Научная статья на тему 'Политмоб: текущее состояние формы протестной активности молодежи'

Политмоб: текущее состояние формы протестной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / PROTEST / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / PROTEST ACTIVITY / ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROTEST POTENTIAL / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПОЛИТМОБ / СМАРТМОБ / POLITICAL MOB / SMART MOB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Татьяна Васильевна, Цуканов Ярослав Александрович

Предмет исследования: политмоб как форма протестной активности молодежи. Под политмобом (от англ. political политический, mob толпа) понимается заранее спланированная массовая политическая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Политмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников политмоба осуществляется при помощи средств связи (в основном это Интернет). Цель статьи: определить текущее состояние политмоба как формы протестной активности молодежи с помощью оценки мобилизационной и рекрутинговой эффективности. Для решения поставленной цели 5 мая было проведено исследование протестной активности молодежи в социальных сетях акции А. Навального перед инаугурацией Президента РФ. Выявлен состав виртуальных участников с целью их сравнения с составами прошлых лет. Проведено выборочное изучение видеоконтента в youtube для определения оттенка протестных настроений, участвующих и сочувствующих в митинге; был проведен сбор и анализ доступных сведений из иных социальных сетей, в том числе в periscope, стримовом видео, где, по нашему мнению, кроется большой мобилизационный потенциал. Вносятся предложения по методике прогнозирования протестной виртуальной активности молодежи; методологии сбора информации в социальных сетях. Область применения результатов: полученные результаты и их сопоставимость с исследованиями прошлых лет помогут в прогнозировании виртуальной протестной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITMOB: CURRENT STATUS OF YOUTH PROTEST ACTIVITY FORMAT

Subject: politmob as a form of protest activity of youth. Under the politmob (from English political, mob crowd) is understood a pre-planned mass political compaign in which a large group of people appears in public, performs pre-specified actions and then diverges. Politmob is a kind of smartmob. The participants of the politmob are gathered by means of communication (mainly the Internet). The purpose of the article: to determine the current state of the politmob as a form of youth protest activity by assessing the mobilization and recruiting efficiency. To solve this goal, on May 5, a study was conducted on the protest activity of youth in the social networks of A. Navalny's action before the inauguration of the President of the Russian Federation. The composition of virtual participants for comparing them with the compositions of previous years is revealed. A selective study of video content in youtube was done to determine the shade of protest moods participating and sympathizing in the meeting; collection and analysis of available information from other social networks are done, including periscope, stream video, where, in our opinion, there is a great mobilization potential. Proposals are made on the methodology for predicting the protest virtual youth activity; methodology for collecting information in social networks. Scope of the results: the results obtained and their comparability with the studies of previous years will help in predicting the virtual protest activity of youth.

Текст научной работы на тему «Политмоб: текущее состояние формы протестной активности молодежи»

УДК: 316.4/316.35 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-3-14-26

ПОЛИТМОБ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ФОРМЫ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Игнатова Т.В., Цуканов Я.А.1

Предмет исследования: политмоб как форма протестной активности молодежи. Под политмобом (от англ. political - политический, mob - толпа) понимается заранее спланированная массовая политическая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Политмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников политмоба осуществляется при помощи средств связи (в основном это Интернет). Цель статьи: определить текущее состояние политмоба как формы протестной активности молодежи с помощью оценки мобилизационной и рекрутинговой эффективности. Для решения поставленной цели 5 мая было проведено исследование протестной активности молодежи в социальных сетях акции А. Навального перед инаугурацией Президента РФ. Выявлен состав виртуальных участников с целью их сравнения с составами прошлых лет. Проведено выборочное изучение видеоконтента в youtube для определения оттенка протестных настроений, участвующих и сочувствующих в митинге; был проведен сбор и анализ доступных сведений из иных социальных сетей, в том числе в periscope, стримовом видео, где, по нашему мнению, кроется большой мобилизационный потенциал. Вносятся предложения по методике прогнозирования протестной виртуальной активности молодежи; методологии сбора информации в социальных сетях. Область применения результатов: полученные результаты и их сопоставимость с исследованиями прошлых лет помогут в прогнозировании виртуальной протестной активности молодежи. Ключевые слова: протест, протестная активность, протестный потенциал, молодежь, политмоб, смартмоб, протестная активность.

