УДК 061.213: 329.728
UDC 061.213: 329.728
ПОЛИТПРОСВЕТ РАБОТА РКСМ СРЕДИ ДОПРИЗЫВНИКОВ
Мегес Саида Темуровна,
Преподаватель, аспирант
Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
В статье даны роль и место РКСМ в процессе воспитания молодежи. Приведены методы использовавшиеся в работе.
Ключевые слова: РКСМ, ПОЛИТПРОСВЕТРА-БОТА, МОЛОДЕЖЬ, ДОПРИЗЫВНИКИ, МЕТОДЫ РАБОТЫ
POLITPROSVET RABOTA of RKSM AMONG YOUTH UNDERGOING PRE -CONSCRIPTION MILITARY TRANING
Meges Saida Temurovna,
Lecturer, post - graduate student
Adygei State University, Maikop, Russia
Role and place of RKSM in the process of youth education were given in the article. Methods used in work were cited.
Keywords: RKSM, PROSVETRABOTA, YOUTH, YOUTH UNDERGOING PRE - CONSCRIPTION MILITARI TRAINING , WORKING METHODS
Политпросвет работа РКСМ среди допризывников
Сложная политическая ситуация в которой начало свое развитие Советское государство диктовало необходимость особого внимания к молодежи. В этом отношении 1920 - 1930-е гг. дают нам уникальный опыт воздействия государства на социально - психологический облик подрастающего поколения. С приходом к власти большевистское руководство сформировало задачу коренного переустройства российского общества, при этом одна из важных ролей отводилась подрастающему поколению. Советская политическая система и коммунистический режим предполагали необходимость организации массовой воспитательной работы, которой должны быть охвачены практически все молодые люди. Одним из важнейших звеньев в этой системе был комсомол. Воспитательная работа с молодежью направлялась компартией и выполняла роль своеобразного «инструмента» в ее организации и проведении. Об этом, в частности, говорит и то, что комсомол ставил вопрос не только о помощи партии в этой работе, но и подчеркивал обязанность парторганизации в проведений воспитательной работы с молодежью.
В системе советского общества, которое считалось социалистическим, идеология, политика и соответственно воспитание должны были составлять
единое целое. В этой системе коммунистическое воспитание выступало фундаментом, на котором цементировались все отношения в обществе. Социалистическое общество было призвано переработать всю человеческую массу, прежде всего молодое поколение, в духе своей идеологии. Таким образом, коммунистическое воспитание можно рассматривать как неотъемлемый элемент строительства нового социалистического общества.
Методом воспитания молодежи признавалась организация сети различных кружков, клубов, изб - читален, где комсомольцы - активисты должны были проводить работу по вовлечении беспартийной крестьянской молодежи в их работу, в массовые празднества, вечера, спектакли и т.д. организуемые при ячейках и в избах - читальнях, устанавливать регулярные созывы, собрания и конференции беспартийной молодежи, на которых ставить доклады о задачах стоящих, в настоящий момент, перед партией и Советской властью, о работе комсомола... особенности черкес и девушек для этого рекомендовалось широко использовать местные праздники, гуляния, черкесские национальные «свадьбы».1
Особое внимание уделялось работе среди той части молодежи, которая оказалась вне сферы прямой деятельности комсомола из - за возраста или иной причины. Эту категорию молодежи переросшей рамки возрастного ценза комсомола, но еще не прошедшую военную службу, за частую не знающую русского языка нужно было привлечь и удержать на стороне Советов. Проводить активную работу среди допризывников рекомендовалось, используя для занятий черкесский язык.2
Политико - просветительская работа среди допризывников входя в общую схему допризывной подготовки, в то же время являлась и продолжением общей политико - просветительской работы среди молодежи проводимой РКСМ под общим руководством Главполитпросвета и партией согласно резолюции Х съезда РКП(б).
Вся политпросвет работа среди допризывников проводилась РКСМ сосредотачивая в своих руках непосредственно проведение политпросвет работы, разработку планов, форм и методов работы, согласуясь с работой органов всеобуча, с общегосударственными планом по допризывной подготовке и освещая ее через печать, на площадках, спортклубах и при помощи подготовленных для этой цели работников РКСМ. К всеобщему военному обучению, а так же в школах и на курсах Всеобуча привлекались взрослые контингенты населения, там политпросвет работа проводилась непосредственно через Главполитпросвет с привлечением РКСМ, в национальных окраинах, таких как Адыгея, активно пользовались существующим институтом старейшин привлекая их к проводимой работе.
В своей работе местный комитет РКСМ руководствовался директивами и указаниями руководящих органов и периодически отчитывался как перед ним, так и перед местными органами Главпролитпросвета.
Для установки тесного контакта между РКСМ и органами Всеобуча с целью согласования политпросвет работы с общим планом и формами проведения допризывной подготовки, для учета ее и контроля над ней в органах Всеобуча и Центра и на местах создавался специальный институт помощников Всеобуча по политчасти. Завполитчастью, спортивные инструкторы и политруки на площадках и спортклубах выделялись из среды членов РКСМ. Все выдвигаемые кандидаты предварительно утверждались соответствующим комитетом РКП(б) и назначались приказом вышестоящего Начальника Всеобуча и его помощника по политчасти.
