ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 384
В.П. Галуза
V. Galuza
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ДВОРЯНСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РОССИИ
POITICAL AND LEGAL ASPECTS OF NOBLE REVOLUTIONISTS CONCEPTION ABOUT THE REFORMING OF RUSSIA
В работе изложены политические и правовые аспекты концепции дворянских революционеров (декабристов) по реформированию России.
Представлен комплекс идей членов тайных организаций, отраженных в их программных документах начала XIX в.
Рассмотрено многообразие политико-правовых источников. Показана деятельность дворян-революционеров, нацеленная на будущее России
The article contains political and legal aspects of noble revolutionists (the Decembrists) conception about the reforming of Russia.
There is a complex of clandestine organizations members ideas reflected in their policy documents of the early 19th century.
The variety of political and legal sources is considered. The activity of noblemen-revoultionists focused on the future of Russia is shown in the article
Ключевые слова: концепции дворянских революционе- Key words: noble revolutionists (the Decembrists) concep-ров (декабристов) tions
Исторические условия формирования и развития идей «декабристов» (термин нарицательный - В.Г.) зачастую характеризуются несколько упрощенно. Речь идет лишь о том, что молодые офицеры, участвовавшие в Отечественной войне 1812 г., столкнувшись с опытом Франции, попытались увиденное переложить на русский менталитет. Несомненно, что участие в освободительном походе в Западную Европу сыграло роль первичного импульса для развития ряда идей декабристов. Однако, по нашему мнению, анализ как идей декабристов, так и самого декабрист-
ского движения, многое теряет без рассмотрения его в более широкой исторической ретроспективе прогрессивных буржуазных преобразований не только во Франции, но и в других частях как Старого, так и Нового Света.
Суженная ретроспектива анализа теоретической базы декабристского движения приводит, по нашему мнению, как к обеднению палитры идей декабристов, так и к упрощенной их трактовке, недостаточному вниманию к анализу многообразия тенденций русского революционного движения.
Следует, прежде всего, учитывать, что
наполеоновская Франция в условиях установления института императора начала меняться внутренне, теряя привлекательность в глазах ранее поднятых на революционные преобразования достаточно широких социальных групп и классов. Сужение социальной базы французской революции явилось одной из причин (пусть и не единственной) ее поражения. В то же время в других регионах в Старом и Новом Свете и, прежде всего, в Северо- Американских Штатах, накапливался не менее серьезный опыт преобразований.
Сужение теоретической базы и исторического опыта как материала декабристского движения в России приводит к недооценке целостности их правовых концепций, поскольку речь шла не просто о свержении абсолютной монархии и установлении республики или ограничении монархии конституцией (государственное право), но о целом комплексе правовых институтов гражданского и уголовного, введение или переосмысление которых только и могло придать завершенность революционным преобразованиям в России. Развитие общественного и национально-освободительного движения во многих государствах мира, а также принятие Конституции США, Франции, Испании наложили особый отпечаток на формирование правовых институтов в политических программах тайных декабристских организаций.
Среди важнейших задач Французской революции 1789-1793 гг. была и такая, как достижение и реализация конкретных правовых институтов буржуазного государства. В «Декларации прав человека и гражданина», конституции были провозглашены идеи естественного права. Именно эти идеи оказали серьезнейшее влияние на истинный цвет тогдашнего русского общества декабристов. Многие видели осуществление целей, «соответствующих их собственным социальным и политическим стремлениям» [1]. Отсюда
стремление идеологов декабристского движения к разработке новых принципов уголовного права в области наказания, разработке понятия «презумпция невиновности» в уголовном
праве.
Несмотря на известное отставание соответствующего Уголовного законодательства наполеоновской Франции от наиболее прогрессивного на тот момент Гражданского кодекса (Code civile), оно, сравнительно с российским уголовным законодательством, было весьма перспективным, поскольку в нем был разработан ряд прогрессивных принципов уголовного процесса.
