Научная статья на тему 'Полный комплект'

Полный комплект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вера Колерова

Говорят, по компании очень точно можно судить о ее владельце. Если так, то Сергей Новиков в меру консервативен (даже название предприятия не менял с кооперативно-перестроечных времен, хотя «комплектации» в бизнесе не осталось и в помине) и весьма основателен, поскольку почти двадцать лет терпеливо выстраивает предприятие полного цикла, чтобы «все было свое».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полный комплект»

Полный

комплект

Вера Колерова

АГРОБИЗНЕС С ЕГО ПРЕВРАТНОСТЯМИ КОНЪЮНКТУРЫ И ДЕСЯТИЛЕТНИМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ЦИКЛАМИ — ЗАНЯТИЕ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ. А В СЕРЕДИНЕ 1990-Х ГОДОВ И ВОВСЕ ТРЕБОВАЛОСЬ БЫТЬ КРЕПКО ПОВЕРНУТЫМ НА СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЕГО ПОДНИМАТЬ. У ВЛАДЕЛЬЦА ХОЛДИНГА «АГРОПРОМКОМПЛЕКТАЦИЯ» СЕРГЕЯ НОВИКОВА ПОДНЯТЬ ПОЛУЧИЛОСЬ — ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В РАМКАХ ЕГО НЫНЕШНИХ 24 БИЗНЕС-ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. СЕЙЧАС ОН КАК НИКОГДА БЛИЗОК К ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ — ВОЙТИ В ТОП-5 СВИНОВОДЧЕСКИХ КОМПАНИЙ РОССИИ.

Говорят, по компании очень точно можно судить о ее владельце. Если так, то Сергей Новиков в меру консервативен (даже название предприятия не менял с кооперативно-перестроечных времен, хотя «комплектации» в бизнесе не осталось и в помине) и весьма основателен, поскольку почти двадцать лет терпеливо выстраивает предприятие полного цикла, чтобы «все было свое».

Про себя Новиков говорит, что сам он «от сохи» — окончил Целиноградский сельскохозяйственный институт, а рабочую биографию начинал на одном из крупнейших в Советском Союзе агрокомбинатов в Казахстане водителем и мастером-наладчиком тракторной техники. С тех пор, наверное, у него тяга к крупным формам хозяйствования на земле и сельской механизации. Определяя вначале 1990-х годов (уже заработав в бизнесе стартовый капитал), каким быть его будущему агропредприятию, поехал набираться опыта за рубежом — изучать сельское хозяйство Западной Европы и США. Небольшие европейские фермы забраковал как модель, непригодную для России, зато идею крупных индустриальных аграрных комплексов, распространенных в США, принял всей душой. В том числе и как способ избавить человека, работающего на земле, от сурового и беспросветного труда.

Сейчас у Новикова под началом более 3 тыс. человек. «Теперь у нас везде механизация и программное обеспечение, — с удовольствием сообщает предприниматель. — Доярке на нашей молочной ферме, например, не нужно в четыре утра навоз убирать. У нее как на заводе — восьми-

часовой рабочий день. Отработала, приняла теплый душ, переоделась — и пошла домой».

На практике выяснилось, что стоит предложить людям нормальные условия работы и положить приличную зарплату — и проклятый для села кадровый вопрос сам собой решается: все непьющие и малопьющие, что в город на отхожие промыслы и на стройки уехали, как миленькие возвращаются на земле работать. «В Курганской области мы посадили их на зарубежную технику — John Deere и Challenger — и среднемесячную зарплату по году предложили в 30 тысяч рублей, — говорит Новиков. — Как-то я заехал там на полевой стан, сел с механизаторами перекусить, поговорить, как дела. Довольны, говорят, что к нормальной жизни вернулись: и деньги зарабатывают, и в семье живут. Мне губернатор Александр Михайлов потом рассказывал, что к нему группа женщин в Конышевском районе приходила с благодарностями — «за возвращение мужей с московских заработков».

КАЗАХСТАНСКИЙ ИСХОД

Свой поход в бизнес Сергей Новиков начал на заре кооперативного движения, еще проживая в Казахстане. В 1988 году он вышел к руководству агрокомбината «Боровое», на котором работал, с предложением создать кооператив по снабжению запчастями. Предложение поддержали, и вскоре Новиков перешел в ряды первых постсоветских коммерсантов, возглавив кооператив «Меркурий», на базе которого потом была образована «Агропромкомплектация». Бизнес быстро разросся и диверсифицировался, чему те времена весьма способствовали. У «Агропромкомплектации»

завелось свое производство дефицитной кабельно-прово-дниковой продукции, камнерезный завод, швейная фабрика и даже ресторан...

А дальше начался развал Советского Союза, и русских в Казахстане стали серьёзно притеснять — и в деловой сфере, и в обычной жизни. Да и в бытовом плане жизнь в республике превращалась в кошмар. Как вспоминает Новиков, городское население по полгода сидело без электричества и воды, ставило буржуйки в пятиэтажках и рыскало в поисках дров.