Заведующий политчастью спортивных центров и политруки на площадках и спортклубах выделялись местными организациями РКСМ и назначались приказом вышестоящего Начальника всеобуча и его помощника
4
по политчасти.
В задачи Начальника Всеобуча по политической части входило:
а) координация и согласование политпросвет работы с общим планом и формами проведения допризывной подготовки;
б) наблюдение за состоянием политпросвет работы среди допризывников, учет ее и внесение соответствующих предложений на обсуждение, и решение комитетом РКСМ и органами Г лавполитпросвета.
в) контроль и руководство в пределах функции помощника начальника по политчасти деятельностью подчиненных ему политпросвет работников, их учет и назначение.
г) участие на совещаниях, комиссиях, конференциях созываемых РКСМ, политпросвет ОНО и прочих по вопросу политпросвет работы среди допризывников.
д) принимать участие в печатных органах Главполитпросвета и РКСМ по вопросам политпросвет работы среди допризывников.
е) наблюдение за работой коллективов РКСМ на площадках и спортклубах.
ж) политический контроль за деятельностью инструкторского состава и работников Всеобуча.
На обязанности Заведующих политчастью спортивных центров и политруков лежало установление непосредственной связи с местными органами РКСМ и участие в проводимых им политпросвет работе (создание организационных условий и ее проведение) и непосредственная координация ее с общим ходом занятий на площадках и спортклубах. С целью установления контакта между политпросвет работой и проведением допризывной подготовки, а так же и принятия в последней деятельного участия политруков и Заведующие политчастью спортивных центров входили в состав Совета соответствующих площадок, спортклубов и спортивных центров.
С этой же целью РКСМ выделял своих представителей во все органы Всеобуча в центре и на местах, при чем этим представителем мог быть
уполномоченный соответствующей организацией член союза являющийся помощником начальника Всеобуча по политчасти. Представитель во Всеобуче должен был быть в курсе всей проходимой в Области допризывной подготовки, работы и входить в качестве члена в состав совета физкультуры.
Там, где начальник органа Всеобуча не являлся членом PKП, местная организация PKСM выдвигала своего кандидата на пост комиссара спорта и допризывной подготовки, назначаемого вышестоящим начальником Всеобуча. Помощник Начальника Всеобуча по политчасти в своей работе периодически отчитывался через своего Начальника, как перед вышестоящим Помощником по политчасти, так и перед местными органами Главполитпросвета.
Кроме этого политрук Заведующий политчастью спортсменов и политруки регулярно в письменной и устной форме сообщали доклады о своей работе органам PKСM их выделяющим, а также на собраниях, конференциях и совещаниях PKСM.
PKСM имело право отзывать с ведома органов Всеобуча выдвинутых им товарищей на должность помощника начальника по политчасти, заведующих политчастью спортсменов и политруков с обязательством замены новыми кандидатами. Точно также Начальник Всеобуча недовольный работой своего помощника по политчасти мог иметь право входить в соответствующий комитет PKСM, а в случае неудовлетворения обращаться в местный комитет PKП, с требованием отзыва означенных товарищей.5
Все конфликты, возникающие между Начальником Всеобучем и представителями PKСM во Всеобуче разрешались либо местными органами PKСM, либо в случае неудовлетворения комитетом PKП или высшей инстанцией Всеобуча и PKП.6
В связи с проведением кампании вовлечения рабочей молодежи в спорт, для усиления влияния PKСM в этих клубах в первую очередь вставал вопрос об организации коллективов и фракции PKСM.
Коллективы РКСМ организуются из членов, записанных в данный спорт - клуб или площадку. Основными их задачами являлись: агитационная работа среди членов клуба и допризывников и наблюдение за общим ходом работы клуба, непосредственное участие в ней отмечая, что вся работа должна проходить без особо резкого вмешательства в дело администрации и инструкторского состава, но и в тоже время фракция должна следить за всеми ненормальностями встречающимися в работе и извлечь о них органы Всеобуча.
Основной задачей фракции должно было являться создание пролетарского комсомольского ядра в клубах и площадках. Весьма сложной задачей решавшейся в комсомольской ячейке была политическая социализация, формирование политического доверия, толерантности по отношению к политике партии и государства. Возрастал и вклад иных каналов политической социализации. В качестве ведущей политической ориентации советская: система считала политическую идентичность, то есть цельность, непротиворечивость духовного мира человека общественному строю и коммунистической идеологии, связь и единство системы личности и системы общества. У молодых людей должна сформироваться жесткая идеологическая установка: правы лишь те, кто разделяет коммунистическое мировоззрение, остальные либо не понимают истину, либо враги. Эта терпимость передавалась через систему образования, партийные, советские и комсомольские средства массовой информации.
Примечания
1 ХДНИ ГУ НАРА Ф.П.1. О.1. Д.4. Л.27; Д.130. Л.98; Д.181. Л.88об.
2 ХДНИ ГУ НАРА Ф.П.1. О.1. Д.181. Л.397.
3 КПСС в резолюциях ... - Т.2, С. 45.
4 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.14.
5 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.15.
6 ЦДНИ КК Ф.1992. О.1. Д.4. Л.16.