Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.К. ШАНЯВСКОГО'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.К. ШАНЯВСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / КОДЕКС НАПОЛЕОНА / ПЕРЕВОДЧИК / ПОЗИТИВИЗМ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ / ПРАВОВАЯ НАУКА / ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зяблова Татьяна Евгеньевна, Комарова Яна Бахрузовна

Ф.К. Шанявский - личность многогранная и его заслуги перед Польшей велики. Как священник он выполнял свои обязанности в варшавском диоцезе; как юрист он работал в министерстве юстиции; будучи преподавателем, читал лекции в Школе права, в основании которой участвовал, а затем и в Варшавском университете; как ученый и гражданин был активным участником дискуссии между католическим духовенством и светскими властями по многим правовым вопросам. Статья знакомит с политико-правовыми взглядами польского ученого, преподавателя Ф.К. Шанявского, первого переводчика Кодекса Наполеона. В ней проводится анализ его работ в области теории государства и права. Делается вывод о месте Ф.К. Шанявского в польской юридической науке и дидактике XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL VIEWS AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF F.K. SHANYAVSKY

F.K. Shanyavsky is a multifaceted personality and his services to Poland are great. As a priest, he performed his duties in the Diocese of Warsaw; as a lawyer, he worked in the Ministry of Justice; as a teacher, he lectured at the Law School, which he founded, and then at the University of Warsaw; as a scientist and citizen, he was an active participant in the discussion between the Catholic clergy and secular authorities on many legal issues. The article introduces the political and legal views of the Polish scientist, teacher F.K. Shanyavsky, the first translator of the Code of Napoleon. The analysis of his works in the field of theory of state and law is carried out. The conclusion is made about the place of F.K. Shanyavsky in the Polish legal science and didactics of the XIX century.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.К. ШАНЯВСКОГО»

УДК 340.113

РО! 10.23672/12210-7429-8526-р

Зяблова Татьяна Евгеньевна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории и истории государства и права, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России tizet69@mail.ru

Комарова Яна Бахрузовна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Ya.Ireland@mail.ru

Tatiana E. Zyablova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Theory and the History of the State and Law, Vladimir Law Institute Federal Service

Enforcement of Penalties in Russia tizet69@mail.ru

Yana B. Komarova

Senior Lecturer

Department of Theory and History

States and Rights,

Vladimir Legal

Federal Service Institute

Enforcement of Penalties in Russia

Ya.Ireland@mail.ru

Политико-правовые взгляды

и педагогическая деятельность ф.к. шанявского

Political and legal views

and pedagogical activity of f.k. shanyavsky

Аннотация. Ф.К. Шанявский - личность многогранная и его заслуги перед Польшей велики. Как священник он выполнял свои обязанности в варшавском диоцезе; как юрист он работал в министерстве юстиции; будучи преподавателем, читал лекции в Школе права, в основании которой участвовал, а затем и в Варшавском университете; как ученый и гражданин был активным участником дискуссии между католическим духовенством и светскими властями по многим правовым вопросам. Статья знакомит с политико-правовыми взглядами польского ученого, преподавателя Ф.К. Шанявского, первого переводчика Кодекса Наполеона. В ней проводится анализ его работ в области теории государства и права. Делается вывод о месте Ф.К. Шанявского в польской юридической науке и дидактике XIX в.

Ключевые слова: естественное право, Кодекс Наполеона, переводчик, позитивизм, политико-правовые взгляды, правовая наука, французская школа экзегезы.

Annotation. F.K. Shanyavsky is a multifaceted personality and his services to Poland are great. As a priest, he performed his duties in the Diocese of Warsaw; as a lawyer, he worked in the Ministry of Justice; as a teacher, he lectured at the Law School, which he founded, and then at the University of Warsaw; as a scientist and citizen, he was an active participant in the discussion between the Catholic clergy and secular authorities on many legal issues. The article introduces the political and legal views of the Polish scientist, teacher F.K. Shanyavsky, the first translator of the Code of Napoleon. The analysis of his works in the field of theory of state and law is carried out. The conclusion is made about the place of F.K. Shanyavsky in the Polish legal science and didactics of the XIX century.