Игнатова Татьяна Васильевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления —филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл,

б. Победы, д. 5а, е - mail: oragssoc@mail.ru

Цуканов Ярослав Александрович — аспирант кафедры социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: yatsukanov@gmail.com

POLITMOB: CURRENT STATUS OF YOUTH PROTEST ACTIVITY FORMAT

IGNATOVA T. V. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: oragssoc@mail.ru

TSUKANOVI. A. - Postgraduate student of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: yatsukanov@gmail.com

Subject: politmob as a form of protest activity of youth. Under the politmob (from English - political, mob - crowd) is understood a preplanned mass political compaign in which a large group of people appears in public, performs pre-specified actions and then diverges. Politmob is a kind of smartmob. The participants of the politmob are gathered by means of communication (mainly the Internet).

The purpose of the article: to determine the current state of the politmob as a form of youth protest activity by assessing the mobilization and recruiting efficiency. To solve this goal, on May 5, a study was conducted on the protest activity of youth in the social networks of A. Navalny's action before the inauguration of the President of the Russian Federation. The composition of virtual participants for comparing them with the compositions of previous years is revealed. A selective study of video content in youtube was done to determine the shade of protest moods participating and sympathizing in the meeting; collection and analysis of available information from other social networks are done, including periscope, stream video, where, in our opinion, there is a great mobilization potential.

Proposals are made on the methodology for predicting the protest virtual youth activity; methodology for collecting information in social networks. Scope of the results: the results obtained and their comparability with the studies of previous years will help in predicting the virtual protest activity of youth.

Keywords: protest, protest activity, protest potential, youth, political mob, smart mob, protest activity.

Более пяти лет назад смартмобы и политмобы оказались на пике своей популярности. Марш миллионов, иные акции протеста предыдущего избирательного цикла Президента РФ обратили на себя множество исследовательских взглядов. Остро стоял вопрос об изучении Интернет - среды, социальных сетей как коммуникативных каналов, средств рекрутинга и интеграции разрозненных протестных элементов; о возможности вывода виртуального протестного потенциала на улицы. С течением времени в российской академической среде сложились противоположные мнения о действенности политмобов: от мнений о реально опасном методе оппозиционных сил для мобилизации протестных ресурсов до теории слактивизма. Был развернут полигон для исследовательских манипуляций в Интернете. Различные научные фонды изучали социальные сети для определения состава участников протестных акций и их сопоставления с результатами социологических опросов.

Отдельные исследователи проводили эксперименты с организацией флешмобов. По прошествии некоторого времени количественные исследования сместились к качественным. Появились платные сервисные центры для полного анализа социальных сетей, где проводился качественный анализ сообщений, комментариев. В целом появилась возможность проведения сплошного кластерного деления виртуальной протестной активности.

Сегодня данный вопрос не имеет столь острого положения. Как и было обозначено выше, уже успело образоваться множество теоретических направлений изучения смартмобов (политмобов). Предмет изучения набрал теоретическую и эмпирическую массу. Теперь вопрос стоит о прогнозировании данного феномена, какие тренды ожидаются от протестной молодежи в виртуальности.

5 мая 2018 года было проведено исследование протестной активности молодежи1 в социальных сетях акции А. Навального. Митинг 5 мая, приуроченный к инаугурации нового Президента РФ, был не первым в текущем году. Серия президентских предвыборных митингов началась с декабря 2017 года. Начала осуществляться подготовка площадок для мобилизации сторонников в социальных сетях, организовывались вбросы наращенного информационного капитала в виде фото - и видеоконтента. 5 мая серия предвыборных митингов логичным образом должна принимать свою конечную стадию и завершиться. По итогам этой серии будет строиться дальнейшая повестка действий для оппозиционных политических сил. Сравнение изучаемых

1 Исследование проведено в форме контент-анализа в социальной сети VKontakte с 4-6 мая 2018 года по теме Оценка протестной активности молодежи».

