Научная статья на тему 'Полиция Норвегии: краткий исторический очерк'

Полиция Норвегии: краткий исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ / ЛЕНСМАНЫ / ОМБУДСМЕНЫ / ГОРОДСКИЕ ФОГДЕНЫ / КОНСТЕБЛИ / POLICE / POLICE HISTORY / THE LENSMANN / OMBUDSMAN / URBAN FOLDENS / CONSTABLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васьков М. Ю., Садыкова М. А.

Проводится исторический анализ института полиции в Норвегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORWEGIAN POLICE: A BRIEF HISTORY

In article the author carries out the historical analysis of institute of police in Norway

Текст научной работы на тему «Полиция Норвегии: краткий исторический очерк»

делений, добросовестно выполняющих свой профессиональный долг; в случае появления критических публикаций в адрес оперативных и следственных подразделений - незамедлительный ответ; построение тактики сотрудничества со СМИ: выражение благодарности журналистам за оказанную помощь, выявление недостатков в работе оперативных и следственных подразделений.

Все службы новостей испытывают потребность в общении с оперативными и следственными подразделениями, являющимися источником тех сведений, которые интересны читателям, радиослушателя и телезрителям. Сотрудники оперативных и следственных подразделений нуждаются в контактах с общественностью посредством средств массовой информации, с помощью которых они могут обратиться к населению за содействием при раскрытии и расследовании сложных уголовных дел, розыске преступников, отметить успехи в службе сотрудников подразделений, под-

нять престиж ОВД. Только при конструктивном взаимодействии с гражданами возможны изменения в полиции. Граждане заинтересованы в том, чтобы оказать помощь сотрудникам ОВД, стоящих на страже законности и правопорядка, в наведении порядка в стране, а также в формировании нового облика сотрудника полиции. Осуществление этих и других мер способствовало бы углублению и совершенствованию взаимодействия между подразделениями.

Задачей руководителей ОВД России является поиск новых подходов к решению имеющихся проблем в условиях оптимизации структуры и деятельности МВД России, укрепления взаимодействия с оперативными подразделениями, органами прокуратуры, судом. Таким образом, правильное организованное взаимодействие позволяет должным образом выполнять поставленные задачи, а также осуществлять обмен положительным опытом между подразделениями и сотрудниками ОВД.

ПОЛИЦИЯ НОРВЕГИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

М.Ю. ВАСЬКОВ; М.А. САДЫКОВА

e-mail: vaskov-m@rambler.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Проводится исторический анализ института полиции в Норвегии.

Ключевые слова: полиция, история полиции, ленсманы, омбудсмены, городские фогдены, констебли.

NORWEGIAN POLICE: A BRIEF HISTORY

M.Y. VASKOV; M.A. SADYKOVA

Annotation. In article the author carries out the historical analysis ofinstitute ofpolice in Norway. Keywords: police, police history, the lensmann, ombudsman, urban foldens, constables.

В Норвегии исторически сложились два типа полицейской службы: собственно полиция в городах и служба ленсманов в сельской местности. Разные названия существуют потому, что слово «полиция» (отгреч. «полис» - город) означает «городская служба», а слово «/еттапп» по-норвежски значит: «земельный», «сельский» чиновник. «Ленсманская» служба - это дословно «сельская» или «земельная» служба. Между тем и полиция, и ленсманская служба развились из института ленсманов, который является старейшим государственным институтом в Норвегии. Он насчитывает более 800 лет своей истории и продолжает существовать в настоящее время. Историки упоминают о появлении первых ленсманов при короле Сверре (1177-1201 гг.). Ленсманы подчинялись «сюссельману» - чиновнику, административному руководителю земельной единицы - «сюсселя». В Средние века в Норвегии насчитывалось около 50 сюсселей разной величины. Ленсманы решали разнообразные административные задачи, включавшие в себя прежде всего сбор налогов и пошлин для королевской казны и помощь судам. В поселениях сельского типа ленсманы обеспечивали общественный порядок, а также помогали сюссельману в исполнении его обязанностей.

Со временем институт ленсманов и сюссель-манов стал сменным и превратился в важное звено в общей структуре норвежской государственной службы. Еще одним государственным чиновником в норвежских землях в Средневековье был фогден. Он отвечал за соблюдение законов на местах и вершил суд от имени короля. Ленсманы также были важными помощниками фогдена. В городах ведомством, исполнявшим в том числе схожие с нынешней полицией функции, был корпус стражи. В его обязанности входило поддержание порядка в ночное время и предупреждение пожаров. Деятельность корпуса стражи курировали ом-будсмены и городские фогдены. Их появление датируется ХУ-ХУ1 вв. В обязанности городского фогдена впоследствии стало входить и назначение полицмейстера. Первые полицмейстеры появились в конце XVII в. (в Тронхейме - прежней столице Норвегии - в 1686 г. , в Бергене - в 1692 г., в Христиании (современный Осло) - в 1744 г., в Кристиансанде - в 1776 г.).

