Бейсенбин Кайрат Аманжолович - доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Смоленского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации».
214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.6/25, кв. 13 Тел. : + 7 (910) 785-11-17. E-mail: kairat [email protected]
Летуновский Петр Васильевич, доктор политических наук, профессор
Политико-правовые проблемы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в условиях постсоветской России.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях современной России является поддержка и развитие институтов гражданского общества. Значимым событием и началом конструктивного диалога между государством и институтами гражданского общества стал, состоявшийся 21 ноября 2001 года в Государственном Кремлевском дворце, Всероссийский Гражданский форум, участие в котором приняли более 5 000 общественных организаций со всех регионов России. Гражданский форум проходил при участии Президента России, Председателя Правительства России, Председателя Г осударственной Думы, представителей министерств и ведомств и т. д. В ходе работы Гражданского форума были обозначены множество проблем, связанных с деятельностью некоммерческих организаций, главными из которых являются налогообложение и правовое регулирование. [3]
В 2008 году развитие институтов гражданского общества определяется как приоритет государственной политики России (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [1] С каждым годом растет роль Общественной палаты Российской Федерации, региональных общественных палат, общественных советов при министерствах и ведомствах в деятельности органов государственной власти. За последние годы, по всей России наблюдается всплеск гражданской активности, что проявляется существенным ростом числа некоммерческих организаций и проведением Гражданских форумов, которые могут характеризоваться достаточно широким участием институтов гражданского общества и органов государственной власти.
Тем не менее, для сферы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в условиях постсоветской России характерными
являются множество проблем и противоречий. Вместе с распадом СССР и отвержением социалистической идеологии концептуальные основы государственной политики разрабатываются в соответствии принципами западной теории построения демократического государства, предполагающей существование гражданского общества и правового государства. Однако, необходимо отметить прямую связь провозглашения западных принципов демократии и активного развития в Российской Федерации антигуманистических общественных отношений.
Особую актуальность, в данном контексте, имеет проблема нравственной деградации современного российского общества. Провозглашение в постсоветской России демократического принципа идеологического и политического плюрализма стало причиной искажения сущностных характеристик нравственных ценностей и их произвольного толкования. Многие граждане таким образом оправдывают свою склонность к порочному образу жизни, относя это к своим неотъемлемым демократическим правам и свободам. В современном российском обществе процветает индивидуализм, основанный на коммерческой целесообразности и жесткой конкуренции, честность и доброта высмеиваются, поскольку не способствуют личному обогащению. Низкая образованность и тунеядство, не только не осуждаются, но в определенном смысле стали модными.
Серьезной проблемой в современной России является демографический кризис. Так, по мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла демографический кризис в России можно сравнить с невидимой войной, в которой народ несет огромные потери. [6]
Как прогнозируют специалисты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, разрабатывающие стратегию демографического развития России до 2050 года, к 2025 году наша страна может потерять более 11 млн. человек. [4] По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году в Российской Федерации продолжает снижаться количество молодых людей и их доля в общей структуре населения. В свою очередь, руководитель Федерального агентства по делам молодежи С. Ю. Белоконев отмечает низкую социально-политическую активность молодежи и считает, что уже через 10 лет число молодых россиян может сократиться с 31,6 млн. до 25 млн. человек. [7]
Исследование политико-правовых основ взаимодействия государства и институтов гражданского общества, несмотря на их активное развитие, выявляет
низкую эффективность механизмов сотрудничества, которое, наряду с проблемами нравственной деградации общества, осуществляется в условиях демографического кризиса и отсутствия существенных сдвигов в улучшении социально-экономического положения большей части российских граждан, доходы которых сравнимы с установленным в российской Федерации минимальным размером оплаты труда (МРОТ); в условиях продолжающегося роста алкоголизации и наркотизации населения, роста коррупции и преступности. [2]
Исследование генезиса современной теории формирования гражданского общества, в соответствии с принципами которой устроена правовая система современных демократических государств, выявляет ее главную особенность, которая заключается в обосновании общественных отношений, когда «нажива» представляется как цивилизованный вид деятельности. При этом, ростовщичество и спекуляция, к примеру, приобретают форму цивилизованного предпринимательства. Между тем, социальные принципы гражданского общества в условиях провозглашения политических и экономических свобод без обозначения нравственных ориентиров и либерализованной правовой системы государства приобретают декларативный характер и не могут быть реализованы. Главной причиной невозможности реализации социальных принципов является их противоречие тем общественным условиям, которые складываются в результате реализации политических и экономических принципов данной теории. Легализация «наживы» способствует дискредитации понятия «труд», способствует активному социальному расслоению общества, возникновению и развитию антагонистических тенденций. Все это, безусловно, противоречит принципам социального государства.