Keywords: natural law, Napoleon's Code, translator, positivism, political and legal views, legal science, French school of exegesis.

Настоящая статья посвящена политико-правовым взглядам и педагогической деятельности первого переводчика Кодекса Наполеона на польский язык Францишка Ксаверия Шанявского (1768-1830).

Безусловно, в контексте изучения основной темы нашего исследования о влиянии Кодекса Наполеона на право Польши с Ф.К. Шанявским ассоциируется, прежде всего, перевод этой кодификации. Однако мы исходим из того, что в текст перевода вкладываются и опыт, и мировоззрение, и

эмоции переводчика. И речь идет не только о профессионализме и знании исходного языка, но и в не меньшей степени об отношении к эпохе, событиям, очевидцем или свидетелем которых он стал. Это относится не только к переводу художественного, но и юридического текста. Словом, «устранить из перевода личность переводчика невозможно, потому что хороший перевод нельзя сделать равнодушно» [1]. Поэтому при исследовании и оценке результатов деятельности переводчика такого значимого юридического текста как Кодекс Наполеона актуальным является

анализ его мировоззрения, его политико-правовых научных взглядов и приоритетов.

Кроме того, исследование избранной нами темы актуализируется необходимостью устранения исторической несправедливости. Дело в том, что общественная деятельность и научное наследие Ф.К. Шанявского слабо изучено в Польше, где о нем скорее упоминают в трудах общего характера, чем пишут в специальных работах, хотя, по признанию специалистов, Ф.К. - Шанявский -один из плеяды наиболее известных польских юристов первой трети XIX в., оставивший немалое наследие в области государства и права и теологии.

О нем совсем ничего неизвестно в России, хотя Кодекс Наполеона имеет к нашей стране непосредственно отношение, поскольку он действовал на территории, входящей в состав Российской империи.

Следует учитывать, что факт принятия Кодекса Наполеона, а также его перевод на польский язык, активно обсуждаемые общественностью, в стране, отстававшей от уровня развития Франции, стимулировали развитие польской правовой науки и юридического образования, что еще раз подчеркивает актуальность знакомства с фигурой Ф.К. Шанявского не только как с переводчиком, но и как с ученым и педагогом.

Ф.К. Шанявский - личность многогранная и его заслуги перед Польшей велики. Как священник он выполнял свои обязанности в варшавском диоцезе; как юрист он работал в министерстве юстиции; будучи преподавателем, читал лекции в Школе права, в основании которой участвовал, а затем и в Варшавском университете; как ученый и гражданин был активным участником дискуссии между католическим духовенством и светскими властями по многим правовым вопросам и, прежде всего, по вопросу института развода, нашедшей отражение в брошюре «Как следует понимать предписания Кодекса Наполеона о разводе». Он был также активным членом Товарищества друзей науки, цензором, членом Высшей экзаменационной комиссии и автором многих работ из области гражданского и административного права, а также теории права.

На формирование политико-правовых взглядов Я.К. Шанявского-переводчика, помимо обстоятельств личной жизни, не могли не оказать влияние события и процессы, происходящие в Польше на рубеже XVIII—XIX вв. С одной стороны, XVIII в. означал конец независимости Речи По-сполитой с опоздавшими попытками реформ. С другой, - XIX вв., означавший надежду на новое, хотя бы и частичное обретение государства, строительство новых общественно-экономических структур под влиянием войн Наполеона.

Сложившаяся общественно-политическая ситуация была чрезвычайно благоприятной для проникновения в Польшу из Западной Европы, а особенно из Франции, разнообразных политико-правовых учений и концепций, формирования тенденций Просвещения и еще несмелых

либеральных идей, соединившихся с иногда довольно радикальными идеями независимости. Все это обусловило своеобразный переворот в понимании самого феномена права, его сущности, столкновение различных доктрин и концепций: естественного права, позитивизма, французской школы экзегезы, исторической школы и др.

При оценке взглядов польских ученых-юристов XIX в. следует понимать, что все они были не вызревшими в лоне отечественной науки, а заимствованными, сформированными по французским и английским образцам, хотя и закономерными. Именно это, наряду с недостаточным изучением жизнедеятельности Ф.К. Шанявского, является причиной того, что современные исследователи неоднозначно характеризуют и оценивают его политико-правовые взгляды.

