Научная статья на тему 'ПОЛИТИЗАЦИЯ ХАЙПА В УСЛОВИЯХ ШОУИЗАЦИИ'

ПОЛИТИЗАЦИЯ ХАЙПА В УСЛОВИЯХ ШОУИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЙП / ПОЛИТИЗАЦИЯ ХАЙПА / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ШОУИЗАЦИЯ / «БИТВА ЗА АЛЕНКУ»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ежов Дмитрий Александрович

В статье рассматривается проблема политизации хайпа в условиях шоуизации. В результате исследования конкретного кейса оценивается степень воздействия хайпа на массовое сознание в социально-политической плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICIZATION OF HYPE IN THE CONTEXT OF SHOWIZATION

The article deals with the problem of politicization of hype in conditions of showization. As a result of the study of a specific case the degree of influence of the hype on the mass consciousness in the socio-political plane is estimated.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЗАЦИЯ ХАЙПА В УСЛОВИЯХ ШОУИЗАЦИИ»

УДК: 32.019.5

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51554

Д.А. ЕЖОВ кандидат политических наук, доцент, доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации*

Политизация хайпа в условиях шоуизации

В статье рассматривается проблема политизации хайпа в условиях шоуизации. В результате исследования конкретного кейса оценивается степень воздействия хайпа на массовое сознание в социально-политической плоскости.

Ключевые слова: хайп, политизация хайпа, интернет-мем, шоуизация, «Битва за Аленку».

D.A. EZHOV

Candidate of Political Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass

Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

Politicization of hype in the context of showization

The article deals with the problem of politicization of hype in conditions of showization. As a result of the study of a specific case the degree of influence of the hype on the mass consciousness in the socio-political plane is estimated.

Keywords: hype, politicization of hype, internet meme, showization, ""Battle for Alenka".

В основе хайпа1 как явления, порожденного эпохой медиа-кратии, лежит идея создания имеющего зачастую искусствен-

* Ежов Дмитрий Александрович, e-mail: president@lenta.ru

1 Hype (англ.) - шумиха.

ный характер медийного ажиотажа вокруг определенных событий или персон, которые в большинстве случаев не представляют интерес сами по себе без учета влияния фактора медиаресурсов. В научной литературе хайп рассматривается

в качестве нового тренда современного коммуникационного 1 2 пространства , а в условиях шоуизации он имеет тенденцию

к проникновению во все сферы жизнедеятельности общества, включая политическую, оказывая существенное воздействие на общественное мнение и массовое сознание. В контексте настоящего исследования автор исходит из гипотезы об инк-люзивности хайпа, что эксплицирует его вирусное распространение. С научной точки зрения представляется значимым изучение конкретных кейсов политизации хайпа, понимаемой нами в качестве процесса наполнения сюжета, выступающего в виде продукта медийного ажиотажа, социально-политическим контентом посредством его интеграции в массовое сознание, осуществляемой с помощью средств массовой информации. В качестве заслуживающего исследовательского внимания примера политизации хайпа выступает создание информационной шумихи вокруг установки и последующего демонтажа памятника Аленке в городе Нововоронеж Воронежской области, трансформировавшееся в социально-политическую плоскость и являющееся предметом рассмотрения в настоящей статье.

Памятник Аленке был официально открыт 18 декабря 2020 г. в честь 250-летия села Новая Аленовка с участием представителей местной администрации. Возникновение арт-объекта, сопряженное с монументальным воплощением в нем соответствующего образа, объясняется легендой, согласно которой 250 лет назад девушка Аленка искала земли для переселения и нашла место на берегу ручья, где было основано село, впоследствии ставшее городом Нововоронежем. Однако простоял арт-объект всего лишь три дня и был демонтирован из-за недовольства жителей города его устрашающим внешним видом. Изображения памятника достаточно быстро распространились по сети Интернет, тема стала сюжетом для новостей на телеканалах, и в итоге арт-образ

1 Ефанов А.А. «Хайпы» в современном поле медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018, № 1(27), с. 63-69.

2 Ежов Д.А. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия // Вестник Института социологии, 2018, № 2(25), с. 130-144, https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.515

Аленки трансформировался в объект интереса со стороны представителей абсолютно разных слоев общества, спровоцировав дискуссию в социальных сетях и превратившись в интернет-мем, а также создав условия для развертывания процесса, получившего в медиапространстве наименование «Битвы за Аленку». В ходе рассмотрения выбранного кейса полагаем оправданным уделить внимание характеристике репрезентации памятника Аленке в общественном мнении и откликов на созданный хайп со стороны представителей политической элиты, призванной генерировать эффект его политизации. Ниже последовательно рассмотрены соответствующие проявления социальной реакции на историю с выбранным в качестве примера арт-объектом в контексте технологий превращения заурядного события в шоу с последующим присвоением ему общественно-политической значимости.

