УДК 343 ББК 67.3
Рассказов Леонид Павлович Rasskazov Leonid Pavlovich
заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета доктор юридических наук, профессор.
Head of the Department of Theory and History of State and Law, Kuban State Agrarian University, Doctor of Law, Professor. E-mail: [email protected]
Цечоев Валерий Кулиевич Tsechoev Valery Kulievich
заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия доктор юридических наук, профессор.
Head of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov branch of the Russian Academy of Justice, Doctor of Law, Professor. E-mail: [email protected]
ПОЛИЦИЯ И ЮСТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Police and justice in the Russian empire of XIX - early XX centuries
Статья посвящена становлению дореволюционной российской полиции и юстиции. Отмечается, что реформирование органов правопорядка и юстиции отражало общественно-политические процессы, происходившие в стране. Историко-пра-вовой опыт, накопленный в указанный период, имеет важное значение для развития современной российской полиции и юстиции.
Ключевые слова: полиция, юстиция, реформа правоохранительных органов, реформа органов юстиции.
Буржуазные реформы второй половины XIX века открыли новую эпоху в истории России. Задолго до их проведения, во время царствования Николая I (1825-1855), самодержавие рефлекторно принимало реакционно-охранительные меры, направленнные на приспосабливание госаппарата к новым историческим внешне- и внутриполитическим, социально-экономическим реалиям; проводились и локальные реформы. В середине XIX столетия в условиях обострившегося кризиса феодально-крепостнического строя и усилившихся социальных противоречий Правительство Александра II (1855-1881) приступило к подготовке широкомасштабных преобразований, затронувших в том числе и правоохранительную систему.
Одним из нововведений стало учреждение
The article discusses the development of pre-revo-lutionary Russian police and justice. During the XIX -early XXcenturies. law enforcement and justice were subjected to reform. The reason for changes becoming the socio-political changes in the country. Historical and legal experience gained during this period has a value for the development of modern Russian police and justice .
Keywords: police, justice, police reform, reform of the judicial authorities.
в России института судебных следователей. Впервые судебные следователи были отделены от полиции в 1860 году. Тогда они вели следствие по уголовным делам, являлись самостоятельной структурной единицей в судах, действовали в пределах своего участка (уезд, часть уезда), утверждались министром юстиции по представлению губернатора и по согласованию с губернским прокурором. Так, еще в 1860 году начал складываться институт предварительного следствия - первый элемент будущей судебной реформы.
В ходе Судебной реформы 1864 года институт судебных следователей оформился окончательно. В соответствии с указом «Об учреждении судебных установлений и о Судебных уставах 1864 года» судебные следователи, считаясь членами окружного суда, состоя-
ли в назначенных для каждого из них участках согласно высочайше утвержденному мнению Государственного совета 1870 года «О назначении одного из состоящих при каждом окружном суде судебных следователей для производства следствий по важнейшим делам».
Учреждались следующие разряды следователей: 1) участковые следователи, производящие предварительные следствия в пределах определенного участка; 2) следователи по важнейшим делам, принимавшие к своему производству лишь дела, предложенные прокурорам окружного суда; 3) следователи по особо важным делам существовали лишь в столицах и некоторых больших городах (Харькове, Одессе, Саратове, Казани, Киеве, Варшаве и других) и приступали к производству предварительных следствий «на пространстве округа суда, при котором состояли, - по предложениям прокурора этого суда, на пространстве округа судебной палаты - по предложениям подлежащего прокурора палаты и на пространстве всей империи - по предложениям министра юстиции».
Порядок назначения на должность следователя был тот же, что и на должность члена окружного суда, только служебный стаж допускался не столь продолжительный. Членом суда могло стать лицо, прослужившее не менее 3 лет в званиях не ниже секретаря окружного суда. Следователями же назначались достигшие 25 лет старшие кандидаты на должности по судебному ведомству, пробывшие в этом звании не менее полутора лет и доказавшие свою компетентность в суде. Судебный следователь по закону обладал равными привилегиями и обязанностями с членами окружного суда, на него также распространялся принцип судейской несменяемости [1; 2].
Кроме Судебных уставов 1864 года, судебные следователи в своей работе руководствовались подзаконными актами как Министерства юстиции, так и окружного суда.