показателей — как состав участников, отличия в эффективности мобилизации сторонников той или иной социальной сетью, протестные настроения в социальных сообществах — будет производиться с похожими исследованиями прошлых лет («Новая протестная волна: мифы и реальность» — доклад 2012 года Фонда развития гражданского общества)1.

В VKontakte площадка для митинга 5 мая 2018 года развернулась в конце декабря 2017 года по всем крупным городам РФ. Первые записи групп - событий содержат видеоконтент штаба оппозиционных организаторов (как ранее использовавшийся, так и новый материал). Первым событием является призыв к участию в забастовке 28 января - один из первых в серии предвыборных президентских митингов. Уже можно сделать вывод о том, что митингующие в группы - события собираются искусственно. Аккумулируются уже как минимум два состава протестующих: 28 января и 5 мая. Технические средства ВКонтакте позволяют проводить подобную операцию благодаря возможности смены даты, места и времени в событии, не обнуляя записавшихся ранее участников. Обращение к исследованию 2012 года Фонда развития гражданского общества говорит о наличии тех же самых результатов. Следовательно, в данной социальной сети поддерживается видимость стабильной численности участников. Одно успешное обновление ВКонтакте может закрыть эту лазейку. Для дальнейшего сравнения данных участники будут поделены на количество акций, заявленных в группе событии. Для поиска использовались наименования событий с сортировкой «по численности участников». Половина событий с наибольшим контингентом была обследована в день митинга - 5 мая. Оставшаяся часть была изучена в течение недели. Важность обозначения дня проведения исследования состоит в том, что можно путем сравнения с более ранним замером посмотреть темп снижения численности участников. В зависимости от интенсивности уменьшения заявленных участников по мере удаления от даты события можно говорить о проценте неактивных аккаунтов. Как правило, заявленный участник самостоятельно из события не выписывается, поскольку в интерфейсе системы в целом прошедшее событие не фигурирует и не бросается в глаза. Наиболее частым случаем уменьшения контингента после даты события является удаление аккаунта или его блокировка. Слишком большое снижение контингента с высокой интенсивностью говорит о том, что в событии были использованы «одноразовые» аккаунты, которые создаются для конкретной задачи. Всего было найдено 100 групп - событий (городов) с наличием участников (табл. 1).

1 Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад // Фонд развития гражданского общества, 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37, (дата обращения: 05.05.2018)

Спустя неделю после обследования половины групп - событий с наибольшим контингентом темп прироста составил (- 3,7%). Прогнозируется дальнейшее его уменьшение до (- 43%) через год. Москва и Санкт - Петербург в таблице обособлены; их данные не дублируются в Центральном и Северо - Западном федеральных округах.

Таблица 1 - Количество участников групп - событий митинга 5 мая 2018 года ВКонтакте

Table 1- Number of participants in groups - events of the meeting on May 5, 2018 Vkontakte

Федеральный округ Кол - во городов Участники Возможны е участники Всего 2 акции в группах

Москва - 9606 4328 13934 6967

Санкт - Петербург - 7535 3262 9166 4583

Приволжский 21 17737 9076 22275 11137,5

Сибирский 13 14017 5530 16782 8391

Центральный 23 9960 5811 12865,5 6432,75

Уральский 6 8164 3746 10037 5018,5

Южный 8 5150 2734 6517 3258,5

Северо - западный 15 4673 2417 5881,5 2940,75

Дальневосточный 7 2574 1366 3257 1628,5

Северо - Кавказский 2 1043 602 1344 672

Иностранные государства 3 159 47 182,5 91,25

Итого 100 80618 38919 100077,5 50038,75

Наиболее верным решением по объективизации полученных данных было бы приравнивание «возможных участников» к «участникам» с присвоением первым весового коэффициента.

