сю
^ Теория и история культуры
С/оЛИТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 008-027.21
Р. М. Канапьянова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье поднимаются проблемы более широкого исследования политологии культуры как транслятора познания политической реальности культуры властных, гражданских взаимоотношений.
Ключевые слова: культура, политология, модернизация образования, тенгриведение, Евразия.
In this article the problems of extensive investigation of political culture studies are raised as a learning assembler of cultural political reality of powerful civil relationships.
Keywords: culture, politics, modernization of education, Eurasia.
Политология в российской научной среде — наука сравнительно молодая, хотя, как известно, начало свое берет еще в древности.
Ф Политические процессы, проблемы госу-
дарственности так или иначе исследовались еще в Древнем Египте, Индии, Китае. Право на теоретическое понимание политических процессов по тем временам принадлежало в большей степени философам, обществоведам. Но уже в IV веке до н.э. Платон в своих работах, как известно, отдавал примат силе закона. В дальнейшем Никколо Макиавелли (1469—1527) еще глубже развил концепцию государственности, тем самым освободив политическую науку от философских трактатов, уведя ее от религиозно-этической формы к политической культуре института государственной власти.
Как учебная дисциплина политология заявила о себе в США, а в 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата.
Окончательно политология как дисциплина в системе высшего образования была утверждена в середине прошлого столетия. При этом понятия политологии, как, впро-
чем, и культуры, не имели четкого определения. Современный политологический и культурный глоссарий широк, и этому есть оправдания. Политология и культура затрагивают как разнообразные сферы жизнедеятельности общества, так и разные по своему характеру политические и культурологические теории и исследования. Но есть и общее в этих учениях, к числу которых следует отнести такой феномен, как политическая культура и политическое поведение, или точнее — политология культуры. Таким образом, политология культуры выступает транслятором познания политической реальности в культуре как властных, так и гражданских взаимоотношений.
Конечно, эти проблемы в современных условиях изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Современная политология, тесно корреспондируясь с социологией, культурологией, философией, аккумулирует социокультурные функции в формировании политической культуры граждан независимо от возраста и вероисповедания.
Вызовы XXI века все глубже затрагивают
$
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 39-43
39
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
такие актуальные проблемы политологии, как национальная политика и межэтнические отношения, конституционные нормы сохранения государственной целостности и система дальнейшего развития реальных, а не мнимых федеративных отношений, современный вектор патриотизма и причины кризиса института семьи, ее этнокультурных традиций.
Сегодня становится также очевидным, что языковая политика из сферы лингвистики переходит в сферу реальной, сложной государственной языковой политики, которая напрямую формирует политическую культуру наших граждан, и не только. В усиливающихся процессах миграции более остро встают вопросы знания русского языка как государственного. Поэтому даже в таком, казалось бы, обыденном сочетании слов «русский язык как государственный» заложена основа политологии культуры. Так, когда члены Комитета Государственной Думы по делам национальностей третьего созыва инициировали законопроект, который изначально назывался «О русском государственном языке», он из профильного Комитета по делам национальностей был передан в Комитет Государственной Думы по культуре. Иначе говоря, в определении правового статуса русского языка как государственного по инерции затрагивались проблемы чистоты русского языка и т.д. Не умаляя значимость и этих проблем, все же концепция русского языка как государственного в этом случае незаметно отходила в сторону. И, возможно, поэтому сегодня все еще продолжается путаница в целях и задачах по отношению к государственному языку Российской Федерации, как это случилось в мигрантской среде. Политология культуры затрагивает более глубинные проблемы с точки зрения государственности. Мигранты, прибывающие в Россию и по квотам, и вполне легально (это процесс был, есть и будет, поскольку в мире идет борьба за природные и людские ресурсы), должны уже быть включены в программу изучения государственного языка. Поэтому директора школ
в погоне за количеством учеников по причине оплаты бюджетных средств за каждого учащегося вынуждены записывать в школы детей, не знающих государственного языка Российской Федерации, а государство в рамках межгосударственных отношений не всегда принимает превентивные меры по этим животрепещущим проблемам.
Таким образом, на этом конкретном примере можно видеть, как два ключевых сегмента: культура, частью которой является языковая политика, и межэтнические отношения, в том числе и миграционная политика как часть государственной национальной политики, — меняют суть подхода к исследованиям политологии культуры.
Тема дальнейшего развития этнокультурных традиций современного российского социума аккумулируется с его эволюционно-историческими особенностями жизнедеятельности. Практика подтверждает, что не всегда европейский опыт адекватно вписывается в нашу российскую реальность. В связи с этим будем надеяться, что те средства, которые были потрачены на программу толерантности, оставили свои ростки в культуре поведения нашей молодежи. Спорность концепции толерантности, не до конца вошедшей в нашу российскую действительность, а также так называемый кризис идеологии мультикультурализма с точки зрения социокультурного европейского конструкта подталкивают к выводу о том, что такие ключевые понятия, как культура и межэтнические отношения, усиливают актуальность исследований этих процессов в политических науках.