Следует отметить, что в пореформенный период получила развитие судебная экспертиза. Претворение в жизнь Судебной реформы 1864 года потребовало уделять больше внимания накоплению научных судебно-медицинских знаний и экспертной подготовке врачей. Организация экспертной работы велась с середины XIX века на кафедрах судебной медицины при университетах. В 1865 году выхо-
дит в свет первый русский судебно-медицинский журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены», затем начали появляться специальные научные исследования и учебники. В 1885 году судебная медицина была выделена в отдельную отрасль знания на стыке юриспруденции и медицины. Первое научное общество судебных медиков начало свою деятельность в 1916 году в Петрограде.
В области криминалистических исследований нужно отметить важность опубликования в 1903 году научных инструкций по проведению качественной криминалистической экспертизы и методических рекомендаций по судебной экспертизе документов. В 1912 году при Петербургской судебной палате был открыт кабинет научно-судебной и фотографической экспертизы. В общем, первые эксперты-криминалисты - это энтузиастами, вышедшие из среды врачей, фармацевтов, полицейских и судебных следователей. В это время какое-либо организационное единство среди специалистов в медицине или криминалистике отсутствовало [12; 14].
Таким образом, российские буржуазные реформы в области суда и юстиции дали новый импульс правовому развитию страны. Появление внесословного, независимого от местного чиновничества суда, специализированных, отделенных от администрации адвокатуры и нотариата, новых институтов судебных приставов и исполнения наказаний знаменует очередной этап в истории органов и учреждений юстиции России.
В 1860-1880-е годы Министерство юстиции подготовило ряд законов, в том числе антикоррупционный (1884) - «Об усилении наказания для чиновников из привилегированных сословий за служебные растраты и хищения». В 1871 году министру юстиции вместе с руководителем жандармского отделения было предоставлено право от имени Правительства решать дела по государственным преступлениям внесудебным порядком.
С введением в 1864 году Судебных уставов министр юстиции получил новые обязанности в качестве главного начальника преобразованной прокуратуры. Полномочия Минюста в сфере надзора над судами также были расширены. Это касалось контроля над судебной отчетностью, производства ревизий судебных учреждений, принятия мер по
сокращению сроков прохождения дел в судах, а также надзора за мировыми судьями и присяжными заседателями. Министр юстиции, будучи генерал-прокурором, осуществлял прокурорский надзор с момента возбуждения уголовного дела и до его исполнения.
Таким образом, Министерство юстиции обладало достаточными правами в правоохранительной сфере, а его министры были влиятельными сановниками в высшей сфере отечественного чиновничества.
В 1862 году реформа коснулась и МВД. В 1879 году было создано Главное управление, в ведение которого перешли функции по исполнению наказаний и внесудебному преследованию III жандармского отделения Собственной его Императорского Величества канцелярии. До передачи в 1895 году Главного тюремного управления Минюсту оно входило в состав МВД, поэтому пенитенциарная система пореформенной России относилась к полицейской юстиции. При этом полицейским повысили жалование, улучшилось материально-техническое их обеспечение. Изменилась структура МВД и на местах. Создавались новые органы и должности (уездные полицейские управления, становые, околоточные полицейские участки, канцелярии, жандармские губернские управления) [16; 17]. В казачьих областях появились окружные полицейские управления [5, с. 62].
Помимо своих прямых обязанностей полиция часто осуществляла конвой, охрану судебных присутствий и правопорядка в государственных органах власти, учреждениях для осужденных и исполнения наказаний (в тюрьмах, работных домах и так далее). Местные стражи порядка следили за ссыльными или высланными на поселения, различными «неблагонадежными лицами» и «подозрительными субъектами».
В 1862 году изменения затронули ее местные структурные звенья, исполнявшие функции органов региональной юстиции. В частности, было упразднено звание городничего, а их правления присоединили к земским судам и переименовали в уездные полицейские управления. Некоторые города сохранили отдельную от уездной полицию, там правления городничих стали называть городскими полицейскими управлениями.
