Научная статья на тему 'Полиция Нидерландов в системе европейской безопасности в рамках Лиссабонского договора'

Полиция Нидерландов в системе европейской безопасности в рамках Лиссабонского договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович, Багдай Елена Владимировна

Вступивший в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор узаконил реформу правоохранительных структур Европейского Союза, сформулировал цели сотрудничества органов внутренних дел и правосудия по обеспечению европейской безопасности. Договор определил в качестве главной задачи обретение гражданами Европейского Союза уверенности в том, что они находятся под надежной защитой правоохранительных органов. Существенный вклад в сфере обеспечения национальной и европейской безопасности вносит полиция Нидерландов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович, Багдай Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The police of the Netherlands within the system of European security within the framework of the Lisbon Treaty

The Treaty of Lisbon which came into operation on December 1, 2009 was to legalize the reform of law-enforcement structures in the European Union, to formulate the objectives of cooperation of the interior affairs and justice authorities to ensure European security. The treaty identified as the main task that of gaining EU citizens confidence that they are under the reliable protection of law-enforcement bodies. Significant contribution in the field of national and European security the police of the Netherlands makes.

Текст научной работы на тему «Полиция Нидерландов в системе европейской безопасности в рамках Лиссабонского договора»

в

гов

о

д

го

ког

с

X

о

Ю

а

с

с

и

а

р

в

B.A. Кислухин, E.B. Багдай

Кислухин Владимир Александрович — доцент кафедры международного права Московской государственной

юридической академии, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Багдай Елена Владимировна — старший преподаватель кафедры правовой информатики Московской государственной юридической академии, кандидат педагогических наук

E-mail: [email protected]

с

о

і

с

а

с

о

со

е

VO

й

кой

с

й

е

С

о

вро

е

с

и

с

в

о

S

§.

е

иде

Ї

ия

ц

и

I

со

uj

й

а

гда

а

L0

со

£

и

Полиция Нидерландов в системе европейской безопасности в рамках Лиссабонского договора

Вступивший в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор узаконил реформу правоохранительных структур Европейского Союза, сформулировал цели сотрудничества органов внутренних дел и правосудия по обеспечению европейской безопасности. Договор определил в качестве главной задачи обретение гражданами Европейского Союза уверенности в том, что они находятся под надежной защитой правоохранительных органов. Существенный вклад в сфере обеспечения национальной и европейской безопасности вносит полиция Нидерландов.

The Treaty of Lisbon which came into operation on December 1, 2009 was to legalize the reform of law-enforcement structures in the European Union, to formulate the objectives of cooperation of the interior affairs and justice authorities to ensure European security. The treaty identified as the main task that of gaining EU citizens confidence that they are under the reliable protection of law-enforcement bodies. Significant contribution in the field of national and European security the police of the Netherlands makes.

Проблема создания концепции общей безопасности, включающей борьбу с экстремизмом, терроризмом, транспортировкой наркотиков, другими проявлениями международной организованной преступности, сегодня вышла на центральное место в политике Европейского Союза.

История развития Евросоюза ясно показала, что в условиях увеличения количества государств — членов ЕС, уничтожения внутренних границ между ними каждое из государств, действуя изолированно, руководствуясь только своим суверенитетом, не передавая его на наднациональный уровень, уже не может гарантировать в полной мере высокую степень внутренней безопасности.

Даже создание ставших ныне авторитетными таких правоохранительныхструктур, какими являются Европол1, Евроюст2 и Европейское бюро по борьбе с мошенничеством3, не позволяет гражданам, проживающим на территории Евросоюза, чувствовать себя достаточно уверенно и безопасно. А провозглашенное Нидерландами более 13 лет назад «пространство свободы, безопасности и правосудия», закрепленное в Амстердамском договоре (1997), пока что остается скорее декларацией, чем объективной реальностью.

Одной из причин неудовлетворительного состояния защищенности граждан является опасность, исходящая с территории «молодых» стран — участницЕС, вступившихвЕвросоюзсрав-нительно недавно. Как правило, в этихстранахос-

тается низким уровень дисциплины и профессиональной подготовки сотрудников полицейскихи по-граничныхслужб, их недостаточная оснащенность современным оборудованием и спецтехникой, высокая степень коррумпированности. В то же время именно в государствах-«новичках» наблюдается наиболее высокий уровень организованной преступности, включающей незаконную миграцию, наркотрафик, торговлю людьми, фальшивомонетничество и иные правонарушения4.

