Научная статья на тему 'Полицейские урядники в Российской Империи'

Полицейские урядники в Российской Империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1334
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейские урядники в Российской Империи»

Невский Сергей Александрович,

доктор юридических наук, г. Москва, заместитель начальника Информационно-аналитического управления Гпавного организационно-инспекторского управления МВД России

СКИЕ

Я Ш ИЮЛЯ 1878 г. императором было утверждено положение Комитета ~ ■* Министров, в соответствии с кото-

рым в 46 губерниях Российской

______Империи учреждались должности

полицейских урядников. Целью учреждения данных должностных лиц была необходимость "исполнить существовавший в организации уездной полиции недостаток низших исполнительных чинов, действующих постоянно в местах и находящихся в ближайшем соприкосновении с населением, но от сего независимых"1. Главной обязанностью урядников было "охранение безопасности лиц и иму-ществ и предупреждение и пресечение преступлений и проступков”2.

В 46 губерниях предполагалось ввести до 5 тыс. должностей полицейских урядников, количество которых распределялось по губерниям министром внутренних дел. Непосредственная близость к населению и значительный объем полицейских обязанностей, возложенных на урядников, обусловливал достаточно высокие требования к уровню их общей профессиональной подготовки и моральным качествам3. Поэтому урядники определялись к должности уездным исправником "из лиц, оказавшихся, по сделанному Исправником испытанию, наиболее готовыми к полицейской

службе"4.

Наиболее детально обязанности полицейских урядников регламентировались "Инструкцией полицейским урядникам” от 19 июля 1878 г.

Полицейские урядники были подчинены становым приставам: "состоя в непосредственном ведении и распоряжении Становых Приставов, получают от них все поручения и приказания и докладывают им о своих действиях по службе", в то же время они являлись начальниками для сотских и десятских: "Сотские и десятские, находясь в прямом подчинении полицейских урядников, как своих ближних начальников, получают от них приказания, за неисполнение которых отвечают как за ослушание начальству"5 . Волостные старшины и сельские старосты должны были оказывать полицейским урядникам содействие и исполнять всё их законные требования.

Полицейские урядники должны были проживать на территории своего участка и не покидать его без ведома начальства. Предполагалось, что урядник должен быть конным и иметь свою собственную лошадь, но от Министра внутренних дел зависело часть урядников назначить пешими6 .

Круг обязанностей полицейских урядников был очень широким. В частности, "полицейские урядники обязаны в участках, им вверенных, охранять

‘ 1 Циркуляр Министра Внутренних Дел губернаторам от 28 июля 1887 г. № 3153 // Цветков П. П. Полное руководство для чинов

полиции и справочная книга для земских начальников, городских судей, волостных управлений и торгово-промышленных лиц - СПб 1895.-С. 7. . • , . .. "

2 Циркуляр Министра внутренних дел губернаторам от 28 июля 1887 г. № 3153 // Цветков П. П. Указ. соч. - С. 7.

3 Полиция и милиция России: страницы истории / А.В Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М., 1995. С. 82.

“Временное положение о полицейских управлениях в 46-ти губерниях, по Общему учреждению управляемых. Утверждено 9 июля

1878 г. // История полиции России. Исторический очерк и основные документы. М., 2001. - С. 119. ■

Б Инструкция полицейским урядникам // История полиции России... - С. 119.

‘Временное положение о полицейских управлениях в 46-ти губерниях, по Общему учреждении. // История полиции России... - С. 119.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО в 2004 © № 3(5)

общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было толков, направленных против правительства, законных властей и общественного порядка, равно к подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности. В сих видах урядники наблюдают: а) чтобы не распространялись вообще среди народа, на фабриках, заводах, в питейных заведениях и т. п. злонамеренные суждения и слухи; б) чтобы не были распространяемы посредством рассылки, раздачи, разбрасывания или каким-либо иным способом листовки, книги, картины и т. п. издания преступного содержания; в) не допускать сходбищ и собраний и действий, противных тишине и спокойствию; г) чтобы не происходило буйства и беспорядка в публичных собраниях и местах"1. Особое внимание в Инструкции было уделено действиям полицейских урядников при обнаружении признаков преступления: "О всяком происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, подлежащего преследованию, независимо от жалоб частных лиц, урядники тот час доносят Становому Приставу, судебному следователю, и Товарищу Прокурору Окружного Суда и до прибытия Станового Пристава или Судебного Следователя или лица прокурорского надзора приступают к проведению дознания. Дела сего рода не могут быть кончаемы миром. К дознанию урядники приступают как по непосредственно усмотренным деяниям, так и по дошедшим до них о том заявлениям и сведениям2.