Если «участники» уже точно обозначили свою позицию об участии, то «возможные участники» в этом не уверены из-за самые разнообразные причины. Ставить знак «равно» между ними будет методологическим упущением. Универсальный способ подсчета приведенного контингента можно представить коэффициентом 0,5 для «возможных участников», т.е. учесть половину от заявленных. Рассмотреть как гипотезу и возможный способ калибровки коэффициента можно с помощью прогнозирования индекса протестной активности (включающего в себя значения «протестной активности» и «протестного потенциала») на основе экстраполирования

значений или иных методов. На основе прогнозного значения индекса протестной активности (с учетом конкретного социального среза и факторов) можно будет установить порог проявления протестной активности, который и послужит коэффициентом. Другими словами, если мы видим, что только треть от всех людей, ответивших в протестных группах - событиях «возможно, пойду», выходят на улицы весь год, посетив 20 митингов, то в приведенном контингенте необходимо будет учитывать только эту треть. Для уже прошедших событий можно ограничиться индексом протестной активности (без использования индекса протестного потенциала), показывающим реальных участников. Индекс должен коррелировать с виртуальным протестным потенциалом. Экзит - пулы на местах должны будут эту корреляцию отражать ответом на вопрос «Где Вы узнали о проводящемся митинге?» с уточняющими вопросами. В идеале этот способ позволит рассчитать коэффициент и для «участников». По значениям индекса протестного потенциала мы не видим реализованного потенциала, что будет отражаться на точности подсчета. В данном исследовании контингент «возможных участников» приводиться к контингенту «участников» будет выборочно. В докладе Фонда развития гражданского общества «возможные участники» ВКонтакте суммировались с «участниками» без использования коэффициентов. В связи с этим событие 5 мая в Москве посчитано простым суммированием всех участников. По участникам митингов ВКонтакте и Фэйсбуке в Санкт - Петербурге и регионах РФ 2012 года исследований найдено не было. В Санкт - Петербурге и регионах «возможные участники» умножаются на коэффициент 0,5.

Темп прироста численности протестующих группы - события по г. Москве в сравнении с наименьшим по численности митингом 4 февраля на Болотной площади 2012 года составил ( - 26%) (6967 чел. - 05.05.2018; около 9500 чел. -04.02.2012)1. В Санкт - Петербурге численность участников в текущем году снизилась на 34,5% по сравнению с реальным количеством участвовавших в акции 25 февраля 2012 года. В TOP - 5 городов регионов по численности реальных участников в митингах 2012 года и участников событий ВКонтакте 2018 года имеются следующие различия: на третьем месте, четвертом и пятом местах появились Красноярск, Омск и Челябинск (соответственно), до этого отсутствовавшие в ТОРе чарта; Томск, Нижний Новгород и Казань остались в ТОР - 10, ранее занимавшие первые строчки; Екатеринбург и Новосибирск по -прежнему занимают лидирующие строчки2. Сопоставление численности реальных и виртуальных участников разных лет в данном случае оправдано

1 Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад // Фонд развития гражданского общества, 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37, (дата обращения: 05.05.2018).

2 Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад. - Там же.

тем, что иных статистических сведений на необходимый период о виртуальных участниках ВКонтакте в регионах страны найдено не было.

ТОР городов по митингам групп - 5 мая 2018 года по федеральным округам (по убыванию):

1. Сибирский: Новосибирск (участники - 2637 человек; возможные участники - 1103 чел.; всего с учетом коэффициента (0,5) и 2 - х акций протеста в одной группе - событии - 1594,25 чел.); Красноярск (2892; 418; 1550,5); Омск (2399; 1029; 1456,75); общий контингент трех городов - 4601,5; 45,2% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 378,95.

