.С. «Племена» восточных славян: этапы завоевания и степень зависимости от державы Рюриковичей в X в. / А.С. Щавелев // Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура / Отв. ред. Н.А. Макаров, А .В. Назаренко. - М., 2017. - С. 24-48.

6. Псторыя Беларуа : у 6 т. - Мшск : «Экаперспектыва», 2000. - Т. 1: Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзшы XIII ст. / Рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) ^ шш.]. -351 с

7. Загарульсю, Э.М. Заходняя Русь: IX - XIII стст./ Э.М. Загарульсю. - Мшск : УшверЫтэцкае, 1998. - 240 с.

8. Алексеев, Л.В. Полоцкая земля (очерки истории Северной Белоруссии) в IX - XIII вв. / Л.В. Алексеев. - М. : Наука, 1966. - 296 с.

9. Енуков, В.В. Псковские и смоленские длинные курганы (по данным погребального обряда) / В.В. Енуков // Советская археология. - 1992. - № 1. - С. 57-67.

10. Левко, О.Н. Полоцк - древнейший центр белорусской государственности и актуальные проблемы отечественной истории / О.Н. Левко // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. А, Гуманитарные науки. -2008. - № 1. - С. 7-16.

11. Штыхау, Г.В. Крывiчы: па матэрыялах раскопак курганоу у Пауночнай Беларуа / Г.В. Штыхау. - Мшск : Навука i тэхшка, 1992. - 191 с.

12. Третьяков, П.Н. Восточнославянские племена / П.Н. Третьяков. - М. : АН СССР, 1953. - 312 с.

13. Насонов, А.Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства / А.Н. Насонов. - М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 259 с.

14. Кузьмин, А.Г. К вопросу о «полочанах» Начальной летописи / А.Г. Кузьмин // Древние славяне и их соседи : сб. ст. к 60-летию П.Н. Третьякова. - М. : Наука, 1970 - С. 125-127.

15. Горский, А.А. Кривичи и полочане в IX-X вв. / А.А. Горский // Древнейшие государства Восточной Европы : материалы исследования 1992-1993 годы. - М. : Наука, 1995. - С. 50-63.

16. Древняя Русь в свете зарубежных источников : хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. - М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. - Т. II: Византийские источники / Сост. М.В. Бибиков. - 384 с.

17. Шахматов, А.А. Разыскания о русских летописях / А.А. Шахматов. - М. : Академ. проект, Жуковський: Кучково поле, 2001. - 880 с.

18. Полное собрание русских летописей. - Т. 1: Лаврентьевская летопись. - Л.: Изд-во АН СССР, 1926-1928. - 379 с.

19. Полное собрание русских летописей. - Т. 2: Ипатьевская летопись. - СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1908. - 638 с.

20. Кибинь, А.С. От Ятвязи до Литвы: политические и социокультурные трансформации в бассейне Верхнего Немана в X - XIII веках / А.С. Кибинь. - М. : Квадрига, 2012. - 272 с.

21. Толочко, А.П. Очерки начальной руси / А.П. Толочко. - Киев, СПб. : Лаурус, 2015 - 336 с.

22. Щавелев, А.С. Два известия о росах в главе 42 трактата «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного: первое упоминание торгово-ремесленного поселения у д. Гнёздово? / А.С. Щавелев // Труды ГИМ. 2010. -М., 2018. - Вып. 1. Гнёздовский археологический комплекс. Материалы и исследования / Отв. ред. С.Ю. Каинов. -С. 510-515.

23. Источниковая база по археологии Смоленска VnI-ХШ вв. / И.Н. Ершов [и др.] // Российская археология. - 2017. -№ 1. - С. 70-86.

24. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М. : Изд-во АН СССР, 1950. - 576 с.

Поступила 21.05.2020

POLOTSKY KRYVICHI: ETHNIC COMMUNITY OR INTELLECTUAL INVENTION?

J. KEZHA

The article analyzes the well-known written references to the East Slavic association of Krivichy. After analyzing the available written messages, the author concludes that initially, the ethnonym Krivichi did not have a clear territorial and political designation. To the XII century. the name "Krivichi" takes on a territorial character, which is identified with the Polotsk land and the Polotsk princely dynasty. The name "Krivichi" is reflected in toponymy. To the population of Polotsk and Polotsk land chroniclers apply the ethnics "Polochane", which confirms the use of this term as the name of the population.

Keywords: krivichi, polochane, Polotsk, Polotsk land, Rogvolodovichi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.