Сведения, собранные сенаторскими ревизиями в 1880-1881 гг., отзывы, поступившие в Министерство внутренних дел от губернаторов, различных должностных лиц указывали на то, что в середине 80-х гг. XIX в. деятельность полицейских урядников не соответствовала их назначению, не вполне удовлетворяла потребностям охраны правопорядка и вызывала справедливые нарекания со стороны населения. В Циркуляре Министра внутренних Дел от 28 июля 1887 г. №3153 было дано разъяснение указанному неблагополучному положению в деятельности полицейских урядников: "Означенными причинами следует признать, с одной стороны: 1) слишком обширный круг обязанностей, возложенных на урядников; 2) двойственность их назначения как помощников приставов и низших исполнительных чинов полиции, обязанных руководить сотскими и десятскими, и 3) недостаточно точное определение их отношений к другим властям в уезде и, с другой стороны, 4) весьма неудовлетворительный личный состав, 5) отсутствие должной дисциплины и 6) крайне слабый, в большинстве губерний, надзор, вызвавший печальное явление, что становые пристава, усмотрев в урядниках своих помощников, в значительной мере осла-

били свою личную деятельность"3. Для устранения недостатков в деятельности полицейских урядников Министром внутренних дел (по согласованию с Министром юстиции) 28 июля 1887 г. была утверждена новая Инструкция полицейским урядникам.

Губернии (области) Российской Империи, в которых не предусматривалось введение должностей полицейских урядников за счет государства, были вправе их учреждать за счет частных лиц и обществ, предварительно получив согласие Министра внутренних дел (для регионов, в которых было военное управление, требовалось согласие военного министра).

В письме от 16 декабря 1891 г. № 8575 начальник Кубанской области и наказный атаман Кубанского казачьего войска писал атаману Темрюкского отдела Кубанской области: "Сильно увеличивающиеся за последнее время в области грабежи, разбои, убийства и кражи при оружии, которые ббратили уже внимание-Его Императорского Величества, поставили меня в необходимость обсудить в особом совещании те меры, какие должны быть признаны безотложными для прекращения этого зла. Кроме общих мероприятий ..., совещание признало необходимым, временно, впредь до увеличения штатов полиции по отделам, учредить в области, в местностях привокзальных и более многолюдных, должности конных урядников, в помощь станичным атаманам, исключительно только для исполнения полицейских обязанностей, в целях предупреждения и пресечения преступлений в станицах, селениях, по хуторам, кошам и владельческим участкам, каковые урядники обязаны действовать по особым изданным для них Областным Правлением инструкциям. Закон о полицейских урядниках, с отнесением расхода на их содержание на счет казны не распространяется на Кавказский округ, ... предоставляется общественным учреждениям, частным обществам и лицам ходатайствовать об учреждении должностей полицейских урядников, с возмещением на счет упомянутых учреждений, обществ и лиц издержек казны по содержанию таких должностей. Разрешение это для Кубанской области дано уже ранее и в настоящее время является вопрос только денежный, о содержании урядника с лошадью, которое простирается до 350 руб. в год, при готовой квартире с отоплением и освещением. В виду невозможности в скором времени исходатайствовать увеличение штатов полиции и с другой стороны безотложной и безусловной необходимости прекратить развившееся зло средствами местного населения, путем учреждения, в числе других мероприятий, должностей полицейских урядников, ... я обращаюсь к личному содействию Вашего Высокоблагородия по этому делу, в полной уверенности, что

'Инструкция полицейским урядникам // История полиции России... - С. 120.

2Там же. - С. 119-120.

3 Циркуляр Министра Внутренних дел губернатором от 28 июля 1887 г. № 3153 // Цветков П.П. Указ. соч. - С. 7.

