Научная статья на тему 'Полноценное пространство семейного воспитания - ключевое звено устойчивого социального развития человека и общества'

Полноценное пространство семейного воспитания - ключевое звено устойчивого социального развития человека и общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барболин М. П., Колесов В. И.

В статье на основе принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма предлагается модель полноценного пространства семейного воспитания, ориентированная на устойчивое социальное развитие человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy Family Environment of Upbringing as a Key Point in Stable Social Development of a Personality and Society

This publication is dedicated to the burning issue of the penitentiary system, as well as of special social homes and rehabilitation centers. While the Russian society is rapidly changing lose attention is paid to education and bringing up of a special social category, former imprisoned people. The materials of the article can be used by experts involved into professional activities connected with this social category, in the social homes system, in rehabilitation centers and by everyone interested in the problem both in practical and theoretical applications.

Текст научной работы на тему «Полноценное пространство семейного воспитания - ключевое звено устойчивого социального развития человека и общества»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ М. П. Барболин, В. И. Колесов

ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ — КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Методологической основой полноценного пространства семейного воспитания является положение о том, что в современных условиях усиливающейся взаимозависимости человека, общества и природы необходим «целостный взгляд на природу анализируемого явления... и вычленение его коренных, определяющих особенностей и тенденций развития» 1.

Принято говорить, что человек — существо биосоциальное. Вместе с тем при формировании социальных и педагогических программ воспроизводства человека за основу, как правило, берется закон повторения филогенеза в онтогенезе и это, по крайней мере в педагогической среде, считается почти догмой. Однако мало кто, даже из специалистов, занимающихся воспитанием, задумывается о главных механизмах, формирующих основы этой биосоциальности, основы и программы поведения и образа жизни т. н. биосоциального человека. Конечно, не только не отрицается, а признается и даже ставится во главу угла роль семьи в становлении социального человека. Однако при этом не раскрываются в должной степени объективные законы, закономерности и социальные механизмы, лежащие в основе управления этим процессом.

Очевидно, что семья в жизни человека является связующим звеном между его генетической наследственностью и социальностью. На первый взгляд это очевидно, если не рассматривать роль семьи в этом процессе. На самом деле это не совсем так, если обратить внимание на тот факт, что переход от наследственности к социальности как к общественному образу жизни человека опосредуется такой сущностью, как врожденность, обладающей филогенетической программой, которая может уничтожить или наоборот, проявить генетическую наследственную программу, обеспечив оптимальное развитие человека и даже его счастье. В то же время специалисты, занимающиеся проблемами воспитания, образования, подготовки человека к общественной жизни, филогенетической программе врожденности как механизму опережающего развития и формирования человека, формирования его образа жизни должного внимания не уделяют. Если генетическая предраспосложенность и социальное влияние на человека как-то учитываются в педагогических исследованиях, то место, роль и влияние врожденной филогенетической программы на наследственную генетическую и социальную программы поведения человека практически не рассматриваются. Часто считается, что только родители, их взаимоотношения и характер влияния на ребенка определяют его поведение. В то время как родители не всесильны.

© М. П. Барболин, В. И. Колесов, 2008

Для того чтобы осознать эти проблемы, достаточно провести рассмотрение взаимодействия генетической и врожденной программ поведения человека. Психологи утверждают, что «понятия ‘‘наследственность’’ и “врожденность’’ не противостоят друг другу и не дополняют одно другого. Их соотношение определяется холархическим принципом (составляющим поглощением одного другим)»2, что означает возможность поглощения не только наследственностью врожденного, но и наоборот. Иными словами, как утверждает А. В. Осницкий, наследственная генетическая и врожденная (филогенетическая) программы равноправны и возможно автоматическое поглощение, например, негативной врожденной фелогене-тической программы наследственной генетической программой. И, если предположить, что генетическая программа более устойчива, то практически невозможны нежелательное направление развития, перерождение и вырождение рода, родословной, а за ним, возможно, и всего человечества. В то же время, если, как утверждает А. В. Осницкий, врожденность как таковая, а не только на уровне программ способна поглощать генетическую наследственность, то это опасно для существования человечества вообще, поскольку врожденная программа может формироваться онтогенетически и противоречить наследственной. (Думается, что это проблема для ученых самых разных специальностей, как гуманитариев, так и естествоиспытателей). Дальнейшее изложение его статьи и другие исследования, а также история человечества подтверждают возможность негативного пути развития человечества. А. В. Осницкий, говоря о взаимном поглощении программ, не рассматривает их с позиций функционального проявления, где на первый план выходит их уровневая организация.

