Научная статья на тему 'Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания'

Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4401
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурор / надзор / полномочия / соблюдение законов / предварительное следствие / дознание / prosecutor / supervision / powers / compliance with laws / preliminary investigation / inquiry

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И Г. Рогава, Е Д. Романова

В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием и дознанием. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Делается вывод о том, что прокурору не были в полной мере возвращены полномочия, необходимые для эффективного осуществления надзора на стадии предварительного следствия и дознания права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE PROSECUTOR WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROSECUTOR SURVEILLANCE AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION AND INQUIRY

The article examines the powers of the prosecutor in the supervision of the investigation and inquiry. The prosecutor is a guarantor of the rule of law at all stages of criminal proceedings. It is concluded that the prosecutor was not fully returned the powers necessary for effective supervision at the stage of preliminary investigation and inquiry of the right.

Текст научной работы на тему «Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания»

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

И.Г. Рогава, старший преподаватель Е.Д. Романова, студент

Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Ростов-на-Дону)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11730

Аннотация. В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием и дознанием. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Делается вывод о том, что прокурору не были в полной мере возвращены полномочия, необходимые для эффективного осуществления надзора на стадии предварительного следствия и дознания права.

Ключевые слова: прокурор, надзор, полномочия, соблюдение законов, предварительное следствие, дознание.

Одним из приоритетных направлений деятельности законодательных органов, следственных подразделений и прокуратуры является повышение качества предварительного следствия и дознания. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. В связи с этим он должен быть наделен реальными и действенными полномочиями по выявлению, пресечению и устранению нарушений закона, допущенных при расследовании преступлений [5].

Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания является основным из направлений деятельности прокуратуры, и согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» выделяется в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Кроме того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом рассматриваемого надзора является порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания и предварительного следствия [3].

Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве подвергся серьезной корректировке в связи изменениями, произошедшими в УПК РФ. Они регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении из-

менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Указанный акт значительно расширил процессуальный статус прокурора на данном этапе судопроизводства [4].

Все полномочия прокурора на стадии предварительного следствия и дознания в общем виде определены в ст. 37 УПК РФ. Он уполномочен:

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных на данной стадии судопроизводства.

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.

- рассматривать информацию, предоставляемую руководителем следственного органа, о несогласии следователя с требованием прокурора.

- рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

- при наличии оснований заявлять перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, домашнего ареста или срока содержания под стражей.

- разрешать заявленные дознавателю отводы и его самоотводы.

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования при нарушении им требований УПК.

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, обязательно указывая основания передачи.

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу.

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков [2].

Отличительной чертой деятельности прокурора на стадии предварительного следствия является то, что он не связан никакой ведомственной заинтересованностью в исходе дела. В отличие от руководителя следственного органа у него не существует процессуальных интересов кроме обеспечения законности судопроизводства.

Отметим, что предельно четкая регламентация полномочий прокурора на стадии предварительного следствия и дознания в УПК РФ, вовсе не гарантирует отсутствие проблем в правоприменительной практике. Большинство из них связаны, в первую очередь, с изменениями, внесенными в 2010 году Федеральным законом № 404-ФЗ. Возникло противоречие между полномочиями прокурора и руководителя следственного органа [6]. Так, например, прокурор может вернуть дело на дополнительное следствие, но руководитель следственного органа может отклонить такое требования. Законодательство защищает действия прокурора тем, что он имеет право отменить и решение руководителя следственного органа. Однако ч. 4. ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит, что и руководитель следственного органа может вынести мотивированный отказ на действия прокурора.

Вопросы вызывает также ситуация с предоставлением прокурору постановления о возбуждении уголовного дела и материалов дела. При условии, что постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно, материалы дела могут быть переданы по усмотрению следователя. Кроме того, уголовно-процессуальным законодательством не определен срок передачи прокурору материалов проверки сообщений о преступлении. Согласно п. 12 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор вправе передавать данные материалы от одного следственного органа другому [2]. Положение указанной нормы, казалось бы, дает прокурору возможность дать реальную оценку ситуации обеспечения применения максимально эффективных мер для раскрытия преступления. Препятствием к этому является непредставление следователем требуемого материала для ознакомления.

На наш взгляд, в первую очередь, должно быть обязательными для следователя требования прокурора о предоставлении материалов проверки сообщения о преступлении, расследуемых, приостановленных, прекращенных уголовных дел. Не подвергается сомнению право следователя

обжаловать решения и постановление прокурора вышестоящему прокурору. В то же время, любые действия по данным материалам должны быть приостановлены до принятия соответствующего решения.

Анализируя вышеперечисленные положения, в целом можно отметить, что прокурор практически лишен реальных и действенных мер реагирования при выявлении и устранении им нарушений закона на предварительном следствии. Он не имеет права самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, возбуждать уголовное дело, отстранить следователя от ведения уголовного дела. Все названные вопросы прокурор может решать только с согласования с руководителем следственного органа.

Представляется целесообразным вернуть прокурору право на дачу согласия следователю на обращение в суд с хода-

или производстве каких-либо процессуальных действий. Наша позиция обусловлена тем, что именно прокурор по смыслу закона должен обладать полномочиями, которые позволяют обеспечить обоснованность и законность мер процессуального принуждения, так как именно они ограничивают конституционные права и свободы участников судопроизводства.

Подводя итог, отметим, что с момента возникновения уголовно-процессуального законодательства права прокурора постоянно подвергались значительным изменениям. Полномочия рассматриваемой процессуальной фигуры не раз как расширялись, так и сужались. Однако же, на наш взгляд, до сих пор прокурору не были в полной мере возвращены необходимые для эффективного осуществления надзора на стадии предварительного следствия и дознания права.

тайством, об избрании меры пресечения

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральные закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16.

5. Баринова Е.В. Роль прокурора на стадии предварительного расследования // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1239-1241.

6. Шабанова А. К. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела // Молодой ученый. - 2018. - № 23. - С. 56.

POWERS OF THE PROSECUTOR WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROSECUTOR SURVEILLANCE AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION AND INQUIRY

I.G. Rogava, Senior Lecturer E.D. Romanova, Student

Rostov branch of Russian State University of Justice (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article examines the powers of the prosecutor in the supervision of the investigation and inquiry. The prosecutor is a guarantor of the rule of law at all stages of criminal proceedings. It is concluded that the prosecutor was not fully returned the powers necessary for effective supervision at the stage of preliminary investigation and inquiry of the right.

Keywords: prosecutor, supervision, powers, compliance with laws, preliminary investigation, inquiry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.