Научная статья на тему 'ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЦАРСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА — НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЦАРСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА — НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полицейский урядник / становой пристав / Российская империя / police officer / police officer / Russian Empire

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С.

В статье рассматривается роль полицейского урядника в местном административном полицейском аппарате Российской империи в конце XIX века — начала ХХ века. Автор в своей статье отмечает, что необходимость изучения проблем функционирования государственных институтов правоохранительной направленности в их исторической ретроспективе обусловлено реформированием правоохранительных органов современности. По мнению автора, создание института полицейских урядников в 1878 году играло важное значение для местного полицейского аппарата и было обусловлено условиями исторической обстановки — активизацией революционного движения. В статье подробно рассматриваются вопросы комплектования полицейских урядников, материальное обеспечение их деятельности и функциональные обязанности. Автор отмечает, что введение должности полицейского урядника позволила усилить немногочисленную, несовершенную и разрозненную сельскую полицию. Не смотря на то, что учреждение должности полицейского урядника рассматривалась как временная мера, деятельность полицейских урядников осуществлялась довольно длительное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE OFFICER IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF TSARIST RUSSIA IN THE LATE XIX CENTURY — EARLY XX CENTURY (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

The article examines the role of a police officer in the local administrative police apparatus of the Russian Empire at the end of the XIX century — the beginning of the XX century. The author notes in his article that the need to study the problems of functioning of state institutions of law enforcement orientation in their historical retrospect is due to the reform of law enforcement agencies of our time. According to the author, the creation of the institute of police officers in 1878 played an important role for the local police apparatus and was conditioned by the conditions of the historical situation — the activation of the revolutionary movement. The article discusses in detail the issues of recruitment of police officers, material support of their activities and functional responsibilities. The author notes that the introduction of the post of a police officer made it possible to strengthen the few, imperfect and fragmented rural police. Despite the fact that the establishment of the post of a police officer was considered as a temporary measure, the activities of police officers were carried out for quite a long time.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЦАРСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА — НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОРЯДКА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Научная статья УДК 340

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-39-4-223-226

С. 223-226

ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК

В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЦАРСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА — НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Фархад Саетгалиевич Сибгатуллин

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия farkhad.sibgatuШn@mail.ru (5 Ъttps://orcid.org/0000-0002-5507-677X

Аннотация. В статье рассматривается роль полицейского урядника в местном административном полицейском аппарате Российской империи в конце XIX века — начала ХХ века. Автор в своей статье отмечает, что необходимость изучения проблем функционирования государственных институтов правоохранительной направленности в их исторической ретроспективе обусловлено реформированием правоохранительных органов современности.

По мнению автора, создание института полицейских урядников в 1878 году играло важное значение для местного полицейского аппарата и было обусловлено условиями исторической обстановки — активизацией революционного движения. В статье подробно рассматриваются вопросы комплектования полицейских урядников, материальное обеспечение их деятельности и функциональные обязанности.

Автор отмечает, что введение должности полицейского урядника позволила усилить немногочисленную, несовершенную и разрозненную сельскую полицию. Не смотря на то, что учреждение должности полицейского урядника рассматривалась как временная мера, деятельность полицейских урядников осуществлялась довольно длительное время.

Ключевые слова: полицейский урядник, становой пристав, Российская империя

Для цитирования: Сибгатуллин Ф. С. Полицейский урядник в правоохранительной системе царской России в конце XIX века — начала ХХ века (историко-правовой аспект) // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. №4 (39). С. 223-226. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-39-4-223-226

© Ф. С. Сибгатуллин

Research article

POLICE OFFICER IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF TSARIST RUSSIA IN THE LATE XIX CENTURY — EARLY XX CENTURY

(HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

Farkhad S. Sibgatullin

St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia farkhad.sibgatullin@mail.ru (g https://orcid.org/0000-0002-5507-677X

Abstract. The article examines the role of a police officer in the local administrative police apparatus of the Russian Empire at the end of the XIX century — the beginning of the XX century. The author notes in his article that the need to study the problems of functioning of state institutions of law enforcement orientation in their historical retrospect is due to the reform of law enforcement agencies of our time.

According to the author, the creation of the institute of police officers in 1878 played an important role for the local police apparatus and was conditioned by the conditions of the historical situation — the activation of the revolutionary movement. The article discusses in detail the issues of recruitment of police officers, material support of their activities and functional responsibilities.

The author notes that the introduction of the post of a police officer made it possible to strengthen the few, imperfect and fragmented rural police. Despite the fact that the establishment of the post of a police officer was considered as a temporary measure, the activities of police officers were carried out for quite a long time.

Keywords: police officer, police officer, Russian Empire

For citation: Sibgatullin FS. Police officer in the law enforcement system of tsarist Russia in the late XIX century — early XX century (historical and legal aspect). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(4):223-226. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-39-4-223-226 (In Russ.)