Рассмотрим структуру формирования филогенетической врожденной программы, которая передается по наследству. «В общих чертах процесс наследственности свойств и качеств человека имеет определенную последовательность смены внутренних (базовых) и внешних факторов. В целом процесс наследования свойств и качеств организма можно представить как взаимовлияние и взаимодействие генотипа и окружающей биопсихосоциальной среды. Результатом данного взаимодействия является образование фенотипа, сформировавшегося в процессе онтогенеза. .фенотипы отца и матери. образуют генотип плода. Биохимический состав и биофизическая структура материнского организма (внешний фактор) являются первичным биосредовым компонентом, определяющим совместно с генотипом формирование фенотипа ребенка. Психическая личностная составляющая. определяется в первую очередь системой личностных отношений.. Психотип, в свою очередь, образуется в результате соединения родительских систем личностных отношений. Таким образом, образованию психотипа предшествует длительный период формирования прародительских отношений и супружеских отношений, определяющий системно-целостное единство психосоциального состояния семьи с ее ценностными ориентациями, экзистенциальными, этическими, эстетическими и бытовыми нормами»3 (курсив наш — М. Б. и В. К.).

Как видно, имеет место иерархическая организация формирования личности, которая определяет социальное поведение человека. При этом каждый уровень имеет собственную программу, детерминирующую поведение человека. А. В. Осницкий утверждает, что программы независимы друг от друга и взаимопоглощают друг друга. Но это не совсем так, что видно уже из очередности их формирования, поскольку, как справедливо утверждает автор, среда, онтогенез формируют психотип (совместно с генотипом), что означает, что ведущими являются среда, семья, общество. И такая зависимость усиливается, когда речь идет о проявлении программ.

В процессе проявления программ и управления их проявлением ведущей становится уровневая структура процессов. «.одним из фундаментальных в структурной организации

является принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, и истинная его картина должна быть воссозданием взаимных отношений субординации между этими уровнями... (выделено нами — М. Б. и В. К.). Если низшие уровни, являющиеся функциональными элементами целостных систем, реализующих витальные функции индивида, детерминированы генетически достаточно жестко, то высшая интеграция таких систем у человека складывается онтогенетически и строится на филогенетически молодых элементах, в своих фенотипических проявлениях генетически не предопределенных»4.

Поэтому невозможно непроизвольное восстановление проявления (функционирования) генетической программы без изменения негативной филогенетической программы, и, значит, невозможно восстановление измененных филогенетической программой генетически обусловленных качеств человека. В то же время сознательное изменение врожденной филогенетической программы в процессе онтогенеза и гармонизации ее с генетической программой вполне возможно и связано с проявлением и функционированием наследственной генетической программы, что необходимо для обеспечения устойчивого развития человека и общества.

Из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма следует, что в процессе влияния на функции человека, его поведение, образ жизни эти программы не равноправны. Более поздние — филогенетические — оказывают более сильное влияние на социальное поведение человека. Но, поскольку генетические программы более устойчивы, то по этой причине возможно восстановление их на уровне функционирования во внешней среде в противоположность постоянно повторяющейся как заклинание без всяких оговорок фразе «филогенез повторяется в онтогенезе». Это так, но это не фундаментальный закон жизни, а лишь закон развития. И ключевую роль в этом играет семья. Врожденность, врожденные качества определяются супружескими и родственными отношениями, т. е. семьей, которая формирует — развивает или уничтожает генетическую программу. Онтогенез, как показывает А. Г. Осницкий, уже во втором поколении может изменить филогенез. Таковы воспитательные возможности семьи. «Там, где есть хорошая музыка, там нет плохой наследственности» (ТВ, Первый канал, Новости, 08. 03. 2008, 21 час.)

Программа — это только предрасположенность, детерминирующая поведение человека. Реализация ее, как уже было показано выше, зависит от внешних условий. Если же в семье внешние условия онтогенеза сознательно сориентировать на гармонизацию формируемой филогенетической и наследственной генетической программ, то возможно не только исправление образа жизни, но и восстановление процесса устойчивого развития человека и общества. «.фонд филогентически обусловленных элементов биологической активности приобретает различную организацию под влиянием онтогенетически складывающихся функциональных систем, которые в основном социогенно обусловлены и в конечном счете экзотерически даны как определенные социальные варианты жизни индивидов. Но каковы бы ни были эти варианты жизни индивидов различных эпох и социальных групп, т. е. какую бы форму ни принимала их жизнедеятельность, она должна быть достаточно полной реализацией фундаментальных биологических потенций, модифицированных, конечно, конкретным социогенно детерминированным онтогенезом каждого отдельного человека. Значит, если мы хотим дать счастье, здоровье человеку, обеспечить его гармоническое развитие, мы должны стремиться не к ущемлению его витальных потребностей, а к такому его воспитанию, которое бы стало основой его самопрограммирования, адекватного его природе» (выделено нами — М. Б. и В. К.)5.

