УДК 340
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ В КОНТЕКСТЕ
ПРИЗНАНИЯ ИХ СУВЕРЕНИТЕТА
Дзидзоев В.Д., Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ, Российская Федерация, [email protected]
Статья посвящена проблеме обретения суверенитета Абхазии и Южной Осетии, которые были признаны в августе 2008 г. Российской Федерацией, а затем и некоторыми другими государствами. Суверенитет является важнейшим понятием государственного и международного права. Автор анализирует сущность суверенитета, применительно к Абхазии и Южной Осетии. Рассматриваются такие аспекты, как носитель высшей власти в государстве, разделение властей в государстве и т.д. Все эти вопросы непосредственно связаны с проблемой суверенитета, а их разрешение - с решением проблемы суверенитета. Каждое государство, в том числе Абхазия и Южная Осетия, в той или иной степени прошли через эти этапы. У одних они решались сложнее, а у других - относительно быстро и безболезненно. Необходимо подчеркнуть, что принцип суверенитета не исчерпывается только его значением для теории права. Отметим и другое. Из всех юридических принципов суверенитет в силу многих обстоятельств был и остается наиболее политическим. И это понятно, так как проблемы суверенитета непосредственно связаны с проблемой сущности политической власти в государстве. Нужно иметь в виду и принцип суверенитета в самой политике господствующих классов любого государства. Необходимо иметь в виду еще один аспект - теоретические и юридические споры и дискуссии вокруг суверенитета, как правило, приобретают фактически политический смысл, политический оттенок. В довоенный период теоретические вопросы суверенитета (например, отрицание суверенитета «теорией права») в современных условиях получают все более весомое и конкретное политическое значение, обслуживая, как правило, политические интересы тех или иных господствующих классов.
Ключевые слова: Россия, Абхазия, Южная Осетия, государство, национальная политика, правовое поле, федерализм, межнациональные отношения, государственное строительство, суверенитет, национально освободительная борьба, партнерство, этнополитика, федеральный центр, война, мирное урегулирование, демократия, российско-грузинские отношения, осетино-грузинские отношения, грузино-абхазские отношения, геополитика.
UDK 340
POLITICAL AND LEGAL PROBLEMS OF ABKHAZIA AND SOUTH OSSETIA IN THE CONTEXT
OF THEIR SOVEREIGNTY RECOGNITION
Dzidzoev V. D., Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, Russian Federation, [email protected]
The article deals with the problem to find sovereignty of Abkhazia and South Ossetia recognized in August 2008 by the Russian Federation and then by some other countries. The concept of sovereignty is the most important one in the state and international law. The author considers the sovereignty essence relating to Abkhazia and South Ossetia. The author also considers such aspects as repository of supreme power in the state, separation of powers in the state, etc. All these issues are directly relating to the problem of sovereignty but their solution -to the sovereignty problem solution. Each state including Abkhazia and South Ossetia went more or less through these steps. One solved them in a complicated way but others - relatively quickly and without serious consequences. It is necessary to emphasize that the sovereignty principle doesn't exhaust only its meaning for the theory of law. Let's note the other - of all legal principles the sovereignty for various reasons was and is the most political. And it is clear, since the sovereignty problems are directly relating to the problem of essence, repository and extent of power in the state. It is necessary to have in mind one more aspect - theoretical and jurisdictional disputes and debates around the sovereignty as a rule acquires practically political sense, political tinge. I note that in the pre-war period theoretical sovereignty problems (e.g. sovereignty negation by "theory of law") in the current period acquire more convincing and concrete political sense maintaining as a rule political interests of one or another dominant class.
Key words: Russia, Abkhazia, South Ossetia, state, national politics, legal framework, federalism, inter-ethnic relation, state-building, sovereignty, national liberation struggle, partnership, ethnopolitics, federal centre, war, peaceful settlement, democracy, Russian and Georgian relations, Ossetian and Georgian relationship, Georgian and Abkhazian relationships, geopolitics.
В последнее время исследователи все чаще обращают внимание на то, что «в современных условиях обострения национального вопроса в России важно обобщить имеющийся опыт и добиться гармоничного сочетания интересов государства и этносов для эффективного реформирования федеративных отношений и административно-территориального устройства, исходя из юридического содержания принципа равноправия и самоопределения народов» [1, с. 5]. В этом контексте специального внимания заслуживает проблема обретения суверенитета Абхазией и Южной Осетией, которые были признаны в августе 2008 г. Российской Федерацией, а затем и некоторыми другими государствами.