Аналогично обстояло дело и с опытом Испанской революции 1808-1810 гг., в ходе которой была сделана попытка решения ряда вопросов права землепользования: ликвидации феодальной системы аренды земли; передачи прав землепользования частью королевских и общинных земель безземельным крестьянам.
В ходе Испанской революции 1820-1823 гг. также осуществлялись попытки изменения базовых элементов уголовного, гражданского, материального и процессуального права: уничтожение инквизиционного процесса; решения ряда вопросов права землепользования и таких, как восстановление ряда законодательных актов об отмене феодальных земельных повинностей, изъятие у монастырей части земли, внесение новых предложений по ограничению феодального землевладения.
Несомненно, что опыт преобразований рассматриваемого периода Швейцарии, Латиноамериканских революций, одним из результатов которых были попытки выработки процессуальных гарантий личности (право на защиту, презумпция невиновности и разрешение ряда прогрессивных положений в области избирательного права) также не остался без внимания российских революционеров.
Переосмысленные применительно к новым задачам американского общества правовые институты были заложены и нашли свое отражение и в Конституции США 1787 г. с ее поправками и изменениями до 1823 г. В ней обеспечивалась и осуществлялась разработка некоторых прогрессивных положений в области судопроизводства: введение суда присяж-
ных; право обвиняемого на публичный суд и защитника; судебное разбирательство по месту совершения преступления.
В Конституции США обеспечивалась разработка понятия отдельных государственных преступлений, а также системы избирательного права. Провозглашены ряд политических свобод граждан: свободы слова, печати, собраний, вероисповедания. Конституция предусматривала создание милиционной формы ополчения; привлечение к уголовной ответственности и применению наказания только на основании закона.
Сама же Конституция США имела буржуазно-демократический характер и достаточно предметно формировала правовые институты государства: четкое разграничение компетенции конгресса и Президента США; республиканская форма правления, основанная на теории разделения властей; разработка принципов и системы избирательного права; установление имущественного ценза при выборе представительных органов; утверждение уголовно-процессуальных гарантий личности: условия задержания, ареста, содержания под стражей, провозглашения принципа презумпции невиновности; провозглашение принципа невмешательства в области международного права; провозглашение в уголовном праве принципа наказания в строгом соответствии с законом; провозглашение принципа неприкосновенности частной собственности; разработка некоторых положений избирательного права: право избирать и быть избранным имеет мужское население с 25 лет; наличие незначительных цензовых ограничений.
Несомненно, что эти тенденции развития правовой теории как правовой основы национально-освободительного движения революционных масс и конституций (основных законов) в других странах не могли не учитываться и в программных документах тайных обществ России 1816-1825 гг. Естественно, что дворянские революции не ограничиваются одной критикой действующего законодательства. Они не только делают теоретические разработки тех
или иных правовых институтов, но и занимаются подготовкой будущих органов надзора за соблюдением законов со стороны должностных лиц и государственных учреждений.
В своем конституционном проекте выдающийся дворянский революционер П.И. Пестель, доказывая необходимость государственных преобразований в России, утверждал, что ее политический строй может быть основан «на одних только точных и справедливых законах и постановлениях» [2]. Это, в свою очередь, ведет к главнейшей необходимости: в издании полного нового Уложения, или Свода законов России.
В «Записке о государственном правлении» (1818-1819 гг.) и в «Кратком умозрительном обозрении государственного правления» (1820 г.) П.И. Пестель дает общее определение понятия «право». Он пишет: «Закон - суть правила, выражающие устройство и образование вещей и определяющие порядок и круг их действия» [3].
Из провозглашения декабристами принципа равенства всех граждан перед законом и вывод о недопустимости его нарушения. Н.М. Муравьев в проекте своей конституции указывает, что «никакое нарушение закона не может быть оправдано» [4].
Многие декабристы являлись последовательными сторонниками кодифицированного законодательства. Н.И. Тургенев, выделяя в плане политических преобразований в России ряд периодов, писал: «В течение первого периода надлежит заняться: 1. Составлением кодекса всех законов» [5]. С предложением же о создании в будущем полного свода законов П.И. Пестель в последней главе своей работы «Русская Правда» предусматривал необходимость дать наказы для его составителей и внести конкретные предложения по разработке отдельных отраслей права.