Говоря современным языком, информационная матрица, будучи наложенной на генокод, обеспечит не только реализацию генетического потенциала, но благодаря синергетическому эффекту, возможно, обеспечит рождение качественно нового поколения детей. Более того, при таком подходе возможно изменение генотипа. Не в подобном ли эффекте, возможно, на уровне природы или космоса, таится разгадка появления детей «индиго».

Поэтому для обеспечения оптимального процесса воспроизводства здорового и счастливого человека необходима соответствующая оптимальная среда. Исходя из выше изложенного и опираясь на данные психологии попробуем указать ключевые звенья и ключевые характеристики такой среды.

Уже в начале рождения ребенок « имеет определенный набор врожденных психических свойств и качеств, которые определяются частично наследственными — психотипными, а частично приобретенными под воздействием психосоциальной среды» через эмоциональное состояние матери. Ибо известно, что находящийся в утробе матери ребенок «обладает способностью к эмоциональному восприятию окружающего мира и накоплению этих впечатлений в своей памяти»6.

Отсюда ясно, что психоэмоциональный фон, психологический климат семьи и социума, влияющие на психоэмоциональное состояние матери являются исходным ключевым звеном в управлении процессом воспитания ребенка в период его созревания в утробе матери.

Как следует из принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, для реализации в социуме наследственной генетической программы и для изменения и формирования филогенетической программы исходными являются потребности, которые могут соответствовать витальным, а могут и не соответствовать. Насколько эти потребности будут соответствовать витальным потребностям, настолько будет правильной установка на формирование филогенетической врожденной программы.

Поэтому в рамках воспитательного процесса семьи ключевым звеном можно считать формируемые индивидуально-личностные потребности, которые, в свою очередь, связаны с формированием ценностей и смысла жизни, опирающихся на витальные, жизненные потребности.

Таким образом, становится понятным, что для обеспечения устойчивого развития человека и общества вслед за психологическим климатом в семье во время рождения ребенка и, разумеется в последующем, ключевым звеном становятся базовые ценности, обеспечивающие жизненные потребности ребенка и семьи, которые формируются с одной стороны, под влиянием наследственных факторов — традиционных семейных ценностей, а с другой — общественных ценностей. Поэтому в обществе в качестве ключевой базовой общественной ценности должны рассматриваться духовно-нравственные и материальные условия обеспечения жизненных потребностей семьи. В этой связи можно предположить, что не случайно следующий после периода стабилизации период развития России начинается с года семьи и повышенного внимания государства к удовлетворению материальных и нравственных жизненно важных потребностей молодой семьи (материнский капитал, льготное обеспечение жильем, создание культа матери и культа семьи, повышенное внимание к старикам и пенсионерам, забота о детях без родителей — создание условий, близких к семейным).

Однако с позиций воспитания мало констатировать факт жизненных потребностей и базовых ценностей, организаторам (родителям, обществу, государству) и управленцам воспитательного процесса в семье необходимо видеть системную организацию интегральных потребностей человека, семьи и общества и, опираясь на нее, осуществлять гармонизацию

жизненных процессов и формирование соответствующих перспективных программ развития человека и общества.

Ключевые витальные потребности могут быть сведены к четырем классам:

1) индивидуально-органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) когнитивно-праксиологические (познание и деятельность);

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедлив о сти)7.

«.потребности всех четырех классов скоординированы как с материальными, так и с системой духовных ценностей данного общества и образуют ‘‘сплав’’ материальных и духовных потребностей»8. Таким образом, мы получим целостное объемное пространство базовых потребностей человека, семьи и общества.

Отдельные аспекты этого пространства потребностей при организации воспитательного процесса или в социальной работе, как правило, учитываются. Важность реализации всех аспектов не вызывает сомнений. Например, известно, что от уровня интеллектуального развития семьи зависит интеллектуальный уровень ребенка, его притязания, его отношение к окружающим, наконец, его самоидентификация и социальная идентификация. Однако, в соответствии с тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, необходимый, ориентированный на проявление генетического потенциала и устойчивое управляемое развитие человека и общества на сегодня эффект от воспитательного процесса может быть получен лишь в результате реализации этой системы как единой органической целостности в рамках каждого из подпространств общественной жизни: человека (ребенка), семьи, общества.