Другой угрозой единому «европейскому пространству свободы, безопасности и правовой защиты» являются сложившиеся на протяжении веков в 27 государствах-членах и разнящиеся между собой национальные правоохранительные и судебные системы. Несогласованность действий между ними зачастую помогает правонарушителям скрыться за границами другого государства и избежать юридической ответственности. В то же время отсутствие унифицированных юридических норм и гармонизации их в рамках единого правового пространства тормозит развитие внутреннего рынка, ограничивает свободу передвижения законопослушных граждан ЕС, лишает их возможности заниматься профессиональной деятельностью5.

Для того чтобы решить эти и другие проблемы, препятствующие плодотворному сотрудничеству в сфере обеспечения европейской безопасности, требовался очередной прорыв в интеграционном развитии Евросоюза.

Таким прорывом явился вступивший в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор, известный также как Договор о реформе (официальное название «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007)6.

Этот 250-страничный документ, не имеющий статуса конституции и являющийся межгосударственным соглашением, — правовой акт, содержащий концепцию глобальной реформы Евросоюза, провозглашенной ранее в Маастрихте в Договоре о Европейском Союзе (1992), в Амстердамском (1997) и Ниццком (2000) договорах, а также в ряде других документов, определивших принципы и условия дальнейшего расширения ЕС, сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения правопорядка и безопасности.

Теперь в соответствии со ст. 61 Договора провозглашается положение, согласно которому «Союз представляет собой пространство свободы, безопасности и правосудия с соблюдением основных прав человека и уважением к различным правовым системам и традициям государств-членов. Он должен обеспечить отсутствие внутреннего пограничного контроля для лиц и единую политику по вопросам убежища, иммиграции и внешнего пограничного контроля, основанную на солидарности между государствами-членами, которая будет справедлива и в отношении граждан третьих стран»7.

Новый договор внес изменения в уже действующие соглашения, направив усилия государств-членов на улучшение функционирования органов ЕС, реформирование системы управления, укрепление роли и позиций Союза на мировой арене, одновременно серьезно упростив структуру кол-лективныхорганов, сделав их деятельность более понятной и прозрачной.

Он узаконил глубокую реформу так называемой «третьей опоры» ЕС, включающей сотрудничество полиции и судебных органов в уголовноправовой сфере; сформулировал более конкретные и в то же время глобальные цели развития сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия. Лиссабонский договор определил в качестве главной задачи обретение гражданами ЕС уверенности в том, что они находятся под надежной защитой правоохранительных органов. «Союз, — говорится в ст. 61, — стремится обеспечить высокий уровень безопасности за счет принятия мер по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью, расизмом и ксенофобией, а также посредством действий по координации и сотрудничеству между полицией, судебными властями и другими компетентными органами, в том числе, на основе взаимного признания судебных решений по уголовным делам и, в случае

необходимости, путем сопоставления уголовного законодательства»8.

С принятием Договора стало возможным обращение граждан в судебные инстанции в любом государстве — члене ЕС и рассмотрение их дел по существу на тех же условиях и с соблюдением тех же прав, которые им гарантирует национальное законодательство. Договор обеспечивает правовое сотрудничество при разрешении юридических коллизий в рамках «европейского правового пространства» при соблюдении таких принципов, как равные возможности для обращения в суд, быстрое и четкое осуществление судебных процедур, свобода передвижения внутри ЕС.

В то же время Договор направлен на лишение правонарушителей возможности использовать различия в национальных правовых системах для достижения своих преступных намерений. Он, в частности, предусматриваетприведение кединым стандартам тех правовых норм, которые устанавливают процедуру привлечения лиц, виновных в совершении преступлений, к юридической ответственности.

В первую очередь это касается ответственности за такие преступления, как терроризм, торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконный оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, коррупция, компьютерные преступления и другие формы организованной преступности.

