Экспертиза
Александр САЦУТА
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Национальная безопасность современной России - сложное социальное явление.
В структуре ее основ важнейшими являются политико-правовые. Политикоправовые основы национальной безопасности составляют официально принятые и закрепленные в государственных документах взгляды и нормы о национальной безопасности страны.
Политико-правовые основы национальной безопасности являются духовно-практическим образованием. В соответствии с принятым в науке подходом, в содержании такого образования правомерно выделять три взаимосвязанных уровня.
Доктринально-политический уровень составляют официально принятые в стране концептуальные политические идеи и взгляды о национальной безопасности и ее структуре, обеспечении и реализации национальных интересов, опасностях и угрозах им. В современных отечественных политических и политико-юридических документах национальная безопасность характеризуется как одна из главных проблем российского общества, относящаяся к предметам ведения и конституционным функциям российского государства. Национальная безопасность современной России определяется как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»1. По сути, безопасность рассматривается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. При этом личность и ее интересы, права и свободы человека относятся к приоритетным. «Человек, его права и свободы, — указывается в Конституции Российской Федерации, — являются высшей ценностью»3.
В политических и политико-юридическихдокументах Российской Федерации национальная безопасность рассматривается как образование, объединяющее внутреннюю и внешнюю безопасность, экономическую, социальную, политическую, духовную, информационную, военную, пограничную, экологическую, другие разновидности и уровни национальной безопасности. Определяется, что организация и функционирование этого образования, отражающего количественно-качественные характеристики общественных отношений, должны быть адекватными существующим вызовам и угрозам национальным интересам России. Достигается это предотвращением и устранением опасностей и угроз национальным интересам, а также развитием и укреплением прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей российского общества, защитой конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности России.
Современную систему обеспечения национальной безопасности России образуют органы законодательной, исполнительной и
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000. № 2, стр. 691
2 О безопасности. Закон Российской Федерации. Сборник законов Российской Федерации. М.: «Эксмо», 2003, стр. 1
3 Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во «Проспект», 2006, стр. 2
САЦУТА Александр Александрович — помощник военного прокурора гарнизона, адъюнкт заочной формы обучения кафедры политологии Военного университета
судебной властей, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности. Ведущее положение в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации занимают органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, «осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства»1.
Социальная роль национальной безопасности как явления, отраженного в ее функциях, заключается в создании необходимых условий и предпосылок для обеспечения и реализации национальных интересов стра-ны2. Национальные интересы России — это осознанные и официально выраженные государством потребности российского народа в самосохранении и прогрессивном развитии, поддержании своего культурноисторического своеобразия и социального единства, обеспечении безопасности, сохранении и умножении принадлежащих ему материальных и духовных ценностей. Они представляют собой совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах общественной жизни3. В каждой из сфер общественной жизни национальные интересы имеют свое специфическое содержание, особенности обеспечения и реализации с учетом существующих здесь опасностей и угроз.
Доктринально-политический уровень политико-правовых основ национальной безопасности в их содержании является ключевым. Это политическая идеология государства и общества в области национальной безопасности. Он задает содержание, характер, цели и параметры нормативного и политико-организационного уровней.
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г. Собрание законодательства Российской Федерации, стр. 703
2 О безопасности. Закон Российской Федерации Сборник законов Российской Федерации, стр. 9
3 О безопасности. Закон Российской Федерации Сборник законов Российской Федерации, стр. 1; Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г. Собрание законодательства Российской Федерации, стр. 692
Нормативный уровень политико-правовых основ национальной безопасности составляет совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных правовых норм и правил, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности, деятельность субъектов, органов и сил обеспечения национальной безопасности. Он определяет правовое пространство реализации официальных доктринально-политических идей и взглядов о национальной безопасности. В настоящее время правовое регулирование сферы национальной безопасности осуществляется Конституцией Российской Федерации, более чем 75 федеральными законами, шестью различными доктринами, десятью концепциями, 200 указами Президента России, около 500 постановлениями Правительства Российской Федерации, а также Конституциями и нормативными актами субъектов Российской Федерации, подзаконными актами.
На нормативном уровне включены в правовой лексикон и легализованы понятия и термины, относящиеся к проблеме национальной безопасности, раскрываются правовые механизмы взаимосвязи между отражаемыми ими предметами социальной реальности. Определяется правовой механизм предупреждения и нейтрализации угроз и вызовов национальным интересам в различных сферах общественной жизни.
Доктринально-политический и нормативный уровни политико-правовых основ национальной безопасности Российской Федерации как их концептуальная и правовая составляющие практически реализуются на политико-организационном уровне. Политико-организационный уровень — это целенаправленная деятельность субъектов национальной безопасности и прежде всего государства, органов и сил обеспечения национальной безопасности по созданию необходимых предпосылок для сохранения и совершенствования национальной безопасности страны, защиты ее национальных интересов.
На этом уровне официальные политические взгляды и идеи о национальной безопасности отражаются и реализуются в политических решениях и программах, конкретных целях и задачах деятельности субъектов национальной безопасности, в содержании мероприятий органов и сил обеспечения национальной безопаснос-
ти. Главная цель деятельности субъектов национальной безопасности Российской Федерации заключается в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности объектов безопасности, такого положения страны, которые создают благоприятные условия для развития личности, общества и государства, исключают опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, поддержания способности государства реализовывать национальные интересы страны.
На политико-организационном уровне органами государственной власти принимаются политические решения и планы по формированию и совершенствованию предпосылок для обеспечения и реализации национальных интересов страны. Проблемы национальной безопасности отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, регулярно рассматриваются на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства, Совета Безопасности Российской Федерации, Госсовета России и его Президиума, органами власти субъектов Российской Федерации.