Словом, все было за то, чтобы перебираться в Россию. Казахстанский бизнес пришлось бросать, как обоз при отступлении — с тем чтобы все начинать в России заново. Кстати, через несколько лет, обустроив бизнес на новом месте и собираясь запустить аграрный проект, Сергей Новиков помог выехать из Казахстана и «армии» своих бывших сотрудников из числа русских — 400 человек с семьями. Большинство из них стали кадровым костяком его первого агропредприятия, которое он запустил, купив развалившийся совхоз «Дмитрогорский» в Конаковском районе Тверской области. Помог переселенцам отстроиться, и в селе Дмитрова Гора появилась новая улица — Целинников. Так что к процессам этногенеза на постсоветском пространстве Сергею Новикову довелось посильно приложить свою руку (по переписи 1989 года русские были самой большой по численности национальностью Казахстана — 37%; к 2011-му их доля сократилась до 22%).

Совхоз, доставшийся Новикову, был при смерти: четыре сотни истощенных коров и коз, разбитая производственная

инфраструктура и долги на два миллиона долларов по тогдашнему курсу. «Легче было бы, наверное, его обанкротить, — говорит он. — Сегодня бы так и сделали, но тогда «тянули» предприятия до последнего». По его словам, «Агропромкомплектация» выплатила долги хозяйства, постепенно рассчиталась с пенсионным фондом. По сути, колхоз достался предприятию «за долги».

КЛАСТЕР В ПОЛЕ

Развалившийся совхоз шаг за шагом стали превращать в центр небольшого аграрного кластера. Начали со строительства мясокомбината. Сначала он работал на стороннем сырье, затем — на собственном, а в 1999 году выпустили первую мясную продукцию под маркой «Дмитрогорский продукт». Одновременно реконструировали молочную ферму, сформировали дойное стадо, для чего привезли из Голландии 400 голов голштино-фризской породы, и занялись переработкой: с 2002 года в Дмитровой Горе

заработал молочный завод. Построили два свинокомплекса в Тверской области, племенной репродуктор, комбикормовый завод, на площади в 5 тыс. га выращивали собственные корма. В 2003-2005 годах стали создавать торговые дома и продвигать продукцию сразу в нескольких регионах — Тверской, Московской, Ярославской, Владимирской, Рязанской и Тульской областях.

Кластерный подход оправдал себя вполне. Увеличить размах деятельности «Агропромком-плектации» удалось в Курской области. С одной стороны, холдингу давно было пора двинуться на юг, чтобы обеспечить себя кормовой базой и снизить стоимость кормов в себестоимости конечного продукта. Юг в этом смысле был предпочтительнее Тверской области по климатическим соображениям. С другой — власти Курской области создали условия для прихода в регион крупного инвестора. Причем сам Новиков говорит, что ему там психологически комфортно: его предки родом из тех мест.

В Курской области начали заниматься растениеводством, но главной «золотой жилой» для «Агропромкомплектации» стало свиноводство, которое с 2006-2007 годов получало значительную господдержку в рамках Национальной программы развития сельского хозяйства. Кредиты на строительство свиноводческих комплексов банки выдавали на льготных условиях. В свою очередь, государство жестко квотировало и облагало высокими пошлинами импорт мяса, благодаря чему

производство товарной свинины являлось бизнесом с высокой рентабельностью.

Опираясь на поддержку государства, Новиков стал создавать в Курской области свой второй агро-производственный кластер, приняв стратегию — построить 7 свинокомплексов на 120 тысяч голов каждый и выйти на объем в 800 голов свиней в год, попав в пятерку лидеров российского свиноводства. Кроме того, там же построили комбикормовый завод, элеватор, предприятие по добыче мела, использующегося для раскисления почвы и в качестве добавки в корма. Общий объем инвестиций в курский кластер за 5 прошедших лет и на 2013-2014 годы Новиков оценивает в 18 млрд рублей; на него сейчас приходится две трети общей выручки холдинга. «Агропромкомплектация» имеет приемлемый уровень кредитной нагрузки, утверждает Новиков, во все проекты холдинг инвестирует до 30% собственных средств, кроме кредитных. Все свинокомплексы работают, но два из них выйдут на полную мощность только в 2014 году. Продолжать увеличивать мощности компании в свиноводстве предприниматель не видит смысла. Сейчас главная задача — создание полной инфраструктуры: строительство селекционно-генетического центра, хладобоен, разделочных цехов, организация сбытовых структур.

ПОДЛОЖИЛИ свинью

Свиноводство — хороший генератор прибыли, вот только со вступлением России в ВТО этот ге-

нератор стал работать с перебоями. В отрасли начался кризис: резко выросло предложение на рынке товарной свинины из-за увеличения отечественного производства и роста импорта. Цены на живых товарных свиней упали более чем на 30%, к тому же вдвое подорожало зерно из-за неурожая, в итоге даже самые эффективные свиноводческие предприятия работали с нулевой или минусовой рентабельностью.