Исходя из складывающейся криминогенной ситуации, Совет ЕС может принять решение и в отношении другихсоставов преступлений, процедура привлечения к ответственности за которые также может быть унифицирована в соответствии с единым европейским стандартом. Как указывается в ст. 69В Лиссабонского договора, «Европейский парламент и Совет могут устанавливать минимальные нормы, касающиеся процедуры привлечения к ответственности и назначение санкций за совершение особо тяжких преступлений, носящих трансграничный характер, в связи с природой и последствиями таких преступлений или в связи с особой необходимостью борьбы с ними на общих основаниях»9.

Договор предусматривает дальнейшее усиление роли институтов ЕС, направленных на укрепление сотрудничества полиции и других правоохранительных органов стран Евросоюза в уголовно-правовой сфере, обеспечение правопорядка и безопасности.

«Союз, — говорится в статье 69Р, — устанавливает полицейское сотрудничество с участием всех государств-членов, компетентных властей, включая полицию, таможенные и другие специализированные правоохранительные службы, в целях профилактики, выявления и расследования уголовных преступлений»10.

Вступление в силу Лиссабонского договора позволило значительно расширить компетенцию Европола и Евроюста.

то

&

СО

е

о

е

S

0

1

о

Ю

ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

S

Q.

о

0

1

о

ъ

с

о

со

ф

Ю

8

о

ф

с

о

&

со

0

S

§.

1

I

§

з-

I

со

UU

ъ

Е?

ъ

LO

со

I

S

со

е

о

д

го

ког

с

I

о

Ю

а

с

с

и

а

р

со

с

о

X

с

а

С

о

со

е

Ю

й

кой

с

й

е

С

о

&

е

с

и

с

со

о

?

§.

е

иде

Ї

ия

и

I

QQ

UU

й

а

гда

а

LO

СО

I

и

Так, теперь Евроюсту поручается возбуждение уголовного преследования по материалам проверок, проводимых национальными правоохранительными органами, координация оперативноследственных действий,внесение в Совет ЕС кандидатуры Европейского Публичного (Общественного) Прокурора «в целях борьбы с преступлениями, затрагивающими финансовые интересы Союза» (690)11.

Европол также наделяется дополнительными координирующими функциями12. Его миссия, согласно положениям Договора, должна заключаться в поддержке и укреплении действий органов полиции и других правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, иными формами организованной преступности, которые затрагивают общие интересы государств — членов ЕС. Европейский Парламент и Совет ЕС определяют задачи Европола, которые включают сбор, хранение, обработку и анализ информации, координацию следственных и оперативных действий, осуществляе-мыхсовместно с компетентными органами власти государств-членов и Евроюстом. При этом применение мер принудительного характера остается исключительной прерогативой национальных властей (ст. 690).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь правоохранительным органам государств-членов теперь разрешается осуществлять под контролем Совета ЕС следственно-оперативные действия и на соседних территориях, входящих в ЕС, но только с согласия местных властей или совместно с ними (69Н).

Кроме того, в соответствии со ст. 207 Лиссабонского договора в рамках Совета ЕС планируется создание Постоянного комитета внутренней безопасности по обеспечению и укреплению оперативного сотрудничества и координации действий компетентных органов государств-членов (СОБ!).

Как сказано в ст. 6Ю Договора, «постоянный комитет будет создан в рамках Совета с тем, чтобы развивать и укреплять оперативное сотрудничество по внутренней безопасности в рамках Союза. Без ущерба для положений статьи 207 он будет содействовать координации действий компетентных органов государств-членов. Представители заинтересованных органов, управлений и учреждений Союза могут участвовать в работе этого комитета. Европейский парламенти национальные парламенты должны быть проинформированы о его работе»13.

Отсюда следует, что основными задачами Комитета будут координация действий всех правоохранительных структур ЕС, сбор и обработка информации, а также осуществление консультативной функции по вопросам правопорядка и безопасности (ст. 207).

Таким образом, положения Лиссабонского договора позволяют органам ЕС совместно с национальными правоохранительными структурами проводить единую политику, направленную на борьбу с транснациональной преступностью в целях обес-

печения правопорядка и безопасности на европейском пространстве и за его пределами.