Введение

Учрежденная в 1878 году должность полицейского урядника играла важнейшую роль в местном административном полицейском аппарате Российской империи в конце XIX века — начала ХХ века, но, несмотря на данные обстоятельства, деятельность указанной категории полицейских служащих не стала объектом специального изучения. В настоящее время в связи с продолжающимся реформированием правоохранительных органов современной России все большую актуальность приобретает изучение проблем функционирования государственных институтов право-охранения в исторической ретроспективе.

Описание исследования

Учреждение должности полицейских урядников было обусловлено условиями исторической обстановки. В последние годы царствования Александра II происходила активизация революционного движения, что требовало от государственной власти

ответных мер. С целью усиления органов местной власти по «Высочайшему утвержденному 9 июня 1878 года Временному Положению о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по Общему Учреждению управляемых», был учрежден новый правоохранительный институт [1]. Известный правовед, общественный деятель, один из основоположников российского либерализм, исследователь А. Д. Гра-довский усматривал в институте урядников «усиление физической силы местной полиции», преимущественно посредством увеличения ее численности [2, с. 426]. Изначально, предполагалось ввести до пяти тысяч урядников во всех 46-ти губерниях, но данное количество могло быть впоследствии увеличено.

Должность полицейского урядника учреждалась для несения службы на местах, для работы с населением. Урядник находился в непосредственном подчинении станового пристава и прямом подчинении — уездного исправника. Полицейские урядники должны были всесторонне оказывать помощь

проблемы правопорядка: взгляд молодых исследователей

становым приставам в реализации должностных полномочий по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью. Кроме того, полицейские урядники осуществляли руководство деятельностью десятских, сотских на закрепленной части участка или стана. Таким образом, на местном уровне было сформировано дополнительное звено органов правопорядка. Урядник становился надежной опорой для становых приставов, а также непосредственным руководителем для низшей сельской полиции — сотских и десятских.

Первоначально, комплектование полицейских урядников происходило из числа вольнонаемных людей. Циркуляр министра внутренних дел Российской империи № 2945 от 20 июля 1881 года «О порядке комплектования нижних чинов полиции» установил порядок комплектования должностей полицейских урядников. В соответствии с Циркуляром МВД, губернаторы ежегодно, в июне-июле месяце, должны были направлять в окружные войсковые штабы ведомости, с указанием вакансий полицейских служителей в различных городах губернии, с обязательным указанием размера жалования и содержания. В свою очередь, командиры полков и отдельных частей, из числа желающих проходить службу на должностях полицейских урядников должны были отобрать «наиболее соответствующих по нравственности, усердию и расторопности» [3, с. 18]. После увольнения с военной службы отобранные кандидаты за счет государственной казны направлялись в полицейские управления, где они ранее изъявили проходить службу. По мнению власти, такой порядок комплектования должностей полицейских урядников «представляется выгодным и полезным, как потому, что люди, переходящие в полицию, несомненно надежнее, так и потому, что они охотнее перейдут на службу в полицию, до прибытия их на родину, т. е. до избрания ими другого рода службы или занятий» [3, с. 19]. Урядник на должность назначался уездным исправником, после прохождения испытания в виде собеседования. По своей сути испытания проходили формально, и фактически проходили в виде собеседования. Полицейский урядник должен был быть неподкупным, честным и не злоупотреблять спиртными напитками. Становой пристав и уездный исправник «за неисполнение или медлительность при исполнении приказаний начальства, за нерадение и беспорядки по службе, а также неисполнении инструкции» могли привлечь урядника к ответственности в виде выговора и замечания, ареста, а также «вычета из получаемого урядниками

жалования» [3, с. 57]. В случае совершения полицейскими урядниками преступных деяний, подлежащих исполнительным или уголовным наказаниям, они по решению полицейских управлений передавались суду и могли быть подвергнуты к ссылке в Сибирь, лишению всех прав и состояния, лишению должности, заключению в тюрьму, к каторге и др.

При отсутствии собственного жилья по месту несения службы, полицейские урядники обеспечивались жильем оборудованным отоплением и освещением за счет обывателей участка. Полицейским урядникам предписывалось постоянно проживать на своем участке, выехать за пределы которого им позволялось с разрешения станового пристава. Исключениями являлись случаи преследования «беглых, беспаспортных и дезертиров», а также «проведение розысков по преступлению и преследование преступников по горячим следам» [4, с. 249-250].

Вооружение полицейского урядника составляла шашка драгунского образца, которая отпускалась из Военного министерства. Дополнительно он мог иметь собственное огнестрельное оружие. Форменное обмундирование полицейского урядника составляла шапка, фуражка, кафтан, шаровары, сапоги, кушак и шинель установленного образца. У него должна была быть собственная лошадь. Материальное обеспечение полицейского урядника составляло жалование в размере не свыше 200 рублей в год, выплаты на обмундирование в размере 50 рублей. Кроме того, на содержание лошади, уряднику выделялось 100 рублей и на ремонт шашки 55 копеек [3, с. 13-14].