2. Уральский: Екатеринбург (3197; 1339; 1933,25); Челябинск (2133; 1051; 1329,25); Тюмень (1279; 571; 782,25); общий контингент трех городов - 4044,75; 31,2% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 324,6.

3. Приволжский: Нижний Новгород (2000; 1017; 1254,25); Уфа (1790; 856; 1109); Казань (1777; 834; 1097); общий контингент трех городов - 3460,25; 68,9% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 426,5.

4. Южный: Краснодар (1590; 852; 1008); Ростов - на - Дону (1366; 750; 870,5); Волгоград (972; 478; 605,5); общий контингент трех городов - 2484; 23,8% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 154,9.

5. Центральный: Воронеж (1380; 725; 871,25); Тверь (981; 743; 676,25); Ярославль (983; 576; 635,5); общий контингент трех городов - 2183; 66,1% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 425.

6. Северо - Западный: Калининград (987; 469; 610,75); Архангельск (809; 368; 496,5); Петрозаводск (506; 287; 324,75); общий контингент трех городов -1432; 51% распределены по остальным городам федерального округа,из них среднее значение контингента в городе - 125,7.

7. Дальневосточный: Владивосток (928; 461; 579,25); Хабаровск (752; 348; 463); Комсомольск - на - Амуре (289; 185; 190,75); общий контингент трех городов - 1233; 24,3% распределены по остальным городам федерального округа, из них среднее значение контингента в городе - 98,9.

8. Северо - Кавказский: Ставрополь и Махачкала делят общий контингент своего федерального округа поровну.

9. Иностранные государства: Нью - Йорк, Сиэтл и Прага; среднее значение контингента в городе - 30,4.

Из списка выше заметна разница в распределении контингента в сравнении с табл. 1. В некоторых регионах отображена сильная неровность распределения участников (Уральский, Дальневосточный и Южный Федеральные округа). Относительно других регионов ровное распределение контингента с самым высоким значением среднего контингента в городе наблюдается в Приволжском и Центральном федеральных округах.

Данные по составу участников групп - событий ВКонтакте были собраны вручную. Использован встроенный в интерфейс ВКонтакте фильтр, с помощью которого осуществлялся поиск искомых данных. По обозначенному фильтру невозможен поиск какой - то конкретной группы по степени участия. Поиск возможен только по совокупности групп — «участники» и «возможные участники». В исходном сообщении от группы - события для пользователей ВКонтакте кнопки выбора выглядят следующим образом: «Пойду», «Возможно, пойду» и «Не смогу пойти». Количество ответов пользователей «Не смогу пойти» записываются в строку «Приглашены» с перечнем всех аккаунтов. Встроенный фильтр для «приглашенных» отсутствует. По этой причине они не входят в область исследования. В поисковом фильтре присутствовали не все участники и возможные участники. Их общая заявленная сумма отличается от поискового фильтра по причине отсутствия в последнем неактивных аккаунтов, которые не превышали 3,5% от общего количества обозначенных участников и возможных участников. Важно отметить то, что в аккаунтах пользователей может отсутствовать та или иная информация даже при долгом и активном его использовании, как: дата рождения, предпочтения, политические взгляды, принадлежность к определенной религиозной конфессии, образование, семейный статус, город/регион проживания или рождения. Обязательной исследуемой информацией для создания аккаунта в ВКонтакте на данный момент является ФИО/логин, пол. Таким образом, количество человек, найденных в поисковом фильтре социальной сети, будет полностью совпадать только с «полом». Процент иных показателей/статусов, не обязательных для заполнения пользователем, рассчитывался от общего количества найденных по настройке фильтра показателя/статуса. Общий процент пользователей, указавших в профиле дату рождения, от общего контингента участников по всем исследуемым группам составил 87,2%. Поиск по возрасту ВКонтакте имеет свою специфику. Настройки «до 17 лет» и «до 35 лет» включают в себя 17 летних и 35 летних соответственно. В фильтре есть ограничения по возрасту - до 80 лет. При настройке возрастного интервала с обозначенным началом и отсутствием конца интервала в него попадают люди, указавшие запредельный возраст биологического и виртуального существования. В связи с этим охват возраста был ограничен до предельно возможного в настройках фильтра - до 80 лет.

