Научная статья на тему 'Политпросвет работа РКСМ среди допризывников'

Политпросвет работа РКСМ среди допризывников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКСМ / ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА / МОЛОДЕЖЬ / ДОПРИЗЫВНИКИ / МЕТОДЫ РАБОТЫ / RKSM / PROSVETRABOTA / YOUTH / YOUTH UNDERGOING PRE CONSCRIPTION MILITARI TRAINING / WORKING METHODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мегес Саида Темуровна

В статье даны роль и место РКСМ в процессе воспитания молодежи. Приведены методы использовавшиеся в работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITPROSVET RABOTA of RKSM AMONG YOUTH UNDERGOING PRE CONSCRIPTION MILITARY TRANING

Role and place of RKSM in the process of youth education were given in the article. Methods used in work were cited

Текст научной работы на тему «Политпросвет работа РКСМ среди допризывников»

УДК 061.213: 329.728

UDC 061.213: 329.728

ПОЛИТПРОСВЕТ РАБОТА РКСМ СРЕДИ ДОПРИЗЫВНИКОВ

Мегес Саида Темуровна,

Преподаватель, аспирант

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

В статье даны роль и место РКСМ в процессе воспитания молодежи. Приведены методы использовавшиеся в работе.

Ключевые слова: РКСМ, ПОЛИТПРОСВЕТРА-БОТА, МОЛОДЕЖЬ, ДОПРИЗЫВНИКИ, МЕТОДЫ РАБОТЫ

POLITPROSVET RABOTA of RKSM AMONG YOUTH UNDERGOING PRE -CONSCRIPTION MILITARY TRANING

Meges Saida Temurovna,

Lecturer, post - graduate student

Adygei State University, Maikop, Russia

Role and place of RKSM in the process of youth education were given in the article. Methods used in work were cited.

Keywords: RKSM, PROSVETRABOTA, YOUTH, YOUTH UNDERGOING PRE - CONSCRIPTION MILITARI TRAINING , WORKING METHODS

Политпросвет работа РКСМ среди допризывников

Сложная политическая ситуация в которой начало свое развитие Советское государство диктовало необходимость особого внимания к молодежи. В этом отношении 1920 - 1930-е гг. дают нам уникальный опыт воздействия государства на социально - психологический облик подрастающего поколения. С приходом к власти большевистское руководство сформировало задачу коренного переустройства российского общества, при этом одна из важных ролей отводилась подрастающему поколению. Советская политическая система и коммунистический режим предполагали необходимость организации массовой воспитательной работы, которой должны быть охвачены практически все молодые люди. Одним из важнейших звеньев в этой системе был комсомол. Воспитательная работа с молодежью направлялась компартией и выполняла роль своеобразного «инструмента» в ее организации и проведении. Об этом, в частности, говорит и то, что комсомол ставил вопрос не только о помощи партии в этой работе, но и подчеркивал обязанность парторганизации в проведений воспитательной работы с молодежью.

В системе советского общества, которое считалось социалистическим, идеология, политика и соответственно воспитание должны были составлять

единое целое. В этой системе коммунистическое воспитание выступало фундаментом, на котором цементировались все отношения в обществе. Социалистическое общество было призвано переработать всю человеческую массу, прежде всего молодое поколение, в духе своей идеологии. Таким образом, коммунистическое воспитание можно рассматривать как неотъемлемый элемент строительства нового социалистического общества.

Методом воспитания молодежи признавалась организация сети различных кружков, клубов, изб - читален, где комсомольцы - активисты должны были проводить работу по вовлечении беспартийной крестьянской молодежи в их работу, в массовые празднества, вечера, спектакли и т.д. организуемые при ячейках и в избах - читальнях, устанавливать регулярные созывы, собрания и конференции беспартийной молодежи, на которых ставить доклады о задачах стоящих, в настоящий момент, перед партией и Советской властью, о работе комсомола... особенности черкес и девушек для этого рекомендовалось широко использовать местные праздники, гуляния, черкесские национальные «свадьбы».1

Особое внимание уделялось работе среди той части молодежи, которая оказалась вне сферы прямой деятельности комсомола из - за возраста или иной причины. Эту категорию молодежи переросшей рамки возрастного ценза комсомола, но еще не прошедшую военную службу, за частую не знающую русского языка нужно было привлечь и удержать на стороне Советов. Проводить активную работу среди допризывников рекомендовалось, используя для занятий черкесский язык.2

Политико - просветительская работа среди допризывников входя в общую схему допризывной подготовки, в то же время являлась и продолжением общей политико - просветительской работы среди молодежи проводимой РКСМ под общим руководством Главполитпросвета и партией согласно резолюции Х съезда РКП(б).

Вся политпросвет работа среди допризывников проводилась РКСМ сосредотачивая в своих руках непосредственно проведение политпросвет работы, разработку планов, форм и методов работы, согласуясь с работой органов всеобуча, с общегосударственными планом по допризывной подготовке и освещая ее через печать, на площадках, спортклубах и при помощи подготовленных для этой цели работников РКСМ. К всеобщему военному обучению, а так же в школах и на курсах Всеобуча привлекались взрослые контингенты населения, там политпросвет работа проводилась непосредственно через Главполитпросвет с привлечением РКСМ, в национальных окраинах, таких как Адыгея, активно пользовались существующим институтом старейшин привлекая их к проводимой работе.

В своей работе местный комитет РКСМ руководствовался директивами и указаниями руководящих органов и периодически отчитывался как перед ним, так и перед местными органами Главпролитпросвета.