Высокая оценка правовых начал в жизни общества проявилась в известном факте предложения ряда декабристов ввести в высшие органы управления будущей России известного реформатора М.М. Сперанского, за-
нимавшегося проблемами кодификации права и составившего Свод законов Российской империи. М.М. Сперанский в период следствия по делу декабристов был по иронии судьбы включен императором Николаем I в состав следственной комиссии. Это обычно подается как исторический парадокс. По нашему мнению, данный «курьез» может быть и должен быть переосмыслен в широкой исторической перспективе. Зачастую говорится о том, что декабристы потерпели поражение. Факт суда над ними и жестокого наказания не может быть оспорен. Однако сохранение позиций М.М. Сперанского в системе государственного управления России подталкивает нас к несколько другим выводам. Идеи декабристов в последующий исторический период были в значительной степени реализованы. Однако эта реализация осуществлялась уже не самими декабристами, а силами многочисленных воспитанников М.М. Сперанского, отправленных на учебу в Западную Европу, в основном, в германские университеты. Реализация правовых идей декабристов могла быть осуществлена только при активном участии большого количества профессиональных юристов, которых в период декабристского восстания в России просто не было. Рассмотрим несколько подробнее диалектику идей декабристов и их реализации.
Не пытаясь охватить все стороны правового поиска декабристов в государственном, гражданском и уголовном праве, остановимся на судьбе базовых правовых идей в сфере государственного управления и самоуправления и избирательного права. Важнейшим вопросом в деятельности членов тайных обществ явилось их понимание избирательного права и роль различных народных масс государства. Правовые взгляды декабристов на избирательную систему значительно опережали события и положение дел в стране.
В программных документах определялась роль различных социальных групп, дворян, других сословий, входящих путем избрания в органы государственной власти и мест-
ного самоуправления.
После отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности по Положению 1861 г. представляла из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старейшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по избранию на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление.
Выборный сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах сельского общественного управления, так и административнополицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствии сельского старосты решения сельского схода считались незаконными.
В итоге волостное и сельское самоуправление при таких условиях развития не получило. Основным недостатком крестьянского самоуправления было сохранение сословного принципа в его формировании. Органы крестьянского общественного управления находились под двойным контролем: как со стороны местных учреждений по крестьянским делам, основной состав которых формировался из помещиков, так со стороны местных судебно-административных органов, представители которых одновременно замещали должности по крестьянскому управлению. Массовое недовольство крестьян своим положением, осознание местным дворянством бедственного состояния дел в губерниях привели к всплеску политической активности. Результатом явилось утверждение Александром II компромиссного Положения о земских учреждениях 1864 г.
В основу данного Положения был заложен принцип имущественного ценза, причем на первый план все же выдвигались интересы дворян землевладельцев, а с интересами промышленников и крестьян государство считалось мало. В итоге преобладающее внима-
ние на местные дела было предоставлено дворянству. В то же время необходимо ответить, что в начале XIX в. в России проявилось мощное революционное движение в сторону изменения формы государства, принятие конституции и введение республиканского правления. Государственно-правовые взгляды декабристов были изложены в их программах-документах 1816-1825 гг., но в сути царизм пошел по другому пути. Об этом свидетельствует земское и городское самоуправление.
Земства располагало очень скудными средствами. Главным источником новых доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. При всяком улучшении, которое предпринималось земством, за неимением других источников приходилось прибегать к повышению налогов. Но и в этой сфере компетенция земства была ограничена: право земства на обложения торговопромышленных предприятий было значительно урезано Временными Правилами. Для новых налогов оставались одни земли, хотя земли и без того несли высокие платежи, которые на крестьянских участках нередко превосходили свои доходы.
Но даже в таких узких приделах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключение займов, проекты смет требовали утверждение губернатором или министром внутренних дел. Каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последние инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую часть в ведении правительственных учреждений и тем лишая земства исполнительной власти, закон 1864 г. еще более обессилил их.
