Научная статья на тему 'Полномочия полиции Норвегии'

Полномочия полиции Норвегии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛИЦИИ / НОРВЕГИЯ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН / POWERS OF POLICE / NORWAY / THE CRIMINAL REMEDIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садыкова М. А.

На основе анализа Уголовного процессуального Закона Норвегии рассматриваются полномочия полиции Норвегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF POLICE OF NORWAY

On the basis of the analysis of the Criminal remedial Law of Norway powers of police of Norway are considered.

Текст научной работы на тему «Полномочия полиции Норвегии»

ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛИЦИИ НОРВЕГИИ

М.А. САДЫКОВА

Научная специальность: 12.00.10 — Международное право; Европейское право

E-mail: sad_M.A@gmail.com

Аннотация. На основе анализа Уголовного процессуального Закона Норвегии рассматриваются полномочия полиции Норвегии.

Ключевые слова: полномочия полиции, Норвегия, Уголовный процессуальный закон.

POWERS OF POLICE OF NORWAY

M.A. SADYKOVA

Annotation. On the basis of the analysis of the Criminal remedial Law of Norway powers of police of Norway are considered.

Key words: powers of police, Norway, the Criminal remedial law.

Фундаментальным законодательным актом Норвегии, регулирующим в том числе и правовое положение полиции, является уголовно-процессуальный закон, который охватывает весьма широкий круг вопросов. Первый Уголовно-процессуальный закон был принят еще в 1887 г., в 1915 г. — Гражданский процессуальный закон и одновременно с ним Закон о судопроизводстве, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов.

В 1981 г. принят новый Закон о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуальный закон), заменивший аналогичный Закон 1887 г., а в 1986 г. вступил в силу Закон об уголовном судопроизводстве, заменивший аналогичный Закон 1915 г. Структурно Закон о судебной практике и уголовном производстве (Уголовно-процессуальный закон) (от 22 мая 1981 г. 25) разделен на 11 частей, состоящих из 37 глав и 483 параграфов, регулирующих всевозможные аспекты уголовно-процессуальной практики.

Непосредственно полиция упомянута более чем в полусотни параграфов. Рассмотрим наиболее значимые положения упомянутого документа, касающиеся полицейской деятельности.

Согласно ст. 67 Уголовно-процессуального закона (далее также — Закон) полиция может расследовать все уголовные дела, а также обращаться в суд за санкцией об использовании мер принуждения и утверждать в суде вынесенные ей предварительные постановления. При этом полиция самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного преследования по делам о так называемых «незначительных преступлениях». Одновременно Король вправе делегировать полиции права решения о возбуждении уголовного преследования по ряду преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. К таким преступлениям относятся: подстрекательство к эмиграции из Королевства путем ложных обещаний или другим обманным способом (ст. 142); незаконное производство, ввоз, вывоз, получение,

хранение, пересылка или перемещение вещества, которое в соответствии с законодательством отнесено к категории наркотических средств (ст. 162, абз. 2); незаконное использование фальшивого документа (ст. 182); совершение насилия в отношении какого-либо лица, приведшего к телесным повреждениям (ст. 228, абз. 1) причинение значительного вреда здоровью (абз. 2); незаконное присвоение прибыли, движимого имущества, незаконное распоряжение собранными денежными средствами) (ст. 255); незаконное присвоение прибыли, движимого имущества, незаконное распоряжение собранными денежными средствами при отягчающих обстоятельствах (ст. 256); воровство (ст. 257); воровство при отягчающих обстоятельствах (ст. 258), незаконное использование транспортного средства (ст. 260), мошенничество (ст. 270), мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 271); мошенничество путем преступной небрежности (ст. 271а); приобретение, сбор, сбыт, хранение, укрывательство, перевоз краденого (ст. 317).