В пределах участка урядники обеспечивали охрану общественного порядка и безопасности, и пресекали противоправные действия в отношении государственной власти. Так, уряднику вменялось пресекать распространение среди населения «зловредных суждений и слухов», антиправительственных картин, листовок, книг. Он должен был следить за тем, чтобы не проводились различного рода собрания и сходки «противные тишине и спокойствию». Кроме того, полицейский урядник осуществлял надзор в сфере торговли спиртными напитками, контролировал состояние переправ, мостов, дорог, телеграфных сообщений, противопожарных средств, межевых знаков. С целью реализации своих должностных полномочий, полицейский урядник как в дневное, так и в ночное время должен был совершать объезд или обход своего участка, в ходе которого проверять населенные пункты, заводы и фабрики, проверять ночные дозоры и караулы. Полицейский урядник должен

был принимать все меры к спасению жизни и имущества жителей, осуществлял негласный надзор за поведением подозрительных и неблагонадежных лиц. В пограничных районах на полицейских урядников возлагалась обязанность задерживать контрабандистов. До 1887 года полицейские урядники имели полномочия по ведению следствия, поддержке обвинения по уголовным делам, ведению делопроизводства [5, с. 57-58].

Несмотря на то, что учреждение должности полицейского урядника рассматривалась как временная мера, данный институт просуществовал до 1903 года, когда была сформирована уездная полицейская стража. С этого периода термин «урядник» стал применяться в отношении начальника волостного отряда полицейских стражников, который был наделен иным кругом полномочий, чем полицейский урядник образца 1878 года.

Создание института полицейских урядников в 1878 году явилось важнейшим этапом преобразования местного административно-полицейского аппарата. Совершенствование уездной полиции, позволила усилить немногочисленную, несовершенную и разрозненную сельскую полицию. Благодаря этим мерам была достигнута главная цель уездных органов правопорядка. Несмотря на многие положительные стороны института полицейских урядников, имелись и негативные моменты. Так низкий образовательный и культурный уровень полицейских урядников, низкое жалование обуславливало факты коррупции среди них. Урядникам допускались факты пренебрежения и превышения должностными полномочиями.

Заключение

В завершение статьи хотелось бы заметить, что многие негативные моменты, связанные с деятельностью правоохранительных органов второй половины XIX века характерны и для современной действительности. Меры, которые были предприняты государственной властью в современной России по реформированию органов внутренних дел, по сути оказались временными. Не до конца, решены вопросы социального обеспечения сотрудников ОВД, в частности существуют проблемы медицинского и пенсионного обеспечения, обеспечения жильем. Все вышеуказанные факторы обуславливают низкий престиж службы в органах внутренних дел.

Вопрос повышения эффективности деятельности правоохранительных органов всегда стоял довольно остро в нашей стране. Такие проблемы, как исполнение несвойственных функций, проблемы избыточного докумен-тационного оборота, социальные проблемы и другие были характерны для правоохранительных органов России на всех исторических этапах своего развития, они остаются не разрешенными и в настоящее время. Вероятно, данный факт определяется, тем обстоятельством, что законодатель и правоприменитель должным образом не учитывает исторический опыт прошлого, ограничиваясь ремонтом фасада здания государственного управления, не вникая в решение глубинных проблем органов правопорядка, что в конечном итоге на предыдущих исторических этапах приводило к различного рода социальным потрясениям в виде восстаний, революций и переворотов.

Список источников

1. Справочная книжка для полицейских урядников. Санкт-Петербург : Типографiя И. С. Леви и К°. 1878. 166 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007883490/ (дата обращения: 10.01.2023).

2. Градовский А. Д. Начала русского государственного права : в 3 т. Т. 3. Санкт-Петербург : типография М. Стасюлевича, 1883. URL: https://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3988988/ (дата обращения: 10.01.2023).

3. Справочная книга для полицейских урядников // издание книжного магазина юридической литературы. Санкт-Петербург : Типографiя Н.А.Лебедева, 1887. 169 с. URL: https://archive.org/details/ libgen_00854248 (дата обращения: 10.01.2023).

4. Справочная книга для чинов полиции на 1900 год / сост. А. Букуновский. Москва : Губернская типография. 1900. 29 с.

5. Органы и войска МВД России : краткий исторический очерк / В. Ф. Некрасов, А. В. Борисов, М. Г. Детков [и др.] ; гл. ред. А. Г. Горлов. Москва : Объединенная редакция МВД России, 1996. 462 с.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 05.02.2023.

Дата рецензирования статьи / Revised: 17.03.2023.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.