Общий процент пользователей в возрасте от 18 до 35 лет (включительно), указавших в профиле семейное положение (женат/замужем), от общего контингента участников в возрасте от 18 до 35 лет по всем исследуемым группам составил 13,8%. «Усредненный» участник сообщества по имеющимся данным митинга 05.05.2018 ВКонтакте (табл. 2), мужчины, возраст 18 - 30 лет (холост).

Таблица 2 - Состав участников групп - событий митинга 5 мая 2018 года ВКонтакте

Table 2 - Members of groups - events of the meeting on May 5, 2018 Vkontakte

Федеральный округ До 17 лет, % До 35 лет, % Мужчины до 17, % Мужчины до 35, % Мужчины всего, % В браке, возр. 18 - 35, %

Москва 12,3 87,4 73,1 73 73,3 10

Санкт - Петербург 9,2 83,3 70,2 68 68,2 12

Приволжский 15,8 88 75,3 75,9 75,7 14,8

Сибирский 17,3 90,2 69,6 72,4 72,4 15,3

Центральный 16,3 88,4 74,6 75,1 75,2 15,9

Уральский 14,7 87,2 70,9 73,7 73,3 12,5

Южный 17,4 88,1 72,1 75,5 75,5 15,5

Северо - западный 15,5 81,2 70,3 73,9 73,4 13,7

Дальневосточный 20,3 91,6 73,9 76,8 76,9 11,4

Северо - Кавказский 15,1 89,7 76,6 81,3 81,3 11,2

Итого 13,9 87,7 72,7 73,9 73,8 13,8

Данные BasiliskLa b по группам митингов «За честные выборы» п. Сахарова

в Фэйсбук и ВКонтакте 2012 года совпадают по вышеизложенным усредненным пунктам1.

В группах - событиях с наименьшим количеством участников (меньше или равно 200 чел.) первая запись датируется апрелем прошлого года или апрелем текущего года (73,3% от сообществ с наименьшим количеством участников). Объясняться это может тем, что администраторы групп понимали маловероятность большого набора людей и переквалифицировали сообщества в группы - события, которые функционировали ещё с середины прошлого года.

1 Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад // Фонд развития гражданского общества, 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37. (дата обращения: 05.05.2018).

События с датой апреля текущего года имели в своем распоряжении меньше времени для набора участников, чем иные группы, и не охватили сторонников забастовки 28 января 2018 года.

В Facebook набор сторонников был не столь велик, как в 2012 году. В прошлой протестной волне митинги в Фейсбуке организовывались журналистами (Роман Клишин и Илья Федосеев). По всем логично сопричастным организаторам события были найдены по аккаунту Навального и его Штаба. Есть серьезные отличия интерфейса «мероприятия» в Facebook от «группы - события» в ВКонтакте. В Фейсбуке используются следующие условия взаимодействия с пользователем: кнопки «Пойду» и «Интересует». Пользователи, ответившие в Фейсбуке «Пойду», понятийно приравниваются к «участникам» ВКонтакте. Подругому обстоит дело с элементом выбора «Интересуюсь». Элемент «Интересуюсь» несет в себе для пользователя иную смысловую нагрузку, нежели чем понятие «Возможно, пойду» из ВКонтакте. Вариации интерпретаций пользователем понятия «Интересуюсь» могут приобрести широкий спектр. Следовательно, методологически верным будет не использовать значения этого показателя для определения общей суммы заявленных участников мероприятия. Событие в Facebook 28 января (Москва) посетили 9762 гостя, из них согласились на участие 1,7 тыс. человек. Событие в Москве 5 мая набрало ещё меньше посетителей - 2611 чел.; отметили «Пойду» на митинг - 616 человек; «Интересуюсь» — 1424 человека. В различных СМИ, по данным МВД РФ, 5 мая 2018 года в Москве на митинг вышло 1,5 тысячи человек, что почти в 5 раз меньше заявленных участников ВКонтакте, но в 2 раза больше участников Фейсбук1.В 2012 году в среднем разница между данными ГУВД и независимыми оценками числа реальных участников митингов в Москве составляла 9,5%2. Это значит, что добор участников в текущем году был осуществлен иными доступными коммуникативными средствами. В Санкт - Петербурге, по данным полиции, протестовать 5 мая на улицы вышло 2000 человек. В Фейсбуке отметили свое участие в Питерском митинге 80 человек. По регионам количество посетителей и участников гораздо меньше, чем в ВКонтакте. Наблюдается общий спад протестного настроения после 28 января. Забастовка 28 января стабильно выше набирала участников, чем митинг 5 мая.