Абхазия и Южная Осетия на протяжении многих лет вели национально-освободительную борьбу против Грузии, в состав которой они были включены помимо воли абхазского и югоосетин-ского народов. Волюнтаристское включение Абхазии и Южной Осетии в состав «территориально целостной» Грузии имело трагические последствия, в первую очередь, для народов Абхазии и Южной Осетии, хотя и грузинский народ существенно пострадал, особенно в войнах, которые она вела, добиваясь их полного подчинения. В 1918 году Грузия, воспользовавшись правом нации на самоопределение, вплоть до отделения и создания нового независимого государства, отделилась от РСФСР и приступила к созданию собственного суверенного государства. То же самое пытались осуществить Абхазия и Южная Осетия, но им этого не дали политики в Тбилиси и Москве. На территории Абхазии и Южной Осетии в 1918-1920 гг. проходили кровопролитные бои. Напомним, что тбилисские власти всячески стремились удержать абхазов и южных осетин, проживавших в Абхазии и Южной Осетии в «территориально целостной» Грузии, актуальной научной и политической проблеме которой посвящена целая историография [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. С распадом СССР в 1991 году Грузия снова воспользовалась правом нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования нового независимого государства. Новое грузинское государство, получившее название Республика Грузия, появилась на карте мира в начале 90-х гг. ХХ в. На этот раз национально-освободительная борьба абхазского и югоосетинского народов увенчалась успехом.
После тяжелых испытаний, больших человеческих жертв во имя свободы и независимости, Абхазия и Южная Осетия добились признания их суверенитета (от «суверен» - властелин, позднела-тинское слово, производное от лат. super - «над») в августе 2008 года. Суверенитет означает независимость от какого бы ни было другого государства, других политических сил и обстоятельств. Понятие «суверенитет» получило распространение в конце XIX в. «вместе с понятием «государство» и унаследовало от средних веков идею единовластия вер-
ховного феодального правителя, суверена» [12, с. 367]. Суверенитет понимается таким образом, что суверенное государство является независимым и самостоятельным, а населяющие его народы (нации) считаются суверенными народами [13]. Практически после приобретения суверенитета Абхазии и Южной Осетии, народы, проживающие в этих государствах Южного Кавказа, являются суверенными народами так же, как грузины в Грузии, украинцы в Украине, белорусы в Белоруссии, поляки в Польше и т.д. Заметим, что в конституциях Абхазии и Южной Осетии четко прописаны суверенные права абхазского и югоосетинского народов. Так, в статье 1 Конституции Республики Абхазия сказано: «Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны» [14, с. 3]. Свои суверенные права народ Абхазии отстоял много раз в боях с Вооруженными силами Грузии, которая и сегодня еще тешит себя надеждой на возвращение Абхазии в состав Грузии. Аналогичная политико-правовая ситуация сложилась и в Южной Осетии, которая, по Конституции Республики Южная Осетия, является «суверенным, демократическим правовым государством, созданным в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия является ее народ» [15, с. 37]. Исходя из конституций двух независимых государств Южного Кавказа, а также из реальной политико-правовой системы, можно говорить о суверенитете этих государств.
Однако одно дело завоевать суверенитет, зафиксировать это бесценное достижение любого независимого государства, и другое - реальная действительность, в которой обнаруживается множество проблем, «мелочей», нюансов, в совокупности не дающих полностью реализоваться государству как субъекту международного права. При этом отметим, что государственность Абхазии и Южной Осетии в целом обладает необходимой внутренней легитимностью. Это определяется, в первую очередь, многолетней и изнурительной борьбой за обладание суверенитетом. Не последнюю роль здесь играет и коллективное сопротивление абхазов и южных осетин грузинской экспансии, а также историческая память государственной жизни народов Абхазии и Южной Осетии. Все эти аспекты большой и актуальной исторической и политико-правовой проблемы изложены в научных трудах [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28], и в данной статье нет необходимости повторяться. За многие годы борьбы с грузинским экспансионизмом народы Абхазии и Южной Осетии выработали феноменальное средство, уникальный опыт (пока не изученный) объединения усилий для укрепления своей государственности. Однако сегодня пробле-
ма этих двух молодых независимых государств состоит в том, что они остро нуждаются во внешней легитимации. Полная легитимация государственности Абхазии и Южной Осетии такими странами, как США, Великобритания, Франция и другие страны Западной Европы в ближайшем будущем, наверное, невозможна. Санкции, которые объявлены Российской Федерации, фактически будут тормозить процесс внешней легитимации Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, важно учитывать и другой момент, связанный с культурно-цивилизационным различием народов двух новых суверенных государств с исламским миром. Таким образом, в Сухуме и Цхинвале кровно заинтересованы в успехе российской политики на Кавказе. В свою очередь, Российская Федерация в ближайшем будущем, а, может быть, и в далекой перспективе может рассчитывать на поддержку Абхазии и Южной Осетии в решении многих геополитических задач на Кавказе.