Образ, воплощенный в концепции арт-объекта, нашел значительный по силе массового воздействия отклик в социальных сетях, ставших за последние годы эффективным инструментом формирования общественного мнения. Так, в Twitter-аккаунте блогера Ильи Кругового предполагается, что прообразом Аленки явились «белые ходоки» из сериала «Игра престолов»; один из пользователей сети Facebook высказал мнение, что «похоже, случилась однажды ядерная война. И единственной выжившей бабой стала мутировавшая Алён-ка»1; иные и вовсе увидели сходство образа, воплощенного в скульптуре, с оппозиционным политиком Л. Соболь,2 получившей широкую известность в ходе организации протестов в преддверии выборов в Московскую городскую Думу в 2019 г. Мгновенно образ Аленки стал сюжетом для интернет-мемов, наиболее распространенные из которых представляют собой созданные в графических редакторах изображения в виде вариаций дизайна обертки для плитки шоколада «Аленка» кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и картины «Аленушка» художника В.М. Васнецова.

За счет присущей ему инклюзивности хайп имеет свойство политизироваться. В контексте исследуемого кейса эффект политизации хайпа прослеживается в процессе уже упомянутой ранее «Битвы за Аленку». В борьбу за обладание памят-

1 Ужас русской глубинки // Русские вести [Электронный ресурс] URL: http://russkievesti.ru/novosti/kultura/uzhas-russkoj-glubinki.html (дата обращения: 14.01.2021).

2 Там же.

ником Аленке включились общественные деятели и политики. Первым претендентом на монумент стал директор «Спорт-центра» Нововоронежа С. Акатов, пожелавший сделать из памятника Аленке Варвару - покровительницу от внезапной и насильственной смерти; бывший депутат Верховной Рады Украины О. Царев посчитал, что Аленка должна украсить территорию Санатория им. Кирова в Ялте, собственником которого он является; лидер ЛДПР В. Жириновский заявил, что Аленка «нормальная», и раз она никому не нравится, ей найдется место на партийном объекте1. Активную позицию в отношении отстаивания права на памятник Аленке занял общественно-политический деятель и основатель группы «Ласковый май» А. Разин, пожелавший приобрести арт-объект в память об испытаниях, постигших общество в 2020 году2. Международный характер «Битва за Аленку» приобрела после появления информации о том, что выкупить нововоронежскую Аленку планирует дочь 45-го Президента США Д. Трампа Иванка, на что уже упомянутый нами продюсер А. Разин заявил: «Не дай Бог наша Алена уедет в "Трамп-центр" в Нью-Йорк. Будем за нее бороться. Жириновский, Трамп и Разин - посмотрим, у кого больше средств»3.

Помимо прочих, в числе претендентов на памятник Аленке оказались рестораторы, художники и галеристы. Один из них, владелец воронежского ресторана «Гармошка» Н. Шалыгин заявил: «У нас как раз есть место справа от входа в ресторан - пустой постамент, куда прямо так и просится эта Аленка. Если будет устроено что-то типа аукциона... надеемся на патриотизм нововоронежцев, что они не захотят такой необычный арт-объект отдавать кому-либо за пределы области»4. На позицию ресторатора отреагировала мэрия Воронежа. Приз-

1 За скандальный памятник Аленке в Нововоронеже развернулась борьба // Момент истины [Электронный ресурс] URL: https://moment-istini.com/news-/za-skandalnyy-pamyatnik-alenke-iz-novovoronezha-razvemulas-borba.html (дата обращения: 14.01.2021).

Чудовищную Аленку из Нововоронежа хотят купить Андрей Разин и московский ресторатор // Комсомольская правда [Электронный ресурс] URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/1712102/4342628/ (дата обращения: 14.01.2021).

3 Жуткая Аленка нарасхват. В покупатели записали Жириновского, рестораторов и Иванку Трамп // MosDay.ru [Электронный ресурс] http://mos-day.ru/news/item.php?2836316&view=fuN (дата обращения: 14.01.2021).

4 Чудовищную Аленку из Нововоронежа хотят купить Андрей Разин и московский ресторатор // Комсомольская правда [Электронный ресурс] URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/1712102/4342628/ (дата обращения: 14.01.2021).

нав неоднозначность арт-объекта, мэр Воронежа В. Кстенин отметил, что памятник вызвал бурную реакцию, и в этой ситуации только горожане могут дать оценку перспективе появления памятника Аленке на городских улицах. Мнение жителей города, было решено выяснить с помощью опроса в социальной сети ВКонтакте,1 а его результаты по первоначальной задумке должны были лечь в основу позиции муниципалитета по появлению памятника на общедоступных территориях Воронежа.

Промежуточным финалом «Битвы за Аленку» стало решение о продаже арт-объекта на аукционе 15 февраля 2021 г. с начальной стоимостью лота в 1 миллион рублей на площадке «Российский аукционный дом»,2 а на месте старого памятника определено установить новый, «красивый и миловидный»3. В результате проведенного аукциона монумент стал собственностью группы компаний девелопера Е. Хамина, планирующего его разместить в проектируемом парке скульптур вблизи Воронежа. таким образом, арт-объект остался на территории Воронежской области, что свидетельствует о фактическом завершении «Битвы за Аленку».

