Научная статья на тему 'Политико-властные отношения в самосознании башкирского народа'

Политико-властные отношения в самосознании башкирского народа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / НАРОД / РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / POLITICAL AND POWER RELATIONS / SELF-CONSCIOUSNESS / PEOPLE / EQUALITY / JUSTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бускунов А. М.

В статье раскрываются особенности становления политико-властных отношений в крае, отраженные в самосознании башкирского народа. На основе преданий и легенд, теснейшим образом связанных с народной жизнью, с его историей, верованиями, мировоззрением показаны процессы политической организации башкирского социума, его политико-властных структур, процессы создания союза племен к IX-XIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND POWER RELATIONS IN BASHKIR SELF-CONSCIOUSNESS

Some peculiarities of forming political and power relations reflected in Bashkir self-consciousness are dealt with in the article. Basing on legends closely connected with the peoples life, history, beliefs and world outlook the processes of political organization of Bashkir society, its political and power structures in 9-13th centuries are shown.

Текст научной работы на тему «Политико-властные отношения в самосознании башкирского народа»

УДК 32.001

ПОЛИТИКО-ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В САМОСОЗНАНИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА

© А. М. Бускунов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 33.

Тел./факс: +7 (347) 273 19 68.

E-mail: buskunovagoll@yandex. ru.

В статье раскрываются особенности становления политико-властных отношений в крае, отраженные в самосознании башкирского народа. На основе преданий и легенд, теснейшим образом связанных с народной жизнью, с его историей, верованиями, мировоззрением показаны процессы политической организации башкирского социума, его политико-властных структур, процессы создания союза племен к IX—XIII вв.

Ключевые слова: политико-властные отношения, самосознание, народ, равенство, справедливость.

Предания и легенды теснейшим образом связаны с народной жизнью, с его историей, верованиями, мировоззрением. В них своеобразно отложились разные ступени исторического развития народа и его политического самосознания. В устном и письменном творчестве находят отражение социальные, политические, государственные и правовые воззрения народов. Хотя некоторые из них выглядят архаичными, утопичными и наивными с точки зрения современных политико-государственных отношений и научных представлений, но они могут служить источником для изучения и анализа представлений о политико-властных отношениях у соответствующих общностей.

У башкир сохранилось большое количество устных преданий [1] и письменных источников [2, с. 63-68; 3, с. 95, 101]. К устным источникам в первую очередь относятся произведения башкирского фольклора. Как известно, фольклор имеет разные жанры. Эпические сказания, сказки, легенды, предания, народные песни, загадки, поговорки и пословицы - это неиссякаемый источник сведений, информации о жизни народа, о его прошлом, его эстетических и этических воззрениях, а также идеалах. Особенно интересны в этом плане исторические предания, в которых можно обнаружить элементы зарождающейся протополитической и государствоведческой мысли народа. Как своеобразные памятники словесного искусства, они являются важным источником и для изучения политико-правовых воззрений их создателей.

В 1Х-Х11 вв. башкирские племена, первые письменные сведения о которых известны с IX в., представляли собой раннегосударственные образования [4]. Башкиры известны как древнейшие жители края, еще с глубокой древности они обитали по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала) [5]. В преданиях и легендах, в которых рассказывается о происхождении башкирских племен, родов и их названий, а также об историкокультурных связях башкир с другими народами, об их мировоззренческих установках, можно обнару-

жить также и сведения о политико-властных отношениях внутри общества.

Из устных и письменных источников видно, что в плане политической организации в ІХ-ХІІІ вв. башкиры представляли собой группу племен. Общеизвестно, что в степной и лесостепной зонах Южного Урала оптимальной формой хозяйственной деятельности населения с древнейших времен являлось комплексное кочевое и полукочевое скотоводство. В соответствии с этим строилась социально-политическая структура общества, определялось конкретное место и поведение всех его членов в сезонных и годовом хозяйственных циклах.

Исторические предания, в которых имеются сведения о протогосударственных отношениях в крае, о сословности в башкирском обществе, отражают реальные политические события и властно -управленческие отношения того периода в народном осмыслении. В общем, они могут быть разделены на две основные тематические группы: исторические народные предания о борьбе с внешними врагами и предания о борьбе за социальное равенство и свободу внутри общества [6]. В некоторых исторических преданиях показаны сложные социально-управленческие отношения в обществе, часто в них осуждаются некоторые поступки представителей башкирской знати.