«Агропромкомплектация», имевшая раньше 40% рентабельности в свиноводческом направлении, почти полгода работала в минус, говорит руководитель компании. Сегодня рентабельность 15% — приемлемый показатель, но на прежний уровень она вряд ли вернется в обозримой перспективе.

Кризис на рынке усугубился вспышкой африканской чумы, из-за которой один свинокомплекс компании пришлось «законсервировать». Но в сложных ситуациях в бизнесе «Агропромкомплектации» помогает устоять диверсифицированная структура, считает Новиков. Если сильно «просаживается» свиноводство, можно закрыть бреши за счет прибыли в мясопе-реработке и получить неплохой результат в консолидированной отчетности.

Все направления в бизнесе «Агропромкомплектации» поддерживают друг друга, говорит Новиков. В своей бизнес-модели он не видит особо узких мест. В ней нашлось место даже для хобби предпринимателя, которым для него стали... производство и переработка молока. (У агрария и хобби должны быть аграрными!) «Молочку» он называет еще и «социальным проектом» компании. «Люблю приехать на молочную ферму, надеть халат, погулять и повозиться с телятами, — улыбается бизнесмен. — Это снимает стресс, заряжает энергетикой животного мира. Однако с точки зрения бизнеса в молоке мало интереса. Если сельское хозяйство — самый сложный вид деятельности по извлечению прибыли, то производство молока — сложнейшее дело в сельском хозяйстве».

Даже имея свои перерабатывающие мощности, «Агропромкомплектация» получает на молоке лишь 2-2,5% рентабельности, а в обороте холдинга оно не занимает и одного процента. Инвестировать в это направление глава холдинга не собирается, пока государство не начнет выделять производителям молока прямые субсидии из расчета на литр готовой продукции.

Нежелательным (хотя сегодня и необходимым) направлением для инвестиций предприниматель считает также логистику — покупку транспортных средств для перевозки скота и готовой продукции. Из-за жестких контрактов с сетями, когда время привоза продукции рассчитано поминутно, нельзя пользоваться услугами сторонних поставщиков, поясняет он. Поэтому приходится создавать свои автобазы, транспортный парк.

«Агропромкомплектация» довольно широко представлена в федеральных сетях («Ашан», «Перекресток», «Карусель», «Спар», «Седьмой континент» и др.), хотя основная часть продукции реализуется через оптовые и розничные торговые дома и собственные розничные

точки, которых у компании более сотни в Центральном регионе страны. В сутки продается 60 тонн молочной продукции, 70 тонн выпускает мясокомбинат. Колбасные и молочные продукты компания позиционирует в сегменте «средний плюс» (бренды «Искренне ваш» и «Ближние горки»), но при этом как «натуральные», «экологически чистые» и «фермерские», что больше соответствовало бы премиальному сегменту. Конечно, производятся они не в фермерском хозяйстве в строгом смысле этого слова, но это не мешает им быть свежими и натуральными, считает Новиков. Мясокомбинат в Дмитровой Горе работает только на охлажденном сырье, молочная продукция имеет срок годности от 5 до 14 суток. «Мы продаем «быстрое»

свиноводство — хороший генератор прибыли, вот только со вступлением россии в ВТо этот генератор стал работать с перебоями. Если раньше «Агропромкомплектация» имела 40% рентабельности в свиноводческом направлении, то сегодня — 15%

молоко, — говорит Новиков. — Молоко должно быть таким, чтобы оно жило пять дней — а когда скисло, его можно было бы поставить на окошко и сделать простоквашку, как делала моя бабушка. И эта простоквашка не должна горчить».

В русле движения к «экологичности» «Агропром-комплектация» даже открыла в прошлом году в Москве несколько торговых точек «Ближние горки» (гибрид кафе и магазина), которые предприниматель называет «фермерскими лавками». Там продается молочная продукция Дмитрогорского завода на розлив, хлеб премиального качества из собственной пекарни, работающей на французском оборудовании, мясные деликатесы. В компании считают, что московские «лавки» могут сработать на закрепление имиджа «Агропромкомплектации» как производителя натуральной продукции и повысить узнаваемость ее брендов. Такие «красивые» проекты Новиков уже может себе позволить: в прошлом году оборот «Агропромкомплектации» составит 6 млрд рублей. Все идет по плану, уверен бизнесмен, но окончательные итоги подводить рано: сельскохозяйственный бизнес очень долгоиграющий, и основные инвестиции в свиноводство и инфраструктурные проекты, сделанные в середине 2000-х, еще не вернулись. «Через пять-шесть лет скажем, окупились ли наши затраты в запланированные сроки», — говорит Сергей Новиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.