В современной России следствием легализации видов деятельности, которые следует соотносить с «наживой» стало отсутствие толкования основополагающего для трудового права понятия «труд», как в Конституции России, так и в Трудовом кодексе. В результате, многие виды деятельности, которые не следует относить к трудовой деятельности, не только соотносятся с данным понятием, но и активно защищаются при помощи права.
Исследование системы нормативно-правового регулирования общественных отношений в постсоветской России выявляет ее сущностные характеристики, главной из которых является ориентированность системы на интересы экономических элит. В частности, такие выводы позволяет сделать
исследование норм гражданского законодательства, совершенствование которых в современной России, безусловно, соотносится с интересами банковского сообщества.
Многие люди в сложившихся условиях рассуждают следующим образом: «Зачем трудиться, если можно делать деньги прямо из денег?» Труд, таким образом, перестает быть источником благосостояния и превращается в рабскую повинность. Без сомнений, такое положение дел негативно отражается на состоянии гражданского общества. Так, легализация ростовщичества неизбежно приводит к формированию экономических элит, стремящихся к узурпации политической власти и угнетению трудящихся. Низкие заработные платы, которые получают большая часть российских граждан, низкий уровень минимального размера оплаты труда (5205 рублей) и низкий уровень прожиточного минимума (7633 рубля для трудоспособного населения) в богатейшей своими ресурсами стране - это естественное следствие легализации ростовщичества. А иначе кто пойдет за кредитом?
Таким образом, с одной стороны, анализ нормативно-правовой базы, направленной на развитие институтов гражданского общества, отчетов и докладов Общественной палаты Российской Федерации и региональных Общественных палат, отчетов проведения Гражданских форумов, официальных статистических материалов может свидетельствовать: о повышении позитивной активности гражданского общества, активном развитии законодательства в сфере поддержки и развития институтов гражданского общества; о развитии конструктивного сотрудничества государства и институтов гражданского общества в решении социальных проблем в рамках Гражданского форума, в процессе деятельности системы общественных палат и т. д.
Одновременно с этим, подобные выводы могут отражать лишь формальную сторону проблемы эффективности взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Содержательная сторона проблемы может свидетельствовать о наличии в данной сфере общественных отношений формального аспекта и слабой научной разработанности концептуальных основ государственной политики. Такие выводы позволяют сделать следующие основания:
1. Отсутствие законодательного закрепления научно обоснованного толкования понятия «гражданское общество» в Конституции Российской Федерации;
2. Отсутствие базового нормативно-правового акта в сфере формирования гражданского общества;
3. Стремление государства к контролю над институтами гражданского общества, что проявляется в подконтрольности Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, Общественных палат и Общественных советов, в жесткой регламентации деятельности некоммерческих организаций (НКО);
4. Не имеющая научного обоснования, либерализация правовой системы государства в постсоветской России, что в условиях несовершенства человеческой природы и невысокого уровня духовного развития на современном этапе общественного развития способствует активному развитию антигуманистических общественных отношений, разгулу коррупции и преступности.