Политико-правовая характеристика государства как механизма публичной власти коренится в форме государственного правления, лежащей в основании научной классификации государств. В характеристике формы государственного правления ведущее место занимают вопросы организации верховной власти статусов высших государственных органов, в том числе главы государства и правительства. Представление о порядке образования и организации высших органов государственной власти, а также их взаимоотношения друг с другом и гражданами государства дает форма правления [29, с. 14]. Анализируя государственное правление в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия, следует иметь в виду, что юридическим прообразом действующих конституций молодых независимых государств Южного Кавказа явились Конституции Российской Федерации 1993 г., а также Конституция Республики Северная Осетия-Алания 12 ноября 1994 г. (особенно для Южной Осетии). Разумеется, в конституциях этих государств имеются и принципиальные различия, так как они являются суверенными. В отличие от Северной Осетии, Южная Осетия так же, как Абхазия, является независимым государством. Основные законы, то есть конституции Абхазии и Южной Осетии, отражают в себе полноту государственного суверенитета. Конституция Республики Абхазия, также как и Конституция Южной Осетии, принятая путем референдума, считают президентов этих государств одновременно главой государства и главой исполнительной власти. При этом оба государства являются президентскими республиками. Президенты Абхазии и Южной Осетии обладают правом принятия собственных решений, что делает их реальными, а не мифическими главами государств. При этом президенты могут добиваться своих собственных решений, независимо от правительственной позиции. Таким образом, реальные лидеры государств, каковыми являются президенты, фор-
мируют государственную политику. В качестве примера можно сослаться на Президента Республики Южная Осетия и на его полномочия по формированию правительства Южной Осетии. Известный отечественный специалист В.Е. Чиркин подчеркивает, что «если президент не только юридически, но и фактически свободен в выборе министров, сам решает этот вопрос и по своему усмотрению вправе уволить любого его члена (включая премьер-министра)..., а парламент (его нижняя палата) не вправе увольнять правительство или его отдельных министров в отставку путем вотума недоверия (резолюции порицания и т.п., то это - президентская республика» [30, с. 112-113]. Соглашаясь с мнением В.Е. Чиркина, необходимо подчеркнуть, что Президент Республики Южная Осетия имеет юридические полномочия выбирать кандидатуру на пост руководителя правительства. Другими словами, Президент пользуется правом назначения на должность и освобождения от должности не только председателя правительства, но и заместителей председателя, а также членов правительства республики. В статье 50 Конституции Республики Южная Осетия подчеркивается: «Президент Республики Южная Осетия осуществляет общее руководство внешней и внутренней политикой, может руководить органами исполнительной власти, председательствовать на заседаниях Правительства Республики Южная Осетия, утверждает структуру Правительства Республики Южная Осетия» [31, с. 48-49]. Кроме того, здесь же подчеркивается, что он «назначает на должность Председателя Правительства Республики Южная Осетия с согласия Парламента Республики Южная Осетия и освобождает от должности, уведомив Парламент Республики Южная Осетия» [32]. Есть и другие статьи в Основном законе Южной Осетии, которые свидетельствуют о больших полномочиях главы государства. Так, например, он имеет право по Конституции республики назначать на должность и освобождать от должности «главу Администрации Президента Республики Южная Осетия, его заместителя, членов Правительства Республики Южная Осетия и руководителей республиканских исполнительных органов» [33]. Такие же большие полномочия президента сформулированы и в Конституции Республики Абхазия. Кроме того, что Президент Абхазии определяет основные направления внутренней и внешней политики, официально представляет государство в международных делах, подписывает межгосударственные договоры, утверждает военную доктрину Республики Абхазия и является главнокомандующим Вооруженных сил Республики Абхазия, «Президент Республики Абхазия является главой государства» [34, с. 12]. В статье 56 Конституции Республики Абхазия подчеркивается: «Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент Республики Абхазия руководит Кабинетом Министров Республики Абха-