Создание правовой базы и разработка инструментария для реализации положений Лиссабонского договора в сфере обеспечения европейской безопасности являются непростой задачей, поскольку окончательные результаты деятельности в этом направлении во многом зависят от тех политических решений, которые принимаются в суверенных государствах — членах ЕС14. Опыт применения норм, установленных как Лиссабонским договором, так и предыдущими соглашениями Евросоюза, показал, что их эффективность будет тем выше, чем активнее в этом процессе будут участвовать органы власти и население стран — участниц ЕС15.

Примером активного сотрудничества национальных органов власти со структурами ЕС в решении проблем правопорядка и обеспечения безопасности может служить деятельность полиции Нидерландов.

В последние годы полиция этого западноевропейского Королевства добилась значительных успехов в борьбе с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, другими тяжкими преступлениями16.

Очевидную ценность имеет для исследователей и опыт Нидерландов в борьбе с такими опасными и угрожающими безопасности народов и государств преступлениями, какими являются религиозный экстремизм и терроризм. Голландцы всегда считали себя чуть ли не самой толерантной нацией, открытой для пропаганды других идей и верований на их земле, и гордились тем, что их страна — одна из самых либеральных и гостеприимных в мире.

Поэтому жители Королевства были уверены в том, что их страну, всегда радушно принимавшую иммигрантов из Алжира, Марокко, Косово, Чечни, других регионов мусульманского мира, имеющую, как считалось, эффективную законодательную базу, борьба между вероучениями обойдет стороной.

Однако уже в начале XXI века ситуация в сфере обеспечения безопасности населения резко ухудшилась. Первым сигналом в изменении всегда спокойной и размеренной жизни голландцев послужила угроза терактов, с которой в 2001 году столкнулась сеть фирменных магазинов IKEA.

Следующим потрясением для народа Нидерландов, которое заставило власти пересмотреть всю систему безопасности в стране, стало убийство 2 ноября 2004 года террористом марокканского происхождения голландского кинорежиссера, актера и сценариста Тео ван Гога.

Жестокость, с которой было совершено преступление в отношении известного в стране человека, всколыхнула население, особенно молодежь Нидерландов.

Уже через несколько дней после похорон ван Гога в полицию стали поступать сообщения о ноч-

ных нападениях на мечети и мусульманские школы в Амстердаме, Утрехте, Эйндховене, Удене и других более мелких населенных пунктах.

С целью воспрепятствования насилию со стороны экстремистов как мусульманского, так и христианского вероисповедания власти увеличили количество полицейских патрулей на улицах, в местах массового скопления людей установили дополнительные видеокамеры и улучшили освещение.

Для ликвидации исламистского подполья в Гааге, Амстердаме, других городах полицией была произведена серия арестов лиц, входивших в экстремистские группировки и готовивших покушения на политических деятелей, сотрудников службы разведки и безопасности.

С целью стабилизации обстановки в стране правительство приступило к разработке комплекса срочных мер, которые смогли бы предотвратить насилие на почве религиозной и национальной неприязни.

Члены правительства полагали, что в основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная программа, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. Такая программа, получившая название «Борьба против терроризма» (het Alerteringssysteem ТеггопзтеЬев^исНпд = АТЬ), включила в себя следующие элементы:

1. Выявление и обезвреживание как отдельных террористов, так и ликвидацию террористических сетей и организаций, всего преступного подполья.

2. Укрепление действующих и создание новых государственных и негосударственных структур, направленных на борьбу с террором.

3. Разработку современного законодательства, правовое обеспечение антитеррористической деятельности как обязательной предпосылки успешного противодействия преступности как внутри страны, так и за рубежом.

4. Создание механизма сотрудничества в сфере противодействия терроризму между правоохранительными органами различных государств и в рамках международных органов и организаций.

5. Профилактику преступности, включающую устранение причин, порождающих терроризм, решение этнических, социальных, религиозных и иных проблем.

Креализации мер, определенныхпрограммой, правительство Нидерландов приступило, начав с укрепления правоохранительной системы страны.

На цели по модернизации и реформированию органов полиции, юстиции, других правоохранительных структур парламент выделил в новом бюджете страны 400 млн евро (520 млн долларов).