Обозначенные виды витальных потребностей — ключевые (базовые) компоненты сущности пространства семейного воспитания.

После того, как обозначены ключевые звенья пространства семейного воспитания с позиций целостности организации воспитательного процесса, необходимо указать ключевые механизмы.

Всем известно, что в истории, исторической практике необходимо искать ключевые механизмы воспитания и управления воспитанием в семье и управления любыми жизненными процессами, только после этого можно строить теоретические модели. Однако сегодня необходимо рассмотрение этого вопроса с позиций современного научного знания.

С целью создания технологии оптимального управления воспитанием необходимо найти ключевые механизмы, максимально положительно влияющие на формирование поведения и образа жизни ребенка. Определяющим компонентом в плане детерминации поведения человека в структуре личности, как видно из вышеизложенного, является психотип, проявление которого генерируется внешними внутрисемейными отношениями.

В психологических исследованиях показано, что заложенные в ребенке психологические программы поведения в наибольшей степени коррелируют с программами прародителей. «Личностный (личность нами трактуется как система отношений) тип в большей степени повторяется через поколение: от поколения прародителей к поколению внуков, одного пола: 56 % дедушек по отцу и 79 % дедушек по матери для родовых анамнезов мужчин; 81 % бабушек по отцу и 65 % по матери для женщин» 9. С позиций воспитания в соответствии с законом минимального социального действия ключевую роль в воспроизводстве положительных личностных качеств должны играть прародители. Причем для мальчиков — дедушки по материнской линии, а для девочек — бабушки по отцовской линии. Ключевым механизмом будут

их доверительные, дружеские и любовные отношения. При этом возникает естественный синергетический эффект, активизирующий и порождающий дополнительную жизненную энергию и положительно влияющий на обе стороны. Пожилым продлевается жизнь, а у молодых активизируется не только филогенетический, но и историко-генетический наследственный потенциал и индивидуальный опыт, которые, находясь на более глубинных уровнях (при наличии отрицательного филогенетического опыта или отрицательной внешней среде), не в состоянии без дополнительного генерирующего потенциала проявиться в структуре личности и образе жизни человека.

Это означает, что система отношений с дедушками и бабушками, дополненная системой отношений с родителями (и между родителями), наряду с регулированием процесса формирования филогенетической врожденной программы, является ключевым механизмом проявления наследственной генетической программы и, значит, главным механизмом устойчивого развития человека и общества.

Социальное значение такого взаимодействия выражается в том, что взаимодействие и возникающий синергетический эффект способны обеспечить внутреннюю активность человека, активизацию его внутреннего потенциала, ориентированного на реализацию жизненных потребностей.

Однако проявляющаяся активность в обществе может быть реализована в нескольких направлениях. Поэтому для обеспечения целостного системного подхода к воспитанию и динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма необходимо знать полную совокупность, по крайней мере, ключевых направлений, к числу которых относятся:

• общебиологический аспект, направленный на удовлетворение потребностей, «в которых выражается его зависимость от окружающего мира и активное заинтересованное к нему отношение»;

• трудовая и технологическая активность, направленная «на переделку окружающей среды с целью ее приспособления к своим собственным потребностям»;

• потребность в собственно трудовой деятельности и «при том в такой мере, в какой труд совершенствуется технологически», т. е. в гармонии с уровнем проявления творческого потенциала личности;

• «социальная активность» как проявление «специфических для человека социогенных потребностей» 10.

В основе этих видов активности, очевидно, лежит сознание. Поэтому потребность, деятельность, сознание (индивидуальное и общественное, основы которого закладываются в семье) в целостной и, как будет показано ниже, полноценной семье должны служить ключевыми звеньями содержания процесса воспитания и регулирования воспитательной деятельности в каждом из трех подпространств общества: человека (ребенка), семьи, государства.

Выявив звенья пространства семейного воспитания, мы основное внимание обращали на его внутреннее содержание и структуру. Однако не менее важным является взаимодействие пространства воспитания с другими соприкасающимися жизненными пространствами. Структура жизнедеятельности в семье должна отражать организацию пространства внутреннего мира человека, жизни общества, жизни природы. Более того, она должна отражать (в соответствии с все тем же принципом динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма) иерархическую организацию этих пространств на уровне устойчивых качественно определенных процессов: а) вну-

треннего мира человека, включающего такие процессы, как психологический, психический, физиологический, биологический, биохимический, биоэнергетический (уровень генотипа), генетический; б) общества, включающего процессы: политический, идеологический, науки, образования, искусства, культуры, предметно-практической деятельности; в) природы, включающего процессы погоды, климата, физические, биологические, химические, энергетические и генетические. В едином жизненном пространстве Человека, Общества и Природы имеет место горизонтальное уровневое взаимодействие процессов. Например, не случайно говорят о погоде в доме, о психологическом климате в семье и т. д. 11

В результате получим тетралатерально-иерархическую модель пространства семейной жизни, являющуюся отражением единой организации жизни Человека, Общества и Природы, позволяющую построить целостную, максимально согласованную на уровне потребностей и конкретных процессов жизнедеятельности систему семейного воспитания. В рамках этой системы, опираясь на принцип динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем организма, становится возможным научно обоснованное управление качеством жизни человека и общества.