Какие еще научно-методологические положения нуждаются в усилении культурологической составляющей в дальнейшем развитии политических дисциплин? Известно, что ни одно столетие культурная политика России строилась по принципу сверхцентрализации. В то же время за последние годы опыт таких «культурных столиц», как, например, Пермь, Ульяновск, Саранск и др., оживили дискуссии в социальных сетях относительно выстраивания регионального по-
$
40
^ Теория и история культуры
литического конструкта в новой культурной политике.
Сегодня очевидно и другое. Многоаспек-тность академической науки в ходе совершенствования образовательной деятельности в контексте Болонского процесса, реализации инновационных проектов в преодолении стереотипов в выборе специальностей по защите кандидатских диссертаций будет только нарастать. Многоуровневое введение государственных стандартов образования способствует переходу к личностно-ориентированной системе интерактивного обучения и самообучения и созданию нового, требуемого для этого методического инструментария [1].
И здесь очень важно воспитывать у студентов вкус к самостоятельной исследовательской работе. В декабре 2012 года в рамках учебной программы было проведено заседание междисциплинарного и межкафедрального «круглого стола» по курсу «История и культура народов России» среди студентов кафедры международно-Ф го культурного сотрудничества и кафе-
дры социально-культурной деятельности МГУКИ и кафедры национальных федеративных отношений РАНХ и ГС при Президенте РФ. Анализ такого рода занятий подтвердил истину о том, как важно не просто стандартно выстраивать свой учебный план, а развивать инновации гуманитарных технологий в учебно-образовательном процессе, направленные на возбуждение потребности у студентов к исследовательской работе. Надо видеть как творчески и ответственно подходили студенты к подготовке своих выступлений. А ведь они выступали только перед однокурсниками, поскольку, повторюсь, обсуждение шло в рамках учебной программы [2]. Однако молодая кафедра международного культурного сотрудничества МГУКИ, которая изначально придерживалась нового подхода в подготовке специалистов для Россотрудничества, мягко говоря, оказалась вновь в плену стереотипов, отдавая примат культурологии, а не политологии. А ведь в 2012 году на сен-
тябрьском совещании Россотрудничества с участием Председателя Правительства Д.А. Медведева обращалось внимание на необходимость усиления влияния гуманитарного аспекта и роли Россотрудничества как инструмента «мягкой силы» в международной политике [3].
Место политологии в сфере культуры вовсе не означает идеологизацию всех сфер жизнедеятельности общества, но в то же время обуславливает необходимость воздействия на массовое сознание, тем самым усиливает научно-исследовательские познания не только в теории государства и права, экономики, но и в таких дисциплинах, как социология, политическая психология, культурология и т.д. По мере своего внутреннего развития эти дисциплины привнесли в учение о политике характерные для них исследовательские методы и понятийно-категориальный аппарат. Это обусловлено неоднозначностью и многообразием мнений о сущности и содержании предмета «Политология культуры». Зададим себе вопрос: почему за последние двадцать лет с уходом из жизни многих деятелей культуры и искусства поколения XX века ниша гениев в сфере искусства остается открытой. Возможно, не совсем будет сказано корректно, но смерть в 1998 году Георгия Васильевича Свиридова, советского и российского композитора, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, — это уход последней значимой величины в сфере музыки. А ведь музыка не только вдохновляет, возвышает и окрыляет человека, но и укрепляет те чувства, которые усиливают гражданскую патриотическую социализацию, независимо от политических целей и задач. Это подтверждает значимость музыки Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде в годы блокады, или музыки Рихарда Вагнера, которую использовал в своей политике Гитлер. Это заметно и в литературе, и в живописи. Или другой пример. В период всеобщего воодушевления по поводу суверенизации система культурно-просветительной работы, художественной
$
41
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
самодеятельности, создаваемая многие десятилетия, была идеологически отвергнута, а в результате этой «охоты на ведьм» многие клубы на селе сегодня или превратились в торговые ряды, или доживают свой век. Далеко не надо ходить: в 40 км от Москвы в районе Кубинки стоит, как укор, ветхое типовое здание клуба, а рядом особняки, особняки...