Штат спецслужб, занимающихся непосредственной ликвидацией террористического под-

полья, был увеличен на 10%. Улучшена техническая оснащенность сотрудников полиции, юстиции, разведки и безопасности, активизирована оперативно-розыскная деятельность.

Свои действия нидерландские полицейские службы стали осуществлять с учетом информации, полученной из Европейского полицейского ведомства (Европол), имеющего специальный отдел по борьбе с терроризмом. Был учтен и другой важный аспект борьбы с терроризмом — перекрытие каналов его финансирования. В рамках Евроюста по инициативе Нидерландов было принято решение о признании в странах ЕС судебных приговоров, направленных на «замораживание» ценностей, которые могут быть использованы для совершения преступлений.

В своей деятельности по пресечению пропаганды насилия и экстремизма полиция Нидерландов стала использовать проект под названием «Проверить веб» (Check the web), запущенный Европейским Союзом и направленный на мониторинг открытых источников в Интернете с целью обнаружения и блокирования сайтов, содержащих такую информацию17.

Проект «Проверить веб» позволил полиции осуществлять так называемую личностно направленную борьбу с владельцами сайтов, содержащих информацию экстремистской направленности. Суть заключается в том, что полиция посылает создателю подобного сайта (физическому лицу, организации, сети и т. п.) уведомление в том, что о его деятельности известно властям Нидерландов, что указанная деятельность нежелательна для Королевства, поскольку угрожает безопасности государства, противоречит общественной морали и закону, является наказуемой. Как показала практика, такая превентивная форма борьбы с терроризмом и экстремизмом часто оказывалась очень действенной. Публичное предупреждение субъекта или объекта распространения нежелательной информации во Всемирной сети вынуждало его закрыть сайт или покинуть страну, на территории которой он был зарегистрирован. Деятельность владельца сайта становилась непривлекательной со стороны его окружения, деловых партнеров, которые рисковали утратить свою респектабельность из-за связи с владельцем «нежелательного» сайта.

В соответствии с программой «Борьба против терроризма» правительство усилило меры по противодействию нелегальной миграции. По существующим оценкам число нелегальных иммигрантов в Нидерландах колеблется от 40 до 100 тысяч человек. Для небольшой европейской страны с высокой плотностью населения эта масса людей создает большое количество проблем, одной из которых является то, что нелегальная миграция служит благодатной почвой для произрастания идей экстремизма.

Поэтому кабинет министров разработал план дополнительных мероприятий, нацеленных на ре-

<0

&

СО

8

о

8

S

0

1

о

Ю

ъ

о

о

S

Q.

о

0

1

о

ъ

с

о

со

ф

Ю

8

о

ф

с

о

&

со

0

S

§.

1

I

§

3-

S

I

со

UU

ъ

Е?

ъ

LO

со

I

S

ОБШ,ЕТЕОРЕТИЧЕЫИЕ И ИСТОРИИ-ПРЯВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИ НЯУ^ И ПРЯ^И^

со

е

о

д

го

ког

с

I

о

Ю

а

с

с

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

р

со

с

о

X

с

а

с

о

со

е

Ю

й

кой

с

й

е

с

о

&

е

с

и

с

со

о

?

§.

е

иде

Ї

ия

и

I

QQ

UU

й

а

гда

а

LO

СО

I

и

шение проблемы путем принятия следующих мер: введения биометрических характеристик в визовых документах, гармонизации миграционной политики со странами Евросоюза, лишения нелегальных иммигрантов доступа к системам социального обеспечения, организации взаимодействия полиции, юстиции и Службы иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Service — IND).

Для осуществления указанных мероприятий гражданской полиции было поручено осуществлять административный контроль за пребыванием иностранных граждан на территории страны, противодействовать преступной деятельности иммигрантов, содействовать социальной интеграции иностранцев, а Военной полиции Королевства Нидерландов (Коninklijke Marechaussee) — отвечать за пограничный контроль, первоначальное рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, депортацию из страны иностранцев, чье пребывание расценивается как нежелательное или получивших отказ во въезде в Нидерланды.