зия. Кабинет Министров формируется Президентом Республики Абхазия и ему подотчетен. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом» [35, с. 15]. Тем не менее, назвать Республику Абхазия и Республику Южная Осетия классическими президентскими государствами нет достаточных оснований. Как подчеркивают известные российские специалисты по конституционному праву профессор Р.М. Дзидзоев и доцент А.Т. Догузова, «в конституционной схеме государственной власти республики (Южной Осетии. - Авт.) обнаруживаются парламентарные черты, снижающие уровень пре-зиденциализма. Так, Конституция требует согласования Президентом кандидатуры главы Правительства республики с Парламентом республики, что свидетельствует о парламентском участии в формировании исполнительной власти, свойственном парламентарному режиму. Согласно Конституции Президент назначает Председателя Правительства Республики Южная Осетия с согласия Парламента Республики Южная Осетия» [36, с. 76]. Следует подчеркнуть, что согласно конституциям Абхазии и Южной Осетии лидеры двух государств считаются президентами. Однако в конституциях имеются статьи, которые предусматривают самостоятельное существование Правительств, наделенных собственным конституционным статусом, отличным от статуса главы государства [37]. Но проблема двух молодых суверенных государств состоит, как подчеркивалось выше, во внешней легитимации. Что касается внутренней легитимации, то здесь, на наш взгляд, проблем значительно меньше, чем во внешней легитимации. Суверенитет Абхазии и Южной Осетии в силу многих обстоятельств не признали даже наиболее близкие друзья Российской Федерации. Странным выглядит то, что суверенитет Сухума и Цхинвала не признали Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан, Киргизия и другие постсоветские государства. Они, как известно, очень нуждаются в экономической и политической поддержке Москвы, хотя и она обязана дорожить теми добрыми отношениями, которые сложились в процессе совместного проживания. Не спешат признавать суверенитет Абхазии и Южной Осетии и некоторые другие государства Азии и Латинской Америки, которые традиционно считаются друзьями Российской Федерации. Это Вьетнам, Таиланд, Бразилия, Аргентина, Куба и др. То ли это упущение дипломатов Абхазии, Южной Осетии и Российской Федерации, то ли многие из них боятся санкций со стороны Соединенных Штатов Америки, которые национально-освободительную борьбу в Абхазии и Южной Осетии всегда рассматривали с позиций сепаратизма. Парадоксально выглядит тот непреложный исторический факт, что родоначальники и вдохновители США сами когда-то выступали в роли сепаратистов, когда потребовали своего отделения от Вели-
кобритании. Внимательное изучение истории США, а также некоторых других государств, убедительно свидетельствуют, что именно через сепаратизм возникли многие новые суверенные государства. Не только США, но и Норвегия, Никарагуа, Хорватия, Словения, Чехия, Словакия и еще десятки других суверенных государств когда-то были сепаратистами по отношению к своей метрополии. Дважды «сепаратистами» были Венесуэла и Никарагуа, которые, кстати сказать, признали вслед за Российской Федерацией Абхазию и Южную Осетию. Венесуэла сначала в составе испанского вице-королевства Новая Гренада в результате войны добилась отделения Новой Гренады от Испании и создания суверенного государства - Колумбия, а через некоторое время вышла из ее состава и в правовом отношении оформила свою независимость. В 1821 г. Никарагуа в составе генерал-капитанства Гватемалы провозгласила независимость от Испании. Замечу и то, что Испания признала независимость Никарагуа только в 1850 г. Эти примеры убедительно свидетельствуют о сложности и противоречивости процесса признания суверенитета молодого государства другими государствами. Особенно если другие государства в силу многих причин и в угоду мощным государствам планеты играют в геополитические игры, частенько теряя большую долю собственного суверенитета. Необходимо подчеркнуть, что в международном праве существует явное противоречие, коллизия, связанная с правом нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового независимого государства и принципом территориальной целостности государства. Обращаем внимание, что