Например, эпический памятник башкирского народного творчества «Урал-батыр» несет значительную протополитико-философскую нагрузку [7]. Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит принципы равенства и справедливости. Главная цель произведения нашла воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, олицетворяющей зло (несправедливость, неравенство, господство одних над другими и т.д.) и все противостоящее жизни. Таким образом, в «Урал-батыре» поставлена гуманистическая и общечеловеческая цель. Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философская проблема. Именно поэтому данное произведение в большей мере, чем другие произведения народного творчества башкирского народа, характеризуется выраженной филосо-

фичностью. Эпос «Урал-батыр» - это источник изучения мировоззрения древних башкир, в том числе их политико-властных отношений, раскрывающий истоки его менталитета, представления о ранних формах управленческих отношений, определивший основные идеи нравственной, политической и правовой культуры народа на будущее.

Проблемы социально-политического выбора, идеи равенства и справедливости нашли отражение и в других сказаниях башкир. Например, в эпосе «Ак-бузат» [7] налицо имущественное и социальное расслоение людей, нашедшее выражение в форме ба-рымты. Барымта одновременно выступала и как моральная, и как правовая норма (вернее, норма обычного права). Смысл барымты как социальной нормы феодальной эпохи состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные союзы, не имел единого политического и государственного образования, которое могло бы охватить общим масштабом поведение каждого отдельного человека.

В Х-ХШ вв. начался процесс интенсивного политического объединения башкирских племен, что нашло отражение в народном творчестве. Свидетельства арабских писателей говорят о том, что у башкир к тому времени уже выдвинулись племенные вожди, пользовавшиеся большим экономическим и политическим влиянием. Вожди имели свои военные дружины. Эпос «Кусяк-би» указывает, что бии, являвшиеся предводителями родов, являлись на джиины со своими дружинниками. Биев объединял глава союза племен, которого эпос называет ханом. Вот Тимер-Котло, батыр молодой,

Словно орел в дали голубой,

К хану на помощь, как птица, летел И по дороге оружьем звенел.

С ним восемнадцать десятков бойцов Как на подбор молодых удальцов,

Род тангауров батыр возглавлял,

Силой своею весь мир изумлял.

После приехал Таймас удалой,

Целое войско привел он с собой:

Сто пятьдесят молодцов боевых,

В битвах не знавших преград никаких.

Вслед им Кара-Килембет прискакал,

Древний свой род тот батыр возглавлял, Отпрыск от славного рода Хаин,

Смелых батыров своих властелин.

Триста бесстрашных отважных бойцов,

С ними еще шестьдесят молодцов,

И возглавлял их Кара-Килембет... [8]

Многие источники ясно указывают на то, что у башкир было общинное землевладение, т. е. земля принадлежала не предводителям племен в отдельности, а тому или другому роду как общине и считалась его вотчиной. Такой способ землевладения сохранился и после принятия башкирами московского подданства, что в свою очередь нашло отражение в шежере башкир и в некоторых русских летописях [9]. Внутренняя самоорганизации баш-

кирского общества того периода сохранила еще иерархически соподчиненную систему многочисленных родов и племен. В плане изучения политико-властных отношений в башкирском обществе народное творчество передает нам также и сведения о том, как по мере консолидации и объединения нескольких племен возникает необходимость в поиске новых форм управления, адекватных реальной политической ситуации. Несмотря на усиление русского присутствия в крае после вхождения башкир в состав Московского государства, обширность родовых территорий башкир в сочетании с относительно низкой плотностью населения способствовала внутренней политической консолидации башкир, которое выражалось в единении вокруг своих лидеров и отстаивании общих интересов.

Кроме того, источники указывают, что в тот период саморегуляция плотности населения и численности поголовья скота в общей системе природопользования происходила в соответствии с потенциальными резервами угодий, а также кормов на пастбищах. В этих условиях сохранение элементов родоплеменной организации общества являлась оптимальной, если не единственно возможной, формой, обеспечивающей целостность всех звеньев. Внутри-родовая солидарность, основанная на идее кровного и генеалогического родства, где все члены рода были одного или родственного крова, являлась ее сплачивающей и цементирующей основой.

Башкиры ясно представляли, что в условиях общинности каждый человек мог реализовать себя только в составе конкретного рода и был обречен за его пределами, т. к. выработанные веками традиции и нормы обычного права гарантировали защиту каждого сородича (карымта), личного и родового имущества, прежде всего скота (барымта), а в плане социально-политического развития в целостности границ родовых территорий и водных источников усилиями всего коллектива. В данном случае на первое место выходили коллективные интересы всего башкирского общества, которое вступало во взаимоотношения с внешним миром как политически единое целое. Это было непреложным законом для всех членов рода и племени.