Для установки тесного контакта между РКСМ и органами Всеобуча с целью согласования политпросвет работы с общим планом и формами проведения допризывной подготовки, для учета ее и контроля над ней в органах Всеобуча и Центра и на местах создавался специальный институт помощников Всеобуча по политчасти. Завполитчастью, спортивные инструкторы и политруки на площадках и спортклубах выделялись из среды членов РКСМ. Все выдвигаемые кандидаты предварительно утверждались соответствующим комитетом РКП(б) и назначались приказом вышестоящего Начальника Всеобуча и его помощника по политчасти.

Заведующий политчастью спортивных центров и политруки на площадках и спортклубах выделялись местными организациями РКСМ и назначались приказом вышестоящего Начальника всеобуча и его помощника

4

по политчасти.

В задачи Начальника Всеобуча по политической части входило:

а) координация и согласование политпросвет работы с общим планом и формами проведения допризывной подготовки;

б) наблюдение за состоянием политпросвет работы среди допризывников, учет ее и внесение соответствующих предложений на обсуждение, и решение комитетом РКСМ и органами Г лавполитпросвета.

в) контроль и руководство в пределах функции помощника начальника по политчасти деятельностью подчиненных ему политпросвет работников, их учет и назначение.

г) участие на совещаниях, комиссиях, конференциях созываемых РКСМ, политпросвет ОНО и прочих по вопросу политпросвет работы среди допризывников.

д) принимать участие в печатных органах Главполитпросвета и РКСМ по вопросам политпросвет работы среди допризывников.

е) наблюдение за работой коллективов РКСМ на площадках и спортклубах.

ж) политический контроль за деятельностью инструкторского состава и работников Всеобуча.

На обязанности Заведующих политчастью спортивных центров и политруков лежало установление непосредственной связи с местными органами РКСМ и участие в проводимых им политпросвет работе (создание организационных условий и ее проведение) и непосредственная координация ее с общим ходом занятий на площадках и спортклубах. С целью установления контакта между политпросвет работой и проведением допризывной подготовки, а так же и принятия в последней деятельного участия политруков и Заведующие политчастью спортивных центров входили в состав Совета соответствующих площадок, спортклубов и спортивных центров.

С этой же целью РКСМ выделял своих представителей во все органы Всеобуча в центре и на местах, при чем этим представителем мог быть

уполномоченный соответствующей организацией член союза являющийся помощником начальника Всеобуча по политчасти. Представитель во Всеобуче должен был быть в курсе всей проходимой в Области допризывной подготовки, работы и входить в качестве члена в состав совета физкультуры.

Там, где начальник органа Всеобуча не являлся членом PKП, местная организация PKСM выдвигала своего кандидата на пост комиссара спорта и допризывной подготовки, назначаемого вышестоящим начальником Всеобуча. Помощник Начальника Всеобуча по политчасти в своей работе периодически отчитывался через своего Начальника, как перед вышестоящим Помощником по политчасти, так и перед местными органами Главполитпросвета.

Кроме этого политрук Заведующий политчастью спортсменов и политруки регулярно в письменной и устной форме сообщали доклады о своей работе органам PKСM их выделяющим, а также на собраниях, конференциях и совещаниях PKСM.

PKСM имело право отзывать с ведома органов Всеобуча выдвинутых им товарищей на должность помощника начальника по политчасти, заведующих политчастью спортсменов и политруков с обязательством замены новыми кандидатами. Точно также Начальник Всеобуча недовольный работой своего помощника по политчасти мог иметь право входить в соответствующий комитет PKСM, а в случае неудовлетворения обращаться в местный комитет PKП, с требованием отзыва означенных товарищей.5

Все конфликты, возникающие между Начальником Всеобучем и представителями PKСM во Всеобуче разрешались либо местными органами PKСM, либо в случае неудовлетворения комитетом PKП или высшей инстанцией Всеобуча и PKП.6

В связи с проведением кампании вовлечения рабочей молодежи в спорт, для усиления влияния PKСM в этих клубах в первую очередь вставал вопрос об организации коллективов и фракции PKСM.

Коллективы РКСМ организуются из членов, записанных в данный спорт - клуб или площадку. Основными их задачами являлись: агитационная работа среди членов клуба и допризывников и наблюдение за общим ходом работы клуба, непосредственное участие в ней отмечая, что вся работа должна проходить без особо резкого вмешательства в дело администрации и инструкторского состава, но и в тоже время фракция должна следить за всеми ненормальностями встречающимися в работе и извлечь о них органы Всеобуча.

Основной задачей фракции должно было являться создание пролетарского комсомольского ядра в клубах и площадках. Весьма сложной задачей решавшейся в комсомольской ячейке была политическая социализация, формирование политического доверия, толерантности по отношению к политике партии и государства. Возрастал и вклад иных каналов политической социализации. В качестве ведущей политической ориентации советская: система считала политическую идентичность, то есть цельность, непротиворечивость духовного мира человека общественному строю и коммунистической идеологии, связь и единство системы личности и системы общества. У молодых людей должна сформироваться жесткая идеологическая установка: правы лишь те, кто разделяет коммунистическое мировоззрение, остальные либо не понимают истину, либо враги. Эта терпимость передавалась через систему образования, партийные, советские и комсомольские средства массовой информации.

Примечания

1 ХДНИ ГУ НАРА Ф.П.1. О.1. Д.4. Л.27; Д.130. Л.98; Д.181. Л.88об.

2 ХДНИ ГУ НАРА Ф.П.1. О.1. Д.181. Л.397.

3 КПСС в резолюциях ... - Т.2, С. 45.

4 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.14.

5 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.15.

6 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.