Научная статья на тему 'Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации'

Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1521
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОРСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / PROSECUTORIAL SUPERVISION / THE PROSECUTION POWERS / THE PROSECUTOR'S EXAMINATION / ACTS OF PROSECUTORIAL RESPONSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимханов Аслан Абдурахманович

The main powers of prosecutors in the supervision of the implementation of laws are considered, the ways and means of their implementation are defined, their classification is carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of prosecutors in supervising the execution of laws and the means of their implementation

The main powers of prosecutors in the supervision of the implementation of laws are considered, the ways and means of their implementation are defined, their classification is carried out.

Текст научной работы на тему «Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.963

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Алимханов Аслан Абдурахманович, магистрант; Чеченский государственный университет, Грозный, РФ

Рассмотрены основные полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов, определены способы и средства их реализации, проведена их классификация. Ключевые слова: прокурорский надзор; прокурорские полномочия; прокурорская проверка; акты прокурорского реагирования.

POWERS OF PROSECUTORS IN SUPERVISING THE EXECUTION OF LAWS AND THE MEANS OF THEIR IMPLEMENTATION

Alimkhanov Aslan Abdurahmanovich, undergraduate, Chechen State University, Grozny, Russia

The main powers ofprosecutors in the supervision of the implementation of laws are considered, the ways and means of their implementation are defined, their classification is carried out. Keywords: prosecutorial supervision; the prosecution powers; the prosecutor's examination; the acts of prosecutorial response.

Для цитирования: Алимханов А.А. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 92-95.

Надзор за исполнением законов является одной из важнейших функций российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое сущностное предназначение. Надзорные средства определяют современную суть прокура-

туры и, как показывает практическая деятельность, носят наиболее действенный характер в обеспечении режима законности.

Как отмечает М.В. Маматов, еще в начале 90-х гг. XX в. на заре становления

современной российской демократии ряд государствоведов видели в прокурорском надзоре за исполнением законов (на профессиональном сленге, именуемом с советских времен «общим надзором») рудимент дальнейшего общественного развития, который якобы закономерно теряет былую значимость и вовсе претендует уйти в небытие [3, с. 1].

На современном этапе развития России прокурорский надзор выступает как важнейшая гарантия обеспечения законности в государстве. Реализация надзорных полномочий наряду с другими формами деятельности способствуют созданию в современной российской прокуратуре большого потенциала возможностей, которые позволяют ей в силу своего высокого предназначения выступать специализированным фильтром качества действующего и вновь принимаемого законодательства, арбитром практики его применения. Высокий уровень включенности в процесс обеспечения законности и правопорядка также позволяют прокуратуре участвовать в мониторинге применения права, то есть оценивать эффективность каждого конкретного правового акта по результатам его фактического действия.

Успешное решение этих задач имеет фундаментальное значение для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом и преодоления правового нигилизма.

В соответствии с законодательством полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов.

Прокурорские полномочия в рассматриваемой сфере включают в себя следующие:

- беспрепятственное вхождение на территории и в помещения поднадзорных

органов, т.е. фактически речь идет о территориях и помещениях любых государственных или муниципальных органов, юридических лиц различных организационно-правовых форм; для входа прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение (независимо от правил пропускного режима на соответствующем объекте); лишь для входа на территорию секретных объектов (связанных с государственной тайной) прокурору дополнительно требуется наличие допуска к такого рода сведениям [1, с. 120];

- доступ к их документам и материалам, находящимся на территории (в помещении) указанных органов (организаций), что подразумевает право прокурора знакомиться с указанными материалами; при этом не является препятствием для доступа к таким документам отнесение их к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне (исключение составляют сведения, составляющие государственную тайну, для ознакомления с которыми прокурору необходим специальный допуск)1;

- получение от должностных лиц конкретных документов (их копий), а не ознакомление с документами по месту их нахождения; обычно такое полномочие используется, если прокурору точно известно о наличии у органа соответствующего документа либо если данный документ был обнаружен в ходе других надзорных мероприятий (и данный документ необходим в качестве подтверждения факта нарушения закона); указанные документы (их копии) предоставляются прокурору безвозмездно;

- вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; данные лица обязаны являться по вызову прокурора и дать объяснения по указанно-

1 Федеральный закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10102673/

му поводу; объяснения могут получаться как в устной, так и в письменной форме.

Формой реализации полномочий прокурора являются законодательно закрепленные правовые средства прокурора, которые определены в ст. 23-25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»2.