Предварительное следствие по уголовным делам ведут органы полиции, и очень редко другие органы. Гл. 18 Закона о судебной практике и уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона от 22 мая 1981 г. 25) регламентирует порядок его ведения, записи о совершении преступления, фиксирования фактов смерти физических лиц, снятия показания с подозреваемых, свидетелей, экспертов и т.д. При этом прописывается особый порядок процессуальных действий в отношении лиц, моложе 18 лет. Отметим, что при наличии «особых обстоятельств» суд по запросу прокуратуры может принять ведение предварительного следствия на себя. Когда полиция получает доказательства вины определенного лица, дела по совершенным преступлениям передаются прокурору, в то время как дела по «незначительным преступлениям» и административным правонарушениям рассматриваются непосредственно начальником территориального полицейского органа или полицейскими

юристами, имеющими высшее юридическое образование. Полицмейстер имеет полномочия наказывать виновных в незначительных преступлениях (за которые грозит штраф или лишение свободы на срок до трех месяцев) и в административных правонарушениях, не предусмотренных Уголовным кодексом. При этом он вправе ограничиться так называемым «официальным предупреждением». (Полицейские, совершающие обход своего района, также пользуются правом делать «предупреждения» и «замечания» потенциальным правонарушителям, но это право не регламентируется законом). Однако, в большинстве случаев правонарушения заканчиваются уплатой штрафов по принципу ускоренного разбирательства. Полиции делегировано право наложения штрафа на виновных в случае возбуждения уголовных дел по преступлениям, за которые предусматриваются наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года. Вместо уплаты штрафа правонарушитель может потребовать, чтобы его дело было рассмотрено судом.

Специфической особенностью норвежского уголовно-процессуального законодательства, также прописанной в гл. 18 рассматриваемого Закона, является делегирование ряду должностных лиц полиции — полицмейстерам, вице-полицмейстерам, полицейским следователям и ленсманам (сельским полицейским) — прокурорских полномочий в части, касающейся представления в судах стороны обвинения по делам о преступлениях нетяжкого характера, следствие по которым проводила полиция, и предусматривающих наказание до 6 лет лишения свободы. На наш взгляд, это очень разумно и требует более пристального изучения для возможного переноса норвежского опыта в отечественные условия. Согласитесь, ведь кто как ни сотрудник органов предварительного следствия, непосредственно руководившей следственно-оперативными мероприятиями, может лучше представить в суде обвинение? При этом, разумеется, в целях недопущения каких бы то ни было злоупотреблений он должен находиться под контролем тех же органов прокуратуры.

Что касается принудительных мер — ареста и содержания под стражей, — то норвежский законодатель (Гл. 14 рассматриваемого Закона) обязывает обеспечить их исполнение полицию. Решение об этом принимает суд или прокуратура, но одновременно самой полиции разрешается производить арест без их санкции, если задержка влечет за собой риск. При этом прокурор может отменить арест или освободить задержанного под подписку о невыезде при условии, что тот обещает предстать перед полицией в определенное время разрешает полиции в интересах расследования осуществлять контроль переписки и присутствовать при свиданиях лиц, содержащихся под стражей. Гл. 15 Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона; от 22 мая 1981 г. 25), регламентирующая проведение обыска и осуществление специальных технических мероприятий, наделяет данными полномочиями исключительно органы

полиции. При этом обыск производится с санкции суда или прокуратуры, а в случае, если за совершение расследуемого преступления грозит свыше шести месяцев лишения свободы, полиция имеет право принять решение о производстве обыска самостоятельно. (Следует заметить, что требования к данной процессуальной мере схожи с российскими. В частности, обыск должен проводиться, по возможности, в присутствии дееспособных понятых, а его производство между 21.00 и 6.00 часами допускается лишь в особо неотложных случаях). Проведение специальных технических мероприятий разрешается лишь в случае наличия веских причин для подозрения, что совершено одно или несколько уголовно наказуемых на срок более шести месяцев лишения свободы деяний. Полиция согласно гл. 16 рассматриваемого Закона также является компетентным органом по исполнению решения о наложении ареста на имущество, конфискации имущества и признания кого-либо несостоятельным должником, а согласно гл. 17 совместно с судебными приставами также должна обеспечивать выплату наложенных штрафов, взыскание судебных издержек и сумм причиненного ущерба. При этом решение о вышеперечисленных санкциях принимает суд или прокуратура, а также сама полиция в случаях, если их задержка влечет за собой риск. Отметим, что органы полиции наряду с Государственной службой по возмещению штрафов, выплат ущерба и иным выплатам, согласно гл. 32 Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона, от 22 мая 1981 г. 25), могут разрешить, чтобы упомянутые иски были оплачены поэтапно.