Исходя из предлагаемого подхода к воспитанию, можно сделать главный социально значимый и актуальный для современной России вывод. Неправильно считать, что современное поколение, как сейчас многие утверждают, является «потерянным». Оно еще не потеряно, поскольку в нем заложена здоровая филогенетическая врожденная программа их прародителей и сформированы (благодаря прародителям) основы положительного фенотипа. Потеря его произошла в годы «перестройки», и проблема до сих по не решена из-за негативной внешней среды. Но, что еще хуже и опаснее и на что не обращают внимания, — одновременно происходит потеря внуков.

Из вышеизложенной системы воспитания следует, что для исправления ситуации необходимо:

1. Во главу угла политики и идеологии как ключевого звена защиты национальных интересов поставить базовые ценности, ориентированные на удовлетворение жизненных потребностей человека (в первую очередь молодежи), семьи, общества.

2. На первое место поставить создание условий реализации жизненных потребностей молодых семей. Их деды воевали, защищая Родину ценой своей жизни, их фенотип характеризуется нравственностью, патриотизмом, любовью к близким, Родине, родной природе, к государству (Они воевали за «Родину-Мать», Мать и Родину). Значит, эти черты имеются в фенотипической программе молодого поколения. Поэтому особенно важной в современных условиях становится передача будущим поколениям традиций отцов и дедов, чему на Руси всегда придавалось особое значение. Достаточно вспомнить традиции патриотического воспитания, осуществляемого при советской власти. Необходимо создать условия для восстановления традиции, и мы получим нравственного человека, реализующего в своем образе жизни процесс устойчивого развития общества и государства.

3. Необходимо сформировать имидж полной семьи и создать условия для установления действительно родственных нравственных отношений в семье как между родителями, так и между поколениями. Полная семья — семья, включающая семь человек: родителей, прародителей и ребенка.

4. Поскольку в основе жизни лежат жизненные потребности, то ценность семьи должна определяться способностью реализовывать жизненные потребности ребенка. Поэтому полноценная семья — семья, способная сознательно обеспечивать реализацию витальных потребностей ребенка.

5. Создавать и формировать имидж полноценного общества, ориентированного на устойчивое опережающее инновационное развитие, ключевым звеном которого является способность в опережающем режиме (опережая социально-экономические потребности, что особенно актуально для современной России) обеспечивать реализацию жизненных потребностей молодого поколения и семьи.

6. Таким образом, ключ к устойчивому развитию общества — адекватный жизненным потребностям онтогенез молодого поколения — создание условий жизни для молодых семей, способствующих максимальной реализации жизненных потребностей. Семейные отношения (внутренние и внешние), взятые в совокупности, могут рассматриваться как фундамент стратегии обеспечения устойчивого развития общества.

7. Если же учесть особенности формирования не только фенотипа, но и генотипа, то можно подойти к идее планирования качества будущей семьи и, значит, формирования качества будущего человеческого сообщества. Не случайно в дореволюционной России большое внимание уделялось формированию родословной. Не случайно и сейчас эта идея активно возрождается и, как видно из вышеизложенного, все больше получает научное обоснование в разных науках.

1 Материалистическая диалектика как общая теория развития: В 4 т. М., 1985. Т. 3.

2 Осницкий А. В. Психологические основы наследственности личностных свойств // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Сер. Обществ. и гуманит. науки. СПб., 2008. № 10 (57). С. 86-96.

3 Там же.

4Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984. С. 166.

5 Там же. С. 166-167.

6 Брехман Г. И., Бахмутский А. А. Системность взаимодействий неродившегося ребенка и внешнего мира. М., 2007. С. 10.

7Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. С. 162.

8 Там же. С. 163.

9 Осницкий А. В. Указ. соч.

10Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Указ. соч. С. 167-168.

11 Барболин М. П., Барболин В. М. Основы общей методологии. СПб., 2007; Барболин М. П. Социализация личности / Под ред. проф. В. Т. Пуляева. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.