В башкирских шежере указывается на то, что в домонгольский период башкиры находились на стадии родового развития с хорошо выраженными признаками военно-политической организации. Социально-политическая верхушка родов в лице биев, батыров, баев, служителей культа обладала большим количеством скота, а потому занимала доминирующее властное положение в обществе [10]. Иерархическая соподчиненность всех звеньев башкирского общества, генеалогическое родство всех членов, особенно на уровне рода и родового подразделения, в свою очередь, способствовали политической консолидации башкир в единый народ. В условиях, когда постоянно приходилось менять пастбища, не имело смысла предъявлять право собственно-

сти на землю и пастбища, и они оставались в коллективной собственности всего рода или племени. Имущественная дифференциация внутри башкирских родов и племен, основу которой составлял скот, являлась естественным состоянием и воспринималась сородичами как норма. Многие башкирские предания указывают на развитость идей единства всего башкирского общества, из чего можно сделать вывод о том, что в тот период вожди племен не могли быть небогатыми, т. к. это являлось залогом устойчивости всей социально-политической системы, необходимым условием уважения и признания их авторитета среди соплеменников, в том числе и у соседних родов и племен.

Касаясь внутренней политической организации общества, следует также отметить, что и в ше-жере, и в летописях указывается на то, что каждый башкирский бий или глава рода, являясь самым крупным владельцем скота и иного имущества в роду, в большинстве случаев выступал как родственник по мужской линии, он был одним из звеньев в цепи исторической преемственности. Идеи развитых общественно-политических отношений у башкир нашли отражение в шежере многих родов и племен и в более позднее время, показывающих не только генеалогическую историю рода, исторические события на протяжении десятков поколений, но и генеалогию самой родовой аристократии. Таким образом, рассматривая башкирскую знать можно предположить, что появление шежере было обусловлено не только необходимостью доказательства своей принадлежности к тому или иному роду, но и стремлением отдельных представителей родоплеменной знати показать древность и знатность своего рода, а следовательно, свое наследственное право на политическую власть в обществе.

Многочисленные исторические данные свидетельствуют, что в плане социально-политической структуры Историческая Башкирия ХІІІ-ХІУ вв. мало чем отличалась от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы. Эту иерархическую особенность золотоордынского общества четко описал Плано Карпини, проезжавший через южно-уральские степи в ХІУ в. Он пишет, что «хан указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники-десятникам» [11].

Административные и военно-политические должности в сложной государственной системе на правах вассальной зависимости даровались монголами верным своим людям, в том числе из среды башкирской знати. Как повествуют источники, одним из таких подчиненных был башкирский хан Муйтан бий [12]. В одном из шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя - хана Муйтан бия - с богатыми дарами направили к мон-

гольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и принимал участие в государственных делах. «Сразу не отпустив, домой,- говорится в шежере, хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли «от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, лесами, притоками; восточные склоны Уральских гор с прилегающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик с горами Ялпы, по обоим берегам р. Яик. Земли по восточному берегу р. Яик до р. Тубыл со всеми притоками, долинами, лесами, полями и всеми подземными богатствами башкирам рода Туксоба - земли со всеми кочевьями и зимниками передаются на вечное пользование» [12, с. 25, 35, 50; 13]. В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и их внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству. В шежере нашло отражение генеалогия Муйтан бия. В ней перечислены 13 его предков - Туксоба бий (отец), Шокмалы бий, Бурка бий, Сирка бий, Мангут бий, Урал бий, Арбан бий и другие. Имеются и сведения о его потомках, правивших башкирами на правах удельных ханов.

Исторические источники свидетельствуют о существовании у башкир собственных ханов в до-золотоордынское и в золотоордынское время. Например, венгерский автор ХІІІ в. Рихтер сообщает, что у башкир правители-ханы проявляют большую ревность по отношению к мусульманской религии. Имена башкирских ханов зафиксированы в текстах надгробий ХІУ в. В них, например, упомянуты Байджура хан в районе устья р. Уфы, Тугаш хан на р. Ик и др. [14].

Политическая дальновидность башкирских би-ев восхваляется в преданиях о добровольном вхождении башкир в состав Московского государства. В письменных источниках и в башкирских шежере много говорится о роли тарханов [13]. Башкирские тарханы, получавшие ханские ярлыки на свое звание, пользовались, несомненно, всеми теми правами, какие давались и другим тарханам в золотоордынском ханстве. Видимо, порядок пожалования ярлыками после распада Золотой Орды был унаследован Казанским и другими ханствами. Например, до наших дней дошел ярлык казанского хана Сахиб-Г ирея (Гарея), выданный в 1523 году сразу девяти феодалам. В этом ярлыке говорится: «Ясак, оброк, подать, именуемую салыт, не взимать. Подать кулыш кул-тыка, таможенную пошлину, харадж и хараджат не требовать. К имуществу, собственности, деньгам, водам, землям никто рук пусть не протягивает. В

дом их насильно посланников - гостей не ставить. Деревенскую подать, земельный налог, налог с трубы (с них) не сбирать. Продовольствия, фуража не требовать. Ни с каких сторон вреда и притеснения (им) не причинять» [14].