реализация этих двух фундаментальных принципов строительства государства находится в явном противоречии друг к другу. В то же время к концу окончания Второй мировой войны на земном шаре существовало чуть более 50 суверенных государств. А на сегодняшний день численность государств, объединенных ООН, составляет почти 200. Из этой простой статистики явствует, что стремление к национально-государственному строительству имеет объективный характер и его очень тяжело остановить. Кроме того, многие народы, особенно в начале XXI в., находятся в состоянии повышенного национально-государственного возбуждения. Десятки, а то и более различных народов, среди которых имеются и многомиллионные (например, курды, каталонцы, шотландцы и др.) уже многие годы находятся в состоянии национального самоопределения - ключевого принципа национальной политики, наиболее полного выражения демократизма в межнациональных отношениях. Национальное самоопределение, как международно-признанный принцип, возникло «из опыта национальных движений и формирования национальных государств XVШ-XIX в., из мирового опыта решения национального вопроса» [38, с. 202]. Благодаря национальному самоопределению появилось достаточно
новых суверенных государств не только в Европе, исключительная важность в современных условиях
но и на других континентах земного шара. А если национального самоопределения, являющегося во-
еще учесть, что на земном шаре проживает более площением образования новых суверенных госу-
пяти тысяч различных народов, а суверенных госу- дарств. дарств имеется около 200, то становится понятным
Литература
1. Абдуллаев М.Н. К проблеме самоопределения коренных малочисленных народов России: исто-рико-правовой анализ // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3.
2. Ачугба Т.А. О национальном составе Абхазии: вторая половина Х1Х-ХХ вв. Сухум, 1999.
3. Ачугба Т.А. К обоснованию статуса «грузинских беженцев». Сухум, 2006.
4. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1995; 1997; 2000.
5. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ. 1994; 1998; 2002.
6. Дзидзоев В.Д. Проблема стабилизации межнациональных отношений на Северном Кавказе: опыт, тенденции, итоги // Проблемы истории народов Северного Кавказа: межнациональные отношения (ХХ-ХХ вв.). М., 2009.
7. Дзидзоев В.Д. Конституция неправого Грузинского государства как основание аннексии Южной Осетии и геноцида южных осетин // Материалы VI съезда осетинского народа 18-19 сентября 2007 г. в Цхинвале. Владикавказ, 2009. С. 172-180.
8. Чибиров А.Л. Южная Осетия: тернистый путь к признанию независимости // Исторический и правовой вестник: сб. науч. тр. Вып. 3 и 4. Владикавказ, 2010. С. 43-49.
9. АбдуллаевМ.-З.Н. Местные юридические обычаи и традиционные системы права в регулировании межэтнических отношений в Республике Дагестан // Исторический и правовой вестник: сб. науч. тр. Вып. 3 и 4. Владикавказ, 2010. С. 68-70.
10. Габараев А.Ш. Признание независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в контексте развития российского федерализма // Исторический и правовой вестник: сб. науч. тр. Вып. 3 и 4. Владикавказ, 2010. С. 188-194.
11. Тадтаев Т.В. Национально-освободительная борьба в Южной Осетии в начале XX в. (19001922 гг.). Цхинвал, 2014 и др.
12. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
13. Там же.
14. Конституция Республики Абхазия. Сухум, 1994.
15. Конституция (Основной закон) Республики Южная Осетия. Цхинвал, 2007.
16. Габараева Т.Ф. Проблемы становления местного самоуправления в системе народовластия в Республике Южная Осетия // Конституция и конституционная законность: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. Владикавказ, 2014. С. 257-262.
17. Табуева М.Ю. Государственное право Республики Южная Осетия: генезис, проблемы, перспективы // Конституция и конституционная законность: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. Владикавказ. 2014. С. 246-256.
18. Кочесоков З.Х. История российского конституционализма и государственного строительства // Конституция и конституционная законность: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. Владикавказ, 2014. С. 81-87.
19. Дзидзоев В.Д. К вопросу конституционного решения объединения Осетии (исторические и политико-правовые аспекты) // Конституция и конституционная законность: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. Владикавказ, 2014. С. 43-63.