50

при сочувственном отношении Вашем, общества и частныя лица с полною готовностью поймут необходимость такой меры..."1. 14 апреля 1892 г. атаман Темрюкского отдела докладывал:"... имею честь докладывать, что на учреждение полицейских урядников в станицах: Крымской и Бриньковской, население этих станиц изъявило свое согласие и определило нужным на расходы эти средства, а потому прошу ходатайства об учреждении этих полицейских чинов как можно скорее. Независимо от этого признаются необходимым учреждение полицейских урядников в станицах: Марьянской, Роговской, Новомышастовской, Новонижестеблиевской, Иль-ской, Мингрельской и Варениковской с их хуторами и владельческими участками, которыя по собранным сведениям также изыскали уже средства на содержание сих урядников и не менее того нуждаются в скорейшем осуществлении этого предположе-ния"2. На сходах жителей населенных пунктов (выборных, составлявших общественный сбор) признавалось необходимым введение должности полицейского урядника и определялось его денежное содержание в зависимости от количества станиц, входивших в определенный юрт, и земли, приходящейся на каждую станицу. Об этом составлялся общественный приговор - решение, принятое на общем собрании жителей какого-либо населенного пункта Кубанской области, изложенное на бумаге и подписанное участниками собрания. Например, жители станицы Крымской Темрюкского отдела Кубанской области 9 февраля 1892 г. вынесли общественный приговор следующего содержания: "...мы нижеподписавшиеся Землевладельцы, живущие в юрте станицы Крымской Темрюкскаго отдела .... выслушав сего числа распоряжение Начальства об учреждении в юрте станицы Крымской полицейс-каго Урядника,на содержание котораго, мы с обо-юднаго своего согласия назначаем ежегодно с каждой десятины находящейся во владении нашем по пяти коп. сер.; каковую плату обязуемся ежегодно взносить перваго января в Крымское Станичное правление, а ныне плату эту взнести немедленно по требованию Атамана той станицы в том и подпи-суемся"3.

19 августа 1893 г. военным министром было разрешено учредить должности полицейских урядников в 5 станицах Кавказского отдела, в 3-х - Ейского, в 6-ти - Темрюкского, Лабинского и Батаппашинского отделов, в 1895 г. - разрешено учредить еще 17 должностей конных полицейских урядников. В дальнейшем количество полицейских урядников в Кубанской области увеличилось. Необходимо обратить внима-

ние на такую особенность, как непостоянность штатного расписания полицейских урядников: частные лица и станицы могли по своему усмотрению, с разрешения военного министра, упразднить ранее введенные должности полицейских урядников 4

Придавая большое значение деятельности полицейских урядников, были приняты соответствующие меры по их подготовке. В частности, с 1880 г. в Российской Империи стали открываться школы для полицейских урядников. Первая такая школа была открыта в г. Перми. Срок обучения составлял 3 месяца. Три дня в неделю слушатели изучали законоведение, уставы, наставления по производству дознания. Занятия проводили старшие чины уездного полицейского управления, служащие г^бе^нских учреждений, преподаватели местных учебных заведений, а также к проведению занятий привлекались служащие суда и прокуратуры. В этой школе должны были пройти курс обучения все урядники Пермской губернии. В 1913 г. Министерством внутренних дел была утверждена единая программа для школ и курсов, осуществлявших подготовку полицейских урядников5.

С образованием в 1903 г. уездной полицейской стражи у полицейских урядников появилась еще одна функция - руководство стражниками. В самостоятельных подразделениях полицейской стражи урядники являлись младшими командирами, отвечавшими за подчиненных им стражников, В постановлении Совета Министров от 23 октября 1916 г. "Об усилении полйции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов" говорилось: "17. В состав уездной полиции входит полицейская стража. Она состоит из офицеров полицейской стражи; урядников, старших стражников и стражников... 20. В каждой волости состоит по одному уряднику и необходимое число стражников"6.

Указанное Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. определило образовательный ценз для урядников - "окончание курса наук, в объеме не ниже двухклассного училища или соответствующего учебного заведения или выдержание соответствующего испытания"7. Полицейские урядники, прослужившие в этой должности не менее 5 лет, выдержавшие установленные экзамены, могли быть назначены на классные полицейские должности, что являлось стимулом их деятельности.

Полицейские урядники существовали как самостоятельный институт полицейской службы до 11 марта 1917 г., когда декретом Временного правительства полиция была упразднена.

1 Государственных архив Краснодарского края (далее - ГАКК). - Ф. 418. - Оп. 1. - Д. 969. - Л. 1, 1 об, 2, 2 об (Здесь и далее при цитировании сохранены стиль и орфография архивных материалов).

2 ГАКК. - Ф. 418. - Оп. 1. - Д. 969. - Л. 11. ;

3ГАКК, - Ф. 418. - Оп. 1. - Д. 969. - Л. 33.

4 Ратушняк В.Н. Административно-территориальные изменения на Кубани и преобразование полиции в 1860 -1890-е годы //

Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. - 2001. - № 1-2. С. 23.

5 МВД России: Энциклопедия. М., 2002. - С.549, 550. _____

6СУ.-1916. -№307. -Ст. 2426. ЩИ

7 Там же. НИ

______________________________________________________ 51

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2004 • № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.