Как известно, подобная же грамота ханом Са-хиб-Гиреем была выдана башкиру Шиг-Ахмету. Звание тархана вместе с Шиг-Ахметом получили еще 6 человек. В спорном деле о земле между башкирами Ирехтинской волости и чувашами, разбиравшемся в 1678 г., в Москву была представлена тарханная грамота 929 (1522) г. следующего содержания: «Саиб-Гирей хан велел быть в тарханах Шиг-Ахмету с товарищи, семи человекам: и до животов их, до земель, чем они владеют, и в воды их никому не поступаться». Царь Федор Алексеевич предложил уфимскому воеводе Скуратову выяснить местожительство Шиг-Ахмета в момент получения им от Сахиб-Гирея тарханной грамоты. Проведенный среди жителей повальный опрос обнаружил, что Шиг-Ахмет жил на реке Ик и был одним из предков башкир Ирехтинской волости. Как известно, Ирехтин-ская волость находилась в пределах Казанской и Осинской дорог, т. е. на той территории, которая после распада Золотой Орды до 1552 г. была подвластна Казанскому ханству. Если в одном ярлыке давалось тарханство семи лицам, то надо полагать, что в рассматриваемый период было довольно много тарханов, так как тарханские грамоты во многих случаях передавались по наследству. В связи с этим стоить отметить, что мурзы, как и тарханы, также были представителями феодальной знати.

Таким образом, письменные и устные источники, память народа показывают, что на протяжении длительного исторического периода происходило усилением военно-политической консолидации башкирских племен. В определенной мере оно позднее сдерживало монголов от быстрого завоевания башкирских земель по правобережью Яика. Это дает возможность говорить, что в этот период социально-экономическое и политическое развитие, а также этнические процессы в башкирском обществе протекали относительно самостоятельно в оболочке тех же патриархально-родовых отношений, но общество имело более четко выраженную военизированную структуру близкую к состоянию «народ - войско». Из этого совершенно очевидно, что именно в условиях существования реальной внешней опасности народ сплачивался вокруг ключевых фигур общества: своих ханов, биев, батыров.

Резюмируя анализ развития представлений о политико-властных отношения у башкирского народа, можно сказать следующее: во-первых, в про-

изведениях устного народного творчества художественно отражены мифологические, общественнополитические воззрения древних башкир на происхождение власти и консолидацию народа, социально-политическое единение этноса, природная мудрость и справедливость правителей; во-вторых, у башкир имелись ясные политические представления об идеальном хане и управлении обществом; в-третьих, начиная с середины XVI в. общественнополитическая мысль башкирского народа играла значительную роль в проведении политики царей Московского государства, а позднее государственно-национальной политики России, с учетом региональных особенностей. Обстоятельный анализ истории общественно-политической мысли, истоков зарождения и развития идей государственности в крае имеют важное научное и практическое значение, так как помогают воссоздать более полную картину генезис протополитических воззрений башкир, развития идей свободы и независимости, этнополитического развития нации, а позднее - ее политико-государственных доктрин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирские предания и легенды / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Ф. А. Надршиной. Пер. с башкирского Г. Г. Шафико-ва и Ф. А. Надршиной. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1985. 287 с.

2. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Пер. и ком. под ред. акад. И. Ю. Крачковского. Институт истории и Институт востоковедения Академии наук СССР. М.,Л.: 1939 г.

3. Рубрук де Вильгельм. Путешествие в восточные страны (1253 года) / Пер. и прим. А. И. Малеина. СПб: 1911.

4. Еникееев З.И. Правовой статус Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации. Уфа: Гилем, 2000.

5. Башкирские сказки и легенды (эпос, легенды и предания, богатырские сказки, волшебные сказки, сказки о животных...). Уфа: Гилем, 1996. 208 с.

6. Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Документы и материалы. Книга 1 / Сост. В. Г. Азнагулов, З. Г. Хамитова. Уфа: ГРИ «Башкортостан», 2005 г. 304 с.

7. Башкирское народное творчество: Предания и легенды / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ф. А. Надршина. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.

8. Валеев Д. Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001.

9. Башкирские народные легенды и предания. Уфа: Китап, 2001. 468 с.

10. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974.

11. Янгузин Р. З. Башкирские племена. Уфа: Китап, 1995. (на башк. яз.).

12. Иоанн де Плано-Карпини. История монголов, именуемых нами татарами (1246 год) / Пер. и прим. А. И. Малеина. СПб, 1911.

13. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. Уфа, 1997. с. 244.

14. Вельяминов-Зернов В. В.. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями... Записки Имп. Академии наук. 1864. Т. 4. Кн 2. Приложение №6. С. 1-48.

15. История Татарии в документах и материалах. М., 1937 г.

Поступила в редакцию 28.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.