1 Полиция назвала число участников несогласованной акции в Москве // РИА новости, 2018. - URL: https://ria.ru/society/20180505/1519958691.html. (дата обращения: 05.05.2018); число пострадавших участников митинга 5 мая в Москве возросло до восьми // Коммерсанта, 2018. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3623489, свободный (дата обращения: 05.05.2018).

2 Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад // Фонд развития гражданского общества, 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37. (дата обращения: 05.05.2018).

В целом по вопросу мобилизации сторонников через социальные сети Навальным и его Штабом можно сказать, что ВКонтакте до сих пор не служит индикатором протестно - активных участников и отражает лишь общую видимость «сочувствующих» сторонников. Организаторы понимают маловероятность набора участников через данную социальную сеть и идут на различные уловки, которые эта платформа позволяет использовать. Интерес здесь представляет состав участников с активными профилями, анализ которых может быть использован в рамках изучения протестной активности. В Facebook наращивание участников событий по их окончании — более сложная задача. В общей поисковой строке нельзя найти прошедшее мероприятие, в отличие от ВКонтакте. Мероприятия, датируемые ранее текущей даты, можно посмотреть только в профиле какого - то аккаунта. Но существует возможность добора участников после даты события (в Интерфейсе кнопки «пойду» и «интересуюсь» активны). Помимо того, что интересующемуся человеку необходимо целенаправленно найти эти события, администраторы не могут прошедшее событие переименовать и оставить прошлых участников, - в этом и состоит сложность. Для будущего митинга будет необходимо создать новое мероприятие с чистого листа. В итоге в Facebook остается только одна уловка - искусственное увеличение контингента прошедших мероприятий за счет обращений к активу сторонников (которые там ещё не отметились) с просьбой записи на него. Или попробовать автоматизировать эту процедуру с помощью технических средств (автоматическая регистрация новых неактивных аккаунтов). В Facebook в текущем году не удалось набрать и половины участников от 2012 года. Полученные данные сильно уступают количеству участников в ВКонтакте. На данный момент Facebook набирает больше интересующихся протестными действиями через аккаунты СМИ, привычных для обсуждаемых оппозиционеров (Дождь, Эхо Москвы и др.), и служит ещё одной платформой для стримовых видео.

Сервисы видеовещания как Youtube и Periscop являются одними из основных инструментов для агитации сторонников. Ролик о призыве выйти на улицы 5 мая набрал 3,1 млн. просмотров. Наибольшую популярность 5 мая среди стримовых видео на Youtube набрали 11 часовой ролик «За право быть гражданином» аккаунта «Навальный LIVE» (1,2 млн. просмотров; для сравнения: Забастовка 28 января - 1,6 млн. просмотров) и вещание телеканала Дождь (794 тыс. просмотров) со вставками стримов рандомных митингующих. Сообщения в строенных чатах появлялись со скоростью 3—4 сообщения в секунду на протяжении всех часов трансляции (вещание Дождя). Отдельный интерес представляют стримы самих митингующих (Periscop и иные сервисы). Большое количество потоковых видео из регионов РФ, Москвы,

Санкт - Петербурга может служить дополнительным мобилизационным средством. Наличие стрима митинга у друга или знакомого может заставить потенциального сторонника задуматься о собственном участии (в т.ч. в развлекательных целях). Однако следует учитывать ограничение подобного метода: необходим активный состав сторонников, которые эти стримы и будут вести. В стримах визуально заметно большое количество школьников.

