Научная статья на тему 'Полнофункциональный интернет-проект электронной коммерции'

Полнофункциональный интернет-проект электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ СТАТИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / SP-ПРОЕКТ / AI-ПРОЕКТ / IC-ПРОЕКТ / CALS-ПРОЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TOURISM / TOURISM STATISTICS / INTERNATIONAL STANDARDS / SP-PROJECT / AI-PROJECT / IC-PROJECT / CALS-PROJECT / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родигин Л. А.

Рассмотрен полнофункциональный интернет-проект электронной коммерции. Представлена спиральная модель поэтапного развития AI-проекта электронной коммерции. Выделены основные составляющие AI-проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Full-featured Internet e-commerce project

A full-featured Internet e-commerce project is considered. A spiral model of AI-project phased development of e-commerce is presented. The major components of AI-project are highlighted.

Текст научной работы на тему «Полнофункциональный интернет-проект электронной коммерции»

ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011

5. Тамарова С. В. Переславле шатру- http://www.paeslavl.info/page-id-1053.html

ют построить технопарк. URL:

Л. А. РОДИГИН

ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

УДК 338.486 1

Рассмотрен полнофункциональный интернет-проект электронной коммерции. Представлена спиральная модель поэтапного развития AI -проекта электронной коммерции Выделены основные составляющие AI -проекта.

Ключевые слова', туризм, туристская статистика, международные стандарты, ЗР-про-ект, N-проект, 10-проект, CALS-проект, экономическая эффективность.

A full-featured Internet e-commerce project is considered. A spiral model of AI -project phased development of e-commerce is presented. The major componentsof AI -project are highlighted. Keywords: tourism, tourism statistics, international standards, SP-project, Al-project, IC-project, CALS-project, economic efficiency.

Статистические закономерности развития информационных систем констатируют факты последних 50 лет: повышение производительности вычислительных устройств - экспоненциальный рост мощности центральных процессоров компьютеров, пропускной способности видео- и аудиоканалов, плотности записи на запоминающих устройствах и рост пользователей этих устройств; сокращение продолжительности жизненного цикла информационных систем с 10 [1] до 1-4 лет [2] в рассматриваемом периоде.

Хотя статистика отражает очевидный рост эффективности использования информационных систем, она не может объяснить экономическую сущность выявленных закономерностей.

Несомненно, что в долгосрочном периоде рост производительности служит источником благосостояния наций, а технология, включая организацион-

ный и управленческий аспекты, является важнейшим фактором, стимулирующим производительность. Но, с точки зрения конкретных предприятий, производительность — не самоцель, как и инвестирование в новые технологии и инновации. Предприятия действуют в рамках правил экономической системы и мотивацией для них служит не производительность, а экономические результаты.

Экономические результаты также являются основным индикатором эффективности интеллектуального капитала и подразумевают получение на его основе различных форм экономической, социальной, политической или экологической выгоды или новой стоимости. Априори утверждается, что методы оценки экономической эффективности информационных систем позволяют оценить производственную функцию с различной степенью

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

точности и потому нуждаются в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке.

Метод оценки формируется в зависимости от содержания результатов и кру га затрат, а также способа сочетания тех и других. Проблема заключается в том, что информационная система на предприятии в большинстве случаев не приносит видимой финансовой отдачи.

Исключением являются 1C-проекты (internet commerce) компаний, работающих только на интернет-рынке. Поэтому' для оценки экономической эффективности информационной системы следует рассматривать результативность интернет-проектов с точки зрения совокупности выполняемых задач, организации работ, обрабатываемых документов и данных, определяющих бизнес-процесс производственно-хозяйственной деятельности, т. е. требуется система ключевых показателей результативности. В свою очередь определение того, какой показатель является ключевым, а какой - нет, требует применения функционально-стоимостного анализа (ФСА). Кроме того, круг затрат используемой для оценки эффективности может оказаться шире применяемой на предприятии системы аналитической бухгалтерской отчетности. Важно определить условия моделирования различных методов оценки эффективности, обеспечивающие достоверность вычисленных значений.

В общем виде модель метода определяется коммерческими возможностями ин-тернет-рынка и задачами интернет-проектов.

Основными коммерческими задачами фирмы в Сети являются: выяснение

состава потенциальных потребителей и покупателей; информирование о наличии товара и готовности его продать;

собственно продажа и получение денег: доставка и гарантийное обслуживание товара.

Интернет-проекты могут решать одну, несколько или комплекс коммерческих задач и могут быть соответственно классифицированы. Однако, будучи информационной системой, интернет-проекты развиваются как информационная система. Огромная работа, проведенная мировым сообществом по стандартизации требований к информационным системам за последние 10 лет, позволила сделать интернет-проекты высоко динамичными. Более того, модернизация проектов и, как следствие, ускорение их жизненного цикла стали подчиняться непосредственно коммерческим задачам.

В настоящее время интернет-рынок — это в перву ю очередь рынок многообразных информационных ресу рсов, а во вторую очередь - электронной коммерции. Поэтому преобладающим типом на ин-тернет-рынке являются SP-проекты, результативность которых трудно оценить финансовой отдачей. Тем не менее фирмы, продвигающие свой товар на интернет-рынок, неизбежно приходят к необходимости развития SP-проекта (sales promotion) до IC-проекта. в результате формируется AI-проект с функциональностью «АП Inclusive».

Современные информационные системы разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность, а во-вторых, возможность их взаимодействия между собой. Все стандарты на информационные системы (как и на любые системы вообще) можно разбить на два основных класса:

I) функциональные стандарты, определяющие порядок фулжционирования си-

ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011

стемы в интересах достижения цели, поставленной перед нею ее создателями;

2) стандарты жизненного цикла, определяющие то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.

Модели, определяемые стандартами этих двух классов, взаимосвязаны, однако решают совершенно разные задачи и характеризуются принципиально различными подходами к их построению.

В России создание и испытания автоматизированных систем, к которым относятся и информационные системы, регламентированы рядом ГОСТов, прежде всего серии 34. Однако отдельные положения этих ГОСТов у же устарели, а ряд этапов жизненного цикла информационных систем предоставлены недостаточно полно. Поэтому более целесообразно рассматривать в качестве определяющего документа международный стандарт 150/1ЕС 12207 [4]. Данный стандарт

определяет структуру жизненного цикла, содержащу ю процессы, которые должны быть выполнены во время создания программного обеспечения информационной системы.

Эти процессы подразделяются на три группы:

1) основные (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение);

2) вспомогательные (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация. оценка, аудит и решение проблем);

3) организационные (управление проектами, создание инфраструктуры проекта. определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).

Однако стандарт 180/1ЕС 12207 не предлагает конкретной модели жизнен-

ного цикла и методов разработки, его рекомендации являются общими для любых моделей жизненного цикла. Под моделью обычно понимается структура определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла.

Из существующих в настоящее время моделей наиболее распространены две: каскадная и спиральная. Они принципиально различаются самим подходом к информационной системе и ее программному обеспечению.

Суть каскадного метода заключается в разбиении всей разработки на этапы, причем переход от предыдущего этапа к последующему осуществляется только после полного завершения работ предыдущего этапа. Каскадная модель обладает серьезным недостатком - запаздыванием с полу чением результатов.

Для преодоления этого недостатка и была создана спиральная модель, ориентированная на активну ю работу с пользователями и представляющая разрабатываемую информационну ю систему как постоянно корректируемую во время разработки.

Спиральная модель имеет целью как можно раньше ознакомить пользователей с работоспособным продуктом, корректируя при необходимости требования к разрабатываемому продукту, и каждый «виток» спирали означает создание фрагмента или версии. Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.