Акты реагирования включают в себя меры, применяемые как в надзорной сфере деятельности прокуратуры, так и ненадзорной [2, с. 41].

К актам реагирования, применяемым в надзорной деятельности, отнесены протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушений закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и др.

К актам реагирования, применяемым в ненадзорной деятельности прокуратуры, относятся апелляционные, кассационные, надзорные представления прокурора на судебные решения, а также апелляционные и кассационные жалобы прокурора на решения арбитражных судов.

Выбор применяемых средств прокурорского надзора зависит от ряда обстоятельств:

- содержания нарушенного закона;

- характера его нарушения;

- вида установленной за нарушение ответственности;

- порядка рассмотрения или разрешения споров.

При необходимости возможно применение к лицу сразу нескольких мер воздействия, вынесение нескольких актов прокурорского реагирования.

Эффективность применения указанных актов возможна лишь при условии, что они будут отвечать следующим требованиям:

- своевременность вынесения акта (как правило, пока нарушение не произошло либо его последствия являются устранимыми);

- соответствие фактическим обстоятельствам, которые установлены надлежащим образом и достоверно;

- соответствие выводов прокурора выявленным нарушениям закона;

- юридическая обоснованность предъявленных прокурором требований (соответствие их нормам закона, компетенции поднадзорного субъекта и т.п.), мотивированность вынесенных предложений;

- правильность выбора акта прокурорского реагирования (адекватность выявленным нарушениям);

- наличие необходимых реквизитов, соответствие установленной форме.

Необходимо отметить, что прокурорами в борьбе с нарушениями законов проводится емкая, целенаправленная и в тоже время разноплановая работа. Высокий профессионализм сотрудников ведомства, все возрастающий интерес к процессам обеспечения законности ученых и представителей прогрессивной общественности, их заинтересованность в вопросах модернизации и укрепления российской государственности, а зачастую и богатый личностный опыт, обобщение и распространение которого не только ширит возможности его использования в практической деятельности, но и дает пищу для новых раздумий и выводов теоретического характера, - все это предопределяет состояние современной надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации, указывает на перспективы ее развития.

Имеющиеся недостатки правового регулирования, отсутствие длительное время стабильности в экономике, дисбаланс

2 Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

в материальной обеспеченности граждан, низкий уровень правовой культуры широких масс населения России, включая представителей властных структур и бизнеса, коррупция, отсутствие действенной системы контроля, не всегда эффективная работа правоохранительных органов препятствуют тому, чтобы борьба с нарушениями еще приобрела подавляющий характер. Сложившиеся негативные факторы, обуславливающие совершение правонарушений, в настоящее время сохраняются, наблюдается тенденция их продуцирования.

Таким образом, складывающиеся условия требуют реализации зачастую еще более сложных и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому важным является правильное интерпретирование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора.

Инициированные в течение последних лет организационные меры способствовали интенсификации надзорной деятельности, в том числе обеспечив рост эффективности работы прокуроров. Однако задействованные таким образом внутри-

системные ресурсы не безграничны. Трудно обеспечивать устойчивую позитивную динамику с выходом на уровень управляемого снижения нарушений законности при отсутствии других «резервов», в том числе активных мобилизационных механизмов предупреждения правонарушений, неразвитости автоматизированных форм мониторинга нарушений и особенно на фоне закономерного движения в сторону все большей правовой определенности и процессуализации надзорного процесса [3, с. 4-6].

Изложенное настоятельно указывает на необходимость скрупулезной ревизии существующей концепции прокурорского надзора и правозащитной деятельности надзорного ведомства, большего переориентирования прокуроров на обеспечение устранения факторов, способствующих нарушениям, а также внедрение новых стандартов высокой правовой защиты публичных интересов, действенной системы оценки результатов соответствующей работы прокуроров при надлежащем моральном и адекватном материальном их стимулировании за образцовое исполнение служебного долга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.

2. Агамов Г. Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации / Г. Д. Ага-мов, А.К. Романов. - М.: Дело, 2018.

3. Маматов М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11.

REFERENCES

1. Abdulin R.S. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii [Prosecutorial supervision in the Russian Federation]. - Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2016.

2. Agamov G.D., Romanov A.K. Praktikum po prokurorskomu nadzoru i metodicheskie rekomendacii

[Practicum on Prosecutor's supervision and guidance].. - M.: Delo, 2018.

3. Mamatov M.V. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya [Prosecutorial supervision over the implementation of laws: actual problems and prospects of development]. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016, no. 11.

Материал поступил в редакцию 31.05.2019 © Алимханов А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.