Особое место рассматриваемый законодательный акт уделяет регламентации процессуальных действий в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Этому вопросу даже посвящена отдельная глава — 16а, которая, в частности, регулирует проведение полицией специальных технических мероприятий, связанных с ПТП и иными видами телекоммуникационного контроля. При этом решение о проведении подобного рода мероприятий выносится полицмейстером или его заместителем и подлежит утверждению в суде. Полицмейстер с согласия старшего государственного прокурора также может делегировать право о вынесении данного решения иным полицейским чинам, обладающим прокурорскими полномочиями.

Следует отметить, что по данному вопросу полиция и прокуратура подотчетны парламентскому Комитету по контролю над проведением специальных технических мероприятий и обязаны предоставлять всю необходимую информацию, включая документы и записи.

Ст. 455 Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона от 22 мая 1981 г. 25) предусматривает, что меры по обеспечению определенного судом наказания должны принимать органы полиции. Что же касается самого наказания, то Закон не содержит никакого общего его определения, сразу переходя к видам наказания (15—16 УК): обычные и дополнительные. Обычные —

это тюремное заключение, арест, содержание под стражей, общественные работы и штрафы, а дополнительные — это лишение гражданских прав и запрет на нахождение в определенной местности. Помимо уголовного, наказания закон предусматривает и иные правовые последствия совершенного противоправного деяния — принудительное психиатрическое лечение и принудительное попечение (39—39а УК Норвегии).

За общеуголовные преступления смертная казнь отменена с 1902 г., за все виды преступлений — с 1979 г. Смертные приговоры не приводились в исполнение за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации — с 1948 г.. Максимальный срок заключения с 1990 г. фактически составляет 15 лет, хотя в УК упомянуты санкции за особо тяжкие преступления вплоть до 21 года тюремного заключения. В системе правосудия Норвегии используется принцип вариативности, так как часто применяется условное наказание, особенно, в отношении малолетних правонарушителей.

Уголовное преследование по случаям правонарушений, подпадающих под действие Уголовного кодекса, совершенных несовершеннолетними, как правило, не возбуждается. Такого рода дела передаются на рассмотрение коммунальному (районному) отделу социальной защиты детей. Районный судья принимает участие в рассмотрении дел, когда решается вопрос, передавать ли несовершеннолетнего правонарушителя семье или отправлять его в воспитательное учреждение.

Обвиняемые по уголовным делам имеют право на бесплатную юридическую помощь при обвинении в преступлении, а также, если этого требуют обстоятельства дела, при обвинении в «незначительном преступлении». Защита в судах Норвегии осуществляется адвокатурой, которая входит в корпоративную организацию — Союз адвокатов Норвегии.

Правом помилования обладает Король (или с точки зрения норвежского государственного права — Король в Государственном Совете); с 1981 г. это право делегировано Министру юстиции и полиции.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА ПЕРЕД КРЕДИТОРАМИ В СЛУЧАЕ БАНКРОТСТВА И РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.Г. СУЛАДЗЕ

Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: suladze@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется, ответственность общества перед кредиторами в случае банкротства и реорганизации общества; обосновывается вывод о том, что при ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, а полученные средства направляются на погашение обязательств, процесс реорганизации основан на универсальном правопреемстве, то есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Ключевые слова: публичные торги; кредитор; ликвидационная комиссия; денежные средства; реорганизация; правопреемство; имущество.

RESPONSIBILITY OF THE LEGAL ENTITY BEFORE CREDITORS IN CASE OF BANKRUPTCY AND SOCIETY REORGANIZATION

A.G. SULADZE

Annotation. The article explores the legal entity responsible to the creditors in bankruptcy and reorganization; justified the conclusion that the liquidation of a legal entity realized cash and other property belonging to the entity and the proceeds are directed to the satisfaction of liabilities, the restructuring process is based on the universal succession that is, the transition property, property rights and obligations of the business entity to his successor on the basis of the act of transfer or separation balance.

Key words: the public auctions; the creditor; the liquidating commission; money resources; reorganization; assignment; property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.