В целях усиления контроля за незаконной миграцией был принят Закон Королевства Нидерландов «Об иностранных гражданах» (Vreemdelingen-wet 2000), вступивший в силу в 2001 году и усиливший административную ответственность за нарушение миграционных правил. Новый закон в определенныхслучаяхпозволил ограничивать или полностью лишать иностранныхграждан свободы передвижения. Эти меры стали применяться, в частности, для воспрепятствования их перехода на нелегальное положение.

Служащие полиции из подразделений по контролю за иностранцами с целью выявления нелегально находящихся в стране иммигрантов получили право на паспортный контроль и изъятие документов у подозрительных лиц. Полицейские также получили возможность задерживать транспортные средства, вызвавшие подозрение, а уих владельцев изымать водительские права, другие документы, удостоверяющие личность, доставлять в полицейские участки для проведения допроса. Кроме того, полицейские стали пользоваться правом на производство обыска в жилых помещениях без получения на то согласия хозяев, в том случае, если имели достоверную информацию о нахождении в помещении нелегально пребывающих в стране иностранцев.

Для воспрепятствования пропаганде экстремизма в мечетях правительство взяло под контроль сам принцип отбора имамов-иммигрантов, прибывших из-за рубежа для работы в Нидерландах. Для них разработали специальные правила, призванные интегрировать священнослужителей в существующую систему гражданских ценностей. В соответствии с правилами в случае выявления полицией фактов проповедования в мусульманских храмах идей экстремизма, материалы на имамов, уличенных в подобных проповедях, теперь должны направляться в суды для принятия реше-

ния о высылке таких проповедников из страны и закрытии их мечетей.

Сейчас в правительстве находится законопроект, положения которого позволили бы лишать подданства Королевства Нидерландов лицс двойным гражданством, совершивших преступления с применением насилия, и установить запрет на ношение в общественных местах паранджи или любой другой одежды, скрывающей лицо.

Полиция Нидерландов включила в арсенал своих средств метод, используемый в борьбе с терроризмом полицией Лондона. Метод, называемый в Великобритании «Думать как террорист», предусматривает изучение психологии экстремиста в период подготовки им террористического акта. Полиция с позиции преступника рассматривает возможность определения места нанесения удара, проведения предварительной разведки местности, инфраструктурное или логистическое обеспечение акции (деньги, предметы), которые террорист намерен использовать до того, как прибудет на место совершения акта. Метод «Думать как террорист» позволяет полиции точно просчитать, исходя из психологии террориста, какие действия ему нужно будет совершить для того, чтобы попасть на место совершения преступления, и что ему может понадобиться для того, чтобы скрыться с этого места после совершения теракта. Применение метода помогает полиции задержать террориста в тот момент, когда он еще только планирует свои действия, проводит разведывательные мероприятия, оценивает оперативную обстановку в месте совершения теракта18.

Как показали недавние социологические исследования, в результате принятых правительством мер обстановка в Нидерландах после убийства ван Гога постепенно нормализуется. Мусульманское население, проживающее в составе сомалийских, иракских, афганских, чеченских и других диаспор, исповедующих ислам, ведет себя уже менее агрессивно в отношении титульной нации и не так болезненно реагирует на оскорбительные высказывания со стороны разных провокаторов, в том числе депутатов парламента, по поводу Корана, пророка Мухаммеда и других ценностей ислама. Согласно опросам жителей страны деятельность полиции в борьбе с экстремизмом стала пользоваться у населения гораздо большим доверием, чем в прежние годы. Так, например, около 90% голландцев выступают за предоставление полиции еще большей свободы в борьбе с терроризмом.

Однако уровень опасности со стороны исламистских сетей все еще остается высоким. Поводом к таким проявлениям, с точки зрения Национального координатора по вопросам борьбы с терроризмом (Nationaal Coordinator terrorismebestrijding), может служить участие военных контингентов Нидерландов в вооруженных конфликтах в Ливане и Афганистане. Так, согласно отчету министерств внутренних дел и юстиции под названием «О со-

стоянии уровня опасности проявлений терроризма в Нидерландах» радикальные мусульмане, проживающие в различных регионах мира, объявили джихад властям тех государств, включая и руководителей Нидерландов, которые принимают участие в военных конфликтах против вооруженных антиправительственных формирований в Ираке, Афганистане и других «горячих точках»19. К сожалению, неуклюжие действия по установлению демократии, приводящие нередко к гибели сотен гражданских лиц, заставляют население мусульманских стран выступать против оккупационных сил и становиться базой для рекрутирования новых террористов, готовых умереть «во имя святынь» ислама, лишив в результате терактов жизни ни в чем не повинных людей.