В современных условиях целесообразно говорить об утверждении правовой системы, адекватной существующему положению в обществе. Отсутствие правовой системы государства, способной эффективно противостоять коррупции и криминалу способствует активному развитию деградационных процессов в обществе, поскольку приверженцы преступного образа жизни всегда будут добиваться доминирующей роли во всех сферах деятельности, выбиваясь в экономическую элиту, узурпируя политическую власть и используя, при этом, любые эффективные методы и средства.
Современные механизмы взаимодействия государства и институтов гражданского общества могут быть признаны эффективными, но только как инструментарий. Эффективность данных механизмов существенно снижена в условиях развития антигуманистических общественных отношений и роста социальной напряженности и, с точки зрения научного анализа, могут характеризоваться как вынужденные и недостаточные. Это также обусловлено проявлением инициативы сотрудничества со стороны государства, главным образом, в сфере решения социальных проблем.
В сложившихся условиях весьма целесообразным представляется разработка новой концепции формирования гражданского общества в контексте формирования в Российской Федерации гуманистически ориентированных общественных отношений. Безусловно, новая теория формирования гуманистически ориентированных общественных отношений должна иметь идеологическую основу и свое научное обоснование. Целесообразность
разработки и утверждения научной идеологической теории обосновывается активным развитием в современных условиях множества негативных тенденций, причиной которых является деидеологизация российского общества. Гуманистические общественные отношения не могут возникнуть сами по себе и их необходимо строить. Кроме всего, такая задача по силам только государству, и только при условии наличия единой научно обоснованной идеологической теории. Государство, при этом, должно использовать все свои институты общегражданского воспитания, и должно учитывать необходимость поэтапного построения гуманистических отношений, с учетом роста нравственных императивов в обществе.
В целях повышения эффективности взаимодействия государства и институтов гражданского общества целесообразным представляется использование механизмов политико-правового регулирования.
Проблема проявления государственной воли, направленной на разработку научно обоснованной, гуманистически ориентированной идеологической теории, в контексте которой, в свою очередь, следует разрабатывать концептуальные основы государственной политики, сегодня имеет решающее значение. Критическое осмысление политических и социально-экономических принципов западной концепции демократии, пересмотр и переориентация проводимых реформ, в условиях уже принятых Российской Федерацией обязательств перед западным демократическим сообществом, главным образом, в лице США, как проблемная ситуация, достаточно активно обсуждается на научных конференциях, в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. [5]
Доминирующая роль политико-правовых механизмов в формировании гражданского общества обусловлена также несовершенством человеческой природы и недостаточно высоким уровнем духовного развития на современной этапе общественного развития. Право, как эффективный инструмент регулирования общественных отношений, в данном случае, выступает в роли эффективного механизма формирования гражданского общества.
Список литературы
1. Виктор Петров. Будущее утверждено. Глава Правительства подписал Концепцию-2020. // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4799 от 26.11.2008 г.
2. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.ЦКЬ: mvd.ru/documents/gosprogram/Gosprogramma
3. Граждане, пройдемте. На форум. // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 228 (2840) от 21.11.2001 г.
4. Елена Домчева, Алена Узбекова. 11 миллионов за 12 лет. Ученые подсчитали возможные потери населения России к 2025 году. // «Российская газета» - Федеральный выпуск №6185 (209) от 19.09.2013 г.
5. От СССР к РФ: 20 лет - итоги и уроки. Материалы Всеросс. науч. конф., 25 ноября 2011 г., Москва (текст + электронный ресурс) // Центр пробл. Анализа и гос.-упр. Проект. - М.: Научный эксперт, 2012. - 368 с.
6. Патриарх Кирилл: Демографический кризис по потерям сравним с войной. «Российская газета» - Федеральный выпуск № 6093 (117) от 31. 08. 2013 г.
7. Численность молодежи в России продолжает снижаться. // «Российская газета» (18. 06. 2013, 11:00). иКЬ: www.rg.ru/2013/06/18/molodej-anons.htm