20. Дзидзоев В.Д. Осмысление необходимости единения Осетии (исторические и политико-правовые аспекты) // Перспективы и особенности интеграционных процессов Северной и Южной Осетии: материалы Международной научной конференции, проведенной во Владикавказе 12-13 декабря 2013 г. Владикавказ, 2014. С.23-31.
21. Тадтаев Т.В. Интеграционные процессы Северной и Южной Осетии // Перспективы и особенности интеграционных процессов Северной и Южной Осетии: материалы Международной научной конференции, проведенной во Владикавказе 12-13 декабря 2013 г. Владикавказ, 2014. С. 60-64.
22. Чибиров А.Л. Государственность Южной Осетии в свете международной правовой практики // Перспективы и особенности интеграционных процессов Северной и Южной Осетии: материалы Международной научной конференции, проведенной во Владикавказе 12-13 декабря 2013 г. Владикавказ, 2014. С. 65-73.
23. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. Сухум, 2007.
24. Марыхуба И.Р. Абхазия: прошлое и настоящее (очерки, документы, материалы). Акуа (Сухум),
2007.
25. МедведевН.П. Межнациональные конфликты и политическая стабильность. Саранск, 1993.
26. Ильина О.Ю. Федеративное пространство России и положение в нем субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 24-31.
27. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С.20-24.
28. Гучигов Т.Х. Особенности статуса государственных языков в республиках Северо-Кавказского федерального округа // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 30-34.
29. АгеевД.А. Особенности российской модели правления // Государство и право. 2010. № 12.
30. Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.
31. Конституция (Основной закон) Республики Южная Осетия. Цхинвал, 2007.
32. Там же.
33. Там же.
34. Конституция Республики Абхазия. Сухум, 1994.
35. Там же.
36. Дзидзоев Р.М., Догузова А. Т. Республика Южная Осетия: вопросы формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.
37. Там же.
38. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
References
1. Abdullaev M.N. K probleme samoopredeleniya korennykh malochislennykh narodov Rossii: istoriko-pravovoi analiz // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 3.
2. Achugba T.A. O natsional'nom sostave Abkhazii: vtoraya polovina XIX-XX vv. Sukhum, 1999.
3. Achugba T.A. K obosnovaniyu statusa «gruzinskikh bezhentsev». Sukhum, 2006.
4. Dzidzoev V.D. Natsional'nye otnosheniya na Kavkaze. Vladikavkaz, 1995; 1997; 2000.
5. Dzidzoev V.D. Natsional'naya politika: uroki opyta. Vladikavkaz, 1994; 1998; 2002.
6. Dzidzoev V.D. Problema stabilizatsii mezhnatsional'nykh otnoshenii na Severnom Kavkaze: opyt, ten-dentsii, itogi // Problemy istorii narodov Severnogo Kavkaza: mezhnatsional'nye otnosheniya (XX-XXI vv.). M., 2009.
7. Dzidzoev V.D. Konstitutsiya nepravogo Gruzinskogo gosudarstva kak osnovanie anneksii Yuzhnoi Osetii i genotsida yuzhnykh osetin // Materialy VI s"ezda osetinskogo naroda 18-19 sentyabrya 2007 g. v Tskhin-vale. Vladikavkaz, 2009. S. 172-180.
8. Chibirov A.L. Yuzhnaya Osetiya: ternistyi put' k priznaniyu nezavisimosti // Istoricheskii i pravovoi vestnik: sb. nauch. tr. Vyp. 3 i 4. Vladikavkaz, 2010. S.43-49.
9. Abdullaev M.-Z.N. Mestnye yuridicheskie obychai i traditsionnye sistemy prava v regulirovanii me-zhetnicheskikh otnoshenii v Respublike Dagestan // Istoricheskii i pravovoi vestnik: sb. nauch. tr. Vyp. 3 i 4. Vladikavkaz, 2010. S. 68-70.
10. Gabaraev A.Sh. Priznanie nezavisimosti Respubliki Yuzhnaya Osetiya i Respubliki Abkhaziya v kontekste razvitiya rossiiskogo federalizma // Istoricheskii i pravovoi vestnik: sb. nauch. tr. Vyp. 3 i 4. Vladikavkaz, 2010. S.188-194.
11. Tadtaev T.V. Natsional'no-osvoboditel'naya bor'ba v Yuzhnoi Osetii v nachale XX v. (1900-1922 gg.). Tskhinval, 2014 i dr.