Постепенно корпус стражи в городах сменила служба констеблей, действовавшая по английскому образцу. Первые констебли появились в 1859 г. В Христиании, а спустя некоторое время в большинстве других городов Норвегии. Полицмейстеры и констебли, помимо чисто полицейских функций, помогали фогдену в судопроизводстве, оказывали содействие в ведении городского хозяйства, обустройстве новых городов. В XIX в. в Норве-

гии уже существовало «головное» полицейское ведомство - Королевское министерство юстиции и полиции. Оно было учреждено в 1818 г. в результате слияния второго и третьего департаментов (юстиции и полиции), созданных в 1814 г. после образования норвежско-шведской унии. Однако в то время функции министерства были лишь кураторскими, поскольку в административном плане все полицейские подразделения находились в ведении городских и сельских коммун. В 1894 г. был принят «Закон о частичной реорганизации государственной службы. Одним из его пунктов было упразднение института фогденов, функции которых передавались полицмейстерам (последний фогден ушел в отставку в 1919 г.).

Реформа 1894 г. вызвала к жизни деление территории Норвегии на полицейские округа. Полицейский округ представлял собой город и сельскую местность вокруг города либо исключительно сельскую местность. При этом границы округа не совпадали с границами провинций - фюль-ке, а шли по границам коммун т.е. более мелким административно-территориальным единицам. В результате были образованы 54 полицейских округа.

Реформаторы посчитали, что в таком округе полицейские задачи будут решаться лучше, чем в городе. Полицмейстеры стали отвечать как за службу полиции в городах, так и отчасти за службу ленсманов в сельской местности. Кроме того, полицмейстеры получили в свое распоряжение многих юридически компетентных сотрудников, которые обеспечивали взимание денежных штрафов и судебное сопровождение. Ко времени реформы 1894 г. в Норвегии сложилась близкая к современной судебно-правовая система: чуть ранее в 1887 г. был принят закон, согласно которому учреждался институт государственных адвокатов и прокуроров. Новые чиновники получали жалование из государственной казны, полиция продолжала содержаться за счет отдельных городских и сельских коммун и соответственно находилась в их административном подчинении. Первый закон о местной полиции был принят в 1927 г. В нем государство впервые определяло порядок организации полицейских подразделений в отдельной коммуне, а также регулировало некоторые полицейские функции.

Однако многие вопросы, в том числе назначение на должности и смена личного состава, остались в компетенции самих коммун, поэтому в организационном плане закон особых последствий не имел. Новая попытка «огосударствления» полиции была предпринята спустя пять лет, когда в 1932 г. была образована статсполиция (государственная полиция). Формально она была создана

для того, чтобы оказывать помощь местной полиции в решении по соответствующему запросу задач повышенной сложности, которые местная полиция не могла решить в одиночку.

Статсполиция была распущена в 1937 г., когда вступил в силу новый Закон о полиции, согласно которому все полицейские подразделения были выведены из коммунального подчинения и перешли в ведение государства. Именно с этого времени Норвегия получила единую государственную полицию, подчиненную в организационном плане Королевскому министерству юстиции и полиции.

Позднее внутри единой полиции стали формироваться центральные специализированные полицейские службы функционального назначения. К настоящему времени их насчитывается семь: Государственная служба уголовного расследования (криминальная полиция - кри-пос), Государственное управление по расследованию и уголовному преследованию преступлений в сфере экономики и экологии (эко-крим), Государственная полицейская иммиграционная служба, Центральная мобильная полицейская служба (дорожная полиция), Государственная полицейская служба компьютерного и материально-технического обеспечения, Норвежский полицейский университетский колледж, Пограничный комиссариат по охране норвежско-российской границы. Они были созданы как для помощи полицейским округам в выполнении задач повышенной сложности, так и для выполнения особых профессиональных функций, которые требовали создания специализированных полицейских структур.

Некоторым рудиментом старой системы еще несколько десятилетий, однако, оставалась ленс-манская служба. Жалование от государства ленс-маны стали получать только в послевоенные годы, а еще до 1974 г. сами оплачивали содержание своей конторы. До 1994-1995 гг. они подчинялись губернатору фюльке (провинции), после чего административная ответственность за ленс-манов полностью перешла к полицмейстеру.

Таким образом, и ленсманская служба окончательно вошла в единое полицейское ведомство, а полицейские округа стали всесторонним средоточием полицейской власти. Соответствующие изменения были зафиксированы в новом Законе о полиции (1995 г.), в котором, в частности, были прописаны новые принципы организации полицейской и ленсманской службы.

Принятие Закона о полиции стало прологом и новой полицейской реформы в Норвегии, решение о проведении которой было принято Стортингом (парламентом) Норвегии в 2000 г. Эта реформа явилась важным шагом в процессе расширения и углубления мер по улучшению эффективности организации и работы центральных, региональных и местных структур полиции. Реформа по праву названа парламентариями «наиболее обширной реформой подобного рода в Норвегии за последние 100 лет».

Одним из главных ее итогов явилось учреждение Директората государственной полиции в 2001 г., в компетенцию которого перешли многие функции, ранее исполнявшиеся Королевским министерством юстиции и полиции.

Полицейская реформа и учреждение Директората государственной полиции, по утверждению ее организаторов, было во многом вызвано текущими тенденциями в области преступности, а также необходимостью привести организационную структуру полиции в соответствии с современными реалиями.

В результате реформы число полицейских округов, на которые разбита вся территория королевства, сократилось с 54 до 27. Эта было сделано для сокращения внутренней администрации и для оптимизации использования ресурсов, которые теперь выделяются непосредственно на оперативные нужды.

К числу других декларированных целей реформы относятся обеспечение дальнейшей демократизации полицейских округов и сельских полицейских районов, внесение ясности в обязанности и полномочия полиции, обеспечение оперативного и профессионального руководства подразделениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.