Следует заметить, что факты недовольства со стороны общественности устанавливаемыми арт-объектами периодически встречаются, и критика, которой подвергся памятник Аленке, не является единичным случаем. В частности, в декабре 2020 г. в городе Аксай Ростовской области у здания администрации была установлена многометровая скульптура Снежной королевы, вид которой вызвал ужас у жителей города, испугавшихся за то, что статуя нарушит детскую психику так, что дети будут бояться Нового года .

1 Вадим Кстенин прокомментировал идею установки памятника Аленке в Воронеже // Аргументы и факты. Воронеж [Электронный ресурс] URL: https://vrn.aif.ru/society/details/vadim_kstenin_prokommentiroval_ideyu_ustanovki_v _voronezhe_pamyatnika_alenke (дата обращения: 14.01.2021).

2 Скандальный памятник Аленке продадут на аукционе // Lenta.ru [Электронный ресурс] https://lenta.ru/news/2021/01/13/alenka_hodok/ (дата обращения: 14.01.2021).

Скандальный памятник Аленке заменят на «красивый» и «миловидный» // Lenta.ru [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2021/01/11/alenushka (дата обращения: 14.01.2021).

4 Ужасающую скульптуру Снежной королевы установили у здания администрации в Аксае // Блокнот [Электронный ресурс] URL: https://bloknot.ru/regiony/uzhasayushhuyu-skul-pturu-snezhnoj-korolevy-ustanovili-u-zdaniya-administratsii-v-aksae-727739.html (дата обращения: 14.01.2021).

Если обратиться к мировому опыту, можно вспомнить установку в 2012 г. в бухте английского города Илфракомб статуи под названием «Истина», изображавшей огромную уродливую беременную женщину с мечом в руке, представленную в разрезе. Местные жители, возмутившиеся видом монумента, потребовали его демонтажа, однако он сохранился, и на данный момент является визитной карточкой города и местом притяжения туристов. В качестве свежего примера можно привести скандал, разразившийся в ноябре 2020 г. вокруг памятника одной из родоначальниц феминизма М. Уолстонкрафт в Лондоне. Автор монумента М. Хэмблинг изобразила прообраз скульптуры в виде небольшой нагой женщины, поднимающейся из абстрактной серебряной массы, которая напоминает очертания женских тел, однако сторонницы феминистского движения посчитали, что в таком виде

1

она похожа на порнозвезду , а после волны критики активистки надели на скульптуру футболку2. В то же время заметим, что приведенные примеры не стали предметом для пролонгированного хайпа, в качестве олицетворения которого рассматривается образ Аленки, воплощенный в памятнике.

Проведенный анализ выбранного кейса подтверждает сформулированные нами во вводной части тезисы и гипотезу об инклюзивности хайпа как явления. Ажиотаж, возникший вокруг памятника Аленке, является показательным примером пролонгированного хайпа, подвергшегося политизации, практически выразившейся в придании рядовому, мало чем выдающемуся событию социально-политической семантики с помощью средств массовой информации и социальных медиа. Контекст подачи материала о событии в новостных сводках спровоцировал вирусное распространение темы в социальных сетях, обеспечив интенсификацию конструирования и распространения мемов. Последние мы склонны рассматривать в качестве следствия хайпа и имеющей явный политический потенциал технологии, направленной на фор-

1 Аленка придет за тобой. Страшный памятник из Воронежа напугал весь мир // Аргументы и факты [Электронный ресурс] URL: https://aif.ru/cultu-re/art/alenka_pridet_za_toboy_strashnyy_pamyatnik_iz_novovoronezha_napugal_v es mir (дата обращения: 14.01.2021).

2 ФОТО: памятник феминистке в Лондоне «одели» после волны критики // Mixnews [Электронный ресурс] URL: https://mixnews.lv/v-mire/2020/11/11ffoto-pamyatnik-feministke-v-londone-vyzval-volnu-kritiki/ (дата обращения: 14.01.2021).

мирование и коррекцию общественного сознания, что отра-

1

жено в наших предыдущих исследованиях .

Не являясь изначально политическим, исследованный пример хайпа приобрел социально-политический контекст за счет включения в публичное обсуждение сюжета общественно-политических деятелей и формирования в массовом восприятии осознания национальной значимости объекта хайпа вследствие появления угрозы формирования претензий на обладание им со стороны представителей международного сообщества. Возникающие эффекты политизации хайпа являются не чем иным, как неотъемлемым атрибутом шоуиза-ции как установки современной цивилизации, обусловленной тотальным распространением средств массовой информации и коммуникации.

1 Ежов Д.А. Политическая семантика интернет-мема // Власть, 2019, № 3, с. 68-83, https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.