12. Politologiya. Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1993.
13. Tam zhe.
14. Konstitutsiya Respubliki Abkhaziya. Sukhum, 1994.
15. Konstitutsiya (Osnovnoi zakon) Respubliki Yuzhnaya Osetiya. Tskhinval, 2007.
16. Gabaraeva T.F. Problemy stanovleniya mestnogo samoupravleniya v sisteme narodovlastiya v Respublike Yuzhnaya Osetiya // Konstitutsiya i konstitutsionnaya zakonnost': materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. Vladikavkaz, 2014. S. 257-262.
17. Tabueva M.Yu. Gosudarstvennoe pravo Respubliki Yuzhnaya Osetiya: genezis, problemy, per-spektivy // Konstitutsiya i konstitutsionnaya zakonnost': materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. Vladikavkaz, 2014. S. 246256.
18. Kochesokov Z.Kh. Istoriya rossiiskogo konstitutsionalizma i gosudarstvennogo stroitel'stva // Konstitutsiya i konstitutsionnaya zakonnost': materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. Vladikavkaz, 2014. S. 81-87.
19. Dzidzoev V.D. K voprosu konstitutsionnogo resheniya ob"edineniya Osetii (istoricheskie i politiko-pravovye aspekty) // Konstitutsiya i konstitutsionnaya zakonnost': materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. Vladikavkaz, 2014. S. 43-63.
20. Dzidzoev V.D. Osmyslenie neobkhodimosti edineniya Osetii (istoricheskie i politiko-pravovye aspekty) // Perspektivy i osobennosti integratsionnykh protsessov Severnoi i Yuzhnoi Osetii: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, provedennoi vo Vladikavkaze 12-13 dekabrya 2013 g. Vladikavkaz, 2014. S. 23-31.
21. Tadtaev T.V. Integratsionnye protsessy Severnoi i Yuzhnoi Osetii // Perspektivy i osobennosti integratsionnykh protsessov Severnoi i Yuzhnoi Osetii: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, provedennoi vo Vladikavkaze 12-13 dekabrya 2013 g. Vladikavkaz, 2014. S. 60-64.
22. Chibirov A.L. Gosudarstvennost' Yuzhnoi Osetii v svete mezhdunarodnoi pravovoi praktiki // Per-spektivy i osobennosti integratsionnykh protsessov Severnoi i Yuzhnoi Osetii: materialy Mezhdunarodnoi nauch-noi konferentsii, provedennoi vo Vladikavkaze 12-13 dekabrya 2013 g. Vladikavkaz, 2014. S. 65-73.
23. Bgazhba O.Kh., Lakoba S.Z. Istoriya Abkhazii s drevneishikh vremen do nashikh dnei. Sukhum,
2007.
24. Marykhuba I.R. Abkhaziya: proshloe i nastoyashchee (ocherki, dokumenty, materialy). Akua (Su-khum), 2007.
25. MedvedevN.P. Mezhnatsional'nye konflikty i politicheskaya stabil'nost'. Saransk, 1993.
26. Il'ina O.Yu. Federativnoe prostranstvo Rossii i polozhenie v nem sub"ekta Rossiiskoi Federatsii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 3. S. 24-31.
27. Stepanova A.A. Eshche raz o federativnom ustroistve Rossii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 7. S. 20-24.
28. Guchigov T.Kh. Osobennosti statusa gosudarstvennykh yazykov v respublikakh Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 7. S. 30-34.
29. AgeevD.A. Osobennosti rossiiskoi modeli pravleniya // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 12.
30. Chirkin V.E. Netipichnye formy v sovremennom gosudarstve // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 1.
31. Konstitutsiya (Osnovnoi zakon) Respubliki Yuzhnaya Osetiya. Tskhinval, 2007.
32. Tam zhe.
33. Tam zhe.
34. Konstitutsiya Respubliki Abkhaziya. Sukhum, 1994.
35. Tam zhe.
36. Dzidzoev R.M., Doguzova A.T. Respublika Yuzhnaya Osetiya: voprosy formy pravleniya // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2011. № 6.
37. Tam zhe.
38. Politologiya. Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1993.
Поступила в редакцию 2 ноября 2015 г.
Received 2 November, 2015