В 1866 году упразднена наружная полиция и началось создание сыскной полиции, снача-
ла только в Петербурге, затем в Москве, позже в других крупных городах. В дальнейшем, в соответствии с Высочайше утвержденным 6 июля 1908 года законом «Об организации сыскной части», в 89 городах Российской империи были образованы сыскные отделения, подразделявшиеся на четыре разряда, которые различались в зависимости от штатной численности чинов отделения, денежного содержания и классных чинов, а также численности городского населения, административного, промышленного или военно-стратегического значения города [9, с. 113-116]. Как орган дознания, сыскная полиция состояла при канцелярии обер-полицмейстера. Штат уголовного сыска первоначально был небольшой (до 40 человек), со временем он значительно вырос. Так, например, аппарат Московской сыскной полиции составили: начальник, чиновники - 2, полицейские надзиратели - 12, делопроизводитель, помощник его [10, с. 118122]. В 1864-1866 годы сыскные функции осуществляли и судебные следователи, и полиция одновременно, затем их полномочия были разграничены [3]. Функциями сыскной полиции являлись: 1) производство дознаний по требованию судебных властей и административных учреждений; 2) розыск по сообщениям участковых приставов о кражах, грабежах и убийствах; 3) исполнение приказаний градоначальника по предупреждению и пресечению преступлений [11, с. 106-110].
Одновременно с развитием сыскной полиции происходило увеличение штатов «наружных органов правопорядка», особенно в про-мышленно развитых городах. Для этих целей на предприятиях создавалась так называемая «промышленная полиция», причем достаточно часто она финансировалась за счет собственников заводов, фабрик, шахт. Еще одной разновидностью органов правопорядка являлась «портовая полиция» [6, с. 26].
До передачи пенитенциарной системы в ведение юстиции полицейские тесно взаимодействовали в своей правоохранительной работе с судебными следователями и приставами. Кроме того, полиция фактически сохраняла за собой многие функции, закрепленные за ней еще в прежние дореформенные времена. Полиция всегда активно использовала свой авторитет для проведения репрессивных мер, сыска и внесудебных расправ как до 1880-х годов, так и во время контрреформ и
Буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов. Последняя дала толчок продолжению активной законотворческой деятельности по увеличению численности и внедрению новых методов работы полиции [8, с. 87].
С введением Положения о земских участковых начальниках многие функции судебного управления и судебной практики были переданы Министерству внутренних дел. Вместе с тем законом 1895 года Главное тюремное управление было выделено из состава МВД и присоединено к Министерству юстиции.
Чрезвычайным положением от 14 августа 1881 года (принималось на три года, но всякий раз продлялось), другими законами ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандармские структуры - так называемые охранные отделения. «Царская охранка» действовала самостоятельно, активно использовала тайных агентов-доносчиков и провокаторов. В 1882 году создается новая структура - секретная полиция, обладавшая агентурной сетью, использовавшейся для контроля за русскими эмигрантами и дискредитации революционного движения [3].
В начале ХХ века появляется Уложение о наказаниях (1903), в 1906 году издаются Основные государственные законы. Однако ситуация в стране резко изменилась в связи с Революцией 1905-1907 годов. Правительство П. А. Столыпина использовало силовые методы подавления революционного движения. 19 августа 1906 года подписан Указ о военно-полевых судах: в течение года было вынесено более тысячи смертных приговоров. В стране вновь появились виселицы, прозванные в народе «столыпинскими галстуками». Судебное преследование нередко заменялось внесудебной расправой карательных органов (полиции, жандармерии, охранного отделения), взявших на вооружение самые разные методы, в том числе и противоправные (подкуп, шантаж, убийства и так далее).
После революции начинается процесс восстановления законности. Так, в 1912 году был возобновлен институт мировых судей, а земские начальники утратили судебную власть. Во время Первой мировой войны Россия вынуждена была прибегнуть к чрезвычайным административным мерам, и 20 июня 1914 года ут-
верждается новая редакция Закона о суде в военное время. Согласно этому документу в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть передавалась полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду. Новая редакция закона не отменяла, а дополняла действовавшее Положение 1892 года «О местностях, объявленных на военном положении». Военным судам были подсудны не только военнослужащие, но все лица, находившиеся на обозначенной территории, как русские подданные, так и лица, проживавшие на захваченной территории [1; 2].
В 1915 году введены особые совещания -чрезвычайные межведомственные органы управления, состоявшие из представителей различных организаций, учреждений и ведомств. В их состав входили представители местных организаций, что регламентировалось Правилами 1915 года, в соответствии с чем в губернии и крупные города направлялись уполномоченные. Особые совещания и губернаторы получили право передавать дела в военный суд и требовать их рассмотрения при закрытых дверях [3]. Однако чрезвычайные меры не оградили страну от революционных потрясений. С 191 7 года царское, а затем Временное правительство было вынуждено применять еще более жесткие меры для подавления беспорядков с помощью армии: на фронте восстановили смертную казнь, ужесточилось уголовное и внесудебное преследования [18; 19]. Однако после Февральской революции 1917 года был взят курс на уничтожение царского правоохранительного аппарата [7, с. 171].