Так, А.В. Кресин относит Ф.К. Шанявского к числу польских юристов XIX в., внесших вклад в формирование нового позитивистского мировоззрения. Однако, передавая содержания размышлений ученого и ставя его в ряд с известными в то время юристами: Д. Дзерожинским, Я.В. Бандтке, Ц. За-боровским, А Беньковским и др., он не акцентирует внимание на каких-либо особенно важных для становления позитивизма умозаключениях ученого [2, с. 114].

В качестве основных тезисов, выражающих представления Ф.К. Шанявского о праве в его речи «О позициях, необходимых для изучения права», произнесенной в 1808 г. в варшавской Школе права, А.В. Кресин выделяет следующие:

1. Право представляет собой продукт сознательной деятельности общества согласно представлениям последнего о своих потребностях, особенностях эволюции и ориентирах для дальнейшего развития и берущего начало из разума и рациональности.

2. В отличие от естественного права, которое следует рассматривать как внутренний нравственный императив, позитивное право может быть охарактеризовано как обязательное, социальное и государственно-территориальное, т.е. собственно объективное.

3. Разум, мораль, нравственность, религия, представления людей о естественном праве влияют на поступки людей и на установление права, являются его первичным источником, но четко отделены от него. И так как эти факторы изменчивы, зависимы от времени и обстоятельств, также и право локализовано, подчинено времени, несовершенно, являясь предметом постоянной человеческой правотворческой деятельности. К формам позитивного права относятся обычное право и законодательство [2, с. 114-115].

Несколько иную позицию занимает П. Помянов-ский, который считает, что католический священник Ф.К. Шанявский был сторонником классической идеи естественного права. Вместе с тем, в отличие от А. Беньковского, он не исходил из того, что следование исключительно принципам естественного права может разрешить все

существенные проблемы людей. Так, он примирял свою естественно-философскую позицию с позитивистским представлением о возникновении и применении права. Эта позиция не означала, что естественное права было для Шаняв-ского абсолютно эфемерным и неопределённым. Наоборот, он считал, что есть права общие для всех людей, такие, как свобода (ограниченная свободой другого человека) и собственность (приобретение вещей, их использование и распоряжение ими с определенными ограничениями в случае смерти). Взгляды Ф.К. Шанявского отражают, по мнению П. Помяновского, влияние школы экзегезы. Действия французской доктрины особенно явно видны в его догматизме и легализме [4, с. 406].

Избегая, как и А.В. Кресин, прямой оценки научного наследия Ф.К. Шанявского, П. Помяновский делает это косвенно, отмечая, что в работах польских юристов первой трети XIX в. трудно найти оригинальные, серьезные мысли. Их работы преимущественно были отражением идей, появившихся на Западе, пробой их компиляции и приспособления к местным условиям. Тем не менее, рефлексию над отечественной политико-правой мыслью он считает необходимой и интересной, демонстрирующей феномен возникновения в одно время и в одном месте редкое для рубежа эпох различных, в ряде случаев противоположных научных направлений, не одно из которых не стало доминирующим. Трудно также говорить и о возникновении какой-либо отечественной, хотя бы и эклектичной, школы философии права [4, с. 415].

С мыслью П. Помяновского солидарен и М. Маче-евский, полагающий, что Ф.К. Шанявского, без сомнения, достоен исследовательского внимания и заслуживает уважения, оставив после себя солидное научное наследие, хотя и не был выдающимся философом. В отношении взглядов на государство, и, особенно, право М. Мачеевский

Литература:

1. Бабков В.О. Влияние личности переводчика на перевод. Круглый стол. 21.12.2020. URL : litinstitut.ru (дата обращения 07.10.2021).

2. Кресин А.В. Социально-волевая теория позитивного национального правопорядка в учениях варшавских юристов 1807-1831 годов // Studia z dziejow panstwa i prawa polskiego. 2020. XXIII. P. 111-139.