Различные аспекты национальной безопасности страны отражаются практически во всех принимаемых федеральными органами власти программах и планах. Из 48 федеральных целевых программ, действовавших в 2007 г., примерно 10 были ориентированы на обеспечение национальной безопасности, а из планируемых на 2009 г. — 4 непосредственно относятся к сфере обороны и безопасности страны.
Государством и другими субъектами политики осуществляется постоянная работа по формированию и оптимизации структуры органов и сил обеспечения национальной безопасности. В Энциклопедическом словаре-ежегоднике «Безопасность Евразии» в 2002 г. в список органов и сил обеспечения безопасности России включено 62, в 2003 г. — 101, в 2004 г. — 107 различных ведомств, учреждений, организаций, формирований. В последние годы сформированы такие органы обеспечения национальной безопасности России, как Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации, Национальный антитеррорис-тический центр, Следственный комитет при Генеральной прокуратуре Российской
Федерации. Органами обеспечения национальной безопасности правомерно считать образованный для выполнения положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Совет по реализации национальных проектов и демографической политике, а также правительственные советы и комиссии по различным отраслям экономики, науки и техники. Созданы негосударственные общественные объединения, институты гражданского общества, оказывающие содействие деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности страны — Общественная палата Российской Федерации, общественные советы при силовых ведомствах, Коалиция неправительственных общественных организаций по защите избирательных прав граждан.
Содержанием политико-организационного уровня являются конкретные практические мероприятия субъектов обеспечения национальной безопасности.
В последние годы в государственном бюджете постоянно увеличиваются расходы на оборону и безопасность. Активизировались работы по созданию и производству современных специальных, технических и боевых средств для сил и подразделений обеспечения национальной безопасности страны, модернизация и совершенствование средств, которыми они оснащены. Регулярно проводятся тренировки и учения сил и подразделений обеспечения национальной безопасности, оптимизируются способы и приемы выполнения стоящих перед ними задач.
Официальные представители России постоянно выступают с предложениями по укреплению безопасности в ООН, других международных и региональных организациях, на международных семинарах и форумах.
Политико-правовые основы национальной безопасности России представляют динамичное, постоянно развивающееся образование. В современных условиях, с учетом современного уровня разработки теории национальной безопасности, состояния национальной безопасности страны, они нуждаются в дальнейшем совершенствовании и актуализации.
Первостепенной актуальной проблемой является усиление комплексности и взаимосвязи содержания, совершенствование структуры политических документов
и нормативно-правовых актов, определяющих политические параметры и правовое поле национальной безопасности страны. Положения и нормы действующих документов и нормативно-правовых актов недостаточно согласованы, слабо развивают и дополняют друг друга. Так, отдельные статьи Федерального закона «О безопасности» не в полной мере согласуются с Конституцией Российской Федерации, а закон в целом не отражает задачи обеспечения безопасности, сформулированные в Основном законе страны и Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
На доктринально-политическом и нормативном уровнях сегодня не сформирован необходимый набор взаимосвязанных документов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение задач в сфере национальной безопасности, изложенных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Пока не разработаны отдельные политические документы и нормативно-правовые акты, определяющие параметры безопасности и ее обеспечения в таких важнейших сферах общественной жизни, как экономическая, социальная, политическая, духовная. Необходимы также системные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование и деятельность одного из главных органов обеспечения национальной безопасности страны — военной организации российского государства и ее ядра — Вооруженных сил. Социально востребованными являются законы о борьбе с коррупцией, организованной преступностью, о налогах на роскошь и богатство, многомиллионное наследство.
Особое значение для актуализации политико-правовых основ национальной безопасности современной России имеет обновление и развитие концептуальных политических положений и идей, правовых норм по вопросам национальной безопасности и ее обеспечения. В настоящее время очевидными являются декларативность и противоречивость, двойной смысл и неактуальность части из них, особенно разработанных и официально принятых в 90-е гг. XX и в начале XXI в.
Важнейшей актуальной проблемой в совершенствовании политико-правовых основ является приведение в соответствие с правилами формальной логики и теоретическими подходами содержания политических и юридических документов, нормативно-правовых актов, субординационно-координационных связей и отношений между явлениями, процессами, образованиями и институтами в сфере национальной безопасности и ее обеспечения. В настоящее время в действующих официальных документах в едином логико-смысловом поле нередко выделяются государственная, федеральная, экономическая, общественная, оборонная, конституционная и другие разновидности национальной безопасности, что с позиций научной классификации неправомерно. При характеристике опасностей и угроз национальным интересам страны в отдельных сферах общественной жизни в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в одном случае раскрывается их содержание, в другом — чем они обусловлены, в третьем — как они проявляются. Допускается смешение форм и способов обеспечения и реализации национальных интересов страны с задачами обеспечения безопасности страны, не всегда строго разделяются задачи отдельных органов и сил обеспечения национальной безопасности, не определяется их иерархия.
Нуждаются в улучшении координация деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности, повышение оперативности и качества прогнозирования опасностей и угроз национальным интересам страны.
Политико-правовые основы определяют организацию и состояние национальной безопасности России, параметры ее обеспечения. В настоящее время они представляют сформировавшееся по структуре и содержанию духовно-практическое образование. Дальнейшая оптимизация и актуализация политико-правовых основ национальной безопасности России является объективной необходимостью, важнейшей предпосылкой обеспечения и реализации ее национальных интересов.