Примером того, что угроза терроризма и экстремизма для голландского общества существует постоянно, может служить неудавшийся террористический акт, совершенный 25 декабря 2009 года на борту аэробуса, вылетевшего из нидерландского аэропорта «Схипхол» в Детройт. И только благодаря героизмупассажиров, сумевшихобезвре-дить нигерийского террориста, пытавшегося произвести взрыв в салоне, не произошло гибели авиалайнера. Как оказалось, принятых мер безопасности в главном аэропорту Королевства оказалось недостаточно.

Поэтому, несмотря на усилия полиции, обстановка в сфере обеспечения безопасности населения Нидерландов в результате проявлений экстремизма и угроз террористической направленности все еще продолжает оставаться крайне напряженной.

Конечно же, создание правовой базы, регулирующей сотрудничество между компетентными органами стран — участниц ЕС по обеспечению европейской безопасности, не заканчивается только вступлением в силу Лиссабонского договора. Потребуются дальнейшие усилия и большая политическая воля, чтобы найти наиболее эффективные методы взаимодействия всех структур Европейского Союза и его членов в этом направлении.

Но в любом случае следует признать тот факт, что Лиссабонский договор стал важным шагом на пути европейской интеграции, направленной на решение проблем XXI века, включающей обеспечение высокого уровня безопасности народов Европы и борьбу с транснациональной преступностью.

Примечания

1. См.: Право Европейского Союза / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. — М., 2008. — С. 87.

2. См. там же. — С. 88—89.

3. См. там же. — С. 89—90.

4. См.: Захарова Н.В. ЕС: от Лиссабонской стратегии к Лиссабонской программе // Современная Европа. — 2008. — № 4. — С. 54.

5. См.: Потемкина О.Ю. ЕС: Конституционный тупик или продолжение реформы? // Современная Европа. — 2008. — № 3. — С. 59—72.

6. Official Journal of the European Union. — Vol. 50. — English Edition. — 2007. — 17 December.

7. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. — Vol. 50. — English Edition. — 2007. — 17 December. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

8. Там же. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

9. Там же. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

10. Там же. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

11. Там же. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

12. В соответствии с решением Совета Европейского Союза от 6 апреля 2009 года «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)» отменено действие так называемой Конвенции о Европоле 1995 года. Решение вступило в силу по ряду своих позиций с 1 января 2010 года (2009/371/ПВД[2]).

13. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. — Vol. 50. — English Edition. — 2007. — 17 December. (Пер. с англ. Е.В. Багдай).

14. См.: Топорнин Б.Н. Европейское право. — М., 1998. — С. 7.

15. См.: Швейцер В.Я. Европа: большой опыт малых стран // Современная Европа. — 2008. — № 3. — С. 53.

16. См., например: Кислухин В.А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков в Нидерландах // Российское правосудие. — 2009. — № 10 (42). — С. 64—68. Он же. Правотворчество в сфере противодействия торговле людьми в Нидерландах и роль полиции в этом процессе // LEX RUSSICA. — 2009. — № 6. — С. 1507—1518.

17. Dreigingsniveau Terrorisme in Nederland blijft // www.nctb.nl (Пер. с нидерландск. A.H. Макарова).

18. Redactioneel: Denken al seen terrorist // Het Tijdschrift voor de Politie. — 2006. — Nr. 11. — P 1. (Пер. с нидерландск. A.H. Макарова).

19. Wereldwijd groeit weerstand van moslims tegen terrorisme // http:www.minbzk.nl/algemene (Пер. с нидерландск. A.H. Макарова).

а

ора

в

8

о

8

S

с

о

VO

а

с

с

и

а

р

О

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

а

п

о

CO

е

VO

й

кой

с

й

е

п

о

вро

е

с

и

с

в

о

S

а

§.

е

I

§

ц

и

I

.В.

uu

й

а

E?

а

Б

В.

и

§

Кис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.