13 июня 1867 г. в государстве был издан закон, еще более стеснивший земскую деятельность, и ввел губернаторскую цензуру. Отныне печатание постановлений и земских речей допускалось только с разрешения губернатора, а для земских изданий была установлена предварительная цензура. Затем по-
следовало новое существенное стеснение для земской деятельности от 18 сентября 1869 г., земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.
Наиболее прогрессивной явилась реформа городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городовым Положениям. Избирательное право как активное, так и пассивное, было предоставлено каждому городскому обывателю, какому бы сословию он не принадлежал, если он являлся русским подданным не младше 25 лет.
Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведение городского хозяйства и решение местных дел.
На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия.
По своей сути, Положение 1870 г. являлось крупным шагом вперед по сравнению с предшествующим периодом. Оно позволило говорить о реальных предпосылках формирования в России отрасли муниципального права и усиление административных начал 90-х гг. XIX столетия. Это способствовало всплеску муниципального законотворчества и избирательного права 1906-1917 гг.
Новое же Земское Положение 1890 г. фактически отрицало всякую связь с идеей местного самоуправления. По данному Положению, были лишены избирательных прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был, по существу, уничтожен принцип выборности управ.
Учесть земских учреждений в 1892 г. постигла и городское самоуправление. Городо-вое Положение 1892 г. значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6...8 раз и, в конечном счете, реформа 1890-1892 гг. отбросила устройство местной власти и систему муниципальных выборов в России далеко назад.
Таким образом, исследование деятельности декабристов в более широкой исторической перспективе позволяет сделать следующие выводы.
Декабризм - не только русское явление. Российские декабристы должны рассматриваться как звено демократических преобразований в масштабах не только России и даже Европы, но и с учетом взаимодействия идей Старого и Нового Света.
Идеи декабристов во многом явились отражением развития правовой теории в странах Западной Европы и Северо- Американских Штатов периода после Великой Французской революции.
Декабристы не только составили план изменения государственного строя России. Не
1. Штанге М.М. Русское общество и французская революция 1789-1794 гг. / М .М. Штанге. - М.: АН ССР, 1956. - С. 103.
2. Пестель П.И. Русская правда / П.И. Пестель // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. - Т. 1.
- М.: Госполитиздат, 1951. - С. 82.
3. Прозорова Н.С. Вопросы права в произведениях П.И. Пестеля / Н.С. Прозорова. - М.:
Коротко об авторе________________________________
Галуза Владимир Прокопьевич, доцент кафедры государственного и муниципального права юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Научные интересы: история дворянских революционеров
менее серьезное внимание членами тайных обществ-революционеров уделялось развитию базовых институтов государственного, гражданского и уголовного права. Именно реализация правовых начал (и их детализация) преобразованного русского государства обеспечивала, согласно планам декабристов, окончательную победу новых отношений. Идеи декабристов в сфере гражданского и уголовного права как правовой основы реформирования России в XIX в. требуют специального анализа.
Поражение восстания на Сенатской площади не означало поражения идей декабристов и их планов реформирования России. Более того, именно декабристские идеи определяли дальнейшее движение России. Реализация идей декабристов в существенной мере связана с созданием профессиональной группы юристов, осуществленной их идейным союзником М.М. Сперанским.
Таким образом, политико-правовые идеи декабристов должны рассматриваться как непосредственная теоретико-правовая основа реформирования России на протяжении всего XIX в.
_______________________________Литература
Просвещение, 1975. - № 6. - С. 112.
4. Муравьев Н.М. Конституция / Н.М. Муравьев // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1951. - С. 303.
5. Солодкин И.И. Очерки по истории русского уголовного права / И.И. Солодкин. - Л.: ЛГУ, 1961. - С. 124.
_________________________Some facts about author
Galuza Vladimir, associate professor of State and Municipal Law department of law institute of the Chita State university
Sceintific interests: the histori of revolutionists (the Decembrists)