Общеизвестно, что политология — это наука о законах функционирования и развития политических систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в политической деятельности государств, социальных групп, личностей. В обобщенном плане выделяются следующие сегменты, отражающие систему закономерностей, к числу которых относятся политико-экономические, политико-социальные, политико-психологические [6]. Но отсутствие особенностей политико-культурных закономерностей, к сожалению, способствовало тому, что межпоколенческая связь исследований политологии культуры в широком ее значении объективно или субъективно была прервана. Наверно, не случайно, что сегодня такие вопросы, как этнокультурная социализация граждан, нравственные и духовные ценности общества, политический образ страны, заставляют обратить внимание на уровень политических знаний и образцов политической культуры в системе образования, в воспитании интереса у молодых ученых к исследованиям культуры с точки зрения политологии. Динамика смены поколений, определившая современные процессы социализации молодежи; модернизация всей системы образования и воспитания от дошкольных учреждений — через школьную систему — к высшему, практика нововведений в системе высшего образования: от КПД действующего образовательного стандарта до ломки стереотипов относительно перечня специальностей, к которым молодые ученые проявляют интерес в исследованиях, требуют государственного обобщения и выводов. Это длительный процесс, ибо сегодня продолжают иметь место противоречивость и противоборство западной модели образования и модели са-
мобытности России, кардинально меняя подходы к сложившейся системе высшего образования.
Политическая культура любого общества, тем более обладающего многовековыми устойчивыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех отличиях советской политической культуры от дореволюционной, первая естественным образом наследовала вторую, превратившись в традиционную культуру XXI века. К их числу относится динамично обсуждаемый в научных кругах и возрождающийся на основе своей универсальности культурный концепт — тенгриведение. Несмотря на существующие разные точки зрения, базовая основа тенгриведения выработана восточной традицией и укладом жизни этой цивилизации, выражена во всех культурах и этническом самосознании.
Якутские исследователи инициировали проект «тенгрианство», который, при всей его спорности, все же поддержали ученые многих стран. Из истории мы знаем, что тен-грианство объединило древние кочевые и оседлые народы в государства, дало первые опыты демократии. Этот исторический опыт и сегодня востребован. Крупные ученые и известные творческие деятели Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Башкортостана, Татарстана, Тывы, Хакасии, Республики Алтай и Республики Саха (Якутия) учредили и зарегистрировали Международный фонд исследования Тенгри [4]. Народы Евразии имеют еще с эпохи бронзы древнейшую историю культурно-цивилизационной интеграции. В результате исторических событий на просторах Евразии шло смешение разных народов, родов и племен, происходило взаимопроникновение различных культур. Перед учеными, деятелями культуры и искусства, творческой интеллигенцией стоит задача на основе исторического опыта и достижений культуры Евразии выработать идеологические интеграционные принципы объединения, универсальные критерии культурно-цивилизационной идентичности [5]. Эти и другие современные тенденции в сфере куль-
$
22
^ Теория и история культуры
туры нуждаются в дальнейших фундаментальных исследованиях по выработке универсальных мировоззренческих критериев разных цивилизаций.
Таким образом, политология культуры — это многовекторный объект жизнедеятельности цивилизации с ее историческими особенностями государственного устройства и опытом развития социализации ее граждан. И поэтому к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предмета
фундаментальных исследований, актуально применять комплексный подход, выводя зависимость тем исследований от утвержденного раз и навсегда перечня специальностей. Ни в коем случае не умаляя актуальность тем в сфере культурологии, в таком уникальном флагмане базового высшего образования в сфере культуры и искусств, каким является МГУКИ, на наш взгляд, должны проходить защиты и в сфере политологии культуры (по политическим специальностям).
Примечания
1. Горбунов, А. П. Академическая политика университета, совершенствование образовательной деятельности в контексте Болонского процесса, развитие новых направлений подготовки, дополнительное образование, реализация инновационных образовательных проектов [Электронный ресурс] / А.П. Горбунов. — Режим доступа: edu.pglu.ru.
2. История и культура народов России : [материалы выступлений студентов на заседании межкафедрального междисциплинарного «круглого стола»]. — Москва, 2013.
3. Косачев, К. И. Россотрудничество как инструмент «мягкой силы» / К.И. Косачев // Федеральный справочник. Информационно-аналитический сборник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Federalbook.ru .
4. Федорова, Л. В. Евразийство: Стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей / Л.В. Федорова. — Якутск. 2012.
5. http://olonkholand.ru/stati/edinoe-evrazijjskoe-kulturnoe-prostranstvo.html.
6. http://polikultura.ru
Ф
Ф
сСПолитические традиции как
ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 008-027.21 Н. А. Мамина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена теоретическим аспектам исследования политических традиций. Предлагается авторское определение и трактовка структуры политических традиций, анализируется их роль в политической культуре общества и возможность эволюционного изменения.
Ключевые слова: политические традиции, ценности, мотивация политического поведения, политическая культура, механизм преемственности, возможность эволюции.
The article is devoted to the theoretical aspects of the study of political traditions. The author suggests an original interpretation of the concept «political traditions» and their structure, analyzes their role in the political culture and the possibility of evolutionary change.
Keywords: political traditions, values, motivation of political behavior, political culture, mechanism of continuity, evolutionary potential.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 43-46 43