В сравнении с 2012 годом главные Интернет - СМИ остались те же: Эхо Москвы и Дождь. Произошли некоторые изменения в форме подачи информации: использование потоковых видео митингующих. С забастовки 28 января наблюдается общее снижение протестного потенциала 5 мая. По данным ВЦИОМ, индекс протестного потенциала в неделю забастовки 28 января составлял 35 пунктов; в неделю майского митинга — 33 пункта1. По поводу митинга 26 марта 2017 руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров в своем интервью дал следующую оценку: «Школота - главное приобретение протестного воскресенья»2. Вывод применим и в отношении текущей ситуации, т.е. участники митингов имеют 2 набора сторонников: актив, которые и ранее являлись участниками митингов, и «школота».

Библиография/References:

1. Новая протестная волна: Мифы и реальность: Доклад // Фонд развития гражданского общества. - 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37 (дата обращения: 05.05.2018).

2. Протестный потенциал: Индекс ВЦИОМ // ВЦИОМ. - 2018. - URL: https://wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/ (дата обращения: 06.05.2018).

3. ФедералПресс: Валерий Федоров: «Школота - главное приобретение протестного воскресенья» // ВЦИОМ. - 2017. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8579 (дата обращения: 06.05.2018).

4. Полиция назвала число участников несогласованной акции в Москве // РИА Новости. - 2018. - URL: https://ria.ru/society/20180505/1519958691.html (дата обращения: 05.05.2018).

5. Число пострадавших участников митинга 5 мая в Москве возросло до восьми // Коммерсанта. - 2018. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3623489 (дата обращения: 05.05.2018).

1 Протестный потенциал: Индекс ВЦИОМ // ВЦИОМ, 2018. - URL: https://wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/. ((дата обращения: 06.05.2018).

2 ФедералПресс: Валерий Федоров: «Школота - главное приобретение протестного воскресенья» // ВЦИОМ, 2017. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8579. (дата обращения: 06.05.2018).

1. Novaia protestnaia volna: Mify i real'nost': Doklad [New protest wave: Myths and reality: Report] // Fond razvitiia grazhdanskogo obshchestva. - 2012. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/37 (data obrashcheniia: 05.05.2018).

2. Protestnyi potentsial: Indeks VTslOM [Protest potential: VCIOM (Russia Public Opinion Research Center) Index] // VTslOM. - 2018. - URL: https://wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/ (data obrashcheniia: 06.05.2018).

3. FederalPress: Valerii Fedorov: «Shkolota - glavnoe priobretenie protestnogo voskresen'ia» [FederalPress: Valery Fedorov: «School students - the main acquisition of the protest Sunday»] // VTsIOM. - 2017. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8579 (data obrashcheniia: 06.05.2018).

4. Politsiia nazvala chislo uchastnikov nesoglasovannoi aktsii v Moskve [The police called the number of participants of the uncoordinated action in Moscow] // RIA novosti [Russian Agency of International Information «RIA Novosti»]. - 2018. -URL: https://ria.ru/society/20180505/1519958691.html (data obrashcheniia: 05.05.2018).

5. Chislo postradavshikh uchastnikov mitinga 5 maia v Moskve vozroslo do vos'mi [The number of injured participants of the rally on May 5 in Moscow increased to eight] // Kommersant.ru. - 2018. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3623489 (data obrashcheniia: 05.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.