Таким образом, проблематика развития полиции и юстиции в Российской империи представляет интерес для современной юридической науки и практики, так как многие задачи, стоящие перед правоохранительными органами, не меняются на протяжении столетий: борьба с экстремизмом, неповиновением; пресечение попыток смены политического режима путем осуществления переворотов и революций; вовлечение в антиобщественную деятельность представителей молодежи, студенчества; физическое уничтожение наиболее перспективных и просвещенных чиновников. Эти методики разложения государственности широко применялись на рубеже XIX-XX веков, их же можно наблюдать и спустя столетие.
Литература
1. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / под общ. ред. С. В. Степашина. М., 1999.
2. Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы. М., 2002.
3. Лурье Ф. М. Политический сыск в России. 1649-1917. М., 2006.
4. Министерство юстиции за 200 лет (18022002). Историко-правовой очерк. М., 2002.
5. Небратенко Г. Г. История органов правопорядка Дона (досоветский период). Ростов н/Д, 2007.
6. Небратенко Г. Г. Организационно-правовое становление и развитие общей полиции на территории Донского казачьего войска (середина XVIII - начало XX века): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.
7. Небратенко Г. Г. Организационно-правовое становление и развитие общей полиции на территории Донского казачьего войска (середина XVIII - начало XX века): монография. Ростов н/Д, 2002.
8. Небратенко Г. Г. Становление службы правопорядка на территории Донского казачьего войска (середина XVIII - начало XX века) // Государство и право. 2003. № 5.
9. Рассказов В. Л. Историография сыскной полиции Российской империи // Юристъ-Пра-воведъ. 2015. № 2.
10. Рассказов В. Л. Московская сыскная полиция в конце XIX - начале XX века: организации, функции, штаты // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 2.
11. Рассказов В. Л. Учреждение Санкт-Петербургской сыскной полиции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3.
12. Раскин Д. И. Министерская система Российской империи. М., 2007.
13. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008.
14. Симбирцев И. Первая спецслужба России. Тайная канцелярия Петра I и ее преемники. 1718-1825. М., 2006.
15. Симбирцев И. Третье отделение. Первый опыт создания профессиональной спецслужбы в Российской империи. 1826-1880. М., 2006.
Bibliography
1. Vorontsov S. A. Law enforcement agencies and special services of the Russian Federation. History and modernity / ed. of S. V. Stepashin. Moscow, 1999.
2. Dmitriev Yu. A., Shapkin M. A. Law enforcement. Moscow, 2002.
3. Lurie F. M. Political investigation in Russia. 1649-1917. Moscow, 2006.
4. The Ministry of Justice in 200 years (18022002). Historical and legal essay. Moscow, 2002.
5. Nebratenko G. G. The history of law enforcement Don (pre-Soviet period). Rostov-on-Don, 2007.
6. Nebratenko G. G. Organizational-legal establishment and development of a common police on the territory of the Don Cossack Army (mid XVIII - beginning of XX century: abstract dis. ... PhD in law. Volgograd, 2001.
7. Nebratenko G. G. Organizational-legal establishment and development of a common police on the territory of the Don Cossack Army (mid XVIII - beginning of XX century): monograph. Rostov-on-Don, 2002.
8. Nebratenko G. G. Formation of law enforcement services on the territory of the Don Cossack army (mid XVIII - beginning of XX century) // State and right. 2003. № 5.
9. Rasskazov V. L. Historiography secret police of the Russian Empire // Yurist-Pravoved. 2015. № 2.
10. Rasskazov V. L. Stories Moscow police detective in the late XIX - early XX century: organization, functions, states // Humanities and social and economic sciences. 2015. № 2.
11. Rasskazov V. L. The establishment of the Saint - Petersburg police detective // Humanities and social - economic sciences. 2015. № 3.
12. Raskin D. I. Ministerial system of the Russian Empire. Moscow, 2007.
13. Rybnikov V. V., Aleksushin G. V. History of law enforcement bodies of the Fatherland. Moscow, 2008.
14. Simbirtsev I. The first special services of Russia. Secret Chancellery of Peter I and its successors. 1718-1825. Moscow, 2006.
15. Simbirtsev I. Third Division. The first experience in creating professional security services in the Russian Empire. 1826-1880. Moscow, 2006.