3. Maciejewski М. Mysl polityczno-prawna Fran-ciszka Ksawerego Szaniawskiego (1768-1830). Ptock: Wydawnictwo Naukowe NOVUM, 2012. 524 p. Review / М. Maciejewski, R.Kania // Czasopismo Prawno-historyczne. 2012. 64(1). P. 279-284.

4. Pomianowski P. Gtowne nurty ideologiczno-metodologiczne w Srodowisku warszawskich prawni-kow przed wybuchem powstania listopadowego / P. Pomianowski // Zeszyty prawnicze UKSW. 2011. № 11.(4). P. 405-417.

признает прогрессивными ряд положений, сформулированных ученым в связи с теорией естественного права. Тем не менее, он считает, что политико-правовые взгляды Ф.К. Шанявского нельзя охарактеризовать как достигшие уровня доктрины. Отмечает он и непоследовательность ученого, взгляды которого претерпели изменения в Царстве Польском по сравнению с периодом Княжества Варшавского [3, с. 284].

Ф.К. Шанявский был выдающимся просветителем и педагогом. Читая лекции в Школе права, а затем и в Варшавском университете, он всячески способствовал распространению нового понимания академического преподавания юриспруденции. Потребности патриотического воспитания поставили перед преподавателями трудную задачу переложения на язык права и формулирования дефиниций таких понятий как «государство», «народ», «гражданин». Как отмечает А. Роснер, в XIX в. в Польше эти понятия употреблялись редко и неточно, а обсуждение их содержания и дефиниций для поляков имело значение не только отвлеченных дискуссий, но и выражением польского патриотизма. Важно было также сочетание нового понимания этих политико-правовых институтов и старопольских традиций. Примером новой дидактики стало учебное пособие Ф.К. Шанявского «Основы науки права» («Wiadomosci pocz^tkowe w Nauce Prawa»), посвященное студентам Варшавского университета. Материал учебника составили конспекты лекций, читаемые автором в течение 10 лет работы [5, с. 238-239].

Подводя итог исследованию жизни и деятельности Ф.К. Шанявского, можно сделать вывод о том, что, не будучи великим ученым, не осуществив переворота в науке государства и права, он, тем не менее, сыграл важную роль в истории Польши как репрезентант польского правового менталитета в один из наиболее сложных исторических периодов страны.

Literature:

1. Babkov V.O. The influence of the translator's personality on translation. Round table. 21.12. 2020. URL : litinstitut.ru (date of address 07.10.2021).

2. Kresin A. V. Socio-volitional theory of positive national law and order in the teachings of Warsaw lawyers of 1807-1831 / A.V. Kresin // Studia z dziejow panstwa i prawa polskiego. 2020. XXIII. P. 111-139.

3. Maciejewski М. Mysl polityczno-prawna Fran-ciszka Ksawerego Szaniawskiego (1768-1830). Ptock: Wydawnictwo Naukowe NOVUM, 2012. 524 p. Review / М. Maciejewski, R.Kania // Czasopismo Prawno-historyczne. 2012. 64(1). P. 279-284.

4. Pomianowski P. Gtowne nurty ideologiczno-metodologiczne w Srodowisku warszawskich prawni-kow przed wybuchem powstania listopadowego / P. Pomianowski // Zeszyty prawnicze UKSW. 2011. № 11.(4). P. 405-417.

5. RosnerA. «Nauka prawa [...] stata si§ nieuchron-nie potrzebn^ ni etylko przez sw^ uzytecznosc, lecz obowi^zki, jakie nast^cz^ w obywatelskim stanie». O tradycji i nowoczesnosci w nauczaniu prawa w Ksi^stwie Warszawskim i Krolestwie Polskim (18071830) / A. Rosner // Krakowskie Studia z Historii Panstwa i Prawa. 2015. № 8(3). P. 229-242.

5. RosnerA. «Nauka prawa [...] stata si§ nieuchron-nie potrzebn^ ni etylko przez sw^ uzytecznosc, lecz obowi^zki, jakie nast^cz^ w obywatelskim stanie». O tradycji i nowoczesnosci w nauczaniu prawa w Ksi^stwie Warszawskim i Krolestwie Polskim (18071830) / A. Rosner // Krakowskie Studia z Historii Panstwa i Prawa. 2015. № 8(3). P. 229-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.